Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ИГРОВАЯ РОЛЬ ЖЕРТВЫ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЖЕРТВЫ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафронова Екатерина Александровна

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире проблема жизнестойкости, а также виктимного поведения стоит особенно остро как на уровне государственной политики, так и на уровне отдельных групп, отдельной личности. Изучение данного вопроса обусловлено процессом личностного становления в юношеском возрасте, а также необходимостью организации профориентационной работы и оказания психолого-педагогической помощи в процессе получения высшего образования. Цель статьи - показать результаты эмпирического исследования особенностей виктимного поведения и жизнестойкости студентов. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме виктимного поведения и жизнестойкости студентов, проведенного на выборке из 268 респондентов. Теоретически рассмотрены онтогенетические, типологические особенности, а также факторы и условия возникновения виктимного поведения, описана модель жизнестойкости. В результате исследования было установлено, что в студенческой среде преобладает очень низкая ролевая виктимность (76%) и высокий уровень жизнестойкости (72%). В выборках юношей и девушек наблюдаются статистически значимые различия по средним значениям социальной роли жертвы (t = 2,9, p ≤ 0,01), позиции жертвы (t = 2,0, p ≤ 0,05), интегральному показателю виктимного поведения (t = 2,3, p ≤ 0,05) и общей жизнестойкости (t = 3,4, p ≤ 0,01). В результате исследования было выявлено, что жизнестойкость и ролевое виктимное поведение связаны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF VICTIM BEHAVIOR AND RESILIENCE OF STUDENTS

The relevance of the study is due to the fact that the problem of resilience, as well as victim behavior, is particularly acute in the modern world, both at the level of public policy and at the level of individual groups, an individual. The study of this issue is due to the process of personal formation in adolescence, as well as the need to organize career guidance and provide psychological and pedagogical assistance in the process of obtaining higher education. The article presents the results of an empirical study on the problem of victim behavior and resilience of students, conducted on a sample of 268 respondents. Ontogenetic, typological features, as well as factors and conditions for the emergence of victim behavior are theoretically considered, and a model of resilience is described. As a result of the study, it was found that a very low role victimization (76%) and a high level of resilience (72%) prevail in the student environment. In the samples of boys and girls, there are statistically significant differences in the average values of the social role of the victim (t = 2.9, p ≤ 0.01), the position of the victim (t = 2.0, p ≤ 0.05), the integral indicator of victim behavior (t = 2.3, p ≤ 0.05) and general viability (t=3.4, p ≤ 0.01). As a result of the study, it was found that resilience and role-based victim behavior are related.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности виктимного поведения и жизнестойкости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2023. - № 09 (сентябрь). - 0,4 п. л. -

URL: h ftp://e-koncept.ru/2023/232011. htm.

ART 232011 DOI 10.24412/2304-120X-2023-12011 УДК 159.9.072.43

Сафронова Екатерина Александровна,

преподаватель кафедры психологии Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск еава^оп@уапЬех. ги

Особенности виктимного поведения и жизнестойкости студентов

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире проблема жизнестойкости, а также виктимного поведения стоит особенно остро как на уровне государственной политики, так и на уровне отдельных групп, отдельной личности. Изучение данного вопроса обусловлено процессом личностного становления в юношеском возрасте, а также необходимостью организации профориентационной работы и оказания психолого-педагогической помощи в процессе получения высшего образования. Цель статьи - показать результаты эмпирического исследования особенностей виктимного поведения и жизнестойкости студентов. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме виктимного поведения и жизнестойкости студентов, проведенного на выборке из 268 респондентов. Теоретически рассмотрены онтогенетические, типологические особенности, а также факторы и условия возникновения виктимного поведения, описана модель жизнестойкости. В результате исследования было установлено, что в студенческой среде преобладает очень низкая ролевая виктимность (76%) и высокий уровень жизнестойкости (72%). В выборках юношей и девушек наблюдаются статистически значимые различия по средним значениям социальной роли жертвы (I = 2,9, р < 0,01), позиции жертвы (I = 2,0, р < 0,05), интегральному показателю виктимного поведения (I = 2,3, р < 0,05) и общей жизнестойкости (I = 3,4, р < 0,01). В результате исследования было выявлено, что жизнестойкость и ролевое виктим-ное поведение связаны.

