Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ТИТУЛЬНЫХ СТРАНИЦ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКОВ «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА» И «THüRINGER ALLGEMEINE ZEITUNG»)'

СТРУКТУРА ТИТУЛЬНЫХ СТРАНИЦ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКОВ «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА» И «THüRINGER ALLGEMEINE ZEITUNG») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1145
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУТЕНБЕРГОВСКАЯ ЭПОХА / ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ / НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ / GUTENBERG’S ERA / PRINTAND E-MASS MEDIA / DATA MEDIUM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рашитова Татьяна Фаритовна

Автор проводит анализ структуры титульных страниц электронной и печатной версий русскоязычного и немецкоязычного еженедельников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some similarities of “Rossiiskaya gazeta” and “Thüringer Allgemeine Zeitung”

German-speaking and Russian-speaking weekly newspaper are discussed in the article. The author makes an attempt to analyse structure of both editions: web-sites and print versions.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ТИТУЛЬНЫХ СТРАНИЦ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКОВ «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА» И «THüRINGER ALLGEMEINE ZEITUNG»)»

УДК 070 (470+430)

© Т. Ф. Рашитова

Структура титульных страниц печатных изданий

(на материале еженедельников «Российская газета» и «Thüringer Allgemeine Zeitung»)

Автор проводит анализ структуры титульных страниц электронной и печатной версий русскоязычного и немецкоязычного еженедельников.

Ключевые слова: гутенберговская эпоха, печатные и электронные СМИ, носитель информации.

T.F. Rashitova

About some similarities of "Rossiiskaya gazeta" and "Thüringer Allgemeine Zeitung"

German-speaking and Russian-speaking weekly newspaper are discussed in the article. The author makes an attempt to analyse structure of both editions: web-sites and print versions.

Keywords: Gutenberg's era, print- and e-mass media, data medium.

Новые информационные технологии и их продукты составляют сегодня альтернативу печатным СМИ, а в некоторых случаях вытесняют их. Посему научное сообщество все чаще поднимает вопрос заката гутенберговской эпохи, о чем еще в 1960-е гг. писал М. Мак-Люэн. Привычное перелистывающее движение руки сменяется легким касанием кончика пальца или стилуса (разговорное название компьютерного или светового пера (англ. light pen) - одного из инструментов ввода графических данных в компьютер, разновидностей манипуляторов) сенсорной панели смартфона, планшета и прочих гаджетов (от англ. gadget - приспособление, штуковина, преимущественно техническая новинка). И все чаще мы, испытывая на себе давление дискурса медиа, причисляем образ человека с развернутой газетой в руках к серии картинок в стиле «ретро». Сегодня путь свеженапечатанной газеты от типографии до рук читателя оказывается слишком долгим и мы, гармоничные «хомо телевизионис» [Мак-Люэн], прикладываем немало усилий, объясняя поколению «людей прошлого» [Тоффлер, с. 50], как мы читаем газеты в сети Интернет.

Гутенберговская эпоха, наряду с двумя предыдущими эпохами развития человеческой коммуникации - устной и письменной речью, дала человечеству возможность выживать, самореализовываться, создавать и приобщаться к культурному наследию. Непрерывно растущие потребности общества повышают темпы развития научной мысли, но изначально поставленные цели зачастую приводят к неожиданным результатам, в значительной мере - если в центре того или иного процесса стоит человек. Каждая эпоха развития коммуникации, совокупность особенностей ее контекста определяют форму и функциональность носителя информации отдельно взятого периода.

Считается, что в нынешний постгутенберговский этап развития коммуникации произошло изменение носителя информации с бумажного на электронный, что привело к новому способу организации текстового пространства. Новый тип текста, характеризующийся рядом структурных и функциональных особенностей, по сравнению с обычным текстом на бумажном носителе, получил название «гипертекст» [Лутовинова, с. 18]. Рассмотрим, как данное понятие преломляется в ходе сопоставительного анализа двух периодических изданий.

