Научная статья на тему 'Особенности влияния контекстного окружения на функционирование глагольной единицы в речи'

Особенности влияния контекстного окружения на функционирование глагольной единицы в речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА / КОНТЕКСТ / ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СИНОНИМИЯ / АНТОНИМИЯ / ПОЛИСЕМИЯ / ОМОНИМИЯ / SEMANTICS / CONTEXT / PARADIGMATIC RELATIONS / SYNONYMY / ANTONYMY / POLYSEMY / HOMONYMY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соломка Надежда Анатольевна

Данная статья посвящена исследованию парадигматических и синтагматических отношений между элементами семантических структур мотивирующего слова и лексем, входящих в контекстное окружение. Материалом для исследования послужили глагольные единицы с корневой морфемой -рул-, извлеченные методом сплошной выборки. Целью работы является определение роли контекста в возникновении таких языковых явлений как антонимия, синонимия, омонимия и полисемия. В исследовании используются описательный метод, контекстуальный метод, элементы словообразовательного и компонентного анализа. В зависимости от синтаксической функции контекстных уточнителей выделяется три типа контекстного окружения. Итогом изучения является выявление роли контекстных уточнителей в формировании семантики глагольных единиц, особенностей влияния лексем контекстного окружения на возникновение лексических явлений полисемии, омонимии, синонимии и антонимии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF CONTEXTUAL ENVIRONMENT INFLUENCE ON VERB UNIT FUNCTIONING IN SPEECH

The paper is devoted to the study of paradigmatic and syntagmatic relations between elements of motivating word’s semantic structures and lexemes included in the contextual environment. The material for the study is verbal units with the root morpheme -рулextracted by the continuous sampling method. The purpose of the study is to determine the role of context in the emergence of antonymy, synonymy, homonymy and polysemy. The research uses descriptive and contextual methods, elements of word-formation and component analysis. Three types of contextual environment are distinguished depending on the syntactic function of contextual qualifiers. The result of the study allows identifying the role of contextual qualifiers in forming the semantics of verbal units, peculiarities of the lexemes’ influence on the contextual environment for emerging polysemy, homonymy, synonymy and antonymy.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния контекстного окружения на функционирование глагольной единицы в речи»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 81'37

Надежда Анатольевна Соломка

г. Волгоград

Особенности влияния контекстного окружения на функционирование

глагольной единицы в речи

Данная статья посвящена исследованию парадигматических и синтагматических отношений между элементами семантических структур мотивирующего слова и лексем, входящих в контекстное окружение. Материалом для исследования послужили глагольные единицы с корневой морфемой -рул-, извлеченные методом сплошной выборки. Целью работы является определение роли контекста в возникновении таких языковых явлений как антонимия, синонимия, омонимия и полисемия. В исследовании используются описательный метод, контекстуальный метод, элементы словообразовательного и компонентного анализа. В зависимости от синтаксической функции контекстных уточнителей выделяется три типа контекстного окружения. Итогом изучения является выявление роли контекстных уточнителей в формировании семантики глагольных единиц, особенностей влияния лексем контекстного окружения на возникновение лексических явлений полисемии, омонимии, синонимии и антонимии.

Ключевые слова: семантика, контекст, парадигматические отношения, синонимия, антонимия, полисемия, омонимия.

Nadezhda Anatol'evna Solomka

Volgograd

Peculiarities of contextual environment influence on verb unit functioning in speech

The paper is devoted to the study of paradigmatic and syntagmatic relations between elements of motivating word's semantic structures and lexemes included in the contextual environment. The material for the study is verbal units with the root morpheme -рул- extracted by the continuous sampling method. The purpose of the study is to determine the role of context in the emergence of antonymy, synonymy, homonymy and polysemy. The research uses descriptive and contextual methods, elements of word-formation and component analysis. Three types of contextual environment are distinguished depending on the syntactic function of contextual qualifiers. The result of the study allows identifying the role of contextual qualifiers in forming the semantics of verbal units, peculiarities of the lexemes' influence on the contextual environment for emerging polysemy, homonymy, synonymy and antonymy.

Keywords: semantics, context, paradigmatic relations, synonymy, antonymy, polysemy, homonymy.

