УДК: 159.9.072.43
doi: 10.11621/ vsp.2019.04.21
особенности восприятия подростками профиля сверстника-пользователя социальных сетей
О. В. Алмазова1, А. г. Долгих1, с. В. Молчанов1, Д. В. Агарков2, с. О. Денисенко2, М. А. Левшина2, Т. Е. Лысая2, с. с. Марьин2, О. с. самуйлова2
1 МГУ имени М. В. Ломоносова, факультет психологии (Москва, Россия)
2 Программа «Большие вызовы», Образовательный центр Сириус (Сочи, Россия) Для контактов. E-mail: [email protected]
Актуальность исследования связана с широким распространением общения среди подростков в социальных сетях при высоком риске подвергнуться агрессии и насилию. Цель исследования — изучение особенностей восприятия подростками профилей сверстников в социальных сетях, различающихся по степени «безопасности», и готовности к осуществлению различных коммуникативных действий в зависимости от психологических особенностей.
гипотезы исследования. 1. Существует связь между такими психологическими особенностями подростков-пользователей социальной сети как опыт отвержения/ принятия в отношениях со сверстниками, когнитивные способы оценки социальной информации, эмоциональный интеллект и способность к дифференциации профилей сверстников-пользователей социальных сетей и коммуникативных действий в соцсетях. 2. Глазодвигательная активность подростков-пользователей социальных сетей связана со степенью привлекательности профиля сверстника.
Методики и выборка. Были использованы методики «Привязанность к сверстникам» (Armden, Greenberg, 1987) в адаптации Бурменской Г.В. (Бур-менская, 2015); Эмоциональный интеллект (Люсин, 2009); Распознавание эмоций по взгляду (Baron-Cohen et al., 2001); Когнитивные способы оценивания социальной информации (Молчанов и др., 2018) методика ай-трекинг, беседа. В исследовании приняли участие 40 подростков от 14 до 17 лет.
© 2019 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» © 2019 Lomonosov Moscow State University
Результаты. Выделены три группы, различающиеся по характеру привязанности к сверстникам, эмоциональному интеллекту и когнитивным способам переработки социальной информации, составившие три типа — «идеализирующий», «селективный» и «осторожный». Показано, что «селективный тип» характеризуется самой высокой дифференциацией «опасных» и «безопасных» профилей сверстников в социальных сетях и высокой избирательностью в реализации различных коммуникативных действий. Большая привлекательность профиля отражается в большем количестве фиксаций на основной информации о пользователе, времени фиксации и количестве возвращений в зону.
Ключевые слова: общение в Интернет-сети, подростковый возраст, когнитивные способы переработки информации.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ № 18-013-01080 «Когнитивные способы переработки социальной информации из Интернет-сети как фактор формирования представлений подростков о моральной регуляции отношений в современном информационном обществе».
Для цитирования: Алмазова О. В., Долгих А. Г., Молчанов С. В., Агарков Д. В., Денисенко С. О., Левшина М. А., Лысая Т.Е., Марьин С. С., Самуй-лова О. С. Особенности восприятия подростками профиля сверстника-пользователя социальных сетей // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 4. С. 21-43. аок 10.11621/ vsp.2019.04.20
Поступила в редакцию 10.08.19/ Принята к публикации 01.10.19
the peculiarities of adolescents' perceptions of peer profile users of social networks
Olga V. Almazova1, Alexandra G. Dolgikh1, Sergey V. Molchanov1, D. V. Agarkov2, S. O. Denisenko2, M. A. Levshina2, T. E. Lysaya2, S. S. Mariin2, O. S. Samuylova2
1 Lomonosov Moscow State University, Faculty of Psychology, Moscow, Russia
2 Educational and science center "Sirius", Participants of the program "Great challenges", Sochi, Russia
Corresponding author. E-mail: [email protected] Abstract
Background. The relevance of this study is associated with the widespread use of social media by adolescents with a high risk of turning to aggression and violence.
objective. The purpose of the study is to investigate the characteristics of adolescents' perceptions of peer profiles in social networks that vary in degrees of "security," and their readiness to carry out various communicative actions depending on their psychological characteristics. We hypothesized that: 1) There is a connection between the psychological characteristics of adolescent users of a social network, and their ability to differentiate profiles of peers-users of social networks and communicative actions in social networks; and 2) The oculomotor activity of adolescent users of social networks is associated with the degree of attractiveness of a peer profile.
Design. We used the methods of "Peer attachment" (G. Armden, M.T. Greenberg, 1987 as adapted by G.V. Burmenskaya, 2015); Emotional intelligence (D.V. Lyusin, 2009); Recognition of emotions by sight (S. Baron-Cohen et al., 2001); cognitive methods for assessing social information (S.V. Molchanov et al., 2018); eye-tracking technique; and conversation. The study included 40 adolescents 14 to 17 years old.
Results. We distinguished three groups which differed in their attachment to peers, emotional intelligence, and cognitive methods of processing social information; they comprised three types — "idealizing," "selective," and "cautious." We showed that the "selective type" is characterized by the highest degree of differentiation of "dangerous" and "safe" profiles of peers in social networks, and high selectivity in implementing various communicative actions. The greater attractiveness of the main information in a peer's profile is reflected in more fixations, fixation time, and returns to the zone.
Keywords: communication on the Internet; adolescence; social information-processing mechanisms.
