Научная статья на тему 'Особенности управления стоимостью телекоммуникационных компаний'

Особенности управления стоимостью телекоммуникационных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ / COST MANAGEMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ECONOMIC VALUE ADDED / ЧИСТАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ / NET OPERATING PROFIT AFTER TAX / ФАКТОРЫ СТОИМОСТИ / COST FACTORS / ОЦЕНКА БИЗНЕСА / BUSINESS VALUATION / СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА / WEIGHT AVERAGE COST OF CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Елена Олеговна, Раева Инна Валерьевна

В статье анализируются основные модели управления стоимостью компаний, автором идентифицированы основные стоимостные факторы. Автором проведен анализ динамики таких показателей, как рентабельность инвестированного капитала, рентабельность EBITDA, средневзвешенная стоимость капитала. В качестве показателя-индикатора стоимости компании выбрана экономическая добавленная стоимость, проведен анализ чувствительности данного показателя к выбранным факторам, выработаны рекомендации по увеличению экономической добавленной стоимости компании и повышению эффективности управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления стоимостью телекоммуникационных компаний»

21. Logistics Performance Index rating and scores 2012 / World Bank. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/TRADE/Resources/239070 -1336654966193/LPI_2012_rankings.pdf/ (дата обращения: 05.04.2017).

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ Шевченко Е.О.1, Раева И.В.2 Email: Shevchenko [email protected]

1Шевченко Елена Олеговна - студент магистратуры;

2Раева Инна Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент, финансово-экономический факультет, департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация: в статье анализируются основные модели управления стоимостью компаний, автором идентифицированы основные стоимостные факторы. Автором проведен анализ динамики таких показателей, как рентабельность инвестированного капитала, рентабельность EBITDA, средневзвешенная стоимость капитала. В качестве показателя-индикатора стоимости компании выбрана экономическая добавленная стоимость, проведен анализ чувствительности данного показателя к выбранным факторам, выработаны рекомендации по увеличению экономической добавленной стоимости компании и повышению эффективности управления. Ключевые слова: управление стоимостью, экономическая добавленная стоимость, чистая операционная прибыль, факторы стоимости, оценка бизнеса, средневзвешенная стоимость капитала.

FEATURES OF COST MANAGEMENT OF TELECOMMUNICATIONS COMPANIES Shevchenko E.O.1, Raeva I.V.2

1Shevchenko Elena Olegovna - Graduate Student;

2Raeva Inna Valeryevna - Candidate of Economic Sciences, assistant professor, FACULTY OF FINANCE AND ECONOMICS, CORPORATE FINANCE AND CORPORATE

MANAGEMENT DEPARTMENT, FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION,

MOSCOW

Abstract: this article analyzes the basic models of companies cost management, the author identified the main cost factors. The author analyzed the dynamics of such indicators as profitability of invested capital, profitability of EBITDA, weighted average cost of capital. As an indicator of the company's value, economic added value was chosen, an analysis of the sensitivity of this indicator to selected factors was made, and recommendations were developed to increase the company's economic added value and management efficiency. Keywords: cost management, Economic Value Added, Net Operating Profit After Tax, cost factors, business valuation, Weight average cost of capital.

УДК 336.647.2

На сегодняшний момент топ-менеджмент большинства компаний ставит перед собой цель создания стоимости для акционеров, в основном, это компании акции которых

обращаются на фондовом рынке и доступны широкой публике. Главный вопрос заключается не в том, почему нужно создавать стоимость, а в том, как ее создавать.

После того как высшее руководство поставило цель создания стоимости для акционеров, необходимо решить, какие факторы и драйверы ежедневных операций компании и ее важнейших инвестиционных решений в наибольшей степени зависят от размера извлекаемой стоимости. Фактором создания стоимости можно назвать такую характеристику деятельности компании, от фактического результата которой зависит эффективность функционирования организации. Факторы создания стоимости измеряются с помощью различных показателей, которые чаще всего называют ключевыми показателями эффективности (КПЭ).

Процесс построения системы управления стоимостью в общем виде включает в себя следующие этапы [3, стр. 56]:

1. Идентификация стоимостных факторов.

2. Построение модели финансового управления стоимостью компании.

3. Выбор показателя-индикатора стоимости компании.

4. Анализ чувствительности итогового показателя к факторам стоимости.

5. Выработка рекомендаций по оптимальному управлению стоимостью компании.

На данный момент не существует универсальной системы управления стоимостью

для компаний телекоммуникационного сектора.

Одним из наиболее эффективных инструментов увеличения стоимости бизнеса на текущий момент является концепция экономической добавленной стоимости (Economic Value Added, EVA) [2, стр. 256]. Суть данной концепции заключается в том, что для создания и увеличения стоимости бизнеса компании необходимо обеспечивать доходность использования инвестированного капитала большую, чем стоимость его привлечения. Данной подход (EVA) был предложен консалтинговой компанией «Stern Stewart&Co». По своей сути EVA - это экономическая прибыль, заработанная организацией после вычета капитальных вложений, другими словами, это чистая операционная прибыль организации после уплаты налогов за вычетом платы за использованный капитал в денежном выражении. Экономическая добавленная стоимость позволяет оценить экономические выгоды телекоммуникационного бизнеса за год.

Формула для расчета экономической добавленной стоимости представлена следующим образом:

EVA = NOPAT - WACC * CE (1),

где NOPAT - чистая операционная прибыль после налогов;

WACC - средневзвешенная стоимость капитала компании;

CE - размер используемого капитала.

