В общем виде развитие личности представляют как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду через его прохождение фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. При прохождении личностью этих фаз в вероятном многократном воспроизведении закрепляются соответствующие личностные новообразования, и складывается устойчивая личностная структура (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский и др.). В онтологическом содержании, по мнению А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского, М.М. Бахтина, развитие личности не поддается гносиологическому рассмотрению. Для этого необходимо выйти за пределы субъект-объектных отношений [8].
В.П. Зинченко определяет, что личность - это функциональный орган индивидуальности: в личности достигается интеграция, слияние, гармония внешнего и внутреннего. Развитие личности - процесс, в котором происходит осознание конфликта между моралью и нравственностью с первенством последнего, определяющего ценностный характер развития. При этом человек встает на путь самоопределения, преодолевает потребность в опоре на внешнюю поддержку. У личности проявляются способности полностью полагаться на себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытой и готовой к любым новым поворотам собственного жизненного пути [8].
Подводя итог, следует подчеркнуть, в системе постдипломного профессионального образования насыщение опытом и усовершенствование данных компонентов собственно психологической культуры -предмет подготовки педагога, успешно прошедшего период адаптации, супервизию и интервизию в качестве наставника, готового к обучению примам и средствам осуществления коррекционной помощи.
Выводы. Благодаря теоретическому моделированию мы разработали модель результата психологической подготовки педагогов в период оптимизации и развития профессионального опыта с последующим обоснованием соответствующих методологических принципов и психологического механизма. Все это открывает путь определения содержания данной стадии процесса подготовки и структуры технологических средств как основания для реализации констатирующего и сравнительного экспериментов исследования.
Литература:
1. Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. выш. учеб заведений / Под ред. Н. М. Борытко. М.: Академия, 2008. 320 с.
2. Залесский Г. Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1998. №2. С. 58-67.
3. Знаков В. В. От исследований понимания субъектом мира к психологическому анализу понимающего себя бытия // Психол. журн. 2007. Т. 28. №6. С. 101-110.
4. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.
5. Моложавенко А. В. Профессиональная подготовка педагогов-психологов в условиях гуманитаризации постдипломного образования: монография [Электронный ресурс]. Киров: МЦНИП, 2016.
6. Моложавенко А. В. Психологическая подготовка молодых педагогов: обоснование условий гуманитаризации постдипломного образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 58. Ч.3. С. 331-335.
7. Орёл В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психол. журн. 2001. Т. 22. №1. С. 90-101.
8. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 896 с.
9. Семикин В. В. Психологическая культура: сущность и проявления // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003г.): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 45-48.
10. Фонарёв А. Р. Формы становления личности в процессе ее социализации // Вопр. психол. 1997. №2. С. 88-93.
11. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной деформации учителя // Вопр. психол. 1994. №6. С. 57-64.
Психология
УДК 159.9
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Разуваева Татьяна Николаевна
Белгородский национальный исследовательский университет (г. Белгород)
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности общения подростков в социальных сетях. В качестве единиц анализа автор предлагает уровень потребности в общении, уровень самоконтроля в общении, коммуникативные мотивы. На основании результатов контент-анализа публикаций в социальных сетях автором были выделены три группы пользователей: пользователи с высокой коммуникативной активностью, пользователи со средней коммуникативной активностью, пользователи с низкой коммуникативной активностью. У пользователей этих групп исследовались коммуникативные мотивы и отдельные психологические характеристики. В ходе исследования выявлено сходство показателей у респондентов первой и третьей групп при различной коммуникативной активности и различных эффектах общения.
Ключевые слова: социальные сети, подростки, уровень самоконтроля в общении, коммуникативная активность, потребность в общении.
Annotation. The article discusses the psychological characteristics of communication of adolescents in social networks. As units of analysis, the author suggests the level of need for communication, the level of self-control in communication, and communicative motives. Based on the results of content analysis of publications in social networks, the author identified three groups of users: users with high communicative activity, users with medium
communicative activity, users with low communicative activity. The users of these groups studied communication motives and individual psychological characteristics. In the course of the study, the similarity of indicators was revealed among the respondents of the first and third groups with different communicative activity and different effects of communication.
Keywords: social networks, adolescents, level of self-control in communication, communicative activity, need for communication.
