УДК 636.02:612.018:619:615.31
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЙОДИДА КАЛИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТИРЕОИДНОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМ САМОК-КРЫС
Н.Л. Басалаева*, В.К. Стрижиков**, Н.Т. Мифтахутдинов**, Г.В. Сычугов***, Ю.М. Кузнецова*, Т.В. Таужанова**
*Региональная дирекция медицинского обеспечения на ЮУЖД, г. Челябинск, **ФГОУ ВПО «Уральская академия ветеринарной медицины Минсельхоза России», г. Троицк, ***Областное патологоанатомическое бюро М3 Челябинской области, г. Челябинск
Выявлено, что йодид калия в дозах, рекомендуемых к включению в рационы для профилактики йоддефицитных состояний, воздействует на функциональную активность тиреоидной и репродуктивной систем эутиреоидных самок крыс; определено, что йодид калия оказывает влияние на секрецию гипофизарных гонадотропинов.
Ключевые слова: йодид калия, тиреоидные гормоны, гипофизарные гонадотропины.
Многочисленность органов и систем, реагирующих на тиреоидные гормоны, включает проблемы тиреоидологии в сферу интересов представителей различных научных дисциплин. Изучение фармакологического действия йодидов, рекомендованных в 2007 году экспертной группой ВОЗ и ЮНИСЕФ [2] для профилактики дефицита йода у беременных и кормящих женщин, до настоящего времени не утратило своей актуальности [5]. Экспериментальными исследованиями последних лет установлено, что йодиды, традиционно рассматриваемые как струмотропные микроэлементы, участвуя в регуляции системы цепного свободнорадикального перекисного окисления липидов, оказывают определенное влияние и на экстратиреоидные органы. Так, по данным В. Н. Козлова [4], органически связанные формы йода в суточных дозах
3 мкг и 10 мкг/100 г массы животного (биологические добавки «Йодпектин» и «Йодказеин» соответственно), стабилизируют скорость и интенсивность реакций перекисного окисления липидов в тканях у гипотиреоидных животных. Нормализация перекисного окисления липидов позволяет нивелировать характерные для гипотиреоза гистологические трансформации в печени, почках и легких и нормализовать глюкокортикоидную функцию коры надпочечников. В связи с тем что вышеназванные биологические добавки рекомендуются как для коррекции, так и для профилактики йоддефицитных состояний в животноводстве, представляет интерес исследование воздействия указанных выше доз йодидов на эутиреоидные особи.
Наличие литературных данных о потенцировании фармакологическими дозами йодидов обратимых дистрофических и деструктивных изменений
фолликулярного аппарата яичников лабораторных животных [2] делает актуальным изучение возможного влияния йодидов в суточных дозах от 3 мкг до 10 мкг/100 г массы животного как на функциональную активность органов репродуктивной сферы, так и на морфологическую структуру яичников.
Исходя их вышеизложенного, целью настоящего исследования стало изучение возможного влияния доз йодидов, рекомендуемых к включению в рационы для профилактики йоддефицитных состояний [5], на функциональную активность органов тиреоидной и репродуктивной систем у эутиреоидных самок крыс с морфологической оценкой состояния их яичников.
Материалы и методы. В эксперименте, выполненном на кафедре фармакологии ФГОУ ВПО «Уральская академия ветеринарной медицины Минсельхоза России» (зав. кафедрой проф. Само-родова И.М.), были использованы 29 беспородных крыс-самок 6-месячного возраста со средней массой 250 + 30 г. Животные содержались в виварии со стандартным световым режимом (12 ч света: 12 ч темноты (дневная фаза - с 7:00 до 19:00 летнего времени)) и получали стандартный корм и воду. Эксперимент проводился в соответствии с «Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных» (Приложение к приказу Министерства здравоохранения СССР от 12.08.1977 года № 775). Самки были взяты в опыт в фазы диэструса и метаэструса. 8 животных составили контрольную группу, 10 - первую и 11 -вторую. Анализ цикличности функционирования гонад проводился на основании определения гормонов репродуктивной сферы в сыворотке крови и исследования вагинальных мазков.
Проблемы здравоохранения
Крысам 1-й и 2-й групп однократно через желудочный зонд вводили йодид калия из расчета
4 мкг /100 г массы животного.