Ключевые слова: виктимное поведение студентов, игровая роль жертвы, социальная роль жертвы, жизнестойкость студентов. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Изучением феномена виктимности (от лат. victima - жертва) занимаются различные науки: психология, философия, социология, политология, виктимология, юридические, медицинские и другие науки. На современном этапе данный вопрос чаще исследуется на материалах уголовных дел (Д. В. Ривман и др.) [1] или социологических опросов (Г. И. Козырев и др.) [2]. Среди ключевых работ, тем или иным образом затрагивающих феномен виктимности, необходимо отметить фамилии таких ученых, как О. А. Бойко [3], И. Г. Малкина-Пых [4], А. А. Гаджиева [5], Е. В. Никитин [6]. На необходимость психологизации изучения виктимности обращали внимания такие ученые, как Э. Крепелин [7], К. Ясперс [8], К. Юнг [9], А. Адлер [10], И. П. Павлов [11], Л. С. Выготский [12], А. В. Мудрик [13] и др.

О. О. Андронникова определяет виктимность как «совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, психологических и биофизических

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности виктимного поведения и жизнестойкости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2023. - № 09 (сентябрь). - 0,4 п. л. -

URL: h ftp://e-koncept.ru/2023/232011. htm.

условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья», а виктимное поведение - как «отклонение от норм безопасного поведения, реализующееся в совокупности социальных, психических и моральных проявлений личности» [14]. Основанием для концепции развития виктимности в онтогенезе является аксиологическая матрица онтологических оснований жертвенности в индивидуальном и социальном контекстах (рис. 1).

Ценности

1. Искупления греха через жертву «одного», как спасение души.

2. Катарсис как религиозное очищение человека.

3. Ритуальная реализация индивидуального травматического опыта человека.

4. Духовный рост личности, мимесис.

Психологические (внутренние) установки

1. Гибель души.

2. Жизнь во грехе, при отсутствии духовного очищения.

3. Фрустрация в результате собственного травматического опыта.

4. Неспособность преодолеть круг насилия.

1. Богоприравнивание.

2. Механизм канализации аффективной агрессии.

3. Социальное управление.

4. Трансформация реальности через пространство сакральных преобразований.

Социальные (внешние) связи

1. Демонизация социальных образцов поведения.

2. Возрастание социальной напряженности.

3. Бунт против существующего мироустройства.

4. Порождение новых форм жертвенности и насилия

Антиценности

Рис. 1. Аксиологическая матрица оснований жертвенности

Относительно исследований особенностей виктимности юношеской возрастной группы П. Н. Кемяшова, А. Г. Фаустова отмечают, что в настоящее время их существует небольшое количество. В результате проведенного исследования авторы выявили, что в качестве одного из основных факторов, детерминирующих склонность к виктимному поведению в юношеском возрасте, можно выделить неадекватный уровень самооценки [15].

Существующие в настоящее время психологические подходы к диагностике виктимности Т. Е. Яценко и С. И. Еременко [16] классифицировали по следующим четырем направлениям: субъектно-рефлексивный (применение личностных опросников, ориентированных на самоанализ, анкет, структурированных самоотчетов, предполагающих целенаправленное осмысление исследуемым виктимных паттернов собственного поведения, признаков виктимности в мышлении и самоотношении), типологический (типологические опросники личности), проективный (анализ неосознаваемых реакций испытуемых на внешне нейтральные, завуалированные стимулы, предлагаемых ими интерпретаций в ходе применения моторно-экспрессивных, перцептивно-структурных, апперцептивно-динамических методик для выявления склонности к виктимности) и объектный (экспертная оценка, методы анкетирования, опросные, психосемантические методы, личностные опросники, требующие независимой оценки признаков виктимности исследуемого человека).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности виктимного поведения и жизнестойкости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2023. - № 09 (сентябрь). - 0,4 п. л. -

URL: http://e-koncept.ru/2023/232011.htm.

