Научная статья на тему 'Порнография как отчуждение сексуальности в современной социокультурной реальности'

Порнография как отчуждение сексуальности в современной социокультурной реальности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5742
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРНОГРАФИЯ / РЕАЛЬНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СВЕРХНАГЛЯДНОЕ / ОТЧУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Греков Максим Александрович

Анализируется феномен порнографии как симуляции сексуальной деятельности индивидов в условиях современного информационного общества. Показывается, что актуализируемый в порнографии половой акт отличен от «настоящих» половых отношений. Итогом распространения порнографического дискурса может являться его значительное влияние на формирование и проявление полового инстинкта и, в конечном счете, даже замена и вытеснение порнографией реальных половых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порнография как отчуждение сексуальности в современной социокультурной реальности»

ЧЕЛОВЕК,

ОБЩЕСТВО

культура

о

М. А. Греков

ПОРНОГРАФИЯ КАК ОТЧУЖДЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Анализируется феномен порнографии как симуляции сексуальной деятельности индивидов в условиях современного информационного общества. Показывается, что актуализируемый в порнографии половой акт отличен от «настоящих» половых отношений. Итогом распространения порнографического дискурса может являться его значительное влияние на формирование и проявление полового инстинкта и, в конечном счете, даже замена и вытеснение порнографией реальных половых отношений.

Ключевые слова: порнография, реальные сексуальные отношения, сверхнаглядное, отчуждение.

Порнография «(греч. pornos — развратник, grapho — пишу) — понятие, посредством которого может обозначаться духовно-виртуально-практический феномен, выступающий итогом трансформации публичных сексуальных контактов — из сферы сугубо личного выбора индивидов, партнерских пар... — в подчеркнуто рыночно ориентированный “производственный” процесс осуществления половых актов. Порнография сводима к предельно наглядной и жесткой объективации процедур обретения людьми психофизиологических состояний экстаза и оргазма»1. Порнография фиксирует и демонстрирует то, что не принято или запрещено публично показывать, а именно детальное функционирование человеческого пола. Феномен порнографии связан с культурным парадоксом: мы признаём красоту человеческого тела, но публично стыдимся отдельных его органов и функций (которые в интимной обстановке доставляют нам наслаждение). «Изображение половых органов и полового акта в научном контексте не является порнографией, так как в данном случае целью является не сексуальное возбуждение аудитории, а прояснение особенностей анатомии, физиологии и психологии человека»2.

Сегодня порнография прежде всего развитая индустрия, бизнес. Основные востребованные каналы распространения порнографии — это соответствующие интернет-сайты, порнофильмы и порножурналы. Несмотря на то что многие люди обращаются к порнографии посредством Интернета, главным источником производства порно являются фильмы, во время съемок которых делаются снимки, попадающие затем в журналы и глобальную компьютерную сеть. Основное количество порнографической продукции конца XX — начала XIX в. носит преимущественно аудиовизуальный характер. Таким образом, порнография — это часть современного культа экранов. Жизнь индивида проходит за монитором, за которым он работает и отдыхает, потребляет пищу и удовлетворяет свои самые изощренные фантазии, мастурбируя на порно.

Порнография осуждается и критикуется различными представителями общественности: религиозными деятелями, философами, культурологами, социологами, врачами. Основные составляющие такой критики заключаются в том, что порнография способствует ущемлению человеческого достоинства и развращению (так как в порнографии люди обезличены, сведены только к вожделеющим сластолюбцам), разрушению семьи; пропагандирует и осуществляет: насилие и жестокость, унижение женщин, надругательство над детьми;

~3

наконец, вызывает психологическую зависимость, сравниваемую с наркотической3.

С другой стороны, существует позиция, согласно которой порнография, интерес к ней — это нормальное проявление человеческой сексуальности. В том числе утверждается, что порнография способствует раскрепощению и преодолению различных комплексов, разнообразию сексуальной активности индивидов, половому просвещению, дает возможность сексуальной разрядки4.

