Научная статья на тему 'Особенности управленческого мышления'

Особенности управленческого мышления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
592
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / LEADER / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / MANAGERIAL THINKING / КАТЕГОРИЯ / CATEGORY / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бураканова Галия Масыгутовна, Аким Камила Саяновна

Мышление лидера представляет собой специфическую взаимосвязь различных видов мышления, используемых в процессе принятия решений. Стремление дойти до истины, обнаружить структурное ядро особенность управленческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of managerial thinking

The thinking of the leader is a specific interconnection of the different types of thinking used in the decision-making process. The desire to reach the truth, to discover the structural core, is the peculiarity of managerial thinking

Текст научной работы на тему «Особенности управленческого мышления»

Г.М. БУРАКАНОВА доктор социологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и журналистики АО «Финансовая академия» (Астана)

К.М. АКИМ

магистр в сфере журналистики, докторант Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Астана)*

Особенности управленческого мышления

Необходимость исследования мышления лидера предполагает анализ его содержания. Философский термин «мышление» раскрывает предельно широкие категории «сознание», «дух», «идеальное» и понимается как высшая форма отражения, как исторический процесс развития познавательных возможностей человека, как родовой признак человечества. В психологии акцент переносится на индивидуальное сознание человека, его способности рационально ставить и достигать цели. Философскую теорию познания мышление интересует как конечный продукт познавательной работы человека, психологию же интересует сам процесс зарождения идеальной активности субъекта, специфика эмоционально-чувственного отражения.

Анализ этой категории возможен на достаточно высокой степени абстрагирования, при опоре на философские основания и опытное психологическое знание. Прежде всего, мышление является высшей формой атрибутивного процесса отражения и познавательной активности субъекта. Оно представляет собой воспроизведение в идеальной, системной и рациональной форме бесконечности внешнего мира в систематизированном и структурированном логическими законами виде, а также активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

* Бураканова Галия Масыгутовна, е-таИ: galiyab@mail.ru; Аким Камила Саяновна, е-таН: cami2@mail.ru

Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует, т.е. оно имеет творческий характер, «не только отражает мир, но и творит его». Мышление также можно понимать как процесс получения новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Мышление -это движение духа, раскрывающее суть вещей. Его итогом является мысль, идея. Специфическим результатом мышления выступает понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных признаках.

Само мышление неоднородно, к его видам относятся мышление рассуждающее и мышление словесно-логическое. Эти виды мышления характеризуются использованием понятий, логических конструкций, существующих и функционирующих на основе языковых средств. Основной признак наглядно-действенного мышления состоит в том, что решение задачи осуществляется реальным преобразованием ситуации с помощью наблюдаемого двигательного акта. Как самостоятельный вид выделяется наглядно-образное мышление. Его функции связаны с представлением ситуации и изменениями, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. С помощью образного мышления более полно воссоздается все множество фактических характеристик предмета. Его важная особенность состоит в установлении непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Поскольку мышление является одной из характеристик человеческого сознания, предельно широкой философской категории, оно обладает спецификой проявления в различных формах человеческой деятельности. Если учесть общественно-исторический характер и детерминацию мышления конкретными формами человеческой практики, то становится понятно, что описать все элементы и качественное своеобразие мыслительной активности - непростая задача. Основаниями выделения видов мышления могут быть области его применения, типы решаемых им задач, время и интенсивность умственных процессов, его внешняя или внутренняя направленность, особенности алгоритмов. По типу решаемых задач различают теоретическое и практическое мышление со всеми вытекающими структурными и динамическими особенностями. Теоретическое мышление - это знание законов, правил, принципов. Основная

задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные способности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, противоречивым, трудным для познания, чем мышление теоретическое. В теоретическом мышлении используются следующие критерии: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом - житейские, ситуативные обобщения.

Разница между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением основана на трех переменных. Время протекания, членение на этапы и осознанность (или неосознанность) субъектом мыслительного процесса являются критериями их отличия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, являет-

1

ся минимально осознанным .

Существует еще деление на мышление реалистическое и мышление аутическое. Первое направлено на внешний мир, регулируется законами логики, а второе связано с реализацией желаний человека, с его стремлением выдавать желаемое за действительно существующее. Различие продуктивного и репродуктивного мышления основано на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта» . Исходя из особенностей решения практических и теоретических задач, выделяют три вида мышления: практическое, конкретно-образное, абстрактное.

