Научная статья на тему 'Особенности уголовно-правовой политики государства в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних'

Особенности уголовно-правовой политики государства в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПОВТОРНОЕ СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОСУЖДЕННЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овсянников Виктор Анатольевич

Перед отечественной правоохранительной системой, на современном этапе ее развития, постоянно возникают различные угрозы и вызовы. Одной из таких угроз выступает преступность, а именно, наиболее опасные ее виды как рецидивная и преступность несовершеннолетних. Рецидивную преступность можно считать наиболее опасным, реально угрожающим национальной безопасности криминальным феноменом, который вызывает обоснованное беспокойство как общества, так и государства. Еще более опасной становится ситуация, когда в преступную деятельность вовлечены несовершеннолетние. Вместе с тем значительное количество из числа совершающих преступления несовершеннолетних уже обладают преступным прошлым, имеют неснятую или непогашенную судимость. Методологическая основа проведенного исследования представлена комплексом общенаучных и специальных методов познания, а именно таких как системный, логический, аналитический, обобщение, логико-правовой анализ. Достигая совершеннолетия, большая часть преступников, отбывших наказания в местах лишения свободы, совершают более тяжкие повторные преступления, образуя ядро рецидивной преступности. Причиной этому, на наш взгляд, является и несовершенство уголовно-правовой политики государства в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних. Указанные выше обстоятельства обозначают необходимость детального исследования и глубокой законодательной проработки возникающих вопросов, связанных с повторным совершением несовершеннолетними преступлений. Целью данной статьи является определение основных недочетов уголовно-правовой политики государства в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних и попытке предложить варианты их устранения. Выводы указанные в статье, дают возможность предположить, что учет при установлении рецидива преступлений, совершенных в возрасте до 18 лет, позволит целенаправленно и планомерно применять в отношении преступника всех возможностей правоохранительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности уголовно-правовой политики государства в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних»

Особенности уголовно-правовой политики государства в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних

Овсянников Виктор Анатольевич

адъюнкт, факультет подготовки научно-педагогических и научных кадров, Мзсковский университет МЗД

России имени В.Я. Кикотя

117437, Россия, г. Мзсква, ул. Академика Волгина, 12 И setiller@mail.ru

Статья из рубрики "Профилактическая деятельность полиции"

Аннотация.

Перед отечественной правоохранительной системой, на современном этапе ее развития, постоянно возникают различные угрозы и вызовы. Одной из таких угроз выступает преступность, а именно, наиболее опасные ее виды как рецидивная и преступность несовершеннолетних. Рецидивную преступность можно считать наиболее опасным, реально угрожающим национальной безопасности криминальным феноменом, который вызывает обоснованное беспокойство как общества, так и государства. Еще более опасной становится ситуация, когда в преступную деятельность вовлечены несовершеннолетние. Вместе с тем значительное количество из числа совершающих преступления несовершеннолетних уже обладают преступным прошлым, имеют неснятую или непогашенную судимость. Методологическая основа проведенного исследования представлена комплексом общенаучных и специальных методов познания, а именно таких как системный, логический, аналитический, обобщение, логико-правовой анализ. Достигая совершеннолетия, большая часть преступников, отбывших наказания в местах лишения свободы, совершают более тяжкие повторные преступления, образуя ядро рецидивной преступности. Причиной этому, на наш взгляд, является и несовершенство уголовно-правовой политики государства в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних. Указанные выше обстоятельства обозначают необходимость детального исследования и глубокой законодательной проработки возникающих вопросов, связанных с повторным совершением несовершеннолетними преступлений.Целью данной статьи является определение основных недочетов уголовно-правовой политики государства в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних и попытке предложить варианты их устранения.Выводы указанные в статье, дают возможность предположить, что учет при установлении рецидива преступлений, совершенных в возрасте до 18 лет, позволит целенаправленно и планомерно применять в отношении преступника всех возможностей правоохранительной системы.

