УДК: 330; 658:380
ББК: 65.422.1
М 47
Мелина Н.Ф., Максимова В.В., СокольникИ.В.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕОЭКОНОМИКИ
Melina N.F., Maksimova V. V., Sokolnik I. V.
FEATURES OF TRADE ENTERPRISE MANAGEMENT IN THE CONDITIONS
OF NEO-ECONOMY
Ключевые слова: рынок, рыночный механизм, обращенческое производство, неоэкономика, финансомика, предприятие торговли, управление, методы маркетингового управления, SWOT-анализ, бюджетирование, ФОССТИС, формирование спроса, стимулирование сбыта.
Keywords: market, market mechanism, convertible production, neo-economy, finance, trade enterprise, management, methods of marketing management, SWOT-analysis, budgeting, FOSSTIS, demand generation, sales promotion.
Аннотация: актуальность проблемы управления торговым предприятием обусловлена тем, что его поведение в рыночных условиях постоянно видоизменяется в организационных, финансовых, торговых, кадровых и прочих вопросах. Эффективное решение этих взаимосвязанных проблем «обращенческого производства» в условиях меняющейся конъюнктуры рынка и предполагает разработку решений, обеспечивающих устойчивое положение фирмы в эпицентре конкурентного соревнования.
Цель статьи - в познании и применении маркетинговых методов управления торговым предприятием, направленных на повышение социально-экономической эффективности и поддержание устойчивой конкурентной способности фирмы.
Ведущие методы решения проблемы: анализ, синтез, сравнение, научная абстракция, SWOT- анализ, бюджетирование, система ФОССТИС, алгоритмический и диалектический методы.
Результаты исследования, полученные при изучении реального предприятия ООО «АКВАДАГ», могут применяться торговыми фирмами и в теоретических разработках, посвященных особенностям управления торговых предприятий в условиях неоэкономики.
Abstract: the urgency of the problem of managing a trading enterprise is due to the fact that its behavior in market conditions is constantly changing in organizational, financial, trade, personnel and other matters. Effective solution of these interrelated problems of "recourse production" in the context of changing market conditions involves the development of solutions that ensure the enterprise 's firm position in the epicenter of competition.
The purpose of the article is the study and application of marketing methods in managing a trading enterprise, which are aimed at improving the socio-economic efficiency and maintaining sustainable competitive ability of the company.
Leading problem-solving methods: analysis, synthesis, comparison, scientific abstraction, SWOT-analysis, budgeting, FOSSTIS system, algorithmic and dialectical methods.
The research results obtained in the study of the real enterprise LLC AQUADAG can be used by trading companies in theoretical studies on the features of trade enterprise management in the neo-economy.
Торговое предприятие (фирма) дей- зуя, своего рода, «обращенческое производ-ствует в сфере обращения товаров, реали- ство». Последнее находится в точке самого
товарообмена на линии оценочного процесса. Предприятие функционирует в зоне непосредственно рыночных отношений, в эпицентре конкурентного соревнования. Здесь конкурентность и рыночность проявляется (в реальной экономике) в наиболее чистом виде. И эта особо тесная связь торговли с конкурентно-рыночным механизмом, с фактическим товарообменом и ценообразованием, с реальным взаимодействием предложения, спроса и цен и образует обращенческое производство. Иначе говоря, связь со всем самым товарным, обменным, оценочным, конкурентным, рыночным, даже со всем экономически игровым, делает торговое предприятие более экономическим по практической реализации хозяйствования, чем обычное промышленное производство. Здесь больше экономической игры: столкновений интересов, противоположно направленных акций, субъективных инъекций, многоходовых и тактических комбинаций. В торговом процессе больше динамики, вариаций, отклонений, неравновесий; больше экономического выбора и самой экономики. В управлении торговым предприятием сильнее видоизменения его поведения в организационных, финансовых, обращенческо-произ-водственных, кадровых и прочих вопросах. Эффективное решение этих взаимосвязанных проблем предполагает умение приспосабливаться к меняющейся конъюнктуре рынка, формирующейся неоэкономике, заставляет прогнозировать возможные неблагоприятные ситуации и принимать решения, обеспечивающие устойчивое положение торгового пред-приятия1.
