Научная статья на тему 'Особенности визуальной репрезентации сексуальности в порнографии'

Особенности визуальной репрезентации сексуальности в порнографии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2195
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРОТИКА / ПОРНОГРАФИЯ / СЕКСУАЛЬНОСТЬ / ИНТИМНОСТЬ / EROTICA / PORNOGRAPHY / SEXUALITY / INTIMACY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горельцева Виктория Владимировна

Цель данной статьи осветить некоторые из современных подходов к разделению эротического и порнографического и попытаться определить их место в системе сексуальных отношений в паре. В статье рассматриваются подходы Л. Ульямс и А. Денщик, моральный и правовой аспекты производства и потребления порнографии, культурно-семиотический анализ порнографического изображения Е. Григорьевой, затрагивается проблема порнозависимости и влияния порнографической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Features of visual representation of sexuality in a pornography

The purpose of given title to illuminate some of the modern approaches to division erotica and pornography and to try to define their place in system of the sexual relations in pair. In title the approaches by L. Wiliams and A. Denshik, moral and legal aspects of manufacture and consumption of a pornography, cultural semiotic analysis of pornography images by H. Grigorieva are considered, the problem pornography dependence and influence pornography production is mentioned.

Текст научной работы на тему «Особенности визуальной репрезентации сексуальности в порнографии»

ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СЕКСУАЛЬНОСТИ В ПОРНОГРАФИИ

Горельцева В.В.

Цель данной статьи - осветить некоторые из современных подходов к разделению эротического и порнографического и попытаться определить их место в системе сексуальных отношений в паре. В статье рассматриваются подходы Л. Ульямс и А. Денщик, моральный и правовой аспекты производства и потребления порнографии, культурно-семиотический анализ порнографического изображения Е. Гоигорьевой, затрагивается проблема порнозависимости и влияния порнографической продукции.

Ключевые слова: эротика, порнография, сексуальность, интимность.

Сексуальность, что особенно подчеркивается в экзистенциальной психологии, есть данность, оформляемая определенными культурными нормами и запретами, определяющими круг дозволенного в сексуальных отношениях. Как известно, отношения в паре в своей зрелой форме, обнаруживаю себя в качестве автономии, для которой характерна меньшая ориентация на культурные запреты и социальные ограничения. Зрелые сексуальные отношения любви, по О. Кернбергу, предполагают реализацию в них самых ранних, инфантильных эротических фантазий [10]. Либерализация сексуальной морали и сексуального поведения предполагает свободу от рестриктивных норм, свободу вообще от всякого подавления и «свободное развертывание» человеческой сексуальности. Предполагается, что эта свобода как бы приводит человека (в сексуальном отношении) к самому себе [7].

В связи с этим Л. Ульямс (Ь. ^^ЛИэтэ) выделяет понятия на/сценности и за/сценности как показатели и характеристики принимаемого в официальной культуре или остающимся за пределами социальности [11]. Здесь наиболее ярким примером, значимым в нашем исследовании, предстает феномен разделения эротики и порнографии, как форм «визуальной репрезентации сексуальности» (П. Феган). Эротика понимается нами как «внутреннее переживание, связанное с сексуальностью, так же определенная оценка и отношение к ней» (Обуховский, 1977).

Проблемное поле данного феномена включает в себя: собственно «вопрос дефиниции (порнография или эротика), вопрос о законности (гарантированная Конституцией свобода слова), вопрос о нравственности (мотивы и последствия производства и потребления порнографии)» [4, С. 109], в т.ч. репрезентацию

сексуальных девиаций, подростковый и детский секс, коммерциализацию отношений и порнозависимость.

Противниками узаконивания порнографии являются, как правило, феминистки и представители религиозных культов. Так, по С. Зонтаг, порнография - «проблема истории общества, психологический симптом девиантности (как производителей, так и потребителей порнографической продукции)» [6, с. 65]. Проблема отделения порнографического от непорнографического в первую очередь связана с действием юридических норм, регулирующих производство, распространение и использование порнографической продукции. Однако в широком правовом контексте порнография рассматривается как «социально-психологическое явление, присущее любому обществу независимо от его общественнополитической и культурной ориентации» [2]. Важно отметить, что проблема власти, господства и подчинения, считается историками культуры одной из центральных в вопросе нормирования сексуальных отношений.