Методология и результаты исследования

В нашем исследовании изучалась виктимность в студенческой среде и ее взаимосвязь с жизнестойкостью. Для изучения виктимности использовалась методика «Тип ролевой виктимности» М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой (2012) [17]. Согласно М. А. Одинцовой, ролевая виктимность - это предрасположенность индивида в силу неблагоприятных объективных и специфических субъективных факторов продуцировать тот или иной тип поведения жертвы, выражающийся в позиции либо статусе жертвы, а также в их динамическом воплощении: социальной или игровой роли жертвы [18]. В основе классификации ролевой виктимности М. А. Одинцовой лежит типология В. И. Слободчикова (игровая роль, социальная роль, позиция и статус), разделение на типы в которой происходит по двум основаниям: 1) ситуатив-ность/внеситуативность; 2) свободный/навязанный характер (табл. 1) [19]. С усилением характеристик и закреплением в модели поведения «игровая роль жертвы» и «социальная роль жертвы» переходят в «позицию жертвы» либо «статус жертвы».

Таблица 1

Основания ролевой виктимности

Внеситуативные Ситуативные

Свободные Позиция «жертвы» Игровая роль «жертвы»

Навязанные Статус «жертвы» Социальная роль «жертвы»

Для оценки жизнестойкости в нашем исследовании использовалась скрининго-вая версия теста жизнестойкости Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой (2013) [20]. В основе данной методики лежит теория С. Мадди, которая описывает три базовых убеждения, образующих конструкт жизнестойкости: вовлеченность (вера человека в то, что благодаря активному участию в происходящем он может найти в жизни нечто интересное и ценное для себя), контроль (убеждение в том, что благодаря собственной активности человек способен влиять на последствия происходящих вокруг него событий) и принятие риска (убеждение в том, что любой опыт, даже негативный, ценен сам по себе как возможность чему-то научиться, а следовательно, не стоит бояться возможной неудачи) [21].

Анализируя данные, полученные на нашей выборке, относительно виктимного поведения можно сделать следующие выводы: 76% студентов имеют очень низкий интегральный показатель виктимного ролевого поведения. Сравнивая выборки по полу (см. рис. 2), можно отметить, что только у девушек наблюдаются респонденты с показателем виктимного ролевого поведения ниже среднего (6 человек, 3%), а в выборке юношей-респондентов с данным показателем виктимного поведения нет.

В табл. 2 приводятся описательные статистические данные типов ролевого виктимного поведения, полученные на выборке исследования. Различия между юношами и девушками оказались статистически значимыми по средним значениям социальной роли жертвы ^ = 2,9, р < 0,01), позиции жертвы ^ = 2,0, р < 0,05) и интегральному показателю виктимного поведения ^ = 2,3, р < 0,05), а по средним значениям игровой роли жертвы ^ = 0,7) и статуса жертвы ^ = 0,9) - статистически не значимы.

Анализируя взаимосвязь ролевого виктимного поведения с возрастом, мы не обнаружили значимых корреляционных связей. Типы ролевого виктимного поведения ожидаемо положительно коррелируют между собой (г = 0,28, г = 0,28, г = 0,19, г = 0,68, г = 0,45, г = 0,46, г = 0,77, г = 0,44, г = 0,70, г = 0,65; р<0,01) (см. табл. 3).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности виктимного поведения и жизнестойкости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2023. - № 09 (сентябрь). - 0,4 п. л. -

URL: http://e-koncept.ru/2023/232011.htm.

Рис. 2. Ролевая виктимность в выборках юношей и девушек

Таблица 2

Описательные статистические данные типов ролевого виктимного поведения

Тип ролевого виктимного поведения Среднее Ст. откл.

Игровая роль жертвы 3,05 1,78

Юноши 2,66 1,67

Девушки 2,85 1,97

Социальная роль жертвы 3,71 1,86

Юноши 2,76 1,66

Девушки 3,52 1,78

Позиция жертвы 1,22 1,38

Юноши 0,88 1,12

Девушки 1,29 1,43

Статус жертвы 2,25 1,31

Юноши 2,20 1,37

Девушки 2,38 1,28

Общая ролевая виктимность 10,24 4,65

Юноши 8,51 4,24

Девушки 10,04 4,70

Таблица 3

Типы ролевого виктимного поведения и возраст

Возраст ИРЖ СРЖ ПЖ СЖ

ИРЖ -0,03

СРЖ -0,00 0,28**

ПЖ 0,01 0,28** 0,45**

СЖ -0,02 0,19** 0,46** 0,44**

ОРВ 0,02 0,68** 0,77** 0,70** 0,65**

ИРЖ - игровая роль жертвы; СРЖ - социальная роль жертвы; ПЖ - позиция жертвы; СЖ - статус жертвы; ОРВ - общая ролевая виктимность; ** - р < 0,01.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности виктимного поведения и жизнестойкости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2023. - № 09 (сентябрь). - 0,4 п. л. -

URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/232011. htm.

