Бузова Е.А.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМ НАУЧНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Buzova E.A.
FEATURES OF MANAGEMENT OF THE VIRTUAL SCIENTIFIC ENTERPRISE
Ключевые слова: управление предприятием, методы управления, виртуальное предприятия.
Keywords: management enterprise, methods management, virtual.
Аннотация
В эпоху системных инноваций, инновации не ограничиваются лишь новыми технологиями, продуктами и услугами. Сама структура организации является интегральной частью инновационного процесса. Лидирующие фирмы постоянно реорганизуются так, чтобы их организация соответствовала требованиям инновационных и других задач, а не наоборот.
Abstract
During an epoch of system innovations, innovations are not limited to only new technologies, products and services. The structure of the organisation is an integrated part of innovative process. In the lead firms will constantly be reorganised so that their organisation corresponded to requirements of innovative and other problems, rather the reverse.
В эпоху системных инноваций, инновации не ограничиваются лишь новыми технологиями, продуктами и услугами. Сама структура организации является интегральной частью инновационного процесса. Лидирующие фирмы постоянно реорганизуются так, чтобы их организация соответствовала требованиям инновационных и других задач, а не наоборот.
На появление новых организационных форм управления предприятием в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями заказчиками, а также растущее значение степени применения новых инфокоммуникационных технологий.
В связи с переориентацией современной экономики и активизацией инновационной деятельности, на первый план выходит производство наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Чтобы занять достойное место на мировом рынке технологий, российским предприятиям необходимо активизировать научный потенциал.
Современная экономика все более становится экономикой знаний. Научная сфера создает пространство знаний, служащее своеобразным инкубатором нововведений. Соответственно, меняется понимание, что такое «инновация». Если классическое определение инноваций связано с производством новых товаров и услуг, то современное - с производством нового знания. И в этой экономической конъюнктуре особое место занимают научные организации, поскольку они имеют необходимую базу и накопленный опыт в сфере инноваций, востребованных российским и мировым научно-техническим рынком.
Для активизации научных разработок и стимулирования их сбыта в России в литературе выделяют следующие направления:
• создание инновационной системы распределенного типа (сети), в состав которой должны входить структурные и автономные научные парки или инновационнотехнологические центры и ассоциации, создаваемые по территориально-отраслевому принципу;
• создание в академических институтах и ведущих университетах специализированных подразделений (офисов трансфера технологий), целенаправленно занимающихся коммерциализацией разработанных технологий. Их задачей является проведение совместных ис-
следовательских работ с промышленными фирмами, университетами, государственными
структурами;
• формирование научно-исследовательских партнерств научных институтов с крупными промышленных корпорациями, научно-промышленных холдингов и других форм посредничества между промышленностью и академической наукой;
• организация проведения комплексных междисциплинарных научных исследований.
Заметим, что в основном все они касаются широкой кооперации в фундаментальной
науке, содействующей межотраслевым коммуникациям и вовлечению инновационных ресурсов различных предприятий в единые проекты. Очевидно, что подобного рода глобализация российской науки может быть рассмотрена на различных уровнях организации и управления.
Сегодняшние тенденции глобализации затронули и научно-исследовательские предприятия. Финансово-промышленные группы, консорциумы, корпорации, альянсы - это далеко не все формы возможных союзов, в которые объединяются предприятия для поиска и выполнения научных проектов. Одной из самых экономически выгодных форм научного сотрудничества является виртуальное предприятие.
Существует множество определений виртуального предприятия, например: «виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов от различных предприятий и их интеграции в гибкую и динамическую структуру, приспособленную для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок».
С маркетинговой точки зрения, цель виртуального предприятия - это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов. Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-то «усредненного» сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных заказчиков. Первым импульсом к образованию виртуального предприятия является именно поступление рыночного заказа.
Для научно-исследовательских институтов можно выделить ключевое достоинство виртуальной формы организаций: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными и финансовыми затратами. Из этого достоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества, как:
- скорость выполнения рыночного заказа;
- возможность снижения совокупных затрат;
- возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;
- возможность гибкой адаптация к изменениям окружающей среды;
- возможность снизить барьеры выхода на новые рынки.
Независимо от отрасли, в рамках которой функционирует научное предприятие, а также тематики исследований, основная работа заключается в головной организации по проведению и координации фундаментальных и прикладных разработок, которые можно разделить на предварительный расчет и непосредственные измерения. Расчет состоит из методики, программирования и численного моделирования, измерения - из парка приборов, методики и собственно измерения. В процессе своей деятельности предприятие обычно выполняется широкий комплекс междисциплинарных исследований и разработок, аналитических и прогнозных материалов, разнообразных проектов и программ. В конечном итоге рабочий процесс разбивается на автономные подзадачи.
