ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ ОВД В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕ
В статье обосновывается актуальность проблемы управления служебным коллективом ОВД в современных социально-культурных условиях. Работа основывается на синтезе традиционного и современного подходов к управлению социальными общностями. Рассматривается коллектив как объект управления в системе правоохранительных органов. Приводится специфика, которая отличает служебный коллектив от других социальных групп и команд. Обосновывается роль и значение личности руководителя как субъекта управления коллективом и задачи по его развитию. Выделяются требуемые качества и свойства личности руководителя. Раскрывается структура управленческой деятельности в правоохранительных органах и стадии формирования служебного коллектива. Уточняется содержание социально-психологического климата коллектива ОВД в современных условиях. Рекомендуются различные стили управленческой деятельности.
Ключевые слова: управление коллективом, личность руководителя, сотрудники полиции, правоохранительные органы, социально-психологический климат, стили управленческой деятельности
Особенности управления служебным коллективом ОВД рассматриваются как с учетом традиционного подхода, так и с учетом современных условий и подходов. Основным направлением определено формирование такого социально-психологического климата в управляемых коллективах, который отличался бы высокой сознательностью, активностью, общностью интересов, потребностей всех его членов и способствовал бы эффективному решению задач правоохранительной деятельности. Необходимо учитывать, что человек - всегда главный компонент социальной системы любого уровня и сложности. И как бы ни была велика роль цифровых и информационных технологий в современной системе управления, «человеческий фактор» был и остается решающей силой ее эффективного функционирования и достижения успеха. Следовательно, формирование и развитие способностей к управлению людьми, выработка навыков и умений строить с ними взаимоотношения - важная и ответственная задача для современного руководителя служебными коллективами ОВД. Поэтому поставленная задача по выявлению особенностей управления служебным коллективом ОВД в период трансформаций в обществе является актуальной и своевременной.
Цель - выявить и раскрыть особенности управления служебным коллективом ОВД в период трансформаций в обществе.
Задачи: 1. Рассмотреть коллектив как объект управления в системе правоохранительных органов. 2. Выделить специфику, которая отличает служебный коллектив от других социальных общностей. 3. Обосновать роль и значение личности руководителя как субъекта управления коллективом. 4. Определить требуемые качества и свойства личности руководителя служебного коллектива. 5. Выявить различные стили управленческой деятельности для создания социально-психологического климата коллектива ОВД.
Научная новизна состоит том, что уточнена сущность коллектива как объекта управления в системе правоохранительных органов. Выделена специфика, которая отличает служебный коллектив от других социальных общностей. Обосновывается роль и значение личности руководителя как субъекта управления коллективом.
Теоретическая значимость заключается в том, что определены требуемые качества и свойства личности руководителя служебного коллектива. Выявлены стили управленческой деятельности для создания социально-психологического климата коллектива ОВД.
Практическая значимость состоит в том, раскрытые положения, условия и особенности управления служебным коллективом ОВД могут быть реализованы на курсах повышения квалификации, переподготовки и при проведении учебно-воспитательного процесса в различных образовательных организациях МВД России.
Одной из актуальных проблем современности выделяется проблема управления. От успехов в ее решении во многом зависит то, какой ценой, какими силами, средствами и темпами будет осуществляться дальнейшее развитие нашего общества. Сегодня задача совершенствования управления определяется сложностями внутри политической обстановки в стране и внешнеполитическим - проведением специальной военной операции. В стране происходят трансформации различных сфер деятельности: это и модернизация экономики под воздействием санкций со стороны западных стран, и выход из Болонской системы образования, и возрождение системы воспитания.
В период процессов трансформации в нашем обществе выдвигается на передний план совершенствование процесса управления и придание ему функции воспитательного характера. Это отмечено в требовании закона «О полиции», который перед правоохранительными органами определил социальную функцию по проведению воспитательной работы с различными категориями населения. Ранее накопленный опыт по реализации управленческих функций и воспитательного процесса имеет определенное положительное значение, но его осуществление в новых социально-экономических условиях требует уточнения и проведения дальнейших исследований.