Анализируя данные, полученные на нашей выборке, относительно жизнестойкости, можно сделать следующие выводы: 72% студентов имеют высокий уровень жизнестойкости (рис. 3). В выборке девушек значительно меньше представлен высокий уровень жизнестойкости (69%), в отличие от юношей (81%); в свою очередь, в мужской выборке менее представленным является средний уровень (14%), в отличие от женской выборки (23%).

72% студентов имеют ВЫСОКИЙ уровень жизнестойкости

девушки - 209 чел. (78%) юноши - 59 чел. (22%)

Рис. 3. Жизнестойкость в выборках юношей и девушек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В табл. 4 приводятся описательные статистические данные показателей жизнестойкости. Различия между юношами и девушками оказались статистически значимыми как по общей жизнестойкости ^ = 3,4, р < 0,01), так и, соответственно, по ее отдельным показателям: вовлеченность ^ = 3,3, р < 0,01), контроль ^ = 3,6, р < 0,01) и принятие риска ^ = 2,1, р < 0,05).

Таблица 4

Описательные статистические данные показателей жизнестойкости

Показатели жизнестойкости Среднее Ст. откл.

Вовлеченность 8,10 3,40

Юноши 9,37 3,07

Девушки 7,75 3,41

Контроль 7,58 2,82

Юноши 8,71 2,78

Девушки 7,26 2,75

Принятие риска 7,08 2,88

Юноши 7,78 3,05

Девушки 6,89 2,81

Общая жизнестойкость 22,77 8,10

Юноши 25,86 21,89

Девушки 8,03 7,92

Анализируя взаимосвязь жизнестойкости с возрастом, мы не обнаружили значимых корреляционных связей. В свою очередь, отдельные показатели жизнестойкости ожидаемо положительно коррелируют между собой (г = 0,91, г = 0,87, г = 0,87, г = 0,70, г = 0,70, г = 0,66; р < 0,01) (см. табл. 5).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности виктимного поведения и жизнестойкости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2023. - № 09 (сентябрь). - 0,4 п. л. -

URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/232011. htm.

Таблица 5

Показатели жизнестойкости и возраст

Возраст Жизнестойкость Вовлеченность Контроль

Жизнестойкость 0,00

Вовлеченность -0,02 0,91**

Контроль -0,00 0,87** 0,70**

Принятие риска 0,03 0,87 0,70** 0,66**

** - р < 0,01.

Заключительным этапом нашего исследования была проверка гипотезы о наличии связи между уровнем показателей жизнестойкости и типами ролевого вик-тимного поведения. В табл. 6 приводятся полученные данные, которые говорят нам о том, что на нашей выборке исследования были выявлены корреляционные связи между ролевым виктимным поведением и жизнестойкостью; это подтверждает поставленную гипотезу и позволяет нам сделать вывод: жизнестойкость и виктимное ролевое поведение связаны.

Таблица 6

Показатели жизнестойкости и типы ролевого виктимного поведения

ОРВ ИРЖ СРЖ ПЖ СЖ

Жизнестойкость -0,74** -0,35** -0,62** -0,61** -0,63**

Вовлеченность -0,73** -0,37** -0,64** -0,56** -0,58**

Контроль -0,66** -0,30** -0,51** -0,61** -0,59**

Принятие риска -0,57** -0,26** -0,49** -0,45** -0,51**

ОРВ - общая ролевая виктимность; ИРЖ - игровая роль жертвы; СРЖ - социальная роль жертвы; ПЖ - позиция жертвы; СЖ - статус жертвы; ** - р < 0,01.

Заключение

1. В студенческой среде преобладает очень низкая ролевая виктимность (76%), только у девушек наблюдаются респонденты с показателем виктимного ролевого поведения ниже среднего (6 человек, 3%). Различия между юношами и девушками статистически значимы по средним значениям социальной роли жертвы ^ = 2,9, р < 0,01), позиции жертвы ^ = 2,0, р < 0,05) и интегральному показателю виктимного поведения ^ = 2,3, р < 0,05).