Значимости контекста в образовании семантики языковых единиц были посвящены исследования В.И. Кодухова, Г.В. Колшанского, А.А. Уфимцевой, С.В. Ильясовой и др. Учеными не раз отмечалось, что на формирование значения лексической единицы оказывают влияние как лингвистические (присоединение различных аффиксов, сопряжение сем мотивирующего слова и сем языковых единиц, входящих в контекст), так и экстралингвистические признаки (передаются словесным окружением). Так, А.А. Уфимцева выделяет семантический (или лингвистический) контекст, разграничивающий значения слов, и контекст речевой ситуации, снимающий двусмысленность в речи [14, С. 223-225]. В исследованиях С.В. Ильясовой, посвященных семантике глагола, говорится, что влияние контекста на процесс образования значения лексической единицы различно: оно может быть мотивировано производящей основой, производящей основой и контекстом, контекстом [4, С. 12-24]. В работе И.Ю. Макаровой представлена аналогичная точка зрения. Ученый, исследуя формирование семантики английских отыменных глаголов, отмечает, что в этом процессе учитываются два знания: одно соотносится с мотивирующим существительным, другое передается контекстным окружением. Различие заключается в том, что в первом случае доминирует влия-

ние семантики мотивирующего существительного, а во втором - значение слов, входящих в контекстное окружение [7, С. 19].

Таким образом, исследователями доказывается, что словесное окружение может оказывать как минимальное (в основе нового значения - семы мотивирующего слова), так и максимальное (в основе нового значения - семы слов, составляющие контекст) влияние на формирование семантики языковой единицы.

Наше исследование направлено на изучение парадигматических и синтагматических отношений, в которые вступают вновь созданные языковые единицы в речи. Цель нашей работы - определить роль контекста в возникновении таких языковых явлений как антонимия, синонимия, омонимия, полисемия.

Материалом для исследования послужили словоформы глагола с корневой морфемой -рул-, поскольку эти языковые единицы обладают, по нашему мнению, универсальной семантикой, так как в их структуру входят семы 'перемещение', 'движение', способствующие передаче различных процессов, происходящих не только в обществе, но и во внутреннем мире человека. Языковой материал извлечен методом сплошной выборки из информационно-справочной системы «Национальный корпус русского языка», текстов электронных

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 238_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

PHILOLOGICAL SCIENCE

средств массовой информации и составляет более пятисот единиц глагольных образований с корневой морфемой -рул-.

Анализ контекстного окружения глаголов с корневой морфемой -рул- позволил выделить три типа контекстного окружения: 1) контекст с обстоятельственным значением; 2) контекст со значением дополнения; 3) контекст со значением подлежащего.

Прежде, чем перейти к рассмотрению названных типов контекстного окружения, определим (на базе словарных дефиниций) семантическую структуру мотивирующего существительного руль и глагола рулить: 'перемещение', 'движение', 'управление', 'направление', 'руководство', 'власть'. В речи выделенные нами семы взаимодействуют с семами лексических единиц, входящих в контекст.

I тип. Контекст с обстоятельственным значением.

У глаголов с корнем -рул-, семы которых вступают в синтагматические отношения с семами контекстного уточнителя, выполняющего функцию обстоятельства, как правило, формируется обобщенное значение «перемещение в пространстве». Например: Просто рулить по окраинам недостаточно [9]; Я собралась было рулить домой [9]; Вначале зарулил на стоянку у ангара, но чуть позже меня перерулили на статическую стоянку [3]; Мы послушались, вырулили на небольшую площадку, заставленную машинами [9] и др.

Как видно из примеров, контекстный уточнитель, как правило, указывает на место, в котором происходит движение (рулить по окраинам), направление движения (рулить домой, зарулить на стоянку, вырулить на площадку). Сема 'перемещение' контаминирует с семой, называющей точку в пространстве, что позволяет сформировать у глагола значение «перемещение в пространстве». В представленных нами примерах обстоятельство указывает либо на место, либо на направление. Однако контекстный уточнитель с обстоятельственным значением цели (рулить за продуктами), времени (рулить вечером) и т.д. также позволяет сформировать значение «перемещение в пространстве».

