* * *
В статье предложен метод количественной оценки стратегических зон хозяйствования для строительной организации как путь определения наилучшей для этой организации стратегии выбора вида строительной продукции и региона ее реализации.
Неопределенности, содержащиеся в исходных данных и индивидуальные особенности экспертов, различный уровень их компетентности являются источниками погрешностей в экспертных оценках, что в свою очередь порождает риски стратегического планирования. Рисками являются возможные неправильные рекомендации по наилучшим стратегиям. На основе вероятностного подхода в статье предложен метод количественной оценки рисков, позволяющий нивелировать озвученные неточности.
Список литературы:
1. Куприянов Н.С., Михненков О.В., Щербакова Т.С. Стратегический менеджмент в строительстве: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование: учебник. - Мн.: Книжный дом, 2005.
3. Риск-менеджмент инвестиционного проекта: учебник / Под ред. М.В. Грачевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
4. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. - М.: Наука, 1969.
ОСОБЕННОСТИ УСЛУГ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ И ПУТИ ИХ РАЗВИТИЯ
© Наркулова Д.З.*
Самаркандский институт экономики и сервиса, Республика Узбекистан, г. Самарканд
Социальный туризм это совокупность систем социальной защиты и организации отдыха трудящихся. С 1960-х гг. в мировом туристическом мире стали всё больше уделять внимание развитию этого вида туризма. Услуги социального туризма имеют отличительные стороны от других туристических услуг, то есть требованием отдельного преподавательско-воспитательского и медицинского сопровождения, особенности реализации путёвок, места размещения и питания. Путём развития услуг социального туризма можно развить туристскую индустрию, которая впоследствии повлияет на увеличение роста международного туризма.
Социальный туризм - это экономическая категория, которая включает в себя все виды туристских путешествий малообеспеченных и социально
* Ассистент кафедры «Международный туризм и туристический сервис».
незащищённых слоев населения, финансируемых из средств, выделенных только на социальные нужды со стороны государственного бюджета, государственных и негосударственных фондов, спонсоров, предприятий туризма и физических лиц.
Это определение было разработано нами при проведении исследований юридических документов и научно-учебной литературы посвященной этому вопросу: Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», материалы Всемирной конференции по туризму, проведённой ВТО в 1981 г. в Мадриде, научные и учебные издания российских ученных, таких как В.А. Квартальнов, М.Б. Биржаков, И.В. Зорин, В.Г. Гуляев, Л.В. Сергиен-ко, В.В. Бронников, материалы БИТС (Международного бюро социального туризма), доклад Центра экономических исследований Узбекистана «Развитие и повышение конкурентоспособности индустрии туризма Узбекистана».
При проведении исследований мы обратили внимание, что в выше указанной литературе открываются особенности услуг социального туризма, но при этом нет определения этих услуг. Мы предлагаем следующее определение: «Услуги социального туризма - это комплекс услуг предоставляемый субъектами социального туризма (объединения социального туризма, туристические, а также разные оздоровительно-курортных организаций для детей и молодёжи, туристические организации оказывающие услуги на привилегированных основах), финансируемых за счёт государства, государственных и негосударственных фондов, юридических и физических лиц, для удовлетворения соответствующих туристических потребностей социально уязвимого слоя населения (детей, молодёжи, подростков, людей с определёнными физическими и умственными недостатками, малообеспеченных семей)».
Особенности услуг социального туризма можно увидеть в следующем:
- особенности мест размещения: детские лагеря, санатории, хостели, дома отдыха, гостиницы предоставляющие скидки в «мёртвый» сезон;
- особенности питания: детское питание (без острого, солёного, побольше фруктов и молочных продуктов), подростково-молодёжное питание (полуфабрикаты, бистро, быстро приготавливаемые блюда, фаст-фуд, хотдог, продукция Макдональс), диетическое питание (обоснованное определёнными свойствами болезни клиента);
- особенности развлекательной индустрии: детские и юношеские парки развлечения, кукольные и кинотеатры, дискотеки и т.д.;
- особенности услуг сопровождения: вожатые и воспитатели в детских лагерях, сопровождение для людей с определёнными умственными и физическими недостатками;
- особенности транспортировки: детей в детские лагеря перевозят группами в автобусе с сопровождением сотрудников ГАИ, использование автостопа молодёжью, использование специального транспорта для престарелых и инвалидов;
- особенности финансирования: определённую часть стоимости путёвки (от 1 % до 100 %) оплачивается не из средств потребителя, а из других источников;
- особенности реализации путёвок: путёвки реализуется в профсоюзных организациях, студенческих организациях, отделах социального обеспечения и т.д.;
- особенности целевых направлений: организация летнего отдыха детей и подростков, мотивационная и рекреационная цель предприятий, социальная защита уязвлённых слоёв населения, интеграционная цель.
