УДК 94(470.23-25):71 ГРНТИ 03.23: История России
Е.С. Котова
Особенности управления «зелёным строительством» в период послевоенного восстановления хозяйства Ленинграда
Процесс послевоенной реконструкции населенных пунктов в СССР был сложным и продолжительным явлением. Во второй половине 1940-х гг. вопросы организации быта и улучшения условий жизни людей власть воспринимала как второстепенные, и большинству населения хозяйственная неустроенность казалась неизбежной. Однако современные исследователи выделяют отрезок времени, неоднородный с точки зрения историко-политического развития страны, -середины 1930 - конец 1950-х гг. - как качественно единый период в развитии городского пространства. При актуализации озеленительной пропаганды и развитии политической риторики основные направления озеленительной практики определяла историческая преемственность.
Повышение роли озеленения в системе организации городского пространства во второй половине 1940-х гг. было связано с появлением Управления садово-паркового хозяйства (УСПХ). Исследование проведено в соответствии с концепциями исторического урбанизма, основывается на неопубликованных источниках из архива УСПХ (ЦГА СПб, Ф. Р-4996).
Ключевые слова: УСПХ, озеленение, «зелёное строительство», генеральный план, восстановление хозяйства, благоустройство, В.Е. Романов, градостроительство, П.Ф. Ладанов, Горзеленстрой.
E.S. Kotova
"Green building" Management Features in the period of post-war reconstruction of Leningrad economy
The process of post-war reconstruction of settlements in the Soviet Union was a complex and long phenomenon. In the second half of the 1940s. questions of life and improving the living conditions of people's power organization perceived as minor, and most people seemed imminent economic disorder. However, modern researchers identify the length of time a non-uniform in terms of the historical and political development of the country - from the mid-1930s. until the end of the 1950s, - both qualitatively single period in the development of urban space. When updating the planting propaganda and political rhetoric of development, the main directions of the planting practices defined historical continuity.
When updating the planting propaganda and political rhetoric of development, the main directions of the planting practices defined historical continuity. Increasing the role
© Котова Е С., 2017 © Kotova E.S., 2017
of greenery in the system of urban space organization in the second half of the 1940s. It was associated with the appearance of the Office of landscape management (USPH).
The transformation of landscape management Leningrad in one of the most important sectors of the urban economy has been associated with the emergence of USPH. The study was conducted in accordance with the concepts of historical urbanism, based on unpublished sources from the archive USPH (CSA St. Petersburg, F. R- 4996).
Key words: USPH, landscaping, "green building", general plan, recovery of the economy, improvement of the city, V.E. Romanov, urban planning, P.F. Ladanov, Gor-zelenstroy.
Процесс послевоенной реконструкции населенных пунктов в СССР был сложным и достаточно продолжительным. С одной стороны, во второй половине 1940-х гг. вопросы организации быта и улучшения условий жизни людей власть воспринимала как второстепенные, с другой стороны, большинству населения хозяйственная неустроенность казалась неизбежной, как и другие трудности послевоенного существования - запоздавшие похоронки, хлебные карточки, дефицит одежды [5, с. 55-61].
На территории СССР значительно сократился жилищный фонд. В Ленинграде за время войны было разрушено более 20 % площади жилых кварталов, около полумиллиона жителей лишились своих домов [4, с. 71-72]. В 1944 г. в соответствии с постановлением СНК СССР было сформировано Управление по делам архитектуры исполкома Ленсовета, которое приступило к разработке «Проекта Генерального плана восстановления и развития Ленинграда» [2, с. 101-122]. Новый Генплан был принят в 1948 г. (взамен прежнего, давно потерявшего актуальность Генплана 1939 г.) и был рассчитан не менее чем на 10 лет. План включал в себя не только пункты с рациональным содержанием, но и постулаты из сферы идеологии [4, с. 78-79].
