14. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
14.1. ОСОБЕННОСТИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЕВЕРО-КАВКАЗКИХ РЕСПУБЛИК
Гитинов А.Г., адъюнкт, Академия управления МВД России Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье автор обосновывает особенности угроз экономической безопасности Северо-Кавказких Республик. Приведены аргументы в пользу расширения и концентрации полномочий по правоохранительному обеспечению экономической безопасности в органах внутренних дел.
Ключевые слова: классификация угроз, экономическая безопасность, противодействие экономической преступности
FEATURES THREATS TO ECONOMIC SECURITY OF THE NORTH CAUCASIAN REPUBLICS
Gitinov A.G., Academy of Management of the Russian Interior Ministry
Annotation: The author justifies the particular threats to economic security of the North Caucasian republics. Arguments in favor of the expansion and concentration of law enforcement powers to ensure economic security in the internal affairs bodies.
Keywords: classification of threats, economic security, combating economic crime
Необходимость создания отдельного Северо-Кавказ-кого федерального округа вызвано тем, что республики данного округа представляются наиболее сложными в плане социально-экономического развития, на протяжении многих лет являются депрессивными и дотационными, а некоторые и сверхдотационными. Связано это с тем, что Россия в процессе реформирования и перехода от планово-экономической к рыночным отношениям не учла особенности ее угроз, поскольку унифицированный подход к проведению экономических реформ без учета природно-географических, социально-демографических и экономических условий привело к многочисленным проблемам.
Так в республиках Северного Кавказа находят проявление практически все виды угроз экономической безопасности, присущие субъектам Федерации и самой Российской Федерации в целом. Анализ позволяет выявить наиболее существенные угрозы, специфические именно для республик Северного Кавказа, в силу их геополитического положения, этнокультурных особенностей и состояния экономики региона.
При ориентированной оценке угроз экономической безопасности Северо-Кавказких республик обычно они классифицируются:
- по источникам возникновения - на внутренние и внешние;
К внутренним угрозам можно отнести:
- огромный реальный дефицит республиканского бюджета и полная финансовая зависимость республик
от поступлений из федерального Центра;
-глубокая территориальная дифференциация уровня экономического и социального развития районов и городов;
- криминализация экономики, слабость и коррумпированность, особенно в финансово-кредитной сфере, обостряющей проблемы финансовой безопасности региона;
- свертывание производства на предприятиях АПК в связи с ограниченностью заказов и спроса на данную продукцию, в силу ее слабой конкурентоспособности как на внутренних, так и на внешних рынках;
- критический объем избыточной рабочей силы в регионе - безработица за пределами пороговых значений экономической безопасности;
- низкий жизненный уровень большинства населения
- кризис социальной сферы, более глубокий, чем в среднем по России (резкая имущественная дифференциация по доходам).
Угрозу экономической безопасности представляют следующие внешние факторы:
- недостаток, противоречивость и отставание законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, их неадаптированность к функционированию экономики республик в экстремальных условиях;
- отсутствие механизма реализации прав, полномочий и ответственности властных структур, как субъектов Российской Федерации, так и федерального «центра»;
-нестабильность и ненадежность правовых основ, а также отсутствие гарантий планируемой финансовой помощи из федеральных источников;
- разрыв производственно-хозяйственных связей между предприятиями Северо-Кавказких республик и регионов России, а также стран СНГ;
-продовольственная зависимость республик от регионов России и импорта из зарубежных стран;
- слабость внешнеэкономических связей;
- социально-политическая нестабильность и неблагоприятный инвестиционный климат на Северном Кавказе.
Необходимо отметить, что такое классифицирование угроз экономической безопасности Северо- Каквказких республик в большинстве случаев достаточно условно. Как правило, каждая угроза имеет в определенной мере комплексный характер, в котором задействованы признаки разных классификационных групп.
Например, в Республике Дагестан есть угроза потери своей ниши на общероссийском рынке, проигрыша в борьбе с другими регионами-конкурентами. На первый взгляд, это внешняя угроза, вызванная действиями на рынке конкурентов. Однако в ряде случаев глубинные причины и источники этой угрозы экономической безопасности лежат в самой республике. Это может быть низкая конкурентоспособность продукции из-за плохого его качества или высоких издержек производства, неумелое продвижение продукции на рынке, неэффективная реклама, да и просто недостаточно хорошо построенные взаимоотношения с потребителями, в результате чего они ушли к конкурентам.
Другой пример, весьма актуальный сейчас для большинства регионов и отраслей, высокий износ основных фондов, прежде всего, оборудования, и угроза
Бизнес в законе
3'2011
утери производственного потенциала. Казалось бы, это производственная угроза, куда ее обычно и относят. Однако возникновение этой угрозы произошло в финансовой сфере в результате недостаточности инвестиционных ресурсов, а подчас и направления амортизации, предназначенной на воспроизводство и поддержание элементов основного капитала на текущие нужды, в следствие чего понижение капитализации предприятий и их привлекательности для инвестиционной деятельности.
Следует также заметить, что если применительно к стране в целом под внешними угрозами экономической безопасности понимаются угрозы, исходящие от других стран или международных финансовых организаций, то применительно к отдельной республике внешними являются и угрозы, исходящие от российских партнеров и вообще от изменения ситуации внутри страны.
