Морозов Александр Владимирович,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор, doc_morozov@mail. ги
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
В статье рассматривается проблема управления системой образования в современных условиях, особое внимание, при этом, уделяется особенностям управления высшим учебным заведением (вузом) в новых рыночных условиях, путях оптимизации управления вузом, обеспечивающих его устойчивое развитие на рынке образовательных услуг. Ключевые слова:
управление высшим учебным заведением; рынок образовательных услуг; система образования; образовательная организация; оптимизация процесса управления; качество подготовки специалистов; образовательные стандарты; организационная и корпоративная культура образовательного учреждения; эффективность деятельности вуза.
Глобальный процесс интенсивного построения экономик, основанных на знаниях (и обществ, основанных на знаниях), относит знания (или интеллект нации) к категории важнейших национальных ресурсов. Это обстоятельство ставит новые задачи перед современными высшими учебными заведениями (вузами) и системами образования в целом.
В системах образования ведущих стран растет понимание необходимости трансформации управления вузами, повышающей их приспособляемость к новым рыночным условиям, характеризующимся:
• ускоряющимся обновлением активно используемых знаний, требующим новых исследований и новых образовательных программ;
• потребностью в подготовке и переподготовке кадрового сопровождения новых технологий, способного работать в соревновательных условиях рыночной экономики;
• необходимостью стратегической ориентации вуза на задачи развития страны и региона, в котором находится вуз [21].
При этом все более полно осознается, что речь идет не о каком-то скачке изменений, за которым последует спокойное развитие в новых условиях, а о кардинально новой реальности, для которой и в перспективе будут характерны быстрые изменения. Фактически, речь идет о смене парадигм развития институтов высшего образования.
Отличительной чертой управления системой высшего образования в настоящее время является то, что связанные с этим процессом проблемы рассматривались весь последний период исключительно в рамках
образовательной системы. Доминирующим в управлении образованием всех уровней определяется системный подход. Иные критерии оценки (эффективность, оптимальность и прочее) применительно к высшему учебному заведению рассматриваются в неразрывной связи с общей успешностью принятой вузом стратегии деятельности на российском и мировом рынке образовательных услуг. Конечным результатом в оценке эффективности и оптимальности деятельности вуза является то управление вузом, которое определяется, в конечном итоге, высоким качеством образования [6].
Каждый лицензированный российский вуз выступает в качестве социальной образовательной организации. Исходя из этого, приоритетом его деятельности будет координация и управление деятельностью его структурных элементов. Приоритетом является приемная компания и индивидуальная работа с абитуриентами, обеспечение организации учебного процесса в соответствии с действующим ФГОС, формирование материально-технической базы в строгом соответствии с имеющимися образовательными программами, позицирование вуза на рынке образовательных услуг через активное использование СМИ и иных социальных коммуникаций. В рамках позицирований вуза и его практической деятельности необходимо учитывать, что это не традиционный социальный субъект, а имеющий определенные особенности в части способов функционирования, комбинации образовательной, научной и воспитательной деятельности, достаточно широкой социокультурной миссией в рамках конкретной территории и всей системы образования, отличительной корпоративной культурой и специфическим (коллегиальным) управлением.
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности современного российского вуза осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями), комплекса нормативно-правовых актов (приказы, распоряжения, письма и иные) органов управления системой высшего образования Российской Федерации. Вне зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения деятельность его регулируется типовым Положением об образовательном учреждении высшего образования и Уставом вуза. Управление образовательным учреждением осуществляется на основе принципов единоначалия и коллегиальности.
Управление вузом осуществляется в соответствии со статьей 26 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» [15].
Единоличным исполнительным органом современной образовательной организации является ее руководитель в лице ректора, директора, заведующего, начальника или иного руководителя, осуществляющего текущее руководство деятельностью образовательной организации.
В каждой образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также
формируются попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные внутренним локальным актов (уставом) образовательной организации.
Уставом образовательной организации в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации устанавливаются:
• структура;
• порядок формирования;
• срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией;
• порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации.
С целью учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии различных локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе любого из перечисленных выше субъектов в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в вузах - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации [15].
Современная система управления вузом характеризуется наличием широкой базы локальной нормативной документации (основанной на нормативно-правовой базе Минобрнауки РФ), определяющей особенности организацию, управления, деятельности вуза, контроль образовательного процесса и результатов образовательной деятельности.
