Научная статья на тему 'Особенности воспитания учащихся начальных классов в условиях реформирования образования'

Особенности воспитания учащихся начальных классов в условиях реформирования образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / DEVELOPMENT / CREATIVE INDEPENDENCE / MOTOR ACTIVITY / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимов Геннадий Яковлевич, Кудрявцев М. Д.

Задачи новой школы раскрытие способностей каждого ученика, который будет готов к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. С учетом этих особенностей физическая культура нацелена на формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галимов Геннадий Яковлевич, Кудрявцев М. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF EDUCATION TO CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL IN TERMS OF EDUCATIONAL REFORM

The aim of modem school is help every school kid to develop his or her capabilities in order to make him or her ready for the life in the high-technological competitive society. Taking into account these characteristics we accomplish our tasks so that physical training is aimed at creating conditions for elementary school kids to be aware of healthy life-style, to develop their creativity and self-dependence through mastering necessary skills necessary for different kinds of physical activities.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания учащихся начальных классов в условиях реформирования образования»

УДК 378.172

Г. Я. Галимов, М.Д. Кудрявцев

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Задачи новой школы - раскрытие способностей каждого ученика, который будет готов к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. С учетом этих особенностей физическая культура нацелена на формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Ключевые слова:, развитие, творческая самостоятельность, двигательная деятельность, здоровый образ жизни

G. Ya. Galimov, M.D.Kudryavtsev

THE FEATURES OF EDUCATION TO CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL IN TERMS OF EDUCATIONAL REFORM

The aim of modem school is help every school kid to develop his or her capabilities in order to make him or her ready for the life in the high-technological competitive society. Taking into account these characteristics we accomplish our tasks so that physical training is aimed at creating conditions for elementary school kids to be aware of healthy life-style, to develop their creativity and self-dependence through mastering necessary skills necessary for different kinds of physical activities.

Keywords: development, creative independence, motor activity, healthy lifestyle

В обращении с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» Президент Российской Федерации отметил:

«Модернизация и инновационное развитие -единственный путь, который позволит России стать конкурентны мобществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбрать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства» (Медведев Д.А., 2010).

Далее указывается, что школа является важным элементом современного государства. Главные задачи новой школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, готового к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

С учетом этих особенностей физическая культура нацелена на формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация этих основ физической культуры связана с решением следующих образовательных задач:

• укрепить здоровье школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

• формировать общие представления о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

• развить интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

• освоить простейшие способы контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

• базовым результатам образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися физических, умений и навыков. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способы (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявля-

ются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общей цели;

- умение доносить информацию в доступной эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Все содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса предмета у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В результате обучения выпускники начальной школы должны понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики; осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге. Кроме того, они должны знать о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, понимать необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

У выпускников начальной школы должны быть сформированы простейшие навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, подвижных игр в помещении и на открытом воздухе. Они должны уметь составлять комплексы оздоровительных упражнений с использованием простейшего спортивного инвентаря и оборудования, знать правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий. Кроме того, должны уметь наблюдать за изменением собственного

роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений. Выпускники научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие системы дыхания и кровообращения.

Приобретаются жизненно важные двигательные навыки и умения: бегать, прыгать различными способами; махать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствие; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, их простейшие комбинации; передвигаться на лыжах; плавать простейшими способами.

Результаты достижений могут быть как высокие, так и низкие, что зависит от качества учебно-воспитательного процесса.

В образовательной направленности учителя физической культуры центральное место должна занимать система его профессиональных установок. В общем виде под установкой понимается готовность человека к определенной деятельности, обусловленная наличием той или иной потребности [2].

Учителя физической культуры должны иметь представления о педагогических технологиях, которые дадут возможность ему моделировать свою образовательную траекторию, избрав охрану здоровья одной из важнейших приоритетов своей профессиональной деятельности [5]. В технологии обучения содержание, методы, средства находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство состоит в том, чтобы выбрать нужное содержание, применить нужные методические приемы в соответствии с примерной программой по физической культуре и поставленными образовательными задачами [1].

Одним из важных компонентов примерной программы являются методические пособия по разработке и применению модульных рабочих программ обучения в условиях образовательной технологии. Методические рекомендации вооружают пользователей модульной рабочей программы знанием не только того, что есть модульное обучение, но и как формировать ключевые компетенции по физической культуре. По мнению В.И. Кузнецова (2009), модульная рабочая - это методико-дидактический комплекс подготовки компетентных выпускников, система средств, приемов, при помощи и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель и ключевая компетентность [4].

В связи с вышеизложенным считаем возможным дать некоторые рекомендации по организации личностно-ориентированной физкультурнообразовательной деятельности учащихся начальной школы, а также по их обучению технике некоторых жизненно важных двигательных действий, таких как ходьба на лыжах.

Для повышения эффективности обучения двигательным действиям предлагается методика, основанная на принципах учебной деятельности, которая была разработана и опробована нами в ходе естественного педагогического эксперимента. Эта методика включает следующие основные этапы учебной работы с детьми.

Формирование учебно-познавательных мотивов:

а) открытие учениками в учебном диалоге теоретических знаний по физкультурнообразовательному компоненту;

б) выделение детьми общих двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, силовых и выносливости;

в) изучение детьми происхождения каждого вида движений;

г) повторение этих движений в форме игры с целью их совершенствования.