В данном исследовании нас прежде всего интересует не моральная оценка порнографии, тот или иной возможный патологический или клинический эффект обсуждаемого явления, а то, что порнография, как и современные компьютерные игры, может воплощать фантазии индивидов, симулировать желаемое развитие жизненных ситуаций. Не случайно существование разнообразных порновидеоигр и «интерактивных» порнофильмов, где игрок/зритель ассоциирует себя с героем, руководит им или сам выступает таковым. Как замечает Линда Уильямс, автор книги, посвященной порнографии: «Специфичность опыта домашнего просмотра электронного порно хорошо просматривается на примере крайне высокой степени интерактивности порнографических компьютерных игр, недавно появившихся на CD. Последние представляют собой радикальный шаг вперед в развитии возможностей остановки, воспроизведения, замены фильмов, а также быстрого повтора изображения. Посредством такого рода “интеракций” обеспечивается более полное погружение и контроль зрителя над сексуальными сценариями эротического киберпространства. собственно виртуальная реальность отличается тем, что может предложить то, что не в состоянии предложить никакие другие типы репрезентаций: иллюзию взаимодействия с миром и телами, “помещенными” в “киберпространство”. В терминах жесткой порнографии это может означать “занятие” сексом с кем-то, кого на самом деле “там” нет. И хотя в принципе то же самое можно сказать и о всех других типах движущихся порнографических изображений, только парадоксальная природа киберпространственного “там” позволяет достигнуть полного эффекта присутствия и ухода от действительности»5. Линда Уильямс также замечает особенность воспроизведения порнографии на современных устройствах передачи информации и ее носителях, которая заключается в контроле над изображением: «Пульт дистанционного управления позволял выбирать и вновь и вновь просматривать полюбившиеся сцены, включая их в свои эротические фантазии или используя их для стимуляции сексуальных отношений с партнерами»5. Таким образом, технические возможности медиа могут определенным образом воздействовать на восприятие передаваемого ими полового акта.

Среди тех, кто обращается к порнографии, немало людей, имеющих супруга или полового партнера. Например, по некоторым данным, среди 1200 опрошенных англичан «64 %... не скрывают, что смотрят порно вместе с партнером, а более 40 % разглядывают веселые фильмы в одиночестве — для поднятия настроения перед сексом с реальным партнером»6. Отметим, что порнография, таким образом, может встраиваться в систему отношений полов, обладая в них определенной привлекательностью.

Порноиндустрия стремительно развивается. Точные данные о порнодоходах противоречивы, но их суммы исчисляются миллиардами долларов в год. «Согласно Ш;ете1

Filter Reviews оборот порнографической индустрии в 2006 г. составил 97,06 миллиарда долларов»7.

Порнография не только осуществляет завоевание рынка, но и интегрируется в более широкое культурное пространство социума: появляются всемирно известные звезды кино для взрослых, проводятся кинофестивали.

В российских условиях распространения медиа порнография легко доступна. Во многих торговых точках с видеопродукцией можно нелегально приобрести порнофильмы; порножурналы продаются в любом киоске; ассортимент порнографии в Интернете вообще безграничен.

Увеличение оборота порнопродукции свидетельствует о ее популярности и востребованности. Сексуальность — неисчерпаемое топливо, которым поддерживается горнило порнобизнеса. Порнография — это всегда провокация, поддаться которой может любой. Современный потребитель порно — это подросток или взрослый, одинокий человек или имеющий партнера, но определенную часть своего жизненного времени, внимания, интереса связывающий с порнографией.

Кажется, порнография ничего не придумывает, являя половой акт с анатомической и механической точностью, как он есть. Но Жан Бодрийяр считает, что детально воспроизведенное функционирование сексуальности чуждо человеческому глазу. Именно «анатомический zoom»8, как характерный элемент порнографии, ее визитная карточка, превращает порно в «квадрофонию секса»9, в «гиперреальность»: «Это взгляд со слишком близкой дистанции, вы видите, чего прежде никогда не видели,— ваш пол, как он функционирует: этого вы еще не видели так близко, да и вообще не видели — к счастью для вас. Всё это слишком правдиво, слишком близко, чтобы быть правдой»10.