Глаголы, контекстные уточнители которых передают обстоятельственное значение, вступают в отношения антонимии, полисемии, чему способствуют как элементы семантической структуры производного слова (значение префиксальной морфемы), так и единицы контекстного окружения (предлоги и контекстные конкретизаторы). Например: 1) Как вырулить из пробки [12] - Вначале зарулил на стоянку у ангара... [3] - антонимия; 2) Куда-то срулить с работы по своим делать не получается... [1] - Раньше хотел срулить из России, потому что есть было нечего [10] - полисемия. В первом примере словоформы вырулить и зарулил имеют противоположную семантику за счет значения приставок вы-, за- и предлогов из,

на. Во втором примере глагол срулить является многозначным, поскольку передает значения «уйти» и «эмигрировать», образуемые путем сопряжения сем мотивирующего слова и значения контекстных уточнителей с работы, из России.

II тип. Лексемы, входящие в контекст со значением дополнения, выполняют функцию соответствующего члена предложения, указывая на объект, на который направлено действие (Мышь поймана на рекламу, она пришла в магазин, а дальше дело продавца перерулить выбор покупателя на «более интересный» (кавычки тут не зря) товар [3]; Бывший чиновник дорулил до суда [6]; Автор, ну, как можно вырулить к законному браку, когда один из партнеров не хочет? [15]), либо на объект, над которым совершается действие (Дорулился Путин Россией [8] и др.), способствуя формированию обобщенных значений «изменение чего-либо» и «управление чем-либо» соответственно. У глаголов с контекстным окружением II типа актуализируется сема 'перемещение' (контекстный уточнитель имеет, как правило, форму родительного, винительного или дательного падежа) либо 'управление' (контекстный уточнитель стоит в форме творительного падежа). Значение «изменение чего-либо» образуется на основе ассоциации, то есть процессы, происходящие в обществе или во внутреннем мире человека, представляются подобно перемещению точки в пространстве. Например, словоформа дорулил, взятая в узком контексте до-рулил до суда, может передавать не только значение «действия человека, которые привели его к определенной жизненной ситуации» (Бывший чиновник дорулил до суда [6]), но и значение «завершенное движение к определенному месту», если словосочетание употребить в измененном контексте (Бывший чиновник дорулил до суда только к вечеру). В первом случае контекстный уточнитель до суда отвечает на вопрос родительного падежа, а во втором - на вопрос обстоятельства, поскольку называет место. Таким образом, между глаголами с контекстным окружением I и II типов наблюдается явление полисемии.

Кроме того, глаголы с контекстным окружением II типа вступают в отношения синонимии и антонимии. Так, в высказываниях Автор, ну, как можно вырулить к законному браку, когда один из партнеров не хочет? [15] и Бывший чиновник дорулил до суда [6] словоформы вырулить и дорулил имеют значение «оказаться в той или иной жизненной ситуации», которое антонимично значению «уйти из какой-либо жизненной ситуации» глагола вырулить, функционирующего в предложении ...российская сторона сейчас пытается вырулить из неприятной ситуации... [11]. Если явлению синонимии способствуют префиксальные морфемы вы- и до-, то противопоставляется семантика за счет значения предлогов к (к законному браку), до (до суда) и из (из неприятной ситуации).

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

239

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Семантика «управление чем-либо» образуется Таким образом, рассмотрев глагольные еди-

за счет актуализации семы 'управление' под влия- ницы с корневой морфемой -рул-, мы выяснили, нием контекстного конкретизатора, имеющего что синтаксическая роль лексемы, входящей в кон-форму творительного падежа, в результате чего текстное окружение, не только оказывает непо-между значениями «управление чем-либо» и «из- средственное влияние на формирование обобщен-менение чего-либо» наблюдается явление омони- ного значения глагольной единицы, но и обуслов-мии, так как семантическая связь между назван- ливает такие лексические явления как омонимия, ными значениями отсутствует. полисемия, синонимия и антонимия. Несмотря на

III тип. Контекст со значением подлежащего то что в работе рассматривались только глаголы, способствует образованию обобщенных значений мотивированные существительным руль, было вы-«обладание значимостью» и «превосходство в чем- явлено, что явления синонимии, антонимии, поли-либо». Контекстные уточнители, выполняя в пред- семии и омонимии определяются как значением ложении функцию подлежащего, называют субъ- префиксов (элементами семантической структуры ект действия, которое передается глаголом с кор- производного глагола), так и предлогов - единиц невой морфемой -рул-. Например: Психотерапевт контекстного окружения, что позволяет нам гово-Константин Ольховой: «Любовь по-прежнему рить о том, что контекстное окружение оказывает рулит!» [5]; Серый рулит - идеи для вязания [13]; непосредственное влияние на парадигматические Школа 174 рулит и всех перерулит! [2] и др. В отношения, в которые вступают языковые едини-подобных высказываниях семы 'перемещение', цы. Перспективу нашего исследования мы видим, 'управление' нейтрализуются, а семантика этих во-первых, в разграничении явлений полисемии и глаголов омонимична значениям «перемещение в омонимии у глаголов, находящихся в разном сло-пространстве», «изменение чего-либо», «управле- весном окружении, во-вторых, в изучении явлений ние чем-либо», поскольку между значениями не синонимии и антонимии на материале глагольных наблюдается семантической связи. единиц с разными корневыми морфемами, окру-

