Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
226
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Джураева А.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования процесса разработки и реализации программ социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Следует начать с констатации того, что федеральная политика в отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе выравнивания социально-экономического развития регионов. В последнее время немало делается по изучению состояния и обоснованию необходимости выравнивания уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. И стоит отметить, что это вполне обосновано, т.к. выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является важным направлением обеспечения внутриполитической стабильности в стране. Однако результаты проводимой политики выравнивания уровней развития субъектов РФ не всегда характеризуются успехами в продвижении по данному пути. Прежде всего, причиной является то, что выравнивание социально-экономического развития регионов возможно лишь на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах страны, что необходимо тщательно отслеживать и контролировать. Но все же, на деле данная схема работает пока неудовлетворительно и как следствие не приводит к ослаблению различий в уровне развития субъектов Российской Федерации. Нарастание ассиметрии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации отмечается многими авторами, для равномерного обеспечения этого процесса используются экономические ресурсы, человеческие ресурсы. Однако практика показывает, что лишь цифровые технологии позволят вовремя отслеживать и корректировать социально-экономическую стратегию территорий в разных концах РФ и обеспечивать равномерность процессов. Именно данный вопрос представлен в нашем исследовании, в ходе которого использовались эмпирические методы, аналитические и статистические методы. В работе были использованы такие методы познания, как анализ и синтез, системный анализ процессов общественного развития, методы структурно-функционального анализа, сравнения и обобщения. Информационной базой исследования является нормативно-правовые источники (Законы РФ, акты исполнительной и законодательной власти всех уровней), информация целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A BASIS FOR OPTIMIZING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

The relevance of the research topic is due to the need to improve the process of developing and implementing programs for the socio-economic development of the regions of the Russian Federation. We should start by stating that the federal policy towards the regions was built in previous years on the platform of equalizing the socio-economic development of the regions. Recently, a lot has been done to study the state and substantiate the need to equalize the levels of socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation. And it is worth noting that this is quite justified, because. leveling the levels of socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation is an important direction in ensuring domestic political stability in the country. However, the results of the ongoing policy of equalizing the levels of development of the constituent entities of the Russian Federation are not always characterized by success in moving along this path. First of all, the reason is that the alignment of the socio-economic development of the regions is possible only on the basis of an accelerated growth in living standards in the most depressed regions of the country, which must be carefully monitored and controlled. But still, in reality, this scheme works so far unsatisfactorily and, as a result, does not lead to a weakening of differences in the level of development of the constituent entities of the Russian Federation. The growing asymmetry of the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation is noted by many authors; economic resources and human resources are used to evenly ensure this process. However, practice shows that only digital technologies will make it possible to track and adjust the socio-economic strategy of territories in different parts of the Russian Federation in time and ensure the uniformity of processes. It is this question that is presented in our study, during which empirical methods, analytical and statistical methods were used. The work used such methods of cognition as analysis and synthesis, system analysis of social development processes, methods of structural and functional analysis, comparison and generalization. The information base of the study is legal sources (laws of the Russian Federation, acts of the executive and legislative authorities of all levels), information on targeted programs.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»



УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

Научная статья Original article

Цифровые технологии как основа оптимизации социально-экономического развития территорий

Джураева А.

Таджикский государственный национальный университет, Душанбе, Таджикистан Автор-корреспондент: aod4747@gmail.com

