Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНИЦИАТИВЫ "ПОЯСА И ПУТИ" В СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНИЦИАТИВЫ "ПОЯСА И ПУТИ" В СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / СЛОВАКИЯ / ИНИЦИАТИВА "ПОЯСА И ПУТИ" / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДИСКУРС-АНАЛИЗ / ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калюга Антон Андреевич

Статья является частью исследования, связанного с восприятием инициативы «пояса и пути» КНР в странах Вишеградской группы. Приведены результаты дискурс-анализа по восприятию инициативы «пояса и пути» в Словацкой республике в правительственных и экспертных кругах и данные социологического опроса об отношении словакцев к китайской инициативе. Согласно полученным результатам, словацкое восприятие инициативы «пояса и пути» имеет прагматичный характер и концентрируется на вопросах возможных экономических выгод от участия в инициативе. Эксперты не забывают и о политических и экономических рисках, связанных с расширением влияния КНР в регионе, что делает словацкий дискурс достаточно сбалансированным и утилитарным. Было выявлено, что словацкий экспертный дискурс оказывает значительное влияние на прагматические настроения в странах Вишеградской группы, касательно инициативы «пояса и пути». Главную роль в трансляции этих идей играет Независимый аналитический центр Центральноевропейского института азиатских исследований (CEIAS), выпускающий ряд аналитических докладов, к работе в нем активно привлекаются исследователи из стран «Вишеградской четверки». Что касается правительственного дискурса, то китайская тематика присутствует в нем ограниченно, в последние годы было несколько случаев, разделивших взгляды правящей элиты относительно китайско-словацких отношений. В целом, они касались вопросов прав человека и взаимодействия с Далай-Ламой и вытекающей из этой ситуации проблемой: стоит ли поднимать чувствительные вопросы и критиковать КНР на государственном уровне в ущерб экономическим связям. В заключение статьи приводятся основные тенденции и прогнозы развития словацкого дискурса в отношении китайской инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERCEPTION OF THE BELT AND ROAD INITIATIVE IN THE SLOVAK REPUBLIC

The article is part of the research related to the perception of the Belt and Road Initiative of the PRC in the Visegrad Group countries. It presents results of discourse analysis on perception of the Belt and Road Initiative in the Slovak Republic in government and expert circles and data from a sociological survey on the attitude of Slovaks to the Chinese initiative. The results show that the Slovak perception of the Belt and Road Initiative is pragmatic and focuses on possible economic benefits from participation in the initiative. The experts are not oblivious to the political and economic risks associated with China’s expanding influence in the region, which makes the Slovak discourse rather balanced and utilitarian. The Slovak expert discourse has been found to have a significant influence on the pragmatic sentiments in the Visegrad Group countries regarding the Belt and Road Initiative. The independent think tank of the Central European Institute for Asian Studies (CEIAS) plays a major role in the transmission of these ideas, producing a number of analytical reports and actively engaging researchers from the Visegrad Four countries in its work. As for the governmental discourse, the Chinese theme is present in it to a limited extent; in recent years there have been several cases that have divided the views of the ruling elite regarding Sino-Slovak relations. In general, these have concerned human rights issues and interaction with the Dalai Lama and the resulting problem of whether it is worth raising sensitive issues and criticising the PRC at the state level to the detriment of economic ties. In conclusion, the author describes the main trends and forecasts of the development of the Slovak discourse about the Chinese initiative.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНИЦИАТИВЫ "ПОЯСА И ПУТИ" В СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 327

DOI: 10.17150/2587-7445.2021.5(4).215-222

Особенности восприятия инициативы «пояса и пути» в Словацкой республике

А.А. Калюга

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, Дальневосточное отделение Российской академии наук, г. Владивосток, Российская Федерация

Дата поступления: 22.10.2021

Дата принятия к печати: 14.12.2021

Дата онлайн-размещения: 30.12.2021

Аннотация. Статья является частью исследования, связанного с восприятием инициативы «пояса и пути» КНР в странах Вишеградской группы. Приведены результаты дискурс-анализа по восприятию инициативы «пояса и пути» в Словацкой республике в правительственных и экспертных кругах и данные социологического опроса об отношении словакцев к китайской инициативе.