Данная статья направлена на выявление особенностей современного управления в условиях неоэкономики и определения приоритетных направлений в его развитии.
Отечественные экономисты-исследователи (управленцы) не уделяют должного внимания новейшим тенденциям экономической цивилизации, акцентируя свое внимание главным образом лишь на меняющейся конъюнктуре рынка. Последний же понимается как место торговли и особый механизм, осуществляющий взаимодействия миллионов продавцов и покупателей, выполняющий посредническую, информационную, санирующую и
регулирующую функции . Обозначенное рабочее понятие есть нечто среднее между «невидимой рукой» рыночных законов А. Смита (1775 г.) и «равновесным спросом и предложением» А. Маршала (1891 г.).
Общеизвестно, однако, что после кризиса 2008- 2009 годов классический планетарный капитализм вступил в свою финальную стадию, мы наблюдаем его агонию. Классический рынок (его определения, понятия) становятся уже предметом исследования истории экономической мысли, нежели актуальной экономики. Современным экономистам приходится обращать внимание на то, что эксперты Цюрихского университета (Швейцария), проводя математический анализ связей ведущих компаний планеты и движения капиталов, сформулировали, как приговор: миром правит одна сверхкорпорация, где контрольным пакетом акций владеют 1318 компаний, на долю которых приходится 60% всех доходов. Ядро системы составляет всего 147 финансовых и инвестиционных институтов, контролирующих 40% глобального рынка3.
На планете, таким образом, вырисовываются контуры новой экономики (неоэкономики), которая отличается отображенными нео-феноменами, такими как:
- техномика (технологизация хозяйственного бытия и переформатирование самого поведения человека);
- инфорномика (информатизация хозяйственного бытия, его виртуализация, переход к воображаемому миру за экраном);
- сциентизм (уподобление социальных наук естественным как по методам, так и по функциям в обществе: массовое применение математических моделей без выяснения природы новой экономической цивилизации, т.е. стыдливый уход от выявления сущности супермонополизма неоэкономики);
- финансомика (подчинение реального хозяйства финансовой суперсистеме);
- глобальная экономика (глобализация хозяйственной жизни, ее унификация, стан-
1 Осипов Ю.М. Курс философии хозяйства / Ю.М. Осипов. - М.: Экономистъ, 2005. - С. 170-186.
Корниенко, О.В. Настольная книга
преподавателя экономики / О.В. Корниенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006, С. 150.
3
Фионова Л.К. Агония цивилизации. Ч. 1 / Л.К. Фионова // Движение за возрождение отечественной науки. URL: https//www.za-nauku.ru
дартизация, единообразие при двойных стандартах в мировом масштабе);
- ультраимпериализм (переход к цен-тро-иерархической организации мирового сообщества и планетарного хозяйства).
Иначе говоря, одновременно развиваются процессы всеобщей экономизации хозяйства и жизни, их виртуализация, дематериализация, ирреализация (отрывание от реальности, уход в субъективное, фантазийное, игровое), суперструктуризация (надстраивание идеальной надстройки, ее усложнение), тотализация. Идет становление своего рода «шоу-цивилизации» с «виртуальными, игровыми» на «площадках» вместо национальных экономик и реальных хозяйствующих субъектов1.
Незаметно для обывателя реализуется переход экономики, строящейся снизу - от реальной жизни, к экономике, изливающейся сверху - из идеального, мыслительного, расчетного «эгрегора».
Стоимость «снизу» начинает подчиняться стоимости «сверху». Излияние стоимости становится важнее создания стоимости. Вменение стоимости значимее производства стоимости. Последняя не столько уже как посредница, сколько как властительница. Налицо - стоимостной переворот.
Происходит и ползучее замещение рынка товаров (вещей) рынком товарностей (знаков, прав, принадлежностей) или рынком «самих по себе» стоимостей.
