Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / PROJECT APPROACH / PROJECT MANAGEMENT / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / PROJECT APPROACH IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смолина Е.Ю.

Внедрение проектного подхода в деятельность органов исполнительной власти является актуальной и приоритетной задачей. Целью внедрения проектного подхода является мобилизация и структурирование бюджетных ресурсов при заданных ограничениях для достижения запланированных результатов. Однако специфика деятельности органов исполнительной власти, заточенная под процессный подход, не позволяет в полной мере реализовывать принципы проектного управления. В связи, с чем учет особенностей внедрения проектного подхода в органы государственной власти на сегодняшний день является актуальной исследовательской задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTRODUCTION INTO THE ACTIVITY OF PUBLIC AUTHORITIES OF PROJECT MANAGEMENT METHODS

Implementation of the project approach in the activities of the Executive authorities is an urgent and priority task. The purpose of the project approach is to mobilize and structure budgetary resources under specified constraints to achieve the planned results. However, the specifics of the activities of the Executive authorities, sharpened under the process approach, does not allow to fully implement the principles of project management. In this connection, taking into account the peculiarities of the project approach implementation in public authorities is an actual research task today.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 338.2

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Е. Ю. Смолина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: alexeeva_85@mail.ru

Внедрение проектного подхода в деятельность органов исполнительной власти является актуальной и приоритетной задачей. Целью внедрения проектного подхода является мобилизация и структурирование бюджетных ресурсов при заданных ограничениях для достижения запланированных результатов. Однако специфика деятельности органов исполнительной власти, заточенная под процессный подход, не позволяет в полной мере реализовывать принципы проектного управления. В связи, с чем учет особенностей внедрения проектного подхода в органы государственной власти на сегодняшний день является актуальной исследовательской задачей.

Ключевые слова: проектный подход, проектное управление, государственное и муниципальное управление, внедрение проектного подхода, управление проектами.

FEATURES OF INTRODUCTION INTO THE ACTIVITY OF PUBLIC AUTHORITIES

OF PROJECT MANAGEMENT METHODS

E. Yu. Smolina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: alexeeva_85@mail.ru

Implementation of the project approach in the activities of the Executive authorities is an urgent and priority task. The purpose of the project approach is to mobilize and structure budgetary resources under specified constraints to achieve the planned results. However, the specifics of the activities of the Executive authorities, sharpened under the process approach, does not allow to fully implement the principles of project management. In this connection, taking into account the peculiarities of the project approach implementation in public authorities is an actual research task today.

Keywords: project approach, project management, state and municipal management, project approach implementation, project management.

Одним из эффективных инструментов управления в современных экономических условиях является проектное управление, основные принципы которого позволяют обеспечить достижение запланированных результатов в условиях ограниченных ресурсов. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 03 декабря 2015 года была отмечена необходимость внедрения проектного подхода в органы государственной власти [1]. В настоящее время на федеральном уровне уделяется большое внимание вопросу совершенствования существующих подходов к организации управления в государственном секторе. Одним из ключевых направлений в решении этой задачи является переориентирование системы функционирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на принципы проектного управления.

Оптимизация проектной и финансово-экономической деятельности делает необходимым идентификацию проектов и программ, выявление свойственных им признаков. При разработке и реализации государственных программ в современной российской экономике необходимо более активно использовать проектный подход, методология внедрения которого отсутствует на сего-

Секция «Финансово-кредитные отношения на предприятиях аэрокосмической отрасли»

дняшний день. Внедрение проектного управления должно увеличить эффективность использования ресурсов и эффективность взаимодействия органов власти с другими организациями; повысить прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений - то есть в конечном итоге обеспечить достижение запланированных результатов.

В государственном органе (как и в любой другой организации) можно условно выделить два вида деятельности, существенно различающихся друг от друга: процессную (операционную) и проектную.

Процессная деятельность имеет циклический, повторяющийся характер. Чаще всего организация и создается для осуществления конкретных процессов. Процесс - это регулярно повторяющаяся последовательность операций, потребляющая ресурсы и создающая некий результат, ценный для потребителя. И, напротив, для развития, модернизации, улучшения тех или иных показателей требуются качественно новые преобразования, которые осуществляются посредством реализации проектов. Проект - это единовременный набор мероприятий, ограниченный по времени, создающий конечный уникальный результат, когда объединяют множество проектов, формируют программы проектов, включая государственные программы [2].

