Научная статья на тему 'Особенности управления созданием стартапов'

Особенности управления созданием стартапов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ БИЗНЕС / HIGH-TECH BUSINESS START-UP / СТАРТАП / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ / INNOVATIVE COMPANY / ГИБКАЯ РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА / AGILE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PRODUCT / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / DEVELOPMENTAL PROCESS FOR CONSUMERS / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / BUSINESS MODEL / РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА / INITIATION OF INNOVATIVE PROJECT / INNOVATIVE ECO-SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулев Антон Юрьевич

Создание стартапов (инновационных компаний) обеспечивает реализацию инновационных проектов, производство инновационных продуктов и услуг, трансфер и коммерциализацию инноваций, преодоление научно-технологического отставания и становления высокотехнологического бизнеса. В свою очередь стартап является основной целью становления и развития инновационной экосистемы, среды генерации инновационных идей, новых знаний, новых компетенций, венчурного финансирования и инновационной инфраструктуры. К настоящему времени сложились два подхода к управлению созданием и функционированием стартапа: традиционный, который основывается на методах и принципах управления крупной компанией, и подход гибкой разработки инновационного продукта и развития потребителей на основе создания бизнес-модели и постоянном ее тестировании с целью улучшения. Управление созданием и функционированием стартапа предполагает эффективное проектное управление, мотивацию и стимулирование инновационной активности участников экосистемы, разработку и составление бизнес-модели вместо бизнес-плана, постоянную ее корректировку для обеспечения достижений поставленных целей, оценку и коммерциализацию инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Establishment of Start-Ups: Their Management Features

The article has discussed the establishment of startups (innovative companies), noting their management features (MFs). The critique adds that start-ups ensure the initiation of ground-breaking projects, production of novel products, and the implementation of relevant services. They may also lead to the transfer and commercialization of innovations, a tendency to overcome scientific and technological shortfalls, and the formation of high-tech business structures. The paper at this stage claims that one major purpose behind start-ups is the initiation of a venture-capital-based eco-system (generating new concepts, competencies and infrastructures). Subsequently, the report explains two MF approaches developed for start-ups: a 'traditional' model, based on the key concepts for managing a large business venture; and an 'agile' model, based on the development of ground-breaking products. The latter might also encompass the creation of a business model (BM), which would undergo a series of trials aimed at perpetually improving the product for consumer use. The report in closing has dealt with the establishment and operation of a start-up, which needs, inter alia, the following features: effective project management; motivation and stimulation of the participants in the eco-system; and set-up of a BM (rather than business plan). The blueprint claims the model would be adjusted continually to assure the attainment of business goals and the commercialization of newly developed products.

Текст научной работы на тему «Особенности управления созданием стартапов»

m 7. Официальный сайт ОАО «Ангарский завод полимеров»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.azp.

< ru.

о

< References

1. Official website of the Siberian Customs Department. Available

< at: http://stu.customs.ru. (in Russ.).

о 2. Official website of the RF Federal State Statistics Service. ^ Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ^ main/rosstat/en/main/.

3. Official website of the Office of Mineral Resources Management of the Irkutsk Region. Available at: http://www.floraformer. ru. (in Russ.).

4. Official website of the JSC "Angarsk Petrochemical Company". Available at: http://anhk.ru. (in Russ.).

5. Official website of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service of the Irkutsk Region. Available at: http:// irkutskstat.gks.ru. (in Russ.).

6. Official website of the JSC "Mechel". Available at: http:// www.mechel.ru. (in Russ.).

7. Official website of the JSC "Angarsk Polymer Plant". Available at: http://www.azp.ru. (in Russ.).

> <

Особенности управления созданием стартапов

The Establishment of Start-Ups: Their Management Features

УДК 005.8

аКулев Антон Юрьевич

аспирант Северо-Западного института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург) 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В. О., д. 57/43

Kulev Anton Yur'evich

The North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration Sredniy Ave 57, St. Petersburg, Russian Federation, 199178

Создание стартапов (инновационных компаний) обеспечивает реализацию инновационных проектов, производство инновационных продуктов и услуг, трансфер и коммерциализацию инноваций, преодоление научно-технологического отставания и становления высокотехнологического бизнеса. В свою очередь стартап является основной целью становления и развития инновационной экосистемы, среды генерации инновационных идей, новых знаний, новых компетенций, венчурного финансирования и инновационной инфраструктуры.

К настоящему времени сложились два подхода к управлению созданием и функционированием стартапа: традиционный, который основывается на методах и принципах управления крупной компанией, и подход гибкой разработки инновационного продукта и развития потребителей на основе создания бизнес-модели и постоянном ее тестировании с целью улучшения.