Все животные были подвержены эвтаназии под эфирным наркозом в период с 11 чдо 13 ч дневной фазы экспериментальных суток; крысы первой группы - через 48 часов после введения йодида калия, крысы второй группы - через 120 часов. Предварительно у животных проводился забор крови из яремной вены. После забоя у крыс извлекали яичники.
В сыворотке крови животных определяли содержание тиреоидных гормонов: общего 3,5,3'-трийодтиронина (оТ3), свободного тироксина (сТ4), тиреотропного гормона (ТТГ), фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), лютеинизирующего гормона (ЛГ) и прогестерона - методом иммунофер-ментного анализа с использованием стандартных наборов тест-систем ОАО «Алкор-Био» (Санкт-Петербург, Россия), эстрадно л а - методом имму-ноферментного анализа с использованием тест-
Ь-критерия Стьюдента. Достоверными считали значения при р < 0,05.
Результаты исследования и обсуждение.
При гистологическом исследовании фрагментов яичников животных всех групп каких-либо микроскопических признаков некроза (соответственных изменений ядер клеток, цитоплазмы, внеклеточного матрикса, демаркационного воспаления) выявлено не было.
Результаты исследования гормонов гипофи-зарно-тиреоидной системы в сыворотке крови приведены в табл. 1. В контрольной группе ТТГ, оТ3 и сТ4 соответствовали эутиреоидному состоянию животных, не отличаясь от литературных данных [5]. В первой группе через 48 часов после введения йодида калия изменение уровня тиреоидных гормонов и ТТГ было характерно для легкой формы гипертиреоза [5]. Во второй группе (через 120 часов после введения йодида калия) концентрация тиреоидных гормонов нормализовалась, уровень ТТГ оставался низким.
Таблица 1
Сравнительная характеристика содержания гормонов гипофизарно-тиреоидной системы в сыворотке крови экспериментальных животных (М ± т)
Группа ТТГ, мкМЕ/мл оТ3, нмоль/л сТ4, пмоль/л
Контрольная 0,120 ±0,03 (8) 1,74 ±0,07 (В) 20,35 ± 1,20 (8)
Первая 0,06 ± 0,02* 2,40 ±0,10* 15,40 ± 1,40*
(через 48 часов) (Ю) (10) (Ю)
Вторая 0,06 ± 0,02** 1,90 ±0,08 18,50 ± 1,80
(через 120 часов) (П) (И) (Ю)
Примечание. * р < 0,05 различия между контрольной и 1-й группой; ** р < 0,05 различия между контрольной и 2-й группой. В скобках - число исследований.
систем «GmbH» (Германия) на иммуноферментном автоматическом анализаторе (фотометр «BIO-RAD model 680 MR 12726», США) в иммунологической лаборатории НУЗ «Дорожная клиническая больница ОАО « РЖД» на ст. Челябинск».
Морфологический раздел работы был выполнен в Областном патологоанатомическом бюро М3 Челябинской области (начальник - канд. мед. наук Г.В. Сычугов) и на кафедре анатомии и гистологии ГОУ ВПО «Уральская академия ветеринарной медицины Минсельхоза России» (зав. кафедрой - профессор В.К. Стрижиков). Образцы яичников фиксировали 12 %-ным нейтральным формалином и подвергали парафиновой проводке. С каждого парафинового блока изготавливались серийные плоскопараллельные срезы, которые окрашивались гематоксилином и эозином, с последующим проведением световой микроскопии.
Комплексный статистический анализ был выполнен с использованием пакета прикладных программ Statistica for Windows 6.0. Достоверность различий между группами вычисляли с помощью
При анализе результатов исследования гормонов репродуктивной системы (табл. 2) было выявлено, что воздействие калия йодида приводит к развитию персистирующего эструса через 48 часов после введения. Наблюдалось двукратное снижение уровня прогестерона на фоне низкого уровня эстрадиола в сочетании с повышенной, но недостаточной для овуляции секрецией ЛГ и ФСГ, с преимущественным ростом последнего [1]. Через 120 часов после введения йодида калия уровень гипофизарных гонадотропинов нормализовался, концентрация прогестерона оставалась низкой.
