Научная статья на тему 'Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения'

Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5345
942
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПОТЕРПЕВШИЙ / ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / JUVENILE / VICTIM / VICTIMIZATION / VICTIMOLOGICAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щеголева Анна Николаевна, Новикова Елена Павловна

В статье рассматриваются особенности виктимности несовершеннолетних, связанные с биопсихофизиологическими характеристиками возраста. Анализируется влияние семьи, образовательных организаций, СМИ на повышенную уязвимость детей от криминального влияния. Предложены меры по блокированию и нейтрализации виктимогенных факторов виктимности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE VICTIMIZATION OF MINORS AND WAYS OF ITS REDUCTION

In to become the features of a viktimnost of minors connected with biopsychophysiological characteristics of age are considered. Influence of a family, educational institutions, mass media on the increased vulnerability of children from criminal influence is analyzed. Measures for blocking and neutralization the viktimogennykh of factors of a viktimnosta of minors are offered.

Текст научной работы на тему «Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения»

Юридические науки

А.Н. Щеголева,

кандидат юридических наук, доцент

Е.П. Новикова,

кандидат юридических наук, доцент

ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

FEATURES OF THE VICTIMIZATION OF MINORS AND WAYS

OF ITS REDUCTION

В статье рассматриваются особенности виктимности несовершеннолетних, связанные с биопсихофизиологическими характеристиками возраста. Анализируется влияние семьи, образовательных организаций, СМИ на повышенную уязвимость детей от криминального влияния. Предложены меры по блокированию и нейтрализации виктимогенных факторов виктимности несовершеннолетних.

In to become the features of a viktimnost of minors connected with biopsychophysiological characteristics of age are considered. Influence of a family, educational institutions, mass media on the increased vulnerability of children from criminal influence is analyzed. Measures for blocking and neutralization the viktimogennykh of factors of a viktimnosta of minors are offered.

В разные годы проблемами виктимологии занимались Л.В. Вавилова, В.В. Вандышев, Т.В. Варчук, М.Н. Гернет, А.А. Глухова, А.Г. Горшен-ков, В.И. Задорожный, В.Е. Квашис, Е.Ю. Мощиц-кая, В.И. Полубинский, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская, А.Л. Ситковский, В.С. Минская, В.С. Устинов, Л.В. Франк и др. В своих работах они подчеркивали повышенную виктимность несовершеннолетних. Исследования, проведенные в конце 80-х гг. прошлого века, показали, что удельный вес несовершеннолетних потерпевших (31,3%) превышает удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления (23,7%) [1]. За прошедшие более чем два с половиной десятилетия ситуация не изменилась. Так, с 2010 по 2013 г. доля потерпевших несовершеннолетних стабильно превышает долю несовершеннолетних преступников на 38% — 46%, а за январь — июнь 2014 г. — на 83% [2].

В.С. Минская и Г.И. Чечель в вышеуказанной работе объясняли такую ситуацию психологическими особенностями несовершеннолетнего возраста, для которого характерны незавершенность нравственного формирования, отставание психического развития от развития физического, преобладание в психической деятельности процессов возбуждения над процессами торможения. Доверчивость, легкая внушаемость, наивность, любопытство, физическая слабость ребенка повышают его уязвимость.

Говоря об уязвимости, Л.В. Франк, В.П. Коновалов, В.Я. Рыбальская, Л.В. Ильина вводят понятие виктимности и определяют ее как «реализованную преступным актом и потенциальную «предрасположенность», уязвимость либо способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления или, другими словами, неспособность избежать опасности там,

190

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

где она объективно была предотвратима в силу социальных или социально-психологических свойств личности» [5].

Д.В. Ривман и В.С. Устинов конкретизируют понятия виктимности как субъективной повышенной предрасположенности быть жертвой преступления и уязвимости как объективной повышенной возможности стать жертвой преступления [6].

Виктимность включает комплекс относительно стабильных типичных свойств личности, повышающих возможность (шанс) в определенных жизненных ситуациях нести ущерб от преступной агрессии. Она зависит от субъективных и объективных предрасположенностей.