Управление созданием и функционированием старт-апа предполагает эффективное проектное управление, мотивацию и стимулирование инновационной активности участников экосистемы, разработку и составление бизнес-модели вместо бизнес-плана, постоянную ее корректировку для обеспечения достижений поставленных целей, оценку и коммерциализацию инноваций.

Ключевые слова: инновационная экосистема, высокотехнологичный бизнес, стартап, инновационная компания, гибкая разработка инновационного продукта, процесс развития потребителей, бизнес-модель, реализация инновационного проекта

The article has discussed the establishment of startups (innovative companies), noting their management

features (MFs). The critique adds that start-ups ensure the initiation of ground-breaking projects, production of novel products, and the implementation of relevant services. They may also lead to the transfer and commercialization of innovations, a tendency to overcome scientific and technological shortfalls, and the formation of high-tech business structures. The paper at this stage claims that one major purpose behind start-ups is the initiation of a venture-capital-based eco-system (generating new concepts, competencies and infrastructures). Subsequently, the report explains two MF approaches developed for start-ups: a 'traditional' model, based on the key concepts for managing a large business venture; and an 'agile' model, based on the development of ground-breaking products. The latter might also encompass the creation of a business model (BM), which would undergo a series of trials aimed at perpetually improving the product for consumer use. The report in closing has dealt with the establishment and operation of a start-up, which needs, inter alia, the following features: effective project management; motivation and stimulation of the participants in the eco-system; and set-up of a BM (rather than business plan). The blueprint claims the model would be adjusted continually to assure the attainment of business goals and the commercialization of newly developed products.

Keywords: innovative eco-system, high-tech business start-up, innovative company, agile development of innovative product, developmental process for consumers, business model, initiation of innovative project

Преодоление технологического отставания производства и переход к экономике высоких технологий возможны на основе развитой инновационной экосистемы, которая включает среду генерации знаний на базе фундаментальных исследований, эффективную систему образования, науку, научные сообщества, инновационную инфраструктуру, венчурные инвестиции, устойчивый спрос на инновации и др. Инновационная экосистема — это интегральная характеристика качества окружающей среды инновационной деятельности, определяющая уровень благоприятствования (неблагоприятствования) имеющихся условий, влияющих на эффективность инновационной деятельности. Она представляет собой динамическую структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов (организаций, малых фирм, корпораций, университетов и др.), кото-

life

о <

о

о о

> <

Поддержка

Развитие, инвестиции

Рис. 1. Модель инновационной экосистемы

рые реализуют процессы кооперации и конкуренции одновременно.

Одной из целей создания и развития инновационной экосистемы является организация эффективного взаимодействия между всеми участниками инновационного процесса посредством объединения имеющихся у них ресурсов и компетенций. Члены такого сетевого сообщества добиваются достижения групповых и локальных целей, хотя при этом каждый из них в отдельности не имеет достаточного объема ресурсов. Отметим, что инновационная экосистема ориентирована, главным образом, на открытость и наращивание связей между ее агентами.

Следует отметить важность территориальных аспектов формирования инновационной экосистемы. Она обусловлена тем, что в большинстве случаев осуществление инновационных проектов требует консолидации усилий различных участников инновационной деятельности на определенной территории.

В РФ эволюционный процесс становления и развития инновационных экосистем характеризуется недостаточно высокими темпами, что объясняется разобщенностью научных сообществ, недостаточной интеграцией в мировую инновационную экосистему, относительно низкой эффективностью технопарков и бизнес-инкубаторов, отсутствием достаточного числа инновационных проектов, недостаточными активностью венчурного капитала и уровнем бизнес-компетенций [1].

Как известно, основной проблемой инновационной деятельности являются трансфер и коммерциализация нововведений. В зарубежной практике данная проблема успешно решается благодаря концентрации внимания на формировании и развитии стартапов, что является основной целью становления и развития инновационных экосистем. Модель инновационной экосистемы, позволяющей кооперировать усилия по созданию и продвижению инноваций на рынок, представлена на рис. 1.

По определению известного ученого С. Бланка, под стартапом (англ. Start-Up) понимается временная организация, создаваемая для реализации инновационного проекта, компания, находящаяся на начальной стадии развития. Таким образом, стартапом является инновационная компания, создаваемая для разработки и производства инновационного продукта и находящаяся на раннем этапе вывода инновационного продукта на рынок (превращение прототипа в реаль-

ный товар и проведение маркетинговых исследований рынка и потребителей) [2].

В мировой практике сложилась следующая классификация стартапов: малые инновационные предприятия; масштабируемые стартапы; стартапы на продажу; масштабируемые стартапы крупных компаний; социальные стартапы.

