Особенности внедрения нормативов наилучших доступных технологий в сферу водоотведения
Сулимов Николай Юрьевич
магистрант Высшей школы менеджмента, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», [email protected]
В данной статье рассматриваются особенности внедрения нормативов наилучших доступных технологий в сферу водоотведения. Канализация и очистка сточных вод - важная часть системы водоотведения города. Ее предназначение - удаление продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых, производственных и дождевых вод с целью их дальнейшей очистки от загрязнений, и эксплуатации или сброса, приведенных сточных вод, в водный объект. Нарушение всей системы водоотведения может привести к серьезному ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации в населенном пункте. Обеспечение поддержания санитарно-эпидемиологической обстановки является одной из первоочередных задач для создания благоприятных условий жизни населения. В статье проводится анализ эффективности применяемых мер при очистке сточных вод, предлагаются меры по улучшению сферы водоотведения. Ключевые слова: сфера водоотведения, услуги водоотведения, сточные воды, очистка сточных вод, во-допотребление, нормативы наилучших доступных технологий.
Для обеспечения достойных и комфортных условий жизни населения необходимо обеспечить соблюдение экологических нормативов в сфере водоотведения. Существует несколько видов систем водоотведения, которые различаются в соответствии со способом транспортировки поверхностных сточных вод. Также стоит от метить, что данные виды зависят и от зон применения. Это могут быть, как промышленные зоны, так и населенные пункты. На основе выше казанного выделим: общесплавную, раздельную, неполную раздельную или полураздельную системы водоотведения. В общепринятой практике системы водоотведения называют системами канализации. Данный термин активно использовался до 90-х годов прошлого века. В современных реалиях термин «системы канализации» используется редко. На данный момент в официальных нормативно-правовых актах и профильных документах инженерно-технического назначения принято указывать термин «водоотведение».
Водоотведение крупных мегаполисов Российской Федерации соответствует принципу полной раздельной системы. В основу данного принципа заложено разделение транспортировки сточных вод. С одной стороны, по одной из систем отводятся городские сточные воды, по другой происходит транспортировка поверхностных сточных вод. Однако, надо отметить, что в некоторых населенных пунктах применяется общесплавная система водоотведения.
Рассмотрим классификацию сточных вод. При ее проведении необходимо учитывать особенности хозяйственно-бытовых сточных вод. Именно опираясь на их наличие или отсутствие, устанавливаются технологические показатели для населенных пунктов. К первой группе относят сточные воды, которые концентрируются в централизованных бытовых, общесплавных и комбинированных системах водоотведения. Это так называемые смешанные (городские) сточные воды (ГСВ), в их состав входят и хозяйственно-бытовые сточные воды. Вторая группа - это поверхностные сточные
воды, которые поступают в централизованные ливневые системы водоотведения. Их называют - поверхностные сточные воды (ПСВ). Надо отметить, что даже при четком и правильном использовании раздельных систем водоотведения, поверхностные сточные воды все равно попадают в систему городской канализации.
На практике среднегодовой неорганизованный дополнительный приток поверхностного стока в систему городской канализации составляет 4-7 % общего поступления сточных вод в систему водоотведения. Однако в периоды продолжительных интенсивных дождей и при снеготаянии неорганизованный среднесуточный приток может возрастать до 25-40 % [3, с. 247].
Трубопроводы, не соответствующие техническим требованиям, поврежденные и утратившие герметичность, продолжают работать. В связи с чем в них могут концентрироваться загрязнения различного характера, например, грунтовые воды. Также можно встретить врезки дождевой системы в городскую канализацию, которые называют элементами полураздельной системы. Данные конструкции предназначены для предотвращения затопления отдельных территорий.
Особое внимание следует уделить часто встречающейся проблеме открытых люков городской канализации. Данное нарушение влечет огромное количество негативных последствий. В первую очередь опасность травматических, а порой и летальных последствий для населения. Также надо отметить то факт, что в открытые отверстия попадает большое количество мусора, особенно в период выпадения осадков. Как следствие, возникают подтопления территорий, влекущие за собой непредвиденные траты из городских бюджетов на их устранение.