женными схожим и различным контекстом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бизнес-форум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.biznet.ru/topic225306.html. - 28.04.2020.

2. Школа № 174 рулит и всех перерулит! [Электронный ресурс] // Вконтакте : соц. сеть. - Режим доступа: https://vk.com/club6115607. - 23.04.2020.

3. Лётное поле [Электронный ресурс] // LiveJoumal : живой журн. - Режим доступа: https://ru-aviation.livejournal.com/2318734.html. - 28.04.2020.

4. Ильясова, С.В. Семантика и структура отыменных глагольных новообразований (на материале периодической печати 70-х - 80-х годов) [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Ильясова Светлана Васильевна. - Ростов н/Д, 1984. - 304 с.

5. Психотерапевт Константин Ольховой: «Любовь по-прежнему рулит!» [Электронный ресурс] // Истра новости. - Режим доступа: http://istralife.ru/metka/konstantin-olhovoy/. - 28.04.2020.

6. Коммерсантъ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3488582. - 28.04.2020.

7. Макарова, И.Ю. Отсубстантивные глаголы и принципы формирования их значений [Текст] / И.Ю. Макарова // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2007. - № 7 (51). - С. 12-19.

8. Дорулился Путин Россией [Электронный ресурс] // Макспарк : соц. сеть зрелых людей. - Режим доступа: http://maxpark.com/community/5862/content/3611620. - 28.04.2020.

9. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruscorpora.ru/new/. -23.04.2020.

10. Политфорум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.politforums.net/. - 28.04.2020.

11. Публицист.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://publizist.ru. - 28.04.2020.

12. Вырулить из пробки [Электронный ресурс] // Республика Башкортостан. - Режим доступа: https://resbash.ru/articles/cotsium/vyrulit_iz_probki-4619/. - 28.04.2020.

13. Pinme [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://pinme.ru/. - 28.04.2020.

14. Уфимцева, А.А. Слово в лексико-семантической системе языка [Текст] / А.А. Уфимцева. - М. : Наука, 1968. - 272 с.

15. Вырулить из ГБ к Настоящему. реально? и как вы выходите замуж??.. [Электронный ресурс] // Woman.ru : Интернет-форум для женщин. - Режим доступа: https://www.woman.ru/relations/marriage/thread/3832473/. - 28.04.2020.

REFERENCES

1. Biznes-forum [Elektronnyi resurs] [Business Forum]. URL: https://www.biznet.ru/topic225306.html (Accessed 28.04.2020).

2. Shkola № 174 rulit i vseh pererulit! [Elektronnyi resurs] [School number 174 steers and drives everyone!]. Vkontakte: soc. set' [Vkontakte]. URL: https://vk.com/club6115607 (Accessed 23.04.2020).

3. Ljotnoe pole [Elektronnyi resurs] [Лётное поле]. LiveJournal: zhivoj zhurn. URL: https://ru-aviation.livejournal.com/2318734.html (Accessed 28.04.2020).

4. Il'jasova S.V. Semantika i struktura otymennyh glagol'nyh novoobrazovanij (na materiale periodicheskoj pechati 70-h -80-h godov). Diss. kand. filol. nauk [Semantics and structure of otmennyh verb neoplasms (based on 70s - 80s periodicals). Ph. D. (Philology) diss.]. Rostov n/D, 1984. - 304 p.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 240_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-U291

PHILOLOGICAL SCIENCE

5. Psihoterapevt Konstantin Ol'hovoj: «Ljubov' po-prezhnemu rulit!» [Elektronnyi resurs] [Psychotherapist Konstantin Olkhova: "Love still rules!"]. Istra novosti [Istra News]. URL: http://istralife.ru/metka/konstantin-olhovoy/ (Accessed 28.04.2020).