Малые инновационные предприятия — это особым вид предпринимательства в малом бизнесе (малое инновационное предпринимательство). В США количество малых инновационных предприятий достигло примерно 6 млн, что составляет 99% от общего количеств всех компаний. Малые инновационные предприятия обеспечивают около 50% занятости трудоспособного населения.

Масштабируемые стартапы создаются для достижения основной цели — поиска масштабируемой рентабельной бизнес-модели, которая является описанием ценности компании, создаются в сфере высоких технологий, в них сосредоточено небольшое количество предпринимателей, ориентированных на получение сверхдоходов. Стартапы на продажу представляют собой фирмы, занятые в области ИТ (интернет и мобильные приложения); как правило, они поглощаются крупными компаниями. Масштабируемые стартапы внутри крупных компаний создаются для реализации инновационных инноваций — вывода новых продуктов, услуг на новые рынки и др. Социальные стартапы направлены на поиск инновационных решений в социальной сфере, например, в аграрном секторе, образовании, здравоохранении, водоснабжении и др.

К настоящему времени сложились два подхода к управлению созданием и развитием стартапов. Традиционный подход основывается на методах и принципах управления крупной компанией. Он предполагает составление подробного бизнес-плана и строгое соблюдение всех этапов создания инновационного продукта, услуги и методов вывода их на рынок. Второй подход основывается на сочетании гибкой разработки инновационного продукта и развитии потребителей, создании бизнес-модели и постоянном ее тестировании.

Гибкой разработкой продукции (услуги) называются процессы быстрого внедрения, итераций и непрерывного поиска улучшений, что может быть сведено к простой схеме: потребители ^ проблемы ^ решения. Последние представляют собой различные ги-

Решения (гипотезы новых продуктов)

о <

о

о о

> <

Анализ, осмысление результатов тестирования

Разработка тестов

Тестирование потребителей

потезы, идеи новых продуктов для решения проблем потребителей. Выбор лучшей гипотезы (решения) осуществляется методом тестирования потребителей (рис. 2).

Основная идея метода гибкой разработки инновационной продукции получила название метода экономичного стартапа. Он был разработан Э.Рисом и состоит в быстром тестировании идей новых продуктов на реальных потребителях и постоянной корректировки бизнес-модели.

Бизнес-модель представляет собой описание создания ценности компании, схемы ее разработки, состоящей из девяти модулей (предложена А. Остер-вальдером):

• ценностные предложения;

• ключевые цели деятельности;

• ключевые ресурсы;

• ключевые партнеры;

• потребительский сегмент;

• взаимоотношения с потребителями;

• каналы сбыта; структура издержек;

• потоки поступления доходов, генерируемых ценностными предложениями [3].

Под процессом развития потребителей понимают обеспечение постоянного анализа обратной связи, что и является стимулом гибкой разработки инновационных продуктов и услуг (рис. 3).

Процесс выявления потребителей сводится к поиску оптимального соотношения «проблема — решение», т. е. к достижению понимания того, соответствуют ли ценностные предположения стартапа целевому сегменту потребителей. Верификация потребителей означает превращение идей, гипотез, решений в фактическое состояние инновационных продуктов и услуг (оценка позиционирования продукта и компании, соответствия продукта потреб-

ностям рынка, возможностей получения доходов). Вынесение положительных оценок означает возможность перехода к реализации планов и построению компании, способной обеспечить быстрый рост производства и доход.

Второй подход к управлению созданием стартапа может быть реализован методами управления инновационными проектами (стартапами). В целом методы управления проектами позволяют конкретизировать менеджмент и более эффективно использовать основные ресурсы компании. Сущность концепции управления инновационными проектами (стартапа-ми) состоит в представлении любого целевого изменения продукта (услуги) как проекта долгосрочного инвестирования, осуществление которого связано с затратой ресурсов. Процесс выработки новых идей инновационных продуктов (услуг), осуществляемых по определенным правилам в рамках установленного бюджета и временных ограничений, и представляет собой проектное управление.

Традиционный подход в организации управления инновациями основывается на распределении работ между специализированными структурными подразделениями организации. В отличие от традиционного подхода концепция проектного управления предполагает планирование и исполнение всей совокупности работ инновационного цикла как единого целого с участием специально созданной команды исполнителей [4; 5]. Важной особенностью концепции проектного управления стартапом является ее целевая направленность на получение конечного результата, учет возможных рисков и ограничений, накладываемых на материальные, финансовые и временные ресурсы.

