Научная статья на тему 'Особенности вербальных и визуальных конструктов жизненных событий: нарративный анализ'

Особенности вербальных и визуальных конструктов жизненных событий: нарративный анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
850
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности вербальных и визуальных конструктов жизненных событий: нарративный анализ»

© 2006 г. Н.В. Лакосина

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОВ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Вторая половина ХХ - начало XXI в. выступает период интенсивного применения научных знаний во всех сферах жизнедеятельности человека. Мы являемся очевидцами происходящих глобальных перемен - новой научной революции, характеризующейся переходом научного знания на постнеклассический этап развития. Смена научной парадигмы приводит к возрастающей включенности субъекта деятельности в процесс познания, а следовательно, все большое значение приобретает ориентация на изучение ценностно-смысловых аспектов бытия, его исторического времени, обращение к гуманитарным методам исследования [1]. В этой связи психологическая наука также переживает период теоретических и методологических изменений. По мнению В.В. Знакова [2], начинает формироваться новая область - психология человеческого бытия.

Термин «бытие человека» можно трактовать как некий вид целостности существования, триединство проявления биопсихосоциокультурной природы человека [3]. С психологической точки зрения, в частности в рамках когнитивного направления, бытие представляет собой поведение, направленное на познание внешней и внутренней реальности. С другой стороны, человеческое бытие может характеризоваться как экзистенциальное переживание, постижение действительности, на основании которого выстраивается субъективное отношение человека к миру. С этой позиции, социально-психологическое бытие человека представляет собой ценностно-смысловое образование, обретение идентичности через конструирование новой субъективной реальности [2, 3]. Данный процесс всегда имеет социальную природу, поскольку осуществляется посредством языка и культуры [4]. Как утверждают П. Бергер и Т. Лукман [5], «... идентичность является ключевым элементом субъективной реальности. Подобно всякой субъективной реальности, она находится в диалектической взаимосвязи с обществом... Общества же обладают историями, в процессе которых возникают специфические идентичности; но эти истории, однако, творятся людьми, наделенными специфическими идентичностями» [5, с. 279, 280]. Согласно данному положению, человеческая активность направлена на обретение себя через создание некого пространства собственного существования с использованием знаковых систем.

Социально-психологическое бытие человека можно назвать способом существования психики в искусственно созданной (культурной) среде [6] и рассматривать в двух основных модусах проявления: мен-тальности и коммуникации [3]. С постмодернистской позиции данные способы бытия человека определяются терминами наррадигмы - письменной менталь-ности (приоритет языка в моделировании реальности) и видеодигмы - медиаментальности, т.е. ментально-сти, составленной образами (приоритет образов, в

частности, зрительных) [6]. С изменением социальной ситуации, с началом формирования информационного общества, основанного на популяризации телекоммуникационных технологий, в гуманитарных науках наблюдается переход от толкования социально-психологического бытия человека с точки зрения дискурсивных практик к объяснению конструирования субъективной действительности посредством процесса визуализации. В этой связи в научной литературе возникает новый термин, описывающий современную реальность, - понятие визуального поворота [7].

С точки зрения нарратологии с помощью устного или письменного повествования человек выстраивает последовательность событий жизненного пути, осознает и объясняет их причинно-следственную связь. Жизнь человека не существует сама по себе, она создается им в процессе рассказа, а затем подстраивается, реорганизуется в соответствии с изложенной историей [8].

Вместе с тем подобным конструктом социально-психологического бытия человека может выступать и изображение. Человеческая цивилизация представляет собой цивилизацию зрительного образа, характеризующуюся формированием видеокультуры за счет приоритета зрения в сравнении с другими сенсорными системами [6]. Визуальное конструирование социально-психологического бытия человека осуществляется посредством создания визуальных артефактов реальности, материализованных с помощью изобразительных искусств, фотографии, кино. Запечатленная на них действительность становится прообразом действительности истинной, расширяющей пределы восприятия; формируется образ мира в виде отдельных, поддающихся классификации и трансформации частей.