Формирование служебного коллектива имеет принципиальные особенности, так как правоохранительная деятельность в ОВД отличается от других общественных организаций, таких как команды, группы, различные общества. Данным категориям в последние десятилетия уделялось достаточно большое внимание в контексте бизнес-проектов и реализации рыночных отношений. Для ОВД существенными особенностями являются стоящие перед ними цели, направленные
на служение другим людям, обществу и государству, для которых прибыль и выгода не могут служить целью и мотивации к деятельности, а также обеспечивать сплочение сотрудников на выполнение социально значимых задач.
Знание законов науки управления помогает выработать индивидуальный подход, правильный стиль взаимоотношений руководителей и подчиненных, дает возможность добиться решения задач управления с высокой эффективностью и наименьшими затратами сил и средств. При решении заявленной проблемы существенным является рассмотрение коллектива как объекта управления. Служебная деятельность в современных условиях носит коллективный характер. Поэтому вопросы управления включают в себя, прежде всего, поиск и осуществление наиболее эффективных приемов и методов руководства общностями людей [1, с. 127]. Прежде всего, отметим, что далеко не всякую социальную группу, общность людей можно назвать коллективом. Современные теоретические представления, выдвигая на передний план культурные, этнические, этические, эмоциональные отношения внутри и между общностями людей, предлагают методики формирования команд или групп для совместной деятельности, при этом такому социальному феномену, как коллектив, последнее время не уделялось достаточного внимания. В то же время в связи с актуализацией воспитательного процесса, особенно в силовых структурах и, в частности, сотрудников органов внутренних дел, необходимо уточнить данную категорию.
Рассмотрим важнейшие признаки коллектива в отличие от других социальных общностей как сплоченного и социально значимого элемента общества.
Прежде всего, отметим единство целей - наиболее существенный признак социальный общности людей. Деятельность каждого члена коллектива направлена на достижение общей цели и является не «личным делом», а выполнением общественного долга. Также сотрудничество и взаимопомощь - неотъемлемая черта коллектива, при этом коренные интересы руководителей и подчиненных совпадают.
Всякий общественный или совместный труд нуждается в управлении. Поэтому управление - важнейший признак коллектива. Без наличия органов управления коллектив не может функционировать, он распадается или превращается в толпу, действующую случайным и иррациональным образом.
Важное социальное значение в деятельности коллектива имеет реализация демократических принципов. Коллектив, обладающий данным признаком, способствует проявлению социальной активности, индивидуальности, инициативы и творчества каждого своего члена. Управленческое решение, принятое после обсуждения в коллективе, становится обязательным для всех, каждый член коллектива сознательно стремится к тому, чтобы с наибольшей эффективностью претворить его в жизнь. Для коллектива дисциплина является необходимым условием его образования и существования. Только при наличии дисциплины, обязательной для всех без исключения членов коллектива, возможна целенаправленная, упорядоченная деятельность людей, объединенных общими целями и задачами.
Следовательно, коллектив следует выделить как устойчивую общность людей, объединенных совместной деятельностью, основанной на единстве социально значимых целей, сознательной дисциплины, сотрудничества и взаимопомощи.
Служебный коллектив ОВД как органический элемент общей структуры общества имеет ряд особенностей.
1. Служебный коллектив ОВД отличается от других социальных общностей прежде всего его целевыми установками, которые направлены на решение социально значимых задач, в отличие от многих других, где основная цель получение личной прибыли, и присутствует конкуренция. 2. Деятельность сотрудников полиции связана с повышенной социальной ответственностью и рисками для их жизни и здоровья. 3. Такие понятия, как карьера, в первую очередь связанная с профессиональным ростом, не является основной самоцелью в профессиональной деятельности. 5. Особенно в последнее время отмечается достаточно высокая текучесть кадров в правоохранительной сфере деятельности, что влияет на процессы формирования коллективов. 6. Взаимоотношения в коллективе определяются как договорами, так и уставными взаимоотношениями, определяющими субординацию и высокую дисциплинированность. 7. Служебная деятельность всегда носит коллективный характер, что требует согласованных действий и тесного взаимодействия всех членов коллектива.
