Научная статья на тему 'Особенности вентиляторной функции легких у иностранных студентов медицинской академии имени С. И. Георгиевского'

Особенности вентиляторной функции легких у иностранных студентов медицинской академии имени С. И. Георгиевского Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маметова О.Б., Титаренко А.А., Лукавенко А.А., Косячук Н.Л.

В статье приводятся данные о состоянии вентиляторной функции легких у иностранных студентов и поиск новых путей для повышения эффективности занятий физической культурой со студентами по показателям внешнего дыхания. Обоснована необходимость включения в занятия по физическому воспитанию упражнений, влияющих на функциональное состояние дыхательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маметова О.Б., Титаренко А.А., Лукавенко А.А., Косячук Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents data on the status of ventilatory lung function among foreign students and finding new ways to improve the effectiveness of physical training with students on indicators of external respiration. The necessity of including in the lessons on physical training exercise, affecting the functional state of the respiratory system.

Текст научной работы на тему «Особенности вентиляторной функции легких у иностранных студентов медицинской академии имени С. И. Георгиевского»

2017, т. 7, № 3

крымский журнал экспериментальной и клинической медицины

УДК: 613.72:612.261.2:378.193:61(061.2)(470+571)

ОСОБЕННОСТИ ВЕНТИЛЯТОРНОЙ ФУНКЦИИ ЛЕГКИХ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ С. И. ГЕОРГИЕВСКОГО

Маметова О. Б.1, Титаренко А. А.1, Лукавенко А. А.1, Косячук Н. Л.1

'Кафедра лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, 295051, бул. Ленина, 5/7, Симферополь, Россия

Для корреспонденции: Маметова Ольга Борисовна, старший преподаватель кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания Медицинской академии имени С. И. Георгиевского КФУ, е-mail: olgamametova@mail.ru

For correspondence: Olga B. Mametova, lecturer of the department of Medical Physical Education, Sports Medicine, Physiotherapy, with Physical Education Medical Academy named by Georgievsky KFU. E-mail: olgamametova@mail. ru

Information about authors:

Mametova O. B., http://orcid.org/0000-0002-4807-6093 Titarenko A. A., http://orcid.org/0000-0003-2303-5575 Lukavenko A. V., http://orcid.org/0000-0003-4137-9750 Kosychuk N. L., http://orcid.org/0000-0001-6722-4314

РЕЗЮМЕ

В статье приводятся данные о состоянии вентиляторной функции легких у иностранных студентов и поиск новых путей для повышения эффективности занятий физической культурой со студентами по показателям внешнего дыхания. Обоснована необходимость включения в занятия по физическому воспитанию упражнений, влияющих на функциональное состояние дыхательной системы.

Ключевые слова: студенты, показатели внешнего дыхания, физическая культура

FEAFURES OF VENTILATORY LUNG FUNCTION AMONG FOREIGN STUDENTS OF THE MEDICAL ACADEMY NAMED BY S. I. GEORGIYEVSKY

Mametova O. B., Titarenko A. A., Lukavenko A. V., Kosychuk N. L.

Department of Medical Physical Education, Sports Medicine and Physiotherapy with Physical Education, Medical Academy named by Georgievsky (structural unit) FCAEI HE «CFU Ned after V. I. Vernadsky"

SUMMARY

The article presents data on the status of ventilatory lung function among foreign students and finding new ways to improve the effectiveness of physical training with students on indicators of external respiration. The necessity of including in the lessons on physical training exercise, affecting the functional state of the respiratory system.

Keywords: students, indicators of external breathing, physical culture

Сохранение здоровья человека составляет значимую проблему в национальной и международной экологической безопасности. Физиологическое состояние нынешнего молодого поколения определяет здоровье будущих поколений, в связи с этим наиболее интересна для исследования группа студентов. Особенную актуальность приобретают проблемы, связанные с обучением иностранных студентов. Поиск оптимальных вариантов решения данной проблемы связан прежде всего с необходимостью повышения конвертируемости российского медицинского образования в преподавании предложенных вузом дисциплин, и физическая культура не исключение [1]. На начальном этапе обучения у иностранных студентов возникают серьезные социальные и психологические проблемы адаптации, которые в большинстве случаев вли-

яют на жизнедеятельность личности и на физическую работоспособность в том числе [1, 2].

