Научная статья на тему 'Особенности внутриличностного конфликта студенток высших учебных заведений'

Особенности внутриличностного конфликта студенток высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
587
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ЖЕНЩИНА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ / PERSONALITY / NEUROTIC CONFLICT / WOMAN / PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF REPRODUCTIVE FUNCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Жаркова Оксана Станиславовна

Рассматриваются вопросы внутриличностного конфликта у женщин, вызванного конкуренцией традиционных ценностей (альтруизм, семья, дети) и ценностей капиталистического (постиндустриального) общества (индивидуализм, карьера, высокий уровень доходов). Приводятся результаты самостоятельных исследований, направленных на изучение особенностей внутриличностного конфликта студенток высших учебных заведений. Полученные данные позволяют повысить эффективность организации психологической помощи данному контингенту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Жаркова Оксана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERPERSONAL CONFLICT OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The questions of neurotic conflict for women, caused by the competition of traditional values (altruism, family and children) and values of capitalist society (individualism, career, high level of profits) are examined in the article. Results of independent research, sent to the study of features of neurotic conflict of students of higher educational institutions are brought. The data obtained allow increasing the efficiency of the organization of psychological help for this contingent.

Текст научной работы на тему «Особенности внутриличностного конфликта студенток высших учебных заведений»

УДК 159.922 + 159.9:37.015.3

О. Г. Берестнева, И. Л. Шелехов, О. С. Жаркова

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА СТУДЕНТОК ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Рассматриваются вопросы внутриличностного конфликта у женщин, вызванного конкуренцией традиционных ценностей (альтруизм, семья, дети) и ценностей капиталистического (постиндустриального) общества (индивидуализм, карьера, высокий уровень доходов). Приводятся результаты самостоятельных исследований, направленных на изучение особенностей внутриличностного конфликта студенток высших учебных заведений. Полученные данные позволяют повысить эффективность организации психологической помощи данному контингенту.

Ключевые слова: личность, внутриличностный конфликт, женщина, психологические аспекты репродуктивной функции.

В настоящее время существует значительное количество определений такого сложного термина, как «личность», но мнение большинства исследователей сходится на социальной природе личностного феномена. Личность представляет собой устойчивую систему индивидуальных черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида [1, 2]. В личностных структурах одного человека могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих актуальных потребностей, целей, ценностей, интересов. Такое состояние может быть характеризовано как внутриличностный конфликт (ВЛК). Но конфликт вызывают лишь равные по значимости взаимоисключающие тенденции, когда личность «раздваивается» в принятии решения, когда выбор той или иной тенденции предполагает столкновение элементов личностных структур, т. е. некоторую «внутреннюю борьбу» [3].

В современном обществе риск возникновения невротического конфликта, вероятно, больше у женщин, так как традиционные ценности материнства и семьи (в значительной степени подкрепляемые фиксированными формами поведения) сталкиваются с ценностями, пропагандируемыми СМИ, - карьерой, финансовой обеспеченностью, высоким социальным статусом, независимостью (традиционно мужскими ценностями) [3-5]. Вероятно, что у современных студенток - молодых женщин, находящихся в оптимальном репродуктивном возрасте, внутрилич-ностный конфликт обусловлен противоречием в сферах, связанных с любовью и семейной жизнью (трансформация сексуального инстинкта), а также с материальной обеспеченностью и карьерой - ценностями капиталистического (постиндустриального) общества.

Организация и методы исследования

Нами было проведено исследование, направленное на выявление особенностей внутриличнос-тного конфликта у студенток высших учебных заведений. В исследовании принимали участие 50 студенток старших курсов университетов г. Томска

в 2010 г. в возрасте от 20 до 23 лет (11 - СибГМУ; 20 - ТПУ и 18 - ТГПУ). В бланке карты обследования указан возраст, статус (замужем/не замужем), место работы/учебы, образование испытуемых. В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» и шкала оценки дискомфорта (Е. Б. Фанталова, 2003), Роза качества жизни (И. А. Гундаров, 1995), Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина).

Полученные данные и их интерпретация

В табл. 1 представлено соотношенее «ценности» и «доступности» всех обследуемых женщин. Знак «-» означает состояние «внутреннего вакуума» - внутренней опустошенности, снижения побуждений. Знак «+», наооборот, означает, что в какой-то жизненный сфере женщина не удовлетворена и испытывает внутриличностный конфликт. А студенты, попадающие в нетральную зону («0»), испытывают удовлетворенность в жизни по тем или иным ценностям и не имееют внутриличностного конфликта.

Таблица 1

Разделение испытуемых по соотношению

показателей «ценности» и «доступности»

Ценность «-» «+» «0»

Активная жизнь 25 0 25

Здоровье 1 29 20

Интересная работа 7 5 38

Красота искусства 27 0 23

Любовь 2 18 30

Обеспеченная жизнь 3 26 21

Наличие друзей 2 8 40

Уверенность в себе 12 3 35

Познание 28 2 20

Свобода 13 5 32

Семейная жизнь 2 34 14

Творчество 18 3 29

В табл. 2 представлены данные, отражающие процентное соотношение доминирующего состояния студенток по каждой из двенадцати рассмотренных ценностей.

