А. В. Голубкова
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
Работа представлена Научно-исследовательским гуманитарно-социальным институтом Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор А. Ф. Малышевский
В данной статье предложена концепция создания региональной интегрированной инновационно-образовательной системы, позволяющей эффективно решать проблемы функционирования региональной системы образования на принципах инновационного подхода.
The article deals with establishing a regional integrated innovative educational system, which offers an effective solution to functional problems of the regional educational system based on the innovation approach.
Уровень развития системы образования в государстве и, в частности, регионе тесно связан с развитием экономики, промышленного комплекса, банковского сектора, региональной инфраструктурой, а также, что не менее важно, с социальной сферой. Регионы отличаются друг от друга геогра-
фическими, социально-экономическими, демографическими, природными и другими характеристиками. Учет этих характеристик и понимание специфики процессов, протекающих внутри регионов, позволяет выделить региональные особенности для построения образовательных систем и уп-
6 2
равления ими. Поэтому модель управления системой образования в регионе должна соответствовать этим особенностям.
Создание инновационно-образовательной системы как интегрированной информационно-коммуникационной структуры соответствует насущной потребности активизации инновационных процессов в регионе и служит преодолению структурного инвестиционно-инновационного кризиса в образовании1. Региональная интегрированная инновационно-образовательная система (РИИОС) - это объединение образовательных, научных, промышленных и иных учреждений и организаций региона.
Предметом деятельности РИИОС являются два направления функционирования: 1) кардинальное улучшение качества подготовки специалистов, обеспечение высокого уровня учебно-научно-воспитатель -
ного процесса на основе совместного использования материально-технических, кадровых, финансовых и прочих ресурсов вуза, промышленных предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций;
2) создание условий, благоприятных для организации, развития и деятельности образовательных, научных, промышленных, инновационных предприятий, для ускоренного производственного освоения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретений и открытий учеными, преподавателями, аспирантами и студентами вузов, создание конкурентоспособных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих технологий, товаров и услуг и доведение их до потребителя на коммерческой основе.
Концептуальная модель РИИОС представлена на рис. 1.
Региональная интегрированная инновационно-образовательная система
(РИИОС)
Входные потоки
Студенты:
1) бюджетники - целевики;
2)контрактники
Материальные ресурсы
Финансовые ресурсы
Информационные ресурсы
Региональный образовательный научно-инновационный центр (РОНИЦ )
результаты
Выпускники -квалифицированные специалисты
Научные результаты
Опытные образцы -производство
Серийная продукция -производство
1
3
1 - университетские комплексы; 2 - университеты; 3 - технопарки; 4 - институты, факультеты; 5 - кафедры, лаборатории; 6 - учреждения; 7 - предприятия; 8 - НИИ; 9 - КБ
Рис. 1. Концептуальная модель РИИОС
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Л та ГЬртнеры
а>
Й я Центр стандар- Фонды Фонды содей- Агентство по
а> тизации и содействия ствия науке и поддержке пред-
Я сертификации инновациям образованию принимательства
И
Ж
Федеральные и региональные межведомственные органы управления
:::
Р О
н и
ц
Совет ректоров
Совет РОНИЦ
Координационный совет
Совет директоров
Рис. 2. Основные элементы инфраструктуры РИИОС
Эффективность результатов деятельности РИИОС предполагает формирование экономического механизма, позволяющего осуществлять движение образова-тельной системы к запланированной цели. Экономический механизм формирования -это последовательность совершения орга-
низационно-экономических действий на всех стадиях преобразования вузов и предприятий в систему, функционирующий в конкурентной среде региона - от выработки стратегии до ее осуществления ее2.
Разработка стратегии развития РИИОС начинается с определения миссии и це-
лей, при этом должен соблюдаться баланс интересов всех групп - государства в лице органов власти региона, предприятий в лице заказчиков будущих специалистов, вузов - как исполнителей, абитуриентов. Далее необходима конкретизация стратегических направлений развития РИИОС, которая позволит перейти от постановки глобальных целей к практическому планированию. Базой для выбора конкретной стратегии служат (наряду с миссией) политика региона по разрешению проблем высшего профессионального образования, ориентированного на развитие региона и страны, традиций и возможностей вуза3.
РИИОС действует на основе договора между центром, вузом, научными учреждениями и предприятиями и создается при совместном желании участвующих в нем сторон, т. е. создание таких систем должно соединить разобщенные ранее науку, образование и производство. Таким образом, при создании РИИОС в регионе будет сформирована целостная инновационная инфраструктура, в рамках которой возможны осуществление полного цикла инновационного процесса и коммерческое освоение результатов научных исследований и
разработок. Основные элементы инфраструктуры РИИОС представлены на рис. 2.
Учебные и научные подразделения выступают генераторами идей, продуктовых и технологических новаций, потребность в которых формируется на основании анализа деятельности маркетинговых и сбытовых подразделений. Теснота взаимодействия производства и отделов, выполняющих научно-исследовательские и конструкторские разработки, обеспечивает внедрение новшеств в оптимальные сроки с минимальными затратами.
Таким образом, РИИОС выступает как межотраслевое объединение учебно-научных, производственных, инновационных и финансово-кредитных учреждений и организаций, добровольно и на основе соблюдения собственных интересов объединившихся с сохранением юридической самостоятельности или сформировавшееся в результате слияния с утратой хозяйственной самостоятельности в единую организационно-экономическую структуру для наиболее эффективного функционирования и реагирующее на основные потребности общества, государства, в частности региона, и человека.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.
2 Пузанков Д. В., Рябое В. Ф., Мамонтов А. Н. Базисные и индикативные показатели реализации стратегических приоритетов развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 4; Феклистое И. Ф., Васильев С. В. Стратегия инновационной деятельности: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГАСЭ, 2004.
3 Новиков Д. А., Глотова Н. П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: Институт управления образованием РАО, 2004; Пузанков Д. В., Рябов В. Ф., Мамонтов А. Н. Указ. соч.