Особенности административно-командного управления, казалось бы, всецело определяли градостроительную политику в Ленинграде. Однако современные исследователи выделяют отрезок времени, неоднородный с точки зрения историко-политического развития страны, - с середины 1930-х гг. до конца 1950-х гг. - как качественно единый период в развитии системы градорегулирования [3, с. 15]. Переломным для градостроительства называют не 1949 г., когда начались репрессии в среде ленинградских партийных деятелей [5, с. 203], а 19541955 гг., когда в СССР были изданы строительные нормы и правила, регулирующие застройку, и появились технико-экономические показатели, характеризующие проекты с точки зрения экономичности и быстроты возведения [2, с. 162-167]. В историографии возник вариант периодизации развития градостроительства Ленинграда, основанный не на политическом, а на отраслевом принципе. В соответствии с концепциями исторической урбанистики, озеленительная практика как со-
51
ставная часть градостроительного процесса также определялась внутренними особенностями развития, что могут подтвердить материалы об организации управления озеленением в Ленинграде.
К середине XX в. ленинградские озеленители накопили значительный хозяйственный опыт. Первым звеном в садово-парковом хозяйстве Санкт-Петербурга был Летний сад, заложенный в 1704 г., а первым органом управления озеленением - Садовая контора, основанная в 1710 г. для заготовки и закупки растений для садов Петербурга. В 1723 г. началась подготовка специалистов-садовников в Русской Садовой школе. Сады общественного пользования появились в Петербурге в 1836 г., когда 32 частновладельческих участка перешли в ведение города. В 1858 г. было утверждено Российское общество садоводов [10]. До революции основные вопросы озеленения города и развития садово-паркового хозяйства обсуждались на заседаниях Городской думы. Садовая контора в союзе с Обществом садоводов следила за сохранностью насаждений и решала вопросы селекции; организация работ по обустройству садов и рощ проводилась ими совместно с владельцами участков [7, с. 88].
После 1917 г. было определено новое назначение садов и парков. Вместе с ликвидацией частной собственности на землю государство приобрело широкие полномочия для переустройства зеленых пространств города в соответствии с целью «обучения» нового социалистического человека [6, с. 219-235]. Многочисленные проекты будущих социалистических городов предполагали существенное озеленение [10, с. 651]. По мнению А.Г. Вайтенса, социалистический город подразумевал для его создателей (градостроителей, представителей власти) прежде всего коллективное пространство, в котором можно делить с другими и труд, и собственность, и отдых. Однако смелые эксперименты в сфере озеленения, такие как попытки строительства «городов-садов» или создания экологических организаций, не были успешны [6, с. 219-235].
В 1930-е гг. определяющую роль в управлении озеленением Ленинграда играли Отдел садово-паркового хозяйства при управлении благоустройства Ленинграда и Музей города. В связи с тем, что в 1935 г. был утвержден первый Генеральный план Ленинграда, вопросы увеличения, сохранения, правильной эксплуатации зеленого фонда приобрели особую актуальность. Началась разработка документов для унификации зеленого строительства, и в Музее города была создана садово-парковая секция во главе с Е.А. Поляковой. Сохранились свидетельства того, что Полякова выполняла научно-исследовательские работы по заказам Института стандартизации и норм, планировочного отдела Ленинградского областного отдела коммунального хозяйства, Государственной академии коммунального хозяйства при Совнаркоме РСФСР, Государственной московской академии коммунального хозяй-
ства по сектору зелёного строительства, отдела озеленения управления благоустройства Ленинграда. Изучив материалы личного архива Е.А. Поляковой, Т.В. Балабко установила, что Полякова разрабатывала проблемы теоретического характера, читала специальные лекции по темам выставок на основе исследования широчайшего спектра экспонатов садово-паркового дела (чертежей, статистических данных, фотографий, работ иностранных специалистов и т. д.), учитывая накопленный дореволюционный опыт [1, с. 71-79].
За время блокады многие специалисты садово-паркового хозяйства погибли, более половины площади питомников были уничтожены, разрушены почти все оранжереи и теплицы, цветников не осталось. Все усилия работников сферы благоустройства были направлены на сохранение культурно-исторического наследия Ленинграда. В то же время деревья и кустарники гибли десятками тысяч, дорожки и площадки нуждались в восстановлении [11].
