ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
йС! 10.24411/2686-9764-2019-00021 УДК 37.013.83
Особенности воспитательной работы с неоднократно судимыми осужденными конфликтного поведения
Э. В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования
Реферат
Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение наказания и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. Для организации эффективного исправительного процесса, а также в целях профилактики правонарушений важным является проведение воспитательной работы с осужденными конфликтного поведения. При этом необходимо выделить такую категорию, как неоднократно судимые осужденные.
Вопрос рецидива осужденных является актуальным в условиях предпринимаемых государством мер по обеспечению правопорядка. К тому же отмечено, что за последнее десятилетие в исправительных учреждениях количество положительно характеризующихся особо опасных рецидивистов постоянно сокращается, при этом число злостных нарушителей режима увеличивается.
С учетом сказанного необходимо знать и учитывать специфические черты личности неоднократно судимых осужденных, которые отличаются от других категорий правонарушителей настороженностью и недоверием к окружающим, стремлением скрыть свои истинные мысли и намерения. Данные лица нередко испытывают враждебность к окружающему миру, становятся агрессивными, ставя все свои неудачи в вину другим людям. Вследствие этого они могут являться участниками конфликтных ситуаций.
Конфликты появляются и неизбежно существуют в любой социальной структуре, так как они представляются необходимым условием развития общества. В общностях осужденных конфликты являются столкновениями противоположных взглядов, мнений, интересов и стремлений, в основе которых лежит обострение противоречий между ними. Агрессивное поведение в исправительном учреждении является для многих основным средством решения конфликтов, возникающих в среде неоднократно судимых осужденных.
В статье для сотрудников исправительных учреждений по воспитательной работе с неоднократно судимыми осужденными, склонными к конфликтному общению в местах лишения свободы, представлены рекомендации по таким вопросам, как осуществление диагностики для выявления и описания особенностей стратегий поведения в конфликтной ситуации; использование преимущественно индивидуальной формы воспитательного воздействия; проведение направленных на развитие навыков самопознания и изменения я-концепции воспитательных мероприятий по формированию жизненных целей и подготовке осужденных к освобождению, обучение приемам саморегуляции; воспитательная работа по разрешению и профилактике конфликтов в среде осужденных; организация индивидуальных консультаций с осужденными, испытывающими трудности в повседневной жизни; подготовка и реализация профилактических и разъяснительных бесед, просветительских лекций, ролевых игр и тренингов по бесконфликтному общению.
Смысл и содержание воспитательной работы с осужденными конфликтного поведения должны сводиться не к разъяснению общепринятых норм и правил поведения, а к переоценке прожитой жизни, ломке сложившихся стереотипов поведения и изменению собственного внутреннего мира.
Ключевые слова: места лишения свободы; воспитательная работа; неоднократно судимые осужденные; конфликтное поведение; меры воспитательного воздействия на осужденных конфликтного поведения.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Features of educational work with repeatedly convicted convicts
of conflict behavior
E. V. ZAUTOROVA - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Professor, Member-correspondent of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education
Abstract
Modern penal policy is aimed at commutation of sentence and strengthening educational measures of influence on convicts, creating a humane environment for serving sentences. For the organization of effective correctional process as well as for the prevention of offenses it is important to conduct educational work with convicts of conflict behavior. Thus it is expedient to allocate such category as repeatedly convicted convicts.
The issue of recidivism of convicts is relevant in the context of measures taken by the state to ensure law and order. In addition it is noted that over the past decade in correctional institutions the number of positively characterized particularly dangerous recidivists is constantly decreasing. At the same time the number of malicious violators of the regime is increasing.
In this regard it is necessary to know and take into account the specific personality traits of repeatedly convicted convicts, who differ from other categories of offenders by wariness and distrust of others, the desire to hide their true thoughts and intentions. Convicts of this category often experience a state of hostility to the outside world, can become aggressive, attributing all their failures to blame other people. As a result they may be parties to conflict situations.
Conflicts appear and inevitably exist in any social structure, as they seem to be a necessary condition for the development of society. In the communities of convicts conflicts are clashes of opposing views, opinions, interests and aspirations, which are based on the aggravation of contradictions between them. Aggressive behavior in a correctional institution is for many the main means of resolving conflicts that arise among repeatedly convicted convicts.