Фотография как визуальный конструкт социально-психологического бытия человека осуществляет временную и пространственную экспансию, локализируя запечатленных на фотоизображении людей. Выступая внешним аналогом памяти, фотография представляет собой материальное доказательство существования конкретного человека, наличия его традиций, ценностей, связей с прошлыми поколениями. Ее можно назвать вещественным свидетельством мгновений жизни [9]. Е. Петровская [10] говорит о фотобиографии личности, хронологически выстроенных встречах настоящего и прошлого, графического изображения жизни.

Вместе с тем фотография - это материальное запе-чатление внешнего облика человека. Через отражение экспрессии (поза, жесты, мимика), устойчивых (конституция и физиогномика) и среднеустойчивых (прическа, макияж, стиль одежды, наличие или отсутствие аксессуаров) параметров выражения личности фотография, в отличие от других способов воссоздания внешнего облика, позволяет человеку обрести телес-

ную идентичность посредством объективации своего внешнего Я, не поддающегося непосредственному восприятию [4, 11]. Фотографическое изображение, включающее кинесико-проксемическое поведение представленных людей, несет в себе знание об их взаимоотношениях, ролях и статусах. Внешний облик, пространственная локализация человека на снимке указывает на принадлежность к конкретной исторической эпохе, отражает умонастроения и эмоциональное отношение к материальным и духовным ценностям, превалирующие в определенные исторические периоды [11].

Опираясь на указанные теоретические положения, можно утверждать, что социально-психологическое бытие человека находит свое отражение в вербальном и визуальном конструировании субъективной реальности. Вместе с тем остается открытым вопрос об особенностях содержания, структуры и темпоральной организации данных конструктов. Для углубления его понимания нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого выступило сравнение особенностей вербального и визуального конструктов социально-психологического бытия человека посредством нарративного анализа жизненных событий.

Гипотеза исследования заключалась в том, что фотография как визуальный конструкт в большей мере, чем вербальный конструкт, способствует актуализации автобиографических воспоминаний личности, репрезентируя и формируя завершенную модель жизненного пути.

Объектом исследования выступили тексты нарра-тивов респондентов, выполненные в трех формах предъявления.

1. Письменное повествование о собственной жизни. Респондентам предлагалось написать автобиографию в свободной форме.

2. Устное повествование. Использовался метод нарративного интервью с элементами каузометрического опроса [12, 13]. В целом данный этап исследования включал ряд последовательных процедур:

- локализацию кванта настоящего. Участникам исследования предлагалось установить хронологические рамки своего настоящего, в какой временной промежуток укладывается их восприятие настоящего;

- формирование списка значимых событий жизни. Респондентам предлагалось вспомнить пятнадцать самых важных событий жизни, которые могут относиться как прошлому и настоящему, так и к будущему. Под событием понималось любое изменение в жизни (обществе, природе, внутреннем мире, состоянии здоровья, поведении и поступках, работе или учебе, семье, общении с близкими людьми) [13, с. 84]. Название каждого события было необходимо записать на отдельной карточке;

- рассказ о событии. Следующим этапом процедуры опроса выступило нарративное интервью [12]. Респондентам предлагалось прокомментировать каждое событие, связав их между собой в единый рассказ о собственной жизни;

- эмоциональную оценку событий. Участникам исследования предлагалось оценить события по степени эмоциональной привлекательности, используя следующую шкалу: (+2) - очень приятное, (+1) - при-

ятное, (0) - безразличное, (-1) - неприятное, (-2) -очень неприятное;

- обозначение сфер принадлежности. Респондентам необходимо было указать, к какой сфере жизни относится каждое выделенное событие: общественное событие; в работе; в природе, в семье, во внутреннем мире, досуг, хобби, здоровье, любовь, дружба.

3. Описание и интерпретация жизненных событий с использованием метода фотовизуализации. Респондентам предлагалось принести фотографии из личного альбома, а также присвоенные фотографии из газет, журналов, рекламных проспектов, отражающие самые важные события их жизненного пути (прошлые, настоящие, будущие). Количество фотографий не ограничивалось. Следующим этапом выступал устный рассказ участников исследования о своей жизни посредством интерпретации и описания принесенных фотографий.