С целью нормирования кино-продукции, как средства репрезентации эротических материалов, была выработана определенная система оценок, начинавшая свою историю с размытого критерия «непристойности», в рамках которого оперировали такими юридическими терминами как «низменные инстинкты» и «явно оскорбительный», и в настоящий момент существующая как жесткая система предписаний [9, с. 197]. Так специалистами Центра судебной экспертизы МЮ РФ эротика и порнография дифференцируются по критерию замысла (содержания) и воплощения: 1) по замыслу: а) замысел порнографии достаточно одномерен, аналитичен и включает лишь одну идею - показ

Психология экспрессивного поведения

натурализма области гениталий и самого полового акта; б) порнография жестко функциональна, она вызывает только сексуальное возбуждение; в) оперирует стандартными клише и вследствие этого ее основной целью является нарушение общественныхусловностей, спекуляция на дефиците новизны - показ необычных форм половой жизни, сильнее возбуждающих людей; г) коммерция, тиражирование, массовость, стандартность - производство, нацеленное на получение прибыли; д) имеет дело со стандартным, деиндиви-дуализированным сексом, ее предметом является не личность, не индивидуальное тело, а гениталии; е) отрицает нравственность, унижает человека, превращая его в объект сексуальных манипуляций; 2) по воплощению (приемам, средствам): а) приемы и средства порнографии используются только для демонстрации чистой физиологии - натурализма гениталий и поло-выхотношений; б) преимущественное использование крупного плана, направленности освещения, а также прямых ракурсов съемки с целью фиксации деталей того или иного фрагмента сексуальных отношений либо анатомо-физиологических подробностей половых органов, актов естественных отправлений человеческого организма и пр.

В настоящий момент существует большое количество исследований и публикаций собственно психологического характера, в которых авторы освещают проблемы порнозависимости, её последствия и осуществляют собственно психологический подход в разработке критериев и сущностных характеристик порнографического. Среди факторов, влияющих на степень социальной опасности порнографической продукции, выделяют: а) содержание эротических стимулов; б) продолжительность воздействия порнографии; в) тип человека, потребляющего информацию порнографического характера [2].

По А. Денщик, формообразующими признаками порнографии являются [5]:

- фрагментация тела;

- акцент, замена, сведение всего тела к его частям -губам, груди, половым органам, ягодицам;

- использование метафоры «человек (женщина) -животное»;

- репрезентация женщины как объекта;

- репрезентация женщины (реже - мужчины) как безвольного, не способного контролировать себя существа;

- гиперболизация;

- настойчивая, акцентированная вульгаризация. Порнография так же рассматривается как тип

условности или прием в искусстве: порнотопия как нарочитое преувеличение, гипертрофирование крупных планов, стремящихся вызвать реакцию физиологического порядка. Цель - преувеличить реальность с целью изменения нормального репро-

дуктивного видения. По С. Маркусу [9], «всё это как-то слишком правдиво, слишком близко, чтобы стать правдой: и как раз это-то и зачаровывает: избыток реальности, гиперреальность вещи». В широком философском контексте порнография есть форма проявления отчуждения от реальности, - яркий пример философии постмодерна - Ж. Бодрийяр: «сегодня на производство такого рода реальности, такого рода сверхреальности ориентированы все mass media и информация (вспомним многообразные интервью, прямой эфир, кино, документальное телевидение). Они производят ее настолько много, что мы оказываемся окруженными непристойностью и порнографией. Наезд камеры на объект, по сути дела порносъемка, делает для нас реальным то, что реальностью никогда не было, что всегда имело смысл только на некотором расстоянии» [1, с. 93].

Порнография может рассматриваться как способ репрезентации идеи, материалов в том числе несексуального характера.

Е. Григорьева определяет данные свойства порнографического изображения с искусствоведческой и культурно-семиотической позиции через «метрику изображения», композиционные особенности регулярного поля, имеющего границы, или рамку, и в случае с порнографией, реализующие феномен «замочной скважины», основанный на физических свойствах оптики - способности маленького отверстия концентрировать изображение, делать его четче. Важным здесь также является принцип соположения наблюдателя и наблюдаемого, позволяющий увидеть невидимое, которое может получать разнообразное толкование. «В определенном смысле, само изображение есть свойство или порождение границы» (курсив мой) [3, с. 181]. С этой точки зрения сексуализация образа создается его недостижимостью.

В порнографии происходит нарушение закона, преимущественно «сознательного» восприятия произведения, т.е. разрушение ментальной границы между человеческим телом и артефактом («телесная плотность» современного зрения по Дж. Керри). Е. Григорьева так же указывает на значимость присоединения порнографии к искусству: «В этом смысле, как только творчество, например, Де Сада провозглашается искусством, оно теряет свои трансгрессивные свойства, и, напротив, в определенных условиях и портрет Махатмы Ганди может стать объектом направленной сексуальности» [3, с. 200].

