DOI 10.24411/2076-1503-2020-10952 МОЛОКАНОВ Владимир Владимирович,
доцент кафедры архитектуры Астраханского государственного университета,
e-mail: N3Sh@yandex.ru
ПРИКАЗЧИКОВ Алексей Сергеевич,
доцент кафедры архитектуры Астраханского государственного университета,
e-mail: architexon@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Аннотация. Цель исследования - выявление особенностей восприятия окружающего пространства с человек с акцентом на архитектурную среду. В статье рассматривается механизм взаимодействия человека и окружающего мира. Приведены примеры и перечислены приемы использования нюансов восприятия при проектировании архитектурных объектов.
Ключевые слова: архитектура, восприятие, искусство, пространство, эмоции, культура, мышление.
MOLOKANOV Vladimir Vladimirovich,
Associate Professor of Architecture, Astrakhan State University,
PRIKAZCHIKOV Alexey Sergeevich,
Associate Professor of Architecture, Astrakhan State University,
e-mail: architexon@mail.ru
FEATURES OF ARCHITECTURE PERCEPTION
Annotation. The purpose of the study is to identify the features of perception of the surrounding space with people with an emphasis on the architectural environment. The article deals with the mechanism of interaction between a person and the surrounding world. Examples are given and techniques for using the nuances of perception in the design of architectural objects are listed.
Key words: architecture, perception, art, space, emotions, culture, thinking.
Введение. Архитектура - искусство, отражающее действительность современного общества: его традиций, взглядов на окружающий мир, общественных установок и норм, моды и стиля. Иначе говоря, архитектура - это очеловечиваемое окружающее пространство [1]. Архитектура, с точки зрения культурной антропологии, является одним из наиболее своеобразных и необходимых средств воплощения жизни человека в условиях времени и пространства [2]. В свою очередь, архитектура, как искусство, оказывает влияние на само общество и непосредственно - на личность человека. Это влияние может выражаться не только эмоциональным восхищением архитектурным произведением, но и вызывать у зрителя совершенно противоположные чувства, оказывать на него угнетающее, отталкивающее воздействие. По словам Леонтьева А.Н., результат контакта человека с искусством оценивается глубиной, направленностью и качеством воздействия на личность [3]. Традиционно считается, что восприятие может быть осязательным, обонятельным, слуховым, вкусовым, зрительным и кинестетиче-
ским [4]. По мнению Р. Грегори процесс восприятия - активный процесс, подразумевающий сложную цепь процессов преобразования ретиналь-ных изображений в поисках их смысловой интерпретации [5].
Архитектурное искусство, основой которого является зрительное восприятие, является самым сложным для восприятия видом пространственных искусств, так как сама по себе архитектура -междисциплинарная наука. В ней имеют место знания: климатологии, геодезии, материаловедения, технологий строительства, живописи и т.д. Чтобы уметь воспринимать архитектурные произведения надо многому учиться. Восприятие современной архитектуры, художественной образности архитектурных сооружений, не всегда доступно рядовому зрителю, так как особенностью в восприятии в данном случае является обязательное наличие у зрителя пространственного мышления и творческого настроя. «Процесс художественного восприятия ... требует знания «языка» искусства, творческого сотрудничества, развитых способностей и вкуса, эстетического
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
опыта и психологическом сосредоточенности на объекте восприятия» [6].
Актуальность исследования особенностей восприятия архитектуры заключается в том, что восприятие архитектурных произведений зрителем является одним из регулирующих и уравновешивающих векторов единой системы «окружающий мир и архитектура». Их выявление и изучение позволяет понять непосредственно сам механизм процесса восприятия архитектуры.
Основная часть. Объектом деятельности архитектора является архитектурное пространство, представляемое как совокупность множества объектов, между которыми установлены отношения типа окрестности, расстояния и т.д. [7]. Простейшее архитектурное пространство можно создать с помощью перекрытия, опирающегося на четыре столба по углам. Оно будет осознаваться как простейшее качественное разделение пространства, и в восприятии являться противоположностью верха и низа. Направление по сторонам света в первичной схеме архитектурного пространства задается движением солнца.
