Научная статья на тему 'Особенности влияния временной перспективы личности на выбор сферы профессиональной деятельности'

Особенности влияния временной перспективы личности на выбор сферы профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
354
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL ACTIVITY'S SPHERE / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ РЕГРЕССИЯ / ЛОГИТ-МОДЕЛЬ / TIME PERSPECTIVE / LOGIT REGRESSION / LOGIT MODEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хван Наталья Владимировна

В статье на основе анализа эмпирических данных с применением методов логистической регрессии обосновывается взаимосвязь временно?й ориентации личности и сферы профессиональной деятельности. Определен уровень предсказательной ценности созданных моделей, и из признаков временной перспективы выделены максимально значимые для оценки вероятности принадлежности к определенной сфере деятельности. Установлено, что наиболее существенными для прогнозирования принадлежности к таким сферам деятельности, как предпринимательство, гражданская служба, сетевой маркетинг, являются параметры «негативное прошлое» и «будущее» опросника временной перспективы Ф. Зимбардо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хван Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of an Influence of the Time Orientation of Personality on a Choice of Professional Activity''s Sphere

This article examines interrelation of the time orientation of anindividual and his occupational activity. It is done on the basis of the empirical data analysis applying themethods of logistic regression. A level of predictive value of the created models was defined. Most valuable features of the time orientation were identified for estimation of probability of individual belonging to a certain occupational area. It was determined that the most meaningful parameters for assessment of a probability of belonging of therespondents to one of the three fields of activities, such asentrepreneurship, network marketing, and civil service are those mentioned in the Zimbardo’s questionnaire of time orientation. These are the parameters of «negative past» and «future».

Текст научной работы на тему «Особенности влияния временной перспективы личности на выбор сферы профессиональной деятельности»

Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1

References

1. Ryaguzova E. V. Lichnostnye reprezentatsii vzaimodeyst-viya «Ja - Drugoy»: socialno-psikhologicheskiy analiz. Diss. d-ra psikhologicheskih nauk (Personal representations of «I - Other» interaction: socio-psychological analysis). Saratov, 2012. 470 p.

2. Ryaguzova E. V. Model lichnostnykh reprezentaciy vzaimodejstviya «Ja - Drugoj» (Model of personal rep-

resentations of interaction «I - Other»). Akmeologiya (Akmeology), 2011, no. 3, pp. 78-83.

3. Bukin K. A., Levin M. T. Modelirovanie etnicheskoy diskriminatsii na lokalnom rynke truda: rol gruppovoy I individualnoy reputatsii (Modeling of ethnic discrimination in the local labor market: the role of group and individual reputations). Financy i biznes (Finance and business), 2011, no. 4, pp. 37-47.

УДК 159.922 (19.00.01)

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ВРЕМЕННО Й ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ НА ВЫБОР СФЕРЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хван Наталья Владимировна

психолог, Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бобек», Алматы, Казахстан E-mail: n.khvan@rambler.ru

В статье на основе анализа эмпирических данных с применением методов логистической регрессии обосновывается взаимосвязь временной ориентации личности и сферы профессиональной деятельности. Определен уровень предсказательной ценности созданных моделей, и из признаков временной перспективы выделены максимально значимые для оценки вероятности принадлежности к определенной сфере деятельности. Установлено, что наиболее существенными для прогнозирования принадлежности к таким сферам деятельности, как предпринимательство, гражданская служба, сетевой маркетинг, являются параметры «негативное прошлое» и «будущее»опросника временной перспективы Ф. Зимбардо.

Ключевые слова: временная перспектива, сфера профессиональной деятельности, логистическая регрессия, логит-модель.

Феномен времени всегда вызывал неослабевающий исследовательский интерес, однако с начала ХХ в. изучение времени приобрело характер одной из магистральных проблем современной культуры и науки. В психологии категория времени и референтная ей временная ориентация рассматриваются через призму культурно-исторического (Н. Н. Толстых), куль-турно-деятельностного (М. Ш. Магомед-Эминов, О. Г. Квасова), мотивационного (Ж. Нюттен, В. Ленс, Т. Гисме, З. Залески), типологического (К. А. Абульханова, Т. Н. Березина, В. Ф. Се-ренкова), причинно-целевого (Е. И. Головаха, А. А. Кроник) и др. подходов. Одним из современных концептуальных подходов, обосновывающих важность рассмотрения временной ориентации в единстве мотивационной, эмоциональной, когнитивной и социальной составляю-

щих, является подход Ф. Зимбардо и Дж. Бойда [1]. В течение последних двадцати лет авторы исследуют отношение ко времени в различных культурах и то, как оно связано с убеждениями, ценностями, установками личности.