Реализуется и покорение экономикой времени и пространства, а также - объективности, самой реальности. Неоэкономика как экономика становится вольной, импровизационной, проективной. Не движение, а полет, не трудность, а удовольствие, не тяжесть, а воспарение.
Неоэкономика формируется как идеальная надстройка («надслойка») над экономикой, жизнью.
Основной постэкономический мотив в неоэкономике - это усиление роли неэкономических факторов и расчетов (умственных, технических, инженерных). Идет вы-
1 Чекалин, А.Н. Темнее всего перед рассветом. Россия (СССР) - Запад: идейные и экономические битвы цивилизаций накануне 2000 года / А.Н. Чекалин. - М.: ГП «Редакция газеты «Экономическая газета». - С. 136 -158.
ветривание социального начала из экономики. Неоэкономика как необщественная организация общества. Происходит вымывание отношений (взаимодействий).
Неоэкономический человек как суперэкономический, но в то же время уже и постэкономический человек.
Неоэкономика переформатирует и неоэксплуатацию в несоциальную, неформальную, невыраженную, незаметную.
Вот этот «^еИгаиш» - должен быть в поле зрения топ-менеджера торгового предприятия в условиях неоэкономики, и в этом он обязан обнаружить особенности управления торговой фирмой для стабильного функционирования.
В условиях неоэкономики торговое предприятие - сложный феномен обращенче-ского производства, обменно-оценочного, конкурентного процесса. Функционируя ради получения прибыли, оно становится действующей торгово-хозяйственной системой; механизмом-предприятием, процессом-предприятием, формируется как хозяйствующий субъект. Последнее выражается в хозяйственных отношениях между персоналом предприятия, другими предприятиями и иными хозяйственными и нехозяйственными агентами, превращаясь в особый социальный орга-
2
низм .
Организационная форма торгового предприятия - институциональный его образ, соответствующий действующему законодательству и фиксирующий его хозяйственные возможности, права и обязанности, внутренний исходный порядок и специфические внешние отношения.
Торговое предприятие организует и управляет торговым делом через управляющий центр - дирекцию, управленческую структуру, обеспечивая деятельность на местах, инициативы центра и снабжение центра
информацией3.
2
Мирошкин П.П., Неклюдов В.С., Клюева В.С. О некоторых особенностях торгового менеджмента / П.П. Мирошкин, В.С. Неклюдов, Ю.С. Клюева //
Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62), С. 90.
3
Мелина Н.Ф., Романова М.М., Сокольник И.В. Эволюционная экономика и проблема устойчивости организации в конкурентной рыночной среде / Н.Ф. Мелина, М.М. Романова, И.В. Сокольник // Научный журнал Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, №3, том 2, 2018. - С. 9.
В торговом бизнесе каждый предприниматель стремится абсолютно точно определить свой круг потребителей и использовать те инструменты продвижения товаров, которые помогут ему точно попасть в цель и стабильно хозяйствовать без резкого видоизменения поведения предприятия в области его: организации, финансов, управления персоналом, окружающей среды и пр.1.
В реальной жизни сегментация рынка является лишь небольшим компромиссом между ошибочным представлением обо всей массе покупателей как об одном унифицированном клиенте и попыткой учета вкусов, предпочтений и потребностей всех и каждого из этой массы. Анализ управления торговым предприятием показывает, что оно сводится не только к постановке цели и задач, прогнозированию спроса, изменению менталитета сотрудников, управлению финансами, проведению реорганизации системы управления, налаживанию взаимоотношений с партнерами, обновлению торгового и кадрового потенциала2. Особенность управления торговым предприятием проявляется и в жестком конфликтном соперничестве с конкурентами и целом комплексе мероприятий, сопряженных с фреймом основных социально-
экономических категорий рынка, который образует:
- товар (как предмет и услуга, удовлетворяющий производственную, общественную или личную потребность);
- товарное предложение (товары, вовлеченные в сферу товарного обращения или имеющие такую потенциальную возможность);
1 Шалыгина Л.В., Зайченко И.А. Современные проблемы торгового менеджмента/ Л.В. Шалыгина, И.А. Зайченко // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях. Сборник статей в 2-х частях. - Ростов н/Д: ФГОБУ ВПО «Донской государственный университет», Технический институт сервиса (филиал). 2016. С. 61-65.