Поэтому требования к управлению служебными коллективами имеют принципиальное отличие от других социальных групп как организационного, профессионального, так и воспитательного характера.
На основе рассмотренных положений и учитывая, что уровень организованности, сплоченности и направленности людей, объединенных для защиты общественной безопасности и правопорядка, в различных коллективах ОВД неодинаков, следует рассмотреть социально-психологические основы формирования и развития служебных коллективов и управления ими со стороны руководителей.
Выделим основные стадии формирования служенных коллективов ОВД.
Первая - это такое положение в коллективе, когда важнейшие моральные требования, усилия к сплочению исходят от самого руководителя, безотносительно к тому, поддерживаются они коллективом или нет Вторая стадия характеризуется тем, что требования руководителя разделяются и поддерживаются ядром коллектива, группой его наиболее активных и сознательных членов. Третья, высшая стадия - это такое положение в коллективе, когда требования к отдельным личностям исходят уже от всех или от большинства членов коллектива и являются выражением коллективной воли [2, с. 54].
В коллективах ОВД на высшей стадии развития должны находиться общность взглядов, товарищеская взаимопомощь и доверие, чуткость и доброжелательность, требовательность и уважение, чувство коллективного долга и ответственности и т. д. Сформировать эти качества прямым управляющим воздействием, путем издания приказов и директив невозможно, но создать условия путем проведения целенаправленной работы можно и должно.
Для эффективного управления необходимо, чтобы все элементы управляемой системы «знали, могли, хотели, успевали», реализация этой формулы в процессе управления достигается профессиональной подготовкой и воспитательной работой [3, с. 84]. Для этого руководитель должен решить следующие задачи.
Во-первых, руководитель коллектива обязан обеспечить постоянную информированность всех его членов по профессиональному и социальному кругу вопросов. Требование «знают» обязывает руководителя проявлять постоянную заботу о профессиональном росте подчиненных, повышении уровня их специальных знаний.
Во-вторых, требование «могут» обязывает руководителя постоянно оценивать степень подготовленности, слаженности членов коллектива, их способность эффективно и качественно решать стоящие перед коллективом служебно-бое-вые задачи.
В-третьих, требование «хотят» предполагает создание такого нравственно-психологического климата, при котором преобладала бы высокая активность, стремление каждого члена коллектива внести достойный вклад в решение поставленных задач.
В-четвертых, требование «успевают» предписывает руководителю постоянно совершенствовать навыки и умения подчиненных в выполнении функциональных обязанностей, добиваться высокой дисциплины и организованности, четкости в действиях.
Руководитель коллектива является не только его членом, но и как лицо, занимающее особую социальную позицию в коллективе ОВД, выступает субъектом управления. В современных условиях в ОВД идет постоянная ротация как руководящих кадров, так и рядовых сотрудников, этот процесс осложняет процессы формирования и развития служебных коллективов. Особая ответственность лежит на руководителях, особенно назначаемых на руководство новыми коллективами. Со сменой руководителя, ротацией сотрудников в ответственный момент появляется потребность если не формировать новый коллектив, то вносить существенные коррективы в его функционирование. Чем авторитетнее будет организация этого процесса со стороны руководителя, тем эффективнее будут решаться вопросы управления.
