Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевско го, 2012, № 6 (1), с. 222-226
УДК 338.242
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПО ЦЕНТРАМ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
© 2012 г. Н.А. Салмина 1, П.С. Салмин 1 2
1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Волжская государственная академия водного транспорта, Н. Новгород
Поступила в редакцию 19.04.2012
Уточняется понятие предельного (маржинального) дохода, и как следствие этого уточняется классификация ЦФО - центров финансовой ответственности применительно к практике деятельности промышленных организаций. Данная классификация позволяет определить ЦФО как организационные единицы, позволяющие установить ответственность не за функцию или бизнес-процесс, а за конкретные финансовые показатели, к которым этот бизнес-процесс приводит.
Ключевые слова: предельные издержки, вклад на покрытие, центры финансовой ответственности, центры маржинального дохода.
Одной из подсистем, обеспечивающих эффективное внутрифирменное управление, является управление затратами по центрам финансовой ответственности (ЦФО). В рамках такой подсистемы можно оценить вклад каждого подразделения в конечные результаты деятельности организации, децентрализовать управление затратами, а также следить за формированием этих затрат на всех уровнях управления, что в целом существенно повышает экономическую эффективность хозяйствования.
В рамках методики, представленной авторами [1, 2], предлагается разделять любое направление деятельности организации на составляющие, предполагающие ответственность за выполняемый результат в денежной форме. Это связано с тем, что действительно любой результат деятельности можно оценить в подобной форме и, как следствие, предпринять управляющее воздействие как в случае недостижения поставленной цели, так и в случае ее достижения.
В хозяйственной деятельности промышленных предприятий можно выделить такие основные направления деятельности (бизнесы), как производство (полуфабрикатов, готовой продукции), оказание услуг, реализация (торговля). Большинство промышленных предприятий автомобильной отрасли функционируют в составе холдингов. Особенностью функционирования этих промышленных предприятий в том, что они занимаются реализацией самостоятельно, но ряд служб являются общефирменными (финансы, логистика, персонал). Поэтому предприятия способны регулировать величину объема
продаж (доход) и величину потребляемых ресурсов (затраты), т.е. могут контролировать только свои собственные затраты (прямые), а общефирменные затраты им неподконтрольны. Поэтому предприятия являются центрами маржинального дохода и отвечают за величину маржинальной прибыли, которая понимается как разность между доходами и переменными и/или прямыми затратами, осуществляемыми в рамках конкретного предприятия. Маржа всех предприятий, функционирующих в составе холдинга, идет на покрытие общефирменных (косвенных) затрат и должна обеспечить требуемый уровень прибыли компании в целом. За него отвечает уже целиком вся компания как центр прибыли. Сами предприятия не имеют права управлять находящимися в их использовании основными средствами; это право компании в целом, которая таким образом становится центром инвестиций. Тогда перечень типов ЦФО, используемых для этих предприятий, будет следующим:
• Центры затрат (ЦЗ) образуют подразделения, которые для выполнения своих функциональных обязанностей потребляют различные ресурсы и таким образом влияют на величину расходов. Специфика центров затрат заключается прежде всего в том, что любое подразделение в ходе своей деятельности потребляет ресурсы и в этом смысле является центром затрат. Применительно к процессу промышленного производства центром первичных затрат является производственный цех. При более глубокой детализации - производственный участок, рабочее место. В рамках данных органи-
зационных единиц осуществляются прямые производственные затраты, поэтому их можно классифицировать как центры прямых расходов (ЦПР). На уровне бизнес-единицы (предприятия) формируются косвенные производственные затраты, с точки зрения классификации ЦФО - это центры косвенных затрат (ЦКР), ответственность возлагается на директора бизнес-единицы. Таким образом, центры затрат (ЦЗ) нами дополнительно классифицированы на ЦПР (центры прямых расходов) и ЦКР (центры косвенных расходов).
Правила создания иерархии ЦФО относительно центров прямых и косвенных расходов (ЦПР) и (ЦКР)
1. ЦПР и ЦКР могут быть элементарными.
2. ЦПР и ЦКР могут иметь несколько уровней вложенности, но их вложениями могут быть только центры прямых или косвенных затрат (ЦФО других типов в ЦПР и ЦКР входить не могут) [3].
• Центры дохода (ЦД) отвечают за доход, который они приносят компании в ходе своей деятельности. Для того чтобы нести ответственность за доход, подразделение должно иметь возможность влиять на его уровень. Поэтому центром дохода выступают подразделения компании, занимающиеся реализацией готовой продукции - отделы сбыта. В случае сбыта готовой продукции централизованно, через имеющиеся торговые компании холдинга (функция сбыта как таковая отсутствует), подразделения, занимающиеся производством готовой продукции (полуфабрикатов), не только генерируют расходы, связанные с производством этой продукции, но и являются центрами получения доходов - ЦД (центрами дохода).