Исходя из вышеуказанных мы разработали примерную классификацию социального туризма (рис. 1).
Рис. 1. Классификация социального туризма
В Узбекистане социальный туризм организуется по следующей системе: 1. посредством профсоюзов:
1.1. путёвки в детские лагеря реализуются в профсоюзных отделениях предприятий за счёт средств социального страхования (0,2 % от единственного социального сбора), средств профсоюзов (за
счёт 1 % отчислений), средств хозяйственной деятельности (кроме госорганизаций), а также из средств родителей. Если лагерь организуется из государственных средств то 75 % путёвки оплачивается за счёт социального страхования, 20 % - профсоюзов, а если он организуется за счёт других средств то 75 % доля делится надвое - 50 % за счёт социального страхования и 25 % за счёт хозяйствующих субъектов. 77-78 % суммы путёвки расходуется на питание, 20-22 % на зарплату работников, 1 % на культурные мероприятия, 1 % на оздоровительные мероприятия в лагерях санаторного типа. В Узбекистане на сегодняшний день действуют 966 лагерей, из них 746 дневного пребывания, 220 загородные, 2 спортивно-оздоровительные и 17 лагерей санаторного типа (рис. 2).
Рис. 2. Доля лагерей Узбекистана по специализации
1.2. путёвки в санатории и дома отдыха реализуются через профсоюзные отделения на предприятиях и в организациях, 50 % путёвки выплачивается за счёт профсоюза. В Узбекистане при Федерации Профсоюзов действует Санаторно-курортное управление, которое регулирует 16 санаториев на территории Узбекистана и 2 санатория за пределами страны (Кисловодск и Ялта);
41)1) и 344.3
?5Я 281 275.9
250 - 251 237 221.6 --- —■
К 248,2 260 266 260 273
217
50 - 25.2 25.5 25.6 23,6 39,2 35,3 34,9 33,6 35,7
4— -•- -•- -♦- -#— ♦ ♦ -♦
2001 й 2002 й 2003 й 2004 й 2005 г 2006г 2007 г 2008 г 2009 г
о&ьём вместимость —*— отдохнувшие
Рис. 3. Количественные показатели санаториев Узбекистана
2. посредством районных и городских отделений социальной защиты населения: потенциальные потребители путёвок - ветераны и участники второй мировой войны и люди им приравнённые, а также лица
сопровождающие, участники трудового фронта награждённые орденами и медалями, члены семьи погибших военных, пенсионеры союзного и республиканского уровня, другие группы пенсионеров и инвалидов. В Узбекистане при Министерстве труда и социальной защиты населения действует 6 санаториев и 2 дома отдыха для престарелых;
3. посредством разных социальных фондов: в Узбекистане функционируют такие фонды, как международный фонд экологии и оздоровления Узбекистана «Экосан», международный благотворительный фонд «За здоровое поколение (Соглом авлод учун)», Международный женский фонд «Женщина Востока (Шарк аёли)», Благотворительный фонд «Махалля» Узбекистана, Детский фонд Узбекистана и др. которые организовывают и финансируют туристические путешествия, экскурсии и отдых местного населения нуждающихся в помощи и социальной поддержке.
Исходя из вышеуказанных можно сделать следующие рекомендации по развитию услуг социального туризма в Узбекистане:
- внести изменения в Закон Республики Узбекистан «О туризме»: включить понятие «социальный туризм» и «услуги социального туризма»;
- объединить три разных структуры в одно: при национальной компании «Узбектуризм» создать отдел социального туризма, который регулировал деятельность детских лагерей, санаториев и домов отдыха, реализации их услуг;
- принять целенаправленные государственные программы развития детско-юношеского, молодёжного и инвалидного туризма;
- создать комплексные детские лагеря: включить в один комплекс несколько лагерей, находящихся поблизости;
- создать цепь хостелей в туристических центрах Узбекистана;
- расширить рекламную деятельность среди местного населения Узбекистана.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
© Пратонина И.А.*
Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс,
г. Орел
В статье приводится обзор международного опыта инновационного
развития (основные этапы становления инновационной политики).
* Аспирант кафедры «Мировая экономика и статистика».