Практическое (конкретно-действенное) мышление согласно выводам Л.С. Выготского направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной преобразовательной деятельности людей. Практическое мышление - это прежде

1 См.: Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1997.

2 См./ Козелецкий Ю.А. Психологическая теория решений. М., 1979.

всего техническое, конструктивное отражение в мозгу человека его рабочих операций. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействия умственных и практических компонентов работы. Сложные элементы абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, они неразрывно связаны. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в большей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное, или художественное мышление характеризуется тем, что отвлеченные эмоционально-чувственные обобщения человек воплощает в конкретные мыс-леобразы - целостные представления об объекте, схватывающие его единство, сущностные черты, проникающие в суть процессов через психологические механизмы восприятия. Абстрактное, или словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Решение проблем возможно через выделение еще трех аспектов мыслительной активности. Интуитивное, последовательное, стратегическое мышление - эти виды проявляют себя единовременно. Рассмотрим их более подробно. Интуитивное мышление подразумевает, что шаги или действия, необходимые для решения, не всегда ясны изначально. Кажется, что решение приходит в голову внезапно благодаря некоему «озарению» в мышлении. Субъекту бы-

вает важнее найти правильный подход к решению задачи, нежели неуклонно следовать алгоритму её решения.

Последовательное мышление заключается в том, что решение находят за счет ряда последовательных шагов: разложения проблемы на ряд имеющих решение задач, их видоизменения, упрощения, исправления ошибок, выработки новых идей и т.д. Последовательность шагов выполняется согласно определенному алгоритму.

В стратегическом виде мышления самое главное - выбор наиболее целесообразных шагов из множества возможных. Целью мыслительного процесса является не нахождение конкретного решения, а выработка плана поведения, с наибольшей эффективностью приводящего к успеху.

Логическое мышление представляет собой неотъемлемый компонент человеческого интеллекта. Творческое мышление сравнимо со вспышкой света в темноте. Возникновение великих идей происходит различными способами. Иногда они совершенно неожиданно приходят в голову уже готовыми, не требующими доработки. Чаще всего окончательную форму эти идеи приобретают в результате кропотливой работы над исходным «чувством идеи». Каким бы образом ни рождались идеи, очевидно одно: мозг сознательно или неосознанно должен их обработать или, иными словами, выносить1. Мышление есть процесс оперирования идеями, выстраиваемыми в иерархические сочетания.

По сравнению с перцепцией мышление есть качественно иной процесс, но он не может быть оторван от предшествующих психологических процессов. Иначе говоря, должен существовать переход («мостик») от отражения непосредственного и конкретного к отражению опосредованному. Таким переходом является допонятийное мышление, его особенности наиболее полно были изучены Ж. Пиаже. Он выделил особенности разных видов мышления. В допонятийном мышлении отсутствует сформированность логических структур и имеет место недостаточный опыт взаимодействия с вещами и явлениями. Ж. Пиаже считал, что развитие мышления есть результат развития системы операций, т.е. развитие логики ведет к познанию вещей и

1 Cm.: Fiedler F.E., Leister A.F. Leader intellingence and task performance: a test of a multiple screen model // Organizational behavior and performance, 1978, vol. 20.

отношений, приобретение практического опыта способствует изменению и развитию самого мышления.

Из анализа соотношений допонятийного и понятийного мышления вытекает основной принцип организации процесса мышления - это обратимый перевод пространственно-предметных психических структур или наглядных образов на символический оперативный язык речевых сигналов. Процесс мышления имеет место только тогда, когда под словесным понятием кроется конкретное образное содержание; с другой стороны, возникающие в голове образы могут стать основой мыслительного акта, если они получают символическое (словесное или формально-знаковое) оформление1. Внезапно возникающее решение мыслительной задачи иногда называют интуицией. В отличие от мышления интуицию нельзя назвать процессом, она одномоментный акт, поскольку возникновение интуитивного решения недоступно сознательному наблюдению. Поиск доказательства правильности интуитивного решения осуществляется с помощью мышления.