При среднегодовой величине неорганизованного дополнительного притока, составляющей обычно до 10 % от общего поступления сточных вод в систему городской канализации, его доля в периоды продолжительных интенсивных дождей возрастает до 25-40 % [3, с. 249].
Из выше сказанного можно сделать вывод, что период поступления максимального притока, увеличивается доля неорганизованного поступления сточных вод на фоне снижения удельного водоотведения. Обозначенная зависимость определяется протяженностью, техническим состоянием и применяемыми способами эксплуатации сетей.
Сточные воды, отводимые системой городской канализации, включают в себя:
- сточные воды, принимаемые от абонентов, за сброс которых взимается плата;
- дополнительный приток от объектов системы водопроводно-канализационного хозяйства (могут сбрасываться без взимания платы);
- неорганизованный приток, попадающий в ЦСВ в виде поверхностного стока и грунтовых вод, а также сброс неучтенной (неоплаченной) воды, потребленной через незаконные врезки, без счетчиков, либо полученной не из централизованных источников водоснабжения, не учитываемых в оплате за водоотведение [3, с. 316].
Системой водоотведения пользуется не только население страны, проживающее в крупных городах и более малых по территории населенных пунктах. Большую долю поступлений в централизованную ливневую систему составляют поверхностные воды с территорий промышленных предприятий и других организаций, также пользующихся системой водоотведения.
Необходимо обратить внимание на то, что поверхностные сточные воды как правило сильно загрязнены. Этому способствует плохое оснащение и недобросовестное использование очистных сооружений промышленными и сельскохозяйственными
предприятиями, плотная жилая застройка, развитая транспортная и социальная инфраструктура. С дугой стороны состояние поверхностных сточных вод малозаселенных территорий вселяет оптимизм. Таким образом можно сделать вывод о том, что необходимо обеспечить баланс между поверхностным стоком с территорий, которые являются естественным источником питания гидрографической сети поселений, и сточными водами, которые должны отводиться и очищаться.
Хозяйственно-бытовая деятельности населения, работа промышленных предприятий и других хозяйствующих субъектов формирует большую часть расходования сточных вод. Данный показатель - величина удельного водоотведения, измеряется в отношении используемых человеком литров в сутки (л/чел. в сут.). Однако, надо заметить, что при проведении расчетов, как правило учитывается потребляемая водопроводная вода. В связи с чем оценивается показатель удельного водопотребления. Рассмотрим факторы, влияющие на данный показатель. К таковым относятся: температура воздуха, площадь населенного пункта, уровень жизни, отопительные системы, объемы промышленных территорий, давление и утечки в сети водоснабжения, количество установленных водосчетчиков, стоимость кубометра воды и др. Данные факторы, в зависимости от их проявления, могут оказывать влияние, как на увеличение, так и на уменьшение показателей водопотребления.
Интересны показатели, характеризующие динамику водопотребления в советское время, в период перестройки и в настоящее время. В СССР рост городов, развитие промышленности способствовало динамичному росту показателей потребления воды, а соответственно и увеличению показателей водоотведения. 90-ые года характеризуются спадом показателей использования воды. Этому способствовало сокращение производственных предприятий и снижение уровня жизни общей массы населения, которое стремилось экономить, снизив потребление воды. На данный момент, в современных условиях роста промышленного производства, расход потребляемой предприятиями воды увеличивается. Однако, население продолжаем экономить средства семейного бюджете, тем самым способствует разумному потреблению водных ресурсов домохозяйствами. Все большее количество семей устанавливает в квартирах приборы учета потребления воды.
Снижение водопотребления напрямую отражается на водоотведении. По данным Росстата в целом по Российской Федерации средний расход сточных вод в ЦСВ снизился с 1995 г. по 2013 г. с 42,3 до 28 млн м3 /сут, т. е. более чем на 1/3. В крупных городах снижение было более выраженным и достигало 50 % [3, с. 346].
