Научная статья на тему 'Особенности уровня тревожности и социально психологической адаптации обучающихся учреждений среднего профессионального образования'

Особенности уровня тревожности и социально психологической адаптации обучающихся учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СКЛОННОСТЬ К РАЗВИТИЮ СТРЕССА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ступина Мария Юрьевна, Сетко Нина Павловна

В статье представлены данные об особенностях социально-психологической адаптации и уровне тревожности обучающихся профессиям оператора, машиниста и бурильщика. Установлено, что нормальную социально-психологическую адаптацию имели 44,4% всех обследованных, нарушения адаптационных реакций выявлено у 55,6% обучающихся, среди которых первое место занимают нарушения адаптации в сфере учебной деятельности 32,05%, на втором месте эмоциональное неблагополучие 22,8%, третье место занимают нарушения адаптации в коммуникативной сфере 18,8%, на четвертом месте нарушения поведенческой сферы 15,27% и пятое место занимает дезадаптация, связанная с проявлениями аддиктивного и делинквентного поведения 2,23%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ступина Мария Юрьевна, Сетко Нина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY THE LEVEL OF ANXIETY AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article presents data on peculiarities of sociopsychological adaptation and the level of anxiety of students to the professions of the operator, the engineer and driller. Found that normal socio-psychological adaptation were 44,4% of all surveyed, disorders of adaptive reactions were detected in 55,6% of students, among which the first place is a violation of adaptation in the educational activities of 32,05%; in second place the emotional distress of 22,8%, the third place is taken by violations of adaptation in the communicative sphere 18,8%, in fourth place disorders behavioral spheres of 15,27% and fifth place is disadaptation, connected with the manifestations of addictive behavior and delinquency at 2,23%.

Текст научной работы на тему «Особенности уровня тревожности и социально психологической адаптации обучающихся учреждений среднего профессионального образования»

УДК 159.9.075:613.86[]:377.5-057.87 М. Ю. СТУПИНА, Н. П. СЕТКО

ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России M. YU. STUPINA, N. P. SETKO

ESPECIALLY THE LEVEL OF ANXIETY AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

SBEIHPE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Healthcare of Russia

РЕЗЮМЕ

В статье представлены данные об особенностях социально-психологической адаптации и уровне тревожности обучающихся профессиям оператора, машиниста и бурильщика. Установлено, что нормальную социально-психологическую адаптацию имели 44,4% всех обследованных, нарушения адаптационных реакций выявлено у 55,6% обучающихся, среди которых первое место занимают нарушения адаптации в сфере учебной деятельности 32,05%, на втором месте - эмоциональное неблагополучие 22,8%, третье место занимают нарушения адаптации в коммуникативной сфере - 18,8%, на четвертом месте нарушения поведенческой сферы - 15,27% и пятое место занимает дезадаптация, связанная с проявлениями ад-диктивного и делинквентного поведения - 2,23%.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ, СКЛОННОСТЬ К РАЗВИТИЮ СТРЕССА, ОБУЧАЮЩИЕСЯ.

SUMMARY

The article presents data on peculiarities of socio-psychological adaptation and the level of anxiety of students to the professions of the operator, the engineer and driller. Found that normal socio-psychological adaptation were 44,4% of all surveyed, disorders of adaptive reactions were detected in 55,6% of students, among which the first place is a violation

Ступина Мария Юрьевна - аспирант кафедры гигиены и эпидемиологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России e-mail: [email protected], тел. +7 (3532)500606; доб:642 Cетко Нина Павловна - заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, д.м.н., профессор e-mail: [email protected], тел. +7 (3532)500606; доб:620

of adaptation in the educational activities of 32,05%; in second place - the emotional distress of 22,8%, the third place is taken by violations of adaptation in the communicative sphere - 18,8%, in fourth place disorders behavioral spheres of 15,27% and fifth place is disadaptation, connected with the manifestations of addictive behavior and delinquency at 2,23%.

KEY WORDS: THE LEVEL OF ANXIETY, SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION, THE TENDENCY TO DEVELOP STRESS STUDYING.

ВВЕДЕНИЕ

Охрана здоровья студенческой молодежи считается одной из важнейших социальных задач общества. Проблема охраны психического здоровья населения и, в первую очередь, наименее защищенных его групп, к которым относятся подростки, является одной из наиболее актуальных проблем современности [5, 1, 2].