В последние годы появилось немало работ, в которых авторы выделяют не только типы общественного сознания, но и виды специального мышления: политического, экономического, инженерного, экологического. На наш взгляд, есть необходимость введения понятия «управленческое мышление». Оно есть цель и результат становления профессионализма деятельности лидера как члена группы социума, выполняющей особую социальную функцию. Управленческое мышление является конкретизацией категории «идеальное» применительно к атрибуту социального строения общества - управления. Управленческое мышление имеет несколько стадий в своем развитии. На стадии возникновения проблемы, когда появляется чувство необходимости направленной напряженности, которая мобилизует творческие силы, управленческое мышление выполняет функцию осознания потребности решения и переходит к анализу ситуации. На стадии анализа происходит создание интегрального, целостного образа ситуации, который проясняет подлежащую решению проблему. Стадия решения сочетает элементы сознательного и подсознательного проникновения в суть, поиска механизмов реализации и обретения результатов.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

«Озарение», «инсайт» или «идея» решения происходит ожидаемо нежданно, его природа не имеет детерминированного описания. Оно, как и все творчество есть высший пик мыслительной активности, интеллектуальный скачок, перерыв постепенности, единство и борьба интуитивного и рационального, эмоционально-чувственного и эстетически-нравственного переживания. На исполнительной стадии управленческое мышление отслеживает соотнесенность модели решения с реальным процессом взаимодействия с объектом, допустимые отклонения и координирует идеальный продукт с материальным воплощением.

В продуктивном управленческом мышлении главным являются не столько алгоритмические процедуры, направленные на решение уже сформулированной задачи, сколько сама постановка проблемы, осмысление её значимости, актуальности, важности, сведение её к совокупности задач и определение алгоритмов их решения.

Процесс мышления заключается в мгновенном, едином акте схватывания, запечатления, сканирования, фиксации, осознания особенностей и специфики управленческой проблемы, определения объема и совокупности необходимых действий и операций, способных решить проблему, вектора развития потребного будущего объекта воздействия.

Управленческое мышление акцентирует активность на сложностях восприятия, на «пробелах» в знаниях, на неясных местах, отклонениях, нарушениях, внешних и внутренних несоответствиях норме и традиции. Стремление дойти до истины, обнаружить структурное ядро, истоки, перейти от неопределенного, неадекватного отношения к ясному, прозрачному видению основного противоречия, к состоянию, когда проблема схватывается целиком, составляет особенное в управленческом мышлении, поскольку оно отвечает за процесс трансформации к будущему, за сам момент перехода от идеального видения картины к его практическому воплощению.

Логика изложения готовых результатов существенно отличается от логики исследования, и по готовым результатам затруднительно судить о том, каким способом они получены. А побуждения, заставляющие стремиться к управленческой деятельности, вообще остаются нераскрытыми. Между тем поступки вытекают из потребностей, а не из мышления ли-

дера. Мышление есть лишь промежуточный этап между потребностью и достигнутым результатом.

Необходимо установить количественную зависимость между силою желания и результатами деятельности. Эта зависимость описывается законом Йеркса-Додсона и графически изображается кривой (см. рис. 1). Зависимость описывается формулой «чем сильнее желание, тем выше результаты». Но лишь до некоторого предела. Если мотивация переходит через этот пик, результаты ухудшаются.

■о

е

о

е

£

СГ)

Си

о.

Мотивация

Закон Йеркса-Додсона есть теоретическое обобщение множества разнообразных экспериментов, в числе которых были опыты такого типа. Испытуемому предлагается решить ряд задач общим числом двенадцать. За каждую задачу, решенную сверх этого, выплачивается премия. Она растет в геометрической прогрессии: вдвое, вчетверо, в восемь раз и т.д. Оказалось, что испытуемые, которым выплачивается вознаграждение, решают задачи лучше, чем контрольные группы, лишенные материального стимула. Но когда сумма вознаграждения становится слишком большой, выполнение задач ухудшается, так как из-за спешки и перевозбуждения появляются ошибки.

А.Н. Леонтьев внес существенную поправку в закон

кривой. В какой-то точке она пересекается с осью абсцисс. Это значит, что при очень сильных стимулах мысль оказывается вовсе парализованной, человек лишается способности принимать разумные решения. В крайне напряженных ситуациях может случиться паническая реакция. Но есть люди, у которых именно в условиях опасности мысль начинает работать особенно четко, быстро и продуктивно. Иными словами, в правой, нисходящей части кривой появляется всплеск, амплитуда которого может быть очень высокой. Поэтому уместнее говорить не о законе, а о правиле Йеркса-Додсона, учитывая, что оно не абсолютно и допускает исключения. В управленческой деятельности такие ситуации напряженности, когда принятие решения жизненно важно для предприятия в условиях дефицита информации и ресурсов, не являются экстремальными, они скорее норма, нежели исключение из правил. Поэтому знание проблемы стимулов и мотивов творчества приобретает особое значение для организаторов процесса обучения руководителей, стремящихся смоделировать творческое мышление лидера. Сами стимулы и мотивы, формируемые в процессе обучения, должны быть необходимо соотнесены с реальными жизненными ситуациями.