Негативным моментом является то, что, не смотря на принимаемые меры объемы загрязненных сточных вод увеличиваются. Для обеспечения минимизации негативных последствий необходимо осуществить контроль соответствия системы водоотведения по централизованной ливневой системе следующим факторами:
- обеспечение населенных пунктов качественной коллекторной сетью;
- использование качественных материалов при облагораживании городских пространств;
- проведение ремонтных работ централизованной системы городской канализации;
- учет климатических факторов и др.
Водоканал на определенной территории выступает в качестве заказчика на проектирование и строительство очистных сооружений в сфере водоотведения. Реже сам водоканал на определенной территории осуществляет сам очистку сточных вод в
рамках проектирования и дальнейшего строительства очистных сооружений канализации на основании заключенного между стороны документа на проектирование и строительство, однако в самых редких случаях организации, в профиль которых не входит очистка канализационный вод занимаются проектированием канализационно-очистные сооружения (КОС).
В большей части случаев муниципальные предприятия, в компетенцию которых входит необходимость очистки сточных вод, КОС которых находятся на территории вышеуказанного предприятия. В некоторых случая данными мерами по предотвращению загрязненных вод занимаются специализированные предприятия, данные взаимоотношения между предприятиями на различных уровнях способствуют развитию общей сферы водоочистки.
До настоящего времени закрепилось функционирование муниципальных предприятий как заказчиков в сфере водоочистки, как следствие, данное присвоение переросло в определении определения водоканалов на определенных территориях, в компетенцию которых входит обследование данных территорий на наличие загрязненных вод для их очистки. Следовательно, из этого ответственность за загрязнение территории водных объектов закреплена за вышеуказанные предприятия, закрепленными за определенными территориями, и зачастую они являются инициаторами загрязнений. В настоящий момент прорабатывается обратное закрепление ответственности.
В связи с данной ситуацией возможность привлечения инвестиций в данную сферу не представляется возможным, за исключением внутреннего заключения документов на предоставление определенных средств для возможности возмещения прибыли в части реализации полных мер очистки на определенной территории для строительства и проектирования КОС. Однако если посмотреть на данную ситуацию с иной стороны законодательством определены определенные нормы для очистки воды в части определенных рамок для сброса загрязненных вод и выразило их в цифровые показатели, что положительной отразилось в целом для данной сферы определенные их нормативы.
В части экономического обоснования вышеуказанной информации является закрепление определенного вида тарифного регулирования данной сферы за ту воду хорошего качества которая подается определенной территории для проживающей на ней населения, данный тариф определен также законодательством и определен как фиксированное значение для определенного типа территории с учетом её особенностей.
С учетом тенденции роста вышеуказанной меры возрастает, с учетом значительной потребности в энергии для эксплуатации КОС на всех стадиях и этапах, в следствие чего, возрастает экономическая составляющая стоимости, которую население возвращает государству за то, что определенные предприятия реализовали КОС с учетом определенных потребностей для их урегулирования и обеспечения.
Стоит отметить, что доля данный затрат относится к компенсации, которые зависят от расхода воды в целом на 40%, следствием из этого стоит повышение тарифа на 3%.
Для предприятий, которые указывались раннее, снижение общего объема потребления на территории воды способствует снижению дохода, однако требует замену составляющих КОС в технологической части, и требует строительства отдельных трубопроводов для переброски стока с одной территории на другую, что соответственно
увеличивает затраты, таким образом почти 75% данных предприятий являются убыточными.
Также для возмещения затраченных средств данные террториальные предприятия имеют меры воздействие на абонентов в части определения отдельных выплат, за то, что те осуществляют сбросы загрязненных вод в общий сток, которые потом необходимо определенным образом чистить
В общей себестоимости услуги водоотведения собственно очистка сточных вод (включая обработку осадка), в большинстве случаев занимает не более 30-40 %, остальные средства расходуются на эксплуатацию сетей и насосных станций водоот-ведения.