В исследовании приняло участие 13 человек, из них 2 мужчин и 11 женщин в возрасте от 20 до 32 лет. В целом было получено 39 работ, разделенных на три группы: 13 работ в письменной форме; 26 - в устной (при обработке информации применялась процедура транскрибирования аудиозаписей), из них 13 работ - расшифрованные нарративные интервью; 13 - расшифрованные фотовизуализированные нарративные беседы.

Обработка полученных данных осуществлялась с помощью метода нарративного анализа. Критериями анализа нарративов выступили: сюжет (событийный ряд, его качественный и количественный состав); форма повествования (диахроническая или синхроническая); структурное оформление (историческое изложение, хроника событий) и темпоральная организация (ориентация на прошлое, настоящее, будущее) [8, 12, 14]. В качестве метода статистической обработки использовался частотный анализ, 8-критерий тенденций Джонкира (как непараметрический критерий, позволяющий выявить тенденции изменения признака при переходе от выборки к выборке при сопоставлении выборок, малых по количественному составу).

В первую очередь было установлено, что среднее количество значимых событий варьирует в зависимости от типа конструкта, воссоздающего жизненный путь. Так, с помощью письменного нарратива участниками исследования выделялось в среднем около 17 значимых событий, с помощью устного нарратива -15, а с помощью процедуры фотовизуализации - 28.

Важно указать, что при проведении нарративного интервью экспериментатором изначально определялся количественный предел важных изменений в жизни респондентов - 15 событий. Большинство участников испытывало затруднения при составлении данного списка. Они с большими усилиями могли припомнить значимые ситуации, с которыми столкнулись на своем жизненном пути. Недостающее число событий компенсировалось планированием будущего.

При проведении процедуры фотовизуализации жизни рассказы респондентов были насыщенны подробностями, речь отличалась связностью, описание каждой фотографии порождало воспоминания о других событиях, не запечатленных непосредственно на снимке, но оказавших влияние на респондента. Говоря о содержании моделей жизненного пути, укажем на

соотношение негативных и позитивных значимых событий, выделенных респондентами. При письменном конструировании число негативных событий (смерть, развод, болезнь, потеря друга и др.) составило 22 % от общего количества выделенных респондентами значимых изменений, при устном внешне заданном повествовании (нарративное интервью) -14, в процессе процедуры фотовизуализации - около 32 %.

Во всех трех случаях (при использовании письменного нарратива, устного нарратива и фотовизуализации) преобладало диахроническое (процессуальное) повествование, характеризующееся структурной трансформацией смысла истории (поэтапное изложение): 1) при письменном изложении 77 % респондентов употребляло диахроническое повествование и 33 % - синхроническое (статическое изложение, характеризующееся структурной непрерывностью смысла); 2) при устном изложении - 85 и 15 %; 3) при устном изложении с применением фотовизуализации - 77 и 33 %.

Посредством структурного анализа установлено, что завершенность в моделировании жизни преобладает при проведении процедуры фотовизуализации -46 % респондентов использовали сюжетную развертку событий, их жизненный путь выступает как процесс, имеющий начало, середину и конец, своего рода завязку и развязку. При письменном моделировании и моделировании посредством нарративного интервью соответственно 85 и 69 % опрашиваемых представили свою жизнь как хронику событий с открытым концом.

Темпоральный анализ нарративов показал, что при письменном конструировании своего жизненного пути все респонденты ориентировались на прошлые события и лишь 31 % респондентов указывали особенности своей жизни на настоящий момент. При устном повествовании с использованием процедур нарративного интервью и фотовизуализации получены схожие данные - в обоих случаях все респонденты (100 %) ориентировались и на прошлое своей жизни, и на настоящие события (события, лежащие в пределах кванта настоящего, который индивидуально выделяли участники исследования). Однако при заданности конструирования своего жизненного пути (при нарративном интервью с элементами каузометрического опроса) 39 % респондентов стремились предположить, какие изменения ждут их в будущем. В процессе процедуры фотовизуализации лишь 23 % участников исследования выделяли ожидаемые события.