Acknowledgments. This work was financially supported by the Russian Federal Property Fund No. 18-013-01080 "Cognitive methods of processing social information from the Internet as a factor in the formation of adolescents' ideas about the moral regulation of relations in the modern information society".
For citation: Almazova O. V., Dolgikh A.G., Molchanov S.V., Agarkov D. V., Denisenko S. O., Levshina M.A., Lysaya T. E., Mariin S. S., Samuylova O.S. (2019). The Peculiarities of Adolescents' Perceptions of Peer Profile Users of Social Networks. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin, 4, 21-43. doi: 10.11621/ vsp.2019.04.20
Received: August 10, 2019/ Accepted: October 01, 2019
Введение
Решение задач развития в области самоопределения в подростковом возрасте осуществляется в рамках современной социальной ситуации развития, в которой информационная социализация приобретает все большее значение для современной молодежи и выступает значимым условием личностного развития (Марцин-ковская, 2012). Все больше подростков оказываются вовлечены в пространство интернет-коммуникации, которая нередко начинает выступать основной формой коммуникации в реальной жизни, дополняя или даже замещая привычные формы общения. Различные формы социальных сетей и мессенджеров становятся основными источниками взаимодействия подростков между собой. Можно выделить ряд изменений в характере процесса социализации: возрастает интенсивность использования компьютерного языка, задающего как новые слова и формы речи, так и новые нормы коммуникации; расширяются возможности ролевого экспериментирования подростков, причем возрастание возможностей часто сопровождается снижением ответственности за свои действия; расширяются возможности самопрезентации в желаемом для самого подростка ключе (Белинская, 2013). Смещение круга значимых других в сторону сверстников приводит к тому, что подростки в социальных сетях общаются преимущественно со сверстниками, и именно в этой среде общения ищут новые авторитеты для себя. Новое пространство общения начинает влиять на специфику самоопределения молодых людей в различных областях: вопросах формирования идентичности, особенностей
профессиональных, дружеских, романтических, идеологических выборов, вопросах самопринятия и представлений о себе.
Пространство интернет коммуникации обладает своими преимуществами и опасностями, которые часто недооцениваются самими участниками взаимодействия, в частности к ним относится проблема формирования интернет-зависимости (Войскунский, 2017). Среди рисков в интернет пространстве также можно выделить коммуникационные риски, связанные с поведением самих участников взаимодействия (Солдатова, Рассказова, 2014). Высокая интенсивность интернет-общения в сочетании с высокой значимостью этой коммуникации создает ситуации повышенной чувствительности человека к ситуациям и конфликтам в интернет пространстве. Привлекательность интернет общения, выражаемая в готовности к коммуникации через направление/ прием запросов в друзья, постановка лайков, осуществление репостов, содержит в себе ряд рисков. Так, все чаще встречается кибербуллинг как один из разновидностей буллинга. Кибербуллинг можно определить «как агрессивное, умышленное действие, совершаемое группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительное время в отношении жертвы, которой трудно защитить себя» (Солдатова, Зотова, 2011). Также большую опасность представляют кибер-моббинг как целенаправленные оскорбления, угрозы и распространение компрометирующей информации и кибергруминг как попытки по совращению детей в сексуальных интересах (Боча-вер, Хломов, 2014). Для многих форм насилия буллер или мошенник может создавать фальшивые привлекательные профили подростков, которые вызывают интерес, позволяют вступить в контакт и наладить общение с дальнейшей целью осуществить насилие.
Таким образом, вопрос способности подростка к анализу информации в интернет пространстве с целью выявления опасного и нежелательного контента является актуальным. В предыдущем исследовании было показано, что можно выделить различные варианты когнитивных способов переработки социальной информации в сети интернет в подростковом возрасте (Молчанов и др., 2018). Есть подростки, анализирующие получаемую информацию с разных сторон, есть подростки, фокусированные на действии без анализа и интерпретации, есть тинейджеры с ориентацией на анализ ситуации без адекватного выбора действий и учета их последствий. В тоже время в решении задачи анализа особенностей восприятия профиля собеседника в интернете могут быть использованы и современные
цифровые технологии. Так, технология регистрации движения глаз (или айтрекинг) рассматривается как современная цифровая технология, которая получила распространение в последнее время ^и е! а1., 2012; Коуа1еу е! а1., 2017; Меньшикова и др., 2018). Методика позволяет фиксировать особенности глазодвигательной активности, определять точки фиксации на стимульном материале с учетом перемещения взгляда, остановок и пр. Данная технология может быть использована при изучении социальной перцепции. Существуют различные исследования, направленные на решение как научных, так и прикладных задач анализа глазодвигательной активности человека. В рамках нашего исследования технология айтрекинг позволит проанализировать особенности фиксации взгляда на различных элементах картинки — профиля пользователей социальных сетей интернета. Выделение паттернов перцептивного обследования профиля посредством айтрекинга позволит выделить наиболее значимые элементы профиля, ориентировка на которые является основанием для формирования отношения к партнеру и готовности вступить с ним в коммуникацию. Мы предположили также, что такие психологические особенности подростков как характер взаимоотношений со сверстниками, операционализирован в понятии «привязанность» (Боулби, 2003), эмоциональный интеллект. А когнитивные способы переработки информации окажут влияние на степень дифференциации «опасных» и «безопасных» профилей пользователей социальных сетей и готовность к реализации различных коммуникативных действий, специфицированных для социальных сетей.