Средневзвешенную стоимость можно выразить и другой формулой: EVA = CE * (ROIC - WACC), (2),

где ROIC - рентабельность инвестированного капитала.

Стоимость компании находится в зависимости от разницы между средневзвешенной стоимостью капитала компании и ожидаемой рентабельностью инвестированного капитала. Рассмотрим динамику показателя ROIC на примере телекоммуникационной компании ПАО «Мегафон» в период с 2012 по 2016 года (рис. 1).

Из рисунка видно, что только в 2014 и 2013 годах наблюдается превышение рентабельности инвестированного капитала над средневзвешенной стоимостью капитала. Это говорит о том, что только в этот период доход на инвестированный капитал больше, чем затраты на его привлечение и обслуживание и, следовательно, менеджмент увеличивал стоимость бизнеса. В данном случае увеличение темпов роста компании только ускоряет наращивание стоимости. В 2016, 2015 и 2012 годах, наоборот, наблюдается отрицательная динамика.

Для компаний телекоммуникационной отрасли характерны большие денежные потоки и агрессивная конкурентная среда. Соответственно, перед менеджментом

компаний данной отрасли стоит сложная задача эффективного управления денежными потоками с целью роста стоимости бизнеса.

25,00 20,00 15,00 10,00 5,00

2016 2015 2014 2013 2012

—♦—WACC 14,87 18,67 16,00 8,70 19,50

—■— ROIC 11,27 15,57 17,16 22,27 18,92

Рис. 1. Рентабельность инвестированного капитала (ROIC) и средневзвешенная стоимость

капитала ПАО «Мегафон» (WACC)

Другим важным показателем деятельности компаний телекоммуникационной отрасли является EBITDA - прибыль до уплаты процентов, налогов и начисления амортизации. В период с 2009 по 2016 годы наблюдается стабильное падение рентабельности по EBITDA, наибольший скачек зафиксирован в 2016 году, уменьшение показателя на 4,9% (рис. 2). Это связано с ростом вложений в расширение бизнеса компании ПАО «Мегафон».

Автором были идентифицированы основные факторы, которые влияют на EVA компании ПАО «Мегафон»: себестоимость, амортизация, коммерческие расходы (в том числе, комиссии дилерам за подключение новых пользователей), расходы на персонал, операционные расходы, средний счет на одного пользователя услуг передачи данных за месяц (ARPDU).

Для проведения анализа чувствительности выбранных факторов к величине экономической добавленной стоимости (EVA) автором была рассчитана EVA за ретроспективный период (2014 - 2016 гг.) [1, стр. 125]. Для расчета были сделаны соответствующие корректировки:

60,0% 50,0%

40,0% 30,0% 20,0%

10,0%

0,0% 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

—•—Мегафон 48,5% 45,4% 41,6% 42,4% 44,2% 43,5% 41,9% 37,0%

Рис. 2. Рентабельность по EBITDA ПАО «Мегафон»

1. Расчет чистой прибыли от основной деятельности компании после выплаты налогов ^ОРАТ). Увеличение прибыли до налогообложения на сумму резерва под обесценение дебиторской задолженности и прочих нефинансовых активов, на размер финансовых расходов, на сумму прибыли/убытка по курсовым разницам.

2. Расчет стоимости инвестированного капитала был проведен на основе данных по кредитам и займам краткосрочным, задолженности по налогу на прибыль, кредитам и займам долгосрочным, неконтролирующей доли участия, чистых отложенные налоговых обязательств.

Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1. Расчет экономической добавленной стоимости ПАО «Мегафон»

2016 2015 2014

Выручка 316 275 313 383 314 795

Скорректированный налог 10 154 11 598 8 657

NOPAT 40 511 60 940 65 656

2016 2015 2014

Кредиты и займы (краткосрочные) 39 389 47 037 51 149

Задолженность по налогу на прибыль 445 103 158

Сумма дивидендов, подлежащих выплате акционерам 2 839 - -

Кредиты и займы (долгосрочные) 195 724 172 643 156 319

Неконтролирующие доли участия 43 147 - 144

чистые отложенные налоговые обязательства 19 613 19 526 18 790

нераспределенная прибыль 129 890 152 425 161 425

Инвестированный капитал 387 943 391 881 387 697

WACC 14,87% 18,6 7% 15,97%

EVA - 15 043 - 12 224 3 741

Таким образом, из таблицы выше видно, что в последние 2 года значение экономической добавленной стоимости отрицательное. После проведенного анализа чувствительности выбранных факторов к итоговой величине экономической добавленной стоимости автором были сделаны следующие выводы: при сокращении комиссии дилерам, себестоимости, расходов на персонал на 10% размер экономической добавленной стоимости составит положительную величину и увеличится на 23%; при увеличении среднего счета абонента на 5% размер экономической прибыли станет положительным.

Список литературы /References

1. Бабешко Л.О. Основы эконометрического моделирования // «КомКнига», 2011. 432 c.

2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов // ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2012. 1008 с.

3. Егерев И.А. Стоимость бизнеса. Искусство управления // «Дело», 2003. 480 с.

4. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент // Изд-во «Дело и сервис», 2011. 656 с.

5. Официальный сайт компании ПАО «Мегафон». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.megafon.ru/ (дата обращения: 03.05.2017).

6. Финансовые новости, данные, котировки акций, пресс-релизы и финансовые отчеты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.finance.yahoo.com/ (дата обращения: 03.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.