К первым относится внутренняя система психических процессов личности, основанная на психологических, социальных, биофизиологических факторах. Структура личности, соотношение основных ее сфер, формирующихся в конкретной деятельности и проявляющихся в ней, позволяет классифицировать источники повышенной виктимности несовершеннолетних субъективного характера:

1. Биофизические качества (пол, возраст, национальная принадлежность, физическое состояние, генетические предрасположенности).

2. Физиологические особенности (особенности функционирования систем и органов организма).

3. Психологические характеристики:

- потребностно-мотивационная сфера (мотивы, потребности, интересы, притязания, ожидания);

- нравственные качества (уровень культурного развития, ценностные ориентации, взгляды, установки, нормы, убеждения);

- эмоционально-волевая сфера;

- отклонения, патологии в психике (депрессивность, ипохондрия, половые аномалии, состояние страха и беспокойства).

Анализируя психофизиологические характеристики несовершеннолетнего возраста, мы приходим к выводу, что в основе повышенной конфликтности с родителями и педагогами, эмоциональной напряженности, вспыльчивости, несдержанности, низкого уровня самоконтроля и самокритичности лежат особенности нервной системы, имеющие генетическую основу. Для детей характерна слабость нервной системы, которая обусловливает особую яркость в восприятии, впечатлительность, легкость перехода к возбуждению и импульсивности (быстрота реакции, с которой эмоции становятся побудительной силой поступков, без предварительного обдумывания и осмысления), эмоциональность и интенсивность переживаний.

Центральным биологическим процессом формирования личности является половое созревание, когда происходит гормональная

перестройка организма, усиливаются биологические и психологические противоречия. Особенности физиологии выступают в качестве основы психики и поведения подростка. При незавершенности интеллектуального развития, недостаточности знаний, несформированно-сти взглядов и отсутствии социального опыта все жизненные цели смещаются в сторону психологического комфорта, сиюминутных удовольствий. Несовершеннолетние, не зная толком, чего хотят, не ставя перед собой жизненных и нравственных целей, демонстрируют самостоятельность и упорство. А всеобщая меркантили-зация жизни, пропаганда быстрого и простого обогащения не просто формируют мотивы потребительства, а усиливают виктимизацию подростков. Однако следует учитывать, что на потребностно-мотивационную сферу личности несовершеннолетних существенное влияние оказывают традиции народа, уровень культуры и ценностные ориентации общества.

Эмоционально-волевая сфера отличается ослаблением чувства стыда, равнодушным отношением к переживаниям других, несдержанностью, грубостью, лживостью, несамокритичностью, завышенной самооценкой, снижением чувства контроля и осознанности своего поведения, повышенной обидчивостью. Эти и другие проявления нарушений межличностных контактов, погружения в собственные переживания, оторванность от социальной реальности еще не носят устойчивого характера и в большей степени зависят от психофизиологических особенностей возраста.

По верному утверждению И.С. Кона, пубертатный период, когда повышена чувствительность и возбудимость организма, усиливает восприимчивость к действию различных внешних факторов и снижает его сопротивляемость к ним [7]. Такая зависимость от внешних воздействий и ситуаций позволяет утверждать об управляемости виктимности и рассчитывать на эффективность мер профилактики.

Жажда приключений, интерес к происходящему вокруг, непонимание обстановки позволяют взрослым использовать несовершеннолетних в преступных целях и определяют эффективность криминогенного влияния на них. В связи с этим мы убеждены, что независимо от роли в преступлении и положения в уголовном процессе несовершеннолетних с повышенной восприимчивостью к различного рода влиянию можно рассматривать либо как потерпевших от преступления, либо как потерпевших, но субъектов преступления, вовлеченных в противоправную деятельность [8].

