Научная статья на тему 'Особенности влияния факторов риска на деятельность предприятий машиностроения'

Особенности влияния факторов риска на деятельность предприятий машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1972
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ФАКТОР РИСКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ / МАШИНОСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Анастасия Олеговна, Кузнецов Виктор Павлович, Зокирова Нодира Каландаровна

В статье уточнено понятие «риск» на основе анализа определений отечественных и зарубежных учёных в области экономики и производственного менеджмента. Выделены ключевые классификации рисков по источникам, факторам или причинам опасности/ущерба, по объектам уязвимости к опасности, по масштабам/уровням опасности/последствиям, на их основе предложена классификация рисков по видам деятельности предприятия. Рассмотрена взаимосвязь факторов риска, видов риска и их влияние на деятельность предприятия. Проведён анализ влияния факторов риска на деятельность ведущих предприятий машиностроения России ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ». Дана краткая характеристика видов и факторов риска, обозначена степень их влияния (высокая, средняя, низкая) на деятельность предприятий машиностроения. Выделены основные недостатки в системе управления рисками промышленных предприятий. Предложена система управления рисками посредством страхования как наиболее экономически целесообразного способа обеспечения компенсации всевозможных потерь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егорова Анастасия Олеговна, Кузнецов Виктор Павлович, Зокирова Нодира Каландаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INFLUENCE OF RISK FACTORS ON THE ACTIVITY OF ENTERPRISES ENGINEERING

The article clarified the concept of "risk" based on the analysis of definitions of domestic and foreign scientists in the field of economy and production management. Highlight key risk classification according to the sources, the factors or reasons of danger / damage on the facilities of vulnerability to hazards on the scale / level of danger / effects, on the basis of their proposed risk classification by activity of the enterprise. The interrelation of risk factors, types of risk and their impact on the enterprise. The analysis of the effect of risk factors on the activities of the leading Russian enterprises of mechanical engineering «AvtoVAZ» and OJSC «KAMAZ». A brief description of species and risk factors, shows the degree of their impact (high, medium, low) on the activity of the enterprises of mechanical engineering. The basic shortcomings in the industrial risk management system. A risk management system through insurance as the most economically viable method for providing compensation for the losses of all kinds.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния факторов риска на деятельность предприятий машиностроения»

УДК 338.45

А.О. ЕГОРОВА1, В.П. КУЗНЕЦОВ1, Н.К. ЗОКИРОВА2

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация.

2Филиал Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова в г. Ташкент, Республика Узбекистан.

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ РИСКА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Аннотация. В статье уточнено понятие «риск» на основе анализа определений отечественных и зарубежных учёных в области экономики и производственного менеджмента. Выделены ключевые классификации рисков по источникам, факторам или причинам опасности/ущерба, по объектам уязвимости к опасности, по масштабам/уровням опасности/последствиям, на их основе предложена классификация рисков по видам деятельности предприятия. Рассмотрена взаимосвязь факторов риска, видов риска и их влияние на деятельность предприятия. Проведён анализ влияния факторов риска на деятельность ведущих предприятий машиностроения России - ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ». Дана краткая характеристика видов и факторов риска, обозначена степень их влияния (высокая, средняя, низкая) на деятельность предприятий машиностроения. Выделены основные недостатки в системе управления рисками промышленных предприятий. Предложена система управления рисками посредством страхования как наиболее экономически целесообразного способа обеспечения компенсации всевозможных потерь.

Ключевые слова: риск, промышленность, фактор риска, стратегическое развитие, предприятие, страхование рисков, машиностроение.

A.O. EGOROVA1, V.P. KUZNETSOV 1, N.K. ZOKIROVA2

' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation/ 2 Branch of the Russian Economic University. Plekhanov in Tashkent, Uzbekistan.

FEATURES OF INFLUENCE OF RISK FACTORS ON THE ACTIVITY OF ENTERPRISES ENGINEERING

Abstract. The article clarified the concept of "risk" based on the analysis of definitions of domestic and foreign scientists in the field of economy and production management. Highlight key risk classification according to the sources, the factors or reasons of danger / damage on the facilities of vulnerability to hazards on the scale / level of danger / effects, on the basis of their proposed risk classification by activity of the enterprise. The interrelation of risk factors, types of risk and their impact on the enterprise. The analysis of the effect of risk factors on the activities of the leading Russian enterprises of mechanical engineering - «AvtoVAZ» and OJSC «KAMAZ». A brief description of species and risk factors, shows the degree of their impact (high, medium, low) on the activity of the enterprises of mechanical engineering. The basic shortcomings in the industrial risk management system. A risk management system through insurance as the most economically viable method for providing compensation for the losses of all kinds.

