Научная статья на тему 'Особенности ведения пространственной ориентировки пилотами при использовании авиагоризонтов прямой и обратной индикации'

Особенности ведения пространственной ориентировки пилотами при использовании авиагоризонтов прямой и обратной индикации Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
452
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Маренков А. В., Сеножацкий Е. А., Косачевский С. Г.

Представлены результаты исследования влияния смены типа индикации авиагоризонта на правильность определения пространственного положения самолета пилотами, так же рассматривается возможность разработки специального комплекса упражнений для улучшения адаптации к новому типу авиагоризонта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Маренков А. В., Сеножацкий Е. А., Косачевский С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ведения пространственной ориентировки пилотами при использовании авиагоризонтов прямой и обратной индикации»

Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »

УДК 656.7:656.8

А. В. Маренков, Е. А. Сеножацкий Научный руководитель - С. Г. Косачевский Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), Ульяновск

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ ПИЛОТАМИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АВИАГОРИЗОНТОВ ПРЯМОЙ И ОБРАТНОЙ ИНДИКАЦИИ

Представлены результаты исследования влияния смены типа индикации авиагоризонта на правильность определения пространственного положения самолета пилотами, так же рассматривается возможность разработки специального комплекса упражнений для улучшения адаптации к новому типу авиагоризонта.

Одной из важных задач профессиональной подготовки летного состава гражданской авиации является отработка действий экипажа по выводу самолета из сложного пространственного положения. То, что проблема пространственной ориентировки пилота остается нерешенной подтверждается статистикой авиационных происшествий, согласно которой удельный вес потери пространственной ориентировки среди причин авиационных происшествий в мировой гражданской авиации составляет 20 %, и эта величина остается практически неизменной на протяжении нескольких десятилетий. При этом наибольшую сложность для летного состава создает вывод самолета из сложных пространственных положений, характеризующихся сочетанием больших углов тангажа и крена.

Результаты расследования катастрофы самолета Вое1^-737 авиакомпании «Аэрофлот - Норд» 14.09.2008 в районе аэропорта г. Пермь свидетельствуют, что причиной ее по заключению комиссии «явилась потеря пространственной ориентировки экипажем... Фактором, способствующим потере пространственной ориентировки и неспособности к ее восстановлению, явился недостаточный уровень профессиональной подготовки экипажа в части техники пилотирования и приобретения навыков по выводу из сложных пространственных положений самолета с прямой индикацией авиагоризонтов...» [1].

Практика эксплуатации современных воздушных судов показывает, что у лётного состава, имеющего опыт полетов на самолетах отечественного производства с авиагоризонтами обратной индикации, возникают трудности при определении пространственного положения самолёта с авиагоризонтами прямой индикации [1].

Для изучения этой проблемы были проведены экспериментальные исследования, направленные на выявление способа определения пространственного положения самолета с авиагоризонтами прямой индикации и влияние опыта работы с авиагоризонтами обратной индикации. Для проведения эксперимента были сформированы две группы. Первая группа состояла из курсантов, имеющих первоначальный навык

работы с авиагоризонтом обратной индикации. Во вторую группу были включены пилоты, имевшие опыт работы как с авиагоризонтами как прямой, так и с обратной индикации.

На первом этапе с использованием тестовой программы оценивалась правильность определения пространственного положения самолета по показаниям авиагоризонта с прямой индикацией [2]. В группе курсантов количество ошибок составило 7 % от общего количества предъявлений, а среднее время выполнения теста - 6,9 с, тогда как в группе пилотов количество ошибок и время выполнения теста были значительно выше - 50-65 % и 9,4 с, соответственно.

На втором этапе исследований, который проводился на процедурном тренажере самолета Boeing 737-400, необходимо было вывести самолет из сложного пространственного положения в горизонтальный полет. При этом фиксировалось как время выполнения тестового задания, так и правильность действий. Результаты группы курсантов на этом этапе также оказались лучше, чем в группе пилотов.

Результаты проведенных исследований, которые могут рассматриваться только как предварительные из-за малого количества участников эксперимента, позволяют предположить, что для формирования правильных навыков работы с авиагоризонтами прямой индикации у пилотов, имеющих опыт полетов на самолетах с авиагоризонтами обратной индикации, требуется дополнительная подготовка с использованием специально разработанных упражнений.

Библиографические ссылки

1. Коваленко П. А. Психологическое «дорасследо-вание» влияния «прямой» индикации в авиагоризонтах на катастрофу самолета Boeing-737 под Пермью // Проблемы безопасности полетов. 2011. № 2. С. 9-28; № 3. С. 11-28; № 4. С. 10-28; № 5. С. 9-28.

2. Учение об иллюзиях полета. Основы авиационной делиалогии / П. А. Коваленко, В. А. Пономаренко, А. В. Чунтул. М., 2007. 461 с.

© Маренков А. В., Сеножацкий Е. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.