Не менее важное значение для архитектурных пространства имеет ландшафт. Результатом формирования архитектурного пространства становится здоровая, удобная для жизни людей окружающая среда: без вреда для экологии, комфортной для человека. Можно утверждать, что, формируя архитектурное пространство, архитектор создает пространственную модель вселенной, включающую в себя и непосредственное восприятие, и индивидуальный опыт, и структуры, задана ные коллективным опытом.
С развитием пространственного архитектурного искусства возникла противоположность поня-
тий: замкнутого и открытого, внешнего и внутреннего, установилась ограниченность и завершенность организованных пространств. Определяющим показателем для восприятия пространственного архитектурного искусства стала региональность - зависимость от культуры, в которой сформировывался человек. Важным фактором своеобразия архитектуры разных народов является величина воспринимаемого пространства. Так, просторность российских площадей противостоит относительной компактности и замкнутости западноевропейских ансамблей. Это связано с тем, что для жителя Европы радиус, обеспечивающий контакт с собеседником меньше, чем для человека, живущего на севере континента. Разные культуры со временем вырабатывали различную технику ориентации, влияющую на структуру осознаваемого пространства. Например, европейцы овладели уличной сетью и номерами домов, а жители Японии освоили зонирование территорий.
«Архитектура - это стремление использовать пространство с максимальной оригинальностью и минимальным удобством» [8]. Исследование особенностей процесса восприятия архитектуры показало, что зритель в первую очередь обращает внимание на композиционные приемы и средства, применяемые архитектором для усиления эффекта восприятия архитектурного ансамбля. К таким приемам относится, например, прием установления в архитектурном ансамбле акцента или доминанты, соподчинение остальных элементов путем согласования объемов с помощью масштаба, ритма, цвета, элемента благоустройства (рис.1) [10].
Рисунок 1. Акцент (1) и доминанта (2) в архитектурной пространственной композиции
Усиление эмоционального восприятия архитектурного ансамбля возможно и с помощью симметрии - использования одинаковых фрагментов, плоскостей, вносящих в общую композицию элемент упорядоченности и уравновешенности, глав-
ный элемент которой, расположенный по оси симметрии, подчеркивает ее значимость. (рис.2). Симметричные архитектурные объекты просты для интуитивного восприятия и понятны любому зрителю.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
Рисунок 2. Симметрия в архитектурной пространственной композиции
Надо отметить, что абсолютная симметрия невозможна в сложных архитектурных произведениях. Симметрия и асимметрия - это два противоположных метода организации архитектурной формы. Однако, только асимметрия, как правило, придает архитектурному ансамблю динамичность (рис.3). Динамика и статичная
уравновешенность, воздействуя на эмоции, определяют характер восприятия архитектурной формы. М.Я. Гинзбург писал: «Понятие движения почти всегда незримо присутствует в творческом замысле художника ... в каждом памятнике... мы ощущаем наличие какой-то визуальной динамической системы» [17].
Рисунок 3. Асимметрия в архитектурной пространственной композиции
Восприятие современной архитектуры обостряется при комплексном использовании композиционных приемов и света. Использование света - древнейший архитектурный прием: главным элементом в структурной композиции Египетских пирамид, Стоунхеджа в Великобритании играет свет солнца в различные фазы дня и года, луны, звезд. По утверждению Стивен Холла «восприятие духа и метафизической силы архитектуры обусловлено свойствами света и тени, формирующимися объемами и пустотами» [12].
