Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
770
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / STATE / LAW / HEALTH CARE / MEDICAL SERVICES / STATE REGULATION / LEGAL REGULATION OF MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Захарова А.В.

В данной статье рассматриваются вопросы государственного и правового регулирования рынка медицинских услуг, рассматриваются основные нормативные документы, регулирующие данный рынок. У всех граждан есть право на получение бесплатной медицинской помощи в различных системах здравоохранения: государственных и муниципальных. Гарантированный объем медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с государственными гарантийными программами по предоставлению бесплатной медицинской помощи гражданам России. Рассмотрены методы регулирования рынка медицинских услуг, озвучены права граждан на медицинскую и социальную помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND LEGAL REGULATION OF THE MARKET OF MEDICAL SERVICES IN RUSSIA

This article examines the issues of state and legal regulation of the medical services market, examines the main regulatory documents regulating this market. All citizens have the right to receive free medical care in various health care systems: state and municipal. A guaranteed volume of medical care is provided to citizens in accordance with state guarantee programs for the provision of free medical care to citizens of Russia. Methods of regulation of the market of medical services are considered, the rights of citizens to medical and social assistance are announced.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

А.В. Захарова, студент

Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11168

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы государственного и правового регулирования рынка медицинских услуг, рассматриваются основные нормативные документы, регулирующие данный рынок. У всех граждан есть право на получение бесплатной медицинской помощи в различных системах здравоохранения: государственных и муниципальных. Гарантированный объем медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с государственными гарантийными программами по предоставлению бесплатной медицинской помощи гражданам России. Рассмотрены методы регулирования рынка медицинских услуг, озвучены права граждан на медицинскую и социальную помощь.

Ключевые слова: государство, закон, здравоохранение, медицинские услуги, государственное регулирование, правовое регулирование медицинских услуг.

Общественное здравоохранение является важным компонентом национального богатства страны. Социально-

экономическое развитие страны и ее национальная безопасность зависят от ее показателей. К сожалению, право граждан на качественное медицинское обслуживание, свободный выбор медицинского учреждения и специалиста, оказывающего определенные услуги, закрепленное в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах, не улучшается, не в полной мере качество медицинских услуг, предоставляемых населению [1]. По прогнозам Всемирного банка, к 2050 году население Российской Федерации сократится еще на 30%. В настоящее время демографическая ситуация несколько стабилизировалась, но тенденция к естественному сокращению населения, особенно в трудоспособном возрасте, сохраняется. Процент работников трудоспособного возраста, которые были определены как инвалиды в течение последних шести лет, остается довольно высоким [2].

Преимущественное использование администрацией и недостаточное использование экономических методов для регулирования рынка медицинских услуг привело к увеличению бюджетного бремени и

снижению ответственности за здоровье граждан медицинских организаций и самих граждан [3].

Несмотря на многочисленные публикации на эту тему, проблема регулирования рынка медицинских услуг государствами на территориальном уровне остается недостаточно изученной. Многие ученые дают рекомендации по решению отдельных проблем, часто сводя их к уровню медицинской организации. Такие рекомендации, которые вносят существенный вклад в решение конкретной проблемы, не могут, однако, кардинально изменить текущее состояние регулирования рынка медицинских услуг.

Государственное регулирование рынка медицинских услуг основано на использовании административных, экономических и социально-психологических методов регулирования [4].

Специфика регулирования рынка медицинских услуг в связи с его высокой социальной значимостью заключается в том, что государство призвано регулировать рыночных посредников с помощью финансовых и налоговых инструментов, которые являются как государственными (фонд обязательного медицинского страхования), так и частными (фонды допол-

нительного медицинского страхования, страховые компании посредники) [5].

Строгое различие между административными, экономическими и социально-психологическими методами является относительным, поскольку иногда административные и экономические методы имеют характеристики обоих методов.

Административные методы регулирования рынка медицинских услуг реализуются посредством лицензирования, сертификации, регистрации медицинских учреждений, при осуществлении государственной поддержки в виде программ финансирования социально-экономического развития здравоохранения как отрасли, а также при осуществлении правового обеспечения оказания медицинских услуг.

Методы экономического регулирования способны представить две функции государственного регулирования медицинских услуг: стимулирующую и ограничительную с помощью инструментов налогового кредитования, финансового и страхового регулирования, регулирования цен и применения государственных санкций.

Социально-психологические методы регулирования обеспечивают внедрение государственных стандартов для медицинских учебных заведений и функционирующих медицинских учреждений, оздоровительных программ и пропаганды здорового образа жизни, оказывают информационную поддержку общественным мероприятиям в области здравоохранения.

Вместе с государственным регулированием рынка медицинских услуг существует и правовое регулирование данной отрасли.

