Научная статья на тему 'Особенности управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия'

Особенности управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гейман Ольга Борисовна

В статье выявлены общие проблемы всех отечественных промышленных предприятий, связанные со сложившейся экономической ситуацией в России в настоящее время. Рассмотрен процесс управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия с позиции инвестора и руководства предприятия-заемщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия»

Особенности управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия The management's features of industrial enterprise investment attractiveness

Гейман Ольга Борисовна

ассистент кафедры менеджмента

Московский государственный технический университет радиотехники,

электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА);

е-mail: olgagaiman2012@yandex.ru

Аннотация:

В статье выявлены общие проблемы всех отечественных промышленных предприятий, связанные со сложившейся экономической ситуацией в России в настоящее время.

Рассмотрен процесс управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия с позиции инвестора и руководства предприятия-заемщика.

Abstract:

In the article detects the common problems for all national industrial organizations which associated with the current economic situation in Russia at the moment.

The article deals with the process of management of industrial enterprise investment attractiveness from the perspective of the investor and the company-borrower' s administration.

Ключевые слова: проблемы промышленных предприятий, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность промышленного предприятия, процесс управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия.

Keywords: problems of industrial enterprises, investment climate, industrial enterprise investment attractiveness, process of management of industrial enterprise investment attractiveness.

В настоящее время проблема развития отечественной промышленности до конкурентного мирового уровня является одной из самых актуальных. Ее решение, по мнению большинства исследователей, заключается в преодолении неблагоприятного инвестиционного климата, который сложился в реальном секторе российской экономики.

Для решения проблем, связанных со сложившейся на данный момент в экономике России тенденции роста инфляции, низких темпов роста ВВП и объемов промышленного производства, необходимо увеличить объемы инвестиций в производственный сектор экономики. Недостаточный уровень инвестиций привел к образованию в организациях большого объема физически изношенных и морально устаревших машин и оборудования, что является причиной низкой конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.

Преодоление кризиса российской экономики возможно через становление и развитие конкурентоспособного производства, для создания и развития которого необходимы крупные реальные инвестиции, часто отсутствующие на промышленных предприятиях, что создает проблему инвестиционной привлекательности организации-заемщика.

Проблемы промышленных предприятий, относящиеся к внешней среде:

1. Неэффективная система налогообложения. Высокие налоги (на прибыль, на имущество, НДС).

2. Неравные условия хозяйствования между промышленными предприятиями и предприятиями - естественными монополистами.

3. Высокие цены на продукцию и услуги предприятий-монополистов.

4. Низкая договорная дисциплина субъектов хозяйственной деятельности, в первую очередь со стороны государственных органов.

5. Несистемный подход к проведению промышленной и таможенной политики на федеральном и региональном уровнях.

6. Потеря внешних рынков из-за политических изменений.

7. Высокий уровень конкуренции на мировом и отечественном рынках.

Проблемы промышленных предприятий, относящиеся к внутренней среде:

1. Физический износ основных фондов.

2. Устаревшие технологии производства.

3. Недостаток оборотных средств.

4. Высокий уровень задолженности в бюджетные и внебюджетные фонды.

5. Неэффективное управление организацией, некомпетентность и низкая квалификация руководства.

6. Рост безработицы.

Все проблемы промышленных предприятий должны решаться на федеральном уровне и внутри организации, т.к. они являются следствием как неэффективного менеджмента на предприятиях, так и таможенной, кредитно-финансовой и налоговой политики правительства.

Макроэкономические факторы, которые должны способствовать росту инвестиционной активности (рост темпов инфляции, низкая доходность государственных ценных бумаг и валютных депозитов), на практике не приводят к перемещению свободных финансовых ресурсов в производство. Основной причиной данной проблемы является неблагоприятный инвестиционный климат в России.

Улучшение инвестиционного климата в России является приоритетной задачей, осуществить которую можно только за счет эффективного

управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий (ИППП).

Внедрение механизма управления ИППП на предприятии как динамической системы, которая может быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде, приведет к возможности постоянного поддержания уровня конкурентоспособности и дальнейшему развитию организации в целом, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

В этой связи возникает необходимость в разработке методического аппарата управления ИППП, который позволил бы принимать и реализовывать мероприятия по созданию благоприятных условий для размещения капитала, корректировать систему распределения инвестиционных ресурсов в зависимости от степени удовлетворения инвестиционных потребностей и повышать уровень конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий.

Практика управления ИППП свидетельствует о том, что часть российских предприятий игнорирует необходимость повышения своей инвестиционной привлекательности в силу монопольного положения на рынке или наличия достаточных ресурсов.