Согласно полученным результатам, словацкое восприятие инициативы «пояса и пути» имеет прагматичный характер и концентрируется на вопросах возможных экономических выгод от участия в инициативе. Эксперты не забывают и о политических и экономических рисках, связанных с расширением влияния КНР в регионе, что делает словацкий дискурс достаточно сбалансированным и утилитарным. Было выявлено, что словацкий экспертный дискурс оказывает значительное влияние на прагматические настроения в странах Вишеградской группы, касательно инициативы «пояса и пути». Главную роль в трансляции этих идей играет Независимый аналитический центр Центральноевропейского института азиатских исследований выпускающий ряд анали-

тических докладов, к работе в нем активно привлекаются исследователи из стран «Вишеградской четверки».

Что касается правительственного дискурса, то китайская тематика присутствует в нем ограниченно, в последние годы было несколько случаев, разделивших взгляды правящей элиты относительно китайско-словацких отношений. В целом, они касались вопросов прав человека и взаимодействия с Далай-Ламой и вытекающей из этой ситуации проблемой: стоит ли поднимать чувствительные вопросы и критиковать КНР на государственном уровне в ущерб экономическим связям.

В заключение статьи приводятся основные тенденции и прогнозы развития словацкого дискурса в отношении китайской инициативы.

Ключевые слова. КНР, Словакия, инициатива «пояса и пути», международное сотрудничество, дискурс-анализ, восприятие.

A.A. Kalyuga

тшшшшяш, шття&.т^тя

£110^:2021^10^220 №0^:2021^12^140 ^±№0^:2021^12^300

© Калюга А.А., 2021

215

ш^лкттшмштттпА.ттФШШо ашйЛйтешлмшр^&шмжж&ййг

штМо

шт : Фа, -щнгш, ар*^,

ШРо

Features of Perception of the Belt and Road Initiative in the Slovak Republic

A.A. Kalyuga

Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far-East, Far-Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russian Federation

Received: 2021 October 22 Аccepted: 2021 December 14 Available online: 2021 December 30

Abstract. The article is part of the research related to the perception of the Belt and Road Initiative of the PRC in the Viseg-rad Group countries. It presents results of discourse analysis on perception of the Belt and Road Initiative in the Slovak Republic in government and expert circles and data from a sociological survey on the attitude of Slovaks to the Chinese initiative.

The results show that the Slovak perception of the Belt and Road Initiative is pragmatic and focuses on possible economic benefits from participation in the initiative. The experts are not oblivious to the political and economic risks associated with China's expanding influence in the region, which makes the Slovak discourse rather balanced and utilitarian. The Slovak expert discourse has been found to have a significant influence on the pragmatic sentiments in the Visegrad Group countries regarding the Belt and Road Initiative. The independent think tank of the Central European Institute for Asian Studies (CEIAS) plays a major role in the transmission of these ideas, producing a number of analytical reports and actively engaging researchers from the Visegrad Four countries in its work.

As for the governmental discourse, the Chinese theme is present in it to a limited extent; in recent years there have been several cases that have divided the views of the ruling elite regarding Sino-Slovak relations. In general, these have concerned human rights issues and interaction with the Dalai Lama and the resulting problem of whether it is worth raising sensitive issues and criticising the PRC at the state level to the detriment of economic ties. In conclusion, the author describes the main trends and forecasts of the development of the Slovak discourse about the Chinese initiative.

Keywords. PRC, Slovakia, Belt and Road Initiative, international cooperation, discourse analysis, perception.

В последние годы восточноевропейский вектор китайской внешней политики становится все более значимым. С момента создания платформы «17+1» (ранее «16+1») в 2012 г. и по настоящее время присутствие КНР в регионе стало более значительным [1, с. 50]. Ежегодные

встречи глав правительств Китая и 17 стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) способствовали активизации контактов на всех уровнях, что позволило Китаю оказывать значительное влияние на политику некоторых государств региона. Основными партнерами КНР в

ЦВЕ стали государства Вишеградской четверки (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия), на долю которых приходится 75 % прямых китайских инвестиций в регион [2, с. 42].