The article presents recommendations for correctional officers on educational work with repeatedly convicted convicts, prone to conflict communication in prison such as the diagnosis of convicts to identify and describe the features of strategies of behavior in a conflict situation; the use of predominantly individual forms of educational influence; educational activities for the formation of life goals and preparation of convicts for release and aimed at the development of skills of self-knowledge and change the self-concept of convicts; teaching methods of self-regulation; educational work on the resolution and prevention of conflicts among convicts; individual consultations with convicts experiencing difficulties in everyday life; organization of preventive and explanatory conversations, educational lectures, role-playing games and trainings on conflict-free communication.
The meaning and content of educational work with convicts of conflict behavior should not be reduced to explaining the generally accepted norms and rules of behavior, but to a radical reassessment of life lived, breaking the existing stereotypes of behavior and changing their own inner world.
Key words: places of imprisonment; educational work; repeatedly convicted convicts; conflict behavior; measures of educational influence on convicts of conflict behavior.
13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education
Современная уголовно-исполнительная политика, согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., направлена на смягчение наказания и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. Для организации эффективного исправительного процесса, а также в целях профилактики правонарушений важным является проведение воспитательной работы с осужденными конфликтного поведения. При этом необходимо выделить такую категорию, находящуюся в местах лишения свободы, как неоднократно судимые осужденные.
Вопрос рецидива осужденных является актуальным в условиях предпринимаемых государством мер по обеспечению правопорядка. Количество рецидивов преступлений в России неуклонно растет. По данным Генпрокуратуры России, с 2012 по 2016 г. их доля увеличилась почти на 16 % - с 583 тыс. до 675 тыс. [8]. В этом году тенденция продолжилась. За январь-сентябрь 2019 г. было совершено 493 тыс. таких преступлений, что на 13 % больше, чем пять лет назад. По статистике, сегодня уже около 45 % всех обвинительных приговоров выносится в отношении ранее судимых лиц [5].
Многие вопросы исполнения наказания в отношении неоднократно судимых осужденных исследовались Г. А. Аванесовым, Л. А. Высотиной, П. Ф. Гришаниным, М. П. Журавлевым, В. В. Тирским, М. Б. Метелкиным и др. Проблемами наказания в виде лишения свободы на длительный срок занимались Т. В. Быстрова, Е. С. Тяжких, Е. Ф. Штефан. К тому же отмечено, что за последнее десятилетие в исправительных учреждениях количество положительно характеризующихся особо опасных рецидивистов постоянно сокращается, в то время как число злостных нарушителей режима увеличивается.
Для успешного применения основных средств исправления данной категории, предупреждения совершения ими повторных преступлений необходимо знать и учитывать специфические черты личности неоднократно судимых осужденных. Последние отличаются настороженностью и недоверием к окружающим, стремлением скрыть свои истинные мысли и намерения. Как показывает практика, более ЛЛ особо опасных рецидивистов стремятся установить незаконные связи с представителями администрации исправительного учреждения, особенно с инспекторами, и таким образом сократить
психологическую дистанцию между собой и персоналом колонии. Данное явление воспринимается многими из них как само собой разумеющееся [3; 6]. Видимо, длительные сроки отбывания наказания в условиях изоляции вынуждают таких заключенных приспосабливаться, с этой целью любыми способами устанавливать связи, извлекая из этого определенную выгоду, тем самым облегчая тяжесть своего наказания.
Осужденные рассматриваемой категории нередко испытывают враждебность к окружающему миру, становятся агрессивными, обвиняют в своих неудачах других людей, вследствие этого становятся участниками конфликтных ситуаций.
Конфликты появляются и неизбежно существуют в любой социальной структуре, так как они выступают необходимым условием развития общества. При этом каждый отдельно взятый конфликт по-своему неповторим и уникален как по причинам возникновения, формам взаимодействия сторон (двух или более), так и по исходу и его последствиям. Некая стандартная схема развития просматривается у всякого конфликта, поэтому эффективное решение проблемы, которая и привела к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта четкого представления об общей природе и специфике данного типа конфликта, осмысленного стиля поведения, выбранного с учетом стилей, используемых другими сторонами. В связи с этим интерес к указанной сфере человеческих взаимоотношений не угасает и находится в поле изучения многих наук [4].