Базовыми критериями качества управления вузом являются: относительная устойчивость; противоречивость; открытость; сложность; интегративность; стохастичность.
Приоритетными положениями, определяющими эффективность управления вузов в общей системе образования можно считать:
1. Определение модели образования;
2. Ориентация на учет особенности менталитета конкретной территории деятельности вуза, его студентов и сотрудников;
3. Существующие этические установки и стереотипы в многонациональном и многоконфессиональном государстве;
4. Доминирующий стиль управления в вузе;
5. Управленческая культура и традиции конкретной организации;
6. Особенности динамики понятия социальные и культурные ценности общества в конкретный экономический, политический и культорологический период;
7. Деятельность организации в условиях рыночных отношения;
8. Существование «писанных» и «неписанных» норм поведения;
9. Кодексом деловой этике в социальной и деловой сфере и социальных коммуникациях;
10. Особенностями существующего психологического климата, уровня конфликтности в педагогическом и студенческих коллективах вуза [11].
С переходом на модель рыночных отношений для высшего образования характерна и ориентация на стиль управления, в основе которой существует доминанта эффективность менеджмента организации в условиях ее существования как элемента конкурентной образовательной среды. Социокультурной детерминантой управления, в данном случае, становится организационная культура, базирующаяся на эффективности адаптации к изменяющимся условиям социального окружения вуза и неизбежной оптимизацией структуры его управления в части образовательной, просветительной и воспитательной деятельности.
Соответственно в управленческой структуре современного вуза присутствуют элементы классической «управленческой пирамиды», определяющей все вузовское управление. В качестве основных можно выделить высший, средний, низший (начальный) уровни управления.
При этом, к высшему уровню управления надо отнести ректора и проректоров вуза, к среднему уровню управления: деканов факультетов, начальников профильных управлений и департаментов вуза, к низшему (начальному) уровню управления: руководителей лабораторий и кафедр; начальников профильных отделов и иных подразделений вуза данного уровня компетенций и ответственности.
Общим для всех уровней управления является оптимальность и эффективность использования управленческого ресурса в целях реализации задач действия конкретного подразделения и всей организации в целом. Структурные элементы существующей и представленной пирамиды управления вузом ориентированы на обеспечение образовательно-воспитательного процесса по подготовке обучающихся в строгом соответствии с требованиями соответствующих образовательных стандартов.
Невозможно представить образовательный процесс конкретного вуза без учета особенностей организационно-управленческой системы вуза. Она включает в себя целый ряд структурно-функциональных элементов, имеющих определенную иерархическую структуру и взаимовлияющих и взаимодействующих на основе нормативно-определенными функциональными связями. Они определяются, в том числе, и на основе специфических для каждого вуза традиций управления, определяемых историей вуза и непосредственной образовательной практикой.
Говоря об оптимизации управления вузом необходимо отталкиваться от того, что тип управления способствовал апробации и внедрению инновационных технологий, высокой эффективности имеющихся интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов, обеспечивал ориентацию на максимально высокий уровень качества подготовки обучающихся. Данный процесс необходимо реализовывать с учетом специфики экономических отношений в сфере образования, обусловленных соответствием стоимости и качества образовательной услуги, что при оптимальном для потребителя их характере обеспечивает реализацию стратегического преимущества конкретного вуза на федеральном уровне или уровне конкретного региона.
Рассматривая образовательную деятельность современного вуза, необходимо говорить о критериях эффективности/неэффективности и оптимальности/неоптимальности управления вузом. Это является определяющим критерием качества управленческих решений. Результирующим показателем, в данном случае, становится оценка выполнения вузом критериев качества подготовки обучаемых, определяемых требованиями действующих образовательных стандартов. Определение места вуза в международном, национальном или региональном рейтинге влияет на привлекательность учебного заведения для абитуриентов. Вместе с тем, необходимо отметить и значимость для целевой аудитории стоимости образовательных услуг конкретного вуза в региональном рейтинге [15].
Базовыми принципами управления, ориентированными на повышение эффективности управления вуза, являются:
• Принцип целевой ориентации функциональных взаимодействий.
• Принцип своевременности в принятии и реализации управленческого решения.
• Принцип сокращения временных затрат.
Дополняющими эти принципы могут быть принцип циклической непрерывности; принцип технологичности и принцип ритмичности, определяющие базу образовательно-воспитательного процесса в подготовки специалиста в вузе.
