Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АНГЛЙИСКОГО АРГО В КИНОФИЛЬМАХ'

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АНГЛЙИСКОГО АРГО В КИНОФИЛЬМАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКОЕ АРГО / КИНОФИЛЬМЫ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ускова А. И.

Статья посвящена рассмотрению основных тенденций употребления английского арго в кинематографе. Анализируются причины использования данного типа лексики в кинофильмах. Основное внимание уделяется функциям арго.The article is devoted to the main tendencies in the use of English argot in the cinematography. The reasons for the use of this type of vocabulary in the movies are analyzed. Special attention is paid to the functions of argot.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АНГЛЙИСКОГО АРГО В КИНОФИЛЬМАХ»

УДК81'276.45

Ускова А.И., к.филол.н.

доцент

кафедра иностранных языков Воронежский государственный технический университет

Россия, г. Воронеж ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АНГЛЙИСКОГО АРГО В

КИНОФИЛЬМАХ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных тенденций употребления английского арго в кинематографе. Анализируются причины использования данного типа лексики в кинофильмах. Основное внимание уделяется функциям арго.

Ключевые слова: Английское арго, кинофильмы, демократизация, функции арго

FEATURES OF THE USE OF THE ENGLISH ARGOT IN MOVIES

Abstract: The article is devoted to the main tendencies in the use of English argot in the cinematography. The reasons for the use of this type of vocabulary in the movies are analyzed. Special attention is paid to the functions of argot.

Keywords: English Argot, movies, democratization, functions of argot

Кинематограф - это вид искусства, который занимает значительную часть той или иной культуры. По кинофильмам можно проследить историю целых поколений, т.к. они отражают не только вымысел, но и реальные события, происходящие в действительности. Наряду с визуальной составляющей, в кинофильмах огромную роль играет «слово». При этом, язык кино, являясь коммуникативной системой, используется в качестве средства передачи социальных характеристик героев с одной стороны, а также как диалог режиссера со зрителем в широком понимании, с другой.

В настоящее время наблюдаются процессы демократизации культуры, и как следствие языка. Подобные процессы являются глобальными и присущи любой культуре и языку. Все это приводит к изменению содержания культурного компонента кинематографа в зависимости от запросов целевой аудитории.

В данной статье мы ставим перед собой цель рассмотреть зависимость между жанровыми особенностями кинофильмов и тенденциями употребления в них английского арго. Материалом исследования послужили наиболее рейтинговые драматические криминально-детективные сериалы США и Великобритании за последние пять лет: "True Detective" и " Peaky Blinders".

Среди разнообразных жанров современного кинематографа большой популярностью среди зрительской аудитории пользуются боевик, криминал и триллер. В фильмах данного рода действие и основной конфликт обычно разворачиваются между силами правопорядка и преступным миром. Необходимо отметить, что о жанровой специфике кинофильмов можно

судить даже по самим их названиям: "Killing Them Softly", "Gangster Squad", "American Gangster", "Gangs of New York", "Lock, Stock and Two Smoking Barrel", "Prison Break", "Snatch", "How to Rob a Bank", "Smokin' Aces", "Blow" и т.д.

Подобные фильмы, изобилующие сценами насилия, обусловливают использование разнообразных нелитературных средств языковой выразительности, в частности арго. Главной целью режиссеров в данном случае становится наиболее реалистичное описание преступного мира.

В кинофильмах, посвященных тюремной тематике, создатели стремятся воссоздать все реалии, присущие криминальному сообществу как можно более правдоподобно. Особое внимание в таких фильмах уделяется изображению криминальной иерархии, от самой низшей ступени, занимаемой невлиятельными и впервые попавшими в места заключения преступниками - fish, rat, snitcher до самой вершины, принадлежащей «авторитетным» заключенным - daddy, man with juice, big time. Помимо иерархии преступников в кинофильмах часто присутствуют различные названия алкоголя и наркотиков: brew, big H, dope, junk, snow.

Посредством арготической лексики в художественных фильмах возможно воссоздание специфической «тональности» или атмосферы действия. Благодаря семантическому богатству, эмотивности и экспрессивности арго точно передает эмоциональные состояния героя, его чувства и мысли. Наиболее часто арго используется в качестве своеобразного социального маркера, обозначающего причастность к преступному миру, и выполняя, таким образом, характеризующую функцию для создания речевого портрета персонажа.

Так, например, происходит в первом сезоне сериала "True Detective", посвященному истории о двух детективах полиции штата Луизиана, пытающихся на протяжении 17 лет раскрыть дело о таинственном убийстве. Вот как один из главных героев, Растин Коул рассказывает о своей жизни и службе в полиции: "Street rips, knocking down doors, and within 3 months I was ripping off couriers or ending up in a Ramada Inn with a couple of fuckin' eight-balls. Oh, yeah. Somewhere in there, Claire left, and somewhere in there, I emptied a 9 into a cranked for injecting his infant daughter with crystal" [4]. Большое количество арготизмов в речи полицейского (ripping off -a robbery; a theft; a swindle [1, p.541]; eight-balls - a mixture of crack cocaine and heroin [1, p.233]; 9 - 9mm pistol [1, p.721]; cranked - stimulated by methamphetamine or amphetamines [1, p.170]; crystal - a powdered narcotic, especially methamphetamine [1, p.177]) свидетельствует о том, что герой в силу своей профессии знаком со всеми реалиями и буднями полицейской жизни не понаслышке. Факт работы под прикрытием для ликвидации наркобанд также отражается в данном примере, т.к. «имитируя» жизнь преступника невозможно избежать употребления их универсального языка общения.