Одним из важнейших показателей состояния физической работоспособности является функциональная активность внешнего дыхания. Влияние физических нагрузок разной интенсивности на организм человека отражается в первую очередь на кардио-респираторной системе, поскольку данная система обеспечивает адаптацию организма к различным воздействиям и отражает динамику восстановительных процессов [3]. Поэтому одной из ведущих проблем изучения физической реабилитации и спортивной медицины является исследование особенностей показателей внешнего дыхания.

Внешнее дыхание в общепринятом смысле включает вентиляционную и респираторную функции легких. Вентиляционная функция

представляет собой процесс механического смешения газов выдыхаемого и вдыхаемого воздуха; респираторная функция заключается в газообмене между кровью малого круга кровообращения и альвеолярным воздухом [4, 5].

Производительность аппарата внешнего дыхания измеряется объемом легочной вентиляции с учетом энергетических затрат, направленных на преодоление сопротивления дыханию. Последнее складывается из бронхиального сопротивления воздушному потоку, а также эластического и динамического сопротивления, оказываемого паренхимой легких, преимущественно в фазе вдоха [6,7]. Основной характеристикой вентиляционной функции легких является объемная скорость движения воздуха.

Как известно, показатели функции внешнего дыхания не имеют ярко выраженных гендерных различий в детском возрасте (до начала пубертатного периода) и сильно отличаются у взрослых людей [8].

Показатели функции внешнего дыхания в значительной мере зависят от антропометрических особенностей исследуемого. В связи с этим их оценка проводится путем сравнения с должными величинами, рассчитанными исходя из должного основного объема, при определении которого учитываются антропологические особенности.

Таким образом, определение особенностей показателей функции внешнего дыхания у иностранных студентов определило актуальность данного исследования.

Цель работы - анализ соответствия фактических значений показателей вентиляторной функции легких у иностранных студентов с их должными значениями, которые могут служить информационной базой и основой для планирования и организации практических занятий по физическому воспитанию.

Задачи:

1. Определить показатели вентиляторной функции легких у иностранных студентов;

2. Провести сравнительную оценку вентиляторной функции легких у иностранных студентов с их должными значениями;

3. Обосновать необходимость включения в практические занятия по физическому воспитанию комплексов упражнений, улучшающих функциональное состояние дыхательной системы.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В исследовании принимали участие 60 студентов 1-2 курсов международного медицинского факультета (англоязычная форма обучения). Все студенты - представители Индии, относились к основной и подготови-

тельной медицинской группе. Для оценки состояния функции дыхания регистрировали при помощи компьютерного пневмотахоме-тра «Спиро Тест РС» следующие показатели:

• частоту дыхания (ЧД, мин. - 1);

• дыхательный объем (ДО, л);

• минутный объем дыхания (МОД, л/мин.);

• жизненную емкость легких (ЖЕЛ, л);

• резервный объем вдоха и выдоха (РО вд и РО выд, л).

Измерение ДО, который рассчитывается как средняя величина после регистрации как минимум шести дыхательных циклов, проводилось при спокойном и ровном дыхании студентов. В процессе исследования была оценена привычная для студентов в покое частота дыхания (ЧД), глубина дыхания и их качественное соотношение, так называемый паттерн дыхания.

Для определения должных величин показателей функции внешнего дыхания нами проводились замеры длины и массы тела студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Показатели ДО у здоровых людей колеблется в очень широких пределах: в условиях основного обмена у мужчин от 250 до 800; у женщин от 250 до 600, а в условиях относительного покоя соответственно от 300 до 1200 и от 250 до 800 мл. Это практически лишает данные показатели диагностической ценности. Однако у больных при частом и поверхностном дыхании и увеличении мертвого пространства вследствие неравномерного распределения воздуха в легких эффективность вентиляции ухудшается. Доля объема дыхания, участвующего в вентиляции альвеол, снижается до 1/3 против 2/3-4/5 в норме. Для обеспечения нормального уровня альвеолярной вентиляции необходимо увеличить МОД, что приходится наблюдать во всех случаях, даже при гиповентиляции альвеол [9, 10]. При изучении показателей системы внешнего дыхания у иностранных студентов было обнаружено, что частота дыхания была в пределах нормы. Также в пределах нормы были ДО и МОД. Другие объемные показатели были ниже нормы. Так, средняя величина резервного объема вдоха составила 995,3±75 мл, границы нормы при этом - 1500-2000 мл. Также ниже нормы были показатели резервного объема выдоха, они составили 565,1±49 мл, при границах нормы 8001500 мл. Аналогичная картина наблюдалась при анализе показателей жизненной емкости легких. Средний показатель составил 3018,5±28. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Количественная оценка спирографиче-ских показателей производится путем сопоставления их с нормативами, полученными