Одним из приоритетных факторов роста эффективности управления вузом может служить динамический анализ модели управления вузом как ключевого элемента системного анализа эффективности и успешности его деятельности.
Процесс управление в вузе является целенаправленным, непрерывным, циклическим. Эффективность его зависит от успешности выбранной стратегии на конкретном рынке образовательных услуг. Значимо и качество организации образовательного процесса. Рассматривая вуз как открытую систему необходимо говорить о том, что данная открытость содействует развитию общества. При этом существующие внутренние нормы, определяющие деятельность образовательной организации, являются факторами, обусловливающие эффективность функционирования всех элементов вуза как самостоятельных организаций и в рамках их функциональных взаимосвязей.
Именно при формировании целевого стратегического направления вуз, прежде всего, определяет стратегическую политику деятельности во внешней среде, далее транслирует ее своим подразделениям и, соответственно, соотносит ее, посредством обратной связи, с представлениями участников ее реализации. Лигитимизация изменений должна обуславливаться и через коллективное осознание трудовым коллективом общих интересов организации [8].
Целевое управление вузом важно не как для определения общей политики управления организацией, так и в части формулирования миссии и стратегии деятельности вуза. Миссия, при реализации стратегического управления, главным образом зависит от существующей в вузе
социокультурной среды, формируемой при взаимодействии социокультурных аспектов внешней среды и существующей организационной культуры конкретного вуза. Это взаимодействие проявляется в формировании специфического канала социокультурной связи, позволяющего обеспечивать взаимодействие и взаимопроникновение различных аспектов культуры из социального окружения организации в организационную культуру самой организации. Данная деятельность опосредуется педагогическим коллективом и учащимися вуза. Именно они и являются творцами и носителями культуры конкретного вуза [14].
Рассматривая внутреннюю организационную культуру вуза и ее влияния на профильную для организации деятельность, акцентируем внимание на ее влиянии на эффективность управления вузом. Принимая во внимания работы А. Смоленцевой и У. Бергвиста применительно к американской модели организации вузов и соответствующие этапам развития американской системы образования рассмотрим следующие их виды:
• Культура - традиционная. В ее основе принцип корпоративности и коллегиальности. Приоритетные принципы: общность, дисциплина, консервативность, харизматическое лидерство.
• Культура, ориентированная на управление. В ее основе компетентность специалиста управленца.
• Культура, ориентированная на развитие. В ее основе личность, динамика развития организации, рационалистический подход к разрешению конфликтов в организации.
• Культура, ориентированная на переговоры. Основана как противовес культуре, неспособной удовлетворять личные и финансовые потребности работников вуза в условиях авторитарного управления [16].
Все указанные виды культур не существуют сами по себе. Для каждого вуза необходимо найти оптимальный вариант их соотношения.
Приоритетным в развитии высшего образования в Российской Федерации сегодня является качество подготовки выпускников. Это обусловлено тем, что в постсоветский период значительно возросло как число вузов, так и число их филиалов, получила развитие система открытого высшего образования. В то время как число высококвалифицированных преподавательских кадров росло незначительно. Характерны ситуации привлечения для преподавания в вузах привлекаются профильных специалистов без педагогического образования. Вместе с тем, и формирующийся сектор негосударственного образования расширил возможности получения профессионального образования вне зависимости от уровня базовых знаний, интеллекта и наличия академических способностей. Это и обуславливает приоритетность проблемы качества подготовки специалистов как для работодателей, органов управления вуза образованием всех уровней, так и для самих вузов. Одним из путей решения данной проблемы могут быть внутривузовские системы качества, наличие которых является одним из значимых аттестационных показателей.
В связи с этим, в некоторых вузах стала внедряться система управления вуза в основу которой была положена концепция TQM (total quality management) - «Всеобщее управление на основе качества», реализуемая в соответствии со стандартами ISO 9000. Согласно основным положениям этой концепции, руководители организации (вуза) акцентируют свое внимание на координации и интеграции деятельности всех базовых элементов структуры вуза, осуществляют взаимодействие в управлении всеми подразделениями, предоставляя каждому сотруднику значительную самостоятельность, способствующую более высокому качеству труда [5].
Данная концепция управления, по отношению к оптимизации управления вузом, имеет преимущества по сравнению с другими концепциями. Это обусловлено тем, что она направлена не только на достижение высокого качества подготовки специалистов, а более всего - на активизацию деятельности личности в процессе трудовой деятельности путем обращения к творческой сущности человека, к его потенциальным возможностям и личностным интересам.
