Humanity space International almanac VOL. 7, No 5, 2018: 838-845
Особенности восприятия феномена священного постсекулярным сознанием
К.С. Гипп протоиерей
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6, стр. 1 Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities Likhov side street, 6, building 1, Moscow 127051 Russia e-mail: missiya@pstgu.ru
Ключевые слова: сакральное, священное, нуминозное, секуляризация, постсекулярное общество, постсекулярное сознание.
Key words: sacral, saint, numinous, secularization, post-secular society, postsecular consciousness.
Резюме: В статье анализируются особенности восприятия категории «нуменозное» современным религиозным сознанием. На основании полевых исследований автора оценивается возможность использования концепции Р. Отто при анализе постсекулярной религиозности.
Abstract: The article analyzes the peculiarities of perception of the category "numinous" modern religious consciousness. On the basis of the author's field research the possibility of using the concept of R. Otto in the analysis of post-secular religiosity is estimated.
[Gipp K.S. archpriest Features of perception of the sacred phenomenon by postsecular consciousness]
Концепт Священного, был, без сомнения, одной из центральных тем религиоведческого дискурса 20 века, практически составив основу целого раздела этой науки -феноменологии религии. Несомненно, что начало дискуссии о Священном было положено работой Р. Отто «Das Heilige», которой немецкий религиовед и теолог изложил свою нередукционистскую теорию религии. Далее мы попытаемся оценить, насколько применима концепция Отто при анализе современной постсекулярной религиозности.
Согласно Отто, ядром любой религии является тот иррациональный остаток, который получается при отнятии от Священного нравственного и рационального моментов (Отто, 2008: 12). Эта категория и получает у Р. Отто наименование «нуминозного». «Поскольку эта категория целиком относится к sui generis, то она, как все изначальное и основополагающее, не
является строго определимой, но лишь возможной для обсуждения» (Отто, 2008: 14). Отто говорит также об особой нуминозной настроенности души, направленной на особый нуминозный объект, о присущей человеку дивинации -способности «узнавать и признавать священное в явлении» (Отто, 2008: 221), когда особое чувство подсказывает человеку о присутствии нуминозного в том или ином религиозном «знамении».
Как известно, концепция Р. Отто была подвергнута критике, причем, если светская наука выдвинула претензии о теологизации религиоведения, о нарушении провозглашенного Т. Флурнуа принципа «исключения трансцендентного фактора», то с точки зрения христианского мировоззрения сомнительным представлялась попытка расположить на единой шкале проявления нуминозного «демонического ужаса», о котором говорилось, что «это есть, собственно, отличительная черта так называемой «первобытной религии» - наивное, сырое и первоначальное ее пробуждение» с «более высокими ступенями и формами развития того же таинственного влечения» (Отто, 2008: 27). Другими словами, данный подход страдал нравственным релятивизмом и отсутствием «дара различения духов».
Все последующие феноменологические концепции, несмотря на все их различия, также строились в той или иной степени вокруг понятия Священное (можно упомянуть Макса Шелера, ван дер Леува, Иоахима Ваха, Мирча Элиаде, Фридриха Хайлера...), по-разному ставя акценты и раскрывая различные аспекты святого-священного-сакрального-нуминозного.
Можно поставить вопрос о причинах столь пристального внимания к данному понятию в 20-м веке. Да, с одной стороны это поиск того качества, которое является определяющим для религии как таковой, попытка выработки общей религиоведческой теории. Но попробуем обратить наше внимание на то, что как раз примерно в это же время Макс Вебер выдвигает свой тезис о расколдовывании мира, говоря, что теперь для нас «нет никаких таинственных, не поддающихся учету сил, которые здесь действуют, что,
напротив, всеми вещами в принципе можно овладеть путем расчета» (Вебер, 1990). Т.е. налицо диалектический процесс, когда наука объявляет о полной познаваемости мира, когда процесс секуляризации через систему всеобщего образования начинает овладевать сознанием не только интеллектуальной элиты, но и масс, но когда с другой стороны эта же наука обращает свой взор на религию и после попыток редуцировать религиозные практики и верования к страху перед природными явлениями, ошибке сознания и т.п., пытается обосновать тезис о том, что религиозный опыт сущностно отличается от любых других явлений человеческой психики.
С одной стороны человек теперь живет не в божественном священном иерархическом космосе, а в однородном бесконечном пространстве; он теряет связь с высшими временами и вечностью, оставаясь целиком и полностью заключенным в saeculum - нашем профанном времени. Но с другой он обнаруживает в себе несводимое ни к чему иному чувство нуминозного, чувство Mysterium Tremendum, ужаса и тайны, объект которого должен лежать за пределами обычного восприятия.
Проходит несколько десятилетий, и выясняется, что теории секуляризации, говорившие о скором повсеместном окончательном вытеснении религии из жизни человека и общества, о торжестве науки и рациональности, оказались далекими от действительности. Мы являемся свидетелями и участниками процессов возвращения религии в общественную и частную жизнь, возрождения религиозных практик, появления новых феноменов религиозной жизни. Мы говорим о возникновении постсекулярного общества.