2. 72% студентов имеют высокий уровень жизнестойкости. В выборке девушек значительно меньше представлен высокий уровень жизнестойкости (69%), в отличие от юношей (81%); в свою очередь, в мужской выборке менее представленным является средний уровень (14%), в отличие от женской выборки (23%). Различия между юношами и девушками статистически значимы как по общей жизнестойкости ^ = 3,4, р < 0,01), так и по ее отдельным показателям: вовлеченность ^ = 3,3, р < 0,01), контроль ^ = 3,6, р < 0,01) и принятие риска ^ = 2,1, р < 0,05).

3. Виктимное ролевое поведение и жизнестойкость не связаны с возрастом.

4. Виктимное ролевое поведение оказывает влияние на уровень жизнестойкости.

Ссылки на источники

1. Ривман В. Д. Криминальная виктимология. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с.

2. Козырев Г. И. «Жертва» как феномен социально-политического конфликта (теоретико-методологический анализ): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - М., 2008. - 41 с.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности виктимного поведения и жизнестойкости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2023. - № 09 (сентябрь). - 0,4 п. л. -

URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/232011. htm.

3. Актуальные проблемы виктимологии: учеб. пособие / О. А. Бойко, А. Н. Хоменко, Ю. С. Пестере-ва, В. В. Бражников. - Омск: Омская юридическая академия, 2017. - 240 с.

4. Малкина-Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. - М.: Эксмо, 2010. - 864 с.

5. Гаджиева А. А. Виктимология: учеб. пособие. - Махачкала: ДГУНХ, 2016. - 152 с.

6. Никитин Е. В. Виктимология: курс лекций. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2017. - 51 с.

7. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику. - М.: БИНОМ, 2007. - 493 с.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

9. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс, 1994. - С. 293-316.

10. Адлер А. Комплекс неполноценности. - Киев: Port-Royal,1997. - С. 57-62.

11. Павлов И. П. Рефлекс свободы. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

12. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

13. Мудрик А. В. Человек - объект, субъект и жертва социализации // Известия РАО. - 2008. - № 8. -а 48-57.

14. Андронникова О. О. Онтогенетическая концепция виктимности личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Томск, 2019. - 42 с.

15. Кемяшова П. Н., Фаустова А. Г. Обзор современных исследований виктимного поведения у студентов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2017. - № 4 (19). -URL: http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/04_19_17/12_4_19_17.pdf

16. Кучеренко С. В., Еременко С. И. Диагностика виктимности личности // Гуманитарные науки. -2022. - № 1 (57). - URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5543/20%202022%201.pdf

17. Одинцова М. А., Радчикова Н. П. Разработка и стандартизация опросника «Тип ролевой виктимности» // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С.1303-1310.

18. Одинцова М. А. Ролевая виктимность в поведении подростков из социально незащищенных семей // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 3. - С. 1-12. - URL: http://www.psyedu.ru

19. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.

20. Осин Е. Н. Факторная структура краткой версии теста жизнестойкости // Организационная психология. - 2013. - № 3. - URL: https://orgpsyjoumal.hse.ru/data/2014/03/24/1318135469/OrgPsy_2013-3-2.pdf

21. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. -2005. - 26 (6). - С. 87-101.

Ekaterina A. Safronova,

Lecturer, Department of Psychology, Institute of Pedagogy and Psychology, Petrozavodsk State University,

Petrozavodsk, Russia

easafron@yandex.ru

Specific features of victim behavior and resilience of students

Abstract. The relevance of the study is due to the fact that the problem of resilience, as well as victim behavior, is particularly acute in the modern world, both at the level of public policy and at the level of individual groups, an individual. The study of this issue is due to the process of personal formation in adolescence, as well as the need to organize career guidance and provide psychological and pedagogical assistance in the process of obtaining higher education. The article presents the results of an empirical study on the problem of victim behavior and resilience of students, conducted on a sample of 268 respondents. Ontogenetic, typological features, as well as factors and conditions for the emergence of victim behavior are theoretically considered, and a model of resilience is described. As a result of the study, it was found that a very low role victimization (76%) and a high level of resilience (72%) prevail in the student environment. In the samples of boys and girls, there are statistically significant differences in the average values of the social role of the victim (t = 2.9, p < 0.01), the position of the victim (t = 2.0, p < 0.05), the integral indicator of victim behavior (t = 2.3, p < 0.05) and general viability (t=3.4, p < 0.01). As a result of the study, it was found that resilience and role-based victim behavior are related.