В структуре авторитета руководителя необходимо дифференцировать две стороны: авторитет должностной и личностный. Должностной авторитет определяется занимаемым положением руководителя и закрепляется правами и обязанностями, предусмотренными законами, уставами и наставлениями. Человек, назначенный органами государства руководителем того или иного коллектива, получает власть над людьми, его составляющими. Должностной авторитет носит государственный характер, и величина его может не определяться качествами личности руководителя. Более сложным является вопрос об авторитете личностном, он отличается от авторитета должности руководителя. Здесь отчетливо просматривается причинно-следственная зависимость между личностью руководителя, ее качествами и силой ее воздействия на подчиненных. Личностный авторитет необходимо завоевать, постоянно подвергаясь строгому суду коллективного мнения.
Исследования показывают, что успешному осуществлению управленческой деятельности активно содействуют, прежде всего, профессиональные, нравственно- волевые [4, с. 264], коммуникативные качества руководителя.
- профессиональные качества руководителя - это, прежде всего, образованность, наличие профессиональных знаний, опыта работы в должности, широкий кругозор, эрудиция, умение внедрять новые методы на практике, критичность восприятия, постоянное самообразование;
- нравственные качества: высокая ответственность, гражданственность, патриотизм, верность служебному долгу, гуманизм, честность и справедливость, простота и скромность, ответственность за свои решения и действия подчиненных, уважение, внимание и забота о подчиненных, принципиальность; чуткость, отзывчивость, доброжелательность, самокритичность, жизнерадостность и оптимизм, чувство юмора, волевые качества, дисциплинированность;
- коммуникативные способности: способность к восприятию и пониманию подчиненных, способность быть понятым подчиненными, активно влиять на их поведение;
- познавательные способности: единство анализа и синтеза, сочетание глубины и широты, гибкости мышления, самостоятельность, инициативность, прогностичность, способность мыслить творчески, использовать конструктивные предложения, сочетание способность к максимальной продуктивности мышления в условиях опасности;
- организаторско-исполнительские способности: способность «заряжать» энергией других, находить наилучшее применение каждому человеку в зависимости от его индивидуальных особенностей, понимать психологию людей и верно реагировать на нее, критичность, такт, инициативность, требовательность к себе и подчиненным, общительность, настойчивость, работоспособность, личная организованность;
- педагогические способности: придавать своей деятельности воспитательный характер, передавать подчиненным свои знания, навыки, умения; культура речи, наблюдательность, индивидуальный и дифференцированный подход к подчиненным, способность использовать воспитательное воздействие коллектива.
Реализация способностей должна проявляться во всех функциях управленческой деятельности, особо следует выделить обучение подчиненных и передачу передового опыта, для чего руководитель должен применять современные активные и интерактивные методы в процессе служебно-боевой подготовки. Также в воспитательной работе необходимо реализовывать требования по формированию общенациональных российских ценностей [5, с. 147], активизировать работу институтов государственно-правового информирования, наставничества, кураторства [6, с. 158].
В процессе управления одним из важнейших результатов является формирование в коллективе ОВД такого социально-психологического климата, который способствовал бы эффективному решению служебно-боевых задач. Социально-психологический климат проявляется в совокупности складывающихся в процессе жизнедеятельности коллектива отношений, обусловленных преобладающими среди его членов гуманистических ценностных ориентаций и социальных потребностей. В зависимости от складывающейся в коллективе системы отношений к служебному долгу, к служебным обязанностям, к вышестоящим, равным и подчиненным по должности, к своей личности формируется направленность социально-психологического климата.
Очень важной в системе отношений, из которых складывается социально-психологический климат, является самооценка, т. е. отношение членов коллектива, в том числе руководителя, к своей личности. Адекватная самооценка имеет огромное значение для целенаправленного управления своим поведением, обеспечивает эффективное соотношение своих возможностей с предъявляемыми жизнью требованиями [7, с. 5].
Если синтезировать рассмотренные выше положения, то можно сделать вывод о том, что социально-психологический климат в коллективе ОВД как один из важнейших факторов повышения эффективности управления и воспитания формируется не стихийно. Он зависит от позиции руководителя коллектива, от его отношения к служебному долгу, к вышестоящим, равным и подчиненным по должности, к своей личности, от присущего ему стиля управленческой деятельности.