27 января 1944 г., в день полного снятия блокады, Ленинградский городской совет депутатов и трудящихся принял решение о создании городского Управления садово-паркового хозяйства и зелёного строительства (УСПХ) в составе Исполкома Ленгорсовета. Начальником управления был назначен Василий Евграфович Романов (1907-1967), -участник обороны Ленинграда [11].
В июне 1944 г. исполком Ленгорсовета утвердил положение, в котором уточнялись задачи, функции УСПХ, его структура. Управление должно было осуществлять планирование, управление и контроль за зеленым строительством и эксплуатацией садово-паркового хозяйства Ленинграда, в частности разрабатывать генеральные и годовые планы озеленения Ленинграда; сотрудничать с научно-исследовательскими учреждениями в работе над проблемами озеленения; издавать пособия и плакаты по вопросам зеленого строительства и уходу за зелеными насаждениями; готовить кадры специалистов в области садово-паркового хозяйства; проводить конференции для обмена опытом. УСПХ было также наделено правом участвовать в рассмотрении проектов гражданских сооружений, выдавать разрешения на вырубку зеленых насаждений, вести контроль за выполнением всеми организациями (учреждениями, предприятиями) на территории города директив, относящихся к озеленению, в случае отсутствия должного ухода - изымать зеленые насаждения у организаций (учреждений, предприятий). Управление также должно было осуществлять руководство работой частей, вошедших в его структуру.
В структуру УСПХ в 1944 г. вошли производственно-технический отдел, садово-парковая инспекция, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, управление делами, научно-технический совет, отдел снабжения. В декабре 1944 г. в целях общего технического надзора над всеми зелеными насаждениями города и пригородов,
независимо от их ведомственной принадлежности, в составе управления была создана садово-парковая инспекция; кроме того в ведение управления перешли некоторые хозрасчетные единицы: Цветочно-питомнический трест, Трест садово-паркового хозяйства, Строительная контора «Ленгорзеленснаб», Снабсбытконтора «Ленгорзеленснаб», а также Станция зеленых насаждений, осуществлявшая деятельность за счет бюджетных средств. За управлением было оставлено право организовывать новые хозрасчетные единицы с разрешения исполкома Лен-горсовета [12. Л. 1-3].
К августу 1944 г. сотрудники УСПХ составили доклад о состоянии зеленого хозяйства Ленинграда и перспективах его развития. В этом докладе была научно обоснована потребность больших городов в масштабном озеленении: зеленые насаждения нужны были городу для достижения высоких санитарно-гигиенических, физкультурно-оздоровительных, эстетических показателей. По данным предвоенных наблюдений Ленинград находился на втором месте по загрязненности воздуха после Магнитогорска. Это связывали как раз с тем, что темпы озеленения пространства отставали от контрольных цифр Генплана в четыре раза, и на одного жителя приходилось около 9 кв. м зелени вместо 38, при этом очевидной была тенденция к сокращению «подушевой» нормы зеленых насаждений. Исправить ситуацию должны были «артериальные посадки» [13. Л. 1-36].
По итогам обследования был утвержден План зеленого строительства на 1946-1950 гг. и перспективу - 1951-1960. В соответствии с планом объекты восстановления и строительства (сады, парки, скверы, объекты внутриквартального озеленения и др.) были дифференцированы по ведомственному подчинению; план определял площадь и стоимость реконструкции и строительства объектов озеленения, время проведения работ [14. Л. 1-3]. Генеральная схема озеленения Ленинграда, разработанная совместно архитекторами и озеленителями, подразумевала взаимосвязь пригородной лесопарковой зоны и водной системы с внутригородскими зелеными насаждениями. Эта взаимосвязь должна была осуществляться через распространение зеленых массивов от берегов Финского залива, Невы и ее рукавов вглубь города, и при помощи создания «зеленых клиньев» от пригородных лесов и полей к центру [8, с. 125-126]. Такая схема была созвучна проектам, созданным Е.А. Поляковой на базе Музея города в 1930-е гг.