Keywords: risk, industry risk factor, strategic development, enterprise, risk insurance, engineering.

В настоящее время необходимость устойчивого развития машиностроения обусловлена необходимостью обеспечения потребности других отраслей экономики в машинах, станках, приборах и других видах продукции. Для обеспечения эффективного функционирования машиностроения необходимо стремиться к снижению проявления в отношении деятельности предприятий различных видов и факторов риска [5].

Существующие в риск-менеджменте теории по управлению рисками не адаптированы к условиям деятельности промышленных предприятий, а применяемые методы ненаучны и малоэффективны. В этой связи тема статьи представляется актуальной и своевременной. Цель статьи состоит в исследовании особенностей влияния факторов риска на деятельность предприятий машиностроения.

В настоящее время исследование рисков представляет собой универсальную методологическую проблему управленческого и экономического анализа. Сегодня в научной литературе не существует однозначного определения понятия «риск», что связано в первую очередь с многоаспектностью данного явления [2].

Понятие риск неразрывно связано с понятием неопределённости, под которой понимается недостаточная точность информации о какой-либо деятельности и ее результатах. Впервые различие между понятиями «риск» и «неопределённость» ввёл в 1921 г. американский экономист Ф. Найт. Он утверждал, что риск имеет измеримую неопределённость. При этом вероятность наступления того или иного неблагоприятного события может быть количественно установлено в отличие от собственно неопределённости (неизмеримой неопределённости). В этом смысле термин «риск» используется, когда известно распределение случайной величины, с помощью которой моделируют рисковую ситуацию [6].

В современных научных концепциях и положениях риск трактуется как характеристика ситуации, когда возможны различные исходы, существует неопределённость в отношении конкретного исхода и, как правило, одна из возможностей является нежелательной.

С.И. Ожегов в словаре русского языка приводит следующее определение понятия «риск» - это действие на удачу в расчёте на счастливый исход.

Дж. Хэмптон характеризует риск как общение человека и мира: «Риск - возможность события, неожиданного для активного субъекта, которое может произойти, в период перехода субъекта из данной исходной ситуации к заранее определённой этим субъектом конечной ситуации».

По мнению В.Е. Есипова, риск - это вероятность возникновения, потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов и прибылей.

В.В. Ковалёв рассматривает риск как потенциальную, численно измеримую возможность потери. Именно в этом понятии, на наш, взгляд раскрывается возможность количественно измерить риск и оценить возможности потери.

Предлагаемые отечественными и зарубежными учёными определения понятия «риск» имеют, на наш взгляд, ряд существенных недостатков. Во-первых, отсутствие системного подхода при формулировании понятия «риск», когда оно трактуется как неопределённость, возможность события, вероятность потерь, убытка, недопоступление доходов. Во-вторых, отсутствие возможности негативного влияния на достижение предприятием поставленных целей.

Таким образом, для устранения выявленных недостатков мы предлагаем трактовать риск как событие или группу взаимосвязанных событий, наступление которых не обеспечивает достижения поставленных стратегических целей предприятия в долгосрочном периоде.

В настоящее время в научной литературе представлено множество различных классификаций риска. В рамках общей классификации критериями риска, как правило, служат источники, факторы и причины риска; масштабы, объекты, уязвимости к опасности риска; зависимость от временного фактора; характеристика последствий реализации риска и

др. [16].

Рассмотрим наиболее распространённые классификации рисков.

По источникам, факторам или причинам опасности/ущерба выделяют: природные (связаны со стихийными бедствиями и природными катастрофами), антропогенные

(связанные с деятельностью человека) и комбинированные (природно-антропогенные). В свою очередь антропогенные риски включают в себя социогенные риски (социальные, экономические, коммерческие, рыночные, политические) и техногенные риски (промышленные, транспортные, энергетические) [17].

По объектам уязвимости к опасности выделяют: социально-политические (экологические, коллективные, индивидуальные) и экономические риски (риски, связанные с имуществом, доходами, персоналом, ответственностью).