2. Постановка и решение учебной задачи по овладению двигательными действиями посредством учебных действий и операций:

а) открытие учащимися принципа решения целого класса конкретно-практических двигательных задач (этот принцип состоит во взаимосвязи усилий и движения);

б) формирование знаний об общих биомеханических основах движений;

в) совершенствование техники конкретного вида движений с помощью их моделирования в графической форме;

г) само- и взаимооценка двигательных действий, контроль за выполнением собственных движений и движений сверстников;

д) анализ ошибок при выполнении двигательных действий и их устранение, рефлексия.

3. Формирование у детей умения переходить от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность, применения усвоенного общего способа действий. Ученик обобщает приобретенные двигательные умения и пробует перенести их на другие виды двигательных действий.

Тем самым на уроках физической культуры

целенаправленно и осознанно формируются обобщенные двигательные навыки. В форме учебной деятельности дети овладевают обобщенными способами ориентации в сфере определенного класса задач и обобщенными способами их решения.

Для реализации данной методики необходимо использовать рисунки, кинограммы; графики и схемы движений рук и ног в выбранных видах локомоций, а также упрощенную изготовленную модель человека с движущимися верхними и нижними конечностями.

Для обеспечения развития личности учащихся необходимо создать условия для формирования оптимального уровня мотивации к изучению двигательных действий, умению управлять ими, выделять в них главное и второстепенное, находить взаимосвязь между ними. Все это, в целом, будет способствовать развитию теоретического мышления на уроках, необходимых личностных качеств, творческого отношения к деятельности на уроке.

Для выполнения детьми полноценной учебной деятельности на уроках необходимо, чтобы они постоянно решали различные учебные задачи. Это должно сопровождаться применением различных методических приемов, среди которых можно выделить такие, как создание проблемных ситуаций, использование самооценки выполняемых двигательных действий, элементы парного и внутригруппового контроля, поощрение самостоятельности при совершенствовании элементов техники разученного движения.

В целом можно рекомендовать разработанную технологическую схему обучения локомо-циям и при обучении другим двигательным действиям. Для этого необходимо объединять схожие по видам и структуре двигательные действия в определенные блоки, находить для них общие закономерности, осваивать их и затем переходить к более продуктивному обучению конкретным видам движений, тем самым идти в обучении от общего к частному в соответствии с основными положениями теории учебной деятельности.

В результате правильной организации обучения повышается положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.

Литература

1. Буланова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин B.C. Педагогические технологии: учеб. пос. - Ростов н/Д: ПКЦ. МарТ, 2006.-336 с.

2. Иоакимиди Ю.А. Методы и средства формирования педагогической установки у будущих специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №7. - С. 57-60.

3. Кудрявцев М.Д. Педагогическая технология организации личностно-образовательной деятельности учащихся начальной школы. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

4. Кузнецов В.И. Модульные рабочие программы по физической культуре в начальной школе в формировании культуры здоровья. - Чита: Изд-во ЗабГТПУ, 2006. - 131 с.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.-320 с.

Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета. Тел. (301-2)216989.

Кудрявцев М.Д.

Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor of the Buryat State University. Tel. (301-2) 216989.

Kudryavtsev M.D.

УДК 796.83

А.В. Гаськов, Г.А. Краснояров, С. Жамц, В. С. Самсонов

МОДЕЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОКСЕРОВ-ЮНОШЕЙ

В статье рассматриваются современные подходы в анализе соревновательной деятельности боксеров и их модельные характеристики.

Ключевые слова:, соревновательная деятельность, спортсмены - боксеры, модельные показатели.

A. V Gaskov, G.A. Krasnojarov, S. Zhamz, V.S. Samsonov

MODEL-PURPOSIVE APPROACH TO THE ANALYSIS OF COMPETITIVE ACTIVITY OF YOUNG BOXERS

The article is devoted to the modem approaches in analysis of young boxers competition activity. There are boxers model characteristics at present stage

Keywords, competition activity, sports-boxers, model characteristics.

Определение модельных характеристик соревновательной деятельности боксеров, пригодных для эффективного использования их непосредственно в учебно-тренировочном процессе боксеров-юношей, а также в спорте высших достижений, является в настоящее время актуальной проблемой. Имея разработанные, научно обоснованные модельные характеристики соревновательной деятельности боксеров-юношей, у тренеров по боксу появляются более широкие возможности для успешного роста спортивного мастерства боксеров-юношей [1-7].

В экспериментальной группе боксеров-юношей были проведены контрольные спарринги, которые снимались на видеокамеру. На основе анализа видеозаписей контрольных спаррингов боксеров экспериментальной группы

были разработаны их модельные характеристики соревновательной деятельности. Для сравнения этих модельных характеристик соревновательной деятельности боксеров-юношей были разработаны и использованы видеозаписи модельных характеристик соревновательной деятельности боксеров призеров и победителей первенства России. Все весовые категории были разбиты на три группы: легковесы, средневесы, тяжеловесы. В исследовании были использованы следующие модельные характеристики соревновательной деятельности: 1. Среднее количество ударов за бой (за раунд): а) среднее количество прямых ударов; б) среднее количество боковых ударов; в) среднее количество ударов снизу. 2. Среднее количество боевых действий за бой (за раунд); а) среднее количество атак; б)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.