г) снизить риски и увеличить эффективности управления персоналом;
д) при процессном подходе сотрудники компании мотивированы точно исполнять процессы, так как несут ответственность за то, чтобы процесс вовремя перешел с этапа на этап;
е) собирать статистику об исполнении регламентов процессов.
Таким образом, внедрение процессного подхода в управление организации дает большие возможности в совершенствовании структуры управления, оптимизирует систему управления, сделает её прозрачной для руководства и способной гибко реагировать на изменения внешней среды, что будет способствовать успешному существованию организации, выработке конкурентных преимуществ в компании в условиях рыночной экономики.
Литература
1. Галямина И. Г. Управление процессами: учебник для вузов / И. Г. Галямина. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
2. Демидова Л. И. Процессный подход к организации и управлению как инструмент повышения эффективности производственной системы полиграфического предприятия: дис. канд. экон. наук / Л. И. Демидова; МГУП. М., 2009. 176 с.
3. Елиферов В. Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление / В. Г. Елиферов. М.: ИНФРА-М, 2012. 319 с.
4. Корпоративный менеджмент: учеб. пособие для студентов, обучающихся на специальности «Менеджмент орг.» / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. 3-изд., стер. М: Издательство «Омега-Л», 2010. 784 с.
5. Репин В. В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. / В. В. Репин. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 480 с.
Features of product quality control of the budget organization
Kardapoltsev K.1, Usoltsev S.2 (Russian Federation)
Особенности управления качеством продукта бюджетной
организации 12 Кардапольцев К. В. , Усольцев С. В. (Российская Федерация)
Кардапольцев Кирилл Владимирович / Kardapoltsev Kirill - кандидат экономических наук,
доцент;
2Усольцев Сергей Викторович / Usoltsev Sergey - студент магистратуры, кафедра экономики, управления и инвестиции, факультет экономики и управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Аннотация: в данной статье были рассмотрены особенности системы управления качеством, специфика продукта бюджетной организации. Авторами было раскрыта сущность системы управления качеством и описаны требования к внедрению системы управления качеством бюджетной организации, основываясь на ее конечном продукте.
Abstract: this article describes the features were the quality management system, product specifics of the budget of the organization. The authors of the essence of a quality management system has been disclosed and described in the requirements for the implementation of the budget organization's quality management system, based on its final product.
Ключевые слова: система менеджмента качества, бюджетная организация. Keywords: quality management system, the budget organization.
В современных рыночных условиях высокое качество предоставляемой продукции или услуги является одним из ключевых факторов достижения организацией успеха и обеспечения ее конкурентоспособности.
Любая компания как коммерческая, так и бюджетная должна иметь план повышения качества своих товаров или услуг, а также вырабатывать ясную и обоснованную программу управления качества. Кроме того, руководителям данных организаций необходимо стремиться добиться стабильного качества всех производственных процессов, от которых зависит качество конечного результата функционирования фирмы, используя все инструменты, выработанные мировой практикой.
Одним из таких эффективных инструментов является внедрение системы менеджмента качества, охватывающее все аспекты деятельности компании.
Что же представляет из себя система менеджмента качества. и в чем ее основная сущность?
Обобщая различные определения, разработанные Международной организацией по стандартизации ISO (International Organization for Standardization) и всемирной федерации национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO), можно сказать, что система менеджмента качества (далее - СМК) представляет собой документированную систему менеджмента, позволяющую применить процессный подход ко всем аспектам деятельности организации и обеспечивающую эффективное взаимодействие и совершенствование рабочих методик и процессов, включая производство продукции [1].
Стоит отметить, что внедрение системы менеджмента качества и её последующая сертификация несут организации ряд преимуществ:
- Повышение имиджа и инвестиционной привлекательности компании в глазах иностранных и российских партнеров;
- Повышение имиджа организации в регионе и отрасли;
- Усовершенствование системы управления и повышение ее эффективности;
- Оптимизация бизнес-процессов и повышение их управляемости;
- Улучшение взаимодействия всех подразделений, служб компании, а также уровней управления;
- Оптимизация документооборота компании, облегчение перехода на электронный документооборот;
- Повышение качества продукции/услуг через повышение качества всех процессов;
- Повышение качества работы персонала через четкое, конкретное, адресное распределение обязанностей, прав и полномочий [1].
Формирование и внедрение системы менеджмента качества в организации основывается на требованиях нормативно-правовых документов, регламентов и стандартов, которые устанавливают совокупность норм, правил и требований, необходимых для выполнения при осуществлении соответствующих действий по внедрению СМК (таблица 1) [3].
Таблица 1. Нормативно-правовые документы, на требованиях которых базируется система менеджмента качества в организации
ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования».
ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».
ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».
ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования».
ГОСТ Р ИСО 40.003-2008 «Система сертификации Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008)».
ГОСТ 12.0.230-2007 (OHSAS 18001). «Системы управления охраной труда. Общие требования».
Процесс разработки и внедрения системы менеджмента качества включает в себя следующие этапы:
- выявление основных процессов деятельности организации;
- установление последовательности и взаимодействия процессов;
- определение критериев и методов, необходимые для обеспечения эффективности, как работы, так и управления процессами;
- обеспечение наличия ресурсов и информации, необходимых для поддержки работы и наблюдения за процессами;
- наблюдение, измерение и анализ процессов;
- принятие мер, необходимых для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.
Современные принципы и правила внедрения систем управления качеством универсальны и могут применяться как в коммерческих, так и в бюджетных организациях. Однако специфика последних предопределяет особые требования к разработке систем управления качеством в таких организациях.
