УДК 159.9.075:613.86[]:377.5-057.87 М. Ю. СТУПИНА, Н. П. СЕТКО
ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России M. YU. STUPINA, N. P. SETKO
ESPECIALLY THE LEVEL OF ANXIETY AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
SBEIHPE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Healthcare of Russia
РЕЗЮМЕ
В статье представлены данные об особенностях социально-психологической адаптации и уровне тревожности обучающихся профессиям оператора, машиниста и бурильщика. Установлено, что нормальную социально-психологическую адаптацию имели 44,4% всех обследованных, нарушения адаптационных реакций выявлено у 55,6% обучающихся, среди которых первое место занимают нарушения адаптации в сфере учебной деятельности 32,05%, на втором месте - эмоциональное неблагополучие 22,8%, третье место занимают нарушения адаптации в коммуникативной сфере - 18,8%, на четвертом месте нарушения поведенческой сферы - 15,27% и пятое место занимает дезадаптация, связанная с проявлениями ад-диктивного и делинквентного поведения - 2,23%.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ, СКЛОННОСТЬ К РАЗВИТИЮ СТРЕССА, ОБУЧАЮЩИЕСЯ.
SUMMARY
The article presents data on peculiarities of socio-psychological adaptation and the level of anxiety of students to the professions of the operator, the engineer and driller. Found that normal socio-psychological adaptation were 44,4% of all surveyed, disorders of adaptive reactions were detected in 55,6% of students, among which the first place is a violation
Ступина Мария Юрьевна - аспирант кафедры гигиены и эпидемиологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России e-mail: [email protected], тел. +7 (3532)500606; доб:642 Cетко Нина Павловна - заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, д.м.н., профессор e-mail: [email protected], тел. +7 (3532)500606; доб:620
of adaptation in the educational activities of 32,05%; in second place - the emotional distress of 22,8%, the third place is taken by violations of adaptation in the communicative sphere - 18,8%, in fourth place disorders behavioral spheres of 15,27% and fifth place is disadaptation, connected with the manifestations of addictive behavior and delinquency at 2,23%.
KEY WORDS: THE LEVEL OF ANXIETY, SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION, THE TENDENCY TO DEVELOP STRESS STUDYING.
ВВЕДЕНИЕ
Охрана здоровья студенческой молодежи считается одной из важнейших социальных задач общества. Проблема охраны психического здоровья населения и, в первую очередь, наименее защищенных его групп, к которым относятся подростки, является одной из наиболее актуальных проблем современности [5, 1, 2].
Это связано со стремительным увеличением числа и изменением соотношения факторов среды обитания, внутренних инновационных информационных средств обучения, грузом новых взаимоотношений, оказывающих неблагоприятное влияние преимущественно на неокрепшую нервно-психическую сферу подрастающего поколения. В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие среды обитания, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменяющимся для них условиям жизни, коллектива, высокой суммарной учебной нагрузки, большого объема, новизны и сложности материала, которым должен овладеть студент. В психогигиене, как одном из научных
направлений гигиены детей и подростков, традиционно большое влияние уделяется проблеме адаптации учащихся к внутренней среде образовательных учреждений. В этой связи проблема потенциальной стрессогенности образовательной среды средних профессиональных образовательных учреждений, причиной которой является несоответствие медико- и психосоциального статуса учащихся все более высоким требованиям умственной и психической нагрузки, предъявляемым к учащимся, является актуальной и своевременной [3, 4].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - определить особенности социально-психологической адаптации и уровня тревожности обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО) по подготовке специалистов нефтегазовой промышленности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Исследование показателей социально-психологической адаптации и уровня тревожности проведено у обучающихся СПО по специальности «машинист буровых установок, оператор по ремонту скважин, бурильщик нефтяных и газовых скважин» в динамике обучения с 1 по 3-й курс.