Key words: victim behavior of students, playing role of a victim, social role of a victim, students' resilience. References

1. Rivman, V. D. (2002). Kriminal'naya viktimologiya, Piter, St. Petersburg, 304 p. (in Russian).

2. Kozyrev, G. I. (2008). "Zhertva" kak fenomen social'no-politicheskogo konflikta (teoretiko-metodologicheskij analiz): avtoref. dis.... d-ra sociol. nauk, Moscow, 41 p. (in Russian).

3. Bojko, O. A. et al. (2017). Aktual'nye problemy viktimologii: ucheb. posobie, Omskaya yuridicheskaya akademiya, Omsk, 240 p. (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности виктимного поведения и жизнестойкости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2023. - № 09 (сентябрь). - 0,4 п. л. -

URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/232011. htm.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.

21.

Malkina-Pyh, I. G. (2010). Viktimologiya. Psihologiya povedeniya zhertvy, Eksmo, Moscow, 864 p. (in Russian).

Gadzhieva, A. A. (2016). Viktimologiya: ucheb. posobie, DGUNH, Mahachkala, 152 p. (in Russian).

Nikitin, E. V. (2017). Viktimologiya: kurs lekcij, Izd. centr YuUrGU, Chelyabinsk, 51 p. (in Russian).

Krepelin, E. (2007). Vvedenie vpsihiatricheskuyu kliniku, BINOM, Moscow, 493 p. (in Russian).

Yaspers, K. (1991). Smysl i naznachenie istorii, Politizdat, Moscow, 527 p. (in Russian).

Yung, K. G. (1994). Problemy dushi nashego vremeni, Progress, Moscow, pp. 293-316 (in Russian).

Adler, A. (1997). Kompleks nepolnocennosti, Port-Royal, Kiev, pp. 57-62 (in Russian).

Pavlov, I. P. (2001). Refleks svobody, Piter, St. Petersburg, 448 p. (in Russian).

Vygotskij, L. S. (2003). Osnovy defektologii, Lan', St. Petersburg, 654 p. (in Russian).

Mudrik, A. V. (2008). "Chelovek - ob"ekt, sub"ekt i zhertva socializacii", Izvestiya RAO, № 8, pp. 48-57

(in Russian).

Andronnikova, O. O. (2019). Ontogeneticheskaya koncepciya viktimnosti lichnosti: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk, Tomsk, 42 p. (in Russian).

Kemyashova, P. N., & Faustova, A. G. (2017). "Obzor sovremennyh issledovanij viktimnogo povedeniya

u studentov", Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie, № 4 (19). Available

at: http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/04_19_17/12_4_19_17.pdf (in Russian).

Kucherenko, S. V., & Eremenko, S. I. (2022). "Diagnostika viktimnosti lichnosti", Gumanitarnye nauki, №

1 (57). Available at: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5543/20%202022%201.pdf (in Russian).

Odincova, M. A., & Radchikova, N. P. (2012). "Razrabotka i standartizaciya oprosnika "Tip rolevoj

viktimnosti", Izvestiya PGU im. V. G. Belinskogo, № 28, pp.1303-1310 (in Russian).

Odincova, M. A. (2012). "Rolevaya viktimnost' v povedenii podrostkov iz social'no nezashchishchennyh

semej", Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, № 3, pp. 1-12. Available at: http://www.psyedu.ru (in

Russian).

Slobodchikov, V. I., & Isaev, E. I. (1995). Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya cheloveka: Vvedenie v psihologiyu sub"ektivnosti: ucheb. posobie dlya vuzov, Shkola-Press, Moscow, 384 p. (in Russian).

Osin, E. N. (2013). "Faktornaya struktura kratkoj versii testa zhiznestojkosti", Organizacionnaya psihologiya, № 3. Available at: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2014/03/24/1318135469/OrgPsy_2013-3-2.pdf (in Russian).

Maddi, S. (2005). "Smysloobrazovanie v processah prinyatiya resheniya", Psihologicheskij zhurnal, 26 (6), pp. 87-101 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 19.07.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.08.23

Принята к публикации Accepted for publication 10.08.23 Опубликована Published 30.09.23

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Сафронова Е. А., 2023

5779343120274

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.