Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА "SMALL MAN" В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА'

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА "SMALL MAN" В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / ТИПОЛОГИЯ КОНЦЕПТОВ / TYPOLOGY OF CONCEPTS / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / VERBALIZATION / КОНЦЕПТ "SMALL MAN" / "SMALL MAN" CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хакимова З.

Статья посвящена особенностям вербализации концепта «small man» на примере произведения «Колокол» Чарльза Диккенса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА "SMALL MAN" В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА»

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «SMALL MAN» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА

Хакимова З. ®

Кафедра английского языка и литературы Гулистанского государственного университета

(г. Гулистан, Узбекистан)

Аннотация

Статья посвящена особенностям вербализации концепта «small man» на примере произведения «Колокол» Чарльза Диккенса.

Ключевые слова: концепт, типология концептов, вербализация, концепт «small man». Keywords: concept, typology of concepts, verbalization, "small man" concept.

Развитие современной лингвистики как науки не стоит на месте. Произошла интеграция материалов из разных сфер научного познания, что приводит к возникновению более тесного и глубинного взаимодействия психологии, лингвистики и культуры. Именно это взаимодействие привело к становлению такого направления в языкознании как когнитивная лингвистика, главной особенностью которой является то, что язык рассматривается уже не сам по себе, а с точки зрения его участия в познавательной деятельности человека. Это предоставило возможность объединить лингвистические и экстралингвистические знания о мире, наряду с установлением антропоцентрической парадигмы, где в центре внимания стоит не просто язык, а единство языка и человека.

C момента своего возникновения когнитивная наука, стремясь к наиболее адекватному решению задач по изучению когниции, поставила своей целью среди прочих, по выражению Д. Керрола и Л. Миллера, «создание интегративной картины языка, мышления и поведения человеческих существ» [2, 14]. Отдельными частицами такой картины мира в человеческом сознании являются концепты. Концепт как центральное понятие когнитивной лингвистики способно максимально проявлять свой информативный потенциал. Помимо предметной ориентации он «включает в себя и всю коммуникативно значимую информацию (в том числе и экстралингвистического характера). Кроме того, концепт воплощает в себе коллективный опыт народа, отражает особенности массового сознания и реализует связь с культурно-этническими стереотипами» [3]. Другими словами, концепт - коллективный архетип культуры.

Традиционно исследователи выделяют следующие виды концептов (Алефиренко Н.Ф., Карасик В.И., Кубрякова Е.С, Стернин И. А.):

1) по признаку вербализованности в языке: объективированные и латентные;

2) по способу репрезентации: лексические, фразеологические, словообразовательные и синтаксические;

3) по признаку носителей концептов: универсальные, национальные, групповые и индивидуальные;

4) по признаку типа знания, отражения действительности: концепт-представление, схема, понятие, фрейм, сценарий, гештальт, концепт-гипероним, концепт - инсайд, калейдоскопический концепт.

Наряду вышеперечисленных концептов выделяют также эмоциональные концепты. Так как концепт вербализуется в тексте и в системе любого языка, то это предопределило детальное изучение вопроса о соотношении концепта и образа. Образ как общекультурный феномен является «самой универсальной информационноемкой единицей, где информация не разделена на отдельные единицы, а существует в целостном единстве» [4]. И чем больше информации объективированной и латентной несет в себе созданный образ, тем сильнее

® Хакимова З., 2017 г.

становится его воздействие на конкретное общество. Образ всегда лежит в основе художественного текста, и в большинстве случаев, представляет собой совокупность нескольких контекстов, которые в свою очередь, оживляют информационный потенциал слова (коннотативное содержание), и к конечному счету преобразуют понятие в концепт. Художественный текст - это высокоорганизованная, сложная и многослойная структура. Ему присущи все фундаментальные свойства текста, такие как когнитивность, информативность, коммуникативность и интонация [3].

Концепт "small man" начинает свое воплощение через формирование образа, который, в свою очередь способен вызывать сильные эмоциональные переживания у реципиента. Таким образом, происходит передача и восприятие большого количества информации разных уровней и степени важности.

Образ «small man» в художественной литературе поднимают такие авторы как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский. В английской литературе ярким представителем, описывающим все тяготы людей низшего сословия, является Ч. Диккенс. Именно на примере его произведения «Колокола» нами был проведен анализ особенностей вербализации концепта «small man». С учетом всех когнитивных признаков образа, вербализующих концепт «маленького человека», становится возможным построение структурно-полевой модели художественного концепта. Ядром номинативного поля концепта становятся следующие субконцепты «низкое социальное положение», «бедность». Данные субконцепты в тексте представлены следующими номинантами: poor people; can't go right; can't do right; can't be righted; an object; common people; hungry; a ticket-porter.

Ближняя периферия представлена следующими субконцептами, которые, в свою очередь, охарактеризованы некоторым количеством номинантов:

1) Малообразованность - hadn't much schooling; hard to say;

2) Возраст старше среднего - spare old man;

3) отсутствие воли, смирение- must be intruding; born bad to give a deal of trouble; to be dreadful things; always being complained of; guarded against; fill the papers.

Дальняя периферия также представлена определенным количеством субконцептов, характеризующихся также определенным количеством номинантов:

1) душевная эмоциональность, способность к чувствам, сердечность богатство внутреннего мира - as strong as a lion; eyes with a clear, calm, honest, patient radiance, claiming kindred light; with that light which Heaven called into being; eyes that were beautiful and true; with Hope so young and fresh; a father's heart;

2) внешний облик, - his little white apron; his feeble little cane; such a meager shelter; trotting up and down; bespattered him with mud; a weak, small man.

Проведя анализ номинативных полей субконцептов, нами было выявлено следующее:

1) Номинативное поле субконцепта «душевная эмоциональность» представлена наибольшим количеством номинантов 12, большинство из которых прилагательные, а именно 10 прилагательных;

2) Номинативные поля субконцептов «бедность» и «низкое социаольное положение» содержат в себе номинанты с отрицательной коннотацией;

3) Номинанты субконцепта «отсутствие воли, смирение», характеризуются наличием страдательного залога.

Таким образом, выявляя особенности вербализации концепта «small man» в произведении Ч. Диккенса «Колокола», мы выяснили, что этот концепт включает в себя шесть субконцептов, номинативные поля которых представлены не одинаковым количеством номинантов. Автор наглядно репрезентирует первичные концептуальные признаки «small man» - низкое социальное положение и физическую маленькость, но несмотря на это он помогает понять читателю, что главному герою присуща душевная целостность, эмоциональность. Он самостоятельно пытается определить свое место в этом мире.

Литература

1. Ириолова А. Д. Вербализация концепта «любовь» в произведениях У.С. Моэма и их переводах: когнитивно-прагматический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 3.

2. Кубрякова Е.С. Концепт. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Изд-во МГУ, 2005. С.90-93.

3. Магомедова А.В. Вербализация бинарного концепта «свет / тьма» в текстах рассказов Л. Андреева // Студенческий научный форум. 2012.

4. Халитова С.Е. К вопросу о типологии концептов (на примере анализа концепта «Маленький человек») // МНКО . 2011. №4-1. С.335-339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.