По мнению Ф. Зимбардо и Дж. Бойда, существует довольно стабильная индивидуальная тенденция чрезмерно фиксироваться на одном из времен, что приводит к формированию временного «предубеждения», которое при хроническом проявлении становится переменной индивидуальных различий, т.е. чертой личности. В теоретическом осмыслении Зимбардо временная перспектива - это зачастую неосознаваемый самим человеком процесс, заключающийся в распределении потока персонального и социального опыта по временным категориям прошлого, настоящего и будущего [2, с. 1271]. Эти временные рамки, упорядочивая, согласовывая и придавая смысл событиям, влияют на то, как кодируется и интерпретируется пережитое прошлое и, что важно, как формируются и впоследствии реализуются возможности, ожидания и цели. При помощи соответствующей тренировки может быть достигнута сбалансированная временная перспектива, соединяющая все временные модусы таким образом, что в любой ситуации человек способен выбирать оптимальную стратегию поведения и находить эффективные решения, при этом осмысленно проживая каждый момент.

В широком спектре исследований временной перспективы одной из наиболее актуальных и все

© Хван Н. В., 2014

Н. В. Хван. Особенности влияния временной перспективы личности на выбор сферы

ещё малоизученных проблем остается осмысление влияния временной ориентации взрослого человека на характер его жизнеосуществления, значительная роль в котором принадлежит профессиональной деятельности. Между тем профессиональная деятельность для большинства людей является той областью, где достигнутые цели и задачи, оправданные вложения времени и сил, сбывшиеся надежды или даже мечты служат источником ощущения насыщенности жизни и удовлетворения от реализации своего потенциала.

Цель предпринятого нами исследования -попытка выяснить, являются ли параметры временной перспективы факторами, определяющими принадлежность человека к определенной сфере деятельности. Для решения данной задачи сферы деятельности были выбраны так,

чтобы они максимально различались по системе принятых правил, процедур и основным функциональным обязанностям, выполняемым сотрудниками организации. В результате были определены три сферы: предпринимательство, гражданская служба, многоуровневый сетевой маркетинг. Для иллюстрации различий выбранных сфер деятельности нами на основании анализа литературных и интернет-источников [3-8] были выделены такие критерии, как основная цель (миссия), тип организационной культуры, оценка эффективности, источники формирования имущества и финансовых средств, способы распределения прибыли; среди перечисленных именно миссия является основным параметром, который определяет специфику той или иной сферы деятельности; результаты проведенного анализа представлены в табл. 1.

Декларируемые миссии организаций

Таблица 1

Сфера деятельности Миссия организации

Предпринимательство Стать ведущей компанией в своем секторе, предоставляя товары и услуги высочайшего качества, действуя во благо клиентов

Гражданская служба (здравоохранение и образование) Удовлетворение потребностей личности, общества, государства в общедоступных и качественных образовательных и медицинских услугах

Многоуровневый сетевой маркетинг Изменение будущности мира путём кардинального преобразования качества жизни работающих людей, освобожденных от любых ограничений

Итак, первую группу респондентов составили занятые предпринимательской деятельностью, работающие в коммерческих компаниях; вторую группу - гражданские служащие (учителя и врачи), работающие в учреждениях, финансируемых из средств государственного бюджета; в третью группу вошли дистрибьюторы компаний многоуровневого сетевого маркетинга. Общий объем выборки - 171 человек в возрасте от 33 до 52 лет, преимущественно женского пола.

Временная ориентация диагностировалась с помощью адаптированного опросника Ф. Зим-бардо по временной перспективе (цит. по: [9]), основным статистическим был выбран адекватный для анализа подобных связей метод

Оценки параметров логистической регрессии по

логистической регрессии. Примененный метод, подробно описанный в работе В. П. Леонова [10], позволяет определить статистический «вклад» предикторов в модель, а также выполнить прогноз вероятности принадлежности конкретного респондента к одной из трех сфер деятельности (1 - предпринимательство, 2 - гражданская служба, 3 - сетевой маркетинг). При оценке уравнений регрессии использовался метод пошагового включения предикторов (Stepwise Selection Procedure), ранжирующий признаки в соответствии с их вкладом в модель.

Рассмотрим основные результаты итоговых вариантов предсказательной ценности признаков, а также пошаговый порядок включения отобранных предикторов (табл. 2, 3).