Аннотация: Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования

процесса разработки и реализации программ социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Следует начать с констатации того, что федеральная политика в отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе выравнивания социально-экономического развития регионов. В последнее время немало делается по изучению состояния и обоснованию необходимости выравнивания уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. И стоит отметить, что это вполне обосновано, т.к. выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является важным направлением обеспечения внутриполитической стабильности в стране. Однако результаты проводимой политики выравнивания уровней развития субъектов РФ не всегда характеризуются успехами в продвижении по данному пути. Прежде всего, причиной является то, что выравнивание социально-экономического развития регионов возможно лишь на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах страны, что необходимо тщательно отслеживать и контролировать. Но все же, на деле данная схема работает пока неудовлетворительно и как следствие не приводит к ослаблению различий в уровне развития субъектов Российской Федерации. Нарастание ассиметрии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации отмечается многими авторами, для равномерного обеспечения этого процесса используются экономические ресурсы, человеческие ресурсы. Однако практика показывает, что лишь цифровые технологии позволят вовремя отслеживать и корректировать социально -экономическую стратегию территорий в разных концах РФ и обеспечивать равномерность процессов. Именно данный вопрос представлен в нашем исследовании, в ходе которого использовались эмпирические методы, аналитические и статистические методы. В работе были использованы такие методы познания, как анализ и синтез, системный анализ процессов общественного развития, методы структурно-функционального анализа, сравнения и обобщения. Информационной базой исследования является нормативно-правовые источники (Законы РФ, акты исполнительной и законодательной власти всех уровней), информация целевых программ.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, цифровые технологии, муниципальное образование, стратегия развития, система.

Для цитирования: Джураева А. Цифровые технологии как основа оптимизации социально-экономического развития территорий. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №2, с. 105-115

Digital technologies as a basis for optimizing the socio-economic

development of territories

Juraeva A.

Tajik National University, Dushanbe, Tajikistan Corresponding author: aod4747@gmail.com

Abstract: The relevance of the research topic is due to the need to improve the process of developing and

implementing programs for the socio-economic development of the regions of the Russian Federation. We should start by stating that the federal policy towards the regions was built in previous years on the platform of equalizing the socio-economic development of the regions. Recently, a lot has been done to study the state and substantiate the need to equalize the levels of socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation. And it is worth noting that this is quite justified, because. leveling the levels of socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation is an important direction in ensuring domestic political stability in the country. However, the results of the ongoing policy of equalizing the levels of development of the constituent entities of the Russian Federation are not always characterized by success in moving along this path. First of all, the reason is that the alignment of the socio-economic development of the regions is possible only on the basis of an accelerated growth in living standards in the most depressed regions of the country, which must be carefully monitored and controlled. But still, in reality, this scheme works so far unsatisfactorily and, as a result, does not lead to a weakening of differences in the level of development of the constituent entities of the Russian Federation. The growing asymmetry of the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation is noted by many authors; economic resources and human resources are used to evenly ensure this process. However, practice shows that only digital technologies will make it possible to track and adjust the socio-economic strategy of territories in different parts of the Russian Federation in time and ensure the uniformity of processes. It is this question that is presented in our study, during which empirical methods, analytical and statistical methods were used. The work used such methods of cognition as analysis and synthesis, system analysis of social development processes, methods of structural and functional analysis, comparison and generalization. The information base of the study is legal sources (laws of the Russian Federation, acts of the executive and legislative authorities of all levels), information on targeted programs.

Keywords: socio-economic development, digital technologies, municipality, development strategy, system.

For citaion: Juraeva A. Digital technologies as a basis for optimizing the socio-economic development of

territories. Smart Digital Economy. 2022. T.2, №2, pp. 105-115

Процессы социально- экономического развития запущены во всех уголках Российской Федерации. Однако развитие идет неравномерно, а часть территорий демонстрирует абсолютный провал.

Прежде всего, следует отметить социально-экономические различия между субъектами Российской Федерации по следующим позициям:

- по объему производства;

- по обороту розничной торговли на душу населения;

- по налоговым и неналоговым доходам консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на душу населения;

- по соотношению денежных доходов на душу населения и величины прожиточного минимума;

- по уровню зарегистрированной безработицы.

Современная региональная политика РФ нацелена на повышение благосостояния граждан и осуществляется мерами по стимулированию или сдерживанию различных общественных процессов в зависимости от того, какие из них сочтены полезными для общества, а какие - нежелательными. При этом основной целью является поддержание и

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

утверждение социальной справедливости и решение чисто экономических региональных проблем через рынок.

