Научная статья на тему 'Особенности управления виртуальными организационными системами'

Особенности управления виртуальными организационными системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕФЛЕКСИЯ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ORGANIZATIONAL SYSTEM / REFLECTION / AND CONTROL MECHANISMS / A MATHEMATICAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губко Галина Викторовна

Рассматриваются процессы самоорганизации пользователей internet, использующих общий информационный ресурс. Анализируется случай, когда один из разработчиков информационного ресурса (содержания) берет на себя функции управления (центр) и создает виртуальную организационную саморефлексивную систему. Рассматриваются особенности управления такими системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The processes of self organization of Internet users sharing a common information asset are considered

The case is analyzed when one of content providers takes over a control function (function of a Principal) and forms a virtual self reflexive organizational system. Characteristic features of control in such systems are investigated.

Текст научной работы на тему «Особенности управления виртуальными организационными системами»

Г.В. Губко1

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ

СИСТЕМАМИ

Последние десятилетия характеризуются революционным прорывом в области коммуникаций и информационных технологий. Так, например, в Федеральной целевой программе (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» и последующих особое внимание уделяется информатизации и компьютеризации, развитию Интернета и ИКТ, а в целом -сетевой экономике, которая создает условия для экономического роста и модернизации экономики России. [1, 11]

Осмыслению этих процессов была также посвящена Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, которая проходила под эгидой ООН и ЮНЕСКО (2006 г.) [9]. В ходе Женевского этапа всемирной встречи принята Декларация принципов развития информационного общества, которая подчеркивает решающую роль коммуникации, как одного из фундаментальных социальных процессов. Информационный ресурс, создаваемый в сети INTERNET, рассматривается как общественный ресурс глобального масштаба. Наиболее важная часть документов саммита посвящена развитию электронных стратегий до 2015 года, где определяются два основных направления: развитие технологий, в том числе организационных, и создание содержания (информационного ресурса) сети. Очевидно, что сегодня дефицит содержания становится тормозом на пути развития информационного общества [2].

Как отмечает ряд исследователей, одним из основных механизмов в организации информационного общества становится механизм самоорганизации систем [3, 4, 6, 7, 15]. Такой процесс характерен в частности для пользователей сети INTERNET, которые активно участвуют в самоорганизации виртуальных сообществ, групп, систем.

Под самоорганизующейся системой понимается такая система, в которой один из элементов выполняет функции проекта всего целого и имеется особый механизм, осуществляющий структурирование целого по образу проекта. Отображение структуры целого в элементе принято называть рефлексией. Система, один из элементов которой выполняет функции отображения целого (центр), называется рефлексивной системой, а система, одновременно являющаяся самоорганизующейся и рефлексивной, называется, по Лефевру, саморефлексивной.[10] Следует подчеркнуть замечание В.А. Лефевра о том, что сообщество или группа становится саморефлексивной системой тогда и только тогда, когда появляются механизмы управления (планирования, стимулирования и пр.) Саморефлексивные системы становятся наиболее распространенной формой организации в среде INTERNET. Организация деятельности таких систем требует от центра разработки механизмов функционирования системы и управления ею [8].

Саморефлексивные системы могут быть рассмотрены как частный случай активных организационных систем [12], к которым применимы информационное, рефлексивное, мотивационное управление (см. классификацию типов управлений в [8]),. 1. Этапы организации саморефлексивной системы.

На первых этапах происходит осознание и согласование общих целей, мотиваций и намерений, формируется устойчивая мотивация к совместной работе. Далее в отношениях равного партнерства выделяется лидер (центр), наиболее заинтересованный в реализации общих целей или наиболее организованный в процессах реализации. Как правило, таким лидером становится тот, кто производит наибольший информационный ресурс и заинтересован в его потреблении и переработке другими участниками желательным для него, образом [14]. На

1 Галина Викторовна Губко - руководитель естественнонаучного музея Научно-исследовательского, природоохранного учреждение РАН "Ильменский государственный заповедник им. В.И. Ленина УрО РАН". E-mail.: gvgubko@mail.ru