Продуцируют виктимизацию объективные экономические, культурные, политические, правовые характеристики социальной системы. Негативные процессы во всех сферах жизнедеятельности:

191

Юридические науки

производстве, политике, науке, культуре, духовнонравственной сфере — порождают или обусловливают наличие дестабилизации в обществе. Последняя воздействует на психологию, снижая культуру и нравственность, не только создавая условия для проявления негативных качеств личности, могущих перерасти в преступное поведение, но и способствуя ее виктимизации. Н.Х. Сафиуллин определяет виктимизацию как негативно-социальную форму реагирования личности на ситуацию вокруг преступления [9]. Опасность ее заключается в недостижении общественно полезного блага из-за психических травм, дезадаптаций и десоциализаций жертв преступления, последствий вторичной виктимизации, не проходящего чувства страха. Таким образом, в неблагоприятных условиях социальной действительности катализируются внутренние субъективные черты несовершеннолетнего возраста и принимают четкие грани признаки вик-тимности. Именно поэтому детская жизнь рассматривается как состояние постоянного стресса, а социальный статус детства требует особой защиты прав и законных интересов.

Объективная предрасположенность стать жертвой криминогенного влияния зависит от существования и развития общественных процессов. Быстрота темпов современной жизни, трансформация социально-экономических отношений в стране ставят детей в трудные и социально опасные условия существования, определяя виктимогенный потенциал. К таким факторам можно с уверенностью отнести алкоголизацию и наркотизацию [10—12], пагубное влияние СМИ и сети Интернет [13], негативные изменения в социокультурных процессах, коммерциализацию жизни [14, 15], сиротство при живых родителях. Существование детерминантов массовой виктимности снижает чувство защищенности и безопасности и может привести к «мнимости» посягательства [16]. Состояние уязвимости (объективный аспект виктимности) может существенно влиять на внутренний мир личности, формируя личностные компоненты либо повышая их роль и значение в процессе виктимизации подростка.

Непосредственное социальное окружение — семья — основной фактор социализации. К сожалению, именно в ней формируются все викти-могенные факторы (внебрачное рождение, развод родителей, жестокость, депривация). На протяжении последних лет в России сохраняется устойчивая тенденция к дезорганизации института семьи, девальвации общественных и моральных устоев и ценностей.

Семье как самому значимому институту профилактики виктимного поведения несовершенно-

летних отводится важная роль. Несовершеннолетним больше, чем любой другой части обществ, нужна поддержка близких людей. В современном мире они должны самостоятельно решать самые разные проблемы: взаимоотношений с ровесниками, родителями, иными взрослыми, преодоления потери тех, кто дорог, выбора профессии, воздействия информационного поля, насыщенного мировыми страданиями, болезнями, опасностью потребления различных товаров, смертью незнакомых людей и др. А для нормального духовного, нравственного и психического развития им необходимо радоваться, веселиться, чувствовать одобрение себя и своих достижений.

Вся обстановка семейной жизни (поведение и поступки родителей) должна не только поддерживать все начинания ребенка, но и учить выбирать правильный вариант своего поведения. Для этого необходимо обучить родителей «быть родителями»: не просто обеспечивать материальные, зачастую завышенные, потребности семьи (не детей, а именно старших ее членов), не самоутверждаться за счет наиболее уязвимых членов семьи, не надзирать за их времяпрепровождением, а устанавливать теплые эмоциональные отношения, проводить совместно свободное время, развивая ребенка и физически, и духовно, не перекладывая воспитательную функцию на образовательные организации.

Для отвергнутых родителями подростков школа выступает особым условием социализации, позволяющим преодолевать возникновение и развитие отрицательных взглядов и негативных проявлений. К сожалению, грубость, невнимание к проблемам детей, конфликтность, несправедливость педагогов напрямую влияют на уверенность ребенка в своих силах. Учителя воспринимают как лень и нежелание учиться недостатки в умственном и физическом развитии детей, играя успеваемостью. Плохие оценки, в свою очередь, вызывают раздражение, гнев родителей, психическое или физическое насилие (по результатам проведенного нами исследования, в 44,6% случаев причиной конфликта в семье стала учеба детей). В такой ситуации образование как высокая социальная ценность, как ценностная ориентация или стимул для саморазвития падает в глазах ребенка. А перестав верить в свои возможности, он стремится к самоутверждению среди таких же нарушителей дисциплины и неуспевающих сверстников, что катализирует повышенную виктимность.