Еще в 60-е годы ХХ века выходит книга Т. Лукмана «Невидимая религия», где автор утверждает, что религиозность является базовой характеристикой человека, она как бы встроена в наше сознание и не может быть оттуда изъята; могут, следовательно, меняться только ее формы. Это и происходит в настоящее время, характеризуя которое, Лукман говорит об упадке институциональной религиозности и переходе ее на индивидуальный уровень, появлении, т.н. «невидимой религии», различные формы которой конструируются самим человеком
(Luckmann, 1967).
Без сомнения, контуры постсекулярной религиозности только начинают вырисовываться. Это и широкий плюрализм религиозных традиций и практик, это ситуация «рынка духовных услуг», предлагаемых религиозными организациями, это возможность и необходимость сознательного духовного выбора, стоящая перед человеком. Необходимо отметить, что постсекулярное никак не может означать простого возврата к традиционному религиозному мировоззрению. В одну реку, как говорится, дважды не войдешь. Любой современный человек со школьной скамьи, если не с детсадовских времен, впитывает в себя основы научного мировоззрения, секулярного взгляда на мир, познает способы рационального объяснения действительности. Но и обойтись без религиозного осмысления этой действительности он тоже не может. Видимо, говоря о том, что в основе любой религии лежит особый опыт, основанный на врожденном человеку чувстве нуминозного, Р. Отто, идеи которого перекликаются в чем-то с концепцией Т. Лукмана, был прав. Но это чувство может меняться и трансформироваться в зависимости от культурно-исторического контекста. Можно предположить, что активировать переживания, о которых говориться в «Das Heilige», в современной ситуации могут различные феномены, иногда достаточно неожиданные.
Как нам кажется, в настоящее время можно выделить несколько разновидностей переживания нуминозного нашим, постсекулярным, сознанием.
Во-первых, это обычные религиозные переживания, тот религиозный опыт, который исследовала классическая феноменология религии. Положительные переживания религиозного опыта связаны, как правило, с Церковью, молитвой, церковным богослужением. Так, в рассказах респондентов (имеются ввиду проводимые автором исследования) отмечается ощущение встречи с Высшим смыслом Сущего, которое привело к полному внутреннему перевороту респондента. Это преображение обычно является плодом присутствия на богослужении, либо иной общественной молитвы в сакральном месте, приводит к религиозному обращению. Подобные феномены являются источником
прихода людей в традиционные религиозные организации и лишь в случае их полного исчезновения можно будет говорить об упадке традиционной религиозности.
Имеются и отрицательно окрашенные феномены встречи с темными силами. Так, например, проведенные нами исследования религиозности населения Ненецкого автономного округа показали, что у местного населения, особенно проживающего на острове Вайгач, бывшем некогда главным ненецким сакральным центром, существует целый пласт религиозного опыта, связанного с дохристианскими верованиями (Гипп, Епихина, 2015).
Но, тем не менее, даже в случаях такого традиционного переживания опыта нуминозного, мы можем отметить интересные особенности, позволяющие говорить о постсекулярных чертах этих переживаний. Так, почти 40% респондентов на вопрос: «Существуют ли в мире духовные силы?» ответили: «Духовный мир - это внутренний мир самого человека», причем четверть из ответивших таким образом сами «сталкивались с чудесными, необъяснимыми явлениями». Т.е. налицо определенный когнитивный диссонанс, когда одному явлению пытаются дать и естественное и сверхъестественное объяснение.
Второй класс явлений, связанных с переживанием опыта нуминозного, выходит, на наш взгляд, за рамки обычного религиозного опыта. С середины ХХ века можно отметить значительное возрастание интереса с одной стороны к различным паранормальным явлениям, а с другой - широкое распространение научно-фантастической литературы. На наш взгляд, оба этих процесса коренятся в глубинной тяге человека к сферам таинственного и непознанного, к тому, что и проявляет себя в трактовке Р. Отто как нуменозное. Так, отечественный исследователь И. Куликов, говоря о содержании советских научно-популярных журналов 60-х - 70-х годов, отмечает, что «в советских научно-популярных журналах неожиданно (с сегодняшней точки зрения) много и часто публиковали фантастические произведения, которые соседствовали с материалами по футурологии и по разного рода паранормальным явлениям. Когда все эти тексты помещались
вперемешку со статьями по науке и технике, получалось так, что журналы последовательно формировали в сознании советских ИТР образ «двухслойного» мира, в котором «ближняя» зона, то есть жизненный мир самих ИТР, подчиняется регулированию по рациональным правилам, а «дальняя» зона, то есть то, что находится за пределами этого мира, предстает как таинственная и труднопостижимая» (Кукулин, 2007).