Концепция TQM включает в себя следующие основные модули:
• политику в области качества;
• качество руководства;
• ориентацию всех целей, задач и действий на потребителя;
• ответственность всего персонала за качество;
• непрерывное улучшение качества всех процессов;
• систему контроля качества;
• методы обеспечения качества [18].
Кроме того, концепция TQM базируется на ряде фундаментальных принципов, каждый из которых имеет свою сложную структуру. В число этих принципов входит:
1. Ориентация всей деятельности предприятия на потребителя.
2. Ведущая роль руководства.
3. Вовлечение сотрудников в деятельность по управлению качеством.
4. Непрерывное совершенствование деятельности в области качества.
5. Ориентация на процессы, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организации.
6. Системный подход к управлению с эффективным использованием обратной связи с потребителем.
7. Постоянное обучение сотрудников, повышение их квалификации.
8. Развитие корпоративного сотрудничества, ориентация всех на общие интересы организации в целом.
9. Стратегическая ориентация организации на постоянное повышение качества [21].
Хотя первоначально принципы данной концепции управления были разработаны и реализованы в промышленности, но в настоящее время они все более находят свое применение в различных сферах, в том числе и в образовательных учреждениях. В этой связи, несмотря на мнения,
рассматривающие TQM как последнее из модных увлечений, обрушившихся на высшее образование, представляется, что есть твердая основа для введения философии всеобщего качества в высших учебных заведениях, хоты бы потому, что ценности TQM более совместимы с современным вузовским образованием, чем многие известные сегодня системы менеджмента.
Действительно, подготовка специалиста в вузе на основе концепции TQM, в настоящее время является наиболее оптимальной, поскольку здесь в полной мере раскрываются личностные профессиональные качества и реализуются интересы всех преподавателей и сотрудников как субъектов образовательного процесса, более всего заинтересованных в обеспечении высокого качества подготовки выпускаемых специалистов. Кроме того, это важно и в связи с реализацией стратегического принципа образовательной политики государства - обеспечения доступности высшего образования всем желающим его получить, что требует большой и непрерывной деятельности всех структур вуза по выполнению требований образовательных стандартов к качеству профессиональной подготовки специалистов.
Исходя из того, что подготовка специалистов есть непрерывный циклический процесс в рамках образовательной системы, то соответственно данная система имеет свою многоуровневую структуру, которая включает:
• вертикальную дифференциацию - иерархию, уровни которой занимают ступени образования,
• горизонтальную дифференциацию по формам образования в рамках каждого уровня. Количество форм варьируется в зависимости от специфики специальности [13].
Эффективный вуз в настоящее время невозможно представить без функционирующей системы оптимизации взаимодействия всех структурных подразделений, ориентирующих их деятельность на результат деятельности всего вуза. Приоритетом становится обеспечение эффективности принятых управленческих решений и строгий контроль их исполнения. Содержание управленческой деятельности ориентируется на:
• разработку стратегии и концептуальных основ образовательной деятельности вуза, формирование и внедрение инновационных образовательных технологий и перспективных форм организации учебного процесса;
• разработку нормативно-правовых, экономических, методических и организационно-управленческих основ оптимизации учебного процесса;
• координацию образовательной и научной деятельности структурных подразделений;
• контроль за реализацией учебного процесса, соответствия его учебным планам и нормативным документам;
• обеспечение взаимодействия структурных подразделений вуза в целях повышения качества подготовки обучаемых в соответствии с современными требованиями, реализации стратегии развития образовательной деятельности вуза.
Таким образом, эффективным и оптимальным будем считать такое управление вузом, при котором будет обеспечено высокое качество обучения в сочетании с успешной экономической и социальной политикой вуза.
Рассматривая инновационную деятельность значимыми представляются характеристики поведения современного руководителя вуза, связанные с развитием креативности подчиненных, так как, в конечном итоге, не знания и не отдельные умения обеспечивают развивающий эффект, а их воплощение и реальное поведение. Факторами поведения руководителя, позитивно влияющими на развитие креативности подчиненных, являются:
1. признание ценности творческого мышления;
2. развитие чувствительности подчиненных к стимулам окружения;
3. свободное манипулирование объектами и идеями;
4. умение дать конструктивную информацию о творческом процессе;
5. умение развивать конструктивную критику (но не критиканство);
6. поощрение самоуважения;
7. повышение самооценки подчиненных;
8. устранение чувства страха перед оценкой и т.д. [9].