Словакия, несмотря на некоторую географическую удалённость от основных маршрутов инициативы «пояса и пути» (далее ИПП) остаётся перспективным партнером для КНР в регионе, хотя и не столь значимым, как Польша или Венгрия [там же]. Интерес КНР к Словацкой республике в большей степени обусловлен ее членством в Европейском Союзе и Вишеградской группе. Для КНР страны Вишеграда своеобразный мост и хаб на пути в более развитые страны Западной Европы. На сегодняшний день, у Китая напряженные отношения с Чехией и после парламентских выборов в октябре 2021 г., на которых победила оппозиция, они могут только ухудшиться. Польско-китайские отношения испытывают давление темы «желтой угрозы», используемой польскими консерваторами и действий мощного американского лобби в правительстве Польши. Исключением здесь является Венгрия — пожалуй, самая дружественная к КНР страна-член Евросоюза. Однако сегодняшние теплые отношения Венгрии и КНР тесно связаны с персоной венгерского премьер-министра Виктора Орбана и неизвестно, как долго они продлятся после его гипотетического ухода с политической сцены. В этой ситуации позиция Словакии могла бы сыграть решающую роль при разработке единой стратегии Вишеградской группы по отношению к Китаю, о необходимости создания которой ви-шеградские эксперты говорят не один год [3].

Изначально, в момент создания форума «17+1» (на тот момент «16+1») в 2012 г. страны ЦВЕ, включая Словакию, с энтузиазмом восприняли новый формат, ориентированный на Китай и возлагали на него большие надежды. Словакия, одна из первых стран, подписала меморандум о взаимопонимании между Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Словацкой республики о совместном продвижении строительства «Один пояс, один путь» на четвертом саммите «17+1» в Сучжоу, прошедшем в ноябре 2015 г.1. От Словакии документ подписал вице-премьер Любомир Важны, отвечавший на тот момент за привлечение инвестиций в страну.

В 2017 г. правительство Словакии разработало два документа: концепцию развития эко-

номических отношений между Словацкой Республикой и Китайской Народной Республикой на 2017-2020 гг. и План действий к Концепции развития экономических отношений между Словацкой Республикой и Китайской Народной Республикой на 2017-2020 гг. [4, р. 9]. В документах был сделан акцент на укрепление диалога между двумя странами для развития политических и экономических отношений с Китаем. План действий был нацелен на широкий спектр тем, касающихся привлечения инвестиций, развития бизнеса и торговли, секторов транспорта, туризма, исследований и инноваций. Важно отметить, что подобные инициативы исходили из профильных экономических и промышленных министерств. В их основе лежали исключительно экономические интересы, без примеси политической конъюнктуры. Такой прагматичный подход принес свои плоды. С 2012 по 2020 гг. Словакия смогла значительно увеличить свой экспорт в КНР с 1,35 млрд. евро до 2,05 млрд евро2. Тем не менее, КНР продолжает оставаться второстепенным партнером для Словакии (около 2,69 % в словацком экспорте). Попытки словацкого правительства привлечь значимые китайские инвестиции в страну в последние годы оказывались малоэффективными.

В политическом плане китайская тематика не входит в перечень основных тем и очень редко становится предметом внутриполитического дискурса. Однако в последние годы было несколько громких случаев, разделивших взгляды правящей элиты относительно китайско-словацких отношений. Один из них относится к 2016 г., когда президент Словакии Андрей Киска в частном порядке встретился с Далай-ламой в одном из ресторанов Братиславы3. Премьер-министр Роберт Фицо обрушился с жёсткой критикой и заявил, что эта встреча нанесла ущерб китайско-словацким отношениям и привела к потере интереса со стороны китайского инвестора, намеревавшегося инвестировать в Словакию. Несмотря на заявления Р. Фицо, сам факт встречи ощутимых экономических последствий для словацкой экономики не имел.