Следует отметить, что с ростом доходов населения в процессе экономического развития России, вырос разрыв между уровнем доходов богатых и бедных. Выбор значений прожиточного минимума говорит не о реальном уменьшении показателя бедности, а о неоправданном занижении Правительством РФ данного показателя, что выражается, в том числе в отставании его роста от динамики роста средних доходов.

Также среди проблем следует выделить естественную убыль населения, которая может быть компенсирована миграционным приростом. Но масштабы естественной убыли России настолько велики, что ее полная компенсация с помощью иммиграции представляется мало реальной.

Таким образом, совершенствование процесса разработки и реализации программ социально-экономического развития регионов приобретает особую актуальность, что и предопределило выбор темы проведенного исследования.

В условиях глобализации мировых хозяйственных процессов и международных политических, экономических отношений, Россия переходит к новой государственной политике обеспечения устойчивого развития страны на дальнейшую перспективу и без цифровых технологий обеспечить это процесс невозможно.

Перед Россией стоят цели и задачи, определяющая роль, в достижении которых принадлежит регионам, которые в свою очередь в новой региональной политике как культурные и социально-экономические образования, выстраивают на базе общей социальной и хозяйственной жизни вне административных границ.

Следует заметить, что большая часть регионов подготовила стратегии социально-экономического развития, остальная часть находится в процессе разработки. Многие стратегии охватывают период от 8 до 12 лет, но при этом некоторые из них рассчитаны на более длительный период - до 20 -25 лет. Контролировать эти процессы, отслеживать целесообразность выделения ресурсов, становится возможным только в процессе реализации цифрового контроля, то есть обязательного присутствия цифровых технологий как инструмента управления и контроля на современном этапе.

Таким образом, разработка стратегии социально-экономического развития регионов в новых условиях трансформации экономики России является основным инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов на региональном уровне, чем обусловлена необходимость последующей разработки теоретических аспектов и методических основ регионального планирования, а также их адаптации к современным условиям и задачам социально-экономического развития.

Анализируя основные подходы и взгляды зарубежных и отечественных авторов по вопросам стратегического управления и планирования через цифровизацию дают возможность построить конкретную систему понятий стратегического управления региональным цифровым развитием.

Таким образом, стратегическим управлением социально-экономического развития региона является целенаправленная деятельность органов государственной власти по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и успешного

функционирования региона на более долгий срок согласно принятой доктрины и концепции долгосрочного социально-экономического развития страны.

Стратегическое региональное планирование представляет собой систему меру государственного регулирования с помощью стратегирования долгосрочного социально-экономического развития региона, которая состоит в определении стратегических целей и приоритетов, способов, средств их достижения и формировании основ механизма их реализации. В соответствии с Основами стратегического планирования в Российской Федерации, что утверждены Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г., стратегическое планирование осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий и программ -планов устойчивого развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности.

В данном случае ключевой элемент системы стратегического регионального планирования - это стратегия социально-экономического развития региона.

Стоит отметить, что стратегия социально-экономического развития региона представляет собой концептуальный документ регионального стратегического планирования, который отражает основные направления деятельности, цели и средства региональной политики обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона на долгосрочный период.

Следует выделить такие основные этапы стратегического планирования регионального развития:

- этап разработки стратегии социально-экономического развития региона;

- этап реализации стратегии развития региона.

Итак, при формировании стратегии социально-экономического развития региона начальным этапом выделяет обоснование необходимости программно-целевого подхода и определения целей обеспечения устойчивого развития региона. При этом, насколько будут достигнуты поставленные цели и задачи, зависит от эффективности механизма реализации стратегического плана.