2
Мелина Н.Ф. Мотивация торгового персонала: явление, форма, категория, показатели/ Н.Ф. Мелина // Наука, образование, кооперация: проблемы и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников кооперативных вузов по итогам научно-исследовательской работы в 2016 году. - Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2017. - С. 236-242.
- покупательский спрос (платежеспособная потребность в товарах и услугах);
- соотношение спроса и предложения (главная пропорция рынка, определяющая его состояние);
- товарооборот (категория, отражающая как сам процесс купли - продажи, так и объем товарной массы, перешедшей от одного владельца к другому);
- товарные запасы (наличие товарной массы на рынке);
- цены (выполняющие ряд функций на рынке и прежде всего играющие двойную роль: индикатора рыночной ситуации и регулятора рыночных процессов);
- издержки обращения (затраты, без которых невозможны рыночный процесс и сам маркетинг, один из главных критериев эффективности рыночной деятельности);
- прибыль (как экономический эффект купли - продажи);
- емкость рынка (потенциальное количество товаров, которое может приобрести потребитель);
- насыщенность рынка (степень обеспеченности потребителей товарами);
- качество товара (набор полезных потребительских свойств, их соответствие потребительским требованиям, время бесперебойной службы товара);
- хозяйственный и экономический риск (возможность не получать запланированной прибыли, понести убыток, обанкротиться и т.п.);
- рыночная инфраструктура (торгово-складские помещения и оборудование, трудовые контингенты, информационная система, транспортные средства и связь, организационные структуры);
- социальные последствия функционирования рынка (уровень удовлетворения покупательского спроса населения, качество обслуживания, безработица, изменение уровня жизни в результате инфляции и т.п.) .
С учетом рамочных категорий рынка должен строиться и конкретный проект элементов маркетингового управления:
- конкуренты, сегменты рынка, при-
3
Калинушкин В.С. Розничная торговля и ее современные тенденции / В.С. Калинушкин В.С. // Управление и экономика в XXI веке. 2016. № 2. С. 21-22.
сутствие на рынке;
- характеристика товара, важность, сравнение с конкурентами, анализ;
- мероприятия сбыта, стоимость и бюджет, эффективность, сравнение с конкурентами, анализ;
- параметры бюджета, каналы сбыта, прогноз продаж, бюджет рекламы, издержки обращения, сводный бюджет1.
Все вышесказанное и составляет особенность управления торговым предприятием, отображаемую в конкретных мероприятиях, решениях и изменениях.
Основными методами реализации проекта маркетингового управления (особенностями управления торговым предприятием) являются:
- сегментация рынка (определение целевых групп покупателей);
- SWOT- анализ (анализ преимуществ и недостатков в сравнении с конкурентами);
- модель Розенберга (методика обработки маркетинговой информации);
- матрица 4 Р (смесь маркетинга -marketinq mix);
- матрица Ансоффа (позиционирование товара на матрице «товар - рынок»)2;
- бюджетирование (детальное финансовое планирование по прогнозу сбыта, бюджету рекламы, обращенческим расходам и сводному бюджету);
- система ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта).
В последней (системе ФОССТИС) различают две части:
1. Коммуникационная, представляющая собой информирование на постоянной основе реальных и потенциальных покупателей о товаре, развитии его потребительских свойств, т.е. совокупность мероприятий по формированию спроса (ФОС);
2. Коммерческая, направленная на создание системы каких-либо предпочтений в приобретении именно этого товара и побуждение покупателей к совершению повторных покупок, т.е., собственно, стиму-
1 Котлер Ф. Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей / Ф. Котлер. - М.: Аль-
пина Паблишер, 2017. - 206 с.
2
Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф.- СПб.: Питер, 2009. -344 с.
лирование сбыта (СТИС).
