Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / АДАПТАЦИЯ / ПЕРВОКУРСНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зверева Марина Валентиновна, Матвеев Юрий Александрович, Искакова Жанат Тулешевна

В статье приводятся материалы исследования оценки состояния адаптационных механизмов студентов-первокурсников, обучающихся на биологическом направлении, методом кардиоинтервалометрии с помощью аппарата «Варикард». В результате исследования было выявлено, что состояние адаптации оценивается как нормальное только у 17,9 % первокурсников, состояние 42,8 % исследуемых характеризуется функциональным напряжением, у 35,7 % из них отмечено перенапряжение, у 3,6 % - срыв адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зверева Марина Валентиновна, Матвеев Юрий Александрович, Искакова Жанат Тулешевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF HEART RATE VARIABILITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR ADAPTATION TO NEW CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The article presents the study of assessment of adaptation first-year students enrolled in the biological direction, cardiointervalogram method of using the apparatus "varikard". As a result of the study, it was revealed that the state of adaptation is assessed as normal only in 17,9 % of first-year students, the state of 42,8 % of the subjects is characterized by functional tension, 35,7 % of them have overstrain, and 3,6 % participants have failure of adaptation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Биологические науки

УДК 371.72

DOI 10.25688/2076-9091.2020.39.3.1

М. В. Зверева, Ю. А. Матвеев, Ж. Т. Искакова

Особенности вариабельности сердечного ритма обучающихся в процессе их адаптации к новым условиям учебной деятельности

В статье приводятся материалы исследования оценки состояния адаптационных механизмов студентов-первокурсников, обучающихся на биологическом направлении, методом кардиоинтервалометрии с помощью аппарата «Варикард». В результате исследования было выявлено, что состояние адаптации оценивается как нормальное только у 17,9 % первокурсников, состояние 42,8 % исследуемых характеризуется функциональным напряжением, у 35,7 % из них отмечено перенапряжение, у 3,6 % — срыв адаптации.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма; адаптация; первокурсники.

Введение

Факт связи здоровья и способности организма к приспособлению при изменении условий среды в настоящее время является доказанным. При описании понятия здоровья в качестве одной из его основных характеристик используется требование хорошей адаптации (приспособляемости) организма к разным физическим и химическим параметрам среды [7, с. 26]. Здоровый организм хорошо себя чувствует и в жарком, и в холодном климате, при разном уровне атмосферного давления, легко приспосабливается к изменению рациона.

Ответственными за процессы адаптации в организме считаются нервная и сердечно-сосудистая системы, при этом нервная система участвует

© Зверева М. В., Матвеев Ю. А., Искакова Ж. Т., 2020

в осуществлении адаптационных реакций через другие системы, в первую очередь сердечно-сосудистую. В связи с этим оценка адаптационных возможностей организма, по мнению специалистов, должна осуществляться на основе оценки деятельности сердечно-сосудистой системы, в частности такого функционального показателя, как частота сердечного ритма и его вариабельность [1, 2].

Уменьшение способности реагировать на нагрузки разной интенсивности переводит организм в состояние предболезни, которое называют донозологи-ческим [1].

Известный физиолог Роман Маркович Баевский разработал метод математического анализа вариабельности сердечного ритма как способ оценки адаптационных возможностей организма и шкалу адаптации, названный позже «Светофором» (Р. М. Баевский, 1979). При избыточном напряжении и срыве приспособительных возможностей значительно ухудшается работоспособность и эффективность любой деятельности, в том числе и учебной, увеличивается возможность заболевания [5].

К сожалению, функциональные резервы здоровья и адаптационные возможности современных детей и юношества далеки от устойчивой нормы.

Отмечены более низкие физиометрические показатели школьников и студентов по сравнению с предыдущими поколениями [3].

Адаптационные возможности напрямую связаны с состоянием сердечно-сосудистой системы. В то же время многолетние исследования Научного центра здоровья детей РАМН показывают, что в структуре функциональных отклонений здоровья школьников среди пяти первых ранговых мест ведущее место занимают функциональные нарушения именно этой жизненно важной системы [6]. Функциональные нарушения в детском и подростковом возрасте закрепляются и сохраняются на следующих этапах развития. Зачастую вегетативную дисфункцию у лиц молодого возраста характеризует избыточная реактивность того или иного отдела вегетативной нервной системы [4]. Специалисты отмечают меньшие, чем ранее, возможности адаптации к нагрузкам у студентов, причем более выраженные в первые месяцы обучения и во время сессии [5].

Таким образом, важно оценить и понять, насколько влияют отмечаемые функциональные отклонения на адаптационные возможности обучающихся при переходе на другую ступень обучения.

Известно, что довольно тяжело протекает адаптация у первоклассников и менее исследованы особенности состояния адаптации первокурсников, только что перешедших из категории школьников в категорию студентов. Целью настоящего исследования явилась оценка состояния адаптации студентов-первокурсников.