6. Kommersant# [Elektronnyi resurs] [Kommersant]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3488582 (Accessed 28.04.2020).

7. Makarova I.Ju. Otsubstantivnye glagoly i principy formirovanija ih znachenij [Substantive verbs and principles of the formation of their meanings]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki [Tambov University Review. Series Humanities.], 2007, no. 7 (51), pp. 12-19.

8. Dorulilsja Putin Rossiej [Elektronnyi resurs] [Putin has ruled over Russia].Makspark: soc. set' zrelyh ljudej [Maxpark]. URL: http://maxpark.com/community/5862/content/3611620 (Accessed 28.04.2020).

9. Nacional'nyj korpus russkogo jazyka [Elektronnyi resurs] [National Corps of the Russian Language]. URL: http://ruscorpora.ru/new/ (Accessed 23.04.2020).

10. Politforum [Elektronnyi resurs] [Politforum]. URL: https://www.politforums.net/ (Accessed 28.04.2020).

11. Publicist.ru [Elektronnyi resurs] [Publicist.ru]. URL: https://publizist.ru (Accessed 28.04.2020).

12. Vyrulit' iz probki [Elektronnyi resurs] [Drive out of the traffic jam]. Respublika Bashkortostan [Republic of Bashkortostan]. URL: https://resbash.ru/articles/cotsium/vyrulit_iz_probki-4619/ (Accessed 28.04.2020).

13. Pinme: sajt [Elektronnyi resurs]. URL: http://pinme.ru/ (Accessed 28.04.2020).

14. Ufimceva A.A. Slovo v leksiko-semanticheskoj sisteme jazyka [Word in the lexical-semantic system of language]. Moscow: Nauka, 1968. 272 p.

15. Vyrulit' iz GB k Nastojashhemu. real'no? i kak vy vyhodite zamuzh??.. [Elektronnyi resurs] [Is it really to escape civil marriage? How to marry??..]. Woman.ru: Internet-forum dlja zhenshhin. URL: https://www.woman.ru/relations/marriage/thread/3832473 (Accessed 28.04.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.А. Соломка, кандидат филологических наук, ассистент кафедры русской филологии и журналистики, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград, Россия, e-mail: na_solomka@volsu.ru, ORCID: 0000-0002-7677-5051.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.A. Solomka, Ph. D. in Philology, Instructor of the Department of Russian Philology and Journalistic, Volgograd State University, Volgograd, Russia, e-mail: na_solomka@volsu.ru, ORCID: 0000-0002-7677-5051.

УДК 81-2

Елена Андреевна Сорокина

г. Шадринск Анастасия Андреевна Орлова

г. Шадринск

Проблема территориального разделения немецкого языка

Современная наука уделяет внимание территориальной особенности немецкого языка. До возникновения письменной формы существования языка любой язык пребывал в своей устной форме. С появлением письменности возникает вторая форма языка. Эти две формы языка взаимодействуют и развиваются, обнаруживая отношения между общим языком народа и его диалектом. Изучение диалектов необходимо, так как они способствуют пониманию процессов исторического развития языков. В статье описывается территориальное разделение немецкого языка. Приводится обзор истории, различных трактовок термина «территориальная дифференциация языка», осуществляется логический анализ с рядом примыкающих понятий, таких как «национальные варианты немецкого языка» и «территориальные диалекты». Попутно рассматривается история и причины территориального разделения языка. Так же в статье приводятся примеры слов с одинаковым значением в зависимости от его национального варианта.

Ключевые слова: территориальная дифференциация немецкого языка, национальные варианты, диалекты, гельвицизмы, германизмы.

Elena Andreevna Sorokina

Shadrinsk Anastasiya Andreevna Orlova

Shadrinsk

The problem of the territorial separation of German

Modern science pays attention to the territorial feature of German. Prior to the occurrence of the written form of language existence, any language remained in its oral form. With the advent of writing, the second form of language has arisen. These two forms of language interacted and developed, discovering the relationship between the common language of the people and its dialect. The study of dialects is necessary as they contribute to understanding the processes of historical development of languages. The article describes the territorial division of German. An overview of history, different interpretations of the term "territorial differentiation of language" is given, and logical analysis is carried out with a number of adjacent

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.