Введение. Развитие информационно-коммуникационных технологий, комфортность виртуальной среды в силу своей доступности, анонимности, многообразности для подростков и молодежи приводит к переносу межличностного общения из реального пространства в виртуальное, Однако, общение с помощью социальных сетей требует от коммуникаторов определенных умений ведения диалогов или полилогов, умение презентовать себя в виртуальном пространстве, выражать свои мысли, давать им возможную эмоциональную окраску. Кроме того, вызывают интерес возможности интернет-коммуникации в удовлетворении базовых социальных потребностей личности - потребности в позитивной оценке со стороны Другого и самооценке, признании, самореализации. При этом ученые констатируют факт возрастания агрессии в социальных сетях, большого количества обсценной лексики, случаев кибербуллинга. В большей степени указанным проблемам подвержены подростки в силу психологической специфики возраста. При этом исследований коммуникативного поведения, специфики коммуникации в интернет-среде, характеристик коммуникантов в процессе общения в социальных сетях крайне недостаточно. В тоже время отсутствие понимания о коммуникативном процессе в виртуальном пространстве, недостаточность контроля со стороны психологов, педагогов, родителей может привести к психической травме коммуникантов, а в некоторых случаях и к возрастанию суицидальных рисков.
Изучение психологических особенностей интернет-коммуникаций подростков позволит психологам грамотно выстроить профилактическую и коррекционную работу.
Цель статьи: проанализировать психологические особенности коммуникации подростков в социальных сетях.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы общения в психологической литературе.
2. Эмпирически выделить группы подростков в зависимости от коммуникативной активности в социальных сетях и изучить специфику их общения.
Изложение основного материала статьи. С процессом общения в психологической литературе связаны следующие понятия: коммуникация как обмен значениями (информацией) между индивидами через общую систему символов (знаков), в частности, языковых знаков; коммуникативный процесс как непрерывное взаимодействие участников коммуникации. С целью анализа и описания коммуникативного процесса выделяют дискретные единицы коммуникации, коммуникативные акты [2, 5].
Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что интернет-коммуникация подростков рассматривается учеными в нескольких направлениях.
Во-первых, как способ получения нового социального опыта [1, 6]. В процессе общения важны не только мотивы, по которым подросток вступает в коммуникативного процесса, а и сам эффект общения. В случае удовлетворения базовых социальных потребностей подросток получает положительный эффект от общения [10]. При этом исследователи отмечают, что недостаточность реального общения подростки стремятся компенсировать в общении виртуальном. Виртуальное общение дает возможность эксперимента с собой, собственной идентичностью, предоставляет условия для многократной репликации образа в виртуальной личности. При этом желание испытать новый опыт выступает как самостоятельная ценность [9].
Во-вторых, учеными рассматривается коммуникация в интернет-пространстве в зависимости от психологических характеристик самих коммуникантов. Так, в исследованиях интернет-пространства [4] отмечается, что интернет-коммуниканты имеют чаще низкий и высокий самоконтроль в общении, тогда как в реальном пространстве самоконтроль этих же респондентов находится в диапазоне нормального уровня самомониторинга. В исследованиях А.И. Лучинкиной в качестве основных характеристик коммуникативного процесса подростков, предпочитающих в социальных сетях группы с суицидальной направленностью, выделяются факторы жертвы: непризнанность, героизация смерти, негативное восприятие окружающего мира [6]. В исследованиях Г.У. Солдатовой отмечены когнитивные механизмы коммуникации в интернет-пространстве [10]. Ученые обращают внимание на мотивацию общения подростков в сети, совпадение имеющихся мотивов общения в тематических группах.
В качестве третьего направления исследований коммуникативного процесса можно выделить изучение содержательной стороны коммуникации и восприятия информации в целом. В наших более ранних исследованиях изучены особенности выбора безопасного и рискованного поведения решения проблемы при взаимодействии с медиапродуктом [10]. В работах других исследователей анализируются гендерные различия в содержании коммуникативного акта.
В-четвертых, коммуникация в сети рассматривается как самоидентификация через уже наработанные в реальном мире символы (пол, возраст), либо через новое формирование себя в виртуальном пространстве [6, 7].
Таким образом, в качестве основных характеристик эффективного общения исследователи определяют присутствие коммуникантов в едином дискурсе; наличие потребности в общении у коммуникантов; совпадение мотивов общения коммуникантов.
Согласно особенностями подросткового возраста основным мотивом общения подростков в Интернет-сети является расширение круга собеседников; потребность в общении; приобретение нового опыта; получение новой информации; положительная самопрезентация; стремление к эмоциональной поддержке.
Исследование проходило в 2 этапа. На первом этапе были определены группы пользователей по их коммуникативной активности в социальных сетях при помощи контент-анализа (по согласованию с респондентами) и мотивы общения каждой из групп с помощью анкетирования. Коммуникативная активность респондентов в социальных сетях осуществлялась прямым подсчетом количества сообщений в темах, количеством постов, лайков и комментариев к темам других собеседников. Таким образом
учитывалась диалогичность общения. Мотивы общения определялись с помощью исследовательской анкеты, в которую входило 2 блока вопросов с вариантами ответа:
Первый блок
1. Во время общения в группе вам больше нравится ...