Успешность инновационного поведения руководителя во многом зависит от освоения определенного уровня культуры, способности активного вхождения во взаимодействие с социально-управленческой средой. Процесс формирования креативности молодого руководителя состоит из ряда этапов и сопровождается овладением инновационной деятельностью путем подражания образцам творческого поведения. Наличие такой подражательной способности обеспечивает легкость вхождения в управленческую деятельность, повышает уровень ее освоения, снижает число «проб и ошибок», определяет продуктивность и оригинальность.
Во внутривузовском управлении используются разные подходы, но, по нашему мнению, наиболее оптимальной является концепция всеобщего менеджмента качества (TQM). В сфере управления деятельностью вуза во внешней социальной среде также имеются расхождения между сторонниками традиционного и нового стратегического управления. По мнению Генерального секретаря Ассоциации европейских университетов (GRE), с ростом числа возложенных на университет задач и имеющихся в его распоряжении средств в университете должны возникнуть механизмы распределения полномочий между различными уровнями его управления. Стратегический менеджмент как раз и предполагает подходы к решению задач сочетания различных уровней полномочий, что позволит достичь оптимального результата для него, как целого [5].
Исходным процессом в стратегическом управлении является анализ среды, состоящий из следующих составляющих: внешней среды и внутренней. Как было замечено выше, любая организация функционирует, испытывая воздействие внешней и внутренней среды. При этом под внешней средой, как правило, понимается совокупность двух относительно самостоятельных подсистем (или сред), состоящих из макроокружения и непосредственного окружения организации.
Как утверждают О.С. Виханский и А.И. Наумов, макроокружение создает лишь общие условия существования той или иной организации и не проявляет какого-либо специфического характера к ней. Основными компонентами макроокружения выступают: экономические, политические, социальные, правовые и т.п. условия социальной среды. При этом в зависимости от внутреннего потенциала организации, при воздействии факторов макроокружения степень их влияния на различные типы организаций бывает разной [2].
Рассмотрим несколько подробнее значение социальных факторов по отношению к вузам. Степень влияния этих факторов при оптимизации управления деятельностью организации учитывать достаточно важно. Это обусловлено тем обстоятельством, что все компоненты макроокружения взаимосвязаны и, в достаточной степени, взаимозависимы друг с другом, а изменение одного из них ведет к изменению других. Кроме того, они оказывают сильное влияние и на состояние внутренней среды вуза. Если происходят социальные изменения в обществе, то соответственно изменяется и социальное окружение вуза, а его внутренняя среда также претерпевает определенные изменения в соответствии в теми или иными преобразованиями в обществе. Изменения во внутренней среде, прежде всего, отражаются на организационной культуре и эффективности управления вузом.
Непосредственное окружение организации - это те составляющие факторы внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом, для своего эффективного функционирования организация целенаправленно оптимизирует их влияние на характер и содержание такого взаимодействия [11].
Так как практически каждая социальная организация является потенциально открытой, то для нее внешняя среда выполняет функцию жизнеобеспечения. Имеется в виду, что внешняя среда обеспечивает организацию энергией, ресурсами и т.п. Вследствие этого любая организация постоянно находится в условиях обмена с внешней социальной средой. Именно поэтому целевое стратегическое управление позволяет оптимально обеспечивать необходимое для организации взаимодействие с внешней средой, достичь цели деятельности организации, а тем самым и не только ее выживание, но дальнейшее развитие. Вместе с тем, при стратегическом управлении анализ среды организации (как внешней, так и внутренней) позволяет «увидеть» и учитывать возможные опасности для деятельности и достижению цели организации.
Внутренняя социальная микросреда среда организации также оказывает постоянное и непосредственное влияние на функционирование организации, на ее деятельность, проявляющуюся в различных подсистемах этой организации, направленную на достижения стратегической цели. Данная среда включает в себя многообразные процессы, происходящие в организации. Состояние же внутренней среды во многом определяет возможности и потенциал организации. При этом заметим, что существует и неоднозначное взаимодействие внутренней среды организации и организационной культуры организации, которое необходимо оптимизировать [17].
Таким образом, можно говорить о том, что в стратегическом управлении основным и исходным является анализ внешней социальной макросреды, а также и управленческой культуры как составляющей внутренней среды организации. При этом анализ внешней среды дает основания определить опасности и возможности, кроющиеся в ней, а внутренней - выявить, прежде всего, сильные и слабые стороны функционирования организации. Хотя такое определяющее разделение является достаточно условным.