По масштабам/уровням опасности/последствиям: локальные, региональные, общенациональные, глобальные.

На наш взгляд, приведённые классификации рисков не позволяют охватить всё множество различных видов рисков. В данных классификациях риска наблюдается смешение классификационных признаков и неполный характер перечислений, что вызывает трудности формализованного описания вариантов их учёта при моделировании финансовых потоков.

На основе анализа современной зарубежной и отечественной экономической литературы предлагаем при анализе рисков промышленных предприятий использовать классификацию рисков по видам деятельности предприятия (рисунок 1)

Рисунок 1 - Классификация рисков по видам деятельности предприятия

Предлагаемая авторами классификация рисков, во-первых, систематизирует существующие в научной литературе виды рисков, объединяя их в четыре крупные группы, во-вторых, является наиболее приемлемой для использования при анализе рисков в практической деятельности промышленных предприятий.

Риск (неопределённость) в той иной степени предполагает наличие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна [4].

На практике факторы неопределённости подразделяются на внешние и внутренние. Взаимосвязь факторов риска, видов риска и их влияние на деятельность предприятия представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Взаимосвязь факторов риска, видов риска и их влияние на деятельность

предприятия

Взаимосвязь факторов риска, видов риска и их влияние на деятельность предприятия определены структурой представленных элементов и связаны как с внешней, так и внутренней средой предприятия.

Проведём анализ влияния факторов риска на деятельность крупнейших промышленных предприятий России ОАО «АвтоВАЗ» [14] и ОАО «КамАЗ»[15] с целью выявления основных видов и факторов риска, анализа мер по предотвращению рисков, а также мероприятий по реагированию на риски.

ОАО «АвтоВАЗ» прикладывает все усилия для контроля основных рисков, относящихся к деятельности предприятия, а именно операционных, финансовых и правовых рисков. Предприятие ведёт систематический мониторинг возможных рисков, свойственных как основной операционной деятельности, так и процессу реализации инвестиционных проектов. В ОАО «АвтоВАЗ» создана двухуровневая организация управления рисками, охватывающая корпоративный уровень и уровень структурных подразделений. Более того на предприятиях разрабатывается методология и требования к выявлению, анализу и разработке мер по реагированию на существенные риски, осуществляется выявление, приоритизация и разработка мероприятий по реагированию на риски.

Операционные риски ОАО «АвтоВАЗ» связаны с повышением цен на сырье, материалы, комплектующие, так как они составляют существенную часть (около 60%) себестоимости продукции предприятия. Для ограничения риска неблагоприятного изменения цен на сырье и услуги ОАО «АвтоВАЗ» осуществляет поиск альтернативных поставщиков автокомпонентов и развитие единой базы поставщиков с Альянсом RenaultNissan. Повышение цен на сырье и услуги может привести к необходимости повышения цен на продукцию, что может повлиять на снижение спроса и, как следствие, на снижение продаж автомобилей LADA. Данный фактор существенно повлияет на деятельность предприятия. Для ограничения фактора увеличения розничных цен на автомобили и сборочные комплекты ОАО «АвтоВАЗ» осуществляет модернизацию и обновление модельного ряда, мероприятия по снижению себестоимости текущего модельного ряда.

Ажиотажный спрос легковых автомобилей, вызванный ожиданиями роста цен, спровоцировал перераспределение спроса с 2015 года на 2014 год. Данный фактор может привести к существенному снижению спроса на внутреннем рынке. Предприятие осуществляет взаимодействие с органами власти в области внедрения программ по

обновлению автопарка РФ, а также расширение географии поставок автомобилей LADA и поиск новых рынков сбыта. Текущие политические и экономические события привели к снижению поставок автомобилей LADA в Украину. Влияние данного фактора на деятельность предприятия оценивается как среднее. Предприятие намерено осуществлять поиск дополнительных рынков сбыта автомобилей LADA, перераспределять экспортные поставки в страны Таможенного союза и развивающиеся страны Ближнего и Дальнего зарубежья.

Основными производственными рисками, которым подвержено ОАО «АвтоВАЗ», являются:

• Риск поставки некачественных комплектующих изделий;

• Риск утраты товарных автомобилей, находящихся на хранении на региональных складах.

• Риск физического вмешательства (пожар, стихийные бедствия, гибель людей или повреждение имущества при эксплуатации опасных производственных объектов и т.д.).