При всех трудностях и недостатках воспитательной деятельности школа была и остается для большинства несовершеннолетних наиболее благоприятной средой, формирующей их положительные качества (63,3% опрошенных нами подростков

192

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

уважают учителей). Более того, она влияет на родителей, объясняя необходимость искреннего доверия к разуму несовершеннолетнего, готовности помочь словом и делом, справедливой требовательности взрослого, которую ребенок должен воспринимать как естественное и должное.

Образование формирует основные качества и свойства личности, оказывает благотворное влияние на раннем этапе социализации, предопределяет отношение к обществу и поведение в нем на протяжении всей жизни. Оно позволяет предупреждать и преодолевать возникновение и развитие отрицательных идеологических взглядов, нравственных качеств и черт личности, формирует отношение нетерпимости ко всем антиобщественным поступкам [17].

Идеологический, моральный и экономический кризисы, наложенные на психологические особенности возраста, делают неинтересными или недоступными многие культурнопросветительные и развлекательные учреждения (театры, концертные залы, выставки, музеи, цирки). Распад традиционных государственной и общественной систем организации социально полезной занятости и досуга несовершеннолетних, социального контроля за их поведением при отвержении ребенка родителями и школой ведет к тому, что в числе основных «воспитателей» нравов, вкусов и моделей поведения оказываются СМИ. Телевидение, видео и радио расцениваются как средства заполнения свободного времени, а не как источник культурно значимой информации.

Таким образом, для формирования виктимно-сти подростковый период является самым уязвимым. Влияние на него в большей степени объективных обстоятельств позволяет утверждать, что виктимность как свойство личности может быть сведена к минимальной степени опасности при нейтрализации или блокировании негативных факторов. Причем с наибольшей эффективностью и легкостью ею можно управлять в тот же период. Вместе с тем длительность влияния виктимоген-ных факторов делает виктимность непреодолимой.

По верному замечанию В.И. Задорожного, виктимологическая профилактика обеспечивает защищенность граждан от реализации присущих им виктимных свойств и качеств, создает благоприятные условия, дающие возможность выявлять, устранять или нейтрализовывать факторы и ситуации, способствующие совершению преступлений в отношении конкретных лиц, выявлять группы риска или конкретных лиц с повышенной степенью виктимности, воздействовать на них с целью восстановления или активизации их защитных свойств, а также разрабатывать либо совершенствовать уже имеющиеся специ-

альные средства защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации [18].

Одной из главных задач виктимологической профилактики является недопущение самой возможности виктимизации и различных вариантов ее развития. Результативность виктимологиче-ских аспектов предупредительного воздействия невозможна без учета особенностей процессов в различных сферах и на разных уровнях социальной системы, а также личностных свойств и качеств самих потенциальных потерпевших от криминального заражения.

Единственный на сегодняшний день нормативный акт предупредительной направленности — Федеральный закон от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» — определяет значимость виктимологических аспектов, детализируя задачи и полномочия субъектов профилактического воздействия на преступность [19].

Закрепляя задачи по выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, законодатель делает попытку нейтрализовать влияние виктимогенных условий. А задачи по обеспечению защиты прав и законных интересов и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, определяют направленность викти-мологической профилактики.

Ослабить виктимогенные личностные качества можно, используя меры помощи и меры убеждения. Первые эффективны при влиянии биофизических, физиологических и психологических факторов. Это медицинская и правовая помощь, психологическая (эмоциональная) поддержка.

Медицинская помощь заключается в круглосуточном приеме несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, оказании им медицинской помощи и лечении лиц, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также выявлении и постановке на учет лиц с психическими отклонениями, влияющими на проявление агрессивности и жестокости. Медицинские учреждения, распространяя санитарно-гигиенические знания среди несовершеннолетних, проводя пропаганду здорового образа жизни, оказывая консультативную помощь всем субъектам виктимологической профилактики, а также специализированную диагностическую и лечебно-воспитательную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, нейтрализуют виктимогенные факторы.