Для того, чтобы достичь поставленных целей, успешно реализовать стратегический план и привести в действие все программные меры, следует использовать целенаправленное управляющее государственное влияние на социально-экономическое развитие региона. Поэтому, государственное управление - это рычаг, который приводит в движение и согласует все процессы и этапы стратегического развития между собой.

Таким образом, механизм реализации стратегии развития - это неотъемлемая часть системы стратегического управления развития региона, из чего следует, что система государственного управления должна быть адаптирована и приведена в соответствие со стратегическим курсом и ориентирована на реализацию стратегических целей и задач.

Однако, теоретические вопросы в сфере формирования механизма реализации стратегии развития на региональном уровне в настоящее время проработаны недостаточно по причине относительно недавнего распространения стратегического управления в практике управления российской экономикой.

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

Анализируя исследования в данной области, можно выделить мнение О.В. Коломийченко и В.Е. Рохчина по их трактованию понятия «механизм реализации стратегии развития региона», а именно, по их мнению, механизм реализации стратегии развития региона определяется как совокупность принципов, форм и методов, а также инструментов управленческого влияния на процесс социально-экономического развития региона в целях реализации стратегического выбора [2].

Однако, в этом определении не четко обозначен субъект реализации совокупности элементов управленческого воздействия. Субъектом реализации стратегии социально-экономического развития региона являются органы государственной власти, что осуществляют целенаправленное комплексное воздействие на все субъекты хозяйствования, которые расположены на территории региона в целях обеспечения реализации стратегических направлений развития. Учитывая данный факт, механизмом реализации стратегии развития региона является совокупность принципов, функций, методов, а также инструментов управленческого влияния на процесс социально-экономического развития региона, которые применяются региональными органами власти для достижения стратегических целей и обеспечения приоритетов развития регионов.

При этом, главная функция данного механизма заключается в обеспечении перевода экономики региона в качественно новое социально-экономическое состояние, которое характеризуется достижением стратегических целей и задач его развития, что позволяет сформулировать структуру и основные элементы механизма реализации стратегии развития

Создание эффективно функционирующего механизма основано на главных методологических принципах, которые характерны для формирования системы стратегического управления, к которым следует отнести системность, непрерывность, эффективность, социальное партнерство, гласность и открытость, адаптивность и целенаправленность, приоритетность.

Важно отметить, что политика региона должна создавать такие механизмы и инструменты, которые с помощью регулирования экономических и социальных отношений могли обеспечить поддержание активной среды для устойчивого развития региона.

Среди субъектов экономических отношений в регионе следует выделить хозяйствующие субъекты и физические лица, а также органы государственной власти. Однако не все имеющиеся экономические отношения напрямую налажены управляющей властью, но все же они подвержены ее влиянию тем или иным образом.

Региональная политика является многоаспектной по причине того, что управление регионом охватывает различные области жизнедеятельности общества. Прежде всего, следует отметить существование признака уникальности субфедеральной социально-экономической политики для российских регионов вследствие их особенных природных, экономических, социальных условий. Это зависит от следующих составляющих единой субфедеральной социально-экономической политики, а именно: социальной, инвестиционной, финансово-кредитной, внешнеэкономической, производственной, налоговой, бюджетной и т.д. Таким образом, сбалансированность указанных составляющих является обязательным условием комплексного социально-экономического развития региона.

Стоит отметить, что региональная социально-экономическая система, которая обладает

признаками целостности и устойчивости внутренних связей, а также способности к воспроизводству, всегда подвержена влиянию со стороны соответствующих субфедеральных органов власти, которые проводят региональную политику.

Итак, социально-экономическое развитие региона, как правило, выражается в воспроизводстве совокупного общественного продукта, услуг, информации, населения, а также социально-экономических отношений. Учитывая, что любое развитие имеет направленность, что определяется целью либо системой целей, развитие региона должно идти в направлении общественного прогресса, проявляющегося в увеличении общественного богатства, т.е. всей совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, гармоничном развитии самого человека на данной основе, а также природы, общества, производства и государства в целом.