Правила создания иерархии ЦФО относительно центров дохода (ЦД)
1. ЦД могут быть элементарными.
2. ЦД могут иметь несколько уровней вложенности, но их вложениями могут быть только центры дохода (рис. 1).
Центры маржинального дохода (ЦМД) являются основными в классификации ЦФО.
В основе расчета маржинального дохода лежит сопоставление выручки от реализации с величиной переменных и/или прямых затрат.
Однако результат этого сопоставления в современной экономической литературе рассматривается неоднозначно.
Во многих случаях разница между выручкой от реализации продукции и ее неполной себе-
Рис. 1. Правила создания ЦД, ЦПР и ЦОТ
стоимостью, рассчитанной в части переменных затрат, считается маржинальным доходом или вкладом на покрытие постоянных (косвенных) затрат [1].
В некоторых случаях превышение выручки от реализации (revenue, R) над всеми переменными затратами (variable costs, VC), связанными с данным объемом продаж, относят к маржинальной прибыли (contribution marginal, CM) [4]:
CM = R - VC. (1)
Термин marginal (от англ.- предельный, крайний, находящийся на крае). Однако предельные издержки (marginal costs, МС) - прирост совокупных затрат (total costs, TC), связанных с производством каждой дополнительной единицы продукции, - рассчитываются следующим образом [5]:
, АТС
MC =-------, (2)
AQ
где AQ - изменение объема производства (реализации).
При этом маржинальный (предельный) доход (marginal revenue, MR) - прирост выручки фирмы в результате продажи дополнительной единицы продукции [5]:
MR = —. (3)
AQ ' '
То есть маржинальная прибыль возникает как разница между маржинальным доходом, полученным от продажи дополнительной единицы продукции и маржинальными (предельными) издержками, связанными с производством этой дополнительной единицы продукции: MP = AR - AMR . (4)
Таким образом, при расчете себестоимости в части переменных затрат целесообразнее использовать термин не «маржинальная прибыль» или «маржинальный доход», а «вклад на покрытие постоянных и /или косвенных затрат».
Применительно к российским компаниям одним из альтернативных традиционному под-
Рис. 2. Правила создания ЦВП
ходу определения вклада на покрытие косвенных затрат предлагается подход, в котором вклад на покрытие будет рассчитываться как разница между выручкой и прямыми затратами.
Так как при расчете себестоимости в части переменных и/или прямых затрат правильней рассчитывать именно «вклад на покрытие постоянных и /или косвенных затрат», то, применительно к ЦФО, центры маржинального дохода более корректно называть центрами, приносящими вклад на покрытие постоянных и/или косвенных расходов фирмы (ЦВП). Генерируемые ими прямые расходы и, соответственно, величина выручки позволяют определить, насколько эффективно работает то или иное подразделение компании. Тогда полученные доходы идут сначала на покрытие накладных затрат самого подразделения, потом на покрытие косвенных затрат компании и далее - на формирование чистой прибыли. Эта схема дает возможность распределить затраты по уровням: сначала выделяются прямые затраты на продукт, потом накладные затраты подразделения, которое произвело и реализовало этот продукт, потом накладные затраты компании, потом холдинга и т.д. Распределив затраты по уровням, можно абсолютно четко их контролировать: ответственность на каждом уровне в лице соответствующего подразделения определяется очень четко. Помимо контроля такое разделение по уровням позволит оценить эффективность как продуктов/услуг, так и подразделений, т.е. реализовать не только функцию контроля, но и функцию анализа и принятия решений. Таким образом, в зависимости от системы управления затратами, ЦВП будут ответственны за покрытие общих для компании (или для соответствующего уровня управления) затрат, которые классифицируются как постоянные или косвенные. В том и другом случае вклад на покрытие выступает в качестве критерия эффективности работы подразделений или бизнес-направлений.
Правила создания иерархии ЦФО относительно центров вклада на покрытие (ЦВП)
1. На одном уровне иерархии создаются два и более ЦВП с одним, как минимум, общим (для этих и только ЦВП) центром затрат. Если предположить обратное и создать единственный ЦВП, в стандартной системе управления затратами все расходы будут являться прямыми, то есть такой ЦФО будет отвечать за показатель прибыли. Ситуация аналогична и при классификации затрат на переменные и постоянные. Как в первом, так и во втором случае единственный центр вклада на покрытие предполагает существование одного бизнес-направления. В этом случае выделение ЦФО, отвечающего за вклад на покрытие, теряет смысл, поскольку за данный показатель будет отвечать единственный центр дохода и соответствующие центры затрат.
2. ЦВП должны быть сложносоставными, то есть состоять из одного (минимум) ЦД, одного (минимум) ЦПР и одного (как минимум) ЦКР.