Таблица 2

Разделение испытуемых по соотношению показателей «ценности» и «доступности» (данные приведены в % отношении от общего числа обследуемых)

Ценность «-» «+» «0»

Активная жизнь 50 - 50

Здоровье 2 5S 40

Интересная работа 14 10 7б

Красота природы 54 - 4б

Любовь 4 Зб б0

Обеспеченная жизнь б 52 42

Наличие друзей 4 1б S0

Уверенность в себе 24 б 70

Познание 5б 4 40

Свобода 2б 10 б4

Семейная жизнь 4 б8 2S

Творчество Зб б 5S

Как видно из табл. 2, наличие внутриличност-ного конфликта наблюдается прежде всего в таких жизненных сферах, как здоровье (5S %), материально-обеспеченная жизнь (52 %) и семейная

жизнь (68 %). Данные ценности, по видимому, являются наиболее значимыми для современных женщин, получающих высшее образование.

«Внутренний вакуум» наблюдается в сферах познания (56 %), красоты природы и искусства (54 %), активной деятельной жизни (50 %), что, скорее всего, свидетельствует о том, что в современном обществе у студенток высших учебных заведений достаточно возможностей для самореализации своей личности.

С целью выявления взаимосвязей между отдельными жизненными ценностями был проведен корреляционный анализ (табл. 3).

Среди выявленных корреляционных связей особо следует отметить наличие отрицательной корреляции между ценностью «любовь» и такими ценностями, как «активная жизнь», «красота природы и искусства», «творчество»; положительная корреляция только с ценностью «семья». Отрицательная корреляция выявлена также между ценностями «семейная жизнь» и «активная жизнь», что также подтверждает нашу гипотезу о существовании

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа (ранговый коэффициент корреляции Спирмена)

Корреляция ценностей Коэффициенты корреляции Уровень значимости

Активная жизнь Семейная жизнь -0.3б 0.01

Интересная работа 0.32 0.02

Любовь -0.4 0.004

Душевный покой 0.31 0.02

Здоровье Познание -0.29 0.03

Интересная работа Любовь -0.3 0.04

Друзья -0.3 0.009

Красота природы и искусства Материальная обеспеченность -0.4 0.002

Друзья -0.14 0.3

Уверенность в себе -0.14 0.3

Семейная жизнь Творчество -0.4 0.002

Работа 0.2 0.04

Материальный достаток 0.2 0.03

Отдых 0.3 0.02

Красота 0.3 0.01

Любовь -0.45 0.001

Познание 0.2б 0.0б

Шкала оценки дискомфорта Душевный покой -0.4 0.001

Работа -0.3 0.03

Реактивная тревожность 0.4 0.009

Личностная тревожность 0.4 0.00б

Сексуальная жизнь Положение в обществе 0.35 0.01

Душевный покой Общение с друзьями 0.4 0.004

Реактивная тревожность -0.39 0.005

Материальная обеспеченность 0.39 0.00б

Дети Положение в обществе 0.2S 0.011

Познание 0.3 0.009

Духовные потребности Общение с друзьями 0.3б 0.009

Материальная обеспеченность 0.3 0.0S

Познание -0.25 0.07

Общение с друзьями Отдых 0.4 0.004

Положение в обществе 0.3 0.007

Положение в обществе Личностная тревожность -0.32 0.02

Работа Интересная работа -0.3 0.02

Друзья 0.3 0.02

Реактивная тревожность Личностная тревожность 0.3 0.02

Познание -0.24 0.0S

— 1б8 —

внутриличностного конфликта у современных молодых женщин, заканчивающих обучение в вузе. Следует отметить также корреляцию между уровнем дискомфорта и работой, что свидетельствует о наличии проблем профессионального становления у данной группы испытуемых. Душевный покой взаимосвязан с материальной обеспеченностью и возможностью общаться с друзьями. Ценность «общение с друзьями», являющаяся одной из основных, коррелирует с «отдыхом», «положением в обществе» и «духовными потребностями».

Для выявления однородных групп испытуемых по показателям жизненных ценностей и показателям личностной и реактивной тревожности был использован кластерный анализ (метод Уорда) (табл. 4).

Таблица 4

Результаты кластерного анализа (центроиды

кластеров)

Ценность Кластер

1 2 3

Активная жизнь -1.95 -4.21 -5.13

Здоровье 2.95 2.7 5.3

Интересная работа 1.52 -0.92 -1.06

Красота природы -3.23 -4.85 -3.73

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любовь 0.14 4.92 3.2

Материально обеспеченная жизнь 2.76 4 3.4

Наличие друзей 0 0.5 2.2

Уверенность в себе -1 0 -1.8

Познание -3.5 -3.14 -3.2

Свобода -0.04 -0.64 -2.73

Семейная жизнь 2.9 8.0 5

Творчество -0.61 -4.3 -3

Шкала оценки дискомфорта 3.7 2.2 4.8

Сексуальная жизнь 64 60 31

Душевный покой 51 66 40

Семья 80 62 65

Дети 21 16 16

Здоровье 72 67 59

Материальный достаток 60 48 45

Жилищные условия 58 68 52

Питание 72 82 58

Условия в районе проживании 54 63 69

Духовные потребности 65 65 62

Общение с друзьями 72 77 59

Отдых 67 59 56

Положение в обществе 60 60 44

Работа 33 53 35

Реактивная тревожность 29 29 32

Личная реактивность 37 37 47

Кластерный анализ позволяет разбить выборку на несколько схожих между собой групп. С помощью метода Уорда было выделено три кластера.