целью нашего исследования было изучение особенностей восприятия подростками профилей сверстников в социальных сетях, различающихся по степени «безопасности», и их готовности к осуществлению различных коммуникативных действий в зависимости от психологических особенностей.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1) Существует связь между такими психологическими особенностями подростков-пользователей социальной сети как опыт отвержения/ принятия в отношениях со сверстниками, когнитивные способы оценки социальной информации, эмоциональный интеллект и способностью дифференциации профилей сверстников-пользователей социальных сетей и коммуникативных действий в соцсетях.
2) Различия в показателях глазодвигательной активности подростков-пользователей социальных сетей связаны со степенью привлекательности профиля сверстника.
задачи исследования включали 1) выделение групп сверстников, различающихся по характеру привязанности к сверстникам, эмоциональному интеллекту и когнитивным способам переработки социальной информации; 2) исследование способности подростков дифференцировать «опасные» и «безопасные» профили сверстников в социальных сетях в зависимости от психологических особенностей; 3) изучение готовности подростков к реализации различных коммуникативных действий в социальных сетях в зависимости от их психологических особенностей; 4) выделение паттернов глазодвигательной активности подростков с различными психологическими особенностями, при восприятии профиля сверстников-пользователей социальных сетей; 5) изучение различий паттернов глазодвигательной активности подростков при восприятии профилей сверстников, различающихся по степени привлекательности.
Методы и выборка
В исследовании приняли участие 40 подростков от 14 до 17 лет (M = 15,8, SD = 0,9). Среди них 47,5% (19) юношей 52,5% (21) девушек. Все участники исследования используют социальные сети не менее года. В ходе опроса было выявлено, что 85% респондентов одной из основных целей использования социальных сетей называют общение, что еще раз подчеркивает актуальность изучения коммуникации подростков в цифровом пространстве.
Исследование проходило в два этапа.
ход исследования
На первом этапе было проведено диагностическое обследование подростков с целью выделения таких психологических особенностей как характер привязанности к сверстникам, эмоциональный интеллект и когнитивные способы переработки социальной информации. Были использованы следующие методики:
1) Привязанность к сверстникам (Armden, Greenberg, 1987) в адаптации Бурменской Г.В. (Бурменская, 2015);
2) Эмоциональный интеллект (Люсин, 2009);
3) Распознавание эмоций по взгляду (Baron-Cohen et al., 2001);
4) Когнитивные способы оценивания социальной информации (Молчанов и др., 2018).
На втором этапе для решения поставленных задач нами были сконструированы профили пользователей социальных сетей, раз-
личающиеся по степени безопасности. Для этого было отобрано 20 «открытых» профилей подростков из социальной сети «ВКонтакте» (10 девушек и 10 юношей), различающихся по степени заполненности информации, соотношением друзей и подписчиков и т.д. Среди выбранных страниц была одна «фейковая», одна верифицированная. Путем экспертных оценок были выделены 3 самых «условно безопасных» и 3 самых «условно небезопасных» (фейк, другая этническая группа, ограниченная информации, аватар без фотографии либо с фотографией угрожающего характера, например, фото спиной на краю обрыва). Каждому участнику исследования последовательно предъявлялись сканы всех отобранных профилей (на 10 сек. каждый). При помощи айтрекера (прибора для регистрации движения глаз) фиксировался процесс глазодвигательной активности испытуемых в процессе осмотра профилей. Затем респонденту были заданы 5 вопросов, отражающих основные способы коммуникации в социальной сети: 1) Хотите ли Вы добавить этого пользователя в друзья? 2) Примете ли Вы заявку в друзья от этого пользователя? 3) Хотели бы Вы поставить лайк на фотографию этого профиля? 4) Хотели бы Вы сделать репост записей этого профиля? 5) Хотели бы Вы начать общение с этим пользователем?
Нами была использована система айтрекер Mangold VT3 Mini с частотой регистрации 120 Гц. Программное обеспечение: Mangold Manager (для создания эксперимента), Mangold Player (для предъявления стимуляции) и Mangold Analyzer (для обработки данных).
Исследование проходило индивидуально. Каждый респондент работал от 25 до 40 мин.
Таким образом, было собрано три вида данных:
1) результаты психодиагностики;
2) данные из айтрекера;
3) результаты социометрии профилей.