Свет, как прием усиления восприятия, широко распространен и среди современных
архитекторов. Признанным мастером использования смешанного света в современной архитектуре считается деконструктивист Даниэль Либескинд. В своем проекте Северного филиала Имперского военного музея в Манчестере (2001 г.) он сумел найти компромисс между статикой и динамикой света, между направленными контрастными полосами света, создающими тревожный, волнующий настрой, и мягкими пятнами естественного света на экспонатах музея. Так, архитектору удалось создать восприятие безжалостности и трагичности самого факта войны (рис.4).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
Рисунок 4. Северный филиал Имперского военного музея
Восприятие архитектурных произведений искусства связано также с усилиями, затраченными зрителями на перемещение взгляда. Для резкого изменения его направления необходимо преодолеть некую инерцию, которая, в свою очередь, вызывает эмоциональный импульс. Замечено, что глаз зрителя отмечает намного быстрей и точней излом линий, чем их плавное искривление. Это объясняет широкое использование кри-
волинейных поворотов, острых углов в современной архитектуре. Примером использования такого приема воздействия на зрителя может являться Центр культуры и искусств Sea World, спроектированного японским архитектором Фумихико Маки в Шеньчжене (2018 г.). В здании используется для проведения различных выставок и мероприятий, посвященных разным сферам дизайна (рис.3).
Рисунок 5. Центр культуры и искусств Sea World в Шеньчжене (2018)
Восприятие архитектуры - это восприятие трехмерного пространства, визуальная оценка которого в этих трех измерениях неодинакова. Это объясняется свойством зрения человека уменьшать пространственные величины. С возрастанием величины объекта эти искажения растут [15].
Об этих ошибках в восприятии архитектурных объектов знали еще древние зодчие. Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447—438 годах до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом, имеет крайние колонны, ширина которых больше, чем у средних. При это, они уменьшили расстояние между крайними и соседними колоннами. Издали все колонны выглядят совершенно одинаково. Разница между ними
обнаруживалась только при непосредственном измерении.
В результате изучения зрительных искажений был определен ряд геометрических элементов и очертаний архитектурных форм, вызывающих зрительные искажения. Эти знания широко применяются в современном архитектурном искусстве. Используя их можно сделать здание более высоким, чем он является на самом деле, или более распластанным [16].
Заключение. Знания особенностей восприятия архитектуры является важным элементом творческого процесса композиционного формирования. Эти особенности, влияя на психику человека, определяют его настроение, обеспечивают его психологическую устойчивость и, в целом,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
влияют на отношение человека к общественной жизни. Поэтому изучение особенностей восприятия архитектуры должно продолжаться и использоваться архитекторами для повышения уровня жизни населения и для создания гармонии между «миром зданий и сооружений с миром людей» [17].
Список литературы:
[1] Швидковский, 2009.
[2] Плеснер, 2004.
[3] Леонтьев А.Н. Из записей 30-х годов. Художественное творчество. Художественная литература и психология. Некоторые вопросы психологии искусства (примечания). О психологической функции искусства (гипотеза). Творчество / Художественное творчество и психология / под ред. Зися А.Я, Ярошевского М.Г. - М.: Наука, 1991. С. 179—190.
[4] Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций /Главный редактор А.П. Олейникова. - М: «Прометей» МПГУ, 1998. — 252 с.
[5] (Грегори, 1970). Грегори Р.Л. Разумный глаз. Как мы понимаем, что дано нам в ощущениях. - М.: Едиториал УРСС, 2010. - 240 с.
[6] Индивидуальные особенности восприятия произведений искусства URL: https://www. work5.ru/gotovye-raboty/121389
[7] Советский энциклопедический словарь стр.1082 мой
[8] Пространство архитектурной среды в гештальтпсихологии http://dodiplom.ru/ ready/112844
[9] Игорь Карпов. АРХИТЕКТУРА, ПРОСТРАНСТВО, ВОЖДЕЛЕНИЕ. [11.09.2014
[10] Восприятие произведений искусства https://referatbank.ru/market/referat/i/342251/referat-vospriyatie-proizvedeniy-iskusstva.html
[11] Ильина, К.С. Художественные приемы использования естественного света в архитектуре / К. С. Ильина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55845/ (дата обращения: 04.07.2020).