Организация и методы исследования

Оценку состояния адаптационных механизмов с помощью кардиоинтер-валометрии проводили у студентов 1-го курса биологического направления обучения (22 девушки и 6 юношей 17-18 лет) в течение октября 2019 года. Кардиоинтервалометрия, по Р. М. Баевскому, проводилась с помощью аппарата «Варикард». Исследование проводилось в середине дня, после 5-минутного отдыха.

В основе метода лежит измерение продолжительности R-R-интервалов электрокардиограммы, построение и последующий математический анализ динамических рядов кардиоинтервалов [1]. Алгоритм включает автокорреляционный, спектральный и другие виды анализа с результатами в виде статистических параметров. Эти параметры делят на временные и спектральные (оценивающие вклад волн различной частоты в общую вариабельность сердечного ритма). Также разработчики метода анализа ВСР вывели и предложили интегральные характеристики, определяющие общие характеристики состояния организма, степени напряжения регуляторных систем.

Результаты исследования и их обсуждение

Из всех показателей кардиоинтервалограммы мы выбрали в нашей работе следующие характеристики: интегральную характеристику ПАРС (показатель активности регулирующих систем), SDNN — параметр, характеризующий в целом вариабельность длительности интервалов ЯЛ (без экстрасистол) по стандартному отклонению, RMSSD — квадратный корень, извлеченный из суммы разностей последовательного ряда нормальных (без экстрасистол) кардиоинтервалов, стресс-индекс ^Г), а также оценку частоты сердечных сокращений (пульс).

Результаты измерений выбранных параметров вариабельности сердечного ритма представлены в таблице 1.

Таблица 1

Параметры вариабельности сердечного ритма студентов-первокурсников

Показатель Группа Пульс, уд/мин ПАРС (норма — 1-3), баллы (норма — 40-80), мс RMMSD (норма — 20-50), мс Стресс-индекс (норма — 80-150), усл. ед.

Юноши (п = 6) 87,5 + 15,8 6,17 ± 1,5 66,7 ± 37 92,5 ± 42,3 201±240

Девушки (п = 22) 81,8 ± 11,3 4,64 ± 1,5 85,8 ± 82 171,3 ± 210 139,6 ± 185

В целом по группе (п = 28) 82,5 ± 12,5 5,0 ± 1,6 81,7 ± 74 154,4 ± 188 152,9 ± 194,9

Исходя из данных представленной таблицы 1 мы видим, что средняя частота пульса студентов 1-го курса чуть выше нормы. Это соответствует опыту предыдущих исследований, где была отмечена тенденция к увеличению среди обучающихся первых курсов лиц с повышенной частотой сердцебиения. Для них также характерны более низкие результаты выполнения функциональных проб [3]. Поскольку эти данные важны для планирования и оптимизации нагрузок, необходимо определить не только средние величины частоты сердечных сокращений в исследуемых группах, но и группу со сниженными функциональными возможностями. На рисунке 1 представлено распределение студентов-первокурсников по отношению их пульса к норме. Показателей ниже нормальных среди исследованных не встретилось.

Рис. 1. Характеристика частоты сердечных сокращений первокурсников (в покое, %)

Таким образом, мы видим, что у 57,1 % обследованных частота пульса выше нормы, при этом у 25 % она имеет величины выше 90 уд/мин. У юношей этот признак встречался чаще, чем у девушек (у 59 % юношей и у 50 % девушек). При этом учащение частоты сердечных сокращений может быть вызвано многими причинами, в том числе повышением тонуса симпатического звена регуляции в связи с психоэмоциональными нагрузками, переутомлением.

Индекс напряжения регуляторных систем ^Г) является как раз таким параметром, который отражает активность механизмов симпатической регуляции и значительно повышается при усилении тонуса симпатической нервной системы. При нагрузках различных модальностей данный параметр повышается в 1,5-2 и более раз. При серьезных заболеваниях сердечно-сосудистой системы этот параметр увеличивается до 1000 единиц и более.

Результаты нашего исследования показали, что среднее значение стресс-индекса в группе составило 152,9 условных единиц при норме от 80 до 150.

При этом разброс индивидуальных значений был очень велик. У девушек стресс-индекс в среднем был ниже, чем у юношей, хотя достоверных отличий между ними выявлено не было. Так же, как и в случае с оценкой частоты сердечных сокращений, важно изучить распределение этого показателя в группе обследованных по сравнению с нормой (см. рис. 2).