1. Обмениваться информацией (А у меня ...)
2. Начинать новую тему (А вы знаете, что ... )
3. Спрашивать? (???)
4. Поддерживать (Умничка, молодец, ты управляешь, круто, вау, лол, =), :))
5. Спорить, делать критические замечания (ты не прав)
6. Делать выводы (все!)
Респондентам было предложено выбрать три варианта ответов.
Второй блок позволял определить количество собеседников для удовлетворения потребности в общении.
2. Если бы вы создали тему в группе, то хотели бы, чтоб ее прокомментировали...
(Определенное количество собеседников)
На втором этапе у каждой из них были изучены потребность в общении по методике Ю.М. Орлова; уровень контроля в общении по методике М. Снайдера.
Описание выборки. В исследовании приняло участие 318 респондентов 7-9 классов общеобразовательных школ, из них 181 девочка, 137 мальчиков. Исследование проводилось в реальном пространстве.
Описание результатов исследования. В ходе исследования нами было выделено три группы интернет-коммуникантов согласно их коммуникативной активности.
В первую группу вошли респонденты с высоким уровнем коммуникативной активности (108 человек), которая выражалась в большом количестве сообщений, комментариев, постов, преобладании диалогов в контенте. В среднем сообщений в теме у высокоактивных коммуникантов превышало 200. Респонденты этой группы поддерживали диалог, показывали умение привлечь собеседников. Длительность темы составляла 3-5 дней. Как правило, в теме, создаваемой респондентами первой группы, участвовало 25-30 собеседников.
Внутри темы появлялись ответвления - подтемы, и диалог разгорался с новой силой.
Респонденты второй группы (123 человека) проявляли среднюю коммуникативную активность. Количество сообщений в теме варьировало в пределах от 50 до 100. Длительность темы составляла 1-2 дня. В теме, создаваемой респондентами первой группы, участвовало 5-10 собеседников. Тема поддерживалась менее активно. Респонденты второй группы не проявляли умение модерировать процесс.
Третья группа респондентов имела низкую коммуникативную активность (87 человек). Количество сообщений в теме не превышало 20. Большая часть тем на странице оставалась нераскрытой. Участвовало 3-5 собеседников. В основном ответы носили отстраненный характер и не предполагали продолжение диалога.
Анализ мотивов общения у выявленных групп респондентов показал некоторые различия в направленности коммуникативного процесса (рис. 1).
Так, респонденты первой группы тяготеют к открытию новых тем, обмену информацией, критике оппонентов (при р=0,05). Респонденты второй группы преимущественно испытывают необходимость в поддержке других, собственной значимости. При этом неактивно контролируют содержание коммуникации. Пользователи со средним уровнем коммуникативной активности указывают в качестве одного из основных мотивов коммуникации - желание подводить итоги, делать выводы, принимают на себя роль истины в последней инстанции, что приводит к прекращению коммуникации (при р=0,05).
90
60
40
30
20
П|иШ
1
А?
¿С9
о
«г
С
с-
I1 группа
2 группа
I3 группа
Рисунок 1. Мотивы коммуникации подростков в социальных сетях (%)
Как видно на Рисунке 1, для коммуникантов третьей группы свойственно стремление к обмену информацией и получению ответов на свои вопросы. В остальных случаях коммуникация не представляет для пользователей этой группы интереса.
Изучение потребности в общении и самоконтроля у респондентов указанных групп также показало наличие достоверных различий в коммуникативном процессе.
Так, в процессе исследования выявлено, что большинство респондентов первой группы имеет высокий уровень потребности в общении, что подтверждается высокой коммуникативной активностью коммуникантов этой группы.
0%
12 3
■ Высокгш ■ Среднии ■ Низкии
Рисунок 2. Распределение респондентов по уровням выраженности потребности в общении (%)
Как видно на рисунке 2, у респондентов второй группы преобладает средний уровень выраженности потребности в общении, при этом количество респондентов с высоким уровнем значительно уменьшается. Нетипичным для этой группы оказалось наличие 3 пользователей с низким уровнем потребности в общении. По их мнению, они зашли в тему по поисковому запросу информации и задали несколько интересующих их вопросов.
Респонденты третьей группы имеют средний и низкий уровень потребности в общении, что соответствует их коммуникативному поведению в сети.
Интересным оказалось распределение уровня самоконтроля в общении в исследуемых группах (рис. 3). В первой группе респондентов преобладают пользователи с низким уровнем самоконтроля. При этом как указывалось ранее, именно эти респонденты наиболее активно ведут коммуникацию, привлекают собеседников и создают новые темы.