[12] Алексо В.А. Влияние игрового материала на формирование обобщенного способа сборки целого изображения // Материалы Х городской научно-практической конференции «Молодые ученые - нашей новой школе» - М.: МГППУ, 2011 г. С.16-18.
[13] Источник: https://superinf.ru/view_ helpstud.php?id=277
[14] Ланщикова Г.А. Психолого-физиологические закономерности визуального восприятия пространства / Г.А. Ланщикова. - Омский научный вестник. - 2009. - № 4 (79). - С. 209-213.
[15] Психология: 39 исследований человеческого восприятия, https://awdee.ru/psychology-39-studies-of-human-perception/
[16] Лаврентьев А.Н. Эксперимент в дизайне. «Университетская книга» // С. Хан- Магомедов / Динамическая форма в творческих концепциях 1920-годов. - М., 2010. - С. 76.
Spisok literatury:
[1] Shvidkovskij, 2009.
[2] Plesner, 2004.
[3] Leont'ev A.N. Iz zapisej 30-h godov. Hudozhestvennoe tvorchestvo. Hudozhestvennaya literatura i psihologiya. Nekotorye voprosy psihologii iskusstva (primechaniya). O psihologicheskoj funkcii iskusstva (gipoteza). Tvorchestvo / Hudozhestvennoe tvorchestvo i psihologiya / pod red. Zisya A.Ya, Yaroshevskogo M.G. - M.: Nauka, 1991. S. 179—190.
[4] Savina E.A. Vvedenie v psihologiyu. Kurs lekcij / Glavnyj redaktor A.P. Olejnikova. - M: «Prome-tej» MPGU, 1998. — 252 s.
[5] (Gregori, 1970). Gregori R.L. Razumnyj glaz. Kak my ponimaem, chto dano nam v oshchush-cheniyah. - M.: Editorial URSS, 2010. - 240 s.
[6] Individual'nye osobennosti vospriyatiya proizvedenij iskusstva URL: https://www.work5.ru/ gotovye-raboty/121389
[7] Sovetskij enciklopedicheskij slovar' str.1082
moj
[8] Prostranstvo arhitekturnoj sredy v gesh-tal'tpsihologii http://dodiplom.ru/ready/112844
[9] Igor' Karpov ARHITEKTURA, PROSTRANSTVO, VOZHDELENIE [11.09.2014
[10] Vospriyatie proizvedenij iskusstva https:// referatbank.ru/market/referat/i/342251/referat-vospri-yatie-proizvedeniy-iskusstva.html
[11] Il'ina, K. S. Hudozhestvennye priemy ispol'zovaniya estestvennogo sveta v arhitekture / K. S. Il'ina. — Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uche-nyj. — 2019. — № 3 (241). — S. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55845/ (data obrash-cheniya: 04.07.2020).
[12] Alekso V.A. Vliyanie igrovogo materiala na formirovanie obobshchennogo sposoba sborki celogo izobrazheniya // Materialy H gorodskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii «Molodye uchenye - nashej novoj shkole» - M.: MGPPU, 2011 g. S.16-18.
[13] Istochnik: https://superinf.ru/view_help-stud.php?id=277
[14] Lanshchikova G.A. Psihologo-fiziologich-eskie zakonomernosti vizual'nogo vospriyatiya pros-transtva / G.A. Lanshchikova. - Omskij nauchnyj vestnik.- 2009. - № 4(79). - S. 209-213.
[15] Psihologiya: 39 issledovanij chelovecheskogo vospriyatiya https://awdee.ru/psy-chology-39-studies-of-human-perception/
[16] Lavrent'ev A.N. Eksperiment v dizajne. «Universitetskaya kniga» // S. Han-Magomedov / Dinamicheskaya forma v tvorcheskih koncepciyah 1920-godov. - M., 2010. - S. 76.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020