Следовательно, социально-экономическое развитие регионов можно определить, как объективный процесс, что происходит не только в самих регионах, но и в стране в целом под влиянием исторических, географических, ресурсных и демографических факторов. При этом, развитие регионов представляет собой субъективный процесс, происходящий под влиянием управленческих мер, а также органов управления муниципальных образований.

Политика государства в сфере стратегического управления необходимо проводить на партнерских началах, а также быть открытой для взаимодействия с участниками рынка и общественностью.

В данном случае, следует выделить государственно-частное партнерство как одно из главных стратегических направлений и условий реализации стратегии социально-экономического развития, при котором устанавливается доверие и продуктивное взаимодействие между бизнесом и властью. При использовании механизмов государственно -частного партнерства, у региона имеется возможность стимулирования притока частных инвестиций в экономику для осуществления стратегических проектов, а также способствовать развитию инновационных технологий в регионе.

Эффективное функционирование механизма реализации определяют наличием соответствующего организационно-правового и цифрового ресурсного обеспечения процесса реализации стратегии развития региона.

Организационно-правовое обеспечение, как правило, заключается в принятии нормативно-правовых актов, которые должны регулировать процессы реализации стратегии, а также в формировании и обеспечении деятельности всех составляющих организационной структуры реализации стратегии развития.

Ресурсным обеспечением является совокупность уже имеющихся и потенциальных возможностей и средств региона, которые непосредственно используются в процессе стратегии социально-экономического развития региона. Сюда можно отнести финансовые, информационные и кадровые ресурсы.

Вместе со структурными составляющими механизма реализации стратегии следует рассматривать функции управления. Для успешного достижения поставленных стратегических целей в современных условиях хозяйствования к стратегическому управлению регионом применяют следующие функции:

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

планирование; исполнение (реализация); контроль; мониторинг.

Следует отметить, что в условиях постоянного изменения внешней среды и периодического переориентирования целей процесс планирования является всегда непрерывным. Контроль основан на мониторинге и оценке программ и способствует созданию обратной связи между процессом планирования и результатами управленческих решений по его осуществлению.

Также следует отметить состав структуры методов управленческого воздействия на процесс реализации стратегии, а именно программно-целевые, экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.

Наиболее широкое применение в России и регионах получил программно-целевой цифровой метод, внедрение которого в практику регионального управления позволяет обеспечить системность и скоординированность деятельности органов власти по достижению стратегических целей и задач, а также концентрацию ресурсов на более приоритетных направлениях развития, интеграцию и целевую направленность мероприятий по решению определенных задач и проблем социально-экономического развития региона.

Необходимо отметить, что реализация перечисленных методов в современных условиях хозяйствования предусматривает смещение акцента преимущественно в сторону цифровых экономических и социально-психологических, однако не следует исключать организационно-распорядительные (административные) методы. Среди их преимуществ следует выделить целенаправленное и оперативное решение более острых противоречий в социально-экономической области, а также обеспечение приоритетности в направлении реализации стратегии развития региона.

Таким образом, формированию эффективной системы стратегического управления развитием региона в целях достижения поставленных стратегических целей и приоритетов регионального развитие будет способствовать комплексное цифровое наполнение механизма реализации стратегии перечисленными функциональными структурными элементами.

Среди проблем эффективного планирования социально-экономическим развитием региона следует отметить наличие пробелов в правовой базе. Прежде всего, успешной реализации стратегии препятствует разный уровень и качество нормативно-правового регулирования исполнения функций по прогнозированию и программированию, а также по оперативному бюджетированию. Как правило, эффективное и качественное регулирование позволяет осуществить бюджетный процесс, в следствие чего, оперативное бюджетирование превалирует над стратегическим долгосрочным.