Для минимизации данных рисков предприятие принимает меры по снижению запасов товарных автомобилей на региональных складах. Кроме того, для снижения возможных негативных последствий и потерь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, ОАО «АвтоВАЗ» проводит комплекс мер по охране труда и противопожарной безопасности, в том числе страхование возможных рисков, связанных с эксплуатацией промышленных объектов [3].

ОАО «АвтоВаз» оценивает финансовый риск как низкий. На дату окончания отчётного года кредитный портфель ОАО «АвтоВАЗ» сформирован в основном из беспроцентных займов. В случае значительного увеличения процентной ставки на потенциальные кредитные ресурсы предприятие предпримет меры по оптимизации кредитного портфеля и сохранению платёжеспособности. Предприятие привлекает кредитные и заёмные средства, в том числе, выраженные в валюте, осуществляет торговые операции и закупки, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в результате чего подвергается влиянию колебаний курсов иностранных валют, в основном доллара США, евро и японской йены.

Влияние валютного риска оценивается как высокое. В случае значительного роста валютного курса предприятие планирует принять меры по оптимизации затрат и сохранению платёжеспособности. ОАО «АвтоВАЗ» не осуществляет хеджирования рисков изменения процентных ставок и курсов иностранных валют. Влияние финансовых рисков на показатели ликвидности предприятия оценивается как среднее.

Риски, связанные с изменениями налогового законодательства, ОАО «АвтоВАЗ» считает на ближайшее время незначительными. Предприятие осуществляет регулярный мониторинг изменения налогового законодательства РФ и иностранных государств, в которые предприятие экспортирует продукцию, с целью принятия соответствующих мер по минимизации возможных негативных последствий.

Фактором риска, оказывающим значительное влияние на деятельность предприятия, является изменение правил таможенного контроля и норм в области технического регулирования, в том числе транспортных средств и оборудования [11]. Для управления данным риском ОАО «АвтоВАЗ» проводит постоянный мониторинг законодательства и вносит требуемые конструктивные изменения в свою продукцию для его соблюдения.

Система управления рисками ОАО «КамАЗ» ориентирована на комплексную оценку, предупреждение и опережающее реагирование на риски, которые могут оказать существенное влияние на деятельность ОАО «КамАЗ», обеспечивая адаптивность компании к внешней и внутренней среде и эффективность ее функционирования. Влияние возможных рисковых событий оценивается по двум параметрам: вероятность

возникновения риска и уровень последствий их влияния на деятельность ОАО «КамАЗ».

В зависимости от результатов оценки риски распределяются по трём предусмотренным уровням принятия решения: Правление, Генеральный директор, Владелец риска (функциональный директор).

Риск-менеджмент ОАО «КамАЗ» предполагает использование следующих ключевых инструментов для управления рисками:

• уклонение от риска (отказ от чрезмерно рискованной деятельности);

• диверсификация рисков;

• сокращение риска (реализация превентивных мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления рисков и влияния последствий от наступления рисков на свободный денежный поток);

• принятие риска (покрытие возможных убытков за счёт собственных средств). ОАО «КамАЗ» уделяет особое внимание вопросам мониторинга влияния

отдельных внешних и внутренних факторов на деятельность компании. В таблице представлены риски, которые предприятие считает критичными, а также подходы к управлению данными рисками.

Таблица - Риски ОАО «КамАЗ»

Описание риска Действия по управлению риском

ОТРАСЛЕВЫЕ РИСКИ

Политические риски при продажах на экспорт ОАО «КамАЗ» стремится диверсифицировать свои каналы сбыта, осуществляет постоянный мониторинг и контроль рисков, принимая во внимание политическую и экономическую ситуацию в странах экспортных рынках сбыта. Параллельно с деятельностью в нестабильных регионах реализует деятельность в странах, страновые и политические риски в которых оцениваются как минимальные

Ценовое давление поставщиков металла, электроэнергии, газа, а также глобальных поставщиков комплектующих Осуществляется непрерывный мониторинг цен, реализуются мероприятия по локализации производства и диверсификации поставок, комплектующих из различных регионов мира, с поставщиками ведутся переговоры по заключению долгосрочных контрактов с использованием эффективных ценовых формул, реализуются программы по повышению энергоэффективности производства, осуществляется поиск альтернативных поставщиков

ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ

Валютный риск Осуществляется постоянный мониторинг изменения курсов валют по отношению к рублю; используется механизм натурального хеджирования с целью нивелирования влияния укрепления курса рубля на снижение конкурентоспособности продукции ОАО «КамАЗ» на мировых рынках; реализуются мероприятия, направленные на развитие собственных сборочных производств в перспективных странах экспорта, а также на локализацию производства в РФ

Процентный риск Осуществляется мониторинг рыночной конъюнктуры, работа с государственными органами (государственные гарантии по облигациям, продление субсидирования

процентов с 2014 до 2020г.), принимаются меры по оптимизации кредитного портфеля

СТРАТЕГИЧЕСКИМ РИСК

Неэффективность инвестиционных решений Реализуется программа реинжиниринга с приоритетным использованием роботов, внедрена система поэтапного контроля хода продуктовых проектов, мероприятия, направленные на локализацию производства в Российской Федерации

К рискам, связанным с деятельностью ОАО «КамАЗ», относят также несоответствие продукции требованиям покупателей, неготовность сервисной сети к выходу нового продукта, недостаточные темпы изменений, а также неэффективное управление оборотным капиталом.

ОАО «КамАЗ» предпринимает следующие действия по управлению рисками:

• на постоянной основе осуществляется тщательный предсерийный анализ потребительского спроса и конкурентного предложения на рынке;

• используется практика привлечения лидеров в соответствующих областях исследования и опытно-конструкторских работ;

• внедряется эффективная система подготовки производства и сервисного обслуживания до вывода на рынок новой продукции;

• осуществляется мероприятия по запуску производства автомобилей с низким ценовым уровнем для экспортных рынков;

• совершенствуется кросс-функциональное взаимодействие внутри компании, внедряется SAP в части управления персоналом, применяются новые технологии в области подготовки и развития персонала;

• осуществляется постоянный мониторинг остатков ТМЦ и сумм дебиторской задолженности, реализуются мероприятия по доработке SAP в планировании производства, закупках, логистике и управлении инструментом.

Кроме того, необходимо отметить, что на основании требований Федерального Закона №225-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» согласно установленным срокам организовано обязательное страхование гражданской ответственности ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ» как владельца опасных объектов. Во исполнение требований таможенного кодекса таможенного союза организовано страхование гражданской ответственности за причинение вреда, который может быть причинён декларанту, собственнику, получателю товаров или иному лицу в связи с приостановлением выпуска товаров, содержащих товарные знаки ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КамАЗ». В рамках страхования от несчастных случаев были застрахованы все работники ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КамАЗ» со страховым покрытием «на время исполнения служебных обязанностей». В 2014 г. предприятия произвели страхование следующих рисков: страхование от ущерба имуществу и перерыва в производстве; страхование общегражданской ответственности и ответственности товаропроизводителя (в покрытие по данному виду страхования включены также дочерние и зависимые общества); страхование ответственности работодателя.

Проанализировав особенности влияния факторов риска на деятельность предприятий машиностроения, считаем необходимым выделить ключевые недостатки в системе управления рисками, а именно:

1) основными видами рисков машиностроительных предприятий являются: производственный, финансовый, отраслевой, стратегический и валютный риск, однако не по всем видам рисков представлены действия по управлению;

2) характеристика и уровень влияния (существенное/не существенное; низкое, среднее, высокое) факторов рисков на деятельность предприятия не даёт существенной оценки вероятности/возможности наступления негативного последствия.

3) предложенные мероприятия по предотвращению, страхованию и минимизации рисков носят лишь описательный характер, отсутствуют конкретные действия по реализации данных мероприятий.

Для успешного функционирования предприятий машиностроения в условиях быстроизменяющейся окружающей среды необходима разработка механизма эффективного управления предприятиями в условиях риска, посредством страхования [13]. На наш взгляд, именно страхование является наиболее экономически целесообразным способом обеспечения компенсации всевозможных потерь, так как в нынешних условиях практически все крупные бизнес-проекты осуществляются на заёмные средства.

На рисунке 3 представлена система страхования рисков предприятий машиностроения.