Также как и региональные интересы в области экономики, угрозы экономической безопасности должны быть ранжированы по уровням, первоочередности и источникам возникновения. Ранжирование угроз необходимо для того, чтобы:
- выбрать для каждой угрозы адекватные ей меры по ее устранению;
- определить адресность выработки и реализации мер по устранению угроз;
- определить приоритетность (очередность) устранения угроз.
Главной угрозой экономической безопасности региона (угрозой высшего уровня) является снижение всех видов доходов населения до уровня, вызывающего социальные конфликты и нарушающие общественное спокойствие.
Эта главная угроза находит свое конкретное выражение в:
- низких реальных доходах населения;
- высоком уровне бедности;
- расслоении населения на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
- росте безработицы;
- недоступности для широких слоев населения образования, медицинских услуг, культуры, жилищнокоммунальных благ.
Перечисленные угрозы экономической безопасности взаимосвязаны и не только все вместе, но и каждая из этих угроз по своим последствиям представляют серьезную опасность для настоящего и будущего Северо-Кавказких Республик.
На сегодняшний день многие из этих угроз продолжают действовать, некоторые нейтрализованы, но и появились новые. Например - терроризм, хотя и является результатом политических или религиозных противоречий, однако серьезно усугубляет и без того нелегкое социально-экономическое положение региона, что приводит к огромным экономическим потерям.
Для решения задач обеспечения экономической безопасности региона первостепенное значение имеет упреждение еще только зарождающихся угроз, а не пассивное следование за негативными для региона событиями.
К примеру, Республика Дагестан находится в сложном социально-экономическом положении. Экономическая отсталость усугубляется расцветом коррупции, ростом активности криминальных элементов, усилением террористической опасности, слабым развитием рыночных отношений. Все это порождает замкнутый
круг проблем, когда низкий платежеспособный спрос и значительные риски предпринимательской деятельности сводят на нет инвестиционную привлекательность региона, что в свою очередь усиливает деградацион-ные тенденции в экономике и рост социальной напряженности.
Основными проблемами социально-экономического развития Республики Дагестан является высокий уровень безработицы (22,5% экономически активного населения по методологии МОТ) и бедности населения (52,7% живут на доходы ниже прожиточного минимума). Данные проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной экономической политики в республике, отрицательно влияют на общественнополитическую обстановку в регионе.
Расслоение населения на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей, что подталкивает молодых безработных к совершению преступлении порой самых жестоких.
В настоящее время одна из опасных угроз для региона является коррупция, как отметил президент РФ Д.А. Медведев в своем послании федеральному собранию 12 ноября 2009г., коррупция на Северном Кавказе достигла беспрецедентных масштабов. Это можно отметить и как результат недостаточно эффективной организации работы правоохранительных органов, отсутствие взаимодействия ОВД с органами исполнительной власти.
Криминологическая ситуация в регионе требует адекватного реагирования на нее всей правоохранительной системы и модернизации ее к функционированию в новых рыночных условиях.
Выявление и решению местных проблем наиболее эффективно может осуществляется местными органами власти как наиболее приближенными к населению.
Необходимо акцентировать внимание на население проживающие в горной и предгорной местности, которые находятся в полуизолированном положении. Ухудшает их ситуацию отсутствие необходимой социальной инфраструктуры и комплексного обустройства села, низкий уровень образования и дефицит профессиональных кадров, малопривлекательность и низко-оплачиваемость труда в сельском хозяйстве.
Так, например, стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 года, должна быть ориентирована на комплексный подход, и в целом на разработку и реализацию долгосрочной стратегии развития Северо-Кавказких республик.
Таким образом, в зависимости от источника угроз и причин их возникновения, необходимо определить пути решения по каждой отдельно взятой угрозе. Кроме того, целесообразно ставить и решать задачи упреждающего характера, поскольку проблемы взаимосвязаны.
Список литературы:
1. Ахмедуев А.Ш. Экономическая безопасность республики Дагестан (Вопросы методологии). - Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1998. С.31.
2. Федеральная служба государственной статистки по Республике Дагестан 2008.
Reference list:
1. Ahmeduev A.SH. The economic security of the Republic of Dagestan (Methodological issues). - Makhachkala: ISEI DSC RAN, 1998. P.31
2. Federal State Statistics Service of the Republic of Dagestan in 2008.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью соискателя кафедры организации финансовоэкономического и тылового обеспечения Гитинова Ахмеда Гаджиевича на тему: Особенности угроз экономической безопасности Северо-Кавказкого региона.
В современных сложных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы обеспечения экономической безопасности Северо-Кавказкого региона. В настоящей статье, Гитинов А.Г. на примере Республики Дагестан проводит анализ оперативной обстановки в сфере экономики, определяет источник угроз экономической безопасности региона.
В статье отражен разноплановый опыт теоретических и практических исследований по нейтрализации угроз и совершенствования деятельности субъектов по обеспечению экономической безопасности региона.
Актуальность обращения к региональной экономической безопасности, как фактору экономической стабильности государства подтверждается тем, что институциональная слабость регионов в современной экономике представляет собой реальную угрозу.
Содержание данной статьи характеризуется теоретической и практической глубиной проработки обсуждаемых проблем экономической безопасности региона.
В целом, статья Гитинова А.Г. соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, и рекомендуется для опубликования.
Профессор кафедры ОФЭ и ТО
АУ МВД России
д.э.н., профессор В.Ф. Гапоненко