2017 т 7 № 3 крымскии журнал экспериментальной и клиническои медицины

Таблица 1

Результаты исследования функции внешнего дыхания у студентов

Показатель x S Границы нормы

ЧД, мин.-1 18,6 09 10-18

ДО, мл 479 31 300-900

МОД, мл/мин. 8428 523 8000-1200

РО вд., мл 995 75 1500-2000

РО выд., мл 565 49 800-1500

при обследовании здоровых людей. Значительные индивидуальные различия, имеющиеся у здоровых людей, вынуждают, как правило, использовать не общую среднюю того или иного показателя, а учитывать пол, возраст, рост и вес обследуемых. Для большинства спирографических показателей раз-

Показатели функци

работаны должные величины, для некоторых - определен диапазон индивидуальных различий здоровых людей. Должную величину в каждом конкретном случае принимают за 100 %, а полученную при обследовании выражают в процентах от должной. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

внешнего дыхания

№ п/п Показатель в покое

фактические % от должных

1 РО вд. (мл) 995,3±75 мл 33,2 % ЖЕЛ

2 РО выд. (мл) 565,1±49 мл 18,7 % ЖЕЛ

3 ЖЕЛ (мл) 3018,5±28 78,9 %

Резервный объем вдоха в норме составляет сидя 50 (35-65) % ЖЕЛ, в нашем случае он составил 33,2 % ЖЕЛ. Похожая картина наблюдалась при анализе показателей резервного объема выдоха, в норме он должен составлять (сидя) 30 (10-50) % ЖЕЛ, а фактически составляет 18,7 % ЖЕЛ. Также ниже нормы был показатель ЖЕЛ. Он составил 78,9 % от должной величины при границах нормы 81-111 %.

ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные данные свидетельствуют о том, что некоторые показатели внешнего дыхания иностранных студентов ниже средних нормативных значений. Это говорит о снижении функции внешнего дыхания. Возможно, это связано с особенностями окружающей среды регионов Индии, где проживают обследуемые студенты. Низкий уровень физической тренированности студентов также может являться причиной снижения функции внешнего дыхания. В связи с этим необходимо включать в практические занятия по физическому воспитанию комплексы упражнений, способствующие развитию функций внешнего дыхания. Необходимо мотивировать иностранных студентов к ежедневным самостоятельным занятиям физическими

упражнениями, так как каждодневные физические тренировки изменяют функциональное состояние дыхательной системы организма, обеспечивающей адаптацию человека к условиям внешней среды [4]. Для студентов с низким уровнем физической тренированности необходимо систематически укреплять и развивать функции дыхательного аппарата методом лечебной физкультуры. Регулярное применение метода лечебной физкультуры способствует уменьшению явлений дыхательной недостаточности, развитию правильного механизма дыхания, наряду с общеоздоровительным эффектом [11]. Мы предлагаем комплекс специальных упражнений для улучшения дыхательных функций. На каждом занятии данные упражнения выполняются в течение 9-10 минут по 2-3 минуты после каждой части занятия. В данный комплекс включены следующие упражнения: выполнение диафрагмального, грудного, брюшного дыхания в разных статистических положениях (стоя, сидя, лежа), в движении спиной (лицом) вперед, назад с остановкой и задержкой дыхания. Данные упражнения выполняются на протяжении 1-2 минут после комплекса разминки, после основной части занятий, после упражнений силовой направленности. Также в занятия не-

обходимо включать упражнения аэробного характера: ходьба с изменением темпа движения, равномерный бег, переменный бег, комплекс аэробики. Интенсивность и продолжительность упражнений зависит от физической подготовленности студентов, состояния здоровья.