В 2019 г. уже следующий президент Зузана Чапутова в ходе встречи с министром иностранных дел КНР Ван И подняла вопрос о нарушениях

1

Ш&Ш^&Ё^. - URL: https://www.yidaiyilu.

gov.cn/xwzx/xgcdt/76969.htm.

2 Foreign Trade by Countries, Continents and Economic Groupings // Statistical Office of the Slovak Republic. URL: http://datacube.statistics.sk/#!/view/en/VBD_INTERN/ zo0004rs/v_zo0004rs_00_00_00_en.

3 Slovak President's Meeting with Dalai Lama angers China // Politico. URL: https://www.politico.eu/article/ slovak-presidents-meeting-with-dalai-lama-angers-china.

прав человека в Китае. Позже на официальном сайте президента Словакии вышел итоговый пресс-релиз со словами «в этой связи, в соответствии с Общей позицией ЕС, она выразила озабоченность и опасения по поводу ухудшения ситуации с правами человека в Китае и задержания юристов и правозащитников, а также статуса этнических и религиозных меньшинств»4. Оценка действий китайских властей со стороны словацкого президента, хотя и не вызвала столь оживлённой дискуссии, как после прошлого инцидента, однако, заставила словацкое руководство задуматься о целесообразности заявлений такого рода.

Тем не менее, несмотря на действия некоторых политиков и их заявления, в основе словацкого правительственного дискурса относительно Китая и инициативы «пояса и пути» традиционно лежал прагматичный подход [5, р. 18]. В целом, главные политические силы страны традиционно рассматривали Китай исключительно с экономической точки зрения, как ресурс для привлечения новых инвестиций.

Что касается словацкого экспертного дискурса, то он отличается особым прагматизмом. Ключевой вопрос, который ставят перед собой эксперты: как достичь максимально выгодных условий для страны от сотрудничества с китайскими партнерами? В целом, в словацком экспертном дискурсе отсутствует системное разделение на условные группы и подавляющее число экспертов можно отнести к прагматикам.

В Словацкой республике действует независимый аналитический центр под названием Центрально-европейский институт азиатских исследований (СЕ^), задающий тон всему дискурсу. Эксперты центра проводят и публикуют крупномасштабные исследования, периодически привлекают к работе экспертов из других стран ЦВЕ для совместного изучения региональной специфики. Одним из центральных направлений исследовательской деятельности аналитического центра является Китай, в частности инициатива «пояса и пути» и платформа «17+1».

В докладе под названием «Потенциал Нового Шелкового пути для Словакии» группа авторов отмечает, что до 2017 г. Словакия считалась страной с наименьшим интересом к инициативе «пояса и пути» в регионе. По их мнению, это было связано с тем, что «пояс и путь» не предлагает значительных финансовых средств, которые

4 President Zuzana Caputova received Mr Wang Yia, Minister of Foreign Affairs of the People's Republic of China. URL: https://www.prezident.sk/en/article/cina/.

были бы выгодны для Словакии [6]. Республика имеет доступ к лучшим финансовым возможностям из структурных фондов ЕС, кроме того, она может брать займы на финансовых рынках по более низкой процентной ставке, чем та, которую предлагает Китай [6]. Тем не менее, после 2017 г. руководство страны стало активнее сотрудничать с КНР, в связи с чем авторский коллектив заявил о необходимости разработать стратегию с конкретными мероприятиями для того, чтобы извлечь больше пользы из инициативы и свести возможные негативные последствия к минимуму [ibid.]. В завершение доклада, авторы утверждают, что финансовое сотрудничество с Китаем в рамках или за пределами ИПП может быть положительным фактором, служить либо некоторой диверсификации финансового портфеля, либо в качестве символической поддержки для развития поступательных отношений с Китаем. По их мнению, одним из феноменов, связанных с инициативой, является продолжающийся рост числа китайских туристов в мире, эта растущая тенденция может увеличить количество китайских туристов в Словакии [ibid.].