Теория ФОССТИС хорошо разработана и изложена в ряде монографий, учебников и пособий зарубежными и отечественными авторами3. Наша задача - показать опыт формирования спроса и стимулирования сбыта конкретным отечественным предприятием ООО «АКВАДАГ» г. Сарова. Объект исследования - предприятие малого бизнеса (20 чел. персонала), работающее на местном рынке радио- и электротехнических товаров. ООО «АКВАДАГ» имеет достаточно широкую номенклатуру изделий и глубокий ассортимент товаров (17 тысяч наименований), среди которых - радиодетали и электронные компоненты; электромонтажная и электротехническая продукция, бытовая радиоаппаратура и т.п. Организация конкурирует более чем с двумя десятками аналогичных предприятий местного и регионального рынков. Конкуренция, как жесткое конфликтное соперничество хозяйствующих субъектов, вынуждает ООО «АКВАДАГ» стремиться к стабильной устойчивости и нормальной рентабельности на местном рынке радиотехнических товаров. Для этого оно и прибегает к использованию системы ФОССТИС, значительно нивелирующей экономический риск, убытки и банкротство.
Использование ФОССТИС - симптоматическая особенность управления торговым предприятием в современных условиях. В ООО «АКВАДАГ» ее применение доводится уже до алгоритма, иначе говоря, до:
- обусловленности (легкости и конкретности в торговом деле);
- повторяемости (цикличности торго-во-хозяйственных операций);
- эффективности (неотъемлемого приближения к результату);
- раздельности (разделения на простые торгово-хозяйственные операции).
Поэлементный анализ применения системы ФОССТИС на уровне ООО «АКВАДАГ» показывает следующие инструменты воздействия на: местный рынок, персонал, покупателей, конкурентов; отношения с го-
3
Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МБА. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Эксмо; М.: Мирбис, 2008. -509 с.
сорганами, арендодателями, руководством инфраструктурных предприятий города. Это главным образом цена товара как функция спроса и предложения, ассортимент товаров и услуг, стимулирование персонала, методы продажи и качество обслуживания, стимулирование потребителей.
Опыт показывает, что в современных российских условиях из всех маркетинговых инструментов цена - наиболее эффективный инструмент воздействия на покупателя (его предпочтения, вкусы, моду). Уровень цен напрямую ассоциируется с продукцией. Следовательно, при разработке системы формирования спроса и стимулирования сбыта необходимо особое внимание уделять ценовой политике для активного воздействия на объемы продаж и величину получаемой прибыли.
Торговая надбавка в ООО «АКВА-ДАГ» варьируется от 25 до 70% от себестоимости товара, что позволяет предприятию покрывать издержки обращения и получать определенную прибыль, не отталкивая при этом покупателей и, одновременно, сохраняя конкурентоспособность. Определенная из опыта торговая наценка является более низкой, чем у конкурентов, позволяет формировать спрос на новые товары и увеличивать объем продаж.
Ценовая политика предприятия достаточно жестко коррелирует с возрастающими тарифами на услуги ЖКХ и арендной платой, ростом налоговых ставок. Это приводит к увеличению расходов предприятия, снижению темпов роста товарооборота, необходимости пересмотра размеров торговых наценок на целый ряд товаров. Однако, поскольку цены у конкурентов в основном выше на 20 - 30%, то ООО «АКВАДАГ» имеет возможность повысить цены на 15 -20% и сохранить свое конкурентное преимущество. Данный маневр несколько увеличивает товарооборот, сохраняя при этом своих клиентов.
Не менее важным инструментом системы формирования спроса и стимулирования сбыта, оказывающим влияние на покупателя, является ассортимент товаров, т.е. совокупность их сортов и разновидностей, объединенных и сочетающихся по определенному признаку (сырьевому, потреби-
тельскому и др.).
Для ООО «АКВАДАГ» характерен широчайший (17 тыс. наименований) ассортимент товаров, что высоко ценится покупателями. Широта и глубина ассортимента, отсутствие перегруженности товарными марками сокращает время выбора и оптимально удовлетворяет предпочтения. Стимулирующим фактором покупок является и то, что в магазинах предприятия различные ассортиментные группы товаров собраны в одном месте, в то время как у конкурентов они рассредоточены в различных торговых точках.