Таким образом, было установлено, что наблюдаются различия в содержании, структуре и темпоральной организации вербальных и визуальных конструктов. Процедура фотовизуализации жизни более полно реконструирует жизненный путь человека. Созданная при этом модель жизни имеет историческую и временную завершенность, включает наибольшее количество значимых событий. В противовес теоретическим положениям [11], свидетельствующим, что на фотографии принято запечатлевать наиболее приятные моменты жизни, данные, полученные в процессе эмпирического исследования, показывают, что процедура фотовизуализации актуализирует автобиографические события, в том числе и негативные. Описание и интерпретация готовых фотоизображений способствует установлению

смысловых связей отраженных на снимке событий (действительно, зачастую позитивно окрашенных) с другими значимыми изменениями в жизни. При этом процедура фотовизуализации «заставляет» человека обратиться к своему прошлому, перемещая его в пространственно-временной плоскости.

В целом были выявлены основные особенности вербальных и визуальных конструктов жизненных событий. Посредством вербальных конструктов жизнь репрезентируется человеком в виде хронологии отдельных наиболее ярких (в большей мере позитивных) ситуаций, с отсутствием в ней смысловой завершенности. При этом акцент делается на прошлых событиях, а также на том, что происходит с человеком сейчас и ждет его в будущем. При визуальном конст -руировании своего бытия человек репрезентирует жизнь в виде логически завершенной истории, более насыщенной по содержанию и включающей как позитивные, так и негативные эмоциональные оценки. Таким образом, мы предполагаем, что применение метода фотовизуализации в исследовании жизненного пути человека, коррекции его отношения к жизни, в сравнении с методом вербального конструирования, должно иметь большую эффективность.

Данные теоретические положения и первичные эмпирические результаты позволяют наметить последующие этапы исследования фотографии как способа визуализации бытия человека и его взаимодействия с миром. Предполагается использовать процедуры фотовизуализации (описания и интерпретации личных фотографий) и фотореконструирования [4] в качестве метода коррекции отношения личности к своей жизни, значимым другим, себе и своему внешнему Я.

Литература

1. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1999.

2. Знаков В.В. Психология человеческого бытия и самопонимание субъекта // Личность и бытие: Теория и методология: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2005. С. 22-44.

3. Иконникова Н.И. Бытие человека как целостная система: социально-философский аспект: Дис. .д-ра филос. наук М., 2004.

4. Мартин Р. Наблюдение и рефлексия: возвращение взгляда, отреагирование воспоминаний и представление будущего посредством фотографии // Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2002. С. 200-221.

5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

6. Шкуратов В.А. Визуальная культура, видеодигма и визуальные инстанции медиаменальности // Психология управления: проблемы и перспективы. Самара, 2004.

7. Родькин П. Современное визуальное искусство в условиях нового перцептуального вызова. М., 2003.

8. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. 2005. № 1. С. 9-29.

9. Нуркова В.В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. М., 2006.

10. Петровская Е. Фото(био)графия: к постановке проблемы // Авто-био-графия. К вопросу о методе: тетради по аналитической антропологии. № 1 / Под ред. В.А. Подо-роги. М., 2001. С. 296-304.

11. Лабунская В.А. Бытие субъекта: самопрезентация и отношение к внешнему Я // Субъект, личность и психоло-

гия человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М., 2005. С. 235-257.

12. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: В 4 т. М., 1993-1994. № 34. С. 34-43.

13. Кузьмина И.Б. Ситуативная каузометрия: сбываются ли наши ожидания? // ЫГеЬте и другие новые методы пси-

Ростовский государственный университет

хологии жизненного пути / Сост. А. А. Кроник. М., 1993. С. 107-114.

14. Уайт Х. Метаистория. Введение // Уайт Х. Метаисто-рия: историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2003.

6 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.