«уралнефтегазстрой»: через кризис -
к развитию!
особенности управления
строительной организацией
в условиях кризиса
ЛачининА.Е.
директор ООО «Уралнефтегазстрой» svraevsky@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей управления предприятием в условиях финансово-экономического кризиса на примере строительной компании ООО «Уралнефтегазстрой». Рассматривается последовательность действий строительной организации в условиях кризиса в целях его преодоления.
На деятельность любого предприятия воздействуют как индивидуальные, так и общие для всех субъектов хозяйствования факторы, влияние которых необходимо учитывать в процессе управления. Факторы, оказывающие влияние на развитие предприятия, можно разделить на внешние и внутренние. К первым факторам относятся денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика, структура доходов и расходов населения, научно-технический прогресс, конкуренция на рынках товаров и услуг и пр. Факторы внешней среды могут быть прямого и/или косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относятся:
1) государственное регулирование хозяйственной деятельности: законодательные акты, различные указы, постановления;
2) особенности макроэкономической ситуации: стабильность денежной единицы, состояние бюджета страны; система налогооб-
ложения; порядок и условия кредитования; уровень занятости в стране в целом; платежеспособность населения в связи с изменением его доходов;
3) рыночные взаимоотношения с потребителями: особенности спроса и предложения в данном сегменте рынка; жизненный цикл продукции на рынке; изменение географии распределения продукции на рынке;
4) наличие предприятий-конкурентов, производящих аналогичную продукцию: удовлетворение конкурентов сложившимся положением; установление уязвимых мест конкурентов; определение опасностей со стороны конкурентов.
Факторы внешнего косвенного воздействия на развитие предприятия включают:
- состояние экономики страны в целом;
- стабильность политической обстановки;
- состояние решения социальных вопросов (уровень безработицы, уровень оплаты труда, социальное поведение человека);
- особенности развития международной обстановки (состояние мира в целом, внешнее взаимодействие с другими государствами, соглашение и погашение международных кредитов);
- состояние и развитие научно-технического прогресса.
К внутренним факторам развития предприятия можно отнести:
- организацию производственной деятельности;
- финансовую политику предприятия;
- реализацию маркетинговой стратегии;
- особенности использования производственных ресурсов;
- качественный уровень персонала предприятия;
- уровень организационной культуры на предприятии и т.д.
Что влияет
на ООО «Уралнефтегазстрой»?
В компании ООО «Уралнефтегазстрой» эти две группы факторов имеют свои особеннос-
Ключевые слова:
предприятие, внешние факторы, внутренние факторы, финансовый кризис, антикризисное управление, последовательность действий
Keywords:
enterprise, external factors, internal factors, financial crisis, crisis management, sequence of operations
Рис. Основные факторы, оказывающие влияние на развитие ООО «Уралнефтегазстрой»
ти (см.рис. выше). ООО «Уралнефтегазстрой» осуществляет работы, связанные с повышенной опасностью промышленных производств и объектов: строительство трубопроводов различного назначения, включая газопроводы высокого и низкого давления, нефтепроводы, водоводы, продуктопроводы. Также компания осуществляет создание наземных объектов и специальных инженерных сооружений.
В процессе своей деятельности компания ООО «Уралнефтегазстрой» сталкивается с рядом ограничений внешней среды для достижения своих целей. К главным из них относятся угрозы со стороны предприятий-конкурентов, вновь пришедших на рынок
строительной продукции. К основным оте- _
чественным конкурентам ООО «Уралнефте- _
газстрой» относятся: _
- ОАО «Сварочно-монтажный трест», г. Москва; _
- ООО «Стройинвест Коми», г. Ухта; _
- ОАО «Центргаз», г. Тула. _
О компаниях-конкурентах очень важно пом- _
нить и заранее создавать «барьеры» на пути _
их вхождения на рынок. Такими «барьерами» _
со стороны ООО «Уралнефтегазстрой» могут _
быть развитие специализации производства, _
снижение издержек за счет увеличения объ- _
емов производства, контроль над сбытом _
продукции, учет местных условий хозяйст- _
венной деятельности, что позволяет выиг- _
рывать в конкурентной борьбе, и т.п. _
В таблице (см. ниже) представлены доля на _
рынке ООО «Уралнефтегазстрой» и его бли- _
жайших конкурентов в 2008 г. _
Таблица демонстрирует лидирующее положе- _
ние ООО «Уралнефтегазстрой» как по строи- _
тельству объектов нефтегазового комплекса, _
так и по их ремонту. По строительству объек- _
тов доля ООО «Уралнефтегазстрой» составля- _
ет 25%, а по ремонту объектов - 28% рынка. _
У ближайших конкурентов ОАО «Сварочно- _
монтажный трест» (г. Москва) доля рынка по _
строительству составляет 20%, а по ремонту _
объектов - 18%., у ООО «Стройинвест Коми» _
(г. Ухта) доля рынка и по строительству, и по _
пемонту объектов составляет 20%.