193

Юридические науки

Органы социальной защиты населения способны сгладить виктимогенное влияние социальнодемографических характеристик, выявляя подростков, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, а также семьи, нуждающиеся в социальных услугах, осуществляя социальную реабилитацию. Так, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закрепляет перечень специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, препятствующих криминогенному влиянию на подростка или устраняющих его последствия (социальнореабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям).

Педагоги-психологи органов и учреждений образования призваны осуществлять психологопедагогическое просвещение учащихся, родителей, педагогического коллектива, включающее консультативное, диагностическое и коррекционное направления. К сожалению, в силу отсутствия надлежащего финансирования и кадрового обеспечения указанные лица не всегда могут в полном объеме выполнять возложенные на них задачи.

Одним из главных проявлений мер помощи при осуществлении профилактики выступает помощь подросткам в осознании трудностей, с которыми они должны уметь справляться законными, правомерными действиями, что еще раз подчеркивает приоритет воспитательных методов воздействия над исправительными.

Меры убеждения способны повлиять на духовные и нравственно-правовые ориентиры. Здесь следует обратиться к пропаганде принципа «быть, а не иметь» [20].

В связи с этим важным аспектом может стать самопрофилактика, которая основана на самовоспитании, самонаучении, самосознании и самооценке личности. Это и воспитание чувства долга, и самонаблюдение, и самоконтроль над волей и чувствами, самоанализ, самокритика и убежденность в их необходимости. Очень важно постоянно поддерживать позитивные суждения и хорошие поступки, вселять веру в свои силы, в возможность благоприятных жизненных перспектив (нивелируя на подсознательном уровне виктимность) [21].

Но самовоспитание и самонаучение несовершеннолетних, выбор правильной линии поведения в условиях экстремальной обстановки возможны при разумной организации самого процесса обучения. Так, органы социальной защиты населения и иные учреждения, организуя досуг подростков, развивают наблюдательность и познавательные качества, их творческие способности в кружках, клубах по интересам, учат

контролировать себя, ставить жизненные цели и достигать их, обогащать свой досуг, тем самым положительно ориентируя. В связи с этим следует отметить многолетний положительный опыт работы детского оздоровительного лагеря для подростков, состоящих на профилактическом учете, действующего на базе Воронежского института МВД России. По данным ГУ МВД по Воронежской области, после реабилитации в лагере от 50% до 70% детей повторно не совершают противоправных действий и снимаются с профилактического учета.

В зависимости от поведения несовершеннолетнего (негативного, провоцирующего, неосмот-ригельного, легкомысленного, правомерного, но с переоценкой своих возможностей) возможны различные варианты применения предупредительных мер. Следует опираться на воспитание уважения к закону и нормам морали; вовлечение в общественно-полезные занятия, отвлечение от праздношатания, распития спиртного, «тусовок»; попытаться нейтрализовать негативные качества личности, используя не только созидающие, но и тормозящие приемы (проявление возмущения, иронии, предупреждения, осуждения, упрека, возбуждение тревоги о возможности наказания и др. [22]). Коррекция отрицательных привычек и качеств подготавливает основу для воспитания и развития положительных социально-полезных нравственных и правовых черт в личности.

Одной из форм снижения индивидуальной виктимности может стать формирование установки на личную безопасность и выживание (мотивация самозащиты, недопустимости посягательства); социально-психологический тренинг, направленный на снижение застенчивости, комфортности, внушаемости, личностной неустойчивости и развитие коммуникативной компетентности; овладение психотехническими приемами регуляции эмоциональных состояний и снятия страха в опасной ситуации.