Каждое солидное периодическое издание включило в технологический процесс выпуска очередного номера не выполнявшуюся ранее операцию - размещение его электронной версии в сети Интернет, делая газету доступной «он-лайн». Данное изменение носит не просто технический характер, но оно модифицирует концепцию периодического издания и, как кажется, приводит к значительным преобразованиям его структуры и функциональной стороны. Тем не менее, даже беглый просмотр титульных листов печатных версий газет обнаруживает сходство их вербально-визуальной конструкции с контентом стартовых страниц web-сайтов этих же газет. Отталкиваясь от вышеизложенного, мы пришли к гипотезе о том, что изменение «материала» носителя информации с бумажного на электронный не (в полной мере) приводит к новому способу организации текстового пространства.

Для проверки данной гипотезы нами были выбраны два еженедельных издания: российское -«Российская газета» и немецкое - «Thüringer Allgemeine Zeitung», титульные листы их печатных версий и стартовые страницы web-сайтов в сети Интернет. Выбор именно периодических изданий обу-

словлен тем, что газета давно перестала быть просто источником информации, а приобрела характер социального явления, войдя в повседневную жизнь человека, в его глазах представляя собой картину общества. Издания, отстающие от актуальных тенденций медиа-мира, быстро теряют спрос и аудиторию.

Чтение издания начинается с обложки, для периодического издания это титульный лист. Титульная страница - это наиболее важная часть газеты, задающая горизонты ожидания и анонсирующая содержание номера еженедельника. Титульный лист «оффлайновой» газеты представляет собой комбинацию иерархически структурированных текстовых и визуальных элементов. Основная идея «текстового дизайна» прочно вошла в профессиональный быт разработчиков газет. Отметим основные его компоненты: выделенные графически заголовки, изображения и подписи к ним, шмуцтитулы (листы впереди титула, на лицевой странице которых размещаются заглавия или заголовки), типографические заглавные надписи и членение на абзацы. Среди основных структурных характеристик печатных СМИ известно деление текста на модули или кластеры. Дробление текста на кластеры - это одна из возможностей устройства текста, отвечающая потребностям читателя.

Под термином «кластер» понимается «в разных областях науки... единое целое, состоящее из множества отдельных единиц» [Blum, р. 24]. В печатных СМИ этим понятием обозначается множество языковых и неязыковых единиц, которые сообща многогранно и с различных перспектив освещают тематизируемое событие. При такой форме устройства текста составные элементы кластера вынимаются из изначального текста и представляются в виде множества коротких текстов, объединенных заголовком. Это необходимо для того, чтобы кластеры осмысливались как единство прочно связанных элементов. Реципиент определяет порядок восприятия кластеров по личному усмотрению. При добавлении к данной текстовой картине графики приобретается возможность быстро и всеохватывающе информировать читателя, который привык к восприятию визуальных сигналов [Hackl-Rößler, S. 26]. Согласно закономерностям зрительного восприятия человек, для преобразования информации в релевантные когнитивные единицы, производит членение на «макротипографические порции» (= оптическое членение текста), которое при чтении облегчает переработку текста [Heijnk, S. 146].

Отсюда вытекает одна из основных целей текстового дизайна - способствовать пониманию, быстрому чтению и облегченному восприятию текста [Hackl-Rößler, S. 3]. Приведенные ниже иллюстрации подкрепляют сформулированные выше тезисы относительно текстовой структуры титульной страницы газеты (см. рис. 1 и 2).