Кластер 1. В него попали студентки, у которых соотношение уровней ценности и доступности находится в нейтральной зоне. По шкале оценки дискомфорта наблюдается слабовыраженный дискомфорт. Высокие показатели теста «Роза качества жизни» свидетельствуют об удовлетворенности своей жизненной ситуацией в данный момент. На-

блюдается низкая реактивная и умеренная личностная тревожность. Число испытуемых, попавших в данный кластер, - 21, что составляет 42 % всей выборки. В целом можно сделать вывод об отсутствии признаков внутриличностного конфликта у студенток данного кластера.

Кластер 2. Характерной особенностью второго кластера является внутриличностный конфликт в семейной жизни, любви и материально обеспеченной жизни. Внутренняя опустошенность выявлена в сферах активной жизни, красоты природы и творчества. По тесту «Роза качества жизни» также наблюдаются высокие показатели, как и в первом кластере. Сюда попали 28 % участниц.

Кластер 3. Отличительной чертой третьего кластера являются умеренная реактивная и высокая личностная тревожность, а также низкие показатели в сферах сексуальной жизни, душевного покоя, материального достатка, положения в обществе и работы. В данную группу попали 30 % участниц, у которых выявлены высокий уровень тревожности и неудовлетворенность жизнью.

Выводы

На основе сопоставления и анализа данных проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:

1. У студенток как гуманитарных, так и технических специальностей университетов с равной частотой встречаются низкий, средний и высокий уровни внутриличностного конфликта.

2. Внутриличностный конфликт у обследованного контингента выявлен в таких сферах, как здоровье, любовь, семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь.

3. «Внутренний вакуум» наблюдается в сферах: познание - 56 %, красота природы и искусства -54 % и активная деятельная жизнь - 50 %. То есть данные ценности «находятся в избытке» - у современных студенток достаточно возможностей для их достижения.

4. Установлена взаимосвязь между личностной и реактивной тревожностью и дезинтеграцией в таких жизненных сферах, как любовь и уверенность в себе.

5. На основе кластерного анализа выделено три группы женщин. В 1-й кластер попадают испытуемые, у которых соотношение уровней ценности и доступности находится в нейтральной зоне. Характерной особенностью 2-го кластера является внут-риличностный конфликт в семейной жизни, любви и материально обеспеченной жизни. 3-й кластер характеризуется умеренной реактивной и высокой личностной тревожностью, низкими показателями удовлетворенности в сферах сексуальной жизни, душевного покоя, материального достатка, положения в обществе и работы.

6. Гипотеза исследования подтверждена, уста- занными с работой и положением в обществе (при-новлено, что у современных студенток внутрилич- чем для этой группы студенток характерны высо-ностный конфликт обусловлен противоречием в кие показатели тревожности). сферах любовь, семейная жизнь и материальная Работа выполнена при финансовой поддержке обеспеченность, а кроме того, с проблемами, свя- РФФИ, грант 08-06-00313а.

Список литературы

1. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 539 с.

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 607 с.

3. Шелехов И. Л., Уразаев А. М., Берестнева О. Г., Языков К. Г. Современная женщина: личность, гендер, психология репродуктивного здоровья: кол-ная монография. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009. 404 с.

4. Уразаев А. М., Берестнева О. Г., Шелехов И. Л., Ясюкевич Ю. В., Миненко Л. И., Шабанов Л. В. Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социальных ролей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 11 (89). С. 120-125.

5. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2006. 544 с.

Берестнева О. Г., доктор технических наук, профессор кафедры.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, бЗ4050.

E-mail: ogb@tpu.ru

Шелехов И. Л., кандидат психологических наук, доцент кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, б0, г. Томск, Томская область, Россия, бЗ40б1.

E-mail: brief@li.ru

Жаркова О. С., младший научный сотрудник.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, бЗ4050.

E-mail: ksushka_tomsk@mail.ru

Материал поступил в редакцию 08.10.2010.

O. G. Berestneva, I. L. Shelekhov, O. S. Zharkova FEATURES OF INTERPERSONAL CONFLICT OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The questions of neurotic conflict for women, caused by the competition of traditional values (altruism, family and children) and values of capitalist society (individualism, career, high level of profits) are examined in the article. Results of independent research, sent to the study of features of neurotic conflict of students of higher educational institutions are brought. The data obtained allow increasing the efficiency of the organization of psychological help for this contingent.

Key words: personality, neurotic conflict, woman, psychological aspects of reproductive function.

Berestneva O. G.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: ogb@tpu.ru

Shelekhov I. L.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

E-mail: brief@li.ru

Zharkova O. S.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: ksushka_tomsk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.