Также среди проблем следует отметить разное качество юридической техники актов. Так, например, Бюджетный кодекс является одним из первых законов прямого действия, который содержит определенные процедуры деятельности государственных органов. При этом, закон о прогнозировании является декларативным законом, содержащим в основном отсылочные нормы и реализация которого зависит от Правительства, в частности санкциями

исполнение указанного закона не обеспечено.

Следующей, немаловажной проблемой является отсутствие правового регулирования вопросов совместного осуществления полномочий исполнительными органами государственного управления, что вызывает проблему неисполнения либо «одностороннего» исполнения функций государственного управления.

Анализируя функции и полномочия государственных органов можно сделать вывод, что отсутствует цифровая системно-организованная деятельность по планированию и реализации социально-экономической политики на уровне региональных органов исполнительной власти. В том числе, существенным недостатком в их работе необходимо отметить отсутствие законодательно - закрепленных цифровых показателей эффективности деятельности и ответственности за их недостижение, которые позволили бы конкретно, а также предметно, рассматривать и оценивать выполнение каждой определенной функции органа исполнительной власти.

Поддержку регионам, которая осуществляется за счет вышестоящих бюджетов, необходимо рассматривать как вспомогательный механизм региональной политики, при этом она должна сопровождаться условиями, которые будут стимулировать опережающее экономическое развития отстающих регионов. Здесь следует выделить главной задачей именно сохранение цифровых условий для динамичного развития лидирующих регионов с точки зрения экономического развития. Однако применение различных инструментов влияния на социально-экономическое развитие регионов, а именно федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны и венчурное финансирование, осуществляются без соответствующей цифровой координации при отсутствии четких приоритетов региональной экономики, что требует необходимого направления действий указанных инструментов на поддержку развития. Данные проблемы препятствуют проведению эффективной региональной политики и дестимулируют органы государственной власти регионов к наращиванию собственных доходов, соответственно и развитию региона, а также препятствует решению задачи сокращения межрегиональных различий на уровне обеспеченности граждан бюджетными услугами и поступательного социально-экономического развития региона. Таким образом, происходит нарастание дисбаланса в социально-экономическом положении регионов, что компенсируется наращивание межбюджетных трансфертов в сфере действующего управления региональным развитием. Спасают положение цифровые технологии. В то же время, такие меры могут усугубить остроту проблемы в условиях отсутствия единой общефедеральной системы целей развития государства и стимулирования реализации экономического потенциала региона. В связи с этим, в условиях кризиса многим аспектам управления социально-экономическим развитием регионов необходима корректировка, а также возникает необходимость в новом подходе к управлению и разработке методов регулирования процессов социально-экономического развития регионов.

Следует отметить, что необходимость управления социально-экономическим развитием региона вызвана общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием, при этом, проблем социальной справедливости. В свою очередь, общие недостатки функционирования

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

рыночной экономики обусловлены «провалами» рынка, а также его неспособностью учитывать социальные запросы населения.

Управление социально-экономическим развитием региона является важным элементом системы государственного регулирования экономики. При этом, следует отметить, наличие множества цифровых подходов к определению управления экономикой региона, но объединяющим их фактором является рассмотрение процесса управления как целенаправленное влияние субъекта управления, которым являются органы государственной власти, на объект управления, который представлен социально-экономическим развитие, используя при этом разнообразные принципы, методы и функции.

Часть исследователей считают управление социально-экономическим развитием региона созданием, законодательным закреплением, а также поддержкой и гарантией цифровой практической реализации определенных условий для высокоэффективного ведения различных видов деятельности человека [3].

При этом, некоторые отечественные и зарубежные авторы определяют управление социально-экономическим развитием региона как процесс разработки всевозможных цифровых сценариев развития региона в определенный период с целью повышения возможного положительного эффекта и минимизации отрицательного влияния [4].

Таким образом, на основе вышеописанных определений, существуют различные методологические подходы к управлению социально-экономическим развитием региона. К основным подходам следует отнести: проектно-плановый, программно-целевой и проблемно-ориентированный.