Уровень социально-психологической адаптации обучающихся определялся по методике, предложенной А. А. Барановым и соавт. (2005), с использованием анкет. Уровень тревожности оценивался по шкале проявления тревожности Дж. Тейлора (1953).
Статистическая обработка полученных показателей проводилась с использованием компьютерной программы «^аШИса» версия 6.0. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В результате проведенного исследования установлено, что нормальную социально-психологическую адаптацию имели 44,4% всех обследованных обучающихся. Нарушения адаптационных реакций выявлено у 55,6%. При анализе структуры выявленных нарушений в социально-психологической дезадаптации всех обучающихся, представленной на рисунке 1, установлено, что первое место занимают нарушения адаптации в сфере учебной деятельности - 32,05%; на втором месте - эмоциональное неблагополучие - 22,8%, третье место занимают нарушения адаптации в коммуникативной сфере - 18,8%, на четвертом месте нарушения поведенческой сферы - 15,27% и пятое место занимает дезадаптация, связанная
с проявлениями аддиктивного и делинквентного поведения - 2,23%, что приводит к эмоциональной неустойчивости и развитию стресса.
По данным, представленным на рисунке 2, показано, что лидирующие позиции по количеству обучающихся, имеющих различные виды дезадаптации, занимают в основном первые и третьи курсы, что может быть связано с адаптацией к учебному процессу на 1-м курсе и с увеличением производственной практики по конкретной профессии на 3-м курсе. Так, дезадаптация в сфере учебной деятельности выявлена у 39,13% студентов первого курса, обучающихся профессии машиниста, которая в процессе обучения к 3-му курсу снижается до 24,14% и дезадаптации в поведенческой сфере с 17,39% до 13,79%, а также повышении дезадаптации в коммуникативной сфере с 4,35% до 27,59% и эмоционального неблагополучия с 17,39% до 24,14%. При оценке социально-психологической дезадаптации обучающихся профессии оператора установлено, что ко 2-му курсу увеличивается число студентов с дезадаптацией в сфере учебной деятельности с 30% до 40,9% и с дезадаптацией в поведенческой сфере с 15% до 18,2%, а к 3-му курсу наблюдается снижение этих показателей до 26,32% и до 10,53% соответственно. В процессе обучения к 3-му курсу повышается количество подростков с дезадаптацией в коммуникативной сфере с 5% до 36,84% и с эмоциональным неблагополучием с 15% до 31,58%. Среди обучающихся профессии бурильщика наблюдается снижение ко 2-му курсу подростков с дезадаптацией в сфере учебной деятельности с 51,1% до 16%, дезадаптацией в поведенческой сфере с 20% до 8%, дезадаптацией в коммуникативной сфере с 22,2% до 4% и с эмоциональным неблагополучием с 42,2% до 8%, а к 3-му курсу прослеживается увеличение этих показателей до 44,9%, 26,53%, 40,8% и 32,65% соответственно.
Социально-психологическая дезадаптация закономерно приводит к напряжению механизмов адаптации и развитию стрессового состояния. Как видно из таблицы, при распределении обучающихся профессии бурильщика в зависимости от уровня тревожности в динамике обучения наблюдается снижение числа студентов с очень высоким уровнем тревожности к 3-му курсу с 13,4% до 8,7%, с высоким уровнем тревожности с 24,4% до 5% и со средним с тенденцией к высокому с 37,8% до 15%
ко 2-му курсу, а также увеличение к третьему курсу числа студентов со средним уровнем тревожности с тенденцией к низкому с 22,2% до 34,78% и ко 2-му курсу с низким уровнем тревожности с 2,2% до 50%. При этом от 2-го к 3-му курсу увели-
Рисунок
Установлено увеличение ко второму курсу числа обучающихся профессии оператора с очень высоким уровнем тревожности от 12% до 27,27% и низким от 32 до 45,45%, к 3-му курсу увеличение студентов с высоким уровнем тревожности с 8% до 20% и со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому от 16% до 36%. При этом от 2-го к 3-му курсу наблюдается увеличение количества подростков со средним уровнем тревожности с тенденцией к низкому с 18,18% до
чивается число обучающихся с высоким уровнем тревожности с 5% до 21,74% и со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому с 15% до 30,43%, при снижении удельного веса студентов с низким уровнем тревожности с 50% до 4,35%.