11

6 н 5

Т1

НОРМА ВЫШЕ. НОРМЫ НИЖЕ НОРМЫ

■ юноши ■ девушки

Рис. 2. Оценка стресс-индекса у первокурсников

Среди обследованных этот показатель был выше нормы только у трети первокурсников-юношей и 22,3 % девушек-первокурсниц. Ниже нормы он был у 11 девушек и 4 юношей. Таким образом, увеличение активности симпатического звена регуляции по данным стресс-индекса отмечено у меньшего количества обследованных учащихся, чем увеличение частоты сердечных сокращений.

Также был оценен SDNN — суммарный показатель вариабельности величин интервалов RR у обследованных студентов, который связан и с центральным, и с автономным контуром регуляции сердечной деятельности. Средние показатели в группе были близки к верхней границе нормы, у девушек они были незначительно выше нормы за счет нескольких высоких значений в группе. Среди обследованных у половины девушек регистрировались нормальные значения средних показателей, у 32 % они были выше нормы, у 18 % — ниже нормы. Большинство юношей имело нормальные или очень близкие к нормальным показатели, но у 33 % из них значения были ниже нормы. У обследованных со значением SDNN ниже нормы наблюдалось одновременное повышение стресс-индекса выше нормы.

Показатель RMSSD отражает активность парасимпатического звена регуляции. Согласно методике [2], его нормальные значения лежат в коридоре от 20 до 50 мс. Однако по данным некоторых других исследователей снижение

этого параметра ниже 50 мс при возникновении инфаркта является неблагоприятным фактором. Среднее значение RMSSD в обследованной группе составило 154,4 мс, причем среднее значение в группе девушек было почти в 2 раза выше, чем у юношей (171,3 против 92,5 мс). Значений RMSSD ниже нормы выявлено не было. Колебания значений данного показателя и у девушек, и у юношей очень велики, однако было выявлено, что очень высокие значения RMSSD (выше 300 мс) или достаточно низкие (ниже 40 мс) сочетаются с высокими значениями интегрального показателя ПАРС.

Распределение значений RMSSD в группе представлено на рисунке 3.

67

50

т

33 32

13 16 ■

1

НОРМА ВЫШЕ НОРМЫ ДО 300 МС ВЫШЕ 300 МС НИЖЕ 40 МС

■ юноши ■ девушки

Рис. 3. Анализ активности парасимпатического звена регуляции сердечного ритма по распределению в группе показателя (%)

Одним из самых важных показателей при анализе ВСР является ПАРС. Эта интегральная характеристика состояния адаптации и напряжения регуля-торных систем вычисляется в баллах, присваиваемых в зависимости от величин основных временных и спектральных показателей кардиоинтервалограм-мы, степени их отклонения от нормы. Состояние адаптационных механизмов организма оценивалось следующим образом: значение, равное от 1 до 3 баллов, соответствовало состоянию нормы или удовлетворительной адаптации; от 4 до 5 баллов — состоянию функционального напряжения; величины в диапазоне 6-7 баллов означали неудовлетворительную адаптацию вплоть до перенапряжения; 8 и более до 10 баллов определяли состояние истощения (срыв адаптации).

Анализ полученных результатов выявил значительное превышение нормы по данному показателю в целом по группе первокурсников (см. табл. 1 и рис. 4). Только у 5 из 28 первокурсников (17,9 %) показатель активности регуляторных систем оказался в норме, у 42,8 % исследуемых отмечалось

функциональное напряжение, у 35,7 % — перенапряжение. У одного студента ПАРС был равен 8, что соответствует срыву адаптации.

Рис. 4. Характеристика состояния адаптации студентов-первокурсников

по показателю ПАРС

Среднее значение ПАРС в группе соответствует уровню функционального напряжения, незначительно превышая 5 баллов по шкале ПАРС. Однако, в особенности по данному показателю, необходимо индивидуально подходить к оценке результатов, ведь критические величины значительно влияют на функциональное состояние и работоспособность, риск заболеваний каждого студента. При оценке отдельно результатов юношей и девушек мы увидели более неблагоприятную тенденцию относительно показателей ПАРС у юношей. Так, у 50 % студентов-юношей наблюдается состояние перенапряжения, а у одного юноши значение ПАРС соответствует срыву адаптации (см. рис. 5). Конечно, выборка в данной группе небольшая, но тенденция требует дальнейшего изучения.

Среди девушек у 23 % обследованных выявлены нормальные значения ПАРС, у 45 % наблюдается функциональное напряжение, у 32 % — перенапряжение. Срывов адаптации у девушек выявлено не было (см. рис. 6).