Результаты
К результатам психодиагностического обследования был применен кластерный анализ (метод K-средних), позволивший выделить три группы подростков (кластера), различающихся по характеру привязанности к сверстникам, эмоциональному интеллекту и когнитивным способам оценивания социальной информации. По критерию Краскела-Уоллиса были установлены значимые различия результатов всех шкал и методик, кроме двух шкал по одной из методик, в раз-
Таблица 1
средние и стандартные отклонения оценок респондентов разных типов, различия в оценках участников исследования из разных типов
1 тип 2 тип 3 тип Различия
М М М К-Ш Р
Привязанность к сверстникам
Доверие к сверстникам 4,49 0,41 4,25 0,47 3,97 0,55 8,126 0,017
Коммуникация со сверстниками 3,91 0,61 3,85 0,61 3,33 0,62 5,644 0,049
Отчуждение от сверстников 2,01 0,37 2,44 0,32 2,80 0,43 16,946 <0,001
Эмоциональный интеллект
Понимание чужих эмоций 36,90 2,81 35,18 2,99 30,00 6,00 15,948 <0,001
Управление чужими эмоциями 31,50 2,64 27,91 3,11 25,72 2,80 17,225 <0,001
Понимание своих эмоций 29,60 2,50 28,36 3,11 25,61 3,53 10,727 0,005
Управление своими эмоциями 22,90 2,03 21,00 3,79 18,28 2,67 13,564 0,001
Контроль экспрессии 19,60 2,32 16,73 1,42 17,33 2,97 9,865 0,007
Межличностный эмоциональный интеллект 68,40 4,22 63,09 4,39 55,72 7,54 21,712 <0,001
Внутриличност-ный эмоциональной интеллект 72,10 5,11 66,09 4,97 61,22 7,44 17,091 <0,001
Понимание эмоций 66,50 2,59 63,55 3,05 55,61 6,12 20,945 <0,001
Управление эмоциями 74,00 3,59 65,64 2,91 61,33 5,54 23,734 <0,001
Общий уровень эмоционального интеллекта 140,50 4,74 129,19 3,25 116,94 8,00 29,298 <0,001
Таблица 1 (окончание)
Распознавание эмоций по взгляду
Правильно опознанные эмоции 70,83 11,36 75,00 6,33 59,88 7,46 16,781 <0,001
Когнитивные способы оценивания социальной информации
Восприятие (декодирование) 3,70 0,65 3,52 0,48 3,46 0,50 1,695 0,428
Интерпретация 3,23 0,67 3,42 0,32 3,13 0,28 5,650 0,048
Поиск способов реагирования 3,83 0,33 3,70 0,38 3,43 0,51 3,770 0,152
Оценка реакции 4,02 0,44 3,92 0,30 2,66 0,29 6,866 0,035
Действия 2,98 0,69 3,14 0,76 2,66 0,49 7,528 0,023
Количество респондентов 10 11 19
Рис. 1. Средние нормированные оценки по шкалам методик психодиагностики во всех типах
ных кластерах, что позволило нам говорить о кластерах, как о типах. В табл. 1 представлены средние и стандартные отклонения для каждого типа и значения критерия Краскела-Уоллиса со значимостью, а на рис. 1 — графическое изображение средних нормированных значений шкал по типам.
Опишем получившиеся типы.
1 тип (25% участников исследования). Респонденты видят свои отношения со сверстниками полными принятия, близости и доверия, практически не ощущают отвержения с их стороны; считают, что очень хорошо могут понимать и управлять своими и чужими эмоциями, хотя на деле показывают средний уровень распознавания эмоций; при высокой оценке своих способностей к декодированию социальной информации, поиска цели и оценки реакции, интерпретация и действие оценивается на среднем уровне. Мы назвали этот тип «Идеализирующий».
2 тип (28% респондентов). Участники исследования имеют достаточно здоровые отношения со сверстниками; оценивают свои способности понимать и контролировать собственные и чужие эмоции на среднем уровне, но при этом лучше всего распознают эмоции по взгляду; оценивают выше остальных респондентов эффективность интерпретации социальной информации и действия, по остальным способам — средние оценки. Мы назвали этот тип «Селективный».
3 тип (47% участников исследования). Респонденты видят свои отношения со сверстниками, как не очень доверительные, с присутствием отвержения; считают, что не очень хорошо понимают и контролируют свои и чужие эмоции, хуже других участников исследования распознают эмоции по взгляду; эффективность способов когнитивной оценки социальной информации, кроме восприятия (декодирования) также достаточно низкая. Мы назвали этот тип «Осторожный».
Дифференциация профилей сверстников-пользователей социальных сетей различается по степени безопасности подростками с различными психологическими особенностями
Путем экспертных оценок были выделены 3 самых «условно безопасных» и 3 самых «условно небезопасных» из оцениваемых профилей и получены соответствующие суммарные оценки их предпочтения респондентами, отнесенными к разным кластерам по их
психологическим особенностям. Далее при помощи непараметрического критерия Вилкоксона для пар связных выборок было проверено наличие различий в оценках «условно безопасных» и «условно небезопасных профилей» — вначале для всех, потом для каждого типа респондентов (см. табл. 2). Полужирным курсивом выделено отсутствие значимых различий.
Таблица 2
Различия в социометрии «условно безопасных» и «условно небезопасных» профилей
Тип «Идеализирующий» Тип «Селективный» Тип «Осторожный»
W P W Р W P
Запрос послать -1,975 0,048 -2,555 0,011 -2,003 0,045
Запрос принять -2,053 0,040 -2,448 0,014 -2,213 0,027
Поставить «лайк» -1,153 0,249 -2,536 0,011 -2,542 0,011
Сделать репост -2,214 0,027 -1,510 0,131 -1,308 0,191
Начать общаться -0,862 0,389 -2,409 0,016 -2,558 0,011
Участники исследования типа «идеализирующий» хуже всего дифференцируют «условно безопасные» и «условно небезопасные» профили, то есть нет различий в оценках того, насколько эти подростки готовы «поставить лайк» и «начать общаться» как с одними («безопасными»), так и с другими («небезопасными»).
