УДК 330:002 ББК 65с51 О 66
Н.П. Орлянская, АЛ. Нагоев
Особенности внедрения пакетов прикладных программ в учебный процесс
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности внедрения пакетов прикладных задач в учебный процесс, перечислены проблемы внедрения, предложены пути преодоления этих проблем. Обоснована необходимость разработки учебно-методического пособия.
:
Учебный процесс; научно-исследовательские работы; программное обеспечение; пакеты прикладных программ; образовательный стандарт; материально-тежтеская база; учебно-методическое обеспечение;
автоматизированные информационные системы.
В рамках учебного процесса и научно-исследовательских работ нашего факультета используются различные программные продукты. Эго Сервисное программное обеспечение, офисные программы, пакеты прикладных программ, среди них: 1С:Предориятие. Инфо-Б^гаптер, КонсулыантПлюс. некоторые другие компьютерные программы.
Внедрение пакетов прикладных программ это процесс длительный и трудоемкий.
Необходимо продумать темы лекций и лабораторных работ, которые с одной стороны должны соответствовать образовательным стандартам, с другой стороны продемонстрировать возможности программы, и. разумеется, должны быть направлены ни решение конкретных учетных, аналитических или других экономических задач. Необходимо все это увязать с версией программного продукта, опробовать на конкретной технике на конкретной программе под управлением конкретной операционной системы.
Возникает ряд взаимосвязанных проблем:
• Материально-те^^теская базы.
• Проблема учебно-методаческого обеспечения.
• Проблема преподавательских кадров.
Первая проблема в настоящее время имеет место на факультете в виде компьютерной техники ауд. 311. 313. Ограниченность ресурсов, несоответствие технических средств рекомендуемому в образовательных стандартах программному обеспечению делает решение многих задач просто нереальной. Этот вопрос нашей кафедрой поставлен на соответствующем уровне. Мы надеемся, что со временем на это обратят внимание. Но это не значит, что этим решатся все наши тонические проблемы. При таком парке компьютерной техники необходимо продумать о ее технической профилактике, о привязке и установке программ, о хранении магнитных носителей и т.д. Об эффективном использовании технических и программных средств в комплексе.
Наверно необходимо подумать о системном администраторе, который бы координировал работу технических средств факультета.
Нам необходимо шире использовать ЦИОТ. Наверно при планировании дисциплин, имеющих компьютер-
ную направленность нам надо использовать шире ЦИОТ. Мы проводили там занятия с менеджерами 5 курса, там имеются тоже определенные технические проблемы такие как медленная работа трафика сети, возможно с получением связи с Шетй здесь у нас на факультете часть этих проблем будет решена.
Вторая проблема решается приобретением или разработкой Учебно-методаческого пособия или Учебнометодического комплекса на основе компьютерной программы, которая рекомендована нам образовательными стандартами для использования в учебном процессе.
На разработку такого комплекса, по мнению специалистов, уйдет не мене года, при наличии высокой квалификации разработчика и немалых материальных затрат. Одной из рекомендованных ОС компьютерной программой является 1С: Предприятие. Программу 1С: Предприятие без преувеличения можно назвать бестселлером российских бухгалтерских программ. История ее создания и развития служит ярким примером смены информационных технологий компьютерного бухгалтерского учета: от простейшего АРМ, функциионирующего в операционной системе М8 Б08 до создания развитой БУИС масштаба среднего предприятия, соответствующей требованиям российских стандартов в области бухгалтерского учета и аудита.
Фирма 1С ежегодно предоставляет на освидетельствование в ГНИВЦ МН РФ свои программные средства, предназначенные для подготовки и передачи данных в налоговые органы. Программный продукт 1С: Предприятие версии 7.7 получил сертификат РООС РИ.МБ20.Н00286 на соответствие требованиям к бухгалтерской и налоговой отчетности.
Система программ «1С:Предариятие» предоставляет широкие возможности ведения автоматизированного учета на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их вида деятельности и формы собственности, с различным уровнем сложности учета.
Система программ «1С:Предариятие» позволяет организовать эффективный бухгалтерский, кадровый, оперативный торговый, складской и производственный учет, а также расчет заработной платы.
В комплексную поставку входят основные компоненты системы программ «1С: Предприятие» Они же являются подсистемами управления предприятием.
Адыгейский государственный университет является партнером фирмы 1С: Предприятие лицензионный код 7323775.
Еще три-шть лет тому назад пособий для изучения дисциплин бухгалтерский учет, управленческий учет на базе 1С:Предариятие: практически не было. Сейчас Финансовой академией при правительстве РФ выпущены прекрасные компьютерные практикумы Чистова Д.В. 1С: Предприятие Бухгалтерский учет. Для его прохождения потребуется не менее 70 часов. При ограниченном лимите времени есть пособие Борисовой В Л. 1С: Бухгалтерия Компьютерный учет.