В общностях осужденных конфликты представляют собой столкновения противоположных взглядов, мнений, интересов и стремлений, в основе которых лежит обострение противоречий между ними, характеризующееся противоборством, чаще всего открытыми действиями друг против друга [10, с. 43]. В среде исправительного учреждения феномен конфликта имеет свои особенности, связанные с его жизнедеятельностью. Конфликты могут возникать между группами, отдельными осужденными, администрацией и отдельными осужденными. Чаще всего конфликты происходят в жилой и производственной зонах, слабо контролируемых местах на территории исправительного учреждения [1]. Агрессивное поведение в исправительном учреждении является для многих неоднократно судимых осужденных основным средством решения конфликтов.
Зная особенности реагирования личности в конфликтной ситуации, можно прогнозировать действия человека при ее возникновении, в целях предотвращения рецидива разработать программу коррекции для лиц, которые уже совершили преступление. В связи с этим появляется необходимость проведения воспитательной работы с неоднократно судимыми осужденными по снижению у них уровня конфликтности, формированию эмоциональной устойчивости, развитию эмпатии, психологической готовности принимать адекватно различные жизненные обстоятельства, уметь находить общий язык с окружающими людьми, проявлять терпение и выдержку.
Таким образом, сотрудникам исправительных учреждений могут быть полезны следующие рекомендации по воспитательной работе с неоднократно судимыми осужденными, склонными к конфликтному общению в местах лишения свободы.
Необходимо отметить, что важным направлением работы сотрудника пенитенциарного учреждения является проведение диагностики осужденных, отбывающих наказание повторно, для выявления и описания особенностей стратегий поведения в конфликтной ситуации. Это позволит прогнозировать их поведение в подобных ситуациях, а также выработать соответствующие педагогические приемы по работе с ними.
При организации воспитательной работы с неоднократно судимыми начальникам отрядов важно своевременно пресекать возникновение конфликтных ситуаций, тем самым оказывая помощь этим осужденным. В данном случае целесообразно использовать преимущественно индивидуальную форму воспитательной работы для изменения поведенческих реакций в сложных и напряженных ситуациях. Важно также проводить профилактические мероприятия для предупреждения конфликтов в среде осужденных [7; 9].
Практика показала, что в работе с неоднократно судимыми осужденными, имеющими конфликтное поведение, целесообразно применять следующие воспитательные меры воздействия:
- проведение воспитательных мероприятий по формированию жизненных целей и подготовке осужденных к освобождению (формирование в сознании образа желаемого будущего, сопоставление его с возможностями и способностями, умение планировать будущее и достигать намеченных целей; укрепление нравственных цен-
ностей как фактора социального поведения; участие в работе школы по подготовке осужденных к освобождению; привлечение осужденных к социально полезной деятельности, приучение к строгому соблюдению правовых норм, развитие положительных качеств личности; осуществление деятельности по содействию в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных для повышения эффективности воспитательной работы с ним и т. д.);
- проведение воспитательных мероприятий, направленных на развитие навыков самопознания и изменения я-концепции осужденных (устойчивое изменение определенных свойств и качеств личности, которые определяют содержательные стороны социального поведения осужденного; проведение воспитательной работы с учетом индивидуально типологических и личностных особенностей осужденных и т. д.);
- обучение приемам саморегуляции осужденных (анализ воспитывающих ситуаций, ситуаций морального выбора с целью нравственного развития личности осужденных; приобщение к социальному опыту позитивной направленности при использовании метода расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта; привлечение к общественной деятельности и т. д.);
- воспитательная работа по разрешению и профилактике конфликтов в среде осужденных (проведение психолого-педагогических обследований осужденных, склонных к деструктивно-конфликтному поведению и входящих в группу повышенного педагогического внимания (составляются краткие характеристики и рекомендации по индивидуальной воспитательной работе с ними); проведение индивидуальных консультаций с осужденными, испытывающими трудности в повседневной жизни (неудовлетворенность отношениями с администрацией исправительного учреждения, конфликты в отряде осужденных, повышенная напряженность, усталость и т. д.), в отношениях к себе (недостаток уверенности и самоуважения, колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений); организация групповых дискуссий как способа осуществления общения осужденных (участников группы), позволяющего сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон и т. п.);
- организация профилактических и разъяснительных бесед, просветительских лек-
ций (активизация нравственных качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и трудовом коллективе, направлены на «приведение в готовность» положительных нравственных убеждений, чувств и привычек; активизация способностей осужденного по формированию у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами; обеспечение правовыми знаниями, разъяснительная работа о порядке и условиях получения медицинской помощи, социальных услуг, трудоустройства и бытового обеспечения);
- проведение с осужденными ролевых игр и тренингов по бесконфликтному общению (в ходе ролевой игры как метода, при котором реальное поведение имитируется (моделируется) участниками в соответствии с заданными ролями и ситуацией, направленными на развитие коммуникативной сферы личности, совершенствование ролевого поведения осужденного; формирование сплоченности группы (участников тренинга) с целью установления доверительных отношений, стимулирование поддерживающих взаимоотношений участников вне тренинга и т. д. [2]).