Можно сказать, что восприятие паранормальных явлений носит амбиваленный характер: с одной стороны они воспринимаются как сверхъестественные, а с другой -представляются либо техногенными, либо природными. Так, при описании контакта с НЛО, который имел место в августе 1992 г. в Казахстане одна наша респондентка отмечала ощущение необъяснимого страха, ужаса, который не прошел даже спустя 25 лет, ощущение присутствия чего-то абсолютного чужого. Эти переживания, по словам респондентки, отличались от обычных страхов перед естественными опасностями.
Мы далеки от выдвижения каких-либо гипотез о физической сути подобных явлений, отметим только, что вышеприведенное описание в точности соответствует тому, что говорил о нуминозном опыте Р. Отто: «Примечательно, что этот ужас перед «жутким», также совершенно
своеобразный...подобный ужас совершенно отличается от естественного страха не только степенью или силой, и уж никак не является просто особенно высоким уровнем последнего. Он может быть столь сильным, что пронизывает до мозга костей. Но он может заявить о себе и в самом легком возбуждении, как едва заметная и смена состояния» (Отто, 2008: 27-28).
И вот эта «мимолетная смена состояния», как нам кажется, характеризует последнюю разновидность переживаний, на которых хотелось бы здесь остановиться, и которые, с некоторой долей условности, можно попытаться отнести к переживаниям нуминозным. Речь идет о концептах, выработанных прежде всего современной физикой и космологией, таких как черные дыры, темная материя, темная энергия, или об удивительных свойствах и принципах квантового мира и мира теории относительности. Если для профессионалов данные концепты являются по большей части
математическими абстракциями, помогающими решать те или иные теоретические задачи и проблемы, то для сознания, пытающегося проникнуть в их смысл, они наделяются удивительными свойствами. Так, можно говорить об их апофатизме и иноприродности. Ведь их невозможно представить, о них невозможно получить какую-либо информацию обычным способом. Они относятся к таким масштабам пространства и времени, которые находятся за гранью обычных человеческих шкал: это либо мега-время и мега-пространство, либо наоборот - исчезающее малые области мира элементарных частиц. Это опять-таки моменты всемогущего и совершенно иного, о которых читаем у Р. Отто, например: «Действительно «таинственный» предмет является непостижимым не только потому, что познание этого предмета сопряжено с некими неустранимыми преградами, но потому, что я сталкиваюсь здесь с чем-то вообще «совершенно иным», что по своему роду и Сущности несоизмеримо со мною -поэтому я и останавливаюсь перед ним в немом изумлении» (Отто, 2008: 46). Характерны даже названия популярных статей, посвященных данной проблематике: «Сказка о тёмной материи тёмного космоса» (Горькавый, 2017), «Темная материя для темного сознания» (А. Алексеенко) и т.д. Можно напомнить также те апокалиптические ожидания, которые распространяли СМИ перед запуском Большого андронного коллайдера, что наглядно показывает момент сакрализации отношения к самой науке в обыденном сознании.
Наверное, можно найти и другие области бытия современного человека, к которым применимо в той или иной степени понятие святого-священного-сакрального-нуминозного (Рахманин, 2017). Но уже сказанного достаточно, чтобы придти к некоторым выводам.
• Именно в эпоху наибольшего господства секулярного мировоззрения религиоведении проявляется особый интерес к категории Священное.
• Разработанный Р. Отто инструментарий анализа этой категории и данная им структура религиозного опыта вполне актуальны для изучения современной ситуации
постсекулярного сознания, которое является с одной стороны носителем секулярного научного мировоззрения, а с другой -имеет религиозные интенции, что придает ему особую специфику.
• Эта двойственность постсекулярного сознания приводит к тому, что чувство святого-священного-сакрального-нуминозного начинает прилагаться к объектам, которые не имеют религиозного характера в классическом понимании термина религия.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеенко А. Темная материя для темного сознания. - URL:
https://snob.ru/entry/155897/. Горькавый Н. 2017. Сказка о тёмной материи тёмного космоса. - Наука и
жизнь. № 7: С. 81-88. Вебер М. 1990. Наука как призвание и профессия. Сс. 707-735. В кн.: Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс. 808 с. Гипп К.С., Епихина Е.А. 2015. Религиозные верования современного населения Югорского полуострова. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 4 (5): 850-862. Кукулин И. 2007. Фетишизация науки и традиция Просвещения. Индикатор: Интернет-издание. - URL:
https://indicator.ru/article/2017/10/19/fetishizaciya-nauki-i-1radiciya-prosvesheniya/ [19.10.2017] Отто Р. 2008. Священное. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета. 272 с.
Рахманин А.Ю. 2017. Священное и религия: определения, категории,
концепты. - Религиоведческие исследования. №1 (15): 84-116. Luckmann T. 1967. The Invisible Religion. New York: The Macmillan Company, 128 p.
Получена / Received: 16.10.2018 Принята/Accepted: 26.10.2018