Для иллюстрации сходства кластерного устройства титула печатного издания (далее ПИ) и его Интернет-версии, обратимся к дефиниции понятия «гипертекст». Термин «гипертекст» был веден Т. Нельсоном в 1965 г. для обозначения документов, выражающих нелинейную структуру идей, для описания записей, согласующихся со структурой мыслей, непоследовательных и связанных друг с другом всевозможными переходами [Nelson, p. 84]. Простейшим примером гипертекста может быть любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. Читать такой текст можно по-разному, от одной статьи к другой, по мере необходимости, игнорируя гипертекстовые отсылки, читать статьи подряд, не обходя отсылки, наконец, пуститься в «гипертекстовое плавание», т.е. от одной отсылки переходить к другой. Исследователи отмечают в своей интерпретации явления гипертекста отсутствие необходимости непосредственной связи с компьютером [Михайлов, 34-52]. В качестве основных характеристик гипертекста, отличающих его от текста, О.В. Лутовинова называет фрагментарность, нелинейность, бесконечность, разнородность, интерактивность. Фрагментарность, или дисперсность, структуры гипертекста заключается в том, что информация представляется в виде гнезд, его структура состоит из звеньев фрагментов, и начать чтение гипертекста можно с любого звена. «Отправная точка» и «траектория движения» определяются непосредственно читателем, как это происходит и в процессе чтения титульной страницы газеты.

Фрагментарность становится основой для нелинейного восприятия гипертекста [Лутовинова, с. 18]. Чтение текста данного типа называется «браузингом» (англ. browsing - просмотр, беглое чтение). Перемещение от одного фрагмента гипертекста к другому получил название «навигации» (англ. navigate» - плавание, навигация) (см. рис. 3 и 4). Но если вернуться к рис. 1 и 2, можно констатировать, что обозначенные в данном абзаце тезисы одновременно являются релевантными описанию титульных листов печатных изданий. То есть структура титульного листа печатного варианта газеты коррелирует с концепцией гипертекстуальности.

РОССИЙСКАЯ

Tirmger 0 Allgemeine

l 4UiiV4i:k.j. л Ii'. Ulli Riii тс ч-irrti и in ы i Ii ■. "-iinn f:

■ншишш^

ГАЗЕТА

iifc«'

ШЯ

ПРОГРАММАДНЯ TEMA ДНЯ: »ДЕНЬ ГОРОДА»

ГОРОДА НАСТЕНДЕ _ «РОССИЙСКОЙ Приглашаем всех на площадку «Российском газеты»

Thürinj^ns längste Bnlcltc

12.) S

ButryiLiruut *орсМ-раф»Пп:*ит лт j«fi->» •TJH№Ui( •

12,30 йнмис конкурсы

14.00

Поиштгльиыс

15.00

Для

Чппншш по min

15.20

BmyiHDHi ШСу-бМП!

Футблльный конкур* !*я7?1яле ' „ . г МНШН

• Kv.ni ник мяча» -.

УШШ «КАСКАД'

Добро пожаловать на площадку «Российской газеты-Пушкинская площадь. Плошалка за памятником A.C. Пушкину

Рис. 1

Рис. 2.

РОССИЙСКАЯ

^^ ftueringer-aflgeiiieine.de Щ

sa'"

ш GH Ш p—

t- —ai IRffi: bat

свсбили »-VJ пи« c.'r-i

Геем*. Грев.

Аигнионсоални спунбо. счетарт, что s Уголовной

1 —1 Hiw*e«rtrfteöefiii№«». 4 H« jw.«p«e

hTUxmUKH служба fOACl iwuripi Т-ЧС1..-И ■ S'mhk' *ЛCi-»". -

• rn. n

ЧаАч ОтдМг 6tp«OBiK0fO i>M iyo

г«<й T. I,-_r,v , .1 (.-,

r<a>or*(iÄmtrie»:'i 4|<wi • йх;«: w i-di

Рис. 3

I ЬЯпад, n .iH» Л. ib. Е£Иь и

П :

м

Рис. 4.