Первые финансовые отчеты управления свидетельствовали о наличии проблем в системе взаимодействия между элементами структуры управления, преодолеть которые было сложно. Наиболее полно проблемы в управлении в первое послевоенное десятилетие раскрыты в материалах совещания у председателя исполкома П.Ф. Ладанова «О работе управления садово-паркового хозяйства и зеленого строительства» в августе 1952 г. [15]. Совещание было плановым мероприятием;
присутствовавшие должны были заслушать доклад исполнителей о работе УСПХ, «глубже посмотреть управление», наметить практические меры для улучшения работы.
Доклад не содержал самокритики. Председатель Исполкома Ла-данов спровоцировал дискуссию, отметив, что руководители собрались на совещание не петь дифирамбы, а обсудить, в частности, рентабельность управления [15. Л. 2]. Одна из тем, всколыхнувших эмоции представителей управления - обеспеченность кадрами. По мнению начальника УСПХ Романова, эта проблема не могла быть решена, пока сотрудники Управления не были обеспечены жильем: «Мы должны иметь 350 человек, а имеем 160 из-за отсутствия жилья» [15. Л. 7]. Начальник конторы Горзеленстрой Смоленский добавлял, что привлечение временных рабочих не могло гарантировать Горзелен-строю выполнение плановых работ по озеленению в срок, поскольку во время обучения временные работники не имели должных знаний для проведения работ, а после прохождения обучения «из 1000 остается 50». Смоленский также считал, что жилье является определяющим фактором при поиске рабочих и в подтверждение своих слов был готов показать фотографии общежитий, в которых вынуждены жить немногочисленные сотрудники конторы [15. Л. 14-15]. Романов доложил о недостаточности финансирования, которое накануне было урезано на 50% по предъявлению Генплана, при этом на организацию работы в новых парках немедленно требовалось 400 тыс. р. [15. Л. 28]. В ответ на его требования представитель исполкома Дерябин выразил сомнение, что в садово-парковых конторах районов выделенные средства будут освоены. В сторону Романова прозвучала критика касательно высокой себестоимости продукции управления, задержки выплат в бюджет, недостаточного внимание к районным конторам. Некоторые выступления открыто демонстрировали агрессивную позицию выступавших по отношению к УСПХ. Например, Наумов утверждал, что за 20 лет работы в исполкоме он ни разу не слышал, чтобы управление ставило перед исполкомом вопрос о тех «безобразиях, которые имеют место во многих зеленых массивах, находящихся на территории ведомственных организаций» [15. Л. 18]. В заключительном слове председатель исполкома Ладанов резюмировал, что УСПХ хотя и выполнило некоторую работу в деле организации зеленого хозяйства, но все же не обеспечило всего того, что должно было сделать в части зеленых насаждений. Ответственность за недостатки в работе управления Ладанов возложил на коллектив: «Чего не хватает Управлению? Это энтузиазма» [15. Л. 26-28]. Председатель исполкома уточнил, что УСПХ является хозяином всех насаждений, в чьем бы ведении они не находились. Не все средства, переданные управлению в 1944 г., были освоены и формирование круга задач УСПХ продолжалось.
Особенности репрезентации достижений ленинградских озеленителей исключали возможность критики. Данные официальной статистики свидетельствовали о том, что за послевоенное десятилетие в городе и пригородах было высажено около 1,5 млн деревьев взамен 100 тыс. погибших. Площадь питомников была увеличена в три с половиной раза по сравнению с довоенной. Если с 1923 по 1941 гг. было оборудовано 164,8 га садов общего пользования, то за 1945-1956 гг. -470 га [9, с. 125-126]. Всго же с 1944 по 1954 г. площадь озеленения увеличилась на 518 га. С каждым годом темпы озеленения возрастали, этого требовало строительство новых жилых микрорайонов индустриальным способом. В последующие десятилетия Ленинград неоднократно занимал первые места по озеленению среди других городов СССР [11].
Садово-парковое хозяйство Ленинграда превратилось в одну из важнейших отраслей городского хозяйства, имевшую ощутимое социальное значение. В соответствии с официальной хроникой, ленинградцы, уставшие от войны и разрухи, с большим энтузиазмом выходили на общественные работы в сады и парки [11]. Только за 1945 г. население на ремонте домов, учреждений здравоохранения, благоустройстве, разборке баррикад отработало 25519,6 тыс. человеко-дней [4, с. 79]. В том же 1945 г. при помощи методов «народной стройки» были заложены мемориальные парки Победы - Московский и Приморский.