Если в основе реальных сексуальных отношений лежит стремление к единению (и в конечном итоге, продолжению рода), то что лежит в основе порнографии, к чему конкретно она влечет? Бодрийяр фиксирует мощное притяжение порно как стремление к познанию истины пола: «Разве порнография, со всеми своими фокусами, не точно также нацелена на раскрытие этой непреложной микроскопической истины — истины пола? Так что порнография — прямое продолжение метафизики, чьей единственной пищей всегда был фан-тазм потаенной истины и ее откровения... если бы такое было возможно, этих ребят с головы до ног затянуло бы меж раздвинутых ляжек.»11 Тотальный сексуальный дискурс, анатомическое внимание порнографии в определенной мере может пересекаться с древними оргиастическими культами богов плодородия. Вспомним фаллическую форму древних идолов, статуэтки женщин с гипертрофированными половыми органами. Крупные планы в порнографии при всей их гиперреальности могут конституировать волнующие человека с древности вопросы таинства пола. Подробно фиксируя половые отношения, порнография позволяет осуществлять исследование интересующего вопроса. Точно также, но уже вызывая шок, тревогу, страх или отвращение, завораживают детальные сцены насилия в фильмах ужасов. В одних случаях познание обращено к переживанию моментов смерти, в других — пределам раскрытия сексуального.

Бодрийяр исключает лицо из порнографического представления: «.само тело отсюда исчезло, разлетевшись на самостоятельные частичные объекты. Лицо, неважно какое, здесь неуместно, так как нарушает непристойность и восстанавливает смысл там, где всё нацелено на полное его уничтожение в умопомрачительном исступлении пола»12. Однако лицо, изображающее негу и экстаз, наоборот, дополняет картину вожделения. В порнографии, актуализирующей кроме знаков пола еще и удовлетворение, связанное с ними, неуместна личность. Люди, снимающиеся в порно, скорее модели, нежели актеры.

Понятно, что порнография создается для стимулирования сексуального возбуждения. Но порностимуляция может превращаться в симуляцию — симуляцию секса, которая означает отсутствие, исчезновение последнего (о чем постоянно твердит Бодрийяр в своих работах). Комментируя Бодрийяра в энциклопедии постмодернизма, A. A. Грицанов заключает: «Порнография в действительности своей аналогична производству — репертуары продуцирования наслаждения акцентированно технологичны и жестко актуализируются. В рамках понимания смысла производства как процесса насильственного “очеловечивания”, “овещнения” компонентов природы, изначально принадлежащих к “внече-ловеческому” строю материальных объектов, очевидна суть порнографии: в отличие от соблазна, искушения, изымающих “нечто” из строя зримого и очевидного (не может быть соблазна без тайны либо ее симуляции),— производство и порнография трансформируют любой объект, шифр либо мыслеобраз с целью достижения последними степени прозрачности анатомической реконструкции. Порнография элиминирует “соблазн” из системы культурных ценностей: бесконечная и “сверхнаглядная” аккумуляция знаков секса в произведениях жанра порнографии одновременно знаменует конец и самому сексу. Добавляя дополнительное измерение пространству секса, добиваясь несоизмеримо более концентрированного восприятия его, порнография делает изображение секса более реальным, чем собственное его существование»13.

В реальности конкретная физическая близость — лишь определенный эпизод в человеческих взаимоотношениях, которые связаны и детерминированы множеством социальных и психологических факторов. В порно, как правило, сюжеты, обрамляющие и связывающие цепочку половых актов, условны, комичны или вовсе отсутствуют: «.порнография, наоборот, пренебрегает человеческой зрелостью (психологией, социальными характеристиками), равнодушна к мотивам и правдоподобию поступков, а повествует лишь о немотивированном и неустанном взаимодействии обезличенных органов тела»14. Таким образом, совокупление вырывается за пределы жизненной реальности, становится автономным, самодостаточным. «Порнограф же исходит из неизменности главного своего объекта — совокупления (или паллиативов совокупления); меняются декорации, одежды (впрочем, быстро скидываемые), позы, расы, число участников, но не Оно. Совокупление — неизменный стержень, универсальная структура бытия.»15. Порнопотребителю нужен не столько реальный половой акт, сколько акт порнографический, т. е. «разрядка сексуальной реакции, в основе своей — вуайеристской.»16. Потребитель порно — это подглядывающий.