Смысл и содержание воспитательной работы с осужденными конфликтного поведения должны сводиться не к разъяснению общепринятых норм и правил поведения, а к переоценке прожитой жизни, ломке сложившихся стереотипов поведения и изменению собственного внутреннего мира. Исходя из специфичности эмоционального реагирования осужденных данной категории, необходимо обеспечить смену активных и пассивных видов деятельности. Желательно, чтобы в ходе воспитательных мероприятий царила атмосфера доброжелательности, взаимного уважения и понимания, а участники не опасались принудительных мер или санкций со стороны ведущего.
Ожидаемым результатом воспитательной работы является личностное развитие неоднократно судимых осужденных, улучшение взаимоотношений с окружающими, снижение конфликтности, коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости. Осужденные должны стремиться к максимальному использованию своих возможностей в жизни, научить-
ся преодолевать трудности, несмотря на отрицательное к ним отношение и сложные жизненные ситуации, формировать реалистичную положительную самооценку и быть готовыми нести ответственность за собственный выбор и свое поведение.
Включение данных направлений в деятельность отделов и служб исправительного учреждения предоставит возможность организовать более эффективно воспитательную работу с неоднократно судимыми осужденными, склонными к конфликтному общению. Такой подход позволит снизить частоту возникновения конфликтных ситуаций, вызванных психологической напряженностью спецконтингента и сотрудников исправительного учреждения.
Важнейшее требование, которым нельзя пренебрегать при организации работы с данной категорией осужденных, является систематичность, последовательность и нравственная направленность контактов и встреч. Немаловажным условием выступает и максимальное соответствие содержания и объема сообщаемой осужденным информации условиям их предстоящей жизни. Принципы дифференцированности и индивидуализации, а также активизации и опоры на положительные качества осужденного являются важными в работе сотрудника-воспитателя.
Таким образом, проблема агрессивности и насилия в среде осужденных стоит особенно остро, и от ее решения во многом зависит процесс их исправления и ресоциа-лизации. Достижение конструктивного взаимодействия между осужденными есть одна из основных целей в работе администрации исправительного учреждения. Организуя воспитательную работу с неоднократно судимыми осужденными, необходимо помнить, что им присущи плохо контролируемая склонность к враждебности и агрессивности по отношению к окружающим, срывы при повышении эмоциональных нагрузок. Поэтому необходимо рекомендовать сотрудникам, работающим с данной категорией осужденных, учитывать индивидуальные социально-психологические особенности последних и применять к ним разнообразные меры воспитательного воздействия, направленные на коррекцию конфликтного поведения.
I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, О. Чтобы избежать межэтнических конфликтов / О. Ананьев, О. Кузнецов // Преступление и наказание. - 2015. - № 4. - С. 12-13.
2. Васильев, Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 170 с. -ISBN 5-9268-0104-4.
3. Детков, А. П. Динамика пенитенциарной конфликтной ситуации / А. П. Детков // Российский юридический журнал. - 2012. - № 1. - С. 96-100.
4. Емельянов, Н. С. Криминологическое исследование конфликтов с участием осужденных : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Н. С. Емельянов. - Рязань, 2015. - 171 с.
5. Институт проблем современного общества: статистические материалы. - URL: http://i-pso.ru/2016/04/05/299/ (дата обращения: 16.05.2019).
