Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СФЕРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушнов В.В., Минаев А.В.

Статья посвящена изучению управления общественным здравоохранением, области, которая определяется смещением экономических интересов - от общественных (государственных) к рыночным. В этом контексте становится важным изучение особенностей функционирования российской системы здравоохранения и рассмотрение вопросов, связанных с качеством реформ в этой сфере и людьми, которых она обслуживает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STATE HEALTH DEPARTMENT

The article is devoted to the study of public health management, an area which is defined by a shift in economic interests - from public (state) to market interests. In this context, it becomes important to study the peculiarities of Russian health care system functioning and to consider issues related to the quality of reforms in this sphere and the people it serves.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В.В. Кушнов1, магистрант

Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент1, профессор2 калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА

2Академии военных наук (Россия, г. Калининград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-2-1-220-223

Аннотация. Статья посвящена изучению управления общественным здравоохранением, области, которая определяется смещением экономических интересов - от общественных (государственных) к рыночным. В этом контексте становится важным изучение особенностей функционирования российской системы здравоохранения и рассмотрение вопросов, связанных с качеством реформ в этой сфере и людьми, которых она обслуживает.

Ключевые слова: область здравоохранения, система здравоохранения, государственная власть, государственное управление, медицинская помощь, медицинский персонал, национальная система здравоохранения, сфера здравоохранения, управление системой.

В настоящее время управление системой здравоохранения страны находится в стадии реформирования. Основными движущими силами реформирования системы здравоохранения страны являются существующие проблемы в секторе здравоохранения, такие как низкая экономическая и социальная эффективность работы учреждений здравоохранения.

Эти значительные правовые и организационные изменения были сделаны в контексте текущей реформы национальной системы медицинского страхования. Частный сектор национальной системы медицинского страхования сформировался и продолжает развиваться в результате ее качественной реорганизации и введения системы обязательного медицинского страхования. Вопросы, связанные со здоровьем, должны решаться регулирующими органами. Однако система управления здравоохранением в стране находится в кризисе, и ее функционирование является серьезной проблемой в стране на протяжении многих лет. Здоровье не всегда было приоритетом в стране.

В настоящее время система здравоохранения страны находится в процессе реформирования. Основными движущими силами национальной реформы здравоохранения являются существующие про-

блемы в секторе здравоохранения, такие как экономическая и социальная неэффективность учреждений здравоохранения [1].

Эти важные правовые и организационные изменения происходят в рамках продолжающейся реформы национальной системы медицинского страхования. Частный сектор национальной системы медицинского страхования развивался и продолжает развиваться в результате качественной реструктуризации национальной системы медицинского страхования и введения обязательного медицинского страхования. Вопросы здравоохранения должны решаться властями. Однако система здравоохранения страны находится в кризисе и на протяжении многих лет сталкивается с серьезными проблемами в своей работе. Здоровье не всегда было приоритетом в стране.

Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» признают охрану здоровья граждан предметом правовой политики [2].

Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о взаимосвязи направлений государственной политики, указанных в Конституции Российской Федерации: в области здравоохранения (статья 114) и внутренней

политики (статьи 80 и 84). В системе государственной политики первое направление является частью второго - внутренней государственной политики, которую определяет Президент Российской Федерации (статья 80 Конституции) [3].

Управление в области здравоохранения воплощается в законодательных, административных и контрольных мерах, направленных на стабилизацию современной системы здравоохранения и ее адаптацию к новым условиям жизни населения.

Конституционно право граждан на здоровье является объективным требованием во всех странах. Это связано с тем, что здравоохранение является специфической областью государственной деятельности, призванной гарантировать право граждан на жизнь и здоровье, и поэтому ему должен быть отдан высший приоритет в правовой, политической, экономической и социальной жизни государства и общества [4].

Если рассматривать здоровье как социальный институт, то можно сказать, что успех в области здравоохранения может быть достигнут только с помощью закона и государственной политики, поскольку это предполагает применение широкого спектра политических и правовых инструментов для создания социальных структур, институтов и практики, которые поддерживают и укрепляют общественное здоровье.

Здоровье необходимо для индивидуального, социального и национального развития и, в конечном счете, для укрепления позиций страны на международной арене. Общественное здравоохранение является серьезной проблемой, поскольку дорогостоящие и конкурирующие ресурсы должны производиться в больших количествах и распределяться среди большого числа людей [1].