В результате анализа существующих методик управления инвестиционной привлекательностью российских предприятий в различных отраслях экономики можно указать на следующие общие проблемы:

- не используется инструментарий маркетинга;

- недостаточно разработан инструментарий изучения поведения инвесторов;

- низкое качество стратегического управления организацией;

- недостаточно информации о ценностях и потребностях инвесторов.

Управление ИППП как процесс представляет собой систему

управленческих действий, которые обеспечивают достижение следующих инвестиционных целей:

• обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе осуществления инвестиционной деятельности;

• максимизация финансовой отдачи от инвестиционных вложений;

• оптимизация инвестиционных вложений;

• минимизация риска инвестиций;

• другие.

Наиболее сложным вопросом в процессе управления ИППП является обеспечение предусматриваемых инвестиционных программ и проектов инвестиционными ресурсами. Для этого необходимо выполнить следующее:

1) спрогнозировать потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов;

2) изучить возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников;

3) определить и выбрать методы финансирования инвестиционных программ и проектов;

4) оптимизировать структуру источников формирования инвестиционных ресурсов.

Управление ИППП необходимо рассматривать с двух точек зрения:

- с позиции инвестора;

- с позиции руководства предприятия-заемщика.

В первом случае процесс управления ИППП (независимо от типа инвестора) проводится в несколько стадий:

1) Мониторинг инвестиционной ситуации, где осуществляется постановка инвестиционной проблемы, сбор необходимых данных. Производится оценка инвестиционных возможностей предприятия-заемщика.

2) Формулировка, первичная оценка и отбор инвестиционных предложений. Целью данной стадии является преобразование инвестиционных идей в конкретно сформулированные инвестиционные предложения.

3) Анализ эффективности инвестиционного решения и его принятие. Целью этой стадии является получение результатов количественной и качественной оценки эффективности различных аспектов инвестиционных предложений.

4) Реализация инвестиционного решения и мониторинг. После принятия инвестиционного решения необходимо спланировать его осуществление и разработать соответствующую систему мониторинга. Выделение данной стадии позволяет рассматривать весь процесс принятия решения как интегрированную совокупность действий по моделированию и осуществлению процесса принятия инвестиционного решения. Мониторинг реализации данных решений направлен на всестороннее изучение всех аспектов инвестиционного процесса в целях своевременного реагирования на отклонения, появляющиеся в ходе осуществления проекта, а при необходимости - в целях своевременного выхода из неэффективных проектов и реинвестирования высвобождаемого капитала.

5) Постинвестиционный контроль. Связан с оценкой всего процесса принятия и реализации инвестиционных решений. Направлен не на всестороннее исследование произведенных вложений, а только на параметры, которые являются решающими для эффективности проектов.

Во втором случае процесс управления ИППП с позиции руководства организации-заемщика, в которую инвестируют средства, проводится в несколько стадий:

1) Планирование уровня инвестиционной привлекательности. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения инвестиционных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией в целом.

2) Мониторинг ИППП, включающий в себя анализ таких составляющих инвестиционной привлекательности, как финансовая,

маркетинговая, операционная, инновационная, кадровая, социальная, территориальная и экологическая привлекательности;

3) Контроль и регулирование ИППП. Сравнение достигнутого показателя инвестиционной привлекательности с планируемым и выработка мероприятий по повышению ее уровня или для ее устойчивого развития.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены общие проблемы промышленных российских предприятий, связанные со сложившейся экономической ситуацией в стране, и рассмотрены особенности управления ИППП с позиции инвестора и руководства предприятия-заемщика.

Было установлено, что вопрос об управлении ИППП является недостаточно изученным. Главная причина заключается в том, что разработки в этой области затрагивают различные аспекты инвестиционной политики, не уделяя внимания при этом механизму управления инвестиционной привлекательностью как самостоятельному предмету исследования.

Эффективный механизм управления ИППП является основным средством успешной адаптации организации к неопределенным и быстро изменяющимся условиям внешней среды и обеспечивает формирование и реализацию такой схемы развития, при которой достигаются наилучшие и оптимальные в конкретной ситуации конечные результаты.

Библиографический список

1. Валинурова Л.С. Управление инвестиционной деятельностью: Учебник. - М.: КНОРУС, 2005. - 384 с.

2. Инвестиционный менеджмент : Учебник / Н.Д. Гуськова [и др.]. -М.: КНОРУС, 2010. - 456 с.

3. Кузнецова А.И. Управление инвестиционной привлекательностью предприятий научно-промышленного комплекса. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 208 с.

4. Лукичева Л.И., Егорычев Д. Н. Управленческие решения: Учебник. - М.: Омега-Л, 2011. - 384 с.

5. Белая С.Ю., Масыч М.А. Инвестиционная привлекательность предприятий России // Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике. - 2007. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://item.imise.ru/vmchk/id2-2007/investitsionnaya-privlekatelnost-predpriyatiy-rossii.html?pop=0 (дата обращения: 29.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.