Для достижения конкурентных преимуществ предприятие строит свою ассортиментную политику в соответствии с предпочтениями потребителей. Анализ показывает, что более 50% продаж обусловлено спросом покупателей: элементы, блоки питания и зарядные устройства (19%); электронная и электротехническая продукция (17%); средства мультимедиа, аудио- и видеоаксессуары (15%). Формируется и тенденция углубления ассортимента указанных групп на основе принадлежности к определенным торговым маркам, товарам малоизвестных брендов (на которые нет наценки за бренд). Указанная тенденция становится стимулирующим фактором, модой, развивающей вкус покупателей. В конечном счете, это способствует росту товарооборота, рентабельности предприятия, лучшему удовлетворению спроса населения.
Особенности управления торговым предприятием ООО «АКВАДАГ» проявляются и в методах продаж по заказам и через прилавок. Торговый ассортимент, предлагаемый предприятием, довольно сложен, поэтому покупателям всегда требуется консультация, которую и предлагают ему продавцы. Руководством фирмы два раза в год проводится аттестация продавцов на знание ассортимента товаров и их функциональных особенностей. Данные методы продажи (диалектически) содержат в себе не только положительные моменты, но и недостатки, тормозящие автоматизацию торгового процесса; учет товарооборота, состояние товарных запасов, внедрение системы скидок.
Проблема автоматизации решается на предприятии посредством внедрения новой
торговой техники, роста квалификации продавцов, а также повышения их этических качеств: вежливости, приветливости, качества консультирования на основе новых знаний.
Основным средством стимулирования собственного персонала на предприятии является материальное вознаграждение. Мотивация труда в ООО «АКВАДАГ» строится на повременно-премиальной основе оплаты труда. Критериями ежемесячных премий являются: объемы продаж, перевыполнение плана товарооборота. Кроме премий работникам предоставляется беспроцентный кредит, и наконец, персонал вовлекают в систему участия в управление (по улучшению работы предприятия в целом) и распределение прибыли.
Удовлетворенность персонала работой оценивается в баллах, которая колеблется от 32% вполне удовлетворенных работой до 60% - не удовлетворенных. Неудовлетворенность вызвана следующим: ограниченностью возможности карьерного роста; несоответствием уровня и качества затрат труда материальному вознаграждению; высокой степенью соревновательности; физическими условиями труда (жара, холод); гигиеническими факторами и др. По выявленной неудовлетворенности персонала на предприятии разрабатывается и внедряется более совершенная мотивационная программа, направленная на достижение более высоких показателей прибыли, конкурентоспособности и удовлетворенности трудом.
Стимулирование потребителей, как система побудительных мер и приемов,
направленных на поощрение покупки товара, носит традиционный для современной рыночной экономики России характер. Это и продажа товаров в рассрочку на 6 месяцев с первоначальным взносом в 30% при покупке на сумму не менее 2 тыс. рублей; и подарки в предновогоднюю неделю за покупки свыше 2 тыс. руб., и т.п. Ввиду минимальных торговых наценок система скидок на предприятии не применяется.
Важнейшим инструментом формирования спроса и стимулирования сбыта в ООО «АКВАДАГ» является реклама -«двигатель торговли». Она начинается с фирменного стиля: визитных карточек, календарей, фирменных пакетов, рекламных вывесок (продолжением чего становятся: товарный знак, логотип и рекламный лозунг). Их использование способствует лучшему узнаванию предприятия, а для более интенсивного воздействия на потребителя -организуется реклама фирмы на радио и в печатных изданиях, а также на рекламных щитах вблизи магазинов.
Таким образом, анализ функционирования системы ФОССТИС на предприятии ООО «АКВАДАГ» показывает, что она приносит положительные результаты, но ее дальнейшее использование предполагает последовательный, систематический характер. В этом главным образом и заключается особенность управления торговым предприятием, направленного на повышение социально-экономической эффективности и поддержания устойчивой конкурентной способности фирмы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 2009. - 344 с.