Анализ виктимности несовершеннолетних и ее составляющих позволяет раскрыть характерные особенности личности несовершеннолетнего, делающие его более уязвимым, механизм виктимизации, выявить факторы и условия, катализирующие данный процесс, и социально обоснованные меры, которые необходимо разработать и предпринять по виктимологической профилактике вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Минская В.С., Чечель Г.И. Виктимологиче-ские факторы и механизм преступного поведения. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. — 152 с.

194

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fedstat.ru-/indicator/data.do; http:/ /mvd. ru/upload/site1/document_file/OBm7ryU3xs.pdf (дата обращения: 05.11.2014).

3. Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. — Душанбе: Ирфон, 1977. — 240 с.

4. Коновалов В.П. Виктимность и ее профилактика // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. — Иркутск: Иркут. ун-т, 1982. — 170 с.

5. Рыбальская В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. — Иркутск: Иркут. ун-т, 1994. — 136 с.

6. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология.

— М., 2000. — 331 c.

7. Кон И.С. Психология ранней юности. — М: Просвещение, 1989. — 254 с.

8. Щеголева А.Н. Виктимологические аспекты ранней профилактики преступности несовершеннолетних / под науч. ред. В.А. Лелекова. — Воронеж, 2009. — 140 c.

9. Сафиуллин Н.Х. Криминологический анализ виктимного поведения несовершеннолетних.

— Казань, 2001. — 111 с.

10. Новикова Е.П. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. — Воронеж: ВИ МВД России, 2008. — 134 с.

11. Грибанов Е.В. Наркоситуация в общеобразовательной школе: диагностика и мониторинг // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. — 2014. — № 1 (2). — С. 30—33.

12. Ищук Я.Г. Виктимологические аспекты предупреждения наркотизации несовершеннолетних // Преступность несовершеннолетних в Рязанской области: состояние и проблемы противодействия: научно-аналитический обзор / под ред. Д.Н. Архипова. — Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2012. — 231 с.

13. Польшиков А.В. Предупреждение преступлений, связанных с изготовлением и оборотом порнографических изображений несовершеннолетних в сети Интернет. — Воронеж: Наука-Юнипресс, 2010. — 187 с.

14. Соловьев В.С Отношение пользователей социальных сетей к проблеме коммерческих сек-

суальных услуг // Социологические исследования. — 2012. — №9. — С. 113—115.

15. Соловьев В.С предупреждение влияния средств массовой коммуникации на вовлечение несовершеннолетних в сферу оказания коммерческих сексуальных услуг // Научная перспектива. — 2012. — №4. — С. 26—27.

16. Глухова А.А. Виктимологические факторы преступности: дис. ... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 1999. — 212 с.

17. Лекарь А.Г. Профилактика преступлений.

— М.: Юрид. лит., 1972. — 104 c.

18. Задорожный В.И. Виктимологическая профилактика преступлений: организационноуправленческий и правовой аспекты: монография. — М., 2005. — 279 с.

19. СЗ РФ. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.

20. Полубинский В.И. Фундаментальные и прикладные начала криминальной виктимоло-гии. — М., 2010. — 226 с.

21. Туляков В.А. Виктимология. — Одесса, 2000. — 189 с.

22. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., 1972. — 215 с.

REFERENCES

1. Minskaya V.S., Chechel G.I. Viktimolog-icheskie faktoryi i mehanizm prestupnogo povedeni-ya. — Irkutsk: Izd-vo Irkut. un-ta, 1988. — 152 s.

2. [Elektronnyiy resurs]. — Rezhim dostupa: http ://www.fedstat. ru-/indicator/data.do;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http ://mvd. ru/upload/site1/document_file/OB m7ryU 3xs.pdf (data obrascheniya: 05.11.2014).

3. Frank L.V. Poterpevshie ot prestupleniya i problemyi sovetskoy viktimologii. — Dushanbe: Irfon, 1977. — 240 s.

4. Konovalov V.P. Viktimnost i ee profilaktika // Viktimologicheskie problemyi borbyi s prestupnostyu. — Irkutsk: Irkut. un-t, 1982. — 170 s.