ВЫВОДЫ

1. У иностранных студентов, обучающихся на 1-2 курсах, снижены показатели РО вд., РО выд., ЖЕЛ, что говорит о снижении функции внешнего дыхания.

2. Необходимо включать в занятия по физическому воспитанию упражнения, способствующие развитию функций внешнего дыхания.

Благодарность. Авторы выражают благодарность сотрудникам кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания Медицинской академии имени С. И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского за помощь в сборе результатов исследования.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихонова Е. Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе региона. Регионология. 2010; 2: 45-49.

2. Рахимов Г. Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в вузе и направление его развития. Язык и культура. 2010; 4 (12): 123-126.

3. Агаджанян Н. А. Адаптация к гипоксии и биоэкономика внешнего дыхания. М.: УДН; 1987.

4. Коцан И. Я., Крамаревич Т. В. Особенности функции внешнего дыхания у молодежи постпубертатного периода онтогенеза. Физика живого. 2008; 16 (1): 161-165.

5. Норейко Б. В., Норейко С. Б. Клиническая физиология дыхания. Донецк; 2000.

6. Лисовский Б. Особенности внешнего дыхания у студентов с разным уровнем соматического здоровья. Вестник Львовского университета. 2009; 51: 212-217.

7. Лысенко С. Г., Баев О. А. Адаптация внешнего дыхания к физическим нагрузкам. Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2009; 2 (165): 79-85.

8. Вилмор Дж. Х., Костил Д. Л. Физиология спорта. К.: Олимпийская литература; 2003.

9.Воробьёва З. В. Основы патофизиологии и функциональной диагностики системы дыхания. М.: Изд-во ФГП «Вторая типография» ФУ «Медбиоэкстрем» при МЗ РФ; 2002.

10. Практическое использование функциональных исследований дыхания. Под ред. Шик Л. Л., Канаев Н. Н. Л.: Медицина; 1980.

11. Бобрик Ю. В. К механизму развития скрытой формы дыхательной недостаточности. Таврический медико-биологический вестник. 2002; 5.(2): 25-29.

REFERENCES

1. Tikhonova, E.G. Features of adaptation of foreign students in the university of the region. Regional studies. 2010; 2: 45-49 (In Russ).

2. Rakhimov G.R. Features of the organization of training of foreign students in the university and the direction of its development. Language and culture. 2010; 4 (12): 123-126 (In Russ).

3. Agajanyan N.A. Adaptation to hypoxia and bioeconomics of external respiration. M.: UDN; 1987. (In Russ).

4. Kotsan I.Ya., Kramarevich T.V. Features of the function of external respiration in young people of the post-pubertal period of ontogeny. The physics of the living. 2008; 16 (1): 161-165 (In Russ).

5. Noreyko B.V., Noreyko S.B. Clinical respiratory physiology. Donetsk; 2000. (In Russ).

6. Lisovsky B. Features of external respiration in students with different levels of physical health. Bulletin of the University of Lviv. 2009; 51: 212-217 (In Russ).

7. Lysenko S.G., Baev O.A. Adaptation of external respiration to physical exertion. Bulletin of the Lugansk National Taras Shevchenko University. 2009; 2 (165): 79-85 (In Russ).

8. Wilmore J.H., Kostil D.L. Physiology of sports. K.: The Olympic literature; 2003. (In Russ).

9. Vorobyova Z.V. Fundamentals of pathophysiology and functional diagnostics of the respiratory system. M.: Publishing house FGP «Second Printing House» of the Federal Agency «Medbioextrem» with the Ministry of Health of the Russian Federation; 2002. (In Russ).

10. Practical use of functional studies of respiration. Ed. Shik L.L., Kanaev N.N. L.: «Medicine»; 1980. (In Russ).

11. Bobrik Yu. V. To the mechanism of development of the latent form of respiratory insufficiency. Tavrichesky bio-medicalheskiy vestnik. 2002; 5 (2): 25-29 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.