Величина стоимости услуг водоотведения (по сети городских сточных вод) в разных поселениях существенно различается. Некоторые данные (информация Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Величина стоимости услуг водоотведения
Округ, субъект Российской Федерации Тариф (включая надбавки для потребителей), руб/м3
Российская Федерация 39,48
Центральный федеральный округ 31,18
Орловская область 16,6
Владимирская область 46,73
Северо-Западный федеральный округ 53,89
Калининградская область 13,89
Республика Коми 156,81
Южный федеральный округ 35,32
Город Севастополь 20,93
Краснодарский край 39,8
Северо-Кавказский федеральный округ 18,55
Республика Дагестан 2,85
Ставропольский край 28,16
Приволжский федеральный округ 30,55
Пензенская область 22,03
Самарская область 44,22
Уральский федеральный округ 45,75
Свердловская область 23,24
Ямало-Ненецкий АО 218,38
Сибирский федеральный округ 57,54
Республика Тыва 13,33
Красноярский край 92,34
Дальневосточный федеральный округ 102,41
Приморский край 18,65
Чукотский АО 646,71
*Составлено автором на основании [2; 3, с. 192]
Тенденция, которую можно выявиться на основании таблицы означает разнящийся перечень данных, которых вызван существенных расхождением между территориями за счет того, что показатель определяется от достигнутого уровня технологических мер, применяем при очистке воды до определенных норм хорошего качества.
Стоимость определяемая для абонента заключается в определении тех мер очистки, которые применяются на определенной территории в рамках строящихся КОС зависит напрямую на сколько задействованы технологии на данных ОСК, так как если данные сооружения не выдают советующий уровень эффективности, который определяется на основании заложенной технологии, становится низкой, однако если на КОС используются высокие технологии очистки с учетом определенных выявленных особенностей для этих сооружений, в рамках которых закладываются технологии глубокой очистки воды, то стоимость закладывается соответствующая. Стоит отметить, что вышеуказанный подход не применим к рыночным условиям.
Однако в своей деятельности они руководствуются не обязательностью обеспечения требований по глубокой очистке при соответствии определенных мер тарификации отдельных мер. Тенденция такого развития негативна — отсутствие очистки при минимальном тарифе. Таким образом, к сожалению, регулирование данной сферы разбалансировано: предъявление одними госорганами требований к качеству услуги в виде жестких требований к сбросу очищенных сточных вод противоречит позиции других госорганов признавать неизбежный существенный рост цены на эту услугу.
Также стоит отметить, что в рамках рассматриваемой темы очистки сточных вод в сфере водоотведения со стороны государства внедрен и реализовывается федеральный проект «Оздоровление Волги» в составе национального проекта «Экология», который включает в себя объекты капитального строительства водоотведения, осуществляющие сброс в реку Волгу (табл. 2).
Таблица 2
Количество объектов капитального строительства в сфере водоотведения в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги»
№ п/п Субъект Российской Федерации Федеральный округ 2020 2021 2022
1 Республика Марий Эл Приволжский федеральный округ 2 2 2
2 Республика Татарстан (Татарстан) Приволжский федеральный округ 13 14 14
3 Чувашская Республика - Чувашия Приволжский федеральный округ 1 4 4
4 Астраханская область Южный федеральный округ 0 0 0
5 Волгоградская область Южный федеральный округ 0 1 2
6 Вологодская область Северо-Западный федеральный округ 2 3 4
7 Ивановская область Центральный федеральный округ 0 1 2
8 Костромская область Центральный федеральный округ 0 0 3
9 Московская область Центральный федеральный округ 2 2 6
10 Нижегородская область Приволжский федеральный округ 17 23 30
11 Самарская область Приволжский федеральный округ 4 5 14
12 Саратовская область Приволжский федеральный округ 1 1 1
13 Тверская область Центральный федеральный округ 0 0 0
14 Ульяновская область Приволжский федеральный округ 2 2 3
15 Ярославская область Центральный федеральный округ 7 9 11
16 город федерального значения Москва Центральный федеральный округ 0 2 2
ВСЕГО 51 69 98
*Составлено автором на основании [1]
Таким образом можно сделать вывод о том, что общее количество введенных объектов очистных сооружений канализации за рассматриваемый период 2020 - 2022 годов составило 218 объектов капитального строительства из числа который только 49 объектов капитального строительства очистных сооружений канализации применяют нормативы наилучших доступных технологий, что составляет 22,4% от общего количества объектов (табл. 3).