2. Аввакумов, А.А., Баязитова, С.Г. Специфические особенности стратегического менеджмента в сфере торговли / А.А. Аввакумов, С.Г. Баязитова // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей Х Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.1. - Пенза: Наука и просвещение, 2017. - С. 137-140.
3. Баширов, И.Х., Локтев, Э.М., Саркисян, Л.Г. Маркетинговые аспекты формирования бизнес-концепции торгового предприятия / И.Х. Баширов, Э.М. Локтев, Л.Г. Саркисян // Экономика, предпринимательство и право. - 2015. - Т. 5. № 3. - С. 139-150.
4. Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МБА. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. - 3-е изд., перераб и доп. -М.: Эксмо; М.: Мирбис, 2008. - 509 с.
5. Калинушкин, В.С. Розничная торговля и ее современные тенденции /
B.С. Калинушкин В.С. // Управление и экономика в XXI веке. - 2016. - № 2. - С. 21-22.
6. Котлер, Ф. Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 206 с.
7. Мелина, Н.Ф. Мотивация торгового персонала: явление, форма, категория, показатели / Н.Ф. Мелина // Наука, образование, кооперация: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников кооперативных вузов по итогам научно-исследовательской работы в 2016 году. - Ярославль - М.: Канцлер, 2017. - С. 236-242.
8. Мелина, Н.Ф., Романова, М.М., Сокольник, И.В. Эволюционная экономика и проблема устойчивости организации в конкурентной рыночной среде / Н.Ф. Мелина, М.М. Романова, И.В. Сокольник // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -2018. - №3, том 2, - С. 5- 12.
9. Мирошкин, П.П., Неклюдов, В.С., Клюева, В.С. О некоторых особенностях торгового менеджмента / П.П. Мирошкин, В.С. Неклюдов, Ю.С. Клюева // Вестник НГИЭИ.
- 2016. - № 7 (62). - С. 88-95.
10. Насибуллина, Р.Р. Применение показателей эффективности в менеджменте торгового предприятия / Р.Р. Насибуллина // Экономика, экология и общество России в 21 -м столетии: сборник научных трудов 17-й Международной научно-практической конференции, 2015. - С. 238-241.
11. Осипов, Ю.М. Курс философии хозяйства / Ю.М. Осипов. - М.: Экономистъ, 2005. -
320 с.
12. Панин, И.Н. Технология менеджмента торгового предприятия: монография / И.Н. Панин. - М.: Гелиос АРВ, 2005. - 551 с.
13. Перельман, М.А. Актуальные вопросы управления торговой организацией, возникающие на постоянно изменяющемся рынке / М.А. Перельман // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-1 (79). - С. 760-763.
14. Подлипаев, Л.Д. Маркетинг и менеджмент качества торгового предприятия: монография / Л.Д. Подлипаев. - М.: Гелиос АРВ, 2006. - 263 с.
15. Развитие организационного поведения на предприятиях торговли: теория и практика применения: монография / Т.В. Копылова, А.А. Курочкина, М.В. Сорокина и др. / под ред. А.А. Курочкиной. - СПб.: Санкт-Петербургский торгово-экономический институт, 2009. - 149 с.
16. Сорокина, М.В. Менеджмент торгового предприятия: монография / М.В. Сорокина.
- СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
17. Торговое дело: коммерция, маркетинг, менеджмент. Теория и практика: монография / Д.И. Валигурский, М.Н. Авдокушина, В.А. Алексунин и др. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 409 с.
18. Фионова, Л.К. Агония цивилизации. Ч. 1 / Л.К. Фионова // Движение за возрождение отечественной науки. - URL: https//www.za-nauku.ru
19. Шалыгина, Л.В., Зайченко, И.А. Современные проблемы торгового менеджмента / Л.В. Шалыгина, И.А. Зайченко // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: сборник статей: в 2-х частях. - Ростов н/Д.: ФГОБУ ВПО «Донской государственный университет», Технический институт сервиса (филиал), 2016. -
C. 61-65.
20. Tedlow, Richard S., and Jones, Geoffrey G. (eds), The Rise and Fall of Mass Marketing, Routledge, 2014. - 256 p.