готовность подростков к реализации различных коммуникативных действий в социальных сетях в зависимости от их психологических особенностей
Следующим шагом в проверке различий действий с профилями незнакомых людей в социальной сети у респондентов из разных типов была оценка уровня дифференцированности различных коммуникативных действий в социальной сети («поставить лайк», «послать запрос в друзья», «принять запрос в друзья», «сделать ре-пост», «начать общаться»). Используя непараметрический критерий Вилкоксона были выявлены действия для пар связных выборок и каждого типа, оценки которых значимо различаются и не различаются (см. табл. 3-5). Полужирным курсивом выделено отсутствие
различий, которое говорит о не дифференцированности действий, то есть о недостаточной селективности способов коммуникации в социальных сетях.
Таблица 3
Различия в оценках разных социальных действий в социальной сети респондентами типа «Идеализирующий»
Запрос послать Запрос принять Поставить лайк Сделать репост Начать общаться
Запрос Ш послать р -1,682 0,092 -1,173 0,241 -2,701 0,007 -0,059 0,953
Запрос Ш принять р -0,415 0,678 -2,803 0,005 -0,821 0,412
Поставить Ш лайк р -2,803 0,005 -1,122 0,262
Сделать Ш репост р -2,703 0,007
Начать Ш общаться р
Таблица 4
Различия в оценках разных социальных действий в социальной сети респондентами типа «селективный»
Запрос послать Запрос принять Поставить лайк Сделать репост Начать общаться
Запрос Ш послать р -1,863 0,063 2,599 0,009 -2,689 0,007 -0,713 0,476
Запрос Ш принять р -2,040 0,041 -2,666 0,008 -2,336 0,018
Поставить Ш лайк р -2,599 0,009 -1,778 0,075
Сделать Ш репост р -2,269 0,023
Начать Ш общаться р
Таблица 5
Различия в оценках разных социальных действий в социальной сети респондентами типа «Осторожный»
Запрос послать Запрос принять Поставить лайк Сделать репост Начать общаться
Запрос Ш послать р -2,014 0,044 -0,095 0,925 -3,224 0,001 -2,046 0,041
Запрос Ш принять р -0.829 0,407 -3,072 0,002 -2.718 0,007
Поставить Ш лайк р -3,224 0,001 -1,220 0,222
Сделать Ш репост р -2,941 0,003
Начать Ш общаться р
Респонденты типа «Идеализирующий» очень слабо дифференцируют разные действия, то есть, не различается степень желания «поставить лайк», «послать запрос в друзья», «отправить запрос в друзья» и «начать общение» с респондентом с понравившемся профилем.
Участники исследования типа «Селективный» лучше других дифференцируют разные способы коммуникации в социальной сети. Для них не выявлено значимых различий лишь по таким коммуникативным действиям как «послать запрос в друзья» и «начать общаться».
Для респондентов типа «Осторожный» действие «поставить лайк» является ключевым и определяющим готовность к коммуникации, поскольку оценки этому действию значимо не различаются с оценками таких действий, как «послать запрос», «принять запрос» и «начать общаться».
паттерны глазодвигательной активности при восприятии
профилей сверстников-пользователей социальных сетей
Построение «тепловых» карт профилей, позволило утверждать (рис. 2), что респонденты рассматривают профили целиком, а не какую-то часть, что выявило необходимость разделить на зоны интересов все профили. Всего было выделено 19 различных зон (например, «аватарка», «публикация», «количество друзей и
а) б) в)
Рис. 2. Примеры «тепловой» карты просмотра одного из профилей всеми
респондентами (а); разделения на зоны интереса другого профиля (б); фиксаций на профиле участника исследования из типа «Селективный» (в)
подписчиков» и т.д.). Но в связи с настройками приватности на каждом из предъявляемых профилей было от 11 до 15 таких зон. В ходе анализа глазодвигательной активности для каждой зоны выявлялось количество фиксаций, время фиксаций и число возвращений в зону.
При помощи непараметрического критерия Краскела-Уоллиса было выявлено, что респонденты типа «Селективный» не только значимо большее количество раз фиксируются на общей информации профилей (день рождения, братья/ сестры, семейное положе-
«Идеализирующий» «Селективный» «Осторожный» ^ «Идеализирующий» «Селективный» «Осторожный»
Тип Тип
Рис. 3. Диаграммы размаха количества фиксаций на зоне «Общая информация» и числа возвратов в эту зону респондентами разных типов
ние) (K-W=7,881; p=0,019), но и значимо чаще возвращаются в эту зону, сверяя общую информацию с другой информацией профиля (K-W=6,136; p=0,047). На рис. 3 приведены соответствующие диаграммы размаха.
Еще одной задачей, стоящей перед нами, было выявление связи движений глаз респондентов и степени привлекательности профилей в социальной сети. При помощи коэффициента корреляции Спирме-на было выявлено, что нет связи между степенью привлекательности профиля и количеством фиксаций, временем фиксаций, числом возвращений в зоны. Однако, при сравнении глазодвигательной активности и обследовании самого привлекательного и самого непривлекательного профилей выявлены следующие различия — по количеству фиксаций (W = -5,096; p < 0,001), по времени фиксаций (W = -3,737; p < 0,001), по количеству возвращений в зоны фиксаций (W = -4,998; p < 0,001) — для самого привлекательного профиля, все три показателя значимо выше. На рис. 4 представлены «тепловые» карты по всем участникам исследования для самого привлекательного и самого непривлекательного профиля.