Кроме того большое количество арготизмов передает эмоциональное состояние героя, его горечь, злость и боль, которая даже с течением времени

не притупились, выполняя экспрессивную функцию. Подобный объем арго обусловливается желанием Растина Коула как можно быстрее сообщить данную информацию, а арго представляет собой наиболее эффективный и информативный способ ее передачи. Важно отметить тот факт, что, несмотря на большое количество арготизмов, они не препятствуют восприятию речи героя, что указывает на тематическую мотивированность их употребления.

Английское арго в кинофильмах также может служить приметой определенной эпохи или определенного исторического периода. Английский язык вместе со всеми его подсистемами постоянно эволюционирует, отражая на всех уровнях новые понятия, возникающие в окружающем мире. С течением времени происходит устаревание одних и появление новых лексических единиц, расширяющих границы его выразительных средств.

Функцию воссоздания примет определенной эпохи английское арго выполняет в британской криминальной драме "Peaky Blinders". Данный телесериал, основанный на реальных событиях, рассказывает о становлении группировки цыганских бандитов в начале XX века в Великобритании. Для того чтобы ярко и реалистично передать жизнь цыганского клана в Бирмингеме 20-х годов прошлого века создатели фильма включают в речь своих героев большое количество арго. Подобный шаг полностью стилистически оправдан, ведь герои - настоящие цыгане, периодически говорящие на кэнте - древнем арго преступников. Однако, несмотря на криминальную деятельность семьи Шелби, они стараются воспитывать своих детей в лучших традициях, стараясь при них не говорить на «Шелта»:

"Ada, we're in the servants' quarters, because it's where the fucking booze is

kept".

"Arthur, find better words".

"Hey, Pol, does swearing in Gypsy count?"

"There is no reason for us to be speaking Rocka or Shelta in any case" [3].

Помимо Shelta, т.е. арго цыган, в данном диалоге употребляется еще один арготизм - booze (a drink [2, p.101]), зарегистрированный в словаре Дж.К. Хотена "A Dictionary of Modern Slang, cant and Vulgar Words" еще в 1860 году. Используя подобные включения в диалогах, создатели кинофильма рисуют достоверные образы принадлежащих к узкой социальной группе героев, а также непосредственно указывают на исторический период, в который разворачивается действие картины.

Следует отметить, что жанровое своеобразие кинофильма, контекст ситуации, наряду со спецификой характеров героев диктует употребление арготизмов, их тематическую и стилистическую обусловленность, мотивированность. Английское арго выполняет характеризующую, экспрессивную, а также функцию воссоздания примет определенной эпохи для передачи живости звучащей речи и эмоционального состояния героев.

Использованные источники: 1. Dalzell T. The Concise New Partridge Dictionary of Slang and Unconventional

English / T.Dalzell, T. Victor. - Routledge, 2007. -740 p.

2. Hotten J. A Dictionary of Modern Slang, cant and Vulgar Words / J.Hotten. -London, 1960. - 514 p.

3. Peaky Blinders. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://voriginale.tv/video/peaky-blinders/ (дата обращения 03.02.17).

4. True Detective. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //vori gi nale. tv/video/true-detecti ve/(дата обращения 03.02.17).

Утемуратова Д.Ш. ассистент Бердакова Г.Ш. ассистент

кафедра ПВБ, неврологии и эндокринологии

Нукусский филиал

Ташкентский педиатрический медицинский институт

Республика Узбекистан ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ

Резюме. Статья посвящена изучению типологических особенностей физического развития студенческой молодежи, проживающих в Республике Каракалпакстан. Выявлено, что более динамично развивающейся группой у всех обследуемых лиц является группа с астеническим типом телосложения.

Ключевые слова: типологические параметры, физическое развитие, Каракалпакстан

В последнее время на фоне изменившихся социально-экономических и экологических условий определяются отчетливые негативные сдвиги в состоянии здоровья студенческой молодежи в Республике Каракалпакстан. По мнению специалистов, отклонения в состоянии здоровья, сформировавшиеся в юношеском возрасте, снижают возможности реализации важнейших социальных и биологических функций при вступлении в социально-активный период жизни [1,2, 3]. Решение проблем контроля функционального состояния и физического развития студентов, обучающихся в вузах Каракалпакстана, с целью их улучшения, представляется необходимым и своевременным.

В настоящем исследовании были использованы показатели, которые позволили в полной степени определить уровень развития определенных физических качеств. Всего было обследовано 248 студентов на протяжении обучения с первого по четвертый курс, из них 38% - юноши, 62% - девушки. При изучении типологических особенностей физического развития студентов ВУЗов Республики Каракалпакстан, а также их динамики за время обучения, было выявлено, что частота встречаемости различных типов телосложения достоверно отличалась у юношей и девушек в период каждого года обучения. В динамике наблюдалось увеличение значений показателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.