Для порнографического акта может быть вполне достаточно виртуального «партнера», на фоне снижения значения реального. Ведь один может не разделять сексуальных пристрастий другого, недомогать или вообще отсутствовать. Согласно исследованию, опубликованному в марте 2000 г. журналом Sexual Propensity & Compulsivity: «По сравнению с реальностью потребители e-порно находят очень много выгодных позиций, например, никто не увидит твоих физических недостатков, не надо тратить время на уговоры “лечь в постель”, во время чат-секса ты можешь представлять своего партнера кем угодно и просить сделать всё, что угодно, в конце концов, никто не сможет обнаружить у тебя пачки порнографических журналов и заподозрить в наличии сексуальных проблем»17. Порнография, подобно джину из лампы, всегда готова исполнять желания. Американский философ Саймон Блэкберн в своей книге «Похоть» замечает: «Основное предназначение порнографии.— возбуждать воображение. Продукт этого воображения и есть партнер. Он или она могут проявлять больше или меньше готовности и энтузиазма, активности или пассивности, чувственности или нежности — это зависит от желания потребителя»18.

Однако, «возбуждая воображение», порнография разрывает эмоционально-психологическую и физическую, телесную составляющие половых отношений. Сам половой акт в порнографии не более чем постановка, режиссура, механическое действие, привычная работа для порномоделей. Конечно, для зрителя он предстает в ином свете. Порнография стимулирует сильное желание, разжигает похоть, но при этом источник раздражения всегда остается по ту сторону «экрана». Переполненный возбуждением зритель может только снять напряжение, но способы такого снятия он выбирает сам, уже в реальности. Если он направляет свою энергию на партнера, то последний выступает объектом снятия напряжения, возбуждения. Ситуация, когда один партнер используется другим, может быть и в обычных половых отношениях. К слову, именно так их и трактовал Кант. Однако в случае с порнографией партнер даже не выступает инициатором возбуждения, а только лишь механизмом удовлетворения. Индивид, даже совершая реальный половой акт, может сохранять психологическую, эмоциональную привязку к порнографии. Более того, порнообразы могут оставаться «занозой» в сознании индивида, даже когда он не сталкивается с порнографией непосредственно.

Таким образом, порнография, спекулируя на сексуальности, вовлекая зрителя в сладострастное действие, возможно, не столько способствует приданию остроты в сексуальных отношениях, сколько начинает выступать заменой их. Происходит трансформация: реальная половая жизнь индивида может оцениваться им с точки зрения соответствия или несоответствия представлениям, сформированным под воздействием порнографии. На первое место выступают требования к внешности партнера, его поведению, по сравнению с внутренними переживаниями и самоотдачей. На пике порноэкзальтации действительные сексуальные отношения индивида могут вызывать гораздо меньше интереса по сравнению с чьими-то другими, снятыми на фото и видео. (Сегодня обывателю вообще искусно прививается любовь к подглядыванию: застекольные шоу, светские хроники, папарацци.) Таким образом, порнография может не только инициировать и аккумулировать сексуальную энергию, но и поглощать ее, замыкать на себе.

Содержательная составляющая порнопродукции предельно мала — натуралистичное или буквальное изображение полового акта или половых органов. При всём однообразии сюжета выпускается огромное количество похожих друг на друга фильмов, роликов и фотографий. Потребителю порнографии всегда мало, всегда нужно еще. Индивид в данном случае — не только вуайерист, он же и коллекционер. Многие порносайты в Интернете представляют собой структурированные коллекции-каталоги. Потребитель выбирает интересующие его сюжеты по различным характеристикам: по видам секса, возрасту моделей, профессиональной принадлежности и статусу, цвету волос, кожи, сексуальной ориентации.

В порноколлекционировании мощный сексуальный импульс соединяется с тягой к обладанию, установкой «иметь». Бодрийяр: «если любовное отношение ориентировано на любимого во всей его единичности, то любовное обладание как таковое удовлетворяется лишь сменой предметов, или повторением одного и того же, или взаимной подстановкой всевозможных предметов»19. Обладатель порноколлекции может чувствовать себя хозяином огромного гарема, с утехами на любой вкус. В сравнении с таким выбором у реальных половых отношений остается мало шансов для удовлетворения растущей похоти, векторы желания развиваются по далеким от действительности направлениям.