В учебный процесс экономического факультета внедрена компонента бухгалтерский учет редакция 4.5 Она используется в курсе Информационные системы в экономике, для выполнения лабораторных работ по финансовому и бухгалтерскому учету и т.д. Работы по внедрению этих программных средств каждый преподаватель производит по своему усмотрению, доступными ему силами и средствами. Но вместе с тем работы по внедрению программных средств велись бы более целенаправленно, если бы у нас была Лаборатория математических методов и информационных технологий в экономике. Тогда можно использовать имеющиеся технические и программные средства более эффективно и быстрее разрабатывать новые учебно-методаческие комплексы.
В совместных разработках фирмы 1С и финансовой академии на наш взгляд не хватает учебно-методаческого пособия по Информационным системам в экономике, где акцентировано внимание пользователя не только на знакомство и решении конкретной учетной работы, но и показана компьютерная реализация такие важные понятия как:
- информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере;
- технология и методы обработки экономической информации;
- роль и место автоматизированных информационных систем в экономике;
- проектирование автоматизированных информационных систем; функциональные и обеспечивающие подсистемы;
- роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла создания,
На примере работы популярной системы 1С: Предприятие студентов можно познакомить с компьютерной реализацией таких базовых понятий экономических информационных систем как:
- совместимость,
- гибкость, целостность,
- контроль и безопасность данных.
Именно для решения этих задач кафедрой математических методов и информационных технологий совместно с фирмой ООО «Персональные системы» имеющей статус Франчайзи разрабатывается учебно-методаческое пособие.
В учебном пособии использованы практические разработки директора ООО «Персональные системы» и про-
граммиста Небольсина Э.В. Он присутствует у нас на нашем круглом столе и мы надеемся, что работа над учебнометодическим пособием будет началом плодотворного сотрудничества.
Учебно-методаческое пособие ориентировано на использование модульно-реетшшэвой системы контроля знаний студентов во время обучения, что способствует успешности освоения ими учебного материала. Учебное пособие содержит 3 модуля:
- Работа в пользовательском режиме 1С: Предприятие;
- Администрирование системы;
- Конфигурирование системы.
Каждая часть завершается контрольной точкой оформленной в виде варианта 5 заданий, с помощью которого проверяется правильность усвоения пройденного материала. Наличие 10 вариантов позволяет каждому студенту самостоятельно продемонстрировать знания по пройденному материалу.
Модульно- рейтинговая система активизирует учебную деятельность студентов, предоставляет преподавателю возможность установить обратную связь с обучающимися, помогает избежать случайных оценок на экзаменах.
В течение одного модуля преподавателем проводится оценка текущей успеваемости студентов по 5-ти бальной шкале:
2 - неудовлетворительная работа;
3 - удовлетворительная работа;
4 - успешная работа;
5 - отличная работа.
По итогам всех модулей выводится средний балл за семестр, значение также колеблется от 2 до 5.
От экзамена освобождаются студенты, набравшие 4 и 5 модульных балла, которые соответствуют оценочным баллам 4 - «хорошо» и 5 - «отдачно». За студентом, набравшим 4 балла, сохраняется право сдачи экзамена с целью повышения оценки.
Модульный балл Оценочный балл
0 0
2 2
3 3
4 4
5 5
Студенты, набравшие от 1 до 3 модульных баллов, сдают экзамены и зачеты.
Для формы итогового контроля зачет, он может быть проставлен при среднем модульном балле — 4.
Зачет предусматривает тестирование по пройденному материалу. Тесты разработаны на платформе 1С:Предариятие. В приложении к учебному пособию планируется выпуск компакт-даск, на котором имеются демонстрационные материалы способствующие наглядному изложению материала на примере программных продуктов 1С: Предприятие, базы данных с контрольными тестами для проведения зачетного занятия.
Примечания:
1. 1С:Предориятие 7.7(сетевая версия) Copyrigh@ 1С 19961999 Конфигурация Бухгалтерский учет, редакция 4,5 Разработка: фирма 1С.
2. mista.ru.71 СЛредориятие/ Учебник/ Конфигуратор
3. Гаврилов А / Настройка и программирование системы 1С:Предориятие. - СПб.: Невский Диалект, 2001. - 288с: ил.
4. Ильина О.П. / Информационные технологии бухгалтерского учета. - СПб.: Питер, 2001. - 688с.ил.
5. Харитонов С.А. / Компьютерная бухгалтерия 7.7 в системе гибкой автоматизации бухгалтерского учета: Научнометодическое издание, 2000. - 540с: ил.
6. Чистов Д.В. / Хозяйственные операции в компьютерной бухгалтерии 7.7. 2000г. - 576с. ил.