Таблица 3
Результаты достижение целевого показателя федерального проекта «Оздоровление Волги» снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод
Код региона Субъект Российской Федерации База 2019 2020 2022
Всего по Российской Феде- 3,17 3,17 2,98 2,4860
рации
12 Республика Марий Эл 0,04 0,04 0,04 0,038
16 Республика Татарстан (Татарстан) 0,19 0,19 0,18 0,1348
21 Чувашская Республика -Чувашия 0,03 0,03 0,03 0,0137
30 Астраханская область 0,04 0,04 0,03 0,04
34 Волгоградская область 0,09 0,09 0,08 0,0888
35 Вологодская область 0,01 0,01 0,01 0,0
37 Ивановская область 0,07 0,07 0,06 0,027
44 Костромская область 0,03 0,03 0,03 0,0106
50 Московская область 0,37 0,37 0,35 0,3052
52 Нижегородская область 0,35 0,35 0,33 0,3112
63 Самарская область 0,3 0,3 0,29 0,2182
64 Саратовская область 0,003 0,003 0,003 0,0028
69 Тверская область 0,05 0,05 0,04 0,0427
73 Ульяновская область 0,09 0,09 0,09 0,0893
76 Ярославская область 0,14 0,14 0,13 0,1337
77 город федерального значения Москва 1,37 1,37 1,29 1,03
*Составлено автором на основании [1]
Таким образом можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция снижение целевого показателя в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» объем отводимых в реки Волга загрязненных сточных вод, что говорит о некоторой эффективности предложенных мер для достижения плановых показателей в дальнейшем в рамках вышеуказанного федерального проекта, однако применяя ко всем объектам
капитального строительства нормативы наилучших доступных технологий можно будет наблюдать тенденцию снижение на 30% больше, чем на данный момент представлено в таблице 3.
Учитывая изложенное, стоит выделить некоторые риски по результатам данных приведенных в таблицах 1 - 3:
1. Удорожание общей стоимости объектов капитального строительства в сфере водоотведения без применения нормативов наилучших доступных технологий (НДТ) из-за импортонезамещаемого иностранного оборудования при строительстве и применения блока доочистки сточных вод при строительстве и проектировании из-за завышенных нормативов к очистке сточных вод
2. Как следствие из пункта 1 удорожание тарифа для потребителей (населения) в связи с высокой стоимостью строительства объектов водоотведения
3. Увеличение стоимости проектирования объектов капитального строительства в сфере водоотведения в связи с тем, что при проектировании объектов и в дальнейшем прохождении экспертизы в контрольном органе появляется необходимость в перепроектировании объекта капитального строительства с применением нормативов наилучших доступных технологий.
Проведем вероятностный анализ факторов риска (табл. 4).
Таблица 4
Вероятностный анализ факторов риска
Наименование выявленного риска Ущерб в стоимостном выражении млн. рублей Вероятность возникновения указанного риска Результат анализа управления рисков
1 3 500 0,6 2100
2 72,7 0,6 43,62
3 250 0,4 100
*Составлено автором
Для определения и составления анализа научных подходов к оценке эффективности применяемых мер при очистке сточных вод необходимо рассчитать чистой приведенной стоимости ^Р^ при реализации следующих мероприятий.
В части необходимости перехода объектов капитального строительства в сфере водоотведения необходимо наладить производство дисковых фильтров в связи с тем, что средняя стоимость импортонезамещаемых дисковых фильтров на очистных сооружениях канализации составляет 810 млн рублей, однако при налаживании производства на территории Российской Федерации можно выйти на стоимость данного оборудования в 422 млн рублей, таким образом при внедрении данного мероприятия экономия денежных средств составит 388 млн рублей на 1 объект капитального строительства. Также в связи с тем, что при реализации объектов капитального строительства нормативов наилучших доступных технологий позволяет достичь следующих результатов в области очистки сточных вод в сфере водоотведения.