Таблица 2

>аметрам (предикторам) временной перспективы

Предикторы Коэффициенты регрессии (b) Статистика Вальда (W) Уровень значимости Стандартизованные коэффициенты регрессии (ß) Intercept 1 Intercept 2

Негативное прошлое -1,6005 10,1952 0,0014 -0,5548 8,1285 10,2259

Будущее -1,2773 4,2329 0,0396 -0,3209 8,1285 10,2259

Примечание. Association of Predicted Probabilities and Observed Responses Concordant = 77.3 % , Somers'D = 0.549.

Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1

Результаты пошаговой процедуры

Таблица 3

Шаг Предиктор Статистика Вальда (Ш) Процент верного предсказания Уровень значимости

1 Негативное прошлое 12,3755 72,9 0,0004

2 Будущее 4,8576 77,3 0,0275

Значимыми для прогнозирования принадлежности к определенной сфере деятельности по параметрам временной перспективы являются признаки «негативное прошлое» (р = 0.0014) и «будущее» (р = 0.0396 ) (см. табл. 2). По этим параметрам с вероятностью 77,3% можно прогнозировать принадлежность респондента к одной из трех сфер деятельности, причём признак «негативное прошлое» вносит наибольший (72,9%) вклад в полученную модель.

Таким образом, негативная оценка своего прошлого (связана ли она с реальным неприятным опытом или с более поздней негативной реконструкцией изначально благоприятных событий),

ехр (Ь1)

а также ориентированность на будущее являются хорошими предикторами по отношению к принадлежности к определенной сфере деятельности.

Так как метод логистической регрессии позволяет оценивать параметры уравнения регрессии, с помощью которого производится прогноз вероятности, нами были составлены уравнения логит-регрессии для расчета вероятности отнесения к одной из трех сфер деятельности для параметров временной перспективы.

Вероятность отнесения респондента к сфере деятельности «предпринимательство» (Р1) рассчитывалась следующим уравнением (параметр ВЕТА обозначен как ¿1):

Р(1) 1 + ехр (М)'

где Ы = 8,1285 + (-1,6005 X Уаг Б) + (-1,2773 X Уаг 7).

Для оценки вероятности отнесения респондентов ко второй группе (гражданская служба) сначала было составлено уравнение ехр (Ь1,2)

вероятности отнесения респондента к первой и второй сферам деятельности (объединенно), но не к третьей:

[1+2} 1 + ехр (Ь1,2), где Ь1,2 = 10,2259 + (-1,6005 X Уаг 5) + (-1,2773 X Уаг 7).

Таким образом, вероятность отнесения респондента к сфере деятельности «гражданская служба» (Р2) рассчитывалась как

Р(2)=Р(1+2)-Р(1).

Вероятность отнесения респондента к сфере деятельности «сетевой маркетинг» (Р3), соответственно, рассчитывалась следующим образом: Р(э)=1- Р( 1 + 2).

Заметим, что Уаг 5 («негативное прошлое») и Уаг 7 («будущее») - конкретные значения этих признаков у конкретного респондента; соответственно, подставляя в уравнения значения этих переменных, мы получали вероятность (Р) отнесения респондента к одной из трех групп.

Например, у респондента С. значение Уаг 5 («негативное прошлое») = 4,27, а Уаг 7 («будущее») = 4,23; подстановкой значений этих переменных в уравнение мы получили следующие результаты: Р (1) = 0,01616, Р (2) = 0,10186, Р(3) = 0,88197. Таким образом, наиболее высока вероятность принадлежности данного респондента к сфере деятельности «сетевой маркетинг» - 0,88197, или 88,2%; согласно анкетным данным этот респондент является работником сетевого маркетинга.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод, что временная ориентация человека, действительно, является одним из ключевых факторов, определяющих особенности профессионального самоопределения и релевантной ему организации времени (невольно вспоминается герой рассказа О. Генри, утверждавший, что «дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу» [11, с. 74].

Изучение и анализ взаимосвязи временных характеристик и сферы деятельности респондентов показал, что для оценки точности прогнозирования принадлежности к одной из трех сфер деятельности имеют значение ряд выявленных предикторов. Наиболее существенными для прогнозирования принадлежности к таким сферам деятельности, как предпринимательство, гражданская служба, сетевой маркетинг, являются параметры временной перспективы «негативное прошлое» и «будущее». Созданные логит-модели обладают довольно высокой предсказательной ценностью и позволяют выделить из многочисленных признаков максимально значимые для оценки вероятности принадлежности к определенной сфере деятельности.