Рис. 4. «Тепловые» карты самого привлекательного и самого непривлекательного профиля (по всем респондентам)
Обсуждение результатов
Наше исследование направлено на изучение особенностей восприятия подростками профилей сверстников в социальных сетях. Актуальность, обусловлена смещением общения со сверстниками, поиска друзей и коммуникативной активности современного поколения подростков в виртуальное пространство при сохранении значимости общения для становления ключевых психологических новообразований этого возраста. Распространенность различных форм девиантного поведения в Интернет-среде и социальных сетях с использованием манипуляций с фальшивой идентичностью, создаваемой для вовлечения подростков в девиантное поведение, переводит исследовательскую задачу в разряд острых социально-востребованных практических задач. Крайне важно, чтобы подростки умели четко и адекватно оценивать профили потенциальных «друзей» и безошибочно выделять случаи «опасных» профилей. Наши данные позволяют говорить о том, что большинство обследованных подростков умеют распознавать явные опасности в социальных сетях, о чем свидетельствует селективность в оценке «привлекательности» профиля сверстника и готовности вступить с ним в коммуникацию (разница в оценках социометрии «безопасных» и «небезопасных» профилей — табл. 2). Однако, на практике кибер-преступники часто «прячутся» за профилями обычных подростков, что требует осторожного, вдумчивого и аккуратного общения в социальных сетях с незнакомыми людьми. При достаточно высокой дифференциации профилей, различающихся по степени безопасности, всей выборкой были обнаружены различия оценок респондентов, которые по нашему предположению связаны с их психологическими особенностями.
Мы предположили, что опыт отношений со сверстниками, когнитивные способы переработки информации социального плана и, эмоциональный интеллект, позволяющий распознавать эмоциональные состояния и намерения партнера по коммуникации даже в условиях общения, опосредованного виртуальной средой составляет аффективно-когнитивную структуру, ответственную за характер ориентировки, формирование отношения к партнеру и избирательность социальных коммуникативных действий, принятых в соцсетях. Признавая безусловную роль мотивационно-ценностного компонента коммуникации в соцсетях, мы сочли возможным на данном пилотажном этапе исследования абстрагироваться от него
и рассматривать как дальнейшую перспективу исследования. Подростки, отнесенные к выделенным психологическим типам, обозначенным как «идеализирующий», «селективный» и «осторожный», действительно показали существенные различия между собой как по степени дифференциации «безопасных» и «опасных» профилей, так и по готовности к осуществлению различных коммуникативных действий в зависимости от психологических особенностей. Наибольшую компетентность поведения в социальных сетях показали подростки, отнесенные к «селективному» типу, которые проявили избирательность в готовности реализовать все коммуникативные действия, за исключением «сделать репост», в отношении сверстников с «безопасным» и «опасным» профилем, наименьшую — подростки, отнесенные к «идеализирующему» типу, для которых, напротив, характерна неразборчивость в оценке «безопасности» потенциального партнера в общении и выборе форм взаимодействия. Дифференцированность способов коммуникации («лайк», «репост», «послать/ принять запрос в друзья») имеет нелинейную связь с психологическими особенностями пользователя социальной сети (табл. 3-5). Таким образом, получила подтверждение гипотеза о связи между психологическими особенностями подростков-пользователей социальной сети и особенностями восприятия профилей сверстников-пользователей социальных сетей и коммуникативных действий, реализуемых в цифровом пространстве. Открытым остается вопрос о конкретной роли привязанности к сверстникам, когнитивных способов оценки социальной информации и эмоционального интеллекта в способности подростка четко различать «опасные» профили и осуществлять выбор адекватных коммуникативных действий.
Значимым как для теоретической модели, так и для практики является вопрос о конкретных механизмах ориентации в особенностях профиля сверстника-пользователя социальных сетей подростков с различными психологическими особенностями, в частности трех выделенных типов. Анализ глазодвигательной активности, зафиксированной методом айтрекинг, по нашему предположению, позволит выделить различные паттерны, связанные с эффективностью различения «опасных» и «безопасных» профилей и различающиеся количеством фиксаций различных зон профиля, временем фиксации и количеством возвращений в зону. Другими словами, позволит уточнить, какие именно зоны профиля представляют важность и являются предметом ориентировки подростков. Самыми успешными в решении задачи дифференциации профилей по степени без-
опасности, как указывалось выше, оказались подростки из группы «селективного» типа. Удалось показать, что «селективные» (самые адекватные в действиях) при просмотре обращают большее внимание, чем другие на общую информацию и чаще сверяются с ней при просмотре информации в других частях электронной страницы. Представляется перспективным продолжение исследований в этом направлении с целью четкой дифференциации «зон» профиля и выделения паттернов их обследования подростками с различными психологическими особенностями.
Гипотеза о том, что различия в показателях глазодвигательной активности подростков-пользователей социальных сетей связаны со степенью привлекательности профиля сверстника, получила частичное подтверждение. Хотя привлекательность профиля напрямую не связана с глазодвигательными показателями, были выявлены значимые различия во всех трех показателях между самым привлекательным и самым непривлекательным профилем. В дальнейшем планируется выделение нескольких привлекательных и непривлекательных профилей для того, чтобы посредством контент-анализа выяснить, какое именно содержание на странице профиля является для подростков значимым при оценке его привлекательности.