В докладе «Словакия и Китай: вызовы будущему отношений» авторы из Института азиатских исследований подчеркивают, что не все действия китайского государства в Словакии следует рассматривать, как имеющие скрытые мотивы и автоматически угрожающие [7]. В целом они склоняются к тому, что сотрудничество с Китаем в различных секторах может быть выгодным, и от него нельзя отказываться [ibid.]. Согласно их рекомендациям, Словацкой республике следует разработать более активную политику в рамках двусторонних отношений с Китаем, избегая при этом нереалистичных ожиданий. Тем не менее, авторы отмечают, что Словакия не должна отказываться от критики властей КНР по вопросам прав человека и не жертвовать связями с Японией, Южной Кореей, США или Тайванем в угоду китайским интересам [ibid.].

В следующем политическом докладе «Китайское присутствие в Словакии: между кнутом и пряником» эксперты утверждают, что Китай стал крупным игроком на международной арене, особенно после мирового финансового кризиса. По их мнению, эта тенденция наблюдается и в Словакии, начавшей воспринимать КНР, как альтернативный рынок для своей автомобильной промышленности, тем не менее, Китай продолжает находиться на периферии словацкой внешней политики [8, р. 39]. Как и в ранее опубликованных докладах, эксперты

подчёркивают необходимость разработки четкой стратегии в отношении Китая, включавшей бы четко измеримые цели и проясняющую пути их достижения. В стратегии должны содержаться как экономические, так и политические данные, в том числе прошлое Китая относительно соблюдения прав человека [8, р. 35]. Важным нюансом, отмечаемым исследователями, являются риски безопасности, связанные с деятельностью Китая в Словакии [ibid., р. 31]. Подводя итоги, эксперты советуют правительствам стран Вишеградской группы, и в частности, Словакии, провести аудит своих отношений с Китаем, чтобы оценить роль отдельных игроков и эффективность подхода к этой стране. Они полагают, что после тщательного аудита странам следует разработать свои собственные согласованные стратегии в отношении Китая, включающие четкие и измеримые цели и определяющие средства их достижения [ibid., р. 32].

Из словацких экспертов отдельно стоит отметить Матея Шимальчика из Института азиатских исследований, который помимо участия в вышеуказанных докладах, активно публиковал свои личные статьи. В своей работе «Многосторонность как инструмент словацкой политики в отношении Китая: пример 16 + 1, V4 + Китай и ЕС + Китай» М. Шимальчик выделяет основные области, которые были бы интересны Словакии в рамках взаимодействия с Китаем. К ним относятся привлечение китайских инвестиций, продвижение словацкого экспорта и туризма в Китай, развитие политических отношений [9, р. 9]. Тем не менее, автор отмечает, что Словакия слишком гостеприимна, и исходит из принципа, что все иностранные инвестиции приносят чистую выгоду [5, р. 28]. В итоге, Матей Шималь-чик рекомендует правительству вместо того, чтобы надеяться на приход крупных китайских инвестиций, сосредоточиться в основном на продвижении словацкого экспорта в Китай, что было бы более многообещающим направлением, в том числе использовать для этих целей создаваемую в рамках «пояса и пути» торговую и логистическую сеть [ibid., р. 30].

Кристина Киронска (Институт азиатских исследований) отмечает, что, несмотря на то, что Словацкая республика расположена за пределами шести основных экономических коридоров, запланированных китайской стороной в качестве основы «пояса и пути», страна является одной из самых успешных в регионе Центральной и Восточной Европы и когда речь идет об экспорте в Китай, обладает одним из самых низких тор-

говых дефицитов [4, р. 4]. Однако, что касается инвестиционной активности, то из стран Вишеградской группы Словакия имеет наименьший процент привлечённых китайских инвестиций [ibid., р. 6]. В заключении, автор высказывает надежду, что прагматичный словацкий подход, основанный на активности делового сектора и экономических министерств, в ближайшем будущем принесет плоды и докажет свою состоятельность [ibid., р. 13].