Основным приоритетным направлением развития страны - является импортоза-мещение. Для обеспечения развития сферы водоотведения, требуется не только определить наилучшие доступные технологии, но и обозначить области их применения. Для этого определи критерии использования технологий:
- максимизация экологической и экономической эффективности;
- обеспечение рационального использования инвестиционных ресурсов;
- максимально возможное использование технологических возможностей очистных сооружений (ОС) и возможностей водного объекта.
Для обеспечения максимальной эффективности предлагаемых мероприятий, необходимо осуществлять выбор НДТ с учетом состояния водного объекта, который предназначен для сбора обрабатываемой сточной воды. Обязательное условие - использование технологи, обеспечивающей соответствие экологическим требованиям водного объекта. Основной упор делается на использование технологий высокого уровня. Что будет давать усиленный положительный эффект с учетом качества сточной воды, допустимой к сбросу в водный объект.
Применяемые технологии должны обеспечить надежную эксплуатацию в оптимальных, устойчивых условиях и при успешной реализации иметь ограниченный диапазон показателей качества очистки.
Таким образом при применении нормативов НДТ стоит отметить, что блок до-очистки не всегда требуется для достижения данных нормативов, однако данный блок самый денежно затратный на объектах капитального строительства из-за этого средняя стоимость объекта капитального строительства для города составляет 2 500 млн рублей, в том числе блок доочистки составляет 40% всего объекта капитального строительства 1 000 млн рублей.
Проведем расчёт чистой приведенной стоимости предлагаемых мероприятий по формуле:
NPV = -/С + Й*-^ (3)
z-lt-1 (i+й)1 4 '
где t, N - количество лет или других временных промежутков;
CFt - денежный поток за период t;
IC - величина первоначальных вложений;
R - ставка дисконтирования.
Ставку дисконтирования применим в 10%.
Учитывая изложенное целесообразно представить расчет приведенной стоимости в табличном формате при помощи сформированных формул расчет на платформе Excel (табл. 5).
На основании данные расчетов уточним используемые обозначения:
CF - денежный поток или же экономия в данном случае;
T - период времени;
COF - денежный поток или предполагаемые затраты в данном случае;
R - ставка дисконтирования 10%.
Таблица 5
Расчет приведённой стоимость - NPV*
r= 0,1
Нарастающим итогом
t CI Ft COFt CFt Disc2 CFt*Disc2 Динамика NPV COFT*Disc 2 Disc1 CFt*Disc1
1 0,00 810 -810 1 -810 -100 810 2,35794769 0
2 0,00 388 -388 0,90909091 -352,72727 -452,72727 352,727273 2,14358881 0
3 422,00 0 422 0,82644628 348,760331 -103,96694 0 1,9487171 822,358616
4 590,80 0 590,8 0,7513148 443,876784 339,909842 0 1,771561 1046,63824
5 827,12 0 827,12 0,68301346 564,934089 904,843931 0 1,61051 1332,08503
6 1157,97 0 1157,968 0,62092132 719,007023 1623,85095 0 1,4641 1695,38095
7 1621,16 0 1621,1552 0,56447393 915,099847 2538,9508 0 1,331 2157,75757
8 2269,62 0 2269,61728 0,51315812 1164,67253 3703,62333 0 1,21 2746,23691
9 3177,46 0 3177,46419 0,46650738 1482,3105 5185,93383 0 1,1 3495,21061
10 4448,45 0 4448,44987 0,42409762 1886,57699 7072,51082 0 1 4448,44987
NPV= 6362,51082 1162,72727 15,9374246 17744,1178
РВР= 6,25114117
РВ= 5,47205778
Р1= 6,47205778
0,31328098
*Составлено автором
На рисунке 1 представлена динамика рассчитанного NPV.