Таким образом, мы видим, что процесс привыкания к новой учебной деятельности первокурсников в большинстве своем протекает с напряжением организма и его регуляторных систем. Степень напряжения различна, но приблизительно в половине случаев напряжение характеризуется как функциональное. Однако у значительного числа обследованных выявляется состояние перенапряжения. Это может быть связано с неподготовленностью организма обучающихся к увеличившейся нагрузке, уменьшению

Рис. 5. Показатели ПАРС юношей-первокурсников

Рис. 6. Показатели ПАРС девушек-первокурсниц

времени отдыха, увеличением времени, проводимого в дороге, влиянием факторов нездорового образа жизни. При этом нельзя исключить наличие функциональных отклонений или заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. При оценке состояния адаптационных возможностей первокурсников, обучающихся на биологическом направлении, с помощью анализа вариабельности сердечного ритма обнаружено, что состояние адаптации у 42,8 % первокурсников характеризуется функциональным напряжением,

у 35,7 % — отмечается перенапряжение, у 3,6 % — выявлен срыв адаптации. Состояние адаптации оценивается как нормальное только у 17,9 % первокурсников.

2. Студенты, чье состояние адаптации оценивается как перенапряжение или срыв адаптации, нуждаются в более детальном, в том числе медицинском, обследовании и подборе индивидуального режима учебных и физических нагрузок, оптимизации образа жизни.

Литература

1. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 265 с.

2. Баевский P. M., Иванов Г. Г., Чирейкин Л. B. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) // Вестник аритмологии, 2001. № 24. С. 65-87.

3. Бобкова С. Н., ЗвереваМ. В., Искакова Ж. Т. Исследование состояния здоровья студентов и уровня их физического развития // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. Махачкала, 2018. С. 110-111.

4. Дакуко А. Н., Кривцова Л. А., Налобина А. Н. Особенности вегетативного гомеостаза у детей с цекоилеальным рефлюксом на фоне дисплазии соединительной ткани // Вопросы практической педиатрии. 2015. 10 (4). С. 7-14.

5. Лезарева Т. А., Лытаев С. А. Об эффективности механизмов психофизиологической адаптации в динамике учебнообразовательного процесса // Педиатрия. 2019. Т. 10. № 6. С. 67-77. URL: https://doi.org/10.17816/PED10667-77

6. Намазова-Баранова Л. С., Кучма В. Р., Ильин А. Г. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации // Медицинский совет. 2014. № 1. С. 6-10.

7. НехлюдоваМ. В., Зверева, М. В. Курс лекций по экологии, физиологии и основам медицинских знаний. М.: Компания Спутник+, 2008. 103 с.

Literatura

1. Baevskij R. M., Berseneva A. P. Ocenka adaptacionnyx vozmozhnostej organizma i risk razvitiya zabolevanij. M.: Medicina, 1997. 265 s.

2. Baevskij P. M., Ivanov G. G., Chirejkin L. B. i dr. Analiz variabel'nosti serdechnogo ritma pri ispol'zovanii razlichny'x e'lektrokardiograficheskix sistem (metodicheskie reko-mendacii) // Vestnik aritmologii, 2001. № 24. S. 65-87.

3. Bobkova S. N., Zvereva M. V., Iskakova Zh. T. Issledovanie sostoyaniya zdorovya studentov i urovnya ix fizicheskogo razvitiya // Problemy' teorii i praktiki razvitiya fiziche-skoj kul'tury' i sporta na sovremennom e'tape: materialy' VIII Vseros. nauch.-prakt. konf. Maxachkala, 2018. S. 110-111.

4. Dakuko A. N., Krivczova L. A., Nalobina A. N. Osobennosti vegetativnogo gomeo-staza u detej s cekoileal'ny'm reflyuksom na fone displazii soedinitel'noj tkani // Voprosy' prakticheskoj pediatrii. 2015. 10 (4). S. 7-14.

5. Lezareva T. A., Ly'taev S. A. Ob e'ffektivnosti mexanizmov psixofiziologicheskoj adaptacii v dinamike uchebnoobrazovatel'nogo processa // Pediatriya. 2019. T. 10. № 6. S. 67-77. URL: https://doi.org/10.17816/PED10667-77

6. Namazova-Baranova L. S., Kuchma V. R., IF'in A. G. Zabolevaemost detej v vozraste ot 5 do 15 let v Rossijskoj Federacii // Medicinskij sovet. 2014. № 1. S. 6-10.

7. Nexlyudova M. V., Zvereva, M. V. Kurs lekcij po e'kologii, fiziologii i osnovam medicinskix znanij. M.: Kompaniya Sputnik+, 2008. 103 s.

M. V Zvereva, Yu. A. Matveev, Zh. T. Iskakova

Features of Heart Rate Variability of Students in the Process of Their Adaptation to New Conditions of Educational Activity

The article presents the study of assessment of adaptation first-year students enrolled in the biological direction, cardiointervalogram method of using the apparatus "varikard". As a result of the study, it was revealed that the state of adaptation is assessed as normal only in 17,9 % of first-year students, the state of 42,8 % of the subjects is characterized by functional tension, 35,7 % of them have overstrain, and 3,6 % participants have failure of adaptation.

Keywords: heart rate variability; adaptation; first-year students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.