В свою очередь, Филип Шебок (Институт азиатских исследований) заявляет, что ни Словакия, ни регион Центральной и Восточной Европы в целом не являются желаемым направлением для китайских прямых инвестиций, которые по-прежнему концентрируются в Западной Европе [10]. Тем не менее, автор подчеркивает, что у словацко-китайского сотрудничества есть определенный потенциал, однако Словакии не стоит относиться к Инициативе пояса и пути как к волшебной палочке, а планомерно работать и расширять сотрудничество с Китаем в стратегически важных для нее областях [ibid.].

Габриэла Плешова из Университета имени Коменского в Братиславе считает, что китайские инвестиции в реальный сектор могли бы серьезно поддержать экономику Словакии. В то же время, автор призывает к осторожности в вопросах иностранного инвестирования и разработке национального механизма для контроля над ними [11, р. 138].

Юрай Ондриаш из Экономического университета в Братиславе придерживается мнения, что усиление китайской мягкой силы в государствах Центральной и Восточной Европы и продвижение концепта «пояса и пути» выгодно для стран региона, поскольку способствует достижению экономических результатов [12, р. 26]. По мнению автора, платформа «17+1» является взаимовыгодной, так как 17 стран Центральной и Восточной Европы заинтересованы в торговле и инвестициях, а КНР нужны ноу-хау и доступ к ним [ibid., р. 25]. В то же время, Юрай Ондриаш отмечает, что угроза разделения Европы посредством подрывной деятельности КНР реальна. Автор подчёркивает, что ЕС должен помнить о политических рисках, не жертвуя при этом экономическими выгодами [ibid., р. 26].

В итоге, можно наблюдать, что словацкий дискурс достаточно однороден, что указывает на некоторый консенсус среди экспертного сообщества. В целом, его развитие тесно связано с поиском «серединного» пути, при котором создавалась бы возможность получить экономи-

ческую выгоду от сотрудничества с Китаем без ущерба безопасности страны.

Важно отметить, что благодаря столь консолидированному мнению и работе Центрально-европейского института азиатских исследований (CEIAS) словацкие эксперты оказывают серьезное влияние на формирование прагматических настроений, как в Словакии, так и в остальных странах Вишеградской группы. Это подтверждает проведенное ранее автором исследование, основанное на математико-статистическом анализе с использованием F-критерия Фишера [13, р. 57].

Рассматривая словацкое общественное мнение относительно Китая, наблюдается следующая ситуация. Согласно социологическому исследованию Варшавского института 70 % респондентов из Словакии выразили отрицательное или нейтральное отношение к Китаю [14]. Несмотря на столь высокий процент, он является наименьшим среди стран Вишеграда. Тем не менее, 50 % процентов опрошенных словаков положительно относятся к торговому сотрудничеству и инвестициям со стороны КНР, в том числе и к инициативе «пояса и пути» [ibid.]. В какой-то степени эти результаты соотносятся с правительственным и экспертным мнением. Есть четкое разделение между экономическим сотрудничеством и культурно-политическими представлениями о Китае.

Таким образом, мы видим, что словацкий дискурс в отношении китайской инициативы «пояса и пути» в целом имеет прагматичный характер и концентрируется на вопросах возможных экономических выгод от участия в инициативе. Попытка отделить выгодное для стран экономическое сотрудничество от негативного поощрения китайской внутренней и внешней политики, в особенности в области демократических свобод и прав человека, характерно как для экспертного уровня, так и для «обывательского» и государственного. Что касается перспектив развития словацкого дискурса, то, вероятнее всего, он продолжит эволюционировать в прагматическом русле. С учетом его влияния на другие стран Вишеграда и исследований словацкого независимого аналитического центра с привлечением экспертов из Польши, Венгрии и Чехии, можно предположить, что у Словакии есть возможность играть решающую роль в выработке коллективных решений относительно Китая и сотрудничества с ним. Центрально-европейский институт азиатских исследований (СЕ^) активно финансируется Вишеградским фондом и занимается составлением аналитических материалов касательно китайской инициативы «пояса и пути», в которых содержатся комплексные политические рекомендации для каждой из стран Вишеградской группы.