Ключевые слова: административный надзор, преступность несовершеннолетних, несовершеннолетние, рецидивная преступность, уголовный закон, преступление, уголовно-правовая политика, повторное совершение преступления, организованная преступность, осужденный

DOI:

10.7256/2454-0692.2018.5.27747

Дата направления в редакцию:

30-10-2018

Дата рецензирования:

31-10-2018

На современном этапе развития нашего государства, перед отечественной правоохранительной системой постоянно возникают угрозы и вызовы, порожденные массой различных причин. Одной из таких угроз является преступность, а именно, наиболее ее опасные виды как рецидивная и преступность несовершеннолетних.

Ни для кого не является секретом то, что здоровая духовно и физически молодежь, является главной ценностью для динамически развивающегося государства, является фундаментом его поступательного развития в целом. Однако такое негативное явление как преступность несовершеннолетних может разрушить любые успехи семьи, общества и государства, подорвать тысячелетние духовные и социальные традиции нации.

Различные молодежные течения негативного толка, такие, к примеру, как «А.У.Е» вмешиваются в развитие личности несовершеннолетнего, разрушая неокрепшую психику, формируют у него крайне негативное отношение к общественным институтам, семье и втягивают его в тюремную субкультуру.

Согласно официальной статистике, только за 2017 год выявлено 42504

несовершеннолетних лица [4, с- 43], совершивших преступления. Данный показатель говорит о необходимости совершенствования механизмов предупредительной деятельности, направленной на снижение численности вовлеченных и вовлекаемых несовершеннолетних лиц в преступную деятельность.

Вместе с тем значительное количество из числа совершающих преступления несовершеннолетних уже обладают преступным прошлым, имеют неснятую или непогашенную судимость. Обратимся к статистическим данным для соотнесения общего числа осужденных с числом осужденных несовершеннолетних, учитывая совершаемые преступления лицами, имеющими судимость. Так, из числа осужденных в 2016 г. доля лиц, совершивших преступления с непогашенной и неснятой судимостью, составила 29,8 % (22 1250 чел.), из них 3965 несовершеннолетних (за 2015 г. 23 4285 чел. и 4067 чел. соответственно). При этом 1500 в 2016 г. (1568 в 2015 г.) несовершеннолетних осуждены за совершение особо тяжких преступлений. Из 2800 человек, содержащихся в воспитательных колониях, 39,6 % осужденных ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Назначено наказание в виде лишения свободы (реального) в 2016 г. 206 134 всего, в том числе 3856 - несовершеннолетним (за 2015 г. 21 1170 чел., из них 3960 - несовершеннолетним) [5, с- 367-3711.

Достигая совершеннолетия, большая часть преступников, отбывших наказания в местах лишения свободы, совершают более тяжкие и дерзкие повторные преступления, образуя ядро рецидивной преступности. Причиной этому, на наш взгляд, является и

несовершенство норм уголовного законодательства Российской Федерации.

Состояние рецидивной преступности в настоящее время, а также рост ее удельного веса в общей массе совершаемых на территории России преступлений, обусловили необходимость установления временных ограничений прав и свобод, а также административных мер контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления.

Стоит отметить, что в рамках реализации уголовно-правовой политики государства, важное значение обретают вопросы, связанные с формированием системы норм о преступлениях, совершаемых повторно лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также с приведением этой системы в максимальное соответствие с реальными потребностями общества в уголовно-правовом регулировании.

Согласно вышесказанному, важное место в деятельности по предупреждению рецидивной преступности занимает административный надзор, осуществляемый полицией за установленной категорией лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В качестве меры принудительно-воспитательного характера, административный надзор достаточно подробно регламентируется законом и реализуется лишь в отношении той категории освобожденных из мест лишения свободы, поведение которых может представлять реальную угрозу рецидива. Однако, достаточно эффективный и доказавший свою значимость институт административного надзора, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в силу существующей уголовной политики государства, не задействуется в отношении несовершеннолетних, и этому есть ряд объективных причин.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 18 У головного кодекса Российской Федерации (Далее - УК РФ) рецидивом преступления признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. В свою очередь пунктом «б» части 4 статьи 18 УК РФ определено, что при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет. Следовательно, размер наказания осужденному необходимо назначать на общих основаниях. С учетом подобных обстоя1 тельств приговор суда исключает определение о наличии в действиях осужденного рецидива. При этом, следствием чего, снижается срок назначенного наказания, снижается и эффект профилактического воздействия на осужденного.

