Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В СПЕКТАКЛЯХ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В СПЕКТАКЛЯХ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
любительские театры / восприятие исторических событий / интерпретация истории / художественное воплощение / культурное наследие / формирование исторического сознания

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Львов-Белов Федор Алексеевич

Статья анализирует творческий подход любительских театров к историческому материалу и подробно рассматривает методы и приемы, используемые на сцене, для создания уникального художественного воплощения истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В СПЕКТАКЛЯХ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА»



ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В СПЕКТАКЛЯХ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА

Львов-Белов Федор Алексеевич, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар

E-mail: lvovbelovfedia@gmail.com

Аннотация. Статья анализирует творческий подход любительских театров к историческому материалу и подробно рассматривает методы и приемы, используемые на сцене, для создания уникального художественного воплощения истории.

Ключевые слова: любительские театры, восприятие исторических событий, интерпретация истории, художественное воплощение, культурное наследие, формирование исторического сознания.

Искусство и театр выступают не просто как формы развлечения, но и как мощные инструменты влияния на общественное мнение и формирования культурной идентичности. Через театральные произведения зрители могут исследовать и переосмысливать исторические события, видеть их через призму личных и коллективных эмоций, что в значительной степени углубляет и расширяет историческое сознание. Театр предоставляет уникальную возможность для диалога между прошлым и настоящим, между сценаристом, актером и аудиторией.

Любительские театры, с их особой близостью к аудитории и часто более высоким уровнем общественной вовлеченности, играют особую роль в интерпретации исторических событий. Ввиду отсутствия строгих коммерческих ограничений и возможности экспериментирования, они могут предлагать новаторский и часто более глубокий взгляд на историю. Однако, влияние таких постановок на восприятие истории зрителями до сих пор не является достаточно изученным.

Несмотря на обширное количество работ, посвященных роли искусства в обществе, конкретные исследования, связанные с влиянием любительского театра на историческое сознание, остаются ограниченными. Тем не менее, существующие работы показывают, что театр может служить не только зеркалом, но и форумом для общественного диалога о прошлом.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Восприятие искусства - это сложный процесс, включающий как психологические, так и социокультурные аспекты. Психологический аспект восприятия искусства связан с индивидуальными эмоциональными и когнитивными реакциями на арт-объекты. Эта идея подробно обсуждается в работе Джерома Брунера «Культура познания» [2]. По его словам, культурные продукты формируют наше познание и восприятие мира через три основных способа:

1. Предметные действия;

2. Образы восприятий;

3. Символы.

Эти средства познания действительности возникают в соответствующих возрастах и накладываются друг на друга, образуя центральную линию интеллектуального развития ребёнка.

Джером Брунер считает, что психическое развитие отдельного человека происходит в процессе усвоения средств культуры, которые усиливают естественные двигательные, сенсорные и умственные способы познания. Усвоение набора этих средств усиливает интеллект и связано с усвоением и использованием сложных способов символизации, уровень развития которой различен в разные эпохи и у разных народов.

Театр всегда играл важную роль в формировании общественного мнения, используя свои уникальные возможности для воздействия на зрителей. В своей работе «Театр в контексте культуры» Алексей Бартосевич [3] отмечает, что исторически театр использовался для распространения идей и комментирования социальных и политических событий. Театр служил инструментом для обсуждения актуальных проблем, выражения мнений и формирования общественного мнения. Бартосевич подчёркивает, что театр был местом, где люди могли открыто выражать свои мысли и чувства, а также влиять на общественное мнение. Это позволяло театру играть активную роль в политической и социальной жизни общества. В современном контексте, как отмечает Марина Давыдова в статье «Современный театр и общественное мнение», театр продолжает оставаться местом для критической рефлексии и диалога по актуальным общественным вопросам.

Эффект присутствия в театре создает у зрителя ощущение непосредственного участия в действии, что значительно усиливает эмпатию и эмоциональное восприятие. Актёры и зрители взаимодействуют на эмоциональном уровне через перенос их «Я» на образ-посредник. Это взаимодействие благотворно для системы «актёр-зритель» и может оказывать оздоравливающий эффект на психику зрителей. Театральные техники, такие как освещение, музыка, сценография и актерское мастерство, играют ключевую роль в создании этого эффекта, как отмечается в работе Берёзкина В.И. «Искусство сценографии мирового театра».

Эти механизмы взаимодействия театра с аудиторией важны для анализа в контексте достижения более глубокого понимания функций театра в обществе.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Одним из ключевых аспектов любительского театра является его способность к мобилизации локального сообщества и созданию диалоговых платформ, где могут быть представлены и обсуждены различные точки зрения. Это позволяет театру выступать не только как место развлечений, но и как форум для обсуждения и разрешения социальных проблем.