6. Коломытцев, Н. А. Особо опасный рецидив преступлений и борьба с ним : монография / Н. А. Коломытцев. -Киров, 2001. - 221 с. - ISBN 5-87817-020-5.
7. Маняхин, А. В. Стратегия и тактика коммуникативного поведения сотрудников исправительного учреждения во взаимодействии с осужденными / А. В. Маняхин // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : в 8 томах. Том 5. - Рязань : Академия ФСИН России, 2015. - С. 218-221.
8. Недюк, М. Рецидивисты стали совершать больше преступлений / М. Недюк, К. Дагаева // Известия. - 2017. -13 октября.
9. Смирнов, А. М. Профилактика конфликтных ситуаций в среде осужденных к лишению свободы / А. М. Смирнов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2015. - № 4. - С. 34-37.
10. Сухов, А. Н. Криминогенное общение в среде осужденных : учебное пособие для учебных заведений МВД России / А. Н. Сухов. - Рязань : РВШ МВД России, 1993. - 133 с.
I REFERENCES
1. Anan'ev O., Kuznecov O. CHtoby izbezhat' mezhetnicheskih konfliktov [To avoid interethnic conflicts]. Prestuplenie i nakazanie - Crime and Punishment, 2015, no. 4, pp. 12-13. (In Russ.).
2. Vasil'ev N. N. Treningpreodoleniya konfliktov [Conflict Overcoming Training]. St. Petersburg, 2002. 170 p. (In Russ.).
3. Detkov A. P. Dinamika penitenciarnoj konfliktnoj situacii [Penitentiary conflict dynamics]. Rossijskij yuridicheskij zhurnal
- Russian Law Journal, 2012, no. 1, pp. 96-100. (In Russ.).
4. Emel'yanov N. S. Kriminologicheskoe issledovanie konfliktov s uchastiem osuzhdennyh. Diss. kand. yurid. nauk [Criminological study of conflicts involving convicts. Diss. PhD. in Law]. Ryazan, 2015. 171 p. (In Russ.).
5. Institut problem sovremennogo obshchestva: statisticheskie materialy [Institute for the Problems of Modern Society: Statistical Materials]. Available at: http://i-pso.ru/2016/04/05/299/ (accessed 16.05.2019). (In Russ.).
6. Kolomytcev N. A. Osobo opasnyj recidivprestuplenij i bor'ba s nim [Particularly dangerous recidivism and fight against it]. Kirov, 2001. 221 p. (In Russ.).
7. Manyahin A. V. Strategiya i taktika kommunikativnogo povedeniya sotrudnikov ispravitel'nogo uchrezhdeniya vo vzaimodejstvii s osuzhdennymi [Strategy and tactics of communicative behavior of correctional staff in cooperation with convicts]. II Mezhdunarodnyj penitenciarnyj forum «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie». Tom 5 [II International Penitentiary Forum "Crime, Punishment, Correction". Vol. 5]. Ryazan, 2015, pp. 218-221. (In Russ.).
8. Nedyuk M., Dagaeva K. Recidivisty stali sovershat' bol'she prestuplenij [Repeat offenders commit more crimes]. Izvestiya
- Tidings, 2017, October 13th. (In Russ.).
9. Smirnov A. M. Profilaktika konfliktnyh situacij v srede osuzhdennyh k lisheniyu svobody [Prevention of conflict situations among prisoners sentenced to imprisonment]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Journal of the penal system, 2015, no. 4, pp. 34-37. (In Russ.).
10. Suhov A. N. Kriminogennoe obshchenie vsrede osuzhdennyh [Criminogenic communication among convicts]. Ryazan, 1993. 133 p. (In Russ.).
DOI 10.24411/2686-9764-2019-00022 УДК 378
Профессиональная социализация сотрудника ФСИН России как научно-педагогическая проблема
Л. В. КОВТУНЕНКО - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент;
М. Б. ТРУБЧАНИНОВ - начальник курса Воронежского института ФСИН России
Реферат
С учетом приказа ФСИН России от 14.06.2019 № 440 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России» одним из приоритетных направлений ведомственного образования является профессиональная социализация будущих специалистов.
Проблема профессиональной социализации исследуется представителями разных направлений науки. Отечественной гуманитарной наукой вопросы социали-