этом этапе происходит разработка и согласование механизмов функционирования, устанавливаются правила и процедуры, вводятся механизмы управления, процедуры контроля и разрешения конфликтов, стимулируется рефлексия участников (элементов системы) [13]. Далее устанавливаются прямые и обратные (контрольные) связи между элементами, элементами и центром, т.е. формируется структура системы. В рабочем состоянии элементы системы могут быть активными и иметь собственные цели и намерения, однако общие цели согласованы и приняты всеми, согласованы и методы достижения целей (действия участников). Система активно функционирует. На этом этапе происходит анализ деятельности, в полном объеме применяются механизмы управления, оценивается эффективность функционирования виртуальной системы, ее устойчивость и надежность.

Следует отметить одну особенность саморефлексивной виртуальной системы - это ее структурная открытость, т.е. в процессе функционирования одни элементы могут покидать систему, а другие к ней присоединяться.

Завершение работы системы может быть связано с заменой лидера (центра), тогда формируется новая система, либо с достижением целей проекта. На этом этапе полезен рефлексивный анализ как для системы в целом, так и для центра и каждого элемента.

2. Пример саморефлексивной виртуальной организационной системы

Рассмотрим пример формирования виртуальной саморефлексивной системы из множества электронных СМИ, специализирующихся на экологической тематике.

Достоверной экологической информацией обладают организации, основной деятельностью которых является, например, охрана природы, в частности природные заповедники. Очевидно, что в условиях глобального экологического кризиса, задача экологического информирования и воспитания экологической культуры является социально актуальной и совпадает с целями и задачами деятельности большого количества электронных СМИ. Естественно, что вокруг информационной деятельности заповедников начинаются процессы самоорганизации электронных СМИ. Если заповедник в состоянии выступить организационным центром и сформировать согласованный по целям и задачам эколого-информационный проект единый для всех пользователей его ресурса, разработать и внедрить механизмы функционирования и управления, то получим саморефлексивную виртуальную организационную систему. В случае, если заповедник не считает нужным или не имеет возможности выступать в качестве центра, то никакой системы не образуется, и мы имеем сообщество равноправных СМИ, действующих несогласованным образом, возможно с противоречивыми целями [5].

Так Ильменский заповедник в течение нескольких лет активно сотрудничает с десятками электронных СМИ, участвует в качестве центра в создании на их основе виртуальной организационной системы. Для этой системы разрабатывались и неоднократно применялись типичные механизмы управления, такие как стимулирование, планирование совместной деятельности, распределение информационных ресурсов, оценка эффективности деятельности. В случае данной виртуальной системы критериями эффективности управления является комплексный показатель цитируемости информации. В общем случае рассматривается упрощенная модель с полной информированностью элементов о существенных внешних и внутренних по отношению к системе параметрах. При исследовании механизмов информационного и рефлексивного управления будут рассмотрены случаи с симметричной и ассиметричной информированностью элементов.

Под информационной деятельностью в данной модели системы понимается:

1. Изготовление центром (заповедником) информации:

- о собственной деятельности (природоохранной, научно-исследовательской, эколого-просветительской);

- природном комплексе на его территории;

- служебной информации (структура, приказы и распоряжения, графики рейдов).

2. Размещение информации на сайте заповедника и (или) рассылки пресс-релизов в электронные СМИ (активные элементы системы).

3. Переработка электронными СМИ полученной через электронную почту и (или) взятой с сайта информации, и транслирование (публикация, цитирование) далее пользователям (читателям) или другим СМИ.

В общем случае в качестве модели системы может быть рассмотрена 3-х уровневая система, включающая центр - заповедник - на первом уровне, множество электронных СМИ, получающих пресс-релизы и имеющих расширенный доступ к сайту заповедника (активные элементы системы) на 2-м уровне, множество читателей электронных СМИ (также активные элементы) на 3-м уровне. Под внешней средой понимается все остальное информационное пространство, создаваемое социальными, политическими, экологическими и пр. организациями, а также их духовные идеи, мораль, нравственность и т.д.

Модель системы приведена на рис. 1.