К принципам проектного управления инновационными проектами относятся:

• селективное управление (выбор и поддержка проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники);

• целевая ориентация (соотношение между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления);

• полнота цикла управления (реализация всей совокупности решений стартапа);

• этапность инновационных процессов и процессов управления (подробное описание каждого этапа формирования и реализации инновационного проекта);

• многовариантность при выработке гипотез, идей, решений (учет неопределенных факторов для снижения рисков);

• системность (формирование полной совокупности мер реализации инновационного проекта);

• обеспеченность (сбалансированность) (обеспечение ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта);

• инвестиционное прогнозирование, включая согласованность, (выбранный вид прогноза должен соответствовать условиям инвестиционной среды и особенностям периода реализации инвестиций);

• непрерывность (необходимость корректировки прогноза по мере поступления новой информации об объекте инвестирования);

• верифицируемость (оценка результатов прогнозирования должна отвечать требованиям достоверности, точности и обоснованности);

• эффективность (достоверность прогноза определяет ожидаемую результативность инвестиций). Перечисленные выше принципы управления инновационными проектами созданием стартапов реализуются с помощью методов экстраполяции, нормативного, экспертных оценок, аналогий, моделирования и т. д.

Литература g

к

1. Агармизян И. Р. Актуальные вопросы развития инноваци- х онного сектора экономики РФ // Инновации. 2013. № 12. о: С. 27-33. ¡|

2. Бланк С., Дорф Б. Стартап: Настольная книга основателя / о Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2014. 616 с. ^

3. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Ц Настольная книга стратега и новатора / Пер. с англ. < 3-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2013. 288 с. §

4. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого ^ тестирования идей и выбора бизнес-модели / Пер. с англ. ^ 2-е изд. М.: Альпинп паблишер, 2013. 253 с. ц

5. Трофимов В. В. Комплексный подход к описанию про- s цессов проекта // Вестник ПМСофт. 2014. № 10. С. 2-6. ^

References х

1. Agamirzyan I. R. Aktual'nye voprosy razvitiya innovatsionnogo sektora ekonomiki RF [Topical issues of the Russian economy innovation sector development]. Innovatsii, 2013, no. 12, pp. 27-33.

2. Blank S., Dorf B. The startup owner's manual: The step-by-step guide for building a great company. K & S Ranch Publ., 2012. 608 p. (Russ. ed.: Blank S. Dorf B. Startap: Nastol'naya kniga osnovatelya. Moscow, Al'pina Publ., 2014. 616 p.).

3. Osterwalder A., Pigneur Y Business model generation: A handbook for visionaries, game changers, and challengers. New York, John Wiley & Sons Publ., 2010. 288 p. (Russ. ed.: Osterval'der A., Pin'e I. Postroenie biznes-modeley. Nastol'naya kniga stratega i novatora. Moscow, Al'pina Publ., 2013. 288 p.).

4. Ries E. The Lean Startup: How Today's Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. New York, Crown Business Publ., 2011. 336 p. (Russ. ed.: Ris E. Biznes s nulya. Metod Lean Startup dlya bystro-go testirovaniya idey i vybora biznes-modeli. Moscow, Al'pina Publ., 2013. 253 p.).

5. Trofimov V. V. Kompleksnyy podkhod k opisaniyu protsessov proekta [An integrated approach to the project process description] Vestnik PMSoft, 2014, no. 10, pp. 2-6.

Издания СПбУУиЭ

Княжицкая О. И. Научно-исследовательская работа — ключевой ресурс интеллектуального капитала: монография. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 164 с.; ил.

Читателю предлагается анализ особенностей и методов научного исследования, проблем регламентации и унификации научных исследований, вопросов формирования инновационной культуры и научной этики в процессе создания интеллектуального капитала, рекомендации по оформлению научных работ. Книга является путеводителем по этапам научной работы и предназначена для магистрантов, студентов, тех, кто делает первые шаги в исследовательской деятельности, а также состоявшихся специалистов, заинтересованных в повышении культуры научной работы.

Торгунакова Е. В. Механизм управления корпоративной культурой предпринимательских структур:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учебное пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 176 с.; ил.

В учебном пособии раскрыта сущность корпоративной культуры как ресурса предпринимательских структур,

представляющего собой систему базовых представлений и ценностей, разделяемых большинством членов данной организации, на основе которого создается особая технология управления организацией. Выявлена роль корпоративной культуры в повышении конкурентоспособности предпринимательских структур, предложены метод рейтинговой оценки предприятий по уровню ее развития и система показателей развития корпоративной культуры, включающая финансовые и нефинансовые показатели; разработаны методические рекомендации по управлению корпоративной культурой предпринимательских структур.

Издание ориентировано на преподавателей, студентов и аспирантов вузов, собственников и руководителей предприятий, менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.