Оптимальное управление вузом в современных условиях обусловливает необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом семьи, а также активизации роли студентов в организации и поддержании процесса обучения [24].
Роль студента при получении высшего образования определяется выбором им оптимальной образовательной траектории в достаточно дифференцированном образовательном пространстве, при условии академической мобильности, а также тем, что многие студенты в настоящее время участвуют в оплате своего процесса обучения. Одним из элементов управления в современном вузе является включение студентов в состав Ученого Совета вуза.
Значение заказчика (в роли которого в современных условиях нередко выступает семья обучающегося) в финансировании высшего образования определяется, прежде всего, в выборе вуза, специальности, а также в оплате образования тех студентов, которые обучаются по внебюджетной форме, тем самым, в определенной мере, оказывая влияние на рынок образовательных услуг.
Безусловно, система рыночных отношений накладывает свой отпечаток на экономическую устойчивость вузов. Экономическая политика ов прямо зависит от государственной экономической политики в области образования; ее основные положения и порядок формирования эффективных экономических отношений в образовании освещены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [7].
Эффективность деятельности современного российского вуза во многом зависит от изменений, преобразований в системе общественных отношений, а также от рациональности управленческих решений на уровне системы высшего образования в целом, и вузовской системы, в частности. Большую роль в этом играет именно социокультурное развитие вуза как важной составляющей реформирования высшей школы, дающая возможность достичь оптимального соответствия между социальной, экономической и культурной составляющей в деятельности вуза. При этом внешняя социокультурная среда, в которой функционирует вуз, определяет высокий уровень качества образования через поддержание организационно-образовательных новаций, обеспечивающих достижение нового качества общественного развития России в современных условиях и, в конечном итоге, нового уровня качества жизни населения.
В целом можно отметить, что обеспечение высокого качества подготовки специалистов в настоящее время требует, прежде всего, оптимизации деятельности вуза во внешней социальной среде, что наиболее эффективно можно осуществлять, на основе концепции целевого стратегического менеджмента. По отношению к управлению вузом как социальной организацией, наиболее оптимальной, по нашему мнению, будет использование концепции всеобщего управления на основе качества (TQM). При этом необходимо достигать оптимального сочетания той и другой концепции для наиболее эффективного достижения поставленных тактических и стратегических целей как образовательной, так и воспитательной составляющих деятельности современного вуза.
Анализ материалов исследований, проведенных в конце XX-го - начале XXI-го столетий в рамках европейской программы Темпус-Тасис, позволяет выделить целый набор критериев, детерминирующих важность и своевременность существенного усовершенствования всей системы управления вузаи учебными заведениями в современных условиях. Необходимо отметить, что многие из выделенных нами критериев обусловливают придание современному вузу ряда черт, характерных для предпринимательской организации.
Среди выделенных критериев:
1. уменьшение бюджетной части государственного финансирования на высшее образование при одновременном повышении затрат на качественную реализацию программ высшего образования и как следствие указанного выше противоречия - целесообразность и необходимость привлечения внебюджетных средств;
2. возросшая конкуренция между вузами за бюджетные средства;
3. возросшая конкуренция между вузами за внебюджетные средства на современном рынке услуг в сфере образования и др. [20].
Концепция усовершенствования системы управления вуза, сближающая характер его деятельности на рынке образовательных услуг с предпринимательским характером деятельности, трансформировалась в концепцию вуза заведения предпринимательского типа. Б. Кларк - один из основоположников заявленной новации - обращает внимание на характерные особенности преобразования современного вуза в предпринимательскую организацию:
• усиление управленческого ядра вуза;
• расширение периферии вуза в целях его экономического развития;
• увеличение числа источников финансирования;
• мотивация штатного научно-педагогического состава;
• формирование и развитие предпринимательской культуры [25].
Развитие системы управления образованием в современных условиях,
имеющее своей основной целью не уничтожение столетиями складывавшейся «вертикальной» системы управления вуза, а дополнение ее «горизонтальной» структурой, детерминировало появление концепции
«проектно-ориентированного» вуза, где единицей управления является проект [4]. Важность сохранения традиционной вертикальной структуры обусловлена целесообразностью развития потенциала ведущих научных школ, детерминирующих научный потенциал отдельно взятого вуза, а также определяющих реальную возможность осуществления образования на базе имеющихся научных достижений. В целом, систему обучения современных специалистов в ведущих высших учебных заведениях сегодня можно рассматривать как процесс воспроизводства и развития их научно-педагогических школ [19].