Рисунок 3 - Система страхования рисков предприятий машиностроения

Анализ рисков предполагает выявление возможного числа рисков, оказывающих/могущих оказать влияние на деятельность предприятия. На этапе ранжирования рисков по важности необходимо выбрать наиболее важные риски с целью их последующего страхования. Сбор информации о страховых компаниях предполагает изучение условий страхования и тарифных ставок страхования. Решение о выборе страховой организации и заключение с ней договора должно приниматься в каждом случае индивидуально, но необходимо учитывать такие аспекты, как опыт работы страховой компании, готовность страховщика возместить ущерб, приемлемость условий и тарифных ставок.

Подводя итог, необходимо сделать вывод, что проведённое исследование особенностей влияния факторов риска на деятельность предприятий машиностроения позволило выделить ключевые недостатки в управлении рисками на предприятиях и предложить систему управления рисками посредством страхования как наиболее экономически целесообразного способа обеспечения компенсации всевозможных потерь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков А.А., Порфирьев Б.Н. Об анализе риска, концепциях и классификации рисков // Проблемы анализа риска. 2006. Т. 3. № 4. С. 319-337.

2. Васильков Ю.В., Гущина Л.С. Оценка вероятности появления опасности при анализе управленческих рисков// В сборнике: Математические и инструментальные методы экономики: теория, методология, практика Сборник материалов международного научного е-симпозиума. под редакцией Ю.В. Василькова. 2013. С. 24-36.

3. Егорова А.О., Зокирова Н.К. Анализ состояния конкуренции промышленных предприятий [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL:http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/ archive/4 (дата обращения: 13.03.2015).

4. Егорова А.О., Кузнецов В.П. Механизм разработки и реализации конкурентной стратегии предприятий машиностроения: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2014. 180 с.

5. Егорова А.О., Кузнецов В.П. Тенденции и направления развития экспортных рынков российского машиностроения в 2008-2012 гг. // В сборнике: Современные тенденции в науке и образовании Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 6 частях. ООО «Ар-Консалт». Москва, 2014. С. 99-103.

6. Ефимычев Ю.И., Плехова Ю.О., Губанов В.Н. Организационно-экономическое обеспечение развития промышленных предприятий: монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н И. Лобачевского, 2010.-209 с.

7. Еремин В.Н., Кузнецова С.Н. Комплекс рекомендаций по разрешению проблем предприятий машиностроения на базе создания промышленных парков [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 4. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/ archive/4 (дата обращения: 13.03.2015).

8. Завьялова Е.М. Методические основы оценки конкурентоспособности управления промышленным предприятием // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. №5. С.83-85.

9. Илышева Н.Н., Каранина Е.В. Методологический подход к анализу и формированию риск-системы стратегического управления предприятием // Дайджест-финансы. 2011. №8. С. 33-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Карсунцева О.В. Стратегические проблемы и задачи управления производственным потенциалом предприятий машиностроения // Вестник Самарского муниципального института управления.2013. №1(24). С.104-114.

11. Кузнецов В.П., Вершинин А.В., Шушкин М.А. Механизмы формирования эффективных стратегий развития компании в условиях мирового экономического кризиса: монография. Нижний Новгород, ВГИПУ, 2008. 113 с.

12. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №9. С.101-106.

13. Мелихов В.А. Методический подход к риск-анализу инновационного развития промышленного предприятия в условиях информационной неопределенности // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2012. №6. С. 68-71.

14. Официальный сайт ОАО «АвтоВаз» [Электронный ресурс]. URL: http://www.lada.ru/

15. Официальный сайт ОАО «КамАз» [Электронный ресурс]. URL: http://kamaz.ru/.

16. Петрова Е.Е. Риски в инвестиционном анализе // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. №1. С. 52-54.

17. Чеботарева С.А. Системный подход в анализе системы управления риском // Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И. Вернадского. 2009. №9. С. 149-150.

18. Anatolyev S., Gospodinov N. Specification testing in models with many instruments//Econometric Theory. 2011. Т. 27. №2. С. 427-441.

19. Da Graca Moura M., Martins N. On some criticisms of critical realism in economics// Cambridge Journal of Economics. 2008. Т. 32. №2. С. 203.

20. Debarliev, S., Trpkova, M. Strategic planning practice in transition economies: empirical evidence from the Macedonian context//Business and Economic Horizons. 2011. Т. 4. №1. С. 2739.

21. Kukushkin N.S. Monotone comparative statics: changes in preferences versus changes in the feasible set//Economic Theory. 2013. Т. 52. №3. С. 1039-1060.

