Научная статья на тему 'Особенности управления бизнесом в период цифровизации экономики'

Особенности управления бизнесом в период цифровизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / бизнес-процессы / управление / менеджмент / digitalization / business processes / management / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джураева А.

Переход экономики в цифровой формат требует разработки новых форм организации бизнеса и управления им. В статье описана специфика бизнес-менеджмента в условиях цифровизации хозяйственной деятельности, определены риски, связанные с внедрением информационнокоммуникационных технологий, намечены пути решения связанных с опасностью снижения прибыли проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital technologies as a basis for optimizing the socio-economic development of territories

The transition of the economy to a digital format requires the development of new forms of business organization and management. The article describes the specifics of business management in the context of digitalization of economic activity, identifies the risks associated with the introduction of information and communication technologies, and outlines ways to solve problems associated with the risk of reducing profits

Текст научной работы на тему «Особенности управления бизнесом в период цифровизации экономики»

Научная статья Original article

Особенности управления бизнесом в период цифровизации

экономики

Джураева А.

Таджикский государственный национальный университет, Душанбе, Таджикистан Автор-корреспондент: aod4747@gmail.com

Аннотация: Переход экономики в цифровой формат требует разработки новых форм организации бизнеса

и управления им. В статье описана специфика бизнес-менеджмента в условиях цифровизации хозяйственной деятельности, определены риски, связанные с внедрением информационно -коммуникационных технологий, намечены пути решения связанных с опасностью снижения прибыли проблем.

Ключевые слова: цифровизация, бизнес-процессы, управление, менеджмент.

Для цитирования: Джураева А. Особенности управления бизнесом в период цифровизации экономики. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №3, с. 72-74

Digital technologies as a basis for optimizing the socio-economic

development of territories

Juraeva A.

Tajik National University, Dushanbe, Tajikistan Corresponding author: aod4747@gmail.com

Abstract:

The transition of the economy to a digital format requires the development of new forms of business organization and management. The article describes the specifics of business management in the context of digitalization of economic activity, identifies the risks associated with the introduction of information and communication technologies, and outlines ways to solve problems associated with the risk of reducing profits.

Keywords: digitalization, business processes, management, management.

For citaion: Juraeva A. Features of business management in the period of digitalization of the economy. Smart

digital economy. 2022. T.2, №3, pp. 72-74

Эффективность реализации стратегии управления бизнесом нового поколения можно обеспечить посредством применения ряда инновационных технологий, основанных на способности машин решать задачи без конкретных инструкций со стороны людей; возможностях робототехники и блокчейна, предоставлении клиентам уникального опыта с возможностью подключения к мобильным устройствам, функционировании в виртуальном мире, созданном уникальным техническим и программным обеспечением. Компании, быстро

Том 2 №3 2022

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

Vol 2 №3, 2022

внедряющие в процессы управления производством, реализацией продукции цифровые инструменты, получают значительные конкурентные преимущества [2, с. 21].

Особенности управления хозяйствующим субъектом в условиях цифровизации экономики заключаются в следующем.

Анализ результатов внедрения в экономику информационных систем и технологий позволил выявить ряд проблем, решение которых должно привести к созданию эффективных цифровых методов управления бизнесом:

функционирования экономики нового типа: отсутствие многих требуемых положений, несоответствие актуальных документов технологическим трансформациям, регулярно происходящим в различных сферах хозяйственной деятельности.

2. Возникновение инновационных способов производства товаров и услуг, новых объектов экономики, на которые хозяйствующие субъекты направляют свою деятельность экономического характера [1, с.12].

4. Стремительное увеличение объемов данных, представляющих собой в условиях цифровой экономики одну из форм капитала.

5. Невозможность обеспечить эффективную информационную безопасность при работе с цифровыми данными в связи с их гигантскими объемами.

6. Необходимость регулярной модернизации инфраструктуры по причине появления технологий работы с данными в электронном виде, которые могут быть применены в любом из секторов экономики, что может вызвать изменения в бизнес-процессах, возникновение новых рынков.

7. Зависимость бизнес-процессов от цифровых технологий, риски вреда от нарушения работы цифровых систем.

8. Неумение владельцев бизнеса строить оптимальную стратегию деятельности, эффективные связи с ГГ, интегрировать действующие и инновационные технологии.

9. Отсутствие достаточных финансовых средств для внедрения цифровых технологий управления бизнесом.

Менеджмент компании при создании концепции ее деятельности должен учитывать перечисленные выше проблемы и специфику управления предприятием в условиях цифровой экономики, заключающуюся в следующем.

Процессы управляются и прогнозируются посредством применения автоматизированных средств обработки, анализа больших объемов данных. Все сведения получаются и обрабатываются в режиме онлайн, что требует очень быстрого принятия решений. Вследствие интерактивности среды реакция на любые изменения стремительная. Любое действие максимально ориентировано на конкретного клиента. Обязательно формирование бесшовной цифровой среды, в которую входят собственные сервисы субъекта экономической деятельности и сервисы его партнеров.

Стратегия управления компаний в условиях цифровизации экономической сферы должна быть направлена на повышение операционной эффективности и продолжительности законченного круга производственных манипуляций, рациональности использования

1. Несовершенство правовых норм, регламентирующих порядок

3. Низкий уровень цифровой грамотности всех участников бизнес-процессов.

энергетических ресурсов, снижение затрат на содержание объектов недвижимости, минимизацию простоев оборудования, обеспечение максимальной загрузки оборудования, повышение качества производимого продукта. Для достижения этих целей необходимо:

- силами компетентных экспертов произвести глубокий анализ текущих бизнес-процессов;

- определить уровень цифровизации производственной и сопутствующей деятельности;

- систематизировать и обобщить данные об используемых цифровых программах;

- определить текущий уровень информационной безопасности субъекта хозяйственной деятельности и перспективы его повышения;

- выявить ключевые направления применения технических новшеств и инноваций для обеспечения оптимального функционирования электронного бизнеса;

- выявить типичные проблемы, определить вероятные риски;

- проанализировать результаты реализации актуальной концепции цифровизации

фирмы;

- рассмотреть перспективы разработки и внедрения новой стратегии цифровизации бизнеса;

- разработать механизмы контроля, анализа результатов внедрения новых методов и средств цифрового управления экономическими процессами;

- в случае выявления стабильной положительной динамики внести коррективы в стратегию развития бизнеса в целях расширения деятельности.

Руководитель предприятия эпохи цифровизации экономики должен обладать высоким уровнем знаний в сферах менеджмента, управления персоналом и информационных технологий, а также специфическим цифровым мышлением. Это позволит повысить эффективность всех бизнес-процессов и качество производимого продукта [3, с. 185].

Список литературы

1. Амелин С.В., Щетинина И.В. Организация производства в условиях цифровой экономики // Организатор производства. 2018. Т.26. № 4. с. 7-18.

2. Косарева И.Н., Самарина В.П. Особенности управления предприятием в условиях цифровизации //Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 3. С. 20-25.

3. Тхакахова З.З., Текушева А.А. Цифровая экономика и ее роль в управлении//В сборнике: национальные экономические системы в контексте формирования цифровой экономики. Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 184-189.

© Джураева А., 2022. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.