Для того чтобы грамотно управлять проектной деятельностью организации, необходимо уметь различать понятия процесса и проекта. Однако внедрение любого бизнес-процесса представляет собой проект. Например, если у предприятия не было опыта проведения тендеров, то организация этого процесса (конкурсных торгов на поставку товаров или оказание услуг) будет являться для нее проектом.

В то же время проект состоит из взаимосвязанных последовательных процессов, к примеру: инициирование проекта; планирование проекта; исполнение проекта; мониторинг и координация; завершение проекта. Для государственных органов, в чью сферу деятельности входит большое множество функций, целей и задач, чрезвычайно важно определять, где проходит граница между проектной и процессной деятельностью.

Сегодня одной из актуальных проблем отмечается все еще недостаточно высокая эффективность деятельности органов власти. Зачастую работа сотрудников органа власти заключается в выполнении нескончаемого потока различных поручений и заданий. В этом потоке трудно разобраться и понять, к какой цели относится то или иное поручение.

Основной же профит от внедрения проектного управления - повышение вероятности достижения поставленных целей и минимизация рисков, четкое структурирование деятельности и бюджетный эффект, ведь проектный подход помогает точнее спланировать финансовые затраты. Выделим особенности управления проектами, присущие государственному сектору: 1) осуществление деятельности в жестких правовых рамках; 2) подотчетность вышестоящим органам власти; 3) финансирование проектов за счет бюджетных ресурсов; 4) публичная отчетность и общественный контроль; 5) амбициозность целей проектов; 6) многогранность, архиважность и масштабность государственных проектов; 7) направленность на социальный эффект, а не на получение выгод от инвестирования финансовых средств.

Проектное управление как понятие включает в себя набор методов, инструментов и приемов, направленных на достижение цели проекта при балансировании между объемами работы, ресурсами (деньги, труд, время, материалы), качеством и рисками [3].

Анализ состояния и развития Красноярского края на основе количественных, качественных изменений и осуществления программно-целевого планирования показал, что в целом программы развития региона разрабатываются и реализуются с учетом процессного подхода. Все имеющиеся федеральные программы построены на основе программно-целевого подхода, но он формализован, что затрудняет его применение к динамичным или инновационным процессам на уровне региона. Модернизировать систему управленческого подхода позволит использование проектно-целевого подхода.

Проектное управление, как один из способов эффективного управления, на сегодняшний день внедряется и применяется в самых разнообразных областях современного российского менеджмента. Однако основной проблемой сложившейся ситуации, является тот факт, что у специалистов органов государственной власти имеется размытое представление о том, что такое проект с конкретным конечным продуктом, четкими сроками и предусмотренным финансированием. Отсутствие у государственных служащих профессиональных компетенций в сфере про-

ектного управления, необходимых для формирования и реализации проектов и программ Красноярского края, а также приоритетных проектов и программ Российской Федерации является основной проблемой.

Проектное управление функционирует на основе механизма, нацеленного на получение запланированных результатов в условиях ограниченных ресурсов. Посредством механизма проектного управления можно реализовать стратегические социально-экономические цели в условиях постоянно происходящих изменений. Особую значимость проектное управление приобретает в период нестабильных и кризисных ситуаций. Управление проектами в России осуществляется на основе национальных стандартов в области проектного управления, которые требуют дальнейшего совершенствования. Существуют разные техники управления проектами однако все они включают широко распространённые особенности. Государство должны свободно выбирать и реализовываться ту методологию, которая подходит к сложившейся ситуации.

Овладение технологиями управления проектами, несомненно, окажется важным фактором, оказывающим влияние на эффективность работы государственных служащих.

Библиографические ссылки

1. Российская Федерация. Постановления Правительства. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ № 1050 от 15.10.2016. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Товб А. С., Ципес Г. Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М. : Олимп-Бизнес, 2003. 240 с.

3. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide, 2008). Fourth Edition // Project Management Institute, 2008. [4]. 459 p.

© Смолина Е. Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.