22. Lager Ch. Production, prices and time: a comparison of some alternative concepts//Economic Systems Research. 2000. T. 12. №2. C. 231.

23. Sabri T.B. The impact of working capital on the value of the company in light of differing size, growth, and debt//Business and Economic Horizons. 2012. T. 7. №1. C. 27-41.

24. Shkaratan O., Fontanel J. Conversion and personnel in the Russian military-industrial-complex//Defence and Peace Economics. 1998. T. 9. №4. C. 367-379.

REFERENCES

1. Bykov A.A., Porfir'ev B.N. Ob analize riska, kontseptsiyakh i klassifikatsii riskov [An analysis of risk concepts and risk classification ]. Problemy analiza riska, 2006, T. 3, no. 4E pp. 319-337 (in Russian).

2. Vasil'kov Yu.V., Gushchina L.S. Otsenka veroyatnosti poyavleniya opasnosti pri analize upravlencheskikh riskov [Assessment of the probability of occurrence of danger in the analysis of management risks]. V sbornike: Matematicheskie i instrumental'nye metody ekonomiki: teoriya, metodologiya, praktika. Sbornik materialov mezhdunarodnogo nauchnogo e-simpoziuma. pod redaktsiey Yu.V. Vasil'kova [In: Mathematical and instrumental methods of economics: the theory, methodology, practice Collected materials of the international scientific e-symposium. edited by Y. Vasilkova]. 2013, pp. 24-36 (in Russian).

3. Egorova A.O., Zokirova N.K. Analiz sostoyaniya konkurentsii promyshlennykh predpriyatiy [Analysis of competitive industrial enterprises]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4 (accessed 13.03.2015) (in Russian).

4. Egorova A.O., Kuznetsov V.P. Mekhanizm razrabotki i realizatsii konkurentnoy strategii predpriyatiy mashinostroeniya [The mechanism of development and implementation of competitive strategies of enterprises of mechanical engineering]. N. Novgorod: Mininskiy universitet Publ., 2014, 180 p. (In Russian)

5. Egorova A.O., Kuznetsov V.P. Tendentsii i napravleniya razvitiya eksportnykh rynkov rossiyskogo mashinostroeniya v 2008-2012 gg. [Trends and directions of development of the Russian machine-building export markets in 2008-2012 gg.]. Vsbornike: Sovremennye tendentsii v nauke i obrazovanii Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: V 6 chastyakh. OOO «Art-Konsalt» [In: Current trends in science and education collection of scientific works on the materials of the International scientific-practical conference: In 6 parts. "Ar-Consult» LLC]. Moskva, 2014, pp. 99-103 (in Russian).

6. Efimychev Yu.I., Plekhova Yu.O., Gubanov V.N. Organizatsionno-ekonomicheskoe obespechenie razvitiya promyshlennykh predpriyatiy [Organizational-economic maintenance of industrial enterprises]. N. Novgorod: NNGU im. N.I. Lobachevskogo Publ., 2010, 209 p. (In Russian)

7. Eremin V.N., Kuznetsova S.N. Kompleks rekomendatsiy po razresheniyu problem predpriyatiy mashinostroeniya na baze sozdaniya promyshlennykh parkov [Set of recommendations to resolve the problems of mechanical engineering on the basis of the creation of industrial parks]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4,

Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/ archive/4 (accessed 13.03.2015) (in Russian).

8. Zav'yalova E.M. Metodicheskie osnovy otsenki konkurentosposobnosti upravleniya promyshlennym predpriyatiem [Methodical bases of an estimation of competitiveness of industrial enterprise]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta, 2009, no.5, pp.83-85 (in Russian).

9. Ilysheva N.N., Karanina E.V. Metodologicheskiy podkhod k analizu i formirovaniyu risk-sistemy strategicheskogo upravleniya predpriyatiem [The methodological approach to the analysis

«BeciHHK MnHHHCKoro yHHBepcwreTa» 2016 - № 1

and the formation of risk of strategic management]. Daydzhest-finansy, 2011, no. 8, pp.33-42 (in Russian).

10. Karsuntseva O.V. Strategicheskie problemy i zadachi upravleniya proizvodstvennym potentsialom predpriyatiy mashinostroeniya [Strategic problems and control problems manufacturing capacity of mechanical engineering].Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniya, 2013, no.1(24), pp.104-114 (in Russian).

