Научная статья на тему 'Особенности управления региональной интегрированной инновационно-образовательной системой'

Особенности управления региональной интегрированной инновационно-образовательной системой Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
98
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / система образование / инновационно-образовательная система / интегрированная инновационно-образовательная система

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Голубкова А. В.

В данной статье предложена концепция создания региональной интегрированной инновационно-образовательной системы, позволяющей эффективно решать проблемы функционирования региональной системы образования на принципах инновационного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with establishing a regional integrated innovative educational system, which offers an effective solution to functional problems of the regional educational system based on the innovation approach.

Текст научной работы на тему «Особенности управления региональной интегрированной инновационно-образовательной системой»

А. В. Голубкова

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Работа представлена Научно-исследовательским гуманитарно-социальным институтом Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор А. Ф. Малышевский

В данной статье предложена концепция создания региональной интегрированной инновационно-образовательной системы, позволяющей эффективно решать проблемы функционирования региональной системы образования на принципах инновационного подхода.

The article deals with establishing a regional integrated innovative educational system, which offers an effective solution to functional problems of the regional educational system based on the innovation approach.

Уровень развития системы образования в государстве и, в частности, регионе тесно связан с развитием экономики, промышленного комплекса, банковского сектора, региональной инфраструктурой, а также, что не менее важно, с социальной сферой. Регионы отличаются друг от друга геогра-

фическими, социально-экономическими, демографическими, природными и другими характеристиками. Учет этих характеристик и понимание специфики процессов, протекающих внутри регионов, позволяет выделить региональные особенности для построения образовательных систем и уп-

6 2

равления ими. Поэтому модель управления системой образования в регионе должна соответствовать этим особенностям.

Создание инновационно-образовательной системы как интегрированной информационно-коммуникационной структуры соответствует насущной потребности активизации инновационных процессов в регионе и служит преодолению структурного инвестиционно-инновационного кризиса в образовании1. Региональная интегрированная инновационно-образовательная система (РИИОС) - это объединение образовательных, научных, промышленных и иных учреждений и организаций региона.

Предметом деятельности РИИОС являются два направления функционирования: 1) кардинальное улучшение качества подготовки специалистов, обеспечение высокого уровня учебно-научно-воспитатель -

ного процесса на основе совместного использования материально-технических, кадровых, финансовых и прочих ресурсов вуза, промышленных предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций;

2) создание условий, благоприятных для организации, развития и деятельности образовательных, научных, промышленных, инновационных предприятий, для ускоренного производственного освоения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретений и открытий учеными, преподавателями, аспирантами и студентами вузов, создание конкурентоспособных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих технологий, товаров и услуг и доведение их до потребителя на коммерческой основе.

Концептуальная модель РИИОС представлена на рис. 1.

Региональная интегрированная инновационно-образовательная система

(РИИОС)

Входные потоки

Студенты:

1) бюджетники - целевики;

2)контрактники

Материальные ресурсы

Финансовые ресурсы

Информационные ресурсы

Региональный образовательный научно-инновационный центр (РОНИЦ )

результаты

Выпускники -квалифицированные специалисты

Научные результаты

Опытные образцы -производство

Серийная продукция -производство

1

3

1 - университетские комплексы; 2 - университеты; 3 - технопарки; 4 - институты, факультеты; 5 - кафедры, лаборатории; 6 - учреждения; 7 - предприятия; 8 - НИИ; 9 - КБ

Рис. 1. Концептуальная модель РИИОС

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Л та ГЬртнеры

а>

Й я Центр стандар- Фонды Фонды содей- Агентство по

а> тизации и содействия ствия науке и поддержке пред-

Я сертификации инновациям образованию принимательства

И

Ж

Федеральные и региональные межведомственные органы управления

:::

Р О

н и

ц

Совет ректоров

Совет РОНИЦ

Координационный совет

Совет директоров

Рис. 2. Основные элементы инфраструктуры РИИОС

Эффективность результатов деятельности РИИОС предполагает формирование экономического механизма, позволяющего осуществлять движение образова-тельной системы к запланированной цели. Экономический механизм формирования -это последовательность совершения орга-

низационно-экономических действий на всех стадиях преобразования вузов и предприятий в систему, функционирующий в конкурентной среде региона - от выработки стратегии до ее осуществления ее2.

Разработка стратегии развития РИИОС начинается с определения миссии и це-

лей, при этом должен соблюдаться баланс интересов всех групп - государства в лице органов власти региона, предприятий в лице заказчиков будущих специалистов, вузов - как исполнителей, абитуриентов. Далее необходима конкретизация стратегических направлений развития РИИОС, которая позволит перейти от постановки глобальных целей к практическому планированию. Базой для выбора конкретной стратегии служат (наряду с миссией) политика региона по разрешению проблем высшего профессионального образования, ориентированного на развитие региона и страны, традиций и возможностей вуза3.

РИИОС действует на основе договора между центром, вузом, научными учреждениями и предприятиями и создается при совместном желании участвующих в нем сторон, т. е. создание таких систем должно соединить разобщенные ранее науку, образование и производство. Таким образом, при создании РИИОС в регионе будет сформирована целостная инновационная инфраструктура, в рамках которой возможны осуществление полного цикла инновационного процесса и коммерческое освоение результатов научных исследований и

разработок. Основные элементы инфраструктуры РИИОС представлены на рис. 2.

Учебные и научные подразделения выступают генераторами идей, продуктовых и технологических новаций, потребность в которых формируется на основании анализа деятельности маркетинговых и сбытовых подразделений. Теснота взаимодействия производства и отделов, выполняющих научно-исследовательские и конструкторские разработки, обеспечивает внедрение новшеств в оптимальные сроки с минимальными затратами.

Таким образом, РИИОС выступает как межотраслевое объединение учебно-научных, производственных, инновационных и финансово-кредитных учреждений и организаций, добровольно и на основе соблюдения собственных интересов объединившихся с сохранением юридической самостоятельности или сформировавшееся в результате слияния с утратой хозяйственной самостоятельности в единую организационно-экономическую структуру для наиболее эффективного функционирования и реагирующее на основные потребности общества, государства, в частности региона, и человека.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.

2 Пузанков Д. В., Рябое В. Ф., Мамонтов А. Н. Базисные и индикативные показатели реализации стратегических приоритетов развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 4; Феклистое И. Ф., Васильев С. В. Стратегия инновационной деятельности: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГАСЭ, 2004.

3 Новиков Д. А., Глотова Н. П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: Институт управления образованием РАО, 2004; Пузанков Д. В., Рябов В. Ф., Мамонтов А. Н. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.