Список использованной литературы

1. Калюга А.А. Балансирование и сотрудничество: страны Вишеградской группы и КНР в реализации механизма «17+1» / А.А. Калюга, И.В. Олейников. - DOI 10.26516/2073-3380.2021.36.49 // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2021. — Т. 36. —С. 49-56.

2. Empty Shell no More: China's Growing Footprint in Central and Eastern Europe : Policy paper / ed. I. Karaskova, A. Bachulska, A. Szunomar, S. Vladisavljev ; ed. I. Karaskova. — Prague : Association for International Affairs (AMO), 2020. — 95 p.

3. Prospects for Developing the V4+China Cooperation Platform / K. Dubravcikova, S. Filip, M. Sebena [et al.] ; CEIAS. — Bratislava, 2019. — URL: https://ceias.eu/wp-content/uploads/2019/10/V4-China-cooperation_FINAL.pdf.

4. Kironska K. Slovak Policy towards China in the age of Belt and Road Initiative and 16+1 Format / K. Kironska, R. Turcsanyi // China-CEE Institute. — 2017. — No. 2. — P. 1-14.

5. Comparative Analysis of the Approach towards China: V4+ and one Belt one Road / ed. Z. Kramer — Prague : Prague Security Studies Institute, 2019. — 47 p.

6. Husenicova L. Potencial Novej Hodvabnej Cesty pre Slovensko / L. Husenicova, K. Kironska, F. Sebok ; CEIAS. — Bratislava, 2019. — URL: https://ceias.eu/wp-content/uploads/2019/01/20190102_ BRI_PP_FINAL.pdf.

7. Kironska K. Slovakia and China: Challenges to the Future of the Relationship / K. Kironska, F. Sebok, M. Simalcik ; CEIAS. — Bratislava, 2019. — URL: https://ceias.eu/wp-content/uploads/2020/01/ Slovakia-and-China-Challenges-to-the-Future-of-the-Relationship.pdf.

8. Simalcik M. Cinska prftomnosf na Slovensku: Medzicukrom a Bicom / M. Simalcik, I. Karaskova, B. Kelemen. — Bratislava : Asociacia Pre Medzinarodne Otazky, 2020. — 44 p.

9. Simalcik M. Multilateralism as a Tool in Slovak China Policy: The case of 16+1, V4+China, and EU + China / M. Simalcik // China-CEE Institute. — 2018. — No. 18. — P. 1-11.

10. Sebok F. No Belt No Road — Slovakia on the margins of China's BRI Initiative / F. Sebok ; CEIAS. — 2018. — URL: https://ceias.eu/no-belt-no-road-slovakia-on-the-margins-of-chinas-bri-initiative/.

11. Pleschova G. Chinese Investment in Slovakia: The Tide May Come In / G. Pleschova // Chinese Investment in Europe. A Country-Level Approach / ed. J. Seaman, M. Huotari, M. Otero-Iglesias. — Paris, 2017. — P. 135-140.

12. Ondrias J. Issues Facing China's Soft Power in the 16+1 Platform / J. Ondrias. — DOI 10.21003/ ea.V172-04 // World Economy and International Economic Relations. — 2018. — Vol. 172, iss.7-8. — P. 22-27.

13. Калюга А.А. Инициатива «Один пояс, один путь» КНР в экспертных дискурсах стран Више-градской группы : дис. ... маг. ист. наук / А.А. Калюга. — Иркутск, 2021. — 82 с.

14. Kobierski L. Public Opinion on China in European and V4 Countries / L. Kobierski ; Warsaw Institute. — Warsaw, 2020. — URL: https://warsawinstitute.org/public-opinion-china-european-v4-countries/.

References

1. Kalyuga A.A., Oleynikov I.V. Balancing and Cooperation: the Visegrad Group States and PRC in Realization of "17+1" Mechanism. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Poli-tologiya. Religiovedenie = The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political Science and Religion Studies, 2021, vol. 36, pp. 49-56. (In Russian). DOI: 10.26516/2073-3380.2021.36.49.