Виртуальная команда объединяет людей для решения эпизодической и, как правило, очень сложной задачи. Организация удаленной работы коллег или встреч с партнерами, проживающими в разных уголках планеты, с технической стороны больше не является проблемой. На практике схема виртуальной команды оказалась очень эффективной. Повысился
индивидуальный вклад конкретного работника в конечный интеллектуальный продукт, т.к. в результатах его исследований нуждается каждый член команды. Общая творческая цель требует креативного мышления, способности быстро реагировать и вносить коррективы в свою работу в зависимости от результатов исследований других участников группы.
После достижения поставленной цели команда расформировывается, ее члены переходят в другие проекты для решения следующих задач. Один и тот же работник может быть членом нескольких виртуальных команд, распределяя свое время между несколькими проектами.
Виртуальные предприятия могут и будут постоянно перестраивать свою конфигурацию и архитектуру процессов, чтобы сохранять максимальную эффективность в условиях динамичного рынка. Благодаря своей способности создавать и эксплуатировать более новаторские и целенаправленные службы при меньших капиталовложениях, в более сжатые сроки и со значительно меньшим финансовым риском, они составят серьезную конкуренцию крупным традиционным корпорациям.
Традиционная линейная структура управления показала себя недостаточно эффективной. Принцип организации новой структуры соответствует пирамиде, лежащей на боку - в том смысле, что клиенты теперь находятся не внизу, а сбоку, то есть являются равноправными партнерами научного предприятия. Исполнителями, взаимодействующими с клиентами, теперь являются операторы процессов, а менеджерами среднего звена - лидеры экземпляров процессов.
Здесь нет четкого и неизменного во времени разграничения на подразделения. Сам собой отпадает конфликт между начальниками подразделений (их заменяют владельцы общих ресурсов) и руководителями проектов (эту роль выполняют руководители экземпляров процессов). Кроме того, вся работа в новой компании осуществляется исходя из задач, поставленных конкретным заказчиком, и заканчивается созданием некоторых потребительских ценностей для этого клиента.
Основной проблемой при управлении географически распределенным виртуальным научным предприятием остается организация взаимодействия и обмен накопленными знаниями. Для определения долгосрочной перспективы его деятельности необходимо выделить приоритетные направления из специализаций подразделений, но и принять решение об использовании потенциала для новых направлений работ. Следует проанализировать внутренние ресурсы по нескольким направлениям:
• по функциональным возможностям подразделений - для определения сферы научных, инженерных, технических и технологических интересов;
• по уровню квалификации специалистов подразделений - для определения потенциальных возможностей их использования;
• по технологическим возможностям научного, инженерного и производственного оборудования - для уточнения расширенных возможностей программных комплексов на оргтехнике, парка измерительного и испытательного оборудования, технологических возможностей и ограничений производственной базы;
• по нормативно-методическому и другому информационному обеспечению, включая архивные материалы и научно-технические отчеты, не утратившие актуальность по техническим причинам.
По каждому из ресурсов (функциональному, кадровому, технологическому, информационному) составляется распределенная база данных, доступная географически распределенным пользователям. Анализ этих баз дает возможность не только для расширенного поиска новых направлений работ, но и для оптимизации существующих бизнес-процессов.
Виртуальное предприятие в рамках научно-исследовательского института будет создаваться путем отбора требующихся человеческих, организационно-методических и технологических ресурсов различных предприятий и их компьютерной интеграции, приводящей к формированию гибкой, динамичной организационной структуры, наиболее приспособленной для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок. В таком
предприятии осуществляется интенсивное взаимодействие специалистов и подразделений различных предприятий с помощью новейших информационных и коммуникационных технологий. Это взаимодействие призвано повысить уровень кооперации и координации партнеров, а в конечном итоге, конкурентоспособность производимой ими продукции.
Процесс развития сетевых и виртуальных форм организаций, в частности, для научноисследовательского предприятия, характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта. Хотя успех многих функционирующих виртуальных предприятий очевиден, а шансы на формируемых виртуальных сетей вполне реальны, в более широком контексте остается открытым многие вопросы организации и функционирования виртуальных предприятий. Но многие проблемы здесь можно оценить всего лишь как своего рода болезнь роста, свойственную любой инновационной концепции.
Библиографический список
1. Вютрих Х.А., Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - № 5.
2. Димов Э.М., Маслов О.Н., Скворцов А.Б. Новые информационные технологии: подготовка кадров и обучение персонала. Часть 1. Реинжиниринг и управление бизнес-процессами в инфокоммуникациях. - М.: ИРИАС, 2006. - 386 с.
3. Катаев А.В. Виртуальные предприятия - новая ступень в организации НИОКР // Стратегические аспекты управления НИОКР в условиях глобальной конкуренции: Отчет по НИР № 01.2.00100692. - Таганрог: ТРТУ, 2001. - С. 204-211
4. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 414 с.
5. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 1997.
- 334 с.