Отсюда следует вывод, что согласно нормам уголовного законодательства России рецидивной преступности несовершеннолетних нет, а в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за

лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (Далее - Закон)

административный надзор устанавливается только судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение определенных преступлений.

Сложившаяся ситуация в теории уголовного права расценивается как противоречащая принципу с пра в е длив ос ти, з а кл юч а ющ а я с я в приме не нии на ка з а ния и иных ме р уголовно-правового характера с учетом характера и степени общественной опасности деяния, обстоятельств его совершения и личности совершившего преступление. Поэтому отдельные ученые предлагают учитывать судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, при признании рецидива, если виновный отбывал наказание

в воспитательной колонии, отрицательно характеризовался и переводился по достижении совершеннолетия в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующей как исправительная колония общего режима, или исправительную колонию общего режима [6, с- 33].

Указанные выше обстоятельства обозначают необходимость детального исследования и глубокой законодательной проработки возникающих вопросов, связанных с повторным совершением несовершеннолетними преступлений.

По вопросу о необходимости применения института рецидива и на несовершеннолетних преступников мы считаем, что основными критериями его признания должны быть характер поведения осужденного во время отбывания наказания, и общественная опасность совершенного деяния.

В связи с этим, нами предлагается изложить пункт «б» ч. 4 статьи 18 УК РФ в следующей редакции: «судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет, за исключением судимостей за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, за которое лицо реально отбывало наказание в виде лишения свободы».

Подобная формулировка нормы уголовного закона, конечно, может показаться достаточно жесткой, однако она позволит признавать рецидив преступлений при наличии судимостей, имевшихся у осужденного в возрасте до 18 лет. Данное положение будет наиболее соответствовать принципу справедливости и неотвратимости наказания, ибо положения УК РФ в настоящее время не позволяют полноценно воздействовать на личность несовершеннолетнего преступника, и формируют у него чувство вседозволенности и оправдания своего противоправного поведения.

Учет при установлении рецидива преступлений, совершенных в возрасте до 18 лет, позволит целенаправленно и планомерно применять в отношении преступника всех возможностей правоохранительной системы. Также это обстоятельство откроет возможность установления административного надзора независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. При этом перед субъектами системы административного надзора откроются дополнительные возможности по наиболее раннему применению всех имеющихся у них возможностей по предупреждению рецидивной преступности и более эффективной ресоциализации ранее судимых лиц.

Библиография

1. Антонян Е.А. Личность рецидивиста: криминологическое и уголовно-исполнительное исследование: Диссер...д.юр.наук: 12.00.08 Москва, 2014. - 353 с.

2. Кириллов С.И. Уголовно-правовое предупреждение рецидива преступлений / С.И. Кириллов // Вестник юридического факультета Коломенского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)». 2015. № 10. С. 91-94.

3. Крайнова Н.А. Некоторые аспекты уголовной политики в сфере предупреждения рецидивной преступности в РФ / Н.А. Крайнова // Библиотека криминалиста. 2013. № 3. С. 206 - 215.

4. Статистический сборник «Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 года». - М.: Генеральная прокуратура, 2018. 52 с.

5. Чистяков А. А., Зинин Г.Ю. Криминологические возможности законодательного закрепления рецидива несовершеннолетних / А. А. Чистяков, Г. Ю. Зинин // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 3. С. 367-371.

6. Южанин В. Е., Армашова А. В. Проблемы рецидива преступлений и ответственности за него по уголовному праву России.-М.: Юрлитинформ, 2007. 187 с.

7. Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // «Российская газета». № 75 от 8 апреля 2011 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.