Важность общественного здравоохранения невозможно переоценить. Общественное здоровье позволяет достичь целей естественного роста населения, высокого уровня жизни для всех членов общества и равных возможностей для различных социальных слоев. В то же время «нездоровая» национальная политика в обла-

сти здравоохранения препятствует реализации этих целей, которые являются приоритетными для всей национальной социально-экономической политики.

Управление сектора здравоохранения охватывает медицинский сектор, лекарственное обеспечение и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Поскольку политика в области здравоохранения охватывает сферы, связанные с политикой национального правительства, необходимо также разработать фискальную политику, поощряющую программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний, и постепенно увеличивать расходы на здравоохранение. Закон также должен создать благоприятные экономические условия для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний для своих сотрудников, и для инвесторов, вкладывающих средства в улучшение социальных и экологических условий для здорового образа жизни.

Необходимо улучшить нормативно-правовую базу на федеральном и региональном уровнях в области здравоохранения и безопасности, охраны окружающей среды, создания условий для более активного занятия физической культурой и активностью, а также регулирования рекламы и маркетинга табачных изделий [1]. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны.

Социальные последствия воздействия медицинской деятельности огромны и требуют особого подхода к правовому регулированию медицинской сферы. Развитие медицины и здравоохранения нашло отражение в законодательстве в соответствии с этапом социально-исторического развития. Однако до конца правовое регулирование в области медицинского применения оставалось непоследовательным. Это связано с социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в стране, и потенциалом практического применения результатов биомедицинских исследований.

Существующее в Российской Федерации законодательство в области медицины, включающее более десятка федеральных

законов и многочисленные подзаконные акты, все еще недостаточно для решения задач, стоящих сегодня перед этой сферой. Регулятивные действия в сфере здравоохранения фрагментарны, некоторые нормы дублируют друг друга, а деятельность некоторых медицинских работников не регулируется законом. По мере активизации законодательства в этой сфере возникает необходимость его систематизации и накопления нормативного материала, принятого в разное время для регулирования деятельности различных субъектов.

Система здравоохранения включает в себя Федеральную службу здравоохранения, органы управления субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их подразделения, а также группу частных медицинских организаций и частных фармацевтических компаний, занимающихся поддержанием и улучшением здоровья населения [5].

Национальная система здравоохранения включает в себя федеральные органы управления здравоохранением и их территориальные органы, Российскую академию медицинских наук, органы управления медицинским сектором субъектов Россий-

медицинские и фармацевтические органы. Муниципальная система здравоохранения включает городские муниципалитеты (префектуры), осуществляющие медицинские права, и их медицинские и фармацевтические органы.

Национальная система медицинского страхования и муниципальная система медицинского страхования могут быть объединены под общим термином «система общественного здравоохранения» [6]. Современная национальная система медицинского страхования предоставляет медицинские услуги, отвечающие установленным требованиям, и способствует повышению качества медицинских услуг, охране и укреплению здоровья населения.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время в Российской Федерации существует единая система здравоохранения, которая управляется федеральными органами власти (представителями законодательной и исполнительной власти РФ, региональными органами власти и частными медицинскими учреждениями) и деятельность которой осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

ской Федерации и подведомственные им

Библиографический список

1. Сапигура, Е.В. Система здравоохранения в РФ и перспективы ее реформирования // Университетская клиника. - 2021. - № 4 (36). - С. 115-116.

2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 22.11.2011 № З23-Ф3 (ред. от 10.12.2022). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 17.12.2022).

3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 01.10.2022).

4. Чепунов, О.И. Государственное управление и «ручной режим» / О.И. Чепунов, А.В. Минаев // Вестник Тувинского государственного университета. №1 Социальные и гуманитарные науки. - 2016. - № 1 (28). - С. 151-156.

5. Заигралова, С.В. Особенности инновационной политики в сфере здравоохранения в РФ // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Т. 10. - № 1. - С. 449-456.

6. Минаев, А.В. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации как признак социального государства / А.В. Минаев, В.С. Ливертовский // Вопросы гуманитарных наук. - 2019. -№ 4 (103). - С. 37-40.

FEATURES OF THE STATE HEALTH DEPARTMENT V.V. Kushnov1, Graduate Student

Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor1 Professor2

1Kaliningrad branch Moscow Financial and Law University MFLA 2Academy of Military Sciences (Russia, Kaliningrad)

Abstract. The article is devoted to the study of public health management, an area which is defined by a shift in economic interests - from public (state) to market interests. In this context, it becomes important to study the peculiarities of Russian health care system functioning and to consider issues related to the quality of reforms in this sphere and the people it serves.

Keywords: health field, health system, public authority, public administration, medical care, health personnel, national health system, health sector, system management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.