Это связано со стремительным увеличением числа и изменением соотношения факторов среды обитания, внутренних инновационных информационных средств обучения, грузом новых взаимоотношений, оказывающих неблагоприятное влияние преимущественно на неокрепшую нервно-психическую сферу подрастающего поколения. В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие среды обитания, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменяющимся для них условиям жизни, коллектива, высокой суммарной учебной нагрузки, большого объема, новизны и сложности материала, которым должен овладеть студент. В психогигиене, как одном из научных

направлений гигиены детей и подростков, традиционно большое влияние уделяется проблеме адаптации учащихся к внутренней среде образовательных учреждений. В этой связи проблема потенциальной стрессогенности образовательной среды средних профессиональных образовательных учреждений, причиной которой является несоответствие медико- и психосоциального статуса учащихся все более высоким требованиям умственной и психической нагрузки, предъявляемым к учащимся, является актуальной и своевременной [3, 4].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - определить особенности социально-психологической адаптации и уровня тревожности обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО) по подготовке специалистов нефтегазовой промышленности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Исследование показателей социально-психологической адаптации и уровня тревожности проведено у обучающихся СПО по специальности «машинист буровых установок, оператор по ремонту скважин, бурильщик нефтяных и газовых скважин» в динамике обучения с 1 по 3-й курс.

Уровень социально-психологической адаптации обучающихся определялся по методике, предложенной А. А. Барановым и соавт. (2005), с использованием анкет. Уровень тревожности оценивался по шкале проявления тревожности Дж. Тейлора (1953).

Статистическая обработка полученных показателей проводилась с использованием компьютерной программы «^аШИса» версия 6.0. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В результате проведенного исследования установлено, что нормальную социально-психологическую адаптацию имели 44,4% всех обследованных обучающихся. Нарушения адаптационных реакций выявлено у 55,6%. При анализе структуры выявленных нарушений в социально-психологической дезадаптации всех обучающихся, представленной на рисунке 1, установлено, что первое место занимают нарушения адаптации в сфере учебной деятельности - 32,05%; на втором месте - эмоциональное неблагополучие - 22,8%, третье место занимают нарушения адаптации в коммуникативной сфере - 18,8%, на четвертом месте нарушения поведенческой сферы - 15,27% и пятое место занимает дезадаптация, связанная

с проявлениями аддиктивного и делинквентного поведения - 2,23%, что приводит к эмоциональной неустойчивости и развитию стресса.

По данным, представленным на рисунке 2, показано, что лидирующие позиции по количеству обучающихся, имеющих различные виды дезадаптации, занимают в основном первые и третьи курсы, что может быть связано с адаптацией к учебному процессу на 1-м курсе и с увеличением производственной практики по конкретной профессии на 3-м курсе. Так, дезадаптация в сфере учебной деятельности выявлена у 39,13% студентов первого курса, обучающихся профессии машиниста, которая в процессе обучения к 3-му курсу снижается до 24,14% и дезадаптации в поведенческой сфере с 17,39% до 13,79%, а также повышении дезадаптации в коммуникативной сфере с 4,35% до 27,59% и эмоционального неблагополучия с 17,39% до 24,14%. При оценке социально-психологической дезадаптации обучающихся профессии оператора установлено, что ко 2-му курсу увеличивается число студентов с дезадаптацией в сфере учебной деятельности с 30% до 40,9% и с дезадаптацией в поведенческой сфере с 15% до 18,2%, а к 3-му курсу наблюдается снижение этих показателей до 26,32% и до 10,53% соответственно. В процессе обучения к 3-му курсу повышается количество подростков с дезадаптацией в коммуникативной сфере с 5% до 36,84% и с эмоциональным неблагополучием с 15% до 31,58%. Среди обучающихся профессии бурильщика наблюдается снижение ко 2-му курсу подростков с дезадаптацией в сфере учебной деятельности с 51,1% до 16%, дезадаптацией в поведенческой сфере с 20% до 8%, дезадаптацией в коммуникативной сфере с 22,2% до 4% и с эмоциональным неблагополучием с 42,2% до 8%, а к 3-му курсу прослеживается увеличение этих показателей до 44,9%, 26,53%, 40,8% и 32,65% соответственно.