5. Ryibalskaya V.Ya. Problemyi borbyi s prestupnostyu nesovershennoletnih. — Irkutsk: Irkut. un-t, 1994. — 136 s.

6. Rivman D.V., Ustinov V.S. Viktimologiya.

— M., 2000. — 331 c.

7. Kon I.S. Psihologiya ranney yunosti. — M: Prosveschenie, 1989. — 254 s.

8. Schegoleva A.N. Viktimologicheskie aspektyi ranney profilaktiki prestupnosti nesovershennoletnih / pod nauch. red. V.A. Lelekova. — Voronezh, 2009. — 140 c.

195

Юридические науки

9. Safiullin N.H. Kriminologicheskiy analiz viktimnogo povedeniya nesovershennoletnih. — Kazan, 2001. — 111 s.

10. Novikova E.P. Kriminologicheskaya harak-teristika i preduprezhdenie prestupleniy nesovershennoletnih, svyazannyih s nezakonnyim oborotom narkoticheskih sredstv, psihotropnyih veschestv ili ih analogov. — Voronezh: VI MVD Rossii, 2008. — 134 s.

11. Gribanov E.V. Narkosituatsiya v obscheo-brazovatelnoy shkole: diagnostika i monitoring // Vestnik Tyumenskogo instituta povyisheniya kvalif-ikatsii sotrudnikov MVD Rossii. — 2014. — # 1 (2).

— S. 30—33.

12. Ischuk Ya.G. Viktimologicheskie aspektyi preduprezhdeniya narkotizatsii nesovershennoletnih // Prestupnost nesovershennoletnih v Ryazanskoy oblasti: sostoyanie i problemyi protivodeystviya: nauchno-analiticheskiy obzor / pod red. D.N. Arhipova. — Ryazan: Ryazanskiy filial Mos-kovskogo universiteta MVD Rossii, 2012. — 231 s.

13. Polshikov A.V. Preduprezhdenie prestupleniy, svyazannyih s izgotovleniem i oborotom pornograficheskih izobrazheniy nesovershennoletnih v seti Internet. — Voronezh: Nauka-Yunipress, 2010. — 187 s.

14. Solovev V.C. Otnoshenie polzovateley sot-sialnyih setey k probleme kommercheskih seksual-nyih uslug // Sotsiologicheskie issledovaniya. — 2012. — #9. — S. 113—115.

15. Solovev V.C. preduprezhdenie vliyaniya sredstv massovoy kommunikatsii na vovlechenie nesovershennoletnih v sferu okazaniya kommercheskih seksualnyih uslug // Nauchnaya perspektiva.

— 2012. — #4. — S. 26—27.

16. Gluhova A.A. Viktimologicheskie faktoryi prestupnosti: dis. ... kand. yurid. nauk. — N. Novgorod, 1999. — 212 s.

17. Lekar A.G. Profilaktika prestupleniy. — M.: Yurid. lit., 1972. — 104 c.

18. Zadorozhnyiy V.I. Viktimologicheskaya

profilaktika prestupleniy: organizatsionno-

upravlencheskiy i pravovoy aspektyi: monografya.

— M., 2005. — 279 s.

19. SZ RF. — 1999. — # 26. — St. 3177.

20. Polubinskiy V.I. Fundamentalnyie i priklad-nyie nachala kriminalnoy viktimologii. — M., 2010.

— 226 s.

21. Tulyakov V.A. Viktimologiya. — Odessa, 2000. — 189 s.

22. Natanzon E.Sh. Priemyi pedagogicheskogo vozdeystviya. — M., 1972. — 215 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Щеголева Анна Николаевна. Доцент кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России.

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473)200-53-32.

Новикова Елена Павловна. Старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России.

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473)200-53-32.

Schegoleva Anna Nikolaevna. Associate Professor of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia.

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473)200-53-32.

Novikova Elena Pavlovna. Senior lecturer of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia.

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473)200-53-32.

Ключевые слова: несовершеннолетний; потерпевший; виктимность; виктимологическая профилактика.

Key words: juvenile; victim; victimization; victimological prevention.

УДК 343.85

196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.