выводы
1. Опыт отношения со сверстниками в форме отвержения/ принятия, когнитивные способы оценки социальной информации и эмоциональный интеллект обуславливают эффективность дифференциации подростками «опасных» и «безопасных» профилей сверстников в соцсетях и готовность к избирательному осуществлению коммуникативных действий в соцсетях. Выделенные три типа восприятия подростками профилей сверстников — «идеализирующий», «селективный» и «осторожный — во многом определяющиеся опытом межличностного общения в реальном мире, фактически переносят свой «живой» опыт в мир виртуальных отношений, используя привычные для себя стратегии поведения и анализа информации. Можно предположить, что для подростковой аудитории не существует различий по степени значимости реального и виртуального миров. Модели поведения в интернете оказываются взаимосвязаны с прошлым жизненными опытом, несмотря на кажущуюся безопасность виртуального мира. Предыдущее исследование когнитивных способов оценивания социальной информации подростковой ауди-
тории показало наличие интернет-зависимости для респондентов с низкой продуктивностью когнитивных способов оценивания социальной информации (Молчанов и др., 2018).
2. Большая адекватность в решении задачи дифференциации опасных/ безопасных профилей наблюдается у типа «селективные», которые отличаются здоровыми отношениями со сверстниками; адекватно оценивают свои способности понимать и контролировать свои и чужие эмоции, эффективной интерпретацией интернет информации. Таким образом, личностные особенности подростков оказывают влияние на характер глазодвигательной активности, выступающей условием получения информации об опасности/ безопасности профиля интернет-пользователя.
3. Анализ глазодвигательной активности выявил различия в восприятии привлекательного и непривлекательного сверстника. Большая привлекательность отражается в большем количестве фиксаций, времени фиксации и количестве возвращений в зону.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникации: учеб. пособие. М.; Воронеж, 2013.
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 177-191.
Бурменская Г.В., Алмазова О.В. Взаимоотношения братьев и сестер и их связь с привязанностью к матери // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 15-25.
Войскунский А.Е. Интернет как пространство познания: психологические аспекты // Современная зарубежная психология. 2017. № 4. С. 72-86.
Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН. 2009. С. 264 — 278.
Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 26. http://psystudy.ru/num/2012v5n26/766-martsinkovskaya26.html (дата обращения: 09.09.2018).
Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Когнитивные способы переработки социальной информации из Интернет-сети в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. 2018. Т. 31. № 3. С. 57-68.
Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Кирсанов К.А. Когнитивные способы переработки социальной информации в сети интернет и особенности морального сознания подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. С. 77-86.
Меньшикова Г.Я., Ковалев А.И., Лунякова Е.Г. Влияние расовой принадлежности лица на выраженность эффекта взгляда-подсказки: метод айтрекинга // Национальный психологический журнал. 2017. № 2(26). C. 46-58.
Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совладания // Образовательная политика. 2011. № 5(55). С. 11-22.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Безопасность подростков в интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. № 3(15). C. 39-51. DOI: doi.org:10.11621/npj.2014 .0305
Armsden G.C., GreenbergM.T. The Inventory of Parent and Peer Attachment: Relationships to well-being in adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 1987. № 16(5). P. 427-454.
Baron-Cohen S., Wheelwright S., Hill J., Raste Y., Plumb I. The «Reading the mind in the eyes» test revised version: a study with normal adults and adults with aspergersyndrom or high-functioning autism // Journal Child Psychology Psychiatry. 2001. Vol. 42. № 2. P. 241-251.
Kovalev, A., Menshikova, G., Zinchenko, Y. Eye movements characteristics as indicators of ethno-cultural identity. International Journal of Psychophysiology, 2016. Vol. 108. № 146. DOI: doi.org:10.1016/j.ijpsycho.2016.07.424
Wu E.X., Laeng B., Magnussen S. Through the eyes of the own-race bias: Eye-tracking and pupillometry during face recognition // Social Neuroscience. 2017. № 7. P. 202-216. DOI: doi.org:10.1080/17470919.2011.596946
REFERENCES
Armsden, G.C., Greenberg, M.T. (1987). The Inventory of Parent and Peer Attachment: Relationships to well-being in adolescence. Journal of Youth and Adolescence, 16(5), 427-454.
Baron-Cohen, S., Wheelwright, S., Hill, J., Raste, Y., Plumb, I. (2001). The «Reading the mind in the eyes» test revised version: a study with normal adults and adults with aspergersyndrom or high-functioning autism. Journal Child Psychology Psychiatry, 42(2), 241-251.
Belinskaya, E.P. (2013). Psikhologiya internet-kommunikatsii: ucheb. Posobie [The Psychology of Internet Communication]. Moscow, Voronezh.
Bochaver, A.A., Khlomov, K.D. (2014). Kiberbulling: travlya v prostranstve sov-remennykh tekhnologii [Cyberbullying: bullying in the space of modern technology] Psikhologiya. Zhurnal vysshet shkoly ekonomiki [Psychology Journal of Higher School of Economics], 11(3), 177-191.
Burmenskaya, G.V., Almazova O.V. (2015). Vzaimootnosheniya brat'ev i sester i ikh svyaz'sprivyazannost'yu k materi [Relations between brothers and sisters and their relationship with mother affection]. Voprosypsikhologii [Psychology Issues], 4, 15-25.