Во второй группе количество респондентов с высоким уровнем самоконтроля в общении уменьшается, но возрастает численность пользователей со средним и высоким уровнями самоконтроля. По нашему мнению, это объясняет снижение количества публикаций.
0%
12 3
■ Высокий ■ Средний ■ Низкий Рисунок 3. Распределение выборки по уровню самоконтроля в общении (%)
Для респондентов третьей группы характерным является средний и низкий уровень самоконтроля в общении. Однако, в отличие от респондентов первой группы, коммуниканты не проявляют активности в общении, не стремятся к созданию диалогов и полилогов.
Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Коммуникантов в социальных сетях можно разделить на три группы:
• Пользователи с высокой коммуникативной активностью, имеющие высокую потребность в общении, преимущественно низкий уровень самоконтроля в общении. Основными мотивами общения в социальных сетях выступают: мотив обмена информацией (информационный), открытие новых тем, оппонирование;
• Пользователи со средней коммуникативной активностью, которым характерны мотивы аффилиации, средний и высокий уровни потребности в общении, средний и высокий самоконтроль;
• Пользователи с низкой коммуникативной активностью, для которых характерны средний и низкий уровни самоконтроля в общении, низкая и средняя потребность в коммуникативных контактах, мотивы поиска информации.
2. Сходство показателей у респондентов первой и третьей групп при различной коммуникативной активности и различных эффектах общения ставит проблему исследования дополнительных психологических характеристик пользователей в отмеченных группах.
Литература:
1. Белинская, Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 165 с.
2 . Белянин, В.П. Основы психолингвистической диагностики. Модели мира в литературе / В.П. Белянин. - М: Тривола, 2000. - 248 с.
3. Войскунский, А.Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций / А. Е. Войскунский // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 142-147.
4. Жичкина, А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А.Е. Жичкина. - М.: Дашков и Ко, 2004. - 117 с.
5. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - СПб.: «Искусство - СПБ», 1998. -С. 14-285.
6. Лучинкина, А.И. Особенности информационного пространства СМИ / А.И. Лучинкина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2018. - № 1 (11). - С. 9-13.
7. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. - 656 с.
8. Путрова, М.Д. Коммуникативная лингвистика: учеб.-метод. комплекс / М.Д. Путрова. - Новополоцк: ПГУ, 2009. - 148 с.
9. Разуваева, Т.Н. Тревожность как фактор возникновения суицидального риска у подростков / Т.Н. Разуваева, А.А. Романенко, Д.М. Саенко // Коллекция гуманитарных исследований. - 2018. - № 2 (11). -С. 59-65.
10. Солдатова, Г.У. Актуальные онлайн-угрозы психическому здоровью детей и подростков: опасное общение и интернет-зависимость / Г.У. Солдатова, М.А. Журина // Психическое здоровье человека XXI века. Сборник научных статей по материалам Конгресса. - 2016. - С. 84-88.
Психология
УДК 316.6
кандидат психологических наук, доцент Тимощук Игорь Григорьевич
ГБУОВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПОЛИКОМПОНЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального психосемантического исследования представлений об ответственности студентов - психологов во взаимосвязи с их доминирующими мотивами выбора профессии. Описываются этапы и особенности проведения ассоциативного эксперимента и составления метрической шкалы для изучения семантически близких категории ответственность понятий. Автором предлагается к рассмотрению психологическая логика и интерпретация результатов факторного и кластерного анализа полученных данных. В перспективе предполагается применение последних как ориентировочной основы для разработки этико-акмеологических аспектов деятельности будущих практических психологов.
Ключевые слова: психология ответственности. Психосемантика категории ответственность. Ответственность в структуре сознания будущих психологов. Мотивация выбора профессии. Этико-профессиональные нормы деятельности психолога. Кластерный анализ. Факторный анализ.
Annotation. In article results of a pilot psychosemantic research of ideas of students- psychologists' responsibility to interrelations with their dominating motives of professional choice are presented. Stages and features of carrying out an associative experiment and a creation of the metric scale for studying concepts, close to category of responsibility, are described. The author offers to considerate psychological logic and interpretation of results of the factorial and cluster analysis of the obtained data. Application of the last as approximate basis for development ethic aspects of future practical psychologists' activity is in the long term supposed.
Keywords: responsibility psychology. Psychosemantics of category responsibility. Responsibility in structure of consciousness of future psychologists. Motivation of choice of profession. Ethic and professional norms of the psychologist's activity. Cluster analysis. Factorial analysis.
Введение. Социальная и экзистенциальная значимость изучения представлений будущих психологов о собственной профессии увеличивается параллельно с интенсификацией запроса на психологические услуги. Это подтверждается все более частым обращением специалистов-психологов самых различных профессиональных ориентаций к данной проблематике [4, 5, 7, 8, 10, 11, 15].