28% за счет уменьшения с очень высоким уровнем тревожности от 27,27% до 12% и низким уровнем тревожности с 45,45% до 4%.
Число обучающихся профессии машиниста с очень высоким уровнем тревожности к 3-му курсу увеличилось с 18,37 до 24,15% за счет уменьшения количества студентов со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому с 16,3% до 13,79% и со средним уровнем с тенденцией к низкому с 22,45% до 17,24%. Количество подростков
1 - Структура социально-психологической дезадаптации у обучающихся учреждения среднего профессионального образования (%)
Рисунок 2 - Распределение обучающихся в зависимости от уровня социально-психологической
дезадаптации (%)
с высоким уровнем тревожности резко увеличилось ко 2-му курсу с 4,1% до 42,11% и сократилось к 3-му курсу до 10,34%, одновременно с этим чис-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, выявленные изменения в социально-психологической адаптации обучающихся свидетельствуют о необходимости разработки профилактических мероприятий, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, повышения уровня адаптации и психологической устойчивости к воздействию внешних факторов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Тимербулатов, И. Ф. Особенности тревожных расстройств у подростков крупного промышленного центра / И. Ф. Тимербулатов, В. Л. Юлдашев, Т. Р. Зулькарнаев // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков : сборник научных трудов Межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа. 2006. - С. 251-254.
2. Тимербулатов, И. Ф. Комплексная оценка факторов риска формирования пограничных психических расстройств у подростков с позиции биопсихосоциального подхода / И. Ф. Тимербулатов, В. Л. Юлдашев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. - 2008. -№ 1. - С. 27-31.
ло обучающихся с низким уровнем тревожности уменьшилось с 38,78% ко 2-му курсу и повысилось до 34,48 к 3-му курсу.
3. Сетко, Н. П. Психофизиологические критерии отбора детей в инновационные образовательные учреждения, как мера профилактики развития отклонений в состоянии здоровья современных гимназистов / Н. П. Сетко, Е. В. Булычева, А. Я. Валова // Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни : материалы XI Межрегиональной научно-практической конференции. - Оренбург, 2016. - С. 59-62.
4. Сетко, Н. П. Особенности формирования донозологических форм пограничных нервно-психических расстройств у современных подростков / Н. П. Сетко, Е. В. Булычева, Г. В. Садчикова // Формирование здорового образа жизни школьников в современных условиях : материалы Международной конференции стран ВЕЦА. - Москва, 2016. - С. 92.
5. Кучма, В. Р. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях / В. Р. Кучма, Е. А. Ткачук, Н. В. Ефимова // Вопросы школьной университетской медицины и здоровья. - 2015. - № 1. -С. 4-11.
Таблица - Распределение обучающихся в зависимости от уровня тревожности (%)
Л н Количество обучающихся в %
о я Л и Курс Низкий уровень Средний уровень тревожности Средний уровень тревожности Высокий уровень тревожности Очень высокий уровень тревожности
я к и тревожности с тенденцией к низкому с тенденцией к высокому
« а 1 2,2 22,2 37,8 24,4 13,4
а Л и а 2 50 30 15 5 0
^у РЭ 3 4,35 34,78 30,43 21,74 8,7
Л О 1 32 32 16 8 12
Л Л 2 45,45 18,18 9,1 0 27,27
К О 3 4 28 36 20 12
3 н 1 38,78 22,45 16,3 4,1 18,37
8 К а 2 5,26 10,53 10,53 42,11 31,57
3 34,48 17,24 13,79 10,34 24,15