В процессе обучения результаты мыслительной деятельности, знания, умения и навыки передаются и усваиваются (интериоризируются) субъектом. Передаваться могут и собственные знания, и совместно, коллективно выработанные. Знания относятся как к предметному миру, так и к самому процессу решения тех или иных задач, к методологии принятия решений. Преподаватель может быть лишь посредником (медиатором) в усвоении руководителем общественно значимых управленческих знаний. Сам процесс усвоения материала имеет противоречивый характер. С одной стороны, мышление менеджера обогащается новыми средствами, ведущими к расширению его профессиональных возможностей, а с другой - индивид освобождается от самостоятельной мыслительной работы по выработке этого знания, его мышление активизируется лишь при усвоении знаний. При разработке проблемы «мышление и управление» необходимо ввести четкое разграничение внешнего и внутреннего управления деятельностью. И первое, и второе могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Эмоциональная регуляция мыслительного процесса - пример внутреннего, непроизвольного управления

мыслительной деятельностью. Формирование аффективных методов реакции лидера специальными воздействиями экспериментатора и механизмов самостоятельного целеобразова-ния, - пример внешнего произвольного, целенаправленного управления познавательной деятельностью. Внешнее управление всегда соотнесено с внутренними механизмами само-

1

регуляции мыслительной деятельности .

Американский психолог Дж. Уотсон выделил три основные формы обучающего процесса, которые, на наш взгляд, относятся и к воспроизводству навыков управления и руководства. К первой относится простое развертывание речевых умений, воспроизведение текста без изменения порядка слов, основных практических навыков как простого повторения. Ко второй относится решение задач, имеющих сложный алгоритм решения, редко встречающихся проблемных ситуаций, которые требуют теоретического описания и анализа. К третьей группе можно отнести решение новых задач, которые ставят субъекта в тяжелое положение, требующее словесного решения до того, как будет предпринято явно выраженное действие. Эта форма, по Дж. Уотсону, представляет собой лишь небольшую часть поведения человеческого существа, которое, будучи освобождено от несущественных, преходящих моментов, тождественно с поведением крысы, впервые помещенной в лабиринт. Человек есть животное речевого поведения. Дж. Уотсон подчеркивает, что приемы мысленного сосредоточения - центральные навыки любого процесса обучения, что они применимы во всех сферах2.

На наш взгляд, не совсем верно трактовать управленческое мышление только как механизм получения, обработки и передачи информации. В этом случае не различаются информационно-кибернетические и собственно психологические системы, не принимается во внимание субъектная обусловленность мышления, не анализируются смыслооб-разование, целеобразование, эмоционально-мотивационная регуляция мышления, развитие мыслительных процессов.

При исследовании мышления мысленное моделирование событий иногда считают сущностью мышления, однако сам

1 См.: Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

2 См.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научн. ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. М., 1997.

процесс этого моделирования остается скрытым. Структура мышления лидера - это специфическая взаимосвязь видов мышления, используемых в процессе принятия решений. Сами взаимосвязи элементов мыслительного процесса в силу его идеальности проявляют себя в результатах принятых решений, т.е. в снятом виде. В зависимости от уровня профессионализма руководства, от выполняемых функций, от поставленных задач в большей степени будет проявляться тот или иной вид мышления. Вследствие того, что управленческое мышление оперирует постоянно меняющейся социальной информацией, функционирует в изменчивой обстановке, связано с объектом управления, которым являются люди с разнонаправленными интересами, потребностями и идеалами, обусловлено необходимостью решать новые, не повторяющиеся задачи, т. е. непрерывно применять творческий подход, оно адекватно креативному мышлению. Управленческое (креативное) мышление формируется как навык процесса обучения специальности.

Бураканова Г.М., Аким К.С. Особенности управленческого мышления. Мышление лидера представляет собой специфическую взаимосвязь различных видов мышления, используемых в процессе принятия решений. Стремление дойти до истины, обнаружить структурное ядро - особенность управленческого мышления.

Ключевые слова: лидер, управленческое мышление, категория, творчество.

Burakanova G.M., Akim K.S. Features of managerial thinking.

The thinking of the leader is a specific interconnection of the different types of thinking used in the decision-making process. The desire to reach the truth, to discover the structural core, is the peculiarity of managerial thinking.

Keywords: leader, managerial thinking, category, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.