Порнография с ее силиконовыми дивами, татуированными молодцами или «обычными девушками, одна из которых может оказаться соседкой или случайно встретиться на улице»,— это не абстрактная мифология полового инстинкта, это реальность, или

гиперреальность, которой сегодня подчиняются половые отношения. Порнография опирается на сексуальный импульс (в том смысле, что поведенческие аспекты реализации полового инстинкта обретают законченные формы в культуре) и, отталкиваясь от него, создает свою модель поведения. Другими словами, порнография — это зрелище, которое воплощает фантазии, но, как правило, этим же зрелищем сначала и рожденные.

В порно, подглядывая за другими, индивид избегает взгляда вглубь себя. Он всматривается вглубь экрана, т. е. в иллюзию. Рефлексия заменяется рефлексом, подлинное переживание — симуляцией.

Бодрийяр предупреждает: «Цвет в кино и на телеэкране был только началом. Сегодня, показывая секс, вам дают цветную, объемную картинку, хайфай звук со всеми низкими и высокими частотами (жизнь как-никак!) — дают столько всего, что вам уже нечего добавить от себя, нечего дать взамен. Абсолютное подавление: давая вам немного слишком, у вас отнимают всё. Берегитесь того, что так полно вам “передается”, если сами в передаче не участвовали!»20

Примечания

1 Грицанов, A. A. Порнография / А. А. Грицанов // Постмодернизм : энциклопедия. Минск : Интерпрессервис ; Кн. Дом, 2001. С. 591.

2 Порнография [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

3 См.: Гроарк, Л. Практический разум и полемика вокруг порнографии / Л. Гроарк // Мораль и рациональность. М., 1995; Раскану, Т. Порнография, что это такое? [Электронный ресурс] / Т. Раскану. Режим доступа: http://christ4you.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=68; Подсевшие на е-пор-но [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/284; Чем опасна порнография [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zavet.ru/blog/index.php?itemid=155

4 См.: Линнет, Р. Социально приемлемая грязь [Электронный ресурс] / Р. Линнет. Режим доступа: http://www.x-star.ru/articles/gryaz.htm; Порнография [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki; Эрлихман, В. Порнография — яд или лекарство? [Электронный ресурс] / В. Эрлихман // Парадокс. 2000. № 5. Режим доступа: http://www.x-star.ru/articles/poison.htm

5 Уильямс, Л. Жесткое порно: власть, удовольствие и «неистовство визуального» [Электронный ресурс] / Л. Уильямс. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/29/ui.html

6 Британцы хотят больше порнографии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.probuem. ru/sex/25898

7 Ropelato, J. Internet Pornography Statistics [Электронный ресурс] / J. Ropelato. Режим доступа: http://internet-filter-review.toptenreviews.com/internet-pornography-statistics.html?#anchor1

8 Бодрийяр, Ж. Соблазн / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. А. Гараджи. М. : Ad Marginem, 2000. С. 69.

9 Там же. С. 73.

10 Там же. С. 69.

11 Там же. С. 73-74.

12 Там же. С. 77.

13 Грицанов, А. А. Указ. соч.

14 Зонтаг, С. Порнографическое воображение [Электронный ресурс] / С. Зонтаг. Режим доступа: http://fotobel. info/publ/1-1-0-10

15 Кобрин, К. Как заводные [Электронный ресурс] / К. Кобрин // Парадокс. 2000. № 5. Режим доступа: http://www.x-star.ru/articles/zavod.htm

16 Зонтаг, С. Указ. соч.

17 Подсевшие на е-порно [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychology-online.net/ articles/284

18 Блэкберн, С. Похоть / С. Блэкборн. М. : АСТ : Астрель : Харвест, 2006. С. 217.

19 Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. С. Н. Зенкина. М. : Рудомино, 2001. С. 97.

20 Бодрийяр, Ж. Соблазн. С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.