Таблица _
Доля рынка, занимаемого ООО «Уралнефтегазстрой» _
и другими компаниями в 2008 г., % _
Компания Строительство объектов Ремонт объектов
ООО «Уралнефтегазстрой» 25 28
ОАО «Сварочно-монтажный трест», г. Москва 20 18
ООО «Стройинвест Коми», г. Ухта 20 20
ОАО «Центргаз», г. Тула 10 14
Прочие компании 25 20
_ - с<
гро I
__Вви,
финансовый
кризис только
.разворачивается, _основные
катаклизмы еще _впереди
Две стороны одного кризиса
В современных условиях развернувшегося финансово-экономического кризиса в связи с необходимостью его преодоления деятельность предприятий приобретает свои особенности. Основными направлениями антикризисного управления на уровне хозяйствующего субъекта обычно считаются:
- постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия;
- разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий;
сокращение постоянных и переменных держек;
- повышение производительности труда, при-ечение средств учредителей, усиление моти-
,ии персонала [1]. Ввиду того, что при анализе необходимо рассматривать как внешние, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия, то в нынешней ситуации мы должны говорить о необходимости управления в условиях кризиса, а не об антикризисном управлении в целом [2]. Сегодня следует вспомнить, что кризис имеет две стороны. Одна сторона (разрушающая)
- очевидна. Другая сторона (созидающая) -это определённый «момент истины», момент обновления, момент, когда оголяются допущенные промахи и становится очевидным необходимость исправить ошибки, так как в противном случае неизбежна перспектива банкротства.
Во время кризиса убийственны попытки его переждать, рассчитывая «отсидеться». Бездействие в момент кризиса - это прямой путь к банкротству предприятия, даже если кризис впрямую его и не затронул. В такие моменты необходимо максимально сконцентрироваться и «холодно» проанализировать ситуацию, принять правильное, взвешенное, стратегическое решение и далее последовательно воплощать его в жизнь [3]. Финансовый кризис только разворачивается, основные катаклизмы ещё впереди. От при-
нимаемых в данный момент действий зависит, выживет ли бизнес, и с какими показателями он выйдет из экономического шторма. Лежащее на поверхности решение о закрытии или заморозке бизнеса в большинстве случаев приведёт к захвату доли рынка конкурентами, располагающих стратегическим видением. Финансовый кризис - это лучшее время для захвата или расширения доли рынка.
Особенностью управления в условиях кризиса является то обстоятельство, что опираться можно только на собственные ресурсы. Сегодня руководители предприятий просто обязаны осуществить реструктуризацию производства применительно к изменившимся условиям, причём это должно стать базой для воплощения стратегических целей, направленных на развитие компании [4].
Действия в условиях кризиса
Если обобщить последовательность действий строительной компании в условиях кризиса, то она может иметь следующий вид.
1. Сбор всей возможную информацию о состоянии предприятия и проведение детального анализа его деятельности. Иными словами, необходим мониторинг финансово-экономического состояния компании. Для полного представления ситуации необходимы ещё и «разрезы» анализа финансово-хозяйственной деятельности, например по отдельным видам продукции.
2. Анализ причин возникших проблем. Разработка новой стратегии развития, включая управленческую, финансовую и маркетинговую стратегии.
3. Разработка программы сокращения постоянных и переменных издержек.
4. Определение мероприятий по повышению производительности труда.
5. Разработка программы действий по усилению мотивации персонала.
6. Определение суммы привлекаемых средств учредителей, если такая возможность имеется.
финансовый кризис - это лучшее время для захвата или расширения доли рынка
_особенностью
_управления
в условиях кризиса
_является то
обстоятельство,
_что опираться
_можно только
_на собственные
_ресурсы
Таким образом, негативное влияние мирового финансового кризиса, оказывающего воздействие на деятельность ООО «Уралнефтегазстрой», можно преодолеть и выйти на новый уровень развития.
Литература
1. Водачек Л., Водачкова О. Стратегическое управление инновациями на предприятии. / Сокр. пер. со словац. - М.: Экономика, 1989.
2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского -СПб.: Питер, 2004.
3. Инновационный менеджмент. / Под ред. Ильенковой С.Д. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1997.
4. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2007.
Lachinin A.E.
Director of «Uralneftegazstroy» LLC
Special features of the construction organization management in the crisis conditions
_Abstract
The paper examines the special features of enterprise management in the conditions of financial and economic crisis by the example of a construction company "Uralneftegazstroy " LLC. The author considers the sequence of operations undertaken by the construction organization in order to overcome the crisis implications.