2. Karaskova I., Bachulska A., Szunomar A., Vladisavljev S.; Karaskova I. (ed.). Empty Shell no More: China's Growing Footprint in Central and Eastern Europe. Prague, Association for International Affairs (AMO), 2020. 95 p.

3. Dubravcikova K., Filip S., Sebena M., Simalcik M., Turcsanyi R.Q. Prospects for Developing the V4+China Cooperation Platform. CEIAS, Bratislava, 2019. Available at: https://ceias.eu/wp-content/ uploads/2019/10/V4-China-cooperation_FINAL.pdf.

4. Kironska K., Turcsanyi R. Slovak Policy towards China in the age of Belt and Road Initiative and 16+1 Format. China-CEE Institute, 2017, no. 2, pp. 1-14.

5. Kramer Z. (ed.). Comparative Analysis of the Approach towards China: V4+ and one Belt one Road. Prague, Prague Security Studies Institute Publ., 2019. 47 p.

6. Husenicova L., Kironska K., Sebok F. Potencial Novej Hodvabnej Cesty pre Slovensko. CEIAS, Bratislava, 2019. Available at: https://ceias.eu/wp-content/uploads/2019/01/20190102_BRI_PP_ FINAL.pdf.

7. Kironska K., Sebok F., Simalcik M. Slovakia and China: Challenges to the Future of the Relationship. CEIAS, Bratislava, 2019. Available at: https://ceias.eu/wp-content/uploads/2020/01/Slova-kia-and-China-Challenges-to-the-Future-of-the-Relationship.pdf.

8. Simalcik M., Karaskova I., Kelemen B. Cinska prftomnosf na Slovensku: Medzicukrom a Bicom. Bratislava, Asociacia Pre Medzinarodne Otazky Publ., 2020. 44 p.

9. Simalcik M. Multilateralism as a Tool in Slovak China Policy: The case of 16+1, V4+China, and EU + China. China-CEE Institute, 2018, no. 18, pp. 1-11.

10. Sebok F. No Belt No Road — Slovakia on the Margins of China's BRI Initiative. CEIAS, 2018. Available at: https://ceias.eu/no-belt-no-road-slovakia-on-the-margins-of-chinas-bri-initiative/.

11. Pleschova G. Chinese Investment in Slovakia: The Tide May Come In. In Seaman J., Huotari V., Otero-Iglesias M. (eds). Paris, 2017, pp. 135-140.

12. Ondrias J. Issues Facing China's Soft Power in the 16+1 Platform. World Economy and International Economic Relations, 2018, vol. 172, iss.7-8, pp. 22-27. DOI: 10.21003/ea.V172-04.

13. Kalyuga A.A. The Initiative« One Belt, One Road»of the PRC in the Expert Discourses of the Visegrad Group Countries. Master. Diss. Irkutsk, 2021. 82 p.

14. Kobierski L. Public Opinion on China in European and V4 Countries. Warsaw, 2020. Available at: https://warsawinstitute.org/public-opinion-china-european-v4-countries/.

Информация об авторе

Калюга Антон Андреевич — аспирант, стдел китайских исследований, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, Дальневосточное отделение Российской академии наук, e-mail: a.kalyuga38@gmail.com.

№МА

Anton A. Kalyuga —

a.kalyuga38@gmail.com.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Author

Anton A. Kalyuga — PhD Student, Department of Chinese Studies, Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far-East, Far-Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russian Federation, e-mail: a.kalyuga38@gmail.com.

Для цитирования

Калюга А.А. Особенности восприятия инициативы «пояса и пути» в Словацкой республике / А.А. Калюга. - DOI 10.17150/2587-7445.2021.5(4).215-222 // Российско-китайские исследования. - 2021. - Т. 5, № 4. - С. 215-222.

For Citation

Kalyuga А.А. Features of Perception of the Belt and Road Initiative in the Slovak Republic. Rossi-isko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2021, vol. 5, no. 4, pp. 215-222. (In Russian). DOI: 10.17150/2587-7445.2021.5(4).215-222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.