Реализм изображения исчезает через концептуальное размывание, растворение границы, как материализованного препятствия-разграничения, существующего в сознании рецепиента.

Утверждая примат воображаемого по Лакану («кино учит нас, как желать», С. Жижек), Л. Ульямс заключает: «Вместо того, чтобы говорить о том, что

каждому типу сексуальных предпочтений соответствует определенный тип порнографии, мне представляется более целесообразным рассматривать порнографию в качестве неотъемлемой составляющей процесса привыкания зрителя к практике получения самых разных типов сексуальных удовольствий - визуальных и инстинктивных, - удовольствий, как рождающихся в их воображении, так и ощущаемых чисто физически» [11]. Л. Ульямс говорит о порнографии, ссылаясь на М. Фуко, как о способе «проговаривания секса», необходимом, в основном, для секс-меньшинств.

В книге «Порнография и непристойность» (1929) Д.Г. Лоуренс к основным признакам порнографии относит ее нелегальность «порнография никогда не проявляет себя открыто», а так же то, что она «во всех без исключения случаях оскорбительна - как для секса, так и для самого человека»; порнография как проявление «нравственной безупречности» -презрения и неприятия здоровой сексуальности, «почесывание маленького грязного секрета», продукт действия «секретности и скрытности», в которых всегда заключен элемент «страха, зачастую, граничащий с ненавистью» [8, с. 56]. Данная точка зрения разрешается в определении необходимости полной открытости и обсуждения вопросов сексуальности, в попытке «хотя бы сказать своей подрастающей и надоедливо проказливой дочери: «Девочка моя, единственный раз, когда благодаря тебе я получил удовольствие, был тот момент, когда мы с твоей мамой зачинали тебя».[8, с. 67]. С. Дацюк определяет главную трудность на этом пути, называя ее «синдромом опеки»: «Вначале молодой человек вынужден соотносить свой запрос на порнографию с опекой своих родителей. Затем, когда у него появляются собственные дети, с возможной опасностью для них, то есть со своей опекой над ними. Именно этот трансфер опеки предохранял и предохраняет нас от превращения порнографии в публичную культуру, заставляя выделять ей некоторые специальные, барьерами огражденные, области распространения» - т.е. значимая проблема здесь также путь межпоколенной трансляции ценностей.

Так феномен порнографии можно рассматривать как запрос на «честность» или «правдивость» в вопросах сексуальности, который, однако, ей самой не является.

Таким образом, при изучении представлений об эротике особенности отношения к порнографии могут стать путем понимания реализованности индивида в эротической сфере, ее ценностно-смысловой целостности и способности к установлению отношений доверия и интимности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрийар Ж.В Тени молчаливого большинства, или Конец социального / Пер. с фр. Н.В. Суслова. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.

2. Бушмин С.И. Порнография: Уголовно-правовой и криминологический аспекты: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1993. - 22 с.

3. Григорьева Е.Г. Эмблема: очерки по теории и прагматике регулярных механизмов культуры. - М.: Водолей Publisher, 2005. - 232 с.

4. Гощило Е. Новые члены (members) и органы: политика порнографии // Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. - М.: Идея-Пресс, 2000. - С. 107-144.

5. Денщик А. Порнографическое воображаемое в поле социального // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова, В. Круткина. - Саратов: Научная книга, 2006.

6. Зонтаг С. Порнографическое воображение // Мысль как страсть / Сост., общ. ред., пер. с фр. Б. Дубина. - М.: Русское феноменологическое общество, 1997.

7. Ионин Л.Г. Укрощенная эротика // Журнал «Человек». - М., 1992. - № 3.

8. Луренс Д.Г. Психоанализ и бессознательное. Порнография и непристойность. - М.: Эксмо, 2003. - 480 с.

9. Нагаев В.В. Эротика и порнография. Критерии различий. Проблемы правовой оценки и экспертизы: монография. - М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 336 с.

10. Кернберг Отто Ф. Отношения любви: норма и патология / Пер. с англ. М.Н. Гергиевой. - М.: Независимая фирма «Класс», 2006. - 256 с.

11. Уильямс Л. Жесткое порно. Власть, удовольствие и «неистовство визуального» // Неприкосновенный запас. - 2003. - № 3(29). http:// magazines.russ.ru/nz/2003/29/ui.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.