Общественная инициатива исторически являлась важной силой в мероприятиях по благоустройству города. В имперской России в организации зелёных зон повсеместно доминировала частная инициатива, что было естественно: рощи и сады можно было купить, продать или сдать в аренду, они имели хозяев. К примеру, в Саратове Парку культуры и отдыха им. М. Горького (1935 г.) предшествовала роща, оказавшаяся в черте городской застройки в начале XIX в. К концу XIX в. роща была поделена на участки и перепродана предпринимателям, для которых владение землёй являлось прежде всего коммерческим предприятием: до революции здесь размещались летний театр, ресторан и другие увеселительные заведения, а благоустройство непосредственно влияло на рентабельность [9, с. 6].
В СССР же единственным полноправным владельцем земли являлось государство, и ответственность за создание парков и скверов была разделена между районами, заводами, казенными учреждениями. Однако в послевоенный период бюджет озеленительных работ Ленинграда не был достаточным для реализации планов. Нехватка квалифицированных рабочих, связанная с нехваткой жилья провоцировала острую нужду города в присутствии частной инициативы при проведении благоустроительных работ. Поэтому задачей районных руководителей стала организация зелёных сред и субботников, анало-
гичных дореволюционным праздникам древонасаждений, чтобы вовлечь горожан в процесс обустройства мест досуга. Также в качестве толчка для развития озеленения проводились ежегодные выставки наподобие дореволюционных сельскохозяйственных выставок; при проведении соцсоревнований советские власти привлекали опыт садоводов и огородников, что тоже повсеместно было популярно в истории управления озеленением. Несмотря на актуализацию озеленительной пропаганды и развитие политической риторики, историческая преемственность в озеленительной практике во многом определяла основные направления в руководстве озеленением в период послевоенного восстановления Ленинграда.
Взаимосвязь озеленительной практики и остроты жилищного вопроса в Ленинграде второй половины 1940-х гг. указывает, что озеленительная практика являлась составной частью динамической градостроительной системы города. Особенности создания и развития Управления садово-паркового хозяйства (в частности тот факт, что первый начальник УСПХ В.Е. Романов сохранил свою должность во время политических изменений начала 1950-х гг.) свидетельствуют о внутренних отраслевых тенденциях руководства озеленением, не обусловленных только лишь спецификой административно-командной системы, что в дальнейшем помогло управлению обеспечить поступательное развитие «зелёного строительства» и достигнуть положительных результатов в сфере озеленения Ленинграда.
Список литературы
1. Балабко Т.В. Евгения Алексеевна Полякова и «зелёное строительство» в Петрограде-Ленинграде в 1918-1941 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2015. - 224 с.
2. Батурко И. Ю. История градостроительной политики в Ленинграде (по материалам генеральных планов города с 1917 по 1991 г.): дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2005. - 187 с.
3. Вайтенс А.Г. Исторический опыт регулирования архитектурно-градостроительного развития Санкт-Петербурга - Ленинграда (1870-е - конец 1950-х гг.): автореф. дис. ... д-ра архитектуры. - Н. Новгород, 2014. - 47 с.
4. Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945-1982 гг. - СПб.: Остров, 2005. - 436 с.
5. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. - М.: РОССПЭН, 1999. - 229 с.
6. Китаев А.В. История Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда. Открытые пространства: сады и парки (1900-1950 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2010. - 249 с.
7. Лебедева Н.И., Рыженко В.Г. Омск. «Город на границе государства Российского.». Историческая мозаика. - СПб.: Звезда Петербурга, 2001. - 112 с.
8. Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957 / ред. В.А. Витман. -Л.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1958. - 180 с.
9. Лузина Е.С. Парк культуры и отдыха в Саратове. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1983. - 72 с.
10. Макарова Н.Н. Городское благоустройство как элемент повседневной жизни города (по материалам Магнитогорска первой половины 1930-х гг.) // Историческая урбанистика: прошлое и настоящее города. - Курган: Курган. дом печати, 2015. - С. 648-653.