Понятие бюджетной организации используется для обозначения всех структурных подразделений и юридических лиц, контролируемых органами власти и финансируемых за счет бюджетных средств.
Бюджетная организация - созданная органами государственной или местной власти организация для осуществления функций некоммерческого характера, финансируемая из федерального, регионального, местного бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов; наделяется государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления [2].
Сложность внедрения и управления СМК в бюджетные организации обусловлена характером и спецификой конечного продукта, производимого данными организации. Продукт бюджетной организации имеет двойственный характер. Часть продукта бюджетной организации - это нематериальные услуги, оказание которых определено уставными целями некоммерческой организации и предоставляется безвозмездно, а вторая составная часть продукта - это платные нематериальные услуги [2].
Нематериальные услуги, оказываемые некоммерческими организациями на безвозмездной основе и предоставление которых определено их уставом, обладают характеристиками общественного блага.
Качество продукта складывается из двух составляющих: качества первичного продукта (общественного блага) и качества дополнительного продукта (платных нематериальных услуг, или частного блага).
Качество первичного продукта бюджетной организации - это совокупность ожидаемых потребителем свойств общественного блага, обеспечивающих удовлетворение требований конечного потребителя.
Качество дополнительного продукта - это совокупность ожидаемых потребителем свойств нематериальной услуги, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных требований получателя услуги.
Продукт бюджетной организации характеризуется двумя основными свойствами: интегративностью и нематериальность [2].
Свойство интегративности продукта НКО проявляется также в полном или частичном совпадении процессов его производства и потребления. При этом качество продукта сразу же оценивается потребителем, отклонения в качестве невозможно устранить незаметно для него. Это ведет к осложнению функции контроля, повышается значение процессов, позволяющих предотвратить появление ошибок. Кроме того, из данного свойства вытекает то, что продукт бюджетной организации невозможно хранить.
Процесс производства продукта НКО может быть запущен только через вовлечение внешнего фактора самого потребителя, поэтому исполнитель, то есть организация, не может создать запас продукта. В то же время исполнитель должен быть в состоянии удовлетворить спрос любого количества потребителей в любой момент времени
Нематериальность продукта бюджетной организации выражается в преимущественно нематериальном характере результата процесса его предоставления, которая ведет к трудностям восприятия его качества потребителем, затрудняет установление целевых показателей - критериев качества и последующий контроль качества [2].
С учетом вышесказанного, система управления качеством бюджетной организации должна соответствовать следующим требованиям:
- обеспечение планирования мощностей бюджетной организации, ориентация на максимальный спрос, а именно поддержание высокой потенциальной готовности произвести продукт;
- планирование и организация процессов, позволяющих предотвратить появление ошибок;
- использование инструментов, направленных на снижение степени неопределенности, как для потребителя, так и для исполнителя;
- создание условий для реализации качества, создания доверия со стороны потребителя;
- анализ и постоянное улучшение взаимодействия структур внутри организации;
- применение комплексного подхода к разработке системы менеджмента качества бюджетной организации;
- четкая конкретизация роли каждого субъекта управления, формализации и организации их взаимодействия в рамках системы [2].
Следуя перечисленным выше требованиям при внедрении СМК, бюджетная организация увеличит эффективность своей деятельности, позволит повысить качество предоставляемой продукции или услуг, что будет способствовать полному удовлетворению нужд конечного потребителя.
Литература
1 Основы менеджмента. [Электронный ресурс]: Теоретические основы
менеджмента, системы управления, алгоритмы принятия управленческих
решений. URL: http://bmanager.ru/articles/sistema-menedzhmenta-kachestva.html. (дата обращения: 22.05.2016).
2 Жовнир Н. В. Теоретические аспекты управления качеством продукта некоммерческих организаций // Вестник ОГУ. 2011. №13 (132). URL: http://cyberleninka.m/artide/n/teoreticheskie-aspekty-upravleniya-kachestvom-produkta-nekommercheskih-organizatsiy. (дата обращения: 22.05.2016).
3 ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1574-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 года.
Development of calculation formula for calculating the economic
security of the region as an example of the Rostov region Kharchenko S.1, Grechanovskaya A.2, Mitryaeva R.3, Tomchik V.4
(Russian Federation) Разработка формулы расчёта вычисления экономической безопасности региона на примере Ростовской области
1 2 3
Харченко С. В. , Гречановская А. А. , Митряева Р. В. , Томчик В. А.4 (Российская Федерация)
'Харченко Сергей Владимирович / Kharchenko Sergey - кандидат экономических наук, доцент,
преподаватель, кафедра экономической безопасности; 2Гречановская Анжела Александровна / Grechanovskaya Anzhela - студент; Митряева Регина Викторовна /Mitryaeva Regina - студент; 4Томчик Виктория Андреевна / Tomchik Victoria - студент, специальность: экономическая безопасность, факультет экономики, управления и бизнеса, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация: важным инструментом совершенствования обеспечения устойчивого развития экономической безопасности региона являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы безопасному развитию экономики с целью стабилизации дисбаланса бюджета Ростовской области. Abstract: аn important tool for improving the sustainable development of the economic security of the region are monitoring and forecasting of the factors determining the threat to secure economic development in order to stabilize the imbalance of the Rostov region budget.
Ключевые слова: стабилизация дисбаланса бюджета, экономическая безопасность, областной бюджет, приоритеты развития.
Keywords: budget imbalances stabilization, economic security, the regional budget, development priorities.
В соответствии с областным законом Ростовской области «Об областном бюджете на 2016 год» от 17.12.15 наблюдается дефицит бюджета в сумме 10 380 685, 9 тыс. руб. [2].