78

Научный отдел

Н. В. Хван. Особенности влияния временной перспективы личности на выбор сферы

Полученные результаты могут быть использованы в консультативной (к примеру, коучинговой) и психотерапевтической практике в русле решения проблем профессиональной идентичности, жизненного самоопределения, достижения жизненных целей, а также в работе колледжей и вузов, осуществляющих подготовку выпускников различных специальностей для выбора направлений, форм, методов психолого-педагогической работы, способствующей личностно-профессиональному становлению студентов. С нашей точки зрения, представляют интерес дальнейшие исследования, ставящие целью выяснить влияние не только временных, но и других индивидуально-психологических характеристик на вариативность в выборе сферы деятельности.

Список литературы

1. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. М., 2008. 352 с.

2. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable, Individual-Differences Metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77, № 6. P. 1271-1288.

3. Барков С. А. Управление персоналом : учеб. пособие. М., 2005. 202 с.

4. Технологии корпоративного управления. URL: http:// www.iteam.ru/ (дата обращения: 22.08.2013).

5. Розанова Н. М., Зороастрова И. В. Экономический анализ фирмы и рынка : учеб. пособие. М., 2010. 279 с.

6. Мандино Ог. Сетевой маркетинг. М., 2008. 42 с.

7. Иванова С. Корпоративная культура. Традиции и современность. URL: http://big.spb.ru/publications/other/ org_culture/corporate_cultur_tradit_sovrem.shtml (дата обращения: 10.09.2013).

8. Большая книга по сетевому маркетингу от лидеров МЛМ / под ред. Д. Рубино. М., 2007. 496 с.

9. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 24 с.

10. Леонов В. П. Логистическая регрессия в медицине и биологии. URL: http://www.biometrica.tomsk.ru/ (дата обращения: 22.04.2013).

11. Генри О. Собр. соч. : в 5 т. М., 2006. Т. 4. 480 с.

Characteristics of an Influence of the Time Orientation of Personality on a Choice of Professional Activity's Sphere

N. V. Khvan

National Science Practical, Educational and Health Center «Bobek», Almaty, Kazakhstan 47, «Daryn-1», Almaty, 050043, Kazakhstan E-mail: n.khvan@rambler.ru

This article examines interrelation of the time orientation of anindividual and his occupational activity. It is done on the basis of the empirical data analysis applying themethods of logistic regression. A level of predictive value of the created models was defined. Most valuable features of the time orientation were identified for estimation of probability of individual belonging to a certain occupational area. It was determined that the most meaningful parameters for assessment of a probability of belonging of therespondents to one of the three fields of activities, such asentrepreneurship, network marketing, and civil service are those mentioned in the Zimbardo's questionnaire of time orientation. These are the parameters of «negative past» and «future».

Key words: time perspective, professional activity's sphere, logit regression, logit model.

References

1. Zimbardo P. G., Boyd J. N. The time paradox: the new psychology of time that will change your life. New York, 2008. 350 p. (Russ. ed.: Paradoks vremeni. Novaya psikhologiya vremeni, kotoraya uluchshit vashu zhizn. Moscow, 2008. 352 p.).

2. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable, Individual-Differences Metric. Journal of Personality and Social Psychology. 1999, vol. 77, no. 6, pp. 1271-1288.

3. Barkov S. A. Upravlenie personalom: ucheb. posobiye (Human resources managemnt: study guide). Moscow, 2005. 202 p.

4. Tekhnologii korporativnogo upravleniya (Technologies of corporation management. Available at: http://www. iteam.ru/ (accessed 22 August 2013).

5. Rozanova N. M., Zoroastrova I. V. Jekonomicheskij analiz firmy i rynka: ucheb. posobie (Economic analysis of company and market). Moscow, 2010. 279 p.

6. Mandino Og. Setevoy marketing (Multilevel marketing). Moscow, 2008. 42 p.

7. Ivanova S. Korporativnaya kultura. Traditsii i sovremen-nost (The corporate culture. Traditions and modernity). Available at: http://big.spb.ru/publications/other/org_cul-ture/corporate_cultur_tradit_sovrem.shtml (accessed 10 September 2013).

8. Bolshaya knigapo setevomu marketingu ot liderov MLM (Guidelines for Multilevel marketing from MLM leaders). Pod red. D. Rubino. Moscow, 2007. 496 p.

9. Syrtsova A. Vozrastnaya dinamika vremennoy perspektivy lichnosti: avtoref. dis... kand. psikh. nauk (Age dynamics of time perspective of personality: synopsis of a thesis). Moscow, 2008. 24 p.

10. Leonov V. P. Logisticheskaya regressiya v meditsine i biologii. (Logit regression in medicine and biology). Available at: http: //www.biometrica.tomsk.ru/ (accessed 22 April 2013).

11. Genri O. Sobranie sochinenij: v 5 t. (Collected edition: in 5 vol.). Moscow, 2006, vol. 4, 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.