Смена установки в системе современного высшего образования с процесса подготовки специалиста к определенной профессии, на серьезную и основательную подготовку к деятельности в рамках конкретной профессиональной сферы взаимосвязана с системой ожиданий студентов относительно своего индивидуального профессионального будущего. Результаты образовательной деятельности, содержащие, по сути, декомпозицию целей образования, в первую очередь должны быть ориентированы на возможности индивидуально-личностного развития выпускников высших учебных заведений в современных условиях. Они также непосредственно отражают условия, в которых осуществляется современный образовательный процесс, проецируя возможности государства и общества, в целом, а также отдельно взятого вуза, в частности, в реализации системы обеспечения образования [3].
Формулирование результатов на языке компетенций отчетливо характеризует складывающуюся в последнее время тенденцию замены установок в системе высшей школы с позиций теоретического фундаментализма к прагматической практике. Такой подход, вне всякого сомнения, ориентирован на серьезные изменения в содержании изучаемых в рамках основной образовательной программы в вузе различных дисциплин и курсов.
Несмотря на тот, вполне очевидный факт, что значимость высшего образования в современном обществе возрастает, в большей степени это относится к образованию как «результату обучения в вузе» и далеко не всегда связывается с соответствующей профессиональной деятельностью в будущем. Не столь важным, по мнению студентов, сейчас является конкретное профессиональное образование, его можно приобрести, если возникнет необходимость, освоив образовательную программу второго высшего образования, магистратуры, дополнительной квалификации и т.п. Возможно, это происходит благодаря идеям непрерывности образования и принятию этих идей обществом (концепция life-long learning об образовании человека в течение всей жизни) [12].
Так, по мнению С.Р. Филоновича, возникновение понятия life-long learning ни в коем случае не есть дань моде, а является следствием постепенной трансформации образования как важнейшего элемента социальной структуры [23].
Переход человечества к информационному социуму, построенному на фундаменте знаний, обусловил значимые изменения во всей системе
современного высшего образования. Именно знания становятся сегодня тем актуальным и неоспоримым преимуществом отдельно взятого специалиста, трудового коллектива, общества, в целом, а возможность управлять знаниями - основополагающим критерием конкурентоспособности сообщества профессионалов, в целом, и каждой организации, в частности. В теории современного общества продекларирована концепция знания как основополагающего принципа нового типа социума, которая неотделима от концепции знания как ресурса власти [10].
Основными положениями концепции инновационного управления современным вузом являются:
1) Путем анализа генезиса инновационных подходов к развитию системы высшего образования выявлено, что он представляет собой пример повышения устойчивости системы в эволюционном периоде развития -сохранение определенной специализации подсистем. Система высшего образования имеет в своем составе оперативные и консервативные подсистемы. Из них первые - приближаются к среде, улавливая ее флуктуации, что иллюстрирует развитие дистанционного образования, университетских комплексов, университетских сетей. Вторые - отдаляются от нее, сохраняя качественную определенность системы. Это может быть проиллюстрировано сохранением традиций научной деятельности, преемственности научного знания в российских вузах, сохранением фундаментальности и качества образования.
2) На основе теории самоорганизации должна быть осуществлена проекция процесса самоорганизации системы высшего образования на уровень отдельного вуза с целью выработки методологии управления им в логике развития всей системы. В частности, как одну из последних стадий процесса самоорганизации - переход системы образования на новый качественный уровень - можно представить экспансию высшего образования «вширь», «вглубь» на региональный уровень. Для отдельного вуза это будет такой организацией своих подсистем, функций и устройства, которая позволит развивать новые инновационные формы образования (университетские сети, дистанционное образование и пр.) [1].