11. Петербургские сады и парки - наша история и современность // Императорские сады России: интерактивный портал о фестивале и его участниках / Государственный Русский музей. - СПб., 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://igardens.ru/ru/m1/arhiv/spisok-uchastnikov/uchastniki-festivalja-2014/usph (дата обращения: 01.12.2016).
12. Центральный Государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. Р-4996 - Управления садово-паркового хозяйства и зеленого строительства Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов и трудящихся. Оп. 1. Д. 1.
13. ЦГА СПб. Ф. Р-4996 - Управления садово-паркового хозяйства и зеленого строительства Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов и трудящихся. Оп. 1. Д. 2.
14. ЦГА СПб. Ф. Р-4996 - Управления садово-паркового хозяйства и зеленого строительства Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов и трудящихся. Оп. 1. Д. 23.
15. ЦГА СПб. Ф. Р-7384 - Санкт-Петербургского городского совета народных депутатов (Горсовет) (1917-1993 гг.). Оп. 25. Д. 1828.
References
1. Balabko T.V. Evgeniya Alekseevna Polyakova i «zelenoe stroitel'stvo» v Petro-grade-Leningrade v 1918-1941 gg.: dis. ... kand. ist. nauk [Yevgenia Alexeyevna Polyakova and "green building" in Petrograd-Leningrad in 1918-1941 years: dissertation. SPb., 2015. - 224 p.
2. Baturko I.Y. Istoriya gradostroitel'noi politiki v Leningrade (po materialam gen-eral'nykh planov goroda s 1917 po 1991 g.): dis. ... kand. ist. nauk [The history of urban planning policy in Leningrad (based on the general plans of the city from 1917 to 1991): dissertation:. SPb., 2005. - 187 p.
3. Vaytens A.G. Istoricheskii opyt regulirovaniya arkhitekturno-gradostroitel'nogo razvitiya Sankt-Peterburga - Leningrada (1870-e - konets 1950-kh gg.): avtoref. dis. ... doktora arkhitektury [The historical experience of regulation of the architectural and urban development of St. Petersburg - Leningrad (1870 - the end of the 1950s.): abstract of the dissertation. Nizhny Novgorod, 2014. - 47 p.
4. Vakser A.Z. Leningrad poslevoennyi [Postwar Leningrad]. 1945-1982. - SPb.: Island, 2005. - 436 p.
5. Zubkov E.Y. Poslevoennoe sovetskoe obshchestvo: politika i povsednevnost'. 1945-1953. [Postwar Soviet society: politics and everyday life]. 1945-1953. - M.: ROSSPEN, 1999. - 229 p.
6. Kitaev A.V. Istoriya Sankt-Peterburga - Petrograda - Leningrada. Otkrytye pros-transtva: sady i parki (1900-1950 gg.): dis. ... kand. ist. nauk [History of St. Petersburg -Petrograd - Leningrad. Open spaces: gardens and parks (1900-1950): dissertation. SPb., 2010. - 249 p.
7. Lebedeva N.I., Rizhenko V.G. Omsk. «Gorod na granitse gosudarstva Rossiis-kogo...». [Omsk. "The town on the border of the Russian State ... ". Historical Mosaic]. SPb .: The star of St. Petersburg, 2001. - 112 p.
8. Leningrad. Planirovka i zastroika. 1945-1957 [Leningrad. Planning and construction. 1945-1957] / Ed. V.A. Witman. L.: State Publishing House of Literature on construction, architecture and building materials, 1958. - 180 p.
9. Luzina E.S. Park kul'tury i otdykha v Saratove [Recreation Park in Saratov]. Saratov: Privolzh. kn. izd-vo, 1983. - 72 p.
10. Makarova N.N. Gorodskoe blagoustroistvo kak element povsednevnoi zhizni goroda (po materialam Magnitogorska pervoi poloviny 1930-kh gg.) [Urban landscaping as an element of everyday city (on materials of Magnitogorsk in the first half of the 1930s)] // [Historical urban studies: the past and present of the city]. Kurgan: OOO "Kurgan house print", 2015. - P. 648-653.
