(10 чел.) и на начальном уровне воспитанности нравственных качеств находятся, соответственно, 20% детей старшего дошкольного возраста (4 чел.).
Дети испытывали значительные сложности при объяснении таких качеств как «справедливость», «вина». Наиболее чёткое, точное, правильное представление они имеют о «добре», «зле», «дружбе».
Отрицательная направленность ребят во время эксперимента проявлялась очень часто в использовании в речи личных местоимения типа «я», «мне». Одним из ведущих показателей стала общительность детей. Больше половины детей показали результат выше среднего (по поведенческому критерию).
Но, необходимо отметить тот факт, что результаты диагностики выявили низкий уровень воспитанности нравственных качеств у 20% детей, поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации комплекса мероприятий, направленного на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Список литературы
1. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова М.: Мозаика-Синтез, 2012. 276 с.
2. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. М.: Детство-Пресс, 2010. 96 с.
3. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский. М.: Академия, 2011. 144 с.
ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Мустафоев Б.И.
Мустафоев Бахтиёр Ибрагимович - доцент, заведующий кафедрой, кафедра методики преподавания дошкольного и начального образования, Бухарский областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров народного образования, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрыты особенности уроков музыки в общеобразовательных школах. Ведущий принцип педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития, -заинтересовать и увлечь школьников музыкой требует выведения на первый этап тех методов обучения и воспитания, которые позволяют вызвать в учащихся понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком.
Ключевые слова: школа, урок музыка, воспитания, обучения.
В Республике Узбекистан развита музыкально -эстетическая культура. Во всех школах нашей страны проводятся учебные занятия по музыке, которые оснащены и оборудованы наглядными пособиями, аудио-техникой, музыкальными инструментами, проекторами и телевизорами.
Урок музыкальной культуры рассматривается сегодня как произведение художественно-педагогического искусства. Систематическая работа музыкального воспитания в музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке. Такое отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью и открывает для
ребенка богатый мир добра, света, красоты, а также учит творческой преобразовательской деятельности.
Музыка помогает понять красоту окружающего мира, людей, животных, разнообразные явления и картины природы, также она может веселить и печалить, под нее можно танцевать, маршировать, разыгрывать различные сценки и т.д. Не зря в народе есть выражение «душа поет». Действительно, слушая музыку, поднимается настроение людей и уходит усталость.
Ведущий принцип педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития, - заинтересовать и увлечь школьников музыкой требует выведения на первый этап тех методов обучения и воспитания, которые позволяют вызвать в учащихся понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. [1] Погружение в атмосферу музыки, возможность сюжетного построения музыкальной культуры, в котором звучание музыкальных фрагментов, пение, музыкально -ритмические упражнения, пластические движения следуют друг другом, цепляясь одно за другое, перетекая и обогащаясь, не давая ни на минуту расслабляться и остановиться. Музыка везде, во всем, она живет внутри сюжета и детей. Нет необходимости кого-то заставлять что-то повторить. Сюжет как драматургический стержень объединяет в одно целое материал на разных программных уровнях урока, четверти, полугодии. В основе построения сюжета лежит история, созданная учителем, наподобие дидактической игры-сказки. В ней могут жить и действовать герои песен, музыкальные термины в олицетворённом виде, происходит события, подсказанные содержанием музыки и текста.
Здесь можно опираться на популярные мотивы сказок. Можно подключить желание и фантазию самих детей. Сказка, сказочные образы, символика близки и поняты детям. Каждый ребенок живет в мире, где все может говорить, думать, петь, двигаться чувствовать. Все это позволяет ввести детей в мир музыки, акцентируя внимание на том, что сейчас он учится петь, интонировать, осваивать ритм, азы музыкальной грамотности, импровизации и т.п.
В процессе занятий музыкой все происходит естественно. Но несмотря на это, следует учесть психологические особенности школьников: неустойчивость внимания, необходимость смены эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, моторная активность, непосредственность переживаний, потребность в самовыражениях в самых разных формах.
Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество (в доступных пределах). Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, в структуру урока вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.
Стремление к достижению основной цели - воспитанию эстетических чувств -придает всей структуре урока внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. От общения с музыкой на уроке учащиеся должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена ее воспитательная функция.
Насыщая программу музыкального воспитания национальным и региональным материалом, ее пользователи приближают концептуальную основу, «государственный стандарт» музыкального воспитания, к особенностям и задачам музыкальной работы, проводимой областью, городом, школой или даже школьным классом.
В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования школьников основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к художественной музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней.
Сегодня, когда интеграционные процессы в школе уже приводят к тому, что преподавание многих школьных предметов не обходится без искусства (т. е. обучение опирается не только на принципы общей дидактики, но и на принципы педагогики искусства), наблюдается тенденция осуществлять образование в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства.
Современный взгляд на урок музыки все больше отстаивает то положение, что урок музыки прежде всего должен быть уроком искусства. Сторонников преподавания музыки в школе как искусства становится все больше. Однако именно в понимании того, что нужно сделать, чтобы урок музыки стал действительно уроком искусства, существуют разночтения, выражающиеся иногда в полярно противоположных точках зрения.
Именно в воспитании живого ощущения музыки видятся истоки становления подхода к преподаванию музыки как живого образного искусства.
В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования школьников основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к художественной музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней.
Список литературы
1. Постановление кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Государственных образовательных стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования». № 187. 6 апреля 2017 г., город Ташкент.