Рассмотрим подходы к анализу данной категории. А.В. Протченко подразумевает под понятием «гипертекстуальность» текст вне другого текста или сочетание двух или нескольких линейных и/или нелинейных текстов, находящихся не внутри друг друга, а расположенных во внешнем пространстве по отношению друг к другу [Протченко, с. 50]. О.В. Дедова, анализируя данное понятие и обозначая его неразрывность с дискурсом компьютерных и Интернет-технологий, определяет термин «гипертекстуальность» так: специфические изменения, которые претерпел письменный текст, перемещенный сначала на экран монитора, а затем попавший в сеть Интернет [Дедова, с. 47]. Как многозначность, полидискурсивность, многоголосие виртуального общения трактуют понятие «гипертекстуальность» В.А. Михайлов и С.В. Михайлов. Именно Интернет, пишут авторы, будучи ареной, где синхронизируют свое взаимодействие множество социальных субъектов, способен наиболее широко обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество. В этом смысле Интернет выступает как новое коммуникационное пространство, где встречаются многие культурные практики [Михайлов, с. 34-52].

Конечной целью разработки веб-сайтов, как говорилось выше, являются эффективность и скорость передачи информации, функциональность, ясность текстового наполнения и внятность графических элементов. Стремясь достигнуть основной цели - создать быстро и легко воспринимаемый и впоследствии пользующийся спросом продукт, создатели web-страниц опираются на те же законы, что и специалисты в области «print media».

Вслед за Э.А. Лазаревой мы выделяем 6 релевантных функциональных характеристик дискурса СМИ: сегментация и компрессия информации, ссылки и отсылки, повторы, внутренняя политекстуальность и семиотическое варьирование [Лазарева, с. 51-56].

Следует отметить, что в процессе восприятия новостных материалов читатель воспринимает ряд особенностей медиа-дискурса, это означает, что дискурс СМИ имеет отличительные характеристики, воспринимая совокупность которых, читатель остается ментально в рамках данного дискурса, несущего определенный языковой регистр, стиль и тематические рамки. Иными словами, читатель подвергается давлению медиадискурса, не осмысливая отдельно каждую из упомянутых ниже характеристик, но воспринимая их сумму как привычные для газеты форму и наполнение.

Итак, первое свойство - сегментация информации. Многие произведения, будучи размещенными в сети, подают свое содержание не целостным текстом, а дробно, порциями, разбивая основную ткань произведения на сегменты, части и частички [Лазарева, с. 52]. Кластеры, в виде которых подается информация на титульной странице ПИ и гипертекстовые модули структуры веб-страницы, могут быть объединены понятием «сегмент».

Компрессия информации - это свойство связано с сегментацией информации: чаще всего выделение частей произведения сопровождается сокращением, свертыванием предаваемой информации [Лазарева, с. 52]. На титульный лист ПИ выносится выжимки из текстов статей вместе с заглавием в сжатой форме. Гипертекст страницы веб-сайта предстает в виде коротких анонсов или первых предложений статей издания, сопровождающихся фоторядом и гиперссылкой. Привлеченный заголовками адресат имеет возможность активизировать скрытый за ссылкой текст, открыв газету на соответствующей странице, указанной на титуле ПИ либо «пройти по ссылке» на веб-сайте издания.

Ссылки и отсылки, их систему адресат воспринимает при просмотре первой страницы газеты или просмотре веб-страницы. На титульном листе ПИ каждый заголовок подкрепляется указанием номера страницы, на которой читатель может ознакомиться с полным текстом анонсируемого новостного текста. На странице веб-сайта это свойство технически реализуется отличным образом, но в функциональном отношении гиперссылка, подкрепляющая заглавие и вступительную часть статьи, реализуется в результате «перехода» по данной гиперссылке.

Повторы работают на выразительность текста, служат для облегчения восприятия, ускорения поиска необходимого фрагмента страницы. Происходит полное или частичное дублирование информации - на титульном листе газеты и внутри текстов статей, ровно как на стартовой странице онлайн издания.