11. Peterburgskie sady i parki - nasha istoriya i sovremennost' [St. Petersburg gardens and parks - our history and the present] // Imperatorskie sady Rossii: inter-aktivnyi portal o festivale i ego uchastnikakh [The Imperial Gardens of Russia: an interactive portal on the festival and its participants] / The State Russian Museum. - SPb., 2013 [electronic resource]. - URL: http://igardens.ru/ru/m1/arhiv/spisok-uchastnikov/ uchastniki-festivalja-2014/usph (data obrashcheniya: 01.12.2016).
12. Tsentral'nyi Gosudarstvennyi arkhiv Sankt-Peterburga (TsGA SPb) [Central State Archives of St. Petersburg]. F. P-4996 - Upravleniya sadovo-parkovogo khozyaist-va i zelenogo stroitel'stva Ispolnitel'nogo komiteta Leningradskogo gorodskogo soveta deputatov i trudyashchikhsya. [Office of Landscape and Green Building of the Executive Committee of the Leningrad City Council of Deputies and Workers]. Op. 1. D. 1.
13. TsGA SPb. [Central State Archives of St. Petersburg]. F. R-4996 - Upravleniya sadovo-parkovogo khozyaistva i zelenogo stroitel'stva Ispolnitel'nogo komiteta Leningradskogo gorodskogo soveta deputatov i trudyashchikhsya. [Office of Landscape and Green Building of the Executive Committee of the Leningrad City Council of Deputies and Workers]. Op. 1. D. 2.
14. TsGA SPb. [Central State Archives of St. Petersburg]. F. R-4996 - Upravleniya sadovo-parkovogo khozyaistva i zelenogo stroitel'stva Ispolnitel'nogo komiteta Leningradskogo gorodskogo soveta deputatov i trudyashchikhsya. [Office of Landscape and Green Building of the Executive Committee of the Leningrad City Council of Deputies and Workers]. Op. 1. D. 23.
15. TsGA SPb. [Central State Archives of St. Petersburg]. F. R-7384 - Sankt-Peterburgskogo gorodskogo soveta narodnykh deputatov (Gorsovet) [St. Petersburg City Council of People's Deputies (City Council)] (1917-1993). Op. 25. D. 1828.
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
УДК 94(574)"19":322
ГРНТИ 03.20: История Казахстана
З.Г. Сактаганова
Советская модель государственной религиозной политики в Казахстане и религиозная повседневность казахстанцев
во второй половине ХХ в.
В статье анализируется советская модель государственной религиозной политики, осуществлявшаяся в Казахстане в советский период. Предлагается авторский вариант периодизации религиозной политики в Казахской ССР, поскольку различия в этапах и их хронологии не идентичны для разных национальных республик советского пространства. Акцентируется внимание на законодательной базе религиозной политики Советского государства, формах и методах антирелигиозной борьбы. Более подробно рассматривается религиозная ситуация и роль ислама в повседневной жизни советских казахстанцев во второй половине ХХ в. Делается вывод о том, что, несмотря на активизацию в определенные периоды советской истории антирелигиозной борьбы, доля верующих и сочувствующих религии в различных регионах Казахстана была весьма значительной.
Ключевые слова: советская история, религиозная политика, история повседневности, Казахская ССР, Центральный Казахстан, ислам, религиозная повседневность.
Z.G. Saktaganova
Soviet model of the state religious policy in Kazakhstan and the religious daily life of the Kazakstanis in the second half of the XX century
The article analyzes the Soviet model of religious state policy in Kazakhstan during the period of Soviet history. The author offers his own version of the periodization of the religious policy in the Kazakh SSR, considering that differences in stages and chronology are not identical for different national republics of the Soviet space. The author focuses on the legal basis of the religious policy of the Soviet state, on the forms and methods of anti-religious struggle. Examines in detail the religious situation and the role of Islam in everyday life of Soviet Kazakhstan's peoplein the second half of XX century. The article concludes that despite the intensification of anti-religious struggle during certain periods of the Soviet history, the percentage of believers and sympathizers of religion has been rather significant in different regions of Kazakhstan.
© Сактаганова З.Г., 2017 © Saktaganova Z.G., 2017