Таким образом, реалии сегодняшнего дня позволяют рассматривать управление современным вузом, одновременно, и как систему, и как непрерывный процесс образовательной деятельности, который выступает детерминирующим функциональным фактором эффективности деятельности вуза и обеспечивает его развитие. Именно управление дает возможность поддерживать все значимые жизненные функции вуза, но вместе с тем латентно содержит в себе сочетание факторов интеграции и дифференциации, включая и разнообразие, особенно востребованные для развития современного вуза. В системе внутривузовских отношений создается то взаимодействие, которое так или иначе включает всех сотрудников образовательной организации, но разводит их по разным уровням и элементам организационно-управленческой системы. Посредством управления достигается адаптация различных организационных
компонент, реализуется симбиоз и синтез различных функциональных структур в рамках вуза, распределяются функции центра и периферии организации, формируется устойчивое управление. Тем самым оптимальное управление определяет эффективность деятельности вуза на современном рынке предоставляемых сферой образования услуг и динамику его поступательного развития.
Литература
1. Асаул А.Н., Капаров Б.М. Управление вуза учебным заведением в условиях инновационной экономики. СПб.: «Гуманистика», 2007. 280 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. 252 с.
3. Глубокова Е.Н. Изменения в образовательном процессе современного вуза в условиях управления знаниями // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. №1. Т. 45. 2010. С. 38-44.
4. Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. 370 с.
5. Журко В.И. Оптимизация управления вуза образованием // Высшее образование в России. 2006. №12. С. 155-156.
6. Журко В.И. Особенности управления в современной системе высшего образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №6. Т. 3. 2003. С. 84-94.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Российская газета: [портал]. URL: https://rg.ru/2012/10/02/koncepciya-dok.html (дата обращения: 14.05.2016).
8. Морозов А.В. Внутрикорпоративный имидж современного высшего учебного заведения // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2007. Т. 2. №3. С. 70-75.
9. Морозов А.В. Креативность как основа инновационной активности и профессионализма современного руководителя // Психология в экономике и управлении. 2014. №1. С. 125-129.
10. Морозов А.В. Роль кафедры ЮНЕСКО РАО в организации системного взаимодействия вузов в порядке международного сотрудничества в области информатизации образования // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов. Материалы Международной научно-практической конференции. Елец: ЕГУ. 2014. С. 304-313.
11. Морозов А.В. Управленческая психология. М.: Фонд «Мир», 2008.
164 с.
12. Морозов А.В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2004. 48 с.
13. Морозов А.В., Коченко А.А. Актуальные проблемы профессиональной переподготовки современных специалистов // Молодой ученый. 2012. №5. С. 471-473.
14. Морозов А.В., Муждабаева М.В. Корпоративная культура современной организации: формирование и внедрение // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2006. №2. С. 63-64.
15. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ [сайт]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата обращения: 14.05.2016).
16. Ручкин Б.А., Кухтина И.Г. Мировые тенденции развития высшего образования как основа формирования политики критериев качества деятельности вузов // МГСА: политика качества. М.: 2001. С. 48-50.
17. Смоленцева А. Вуз как социальный организм // Высшее образование в России. 1999. №3. С. 123-127.
18. Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 142 с.
19. Стандартизация и управление качеством продукции / под ред. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. 487 с.
20. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад / руководитель авторского коллектива В.М. Филиппов. М.: Логос, 2005. 413 с.
21. Управление вузом в современных условиях (опыт Нижегородского университета) / Р.Г. Стронгин, Е.В. Чупрунов, Б.И. Бедный, А.О. Грудзинский, С.Н. Гурбатов, С.Н. Ершов, В.В. Лебедев, А.В. Петров, Н.Р. Стронгина, В.И. Швецов. Н. Новгород: Изд- во ННГУ, 2010. 136 с.
22. Управление знаниями менеджеров устойчивой организации: методология подхода / под. ред. Т.Ю. Ивановой. Ульяновск: УлГУ, 2003. 201 с.
23. Филонович С.Р. Life-long learning: последствия для высшей школы // Вопросы образования. 2009. №4. С. 55-66.
24. Шереги Ф.Э. Социология образования: социологические исследования. М.: Academia, 2001. 174 с.
25. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. Issues in Higher Education. Paris: IAU Press, Pergamon, Elsevier Science, 1998. 302 p.
Morozov Aleksandr Vladimirovich,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, Professor, [email protected]
FEATURES OF MANAGEMENT OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION IN MODERN CONDITIONS
Ánnotation
In article the problem of management of an education system in modern conditions is considered, the special attention, at the same time, is paid to features of management of a higher educational institution (higher education institution) in the new market conditions, ways of optimization of management of higher education institution providing its sustainable development in education market. Keywords:
management of a higher educational institution; education market; education system; educational organization; process improvement of management; quality of training of specialists; educational standards; organization and corporate culture of educational institution; efficiency of activities of higher education institution.