На практике, непрофессиональные театры часто исследуют более рискованные и спорные темы. Эти группы используют свою независимость от коммерческих интересов для того, чтобы тестировать границы театральной экспрессии и исследовать чувствительные или менее популярные темы.

Отдельное внимание в теоретическом обзоре следует уделить современным исследованиям в области когнитивной науки, которые помогают понять механизмы воздействия театра на зрителя. Например, работа Алесенковой В.Н. «Когнитивное театроведение как опыт анализа ментальных процессов в контексте постдраматического театра» [4] исследует, как театральные изображения и звуки влияют на когнитивные процессы в мозге зрителя, активируя определённые нейронные пути, которые обрабатывают эмоции, сопереживание и моральные суждения.

Эти исследования важны, поскольку они указывают на способы, которыми театр может влиять не только на личностные восприятия, но и на более широкие социальные и культурные процессы. Понимание этого влияния помогает исследователям и практикам разрабатывать новые методы и подходы к театральной постановке и представлению, которые могут быть более эффективны в достижении социального изменения или культурного обогащения.

С этим багажом знаний мы можем приступить к анализу восприятия исторических нарративов в театральных постановка любительских театров современности. Спектакль «Циники», основанный на романе Анатолия Борисовича Мариенгофа и проходящий в краснодарском любительском театре «Veritas», прекрасный пример интерпретации исторических событий на сцене. Тяжёлые 4 года начала 20-ого века (1918 год, 1919 год, 1922 год и 1924) пролетают на глазах у зрителя в безвременных, абстрактных декорациях, заставляя ощущать присутствие в зрительном зале этих четырёх давно ушедших лет.

Исследования восприятия зрителями театральных постановок обсуждается в работе Татьяна Филановской, которая в своей статье «Современный зритель и культурные смыслы театра» [5] описывает, как различные методы театральной подачи могут влиять на эмоциональное и когнитивное восприятие аудитории. Спектакль «Циники» использует различные языки театра от классического психологического, для эмпатического воздействия на зрителя, до текстоориентированного игрового и агитационного. Исторический контекст, выбрасываемый агитаторами со сцены, вызывает желание у публики изучить все описываемые события, а современная музыка, играющая во время спектакля, как ключик, заставляет понять актуальность проблематики романа.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Интерпретации зрителей могут сильно различаться на основе их личного опыта, культурного и исторического контекста. Это разнообразие интерпретаций представляет собой важный аспект изучения театрального влияния на общественное сознание. Театральные постановки могут вызывать широкий спектр реакций, от глубокого эмоционального резонанса до непонимания или даже отторжения, в зависимости от того, насколько темы спектакля корреспондируют с личными убеждениями и культурными ожиданиями зрителей.

Различное восприятие исторических спектаклей в России и за рубежом является ярким примером того, как культурные особенности и исторические контексты влияют на восприятие и интерпретацию событий прошлого. Например, российские зрители могут испытывать сильные эмоции и культурную привязанность к историческим нарративам, связанным с периодами Российской империи или Советского Союза, в отличие от зарубежной аудитории, для которой эти события могут быть менее значимыми или эмоционально нагруженными.

Это различие в восприятии обусловлено множеством факторов, включая образование, исторические знания, политическую обстановку и культурные традиции. Российские зрители, выросшие в контексте истории своей страны, могут быть более осведомлены о событиях и персонажах, связанных с этими периодами, и поэтому испытывать более глубокую эмоциональную связь с ними. Зарубежные зрители, напротив, могут быть менее знакомы с этими событиями и персонажами, что делает их восприятие более поверхностным и менее эмоциональным.

Кроме того, культурные различия также играют важную роль в формировании восприятия исторических спектаклей. В России, например, история часто рассматривается через призму национальной идентичности и гордости, что может привести к более эмоциональному и интенсивному восприятию исторических событий. В то же время в других странах история может быть представлена более объективно и отстранённо, что может привести к меньшему эмоциональному вовлечению зрителей.

Такой подход подчеркивает необходимость диалога между театральными производителями и их аудиторией, стремление к пониманию многообразия культурных перспектив и предоставление пространства для разных точек зрения. Создание такого диалога может способствовать большей социальной интеграции и взаимопониманию, а также поддерживать более глубокое осмысление исторических и современных событий через художественное выражение. Театр может выполнять функции не только развлечения, но и познания, побуждая зрителей к размышлениям о моральных, этических и общественных вопросах.

Различные сценические приемы, такие как сценография, актерская игра и режиссура, играют ключевую роль в формировании интерпретации исторических событий. Эти элементы не просто добавляют визуальный и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

эмоциональный контекст к представлению, но и значительно влияют на то, как аудитория воспринимает и осмысливает историческую нарративу.