Проектно-плановый подход представляет собой выработку проекта желаемого состояния социально-экономической системы с учетом возможных изменений внешней среды. Данный подход обеспечивает комплексность цели и ориентацию на четкое стремление к ней и все показатели присутствуют на цифровой платформе. К недостаткам данного подхода следует отнести то, что он не дает возможности менять цель в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды, что может привести к выполнению уже неактуальных задач.

Применение на практике более совершенного программно-целевого подхода, используемого в настоящее время, предопределила неэффективность проектно-планового подхода.

Проектно-целевой подход представляет собой разработку программы социально-экономического развития региона, ориентированную на достижение положительных результатов в процессе прохождения нескольких этапов, что дает возможность внесения необходимых корректив в соответствии с динамикой внутренней и внешней среды. Разработка программы основано на анализе текущей ситуации и предыдущего опыта, что дает возможность исключения ряда ошибок, которые были допущены ранее через использование процессов цифровизации. Однако и в данном подходе есть недостатки, а именно отсутствие прогнозирования возможных результатов влияния событий на социально-экономическое развитие региона, которые могут произойти в будущем. Таким образом, данный подход также нельзя назвать идеальным, а использование его в регионах страны приводит к невозможности полного использования потенциала и повышения уровня социально-экономического развития за счет этого.

Проблемно-ориентированный подход также является часто используемым подходом к управлению социально-экономическим развитием региона, который основан на определении основных текущих проблем региона в процессе решения которых разрабатываются и уточняются цели управления. Проблемы, которые имеются в регионе при данном подходе трансформируются в задачи, а механизм управления становится ориентированным на комплексное решение выделенных проблем через цифровизацию. Однако недостатком данного подхода является чрезмерная концентрация на существующих проблемах и отсутствие разработанной реальной стратегии развития региона и ее реализации.

Многочисленные исследования процессов регионального управления в субъектах Российской Федерации показали, что принципиально важным при распределении полномочий управления между территориями различных рангов (республика, область, город, район) является положение о том, что совокупность региональных воспроизводственных циклов, пространственно локализованных на территории конкретного ранга, должна определять круг функций и полномочий того или иного уровня власти, которая через цифровые технологии может вовремя отслеживать, регулировать и оптимизировать желаемые процессы. Критерий распределения социально-экономических функций управления между различными уровнями территориальной системы - степень локализации использования результатов выполняемых функций под воздействием цифровых систем. Не масштабы и количественные параметры социально-экономического развития, а совокупность осуществляемых функций должна стать отличительной особенностью административно- территориальных цифровых платформ различных рангов. Такой подход к решению данной проблемы позволяет конкретизировать ответственность за решение социально-экономических задач на каждом уровне регионального управления.

Список литературы

1. Абалкин Л.И. Цель экономической стратегии, www.inst-econ.org.rn.

2. Альтудов Ю.К., Кетова Н.П., Овчинников В.Н. Механизм посткризисного развития экономики регионов России. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, унта, 2002. - 320 с.

3. Бабков А.Г. Индикативное управление воспроизводственным развитием региональных экономических систем. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2004. - 228 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Безруков В., Новосельский В. Оценка инвестиционной деятельности в федеральных округах // Инвестиции в России, № 12 (95), 2002 г.- С. 17 20.

5. Бочарников И.В. Основные направления противодействия сепаратизму в Российской Федерации//Власть, 2008, №11, с.19

6. Белокрылова О.С., Гильяно А.А. Инвестиционный климат региона: критерии рациональности и институциональная структура. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2003. - 144 с.

7. Блинов А. Методы привлечения инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне // Инвестиции в России, № 10 (93) 2002 г.

8. Блинов А., Орлова И. Управление инвестиционной привлекательностью региона // Инвестиции в России, № 12 (95), 2002 г.- С. 3 -6.

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

9. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва. Ростов н/Д: 2000. 448 с.

© Джураева А., 2022. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №2

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.