Kovalev, A., Menshikova, G., Zinchenko, Y. (2016). Eye movements characteristics as indicators of ethno-cultural identity. International Journal of Psychophysiology, 108, 146. DOI: doi.org:10.1016/j.ijpsycho.2016.07.424
Lyusin, D.V. (2009). Oprosnik na emotsional'nyi intellekt EmIn: novye psikho-metricheskie dannye [Emin Emotional Intelligence Questionnaire: New Psychometric Data]. In D.V. Lyusina, D.V. Ushakova (ed). Sotsial'nyi i emotsional'nyi intellekt: ot modelei k izmereniyam [Social and emotional intelligence: from models to dimensions]. (pp. 264-278). Moscow: Institut psikhologii RAN.
Martsinkovskaya, T.D. Informatsionnaya sotsializatsiya v izmenyayush-chemsya informatsionnom prostranstve [Information socialization in a changing information space Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research], 5, 26. URL: http://psystudy.ru/num/2012v5n26/766-martsinkovskaya26.html (data obrashcheniya: 09.09.2018).
Men'shikova, G.Ya., Kovalev, A.I., Lunyakova, E.G. (2017). Vliyanie rasovoi pri-nadlezhnosti litsa na vyrazhennost' effekta vzglyada-podskazki: metod aitrekinga [The influence of racial affiliation of a person on the severity of the effect of gaze-prompts: aitracking method]. Natsional'nyipsikhologicheskit zhurnal [National Psychological Journal], 2(26), 46-58.
Molchanov, S.V., Almazova, O.V., Poskrebysheva, N.N. (2018). Kognitivnye sposoby pererabotki sotsial'noi informatsii iz Internet-seti v podrostkovom vozraste [Cognitive methods of processing social information from the Internet in adolescence] Natsional'nyipsikhologicheskiizhurnal [National Psychological Journal], 31, 3, 57-68.
Molchanov, S.V., Almazova, O.V., Poskrebysheva, N.N., Kirsanov, K.A. (2018). Kognitivnye sposoby pererabotki sotsial'noi informatsii v seti internet i osobennosti moral'nogo soznaniya podrostkov [Cognitive methods of processing social information on the Internet and the peculiarities of the moral consciousness of adolescents]. Psikho-logicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 23(5), 77-86.
Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2014). Bezopasnost' podrostkov v internete: riski, sovladanie i roditel'skaya mediatsiya [The safety of adolescents on the Internet: risks, coping and parental mediation]. Natsional'nyi psikhologicheskit zhurnal [National Psychological Journal], 3(15), 39-51. DOI: doi.org:10.11621/npj.2014 .0305
Soldatova, G.V., Zotova, E.Yu. (2011). Kiberbulling v shkol'noi srede: trudnaya onlain-situatsiya i sposoby sovladaniya [Cyberbullying in the school environment: a difficult online situation and coping methods]. Obrazovatel'nayapolitika [Educational Policy], 5(55), 11-22.
Voiskunskii, A.E. (2017). Internet kak prostranstvo poznaniya: psikhologicheskie aspekty [The Internet as a Space of Knowledge: Psychological Aspects]. Sovremennaya zarubezhnayapsikhologiya [Modern foreign psychology], 4, 72-86.
Wu, E.X., Laeng, B., Magnussen, S. (2017). Through the eyes of the own-race bias: Eye-tracking and pupillometry during face recognition. Social Neuroscience, 7, 202-216. DOI: doi.org:10.1080/17470919.2011.596946
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Алмазова Ольга Викторовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Долгих Александра Георгиевна — кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Молчанов Сергей Владимирович — кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected] Агарков Дмитрий Вячеславович — школьник, участник программы «Большие вызовы», Образовательный центр Сириус. E-mail: dima.agarkov.2019@ mail.ru
Денисенко Сергей Олегович — школьник, участник программы «Большие вызовы», Образовательный центр Сириус. E-mail: [email protected]
Левшина Мария Андреевна — школьник, участник программы «Большие вызовы», Образовательный центр Сириус. E-mail: [email protected]
Лысая Татьяна Евгеньевна — школьник, участник программы «Большие вызовы», Образовательный центр Сириус. E-mail: [email protected];
Марьин Савва Сергеевич — школьник, участник программы «Большие вызовы», Образовательный центр Сириус. E-mail: [email protected]
Самуйлова Ольга Сергеевна — школьник, участник программы «Большие вызовы», Образовательный центр Сириус. E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Olga V. Almazova — Assistant Professor, Department of Developmental Psychology of the Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University. E-mail: [email protected]
Alexandra G. Dolgikh — Researcher, Department of Social Psychology of the Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University. E-mail: ag.dolgikh@ mail.ru
Sergey V. Molchanov — Assistant Professor, Department of Developmental Psychology of the Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University. E-mail: [email protected]
Dmitriy V. Agarkov — Schoolchildren, Educational and science center "Sirius", Participants of the program "Great challenges". E-mail: [email protected] Sergey O. Denisenko — Schoolchildren, Educational and science center "Sirius", Participants of the program "Great challenges". E-mail: [email protected]
Maria A. Levshina — Schoolchildren, Educational and science center "Sirius", Participants of the program "Great challenges". E-mail: [email protected]
Tatiana E. Lysaya — Schoolchildren, Educational and science center "Sirius", Participants of the program "Great challenges". E-mail: [email protected];
Sergey S. Mariin — Schoolchildren, Educational and science center "Sirius", Participants of the program "Great challenges". E-mail: [email protected]
Olga S. Samuylova — Schoolchildren, Educational and science center "Sirius", Participants of the program "Great challenges". E-mail: [email protected]