Этот образовательный потенциал особенно важен при рассмотрении исторических тем, где театр может служить инструментом для переосмысления прошлого и настоящего. Спектакли, основанные на исторических событиях или персонажах, могут предоставлять альтернативные интерпретации истории, которые вызывают у зрителей живой интерес и стимулируют к самостоятельным исследованиям и размышлениям. Например, постановка «Война и мир» в театре имени Вахтангова может вызвать у зрителей осмысление влияния войны на человеческую судьбу и моральные дилеммы, связанные с конфликтом.

Сценография - это искусство создания пространственной среды спектакля. Она может трансформировать пустое пространство в конкретное место и время, что необходимо для воссоздания исторических событий. Например, детализированная сценография, воссоздающая интерьеры Русского дворянского дома начала XX века, может помочь зрителю погрузиться в атмосферу того времени, делая исторические события более живыми и реалистичными. Исследование Т.В. Астафьева в работе «Современное театральное искусство как новая форма творческих отношений» [6] обсуждает, как инновационное использование пространства и декораций может изменять восприятие зрителей и давать новое понимание историческому контексту.

Режиссура объединяет все элементы спектакля в единое целое, принимая решения о том, как лучше всего представить историческую нарративу. Режиссерские решения о том, какие события выделить или как интерпретировать ключевые моменты, могут радикально изменить представление аудитории о прошлом. В работе Алексея Бартосевича «Театр в контексте культуры» приводятся примеры, как режиссеры используют свой творческий подход для освещения определенных исторических интерпретаций, что может поддержать или оспорить исторические мифы и повествования.

Один из таких примеров - творчество режиссёра Римаса Туминаса, который в своих спектаклях, таких как «Здесь не будет смерти» и «Улыбнись нам, Господи», очеловечивает взгляд на историю, ищет в ней не исключительных личностей или событий, а простую человеческую жизнь. Такой гуманистический подход к осмыслению национального прошлого способствует успеху спектаклей не только в Литве, но и на международной театральной сцене.

Исследование роли культурных программ, особенно театральных постановок, в формировании исторического сознания подчеркнуло сложность и многоуровневость этого процесса. Театр как медиум играет значительную роль в интерпретации исторических событий, предлагая аудитории не только развлечение, но и глубокое понимание исторических контекстов и социокультурных явлений. Обзор показал, что через сценографию, актерскую игру и режиссуру театр содействует активной интерпретации истории, позволяя зрителям видеть прошлое через призму современности. Такое взаимодействие не только обогащает культурный опыт, но и стимулирует критическое мышление и обсуждение важных общественных вопросов.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Для режиссёров стоит выделить некоторые практические рекомендации работы с историческим контекстом в своих спектаклях:

1. Интеграция исторической достоверности и творческой интерпретации: Режиссерам и сценаристам стоит стремиться к балансу между исторической точностью и художественной свободой, чтобы создать постановки, которые увлекают аудиторию, сохраняя при этом образовательную ценность.

2. Акцент на мультимедийных и инновационных подходах: Использование новейших технологий и мультимедийных решений может значительно усилить восприятие и эмоциональное воздействие постановок, делая исторические сюжеты более доступными и захватывающими для современной аудитории.

3. Разнообразие точек зрения: важно включать в театральные произведения различные перспективы, особенно малоосвещенные голоса в истории, что будет способствовать формированию более объемного взгляда на исторические события.

Заключительно, театр остается важным инструментом культурной и образовательной политики, способным воздействовать на общественное сознание и способствовать более глубокому пониманию исторических и социальных реалий. Эта динамика между театральным искусством и аудиторией также открывает вопросы о роли театра в обсуждении и решении современных социальных вызовов. Диалог, который возникает в театральном пространстве, может стать мощным катализатором социальных изменений, поскольку способствует расширению границ осмысления и критического взгляда на проблемы общества.

Литература:

1. Андреева А.И. Роль театра в формировании культурной памяти истории в современном обществе // Современное искусство: теория и практика. - 2017. -№ 1.

2. Брунер Джером. Культура познания. Перевод на русский язык. - Москва, Прогресс, 1976. - Оригинальное название: Jerome Bruner, "Acts of Meaning", 1990.

3. Бартосевич А. Театр в контексте культуры. - Москва: Издательство «Ад Маргинем Пресс», 2009.

4. Алесенкова В.Н. Когнитивное театроведение как опыт анализа ментальных процессов в контексте постдраматического театра // Теория и практика искусства. - 2016. - Том 7. - № 2. - С. 45-58.

5. Филановская Т.А. Современный зритель и культурные смыслы театра. -Москва: Изд. «Культура и искусство», 2014. - 240 с.

6. Астафьева Т.В. Современное театральное искусство как новая форма творческих отношений // Театральная жизнь. - 2018. - № 3. - С. 12-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.