Социально-психологическая дезадаптация закономерно приводит к напряжению механизмов адаптации и развитию стрессового состояния. Как видно из таблицы, при распределении обучающихся профессии бурильщика в зависимости от уровня тревожности в динамике обучения наблюдается снижение числа студентов с очень высоким уровнем тревожности к 3-му курсу с 13,4% до 8,7%, с высоким уровнем тревожности с 24,4% до 5% и со средним с тенденцией к высокому с 37,8% до 15%

ко 2-му курсу, а также увеличение к третьему курсу числа студентов со средним уровнем тревожности с тенденцией к низкому с 22,2% до 34,78% и ко 2-му курсу с низким уровнем тревожности с 2,2% до 50%. При этом от 2-го к 3-му курсу увели-

Рисунок

Установлено увеличение ко второму курсу числа обучающихся профессии оператора с очень высоким уровнем тревожности от 12% до 27,27% и низким от 32 до 45,45%, к 3-му курсу увеличение студентов с высоким уровнем тревожности с 8% до 20% и со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому от 16% до 36%. При этом от 2-го к 3-му курсу наблюдается увеличение количества подростков со средним уровнем тревожности с тенденцией к низкому с 18,18% до

чивается число обучающихся с высоким уровнем тревожности с 5% до 21,74% и со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому с 15% до 30,43%, при снижении удельного веса студентов с низким уровнем тревожности с 50% до 4,35%.

28% за счет уменьшения с очень высоким уровнем тревожности от 27,27% до 12% и низким уровнем тревожности с 45,45% до 4%.

Число обучающихся профессии машиниста с очень высоким уровнем тревожности к 3-му курсу увеличилось с 18,37 до 24,15% за счет уменьшения количества студентов со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому с 16,3% до 13,79% и со средним уровнем с тенденцией к низкому с 22,45% до 17,24%. Количество подростков

1 - Структура социально-психологической дезадаптации у обучающихся учреждения среднего профессионального образования (%)

Рисунок 2 - Распределение обучающихся в зависимости от уровня социально-психологической

дезадаптации (%)

с высоким уровнем тревожности резко увеличилось ко 2-му курсу с 4,1% до 42,11% и сократилось к 3-му курсу до 10,34%, одновременно с этим чис-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, выявленные изменения в социально-психологической адаптации обучающихся свидетельствуют о необходимости разработки профилактических мероприятий, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, повышения уровня адаптации и психологической устойчивости к воздействию внешних факторов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Тимербулатов, И. Ф. Особенности тревожных расстройств у подростков крупного промышленного центра / И. Ф. Тимербулатов, В. Л. Юлдашев, Т. Р. Зулькарнаев // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков : сборник научных трудов Межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа. 2006. - С. 251-254.

2. Тимербулатов, И. Ф. Комплексная оценка факторов риска формирования пограничных психических расстройств у подростков с позиции биопсихосоциального подхода / И. Ф. Тимербулатов, В. Л. Юлдашев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. - 2008. -№ 1. - С. 27-31.

ло обучающихся с низким уровнем тревожности уменьшилось с 38,78% ко 2-му курсу и повысилось до 34,48 к 3-му курсу.

3. Сетко, Н. П. Психофизиологические критерии отбора детей в инновационные образовательные учреждения, как мера профилактики развития отклонений в состоянии здоровья современных гимназистов / Н. П. Сетко, Е. В. Булычева, А. Я. Валова // Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни : материалы XI Межрегиональной научно-практической конференции. - Оренбург, 2016. - С. 59-62.

4. Сетко, Н. П. Особенности формирования донозологических форм пограничных нервно-психических расстройств у современных подростков / Н. П. Сетко, Е. В. Булычева, Г. В. Садчикова // Формирование здорового образа жизни школьников в современных условиях : материалы Международной конференции стран ВЕЦА. - Москва, 2016. - С. 92.

5. Кучма, В. Р. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях / В. Р. Кучма, Е. А. Ткачук, Н. В. Ефимова // Вопросы школьной университетской медицины и здоровья. - 2015. - № 1. -С. 4-11.

Таблица - Распределение обучающихся в зависимости от уровня тревожности (%)

Л н Количество обучающихся в %

о я Л и Курс Низкий уровень Средний уровень тревожности Средний уровень тревожности Высокий уровень тревожности Очень высокий уровень тревожности

я к и тревожности с тенденцией к низкому с тенденцией к высокому

« а 1 2,2 22,2 37,8 24,4 13,4

а Л и а 2 50 30 15 5 0

^у РЭ 3 4,35 34,78 30,43 21,74 8,7

Л О 1 32 32 16 8 12

Л Л 2 45,45 18,18 9,1 0 27,27

К О 3 4 28 36 20 12

3 н 1 38,78 22,45 16,3 4,1 18,37

8 К а 2 5,26 10,53 10,53 42,11 31,57

3 34,48 17,24 13,79 10,34 24,15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.