3. ЦВП может иметь подчиненные ЦВП. В этом случае он должен состоять из двух (минимум) ЦВП и одного (минимум) центра расходов (рис. 2).
• Центр прибыли (ЦП) не только отвечают перед руководством суммой заработанной прибыли, но и контролируют как доходную, так и расходную сторону своей деятельности по отношению ко всей компании. Центром прибыли являются бизнес-единицы, функционирующие в составе холдинга.
• Центр инвестиций (ЦИ) отвечает не только за объем заработанной прибыли, но и управляет внеоборотными активами компании. На уровне центра инвестиций осуществляется инвестирование и изъятие средств, поэтому задача ЦИ обеспечить окупаемость этих инвести-
ций и таким образом обеспечить рентабельность всех активов.
В связи с этим можно предложить представленное на рис. 3 распределение финансовой ответственности за конечный результат применительно к практике хозяйственной деятельности промышленных предприятий.
На основании этого предлагается поэтапное распределение косвенных затрат и формирование финансового результата от реализации:
1. Определяется вклад на покрытие косвенных затрат как разница между выручкой от реализации и прямыми затратами (ВП 1.1., ВП 1.2., ... ВП 1.п. ...).
ВП 1.1. = Д 1.1. - ПР 1.1.
ВП 1.п. = Д 1.п. - ПР 1. п.
2. Распределение косвенных производственных затрат подразделения пропорционально вкладу на покрытие (ВП 1.1., ВП 1.п.).
ЦКР 1
ЦВП 7 \ ЦВП
1.1. і \ 1.11.
ЦВП ЦВП
1.2. 1...
3. Определяется вклад на покрытие общих косвенных затрат (общехозяйственных и коммерческих) - ВП 1, ВП 2, ... ВП п.
ВП 1. = (ВП 1.1. - КР 1.1.) +
+ (ВП 1.2. - КР 1.2.) +. . . + (ВП 1.п. - КР 1.п ).
4. Определяется финансовый результат от продажи по каждому подразделению как разница между вкладом на покрытие затрат подразделения и суммой коммерческих и общехозяйственных затрат, распределенных между подразделениями пропорционально выручке от реализации: Прибыль (убыток) от продаж = (ВП 1.- КР 1.) + (ВП 2. - КР 2.) +... + (ВП п. - КР п.).
ЦПВ верхнего уровня (1, 2, ... п) несут ответственность за покрытие общих косвенных затрат (общехозяйственных и коммерческих) и формирование прибыли компании (согласно учетной политике общехозяйственные и коммерческие расходы относят к расходам периода и списывают на себестоимость реализованной продукции). Чем выше вклад на покрытие косвенных затрат подразделения, тем более эффективно работает подразделение и вносит свой вклад в получение прибыли.
ЦВП нижнего уровня (1.1., 1.2., ... 1.п.) несут ответственность за покрытие своих косвенных производственных затрат (общепроизводственных).
Центры ответственности управляются на основе утвержденного перечня плановых и нормативных показателей, индивидуального для каждого из них. По этой причине ЦФО ответственны за уровень данных подконтрольных показателей. Руководители центров ответственности подотчетны и несут ответственность за их работу. В рамках системы управления по центрам ответственности оцениваются планы и их
Рис. 3. Фрагмент финансовой структуры в визуальном формате
исполнение по каждому центру ответственности.
Таким образом, управление организацией через ЦФО — это инструмент для тех, кто хочет оперативно управлять бизнесом и воздействовать на него, а также иметь системное представление о направлениях и темпах развития организации; понимать, за счет чего стало возможным достижение результата, кто реально приложил к этому усилия; знать, какое звено организации тормозит движение; определять наиболее эффективные подразделения компании, воздействуя на которые можно добиться максимального эффекта и достичь качественно новых результатов.
Список литературы
1. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. СПб.: Питер, 2005. 289 с.
2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 7-е изд., стер. М.: Омега - Л., 2008. 570 с.
3. Салмин П.С. Постановка системы бюджетного управления предприятием: Монография. Н. Новгород: ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008. 140 с.
4. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб.пособие / Под ред. И.Я. Лукасевича. М.: Вузовский учебник, 2008. 288 с.
5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 2. М.: Туран, 1996.
A PARTICULAR WAY TO CONTROL THE EXPENSES OF A FINANCIAL RESPONSIBILITY CENTER AS A NEW FINANCIAL MANAGEMENT TOOL IN THE INDUSTRY
N.A. Salmina, P. S. Salmin
We consider the implementation of marginal costs as an analysis and control tool in the financial management of an industrial organization's expenses. The analysis is made on the basis of the notions of the variable/direct and fixed/indirect cost classification in the Russian practice of financial management. The classification makes it possible to consider the financial responsibility of financial responsibility centers not only as a function of a business process but also as a financial performance efficiency indicator.
Keywords: marginal costs, contribution margin, financial responsibility centers, marginal income centers.