Внутренняя политекстуальность - это членимость текста на субтексты. Внутри текстового наполнения титульного листа ПИ и внутри гипертекста веб-страницы присутствуют субтексты, в сумме представляющие собой гипертекст. На страницах ПИ это отрывки статей или только их заголовки, а для онлайн газеты - это начала статей. В совокупности они представляют собой гипертекст - эта характеристика определяет общность титульного листа ПИ и онлайн издания.

Б.Б. Сибиданов. Особенности становления и развития обвинительного печатного дискурса «Хориноев» в 2011 г.

Семиотическое варьирование - многократная передача одной и той же информации, происходящая как в ПИ, так и в электронных медиа, при этом отмечается изменение ее семиотических характеристик. На титульной странице ПИ заголовок статьи может подкрепляться графикой, иметь особый шрифт, а в самом тексте может быть использован другой шрифт и другой его размер, прочие вер-бально-визуальные вспомогательные средства подачи информации.

Критерии, которыми мы руководствовались в ходе сопоставительного анализа печатного и электронного вариантов еженедельников в ключе их функциональных характеристик, оказались релевантными для обоих выбранных для анализа источников, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что изменение носителя информации не (в полной мере) влияет на устройство текста. Пока читателем офф- и онлайн изданий остается человек, сохраняются и алгоритм построения структуры, и форма подачи материала. В дальнейшем, возможно, при переходе человека на новый этап эволюции, изменятся законы и механизмы зрительного восприятия, и разработчики СМИ возьмутся за еще более совершенные технологии, отвечающие законам жизнедеятельности «нового» человека.

Литература

1. Дедова О.В. Лингвосемиотический анализ электронного гипертекста (на материале русскоязычного Интернета): дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2006.

2. Лазарева Э.А. Дискурс Интернета как современная парадигма лингвистических исследований»: сб. ст. к 70-летию А. А. Чувакина. - Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 2011.

3. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: монография. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.

4. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. - К.: Ника-Центр, 2003.

5. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.

6. Протченко А.В. Типологические и функционально-стилистические характеристики англоязычного путеводителя: дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2006.

7. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002.

8. Blum J., Bucher H-J. Die Zeitung: Ein Multimedium. Textdesign - ein Gestaltungskonzept für Text, Bild und Grafik. - Edition Sage & Schreibe, Konstanz, 1998.

9. Hackl-Rößler S. Textstruktur und Textdesign. Textlinguistische Untersuchungen zur sprachlichen und optischen Gestaltung weicher Zeitungsnachrichten. - Gunter Narr Verlag, Tübingen, 2006.

10. Heijnk S. Textoptimierung für Printmedien. Theorie und Praxis journalistischer Textproduktion. - Opladen, 1997.

11. Nelson T.N. A file structure for the complex, the changing and the indeterminate // ACM 20th National Conference. - Proceedings. Clevelend, Ohio, 1965.

Рашитова Татьяна Фаритовна, ассистент кафедры немецкого и французского языков Бурятского госуниверситета.

E-mail: faritovna_@mail.ru

Rashitova Tatiana Faritovna, tutor, department of the German and French languages, Buryat State University.

УДК 070.1(571.54)

© Б.Б. Сибиданов

Особенности становления и развития обвинительного печатного дискурса «Хориноев» в 2011 г.

Исследуется один из региональных обвинительных дискурсов 2011 г. на тему Хориноева, которая развивалась в публикациях одного автора - Т. Никитиной, что придает дискурсу единую цель и последовательность. Автор считает, что «Хориноев» является типичным дискурсом обвинения, который развивается в несколько этапов.

Ключевые слова: тематический проблемный дискурс, таблоид, структура дискурса.

B.B. Sibidanov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Features of formation and development of the indictment printed discourse "Horinoev" in 2011

The article reviews one of the guilty printed discourses of 2011: "Horinoеv" which was developed in articles by one author -Tatiana Nikitina, and this gives the discourse its common purpose and consistency. "Horinocv" is a typical guilty discourse which developing process goes through several stages.

Keywords: thematic problematic discourse, tabloid, the structure of discourse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.