Основные направления правового регулирования в сфере здравоохранения [6]:

- Законы о надзоре за обеспечением безопасных условий жизни;

- Законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;

- Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

- Ответственность за нарушения в области общественного здравоохранения;

- Организация деятельности системы здравоохранения;

- Регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;

- Финансирование здравоохранения, налогов, таможенных пошлин и льгот;

- Специальные положения для соответствующих медицинских отраслей и конкретных заболеваний.

В большинстве случаев регулирование медицинской деятельности в области права мало известно медицинским специалистам и врачам. Как и в случае с пациентами, они еще менее информированы и еще менее осведомлены в медицинских вопросах. Поэтому крайне важно, чтобы будущие специалисты ознакомились с основами законодательства в области здравоохранения.

В 41 статье Конституции Российской Федерации отмечается: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения предоставляется гражданам бесплатно из бюджета, страховых взносов и других, связанных с этим доходов» [1].

В России получают финансирование программы федерального характера по охране и укреплению общественного здоровья, развиваются государственные, муниципальные и частные системы здравоохранения, мероприятия, способствующие улучшению здоровья людей, развитию физической культуры и спорта, а также охране окружающей среды. санитарно-эпидемиологическое благополучие [7].

Сокрытие работником фактов и обстоятельств, представляющих угрозу жизни и здоровью человека, подразумевает ответственность по законодательству.

Основными документы в сфере здравоохранения являются следующие нормативно-правовые акты [8]:

- «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» №1499-1 от 28 июня 1991 г. с изменениями, внесенными к 1993 г., 1994 г.;

- «Основания законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года с из-

менениями и дополнениями 1993, 1998, 1999 и 2000 гг.;

- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

В названных выше документах рассмотрены права граждан, касающиеся здравоохранения и оказания медицинских услуг.

Право граждан на медицинскую и социальную помощь. В случае болезни, инвалидности и в других случаях граждане имеют право на медицинскую и социальную помощь, которая включает профилактику, медицину, диагностику, реабилитацию, протезирование и ортопедические и зубные протезы, а также социальные меры по уходу за больными людьми, инвалиды и инвалиды, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. У всех граждан есть право на получение бесплатной медицинской помощи в различных системах здравоохранения: государственных и муниципальных. Гарантированный объем медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с государ-

предоставлению бесплатной медицинской помощи гражданам России.

Основное здравоохранение. Первичная медико-санитарная помощь является основной, доступной и бесплатной для любого вида медицинской помощи гражданина и включает в себя: лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, профилактическая медицина при важнейших заболеваниях: санитарно-гигиеническое воспитание; реализация мер по защите семьи, материнства, отцовства и детства. Объем первичной медицинской помощи определяется местной администрацией в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования.

Таким образом, регулирование медицинских услуг в нашей стране осуществляется на уровне государства, а правовые документы обозначают круг прав и обязанностей медицинских учреждений и пациентов.

ственными гарантийными программами по

Библиографический список

1. Минаев А.В. Государственная безопасность и стратегическое планирование в Российской Федерации // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. - 2014. - №1 (20). - С. 155-163.

2. Григорьев И.Ю. Медицинское право. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 258 с.

3. Минаев А.В., Королева Е.А. Инновационные технологии в осуществлении правосудия // Администратор суда. - 2019. - №3. - С. 51-53.

4. Плесовский П.А. Роль государства в регулировании рынка медицинских услуг // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2008. - №1. - С. 80-91.

5. Минаев А.В., Недвецкая Я.С. Особенности доказывания безденежности договора займа // Арбитражный и гражданский процесс. - 2020. - №3. - С. 6-9.

6. Путило Н.В. Законодательство РФ об охране здоровья граждан: на пороге перемен // Журнал российского права. - 2014. - №10. - С. 37.

7. Чепунов О.И. Система органов государственной власти в Российской Федерации: теоретические и конституционно-правовые аспекты: Монография. - М.: Социум, 2010. -292 с.

8. Шилюк Т.О. Административно-правовое регулирование в области здравоохранения: дисс. канд. юр. наук. - М., 2010. - 232 с.

STATE AND LEGAL REGULATION OF THE MARKET OF MEDICAL SERVICES IN

RUSSIA

A.V. Zakharova, Student

Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Khakass State University named after N.F. Katanova (Russia, Abakan)

Abstract. This article examines the issues of state and legal regulation of the medical services market, examines the main regulatory documents regulating this market. All citizens have the right to receive free medical care in various health care systems: state and municipal. A guaranteed volume of medical care is provided to citizens in accordance with state guarantee programs for the provision offree medical care to citizens of Russia. Methods of regulation of the market of medical services are considered, the rights of citizens to medical and social assistance are announced.

Keywords: state, law, health care, medical services, state regulation, legal regulation of medical services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.