Длительное время на основании экспериментальных данных считалось, что фармакологические дозы йодидов вызывают в яичниках лабораторных животных дистрофические и деструктивные изменения фолликулярного аппарата с обратимым прекращением овариальной функции [2]. Однако при гистологическом исследовании фрагментов яичников у крыс, получавших однократно йодид калия в дозировке 4 мкг/100 г массы животного, микроскопических признаков некроза не было обнару-
78
Вестник ЮУрГУ, № 19, 2010
Басалаева НЛ., Стрижиное В.К., Мифтахутдинов Н.Т. и др.___
Особенности влияния йодида калия на функциональные параметры...
Таблица 2
Сравнительная характеристика содержания гормонов репродуктивной системы в сыворотке крови экспериментальных животных (М ± т)
Группа ФСГ, мМЕ/мл лг, мМЕ/мл Прогестерон, нмоль/л Эстрадиол, пмоль/л
Контрольная 0,11 ±0,05 (7) 0,05 ±0,04 (7) 103,00 ± 7,70 (7) 3,30 ± 1,70 (7)
Первая 0,44 ±0,13* 0,35 ± 0,14* 57,80 ± 8,90* 4,90 ± 3,00
(через 48 часов) (В) (8) (8) (6)
Вторая 0,09 ±0,05 0,05 ± 0,01 44,70 ± 10,00** 7,20 ± 3,30
(через 120 часов) (7) (7) (7) (7)
Примечание. * р < 0,05 различия между контрольной и 1-й группой; ** р < 0,05 различия между контрольной и 2-й группой. В скобках - число исследований.
жено на всем протяжении последующего астрального цикла (через 48 и 120 часов после приема калия йодида).
До настоящего времени отсутствует однозначный ответ на вопрос, каким действием обладают фармакологические дозы йодидов - гипертиреоид-ным или гипотиреоидным. Большинство исследователей сходятся во мнении, что развитие гипотиреоза и тиреотоксикоза при хронической и острой нагрузке йодом обусловлено наличием предшествующей патологии щитовидной железы [4].
В доступной нам литературе не удалось обнаружить данных о роли йодидов в регуляции секреции гипофизарных гонадотропинов. По результатам проведенного исследования можно предположить, что у крыс однократное применение малых фармакологических доз йодидов провоцирует краткосрочную (до 120 часов) легкую гиперфункцию гипофизарно-тиреоидной системы; причем реакция гипофиза на нагрузку йодом более длительная, чем у щитовидной железы. На репродуктивную систему крыс вышеуказанные дозы калия йодида оказывают подавляющее влияние, которое так же краткосрочно и не превышает длительность одного эстрального цикла, однако уровень гипофизарных гонадотропинов восстанавливается быстрее, чем концентрация гормонов, продуцируемых яичниками.
Таким образом, несмотря на длительное и успешное изучение проблемы, многие аспекты фар-
макологического действия калия йодида требуют дальнейшего углубленного исследования.
Литература
1. Анисимов, В.Н. Световой режим, мелатонин и риск развития рака / В.Н Анисимов, И.А Виноградова // Вопросы онкологии. - 2006. - Т. 52, № 5. - С. 491-498.
2. Брауде, И.Л. Неоперативная гинекология / И.Л. Брауде, М.С. Малиновский, А.И. Серебров. -М.: Медгиз, 1957. - С. 431-435.
3. Герасимов, Г.А. О новых рекомендациях ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике йододефицитных заболеваний/ Г.А. Герасимов// Клиническая и экспериментальная тиреоидология. -2008. - Т. 4, № 1. - С. 2-7.
4. Диагностика, лечение и профилактика ятрогенных йодиндуцированных заболеваний щитовидной железы / И.И. Дедов, Г.А. Мельниченко, Ю.Н. Свириденко, Н.М. Платонова и др. // Вестник Российской АМН. - 2006. -№ 2. - С. 15-22.
5. Козлов, В.Н. Интегральная оценка и коррекция тиреоидзависимых морфофункциональных нарушений у животных: автореф. дис. ... д-ра биол. наук/В.Н. Козлов. —М., 2008. — 38 с.
6. Оценка физиологической эффективности йодсодержащей БАД на основе пектина при экспериментальном гипотиреозе / А.Н. Мамцев, И.А. Бондарева, Ф.Х. Камилов, В.Н. Козлов // Вестник ОГУ. — 2005. - № 12. - С. 81-84.
Поступила в редакцию 11 марта 2010 г.