воздействия

Рис. 1. Структура модели виртуальной организационной системы

Метацелью деятельности системы является создание в обществе положительного имиджа деятельности особо охраняемых природных территорий (заповедники, национальные парки, заказники и пр.), как одного из путей устойчивого развития общества и выхода из экологического кризиса. Целями деятельности является обеспечение населения точной (с научной точки зрения), достоверной (с позиций выполнения законодательства, определения тактических и стратегических задач охраны природы, непосредственной практической деятельности заповедника), своевременной (актуальной в данный период времени) информацией. Создание информационной среды для непрерывного экологического образования населения. Создание рефлексивной и этической среды для формирования экологической культуры населения. Эти цели являются общими и системообразующими при самоорганизации виртуальных систем, использующих и создающих общие информационные ресурсы. На основе этих целей формируется дерево критериев оценки эффективности деятельности системы.

Под управлением информационной деятельностью понимается планирование деятельности активных элементов, стимулирование участников, распределение информационных ресурсов, контроль полученного эффекта, оценка эффективности деятельности системы и эффективности управления.

В соответствии с [12], модель активной системы задается следующими параметрами:

1. Состав системы - совокупность элементов системы. В нашем случае элементы системы -это множество электронных СМИ и заповедник.

2. Структура - совокупность информационных, управляющих и других связей между элементами, включая отношения подчиненности и распределение прав принятия решений.

3. Порядок функционирования - последовательность получения информации и выбора стратегий. В простейшем случае управления все активные элементы получают информацию одновременно, от каждого элемента осуществляется обратная связь по результатам действия элемента.

4. Число периодов функционирования отражает наличие или отсутствие динамики (однократности или многократности выбора стратегий (состояний) в течение рассматриваемого периода времени). В рассматриваемом случае могут быть как однократные, так и многократные изменения состояний элементов.

5. Предпочтения участников системы, которые совместно с принципами рационального поведения определяют зависимость состояния системы от управляющих воздействий и критерий эффективности управления.

6. Допустимые множества состояний (стратегий) элементов отражают индивидуальные и общие для всех ограничения на выбор состояний, накладываемые окружающей средой, используемой технологией и т.д.

7. Информированность участников - та информация, которой обладают участники на момент принятия решений о выбираемых стратегиях.

Ильменский заповедник в течение нескольких лет активно сотрудничает с десятками электронных СМИ, участвует в качестве центра в создании на их основе виртуальной организационной системы. Для этой системы разрабатывались и неоднократно применялись типичные механизмы управления, такие как стимулирование, планирование совместной деятельности, распределение информационных ресурсов, оценка эффективности деятельности, где рассматривалось дерево критериев эффективности управления, которое методом матричных сверток приводилось к комплексному показателю цитируемости информации. Учитывая особенности управления виртуальными саморефлексивными системами, большое внимание уделялось исследованию механизмов управления. В частности, в общем случае рассматривалась упрощенная модель системы с полной информированностью элементов о существенных внешних и внутренних по отношению к системе параметрах. При исследовании механизмов информационного и рефлексивного управления рассмотрены случаи с симметричной и ассиметричной информированностью элементов.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

2. Асаул, А. Н. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИпЭв», 2010. - 254 с.

3. Асаул, А. Н. Развитие рынка жилой недвижимости как самоорганизующейся системы /А. Н. Асаул, Д. А. Гордеев, Е. И. Ушакова. - СПб.: СПбГАСУ, 2008. - 334 с.

4. Асаул, В. В. Самоорганизация в живых и неживых системах/ В. В. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - №4(22). - С. 29-34.

5. Бурков, В. Н. Теория активных систем: состояние и перспективы/ В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. - М.: Синтег, 1999.

6. Вернер, Р. Особенности самоорганизации социально_экономических систем/ Р. Вернер //Экономическое возрождение России. - 2005. - №1(3). - С. 44-48.

7. Гордеев, Д. А. Самоорганизация как элемент конкурентной стратегии предпринимательских структур при реализации инноваций / Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. -2010. - № 1(23). - С. 58-63.

8. Губко, М. В. Теория игр в управлении организационными системами/ М. В. Губко, Д. А. Новиков. - М.: Синтег, 2002.