Рисунок 1 - Динамика рассчитанного NPV* *Составлено автором
Таким образом стоит выделить целесообразность представленных в исследовании предложений по усовершенствованию сферы водоотведения в части очистки сточных вод и приведения их к нормативам наилучших доступных технологий, а также путем реализации производства дисковых фильтров, которые применяются на объектах капитального строительства в сфере водоотведения, на территории Российской Федерации в качестве мероприятий импортозамещения с учетом условий, которые устанавливают рамках и необходимость в импортозамещении оборудования при проектировании и строительства очистных сооружений канализации.
Литература
1. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.05.2022 № 403/пр [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс - Электрон. дан. - Режим доступа:
https://base.garant.ru/403372237/b89690251 Ье5277812а78962Ю302560/ (дата обращения: 10.07.2022).
2. Приказ Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс - Электрон. дан. - Режим доступа: ttps://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=oQiXgBTiULbz5vCw1&cacheid =F31D687AB23B8982DEFC7F83C9CE4E73&mode=splus&rnd=1CMFUg&base=LAW&n =421258&dst=100018#jNjXgBTsrVuV2idq (дата обращения: 11.07.2022).
3. Информационно-технический справочник по наилучших доступным технологиям ИТС 10 - 2019 Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов / разработаный технической рабочей группой № 10 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов», 2017 - 434 с.
4. Никулин Л.Ф., Сулимова Е.А. Влияние современных технологий на парадигму менеджмента // Инновации и инвестиции. 2018. № 2. С. 125-131.
5. Никулин Л.Ф., Топоров А.Р., Назаренко А.А., Сулимов Н.Ю. Развитие сельского хозяйства как приоритетное направление в политике и менеджменте импортозаме-щения // Инновации и инвестиции. 2016. № 6. С. 101-104.
Features of the implementation of standards of the best available technologies in the field of wastewater disposal Sulimov N.Yu.
Russian Economic University named after G.V. Plekhanov
This article discusses the features of the introduction of standards of the best available technologies in the field of wastewater disposal. Sewerage and wastewater treatment is an important part of the city's wastewater system. Its purpose is the removal of human waste products, household, industrial and rain water for the purpose of their further purification from pollution, and the operation or discharge of wastewater into a water body. Violation of the entire sewerage system can lead to a serious deterioration in the sanitary and epidemiological situation in the settlement. Ensuring the maintenance of the sanitary and epidemiological situation is one of the priorities for creating favorable living conditions for the population. The article analyzes the effectiveness of the measures taken in wastewater treatment, suggests measures to improve the sphere of wastewater disposal.
Keywords: wastewater industry, wastewater services, wastewater, wastewater treatment, water consumption, best available
technology standards. References
1. Order of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation dated May 24, 2022 No.
403 / pr [Electronic resource] / ConsultantPlus - Electron. Dan. - Access mode: https://base.gar-ant.ru/403372237/b89690251be5277812a78962f6302560/ (date of access: 07/10/2022).
2. Order of the Federal Tariff Service dated December 27, 2013 No. 1746-e [Electronic resource] / ConsultantPlus - Electron. Dan.
- Режим доступа: ttps://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=oQiXgBTiULbz5vCw1&ca-
cheid=F31D687AB23B8982DEFC7F83C9CE4E73&mode=splus&rnd=1CMFUg&base=LAW&n=421258&dst=100018#jNjXg BTsrVuV2idq (дата обращения: 11.07.2022).
3. Information and technical guide on the best available technologies ITS 10 - 2019 Wastewater treatment using centralized sew-
erage systems in settlements, urban districts / developed by technical working group No. 10 "Wastewater treatment using centralized sewerage systems in settlements, urban districts", 2017 - 434 p.
4. Nikulin L.F., Sulimova E.A. Influence of modern technologies on the management paradigm // Innovations and investments.
2018. No. 2. P. 125-131.
5. Nikulin L.F., Toporov A.R., Nazarenko A.A., Sulimov N.Yu. Development of agriculture as a priority in the policy and management
of import substitution // Innovations and investments. 2016. No. 6. P. 101-104.