Знания и опыт руководителя, важнейшие характерологические черты его личности, управленческие способности фокусируются воедино и отражаются, прежде всего, в стиле управленческой деятельности. Стиль управленческой деятельности - это целостная, относительно устойчивая система приемов, методов и средств воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Руководитель должен обладать всеми стилями управления и применять их в зависимости от условий и конкретной обстановки. Он (т. е. стиль) может быть авторитарным, демократическим, либеральным, патерналистическим или парспативным.
В заключение следует отметить наиболее часто встречающиеся трудности в управлении служебными коллективами, которые связаны с такими проявлениями, как недостаточно развитые профессионально значимые качества и отсутствие четкого понимания задач, стоящих перед органами внутренних дел, в современных условиях у отдельных членов коллектива; слабая информационная осведомленность сотрудников о состоянии дел в коллективе и недостаточная степень организации основных функций управления; низкий уровень культуры общения руководителя с членами коллектива; отсутствие у руководителя навыков принятия оптимальных управленческих решений в соответствии с различными рабочими ситуациями; загруженность текущими проблемами и упущение в работе по созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Библиографический список
1. Маркушин А.Г., Морозов Л.О. Основы управления в органах внутренних дел. Москва: Издательство Юрайт, 2024.
2. Верстова М.Е., Полежаева С.А., Поляков А.Н., Романовский И.Л. К вопросу о функциональной структуре системы управления ОВД в контексте решения современных задач правоохранительной деятельности. Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009; № 2: 50-55.
3. Трапезников В.А. Управление и научно-технический прогресс. Москва: Наука, 1983.
4. Гричанов А.С., Морозов В.А., Федулов Б.А. Формирование нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019; Т. 24, № 3 (78): 263-268.
5. Федулов Б.А., Заречнев Д.О. Особенности воспитания будущих сотрудников полиции на общенациональных российских ценностях. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014; № 14-2: 147-149.
6. Заречнев Д.О., Федулов Б.А. Особенности проведения кураторской работы в учебной группе курсантов юридических институтов МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 3 (46): 157-159.
7. Михайликов В.Л. Некоторые вопросы управления коллективом сотрудников органов внутренних дел: проблемы и пути их решения. Проблемы правоохранительной деятельности. 2019: 1-6.
References
1. Markushin A.G., Morozov L.O. Osnovy upravleniya v organah vnutrennih del. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2024.
2. Verstova M.E., Polezhaeva S.A., Polyakov A.N., Romanovskij I.L. K voprosu o funkcional'noj strukture sistemy upravleniya OVD v kontekste resheniya sovremennyh zadach pravoohranitel'noj deyatel'nosti. VestnikAkademii 'ekonomicheskojbezopasnostiMVD Rossii. 2009; № 2: 50-55.
3. Trapeznikov V.A. Upravlenie i nauchno-tehnicheskijprogress. Moskva: Nauka, 1983.
4. Grichanov A.S., Morozov V.A., Fedulov B.A. Formirovanie nravstvenno-volevyh kachestv sotrudnikov policii v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2019; T. 24, № 3 (78): 263-268.
5. Fedulov B.A., Zarechnev D.O. Osobennosti vospitaniya buduschih sotrudnikov policii na obschenacional'nyh rossijskih cennostyah. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2014; № 14-2: 147-149.
6. Zarechnev D.O., Fedulov B.A. Osobennosti provedeniya kuratorskoj raboty v uchebnoj gruppe kursantov yuridicheskih institutov MVD Rossii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 3 (46): 157-159.
7. Mihajlikov V.L. Nekotorye voprosy upravleniya kollektivom sotrudnikov organov vnutrennih del: problemy i puti ih resheniya. Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2019: 1-6.