9. Журналистика в информационном обществе: новые возможности и новые вызовы: материалы круглого стола. - М., 2005. - С. 9-39.

10. Лефевр, В. А. О самоорганизующихся и саморефлексивных системах и их исследовании / В. А. Лефевр // Проблемы исследования систем и структур. - М., 1965. - С. 61-68.

11. Маркасов, С. В. Инфокоммуникации и эффективность их использования / С. В. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 33-39.

12. Новиков, Д. А. Теория управления организационными системами: вводный курс/ Д. А. Новиков. - М.: ИПУ РАН, 2004.

13. Новиков, Д. А. Рефлексивные игры/ Д. А. Новиков, А. Г. Чхартишвили. - М.: Синтег, 2003.

14. Райков, А. И. Самоорганизация в информационном обществе / А. И. Райков// Рефлексивные процессы и управление: тр. международного симпозиума. - М.: Ин-т философии РАН, 2005. -С. 203 - 210.

15. Фирсанова, О. В. Моделирование эволюции субъекта рынка в теории глобального эволюционизма/ О. В. Фирсанова, Ж. Н. Чупахина // Экономическое возрождение России. -

2006. -№ 4(10). - С. 28-35.

16. Фирсанова, О. В. Моделирование эволюции субъекта рынка в теории глобального эволюционизма / О. В. Фирсанова, Ж. Н. Чупахина // Экономическое возрождение России. -

2007. -№ 1(11). - С.17-22.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Modernization of the economy based on technology of innovation / A. N. Asaul [and others]. - St. Petersburg: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.

2. Asaul, A.N. Creation of knowledge and information infrastructures of businesses / A. N. Asaul [and others]. - St.: ANO «IPEV», 2010. - 254 p.

3. Asaul, A. N. Development of the market residential non_movable as a self_organizing system /A. N. Asaul, D. A. Gordeev, E. I. Ushakova. - St.: SPbGIEU, 2008. - 334 p.

4. Asaul, V. V. Self-organising in live and lifeless systems / V. V. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - №4 (22). - P. 29-35.

5. Burkov, V. N. The theory of active systems: status and prospects/ V. N. Burkov, D. A. Novikov. -M.: SINTEG, 1999.

6. Werner, R. Peculiarities of self_organization of socio_economic systems/ R. Werner // Economic revival of Russia. - 2005 - № 1 (3). - P. 44-48.

7. Gordeev, D. A. Problems of development new institutional forms and attitudes in innovational activity in the Russian Federation/ D. A. Gordeev // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). -P. 52-59.

8. Gubko, M. V. Game theory in the management of organizational systems/ M. V. Gubko, D. A. Novikov. - M.: SINTEG, 2002.

9. Journalism in the Information Society: New Opportunities and New Challenges: Proceedings of the round table. - M., 2005. - P. 9-39.

10. Lefebvre, V. A. On self-organizing and samorefleksivnyh systems and their investigation /V. A. Lefebvre. Problems of research systems and structures: collection. - M., 1965. - P. 61-68.

11. Markas, S. V. Information communications and the effectiveness of their use/ S. V. Markas, K. M. Mkrtchyan // Economic revival of Russia. - 2010 - №2 (24). - P. 33-39.

12. Novikov, D. A. The theory of managing organizational systems: an introductory course/ D. A. Novikov. - M.: IPU RAN, 2004.

13. Novikov, D. A. Reflexive Games/ D. A. Novikov, A. G. Chkhartishvili. - M.: SINTEG, 2003.

14. Raikov, A. I. Self-organization in the Information Society/ A. I. Raikov// Reflexive Processes and Control: Proceedings of the International Symposium. - Moscow: Institute of Philosophy of Science, 2005. - P. 203-210.

15. Firsanova, O. V. Modeling the evolution of market participants in the theory of global evolutionism /O. V. Firsanova, J. N. Chupakhina // Economic revival of Russia. - 2006. - № 4(10). -P. 28-35.

16. Firsanova, O. V. Modeling the evolution of market participants in the theory of global evolutionism /O. V. Firsanova, J. N. Chupakhina // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1(11). -P. 17-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.