11. Kuznetsov V.P., Vershinin A.V., Shushkin M.A. Mekhanizmy formirovaniya effektivnykh strategiy razvitiya kompanii v usloviyakh mirovogo ekonomicheskogo krizisa [Strategic problems and control problems manufacturing capacity of mechanical engineering]. Nizhniy Novgorod, VGIPU Publ., 2008, 113 p. (In Russian)

12. Loskutova M.V. Analiz teoriy konkurentsii i konkurentosposobnosti [Analysis of the theory of competition and competitiveness]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 2011, no. 9, pp.101-106 (in Russian).

13. Melikhov V.A. Metodicheskiy podkhod k risk-analizu innovatsionnogo razvitiya promyshlennogo predpriyatiya v usloviyakh informatsionnoy neopredelennosti [Methodical approach to risk analysis of innovative development of industrial enterprises in the conditions of information uncertainty]. Innovatsionnaya ekonomika: informatsiya, analitika, prognozy, 2012, no. 6, pp. 68-71 (in Russian).

14. Ofitsial'nyy sayt OAO «AvtoVaz» [Official site of JSC "AvtoVAZ"]. Available at: http:// http://www.lada.ru/ (accessed 15.08.2015) (in Russian).

15. Ofitsial'nyy sayt OAO «KamAz» [Official site of JSC "KamAZ"]. Available at: http: kamaz.ru.(accessed 15.08.2015) (in Russian).

16. Petrova E.E. Riski v investitsionnom analize [The risks in the investment analysis].Vestnik Rossiyskoy akademii estestvennykh nauk (Sankt-Peterburg), 2010, no.1, pp. 52-54. (In Russian)

17. Chebotareva S.A. Sistemnyy podkhod v analize sistemy upravleniya riskom [A systematic approach to the analysis of risk management systems]. Nauka i ustoychivoe razvitie obshchestva. Nasledie V.I. Vernadskogo, 2009, no. 9, pp.149-150. (In Russian)

18. Anatolyev S., Gospodinov N. Specification testing in models with many instruments//Econometric Theory, 2011, Т. 27, no. 2, pp. 427-441.

19. Da Graca Moura M., Martins N. On some criticisms of critical realism in economics// Cambridge Journal of Economics, 2008, Т. 32, no. 2. pp. 203.

20. Debarliev S., Trpkova M. Strategic planning practice in transition economies: empirical evidence from the Macedonian context//Business and Economic Horizons, 2011, Т. 4, no. 1, pp. 2739.

21. Kukushkin N.S. Monotone comparative statics: changes in preferences versus changes in the feasible set//Economic Theory, 2013, Т. 52, no. 3, pp. 1039-1060.

22. Lager Ch. Production, prices and time: a comparison of some alternative concepts//Economic Systems Research, 2000, Т. 12, no. 2, pp. 231.

23. Sabri T.B. The impact of working capital on the value of the company in light of differing size, growth, and debt//Business and Economic Horizons, 2012. Т. 7, no. 1, pp.27-41.

24. Shkaratan O., Fontanel J. Conversion and personnel in the russian military-industrial-complex//Defence and Peace Economics, 1998, Т. 9, no. 4, pp. 367-379.

© Егорова А.О., Кузнецов В.П., Зокирова Н.К., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Егорова Анастасия Олеговна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: nesti88@mail.ru.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Egorova Anastasia Olegovna - PhD, assistant professor of business economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation; e-mail: nesti88@mail.ru.

Кузнецов Виктор Павлович - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики предприятия, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: keo .vgipu@mail. ru.

Зокирова Нодира Каландаровна - доктор экономических наук, профессор зам. дирек. по науке и инновациям, зав. каф. «Экономика труда и управление», филиал ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в г. Ташкент, Республика Узбекистан; email: nodira28uz@mail.ru.

Kuznetsov Viktor Pavlovich - Doctor of Economics, Professor, Head. the department of business economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: keo .vgipu@mail. ru.

Zokirova Nodira Kalandarovna - doctor of Economics, professor Deputy. Director. Science and Innovation, Head. KAF. «Labor Economics and Management», a subsidiary of VPO "REU them. GV Plekhanov "in Tashkent, Uzbekistan; e-mail: nodira28uz@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.