Статья поступила в редакцию 06.05.24
УДК 378
Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Sociology, Social Work and Organization of Work with Youth, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: ea7878@mail.ru
Kazantseva E.A., senior teacher, Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanities, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: garmonia45@mail.ru Yemanova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanities, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: sv_eman@mail.ru
SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF YOUTH LEISURE ACTIVITIES IN RURAL SOCIETY. The role of leisure activities for the formation of cultural values in the structure of a personality depends on to what extend a person knows how to organize his free time. To a large extent, this depends on the state of the cultural environment of society. The research shows increasing social significance of organizing collective forms of leisure activities among young people. The experiment of the study aims to identify the characteristics of leisure of rural youth, as well as to identify and designate those social and pedagogical conditions that are associated with the results of the processes of integration of cultural and educational institutions, the system of interconnection of cultural institutions and public organizations. A staffing problem has been identified in organizing leisure activities in rural areas. Provisions of the author's project "Youth Leisure" are presented for testing in rural society. The authors note that opening and support of leisure centers and clubs in rural areas help solve the problem of cultural leisure and minimizes manifestations of extra-institutional and asocial forms of leisure for young people.
Key words: socialization, free time, leisure, youth, rural society, cultural values, cultural institutions, socio-pedagogical conditions, integration, internetwork interaction
Е.А. Хомутникоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган, E-mail: ea7878@mail.ru
Е.А. Казанцева, ст. преп., ФГБУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган, E-mail: garmonia45@mail.ru
С.В. Еманоеа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам ФГБУ ВО «Курганский государственный
университет», г. Курган, E-mail: sv_eman@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ
Роль досуговой деятельности для формирования культурных ценностей в структуре личности человека определяющим образом зависит от того, как человек умеет организовать свое свободное время, свой досуг В значительной степени это касается состояния культурной среды социума. В статье показана возрастающая социальная значимость организации коллективных форм досуговой деятельности в молодежной среде. Представленный в исследовании эксперимент ставил целью выявление особенностей досуга сельской молодежи, а также определение и обозначение тех социально-педагогических условий, которые связаны с результатами процессов интеграции учреждений культуры и образования, системы межсетевого взаимодействия учреждений культуры и общественных организаций. Выявлена кадровая проблема в организации досуга на селе. Приводятся положения авторского проекта «Молодежный досуг» для апробации в сельском социуме. Авторы отмечают, что открытие и поддержка досуговых центров, клубов на селе способствует решению проблемы культурного досуга, минимизирует проявления внеинституциональных и асоциальных форм досуга молодежи.
Ключевые слова: социализация, свободное время, досуг, молодежь, сельский социум, культурные ценности, учреждения культуры, социально-педагогические условия, интеграция, межсетевое взаимодействие
Актуальность проблемы процессов формирования досуговой культуры молодых граждан обусловлена тенденциями Российской Федерации на повышение статуса молодежи в общественном развитии, которое не может быть успешным без усвоения подрастающим поколением общекультурных ценностей и нравственных норм [1]. Особое место отводится проблеме организации культурно-досуговой деятельности. По мнению А.Д. Жаркова, ее содержание всегда обусловлено социальными потребностями в распространении гласности, демократизации общественных отношений. Культурно-досуговая деятельность напрямую направлена на развитие способностей граждан в разнообразном социально приемлемом ключе, продуктивности в организации их досугового времени. Суть происходящих перемен в обществе раскрывается
гражданам специалистами в области культуры в ходе вовлечения людей в организованную досуговую деятельность. Тем самым осуществляется и влияние на гармонизацию социальных отношений, общественных процессов. Объединяя граждан в досуговую среду, учреждения культуры делают все возможное, чтобы выявить у людей таланты и способности, дать им почувствовать себя свободными в творческом процессе, без чего, по мнению А.Д. Жаркова, невозможен труд на благо общества в условиях становления рыночного типа экономики [2].
Цель исследования - изучить возможности учреждений культуры сельской местности в организации социально-педагогических условий для реализации досуга молодежи.